Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2страница 3
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине 9 2762.57kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине 4 1539.61kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине 4 1526.27kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине 7 1314.67kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине 5 1826.22kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине 2 499.95kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине 2 486.97kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине 4 1144.59kb.
Конспект лекций по данной дисциплине. Основное назначение содействие... 8 1145.85kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Теория и практика перевода» 1 181.34kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине теория машин и механизмов 1 175.1kb.
Методическая разработка по дисциплине «Эргономика» для выполнения... 1 111.36kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине - страница №1/3

Автор-составитель:

Волкова Светлана Геннадьевна ст. преподаватель
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы эргономики» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям 190701.65 Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожный транспорт). Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин и является обязательной для изучения. Данный учебно-методический комплекс рассмотрен и одобрен на заседании Учебно-методической комиссии РОАТ. Протокол №4 от 01.07.2011.

СОДЕРЖАНИЕ


Рабочая учебная программа по дисциплине ……………………………….

4

Конспект лекций по дисциплине ……………………………………………

8

Методические указания студентам ………………………………………….

43

Методические указания преподавателям ……………………………………

44

Вопросы к зачету………………………………………………………………

45




1.1 Цели и задачи ДИСЦИПЛИНы

Приобретение студентами знаний в области учета функциональных возможностей и особенностей человека в трудовых процессах с целью создания таких условий, методов и организации трудовой деятельности, которые делают труд человека наиболее производительным и вместе с тем способствуют его всестороннему духовному и физическому развитию, обеспечивают комфорт и безопасность работающему, сохраняют его здоровье и работоспособность. Изучение и учет человеческого фактора при проектировании и эксплуатации систем «человек – машина – окружающая среда» (СЧМ), предназначенных для управления про­цессами перевозок на железнодорожном транспорте.



1.2 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучив дисциплину, студент должен:

иметь представление об основных направлениях совершенствования эффективности СЧМ и методов повышения безопасности, производительности труда и улучшения условий для развития личности человека в процессе труда;

знать эргономические требования к проектированию СЧМ в целом, их специфику в условиях управляющей деятельности на железнодорожном транспорте; эргономические требования к каждому компоненту СЧМ: человеку-оператору (ограничения, свойственные человеческому организму, которые должны быть согласованы с характеристиками технических средств и параметрами производственной среды), техническим средствам, рабочим местам, производственной среде; эргономические основы эксплуатации СЧМ, направленные на создание условий, при которых обеспечивается сохранение здоровья оператора, максимальная производительность его труда; эргономические показатели эффективности и надежности функционирования СЧМ; методы повышения надежности СЧМ, в том числе АСУ на железно­дорожном транспорте; тенденциями развития эргономики.



уметь использовать методы эргономики при разработке и внедрении в производство эргономических принципов и рекомендаций; перечень эргономических требований к техническим средствам и рабочим местам организаторов процесса перевозок; технико-экономические расчеты при разработке эргономических мероприятий, направленных на совершенствование транспортных СЧМ, в том числе и АСУЖТ.

1.3. Содержание разделов и темы дисциплины

Раздел 1. Объект, предмет, цели и задачи эргономики

1.1 Объективные причины возникновения и история развития эргономики как научной дисциплины. Тенденции развития эргономики в нашей стране и за рубежом. Объект эргономики. Понятие о системах «Человек – машина – производственная среда» (СЧМ). Предмет исследования эргономики. Понятие об эргономичности. Критерии и количественные показатели эргономичности. Междисциплинарные связи эргономики.

1.2 Цели эргономических исследований. Основные задачи эргономики. Основные направления эргономических исследований на железнодорожном транспорте.

ВИДЫ РАБОТ С РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ ВРЕМЕНИ
Всего часов – 49

Лекционные занятия – 36 часов

Практические (семинарские) занятия – 0 часов

Самостоятельная и индивидуальная работа – 13 часа

Зачет (количество) - 1
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Примерный объем в часах




№ п/п

Раздел дисциплины и тема

Количество часов

1

РАЗДЕЛ 1.ВВЕДЕНИЕ




2

Тема 1. Объект, предмет, цели и задачи эргономики

4

3

Тема 2. Методы эргономики

4

4

РАЗДЕЛ 2. Цели, задачи и основные направления эргономических исследований




5

Тема 3.Причины возникновения и история развития эргономики

4

6

Тема 4. Инженерно психологический и психофизиологический методы эргономики

4

7

Тема 5. Деятельность и труд в эргономики

4

8

Тема 6. Содержание деятельности

6

9

РАЗДЕЛ 3. Тяжесть труда и функциональное состояние рабочего человека




10

Тема 7. Функциональное состояние человека

6

11

Тема 8. Специфика функциональных состояний работников железнодорожного транспорта

4




Итого:

36



ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Примерный объем в часах

п/п

Наименование темы

Количество часов

1

Тема 1. Законы эргономики

2

2

Тема 2. Производственная среда

2

3

Тема 3. Органы управления

6

4

Тема 4. Профессиональный отбор

3




ИТОГО

13



ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

ОБЕСЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

1.9 Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Основная литература:

1. Эргономика на железнодорожном транспорте: Учебное пособие Г.М. Грошев М.В. Иванов, И.Ю. Романова и др..; Под ред.Г.М. Грошева, М.В. Иванова-м.: ГОУ «Учебно- метадический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2009-390 с.


1.10 Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины

Материально-техническое и дополнительное информационное обеспечение для освоения дисциплины не требуется (компьютеры, программы и т.п.). Вся достаточная информация начитывается студентам на аудиторных занятиях и расположена на сайте университета.



КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Лекция 1

Объективные причины возникновения эргономики

Эргономика (от греческого ergon – работа, nomos - закон) как наука возникла несколько десятилетий назад, а ее зарождение относится к тому периоду развития человечества, когда люди научились сознательно изготовлять орудия труда, придавая им удобную для работы форму. Впервые термин “ ЭРГОНОМИКА” предложил польский естествоиспытатель Войтех Ястшембовский в 1857 году, когда опубликовал работу “ Очерки по эргономии, или науке о труде, основанной на закономерностях науки о природе”. Эта книга представляет собой теоретическое исследование, в котором предпринята попытка построить модель деятельности человека, базирующуюся на законах естествознания.

Выделяют несколько причин возникновения эргономики.

Во-первых, в конце ХIХ века началось активное образование крупного капиталистического производства: на смену сложному человеческому труду приходит простой машинный труд, т.е. человек выполняет вспомогательные операции для обслуживания машины. Ф.Тейлор (1856-1915) одним из первых начал исследование простого машинного труда. Он обосновал необходимость разделения трудовых функций работников на элементарные операции и стандартизированные движения. Рабочий рассматривался как элемент технологической системы производства, но не во взаимосвязи с элементами в системе “человек-машина”. Реализуется концепция инженерного проектирования методов работы.

Во-вторых, в конце ХIХ и начале ХХ века начинает уделяться большое внимание к условиям работы. В Англии, Германии, США и других развитых странах организуются специальные гигиенические и физиологические лаборатории и институты, изучающие влияние на организм человека трудовых процессов и окружающей его производственной среды. На основе результатов исследований трудовой деятельности человека возникает ряд дисциплин (биомеханика, психология, физиология труда и др.), которые решают задачу, как приспособить человека к машине, т.е. выявляются те особенности человека, которые следует учитывать при создании машины, чтобы он мог обслуживать её. Академиком Бехтиревым В. М. в 1921 году на первой Всероссийской инициативной конференции предлагается новый подход к организации труда: максимальная производительность при максимальной сохранности здоровья и гарантии всестороннего развития личности. Советским психологом В. Н. Мясищевым было предложено создать новую научную дисциплину – эргологию ( учение о работе человека). До этого ни одна дисциплина не изучала трудовую деятельность человека в целом. Необходимость обработки большого числа сложных , а иногда и противоречивых требований , создание оптимальных условий труда, научный подход к изучению являются важнейшими предпосылками к возникновению этой научной дисциплины. И хотя эргология в те годы так и не оформилась в самостоятельное научное направление, были определены её цели и задачи, намечены основные её проблемы и организационные формы исследований, выполнены первые прикладные работы.

Третей причиной послужил стремительный рывок прогресса в 40 годах ХХ века - начало II Мировой войны. В срочном порядке создавались новые виды военной техники и оружия, которые, поступая на вооружение армии, предъявляли к обслуживающему персоналу требования, превосходящие психофизиологические возможности человека. Поэтому первоочередной стала проблема приспособить “ работу к человеку”, т.е. спроектировать такое оборудование, которое бы учитывало границы человеческих возможностей

В 1949 году в Англии группой ученых было дано название новой научной дисциплине - эргономика. Ими было организованно Эргономическое исследовательское общество, которое занималось междисциплинарными исследованиями, направленных на выявление оптимальных условий деятельности человека

Четвертой объективной причиной возникновения эргономики послужила научно-техническая революция, которая произвела коренные, качественные изменения в производительных силах как целостной системе, включающей три основных компонента-средства труда, предмет труда и целесообразную деятельность человека. Изменения происходят непосредственно в сфере трудовой деятельности. Характер и содержание труда меняется: снижается объем физических нагрузок, работа приобретает характер преимущественно умственной деятельности. Повышаются требования к квалификации кадров, увеличивается доля высокоспециализированных специалистов в обслуживании автоматической техники и технологии. За человеком остаются функции наблюдения и контроля.


Объект, предмет и задачи эргономики
Эргономика - это научная дисциплина, комплексно изучающая трудовую деятельность человека в системах “человек- техника- окружающая среда”, с целью обеспечения её эффективности , безопасности и комфорта.

Объект исследования эргономики - система “человек-машина-окружающая среда”, или кратко система “ человек-машина” (СЧМ). Эти СЧМ – физические, целенаправленные, замкнутые системы, включающие человека как главное, решающее звено.

Предмет эргономики - конкретная трудовая деятельность человека, использующего машины.

Цели эргономики

1. Повышение эффективности СЧМ, под которым понимают особенность системы достигать поставленной цели в заданных условиях и с определенным качеством (достижение достаточной производительности с минимальными затратами энергии, материалов и без потерь, являющихся результатом ошибок). Достигается путем изначального проектирования относительно безошибочно действующих СЧМ – создания эргономически совершенной техники, подготовки хорошо обученных кадров.

2. Обеспечение безопасности труда: неучитывание человеческого фактора при эргономическом проектирование оборудования может привести к опасным действиям человека – оператора, из–за невозможности правильного и своевременного выполнения операций (по вине подобных просчетов происходит: 75% авиационных катастроф; 80% дорожных происшествий; 90% аварий на железнодорожном транспорте).

3. Обеспечение условий для развития личности человека в процессе труда, которое может быть достигнуто грамотным распределением функций между человеком и машиной.

В конце ХIХ века русский инженер И. И. Рихтер выпустил серию статей в журнале “Железнодорожное дело” под общим названием “Железнодорожная психология”, где уже в то время поднимал чисто психологические вопросы безопасности и безошибочности работы железнодорожного персонала: “Почему в железнодорожном деле, где безопасность в основном зависит от человека, внимание уделяется главным образом технике, а психологический аспект оттесняется на задний план?”. Этот вопрос актуален и в сегодняшние дни. Он рассматривал влияние индивидуальных качеств работников и их руководителей, взаимоотношений в коллективе, качество инструкций и т.д. на безопасность движения. По его мнению бывают два вида опасностей:

1 – нормальные, т.е. запрограммированные в данной деятельности;

2 – чрезвычайные, т.е. возникающие неожиданно: непредусмотренная поломка техники, ошибка оператора и т.д..

Начало ХХ века ознаменовало появлением новых, более скоростных видов транспорта (автомобильного и авиационного), расширением железнодорожного движения в городах (трамваи). Это дало толчок к развитию прикладной области психологии –психотехники, в частности психологии безопасности труда. Объект внимания – водительский труд. Создатель психотехники американский ученый Г. Мюнстерберг разработал специальную инструментальную методику предназначенную для оценки способностей к водительскому труду. Важнейшие качества: хорошее распределение внимания, быстрая ориентировка в сложившейся дорожной ситуации, способность предвидеть её развитие. Немецкий инженер Трамм дополнил: хорошее зрение и слух, высокая суставная чувствительность, хорошая память, способность противодействовать усталости, способность к работе с техникой. В итоге, отбирая по вышеуказанным показателям, число дорожных происшествий за 2 года уменьшилось более чем в 2 раза. Далее добавили : ловкость, экономное расходование сил, способность замечать опасные ситуации.

Несколько обособленно велись исследования безопасности летного труда. Выяснилось, что в 50% (в 229 из 460) случаях аварии, причиной явились ошибки летного состава, допущенные из – за плохого согласования техники с практической деятельностью.

Человеку свойственны некоторые ограничения, которые конструктору необходимо принимать во внимание.

Требования человека к технике находят своё выражение в такой целостной эргономической характеристике системы “человек – машина”, как эргономичность.

Под эргономичностью понимают свойство техники изменять эффективность трудовой деятельности в СЧМ в зависимости от степени её (техники) соответствия физическим, биологическим психологическим свойствам человека.

Эргономичность формируется на ряде свойств:


  • управляемость: свойство техники изменять эффективность выполнения человеком основной и вспомогательной работы при обеспечении необходимых технологических операций над предметом.;

  • обслуживаемость: свойство техники изменять эффективность выполнения человеком трудовых операций по приведению её в состояние готовности к функционированию и поддержанию этого состояния во времени ;

  • освояемость: характеризует эффективность приспособления техники к быстрому и высококачественному овладению её техническим и управляющим персоналом ;

  • обитаемость: эргономическое свойство техники, приближающее условия её функционирования к оптимальным с точки зрения жизнедеятельности работающего человека параметрам среды, а также обеспечивающее уменьшение или ликвидацию вредных последствий её воздействия на окружающую среду.

Основные критерии эргономичности – показатели использования живого труда человека:

1 – производительность труда: затраты времени на выполнение человеком единицы труда;

2 – качество труда: точность и безошибочность выполнения единицы труда;

3 – тяжесть (напряженность ) труда: степень совокупного воздействия всех факторов рабочей среды на здоровье и работоспособность человека.

Количественные показатели эргономичности технических средств оценивают:


  • Управляемость – среднее время занятости человека выполнением определенной единицы труда;

  • производительность труда или норма времени на единицу труда;

  • вероятность выполнения человеком определенной единицы труда с заданным качеством или процентом брака по его вине;

  • интегральный показатель работоспособности или тяжести труда человека в заданных условиях использования техники.

  • Обслуживаемость – среднее оперативное время занятости человека подготовкой техники к применению;

  • среднее оперативное время занятости человека восстановлением (ремонтом ) техники.

  • Освояемость – среднее календарное время профессиональной подготовки человека;

  • уровень квалификации технического персонала, необходимый для технического обслуживания техники; .
следующая страница >>