Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине 3 708.63kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине 9 2762.57kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине 4 1539.61kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине 4 1526.27kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине 7 1314.67kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине 5 1826.22kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине 2 499.95kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине 2 486.97kb.
Конспект лекций по данной дисциплине. Основное назначение содействие... 8 1145.85kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Теория и практика перевода» 1 181.34kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине теория машин и механизмов 1 175.1kb.
«Познай разнообразие культур у границы ес» 1 256kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине - страница №1/4



.
Автор-составитель:

Ветюгова Ирина Павловна, к.филол.н., доцент
Учебно-методический комплекс по дисциплине Духовная культура России составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и на основании примерной учебной программы данной дисциплины в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки инженера по специальности 190701.65 Организация перевозок и управление на транспорте Дисциплина входит в цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин специальности в блок дисциплин по выбору студентов, установленных вузом.

Содержание



Рабочая учебная программа по дисциплине ……………………………

4

Конспект лекций по дисциплине ………………………………………

12

Методические указания студентам …………………………………….

71

Методические указания преподавателям ……………………………

72

Вопросы к зачету по дисциплине …………………………………

73

Вопросы к дифференцированному зачету по дисциплине

74

.



Цели и задачи дисциплины
Курс «Художественная культура России XIX–XX вв.» является предметом изучения по выбору для студентов всех специальностей . В результате изучения спецкурса студенты получат зна­ния по узловым проблемам художественной культуры Рос­сии ХIХ–ХХ веков, скорректируют существующие у них знания в соответствии с новыми методическими подходами, расширят свой кругозор, ценностные ориентации и систе­матизируют имеющиеся знания по вопросам художествен­ной культуры, сформируют представление о динамике раз­вития отечественной культуры.

Получат некоторый опыт и умение анализа художе­ственных ценностей произведений искусства и их исполь­зования.


Изучив дисциплину студент должен:

1. Знать и уметь использовать в своей практической деятельности и повседневной жизни Художественную культуру в объеме программы.

2. Иметь опыт отличать высокохудожественное произведение от подделки, бездуховности, отрицательно влияющего на всестороннее развитие личности.

3. Иметь представление о быстро меняющихся процессах в художественной жизни России.

.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1


Сущность, содержание и структура художественной культуры
Основные понятия художественной культуры. Структу­ра художественной культуры: материально-художественная сфера, духовно-художественная сфера, теоретическая сфе­ра. Закономерности и социальные функции художествен­ной культуры. Классификация видов искусства: простран­ственные, временные, синтетические, декоративно-приклад­ные, технические. Стили в искусстве: романский, готический, барокко, классицизм, реализм, натурализм, модернизм, символизм, импрессионизм, сюрреализм, аб­стракционизм, футуризм, дадаизм. Создание, распространение и освоение художественной культуры обществом и личность.
Раздел 2

Художественная культура России первой половины XIX века
Влияние общественно-политической ситуации в России на развитие художественной культуры.

Возвышение нравственности и рост национального само­сознания. Господство высоких общественных идеалов: предан­ность и защита Отечества, верность долгу и чести, героизм. Победа в Отечественной войне 1812 года. «Брожение умов» о судьбах России. Западничество и славянофильство.

Путь от классицизма и романтизма к реализму. Феномен А.С. Пушкина. Общественная мысль о роли искусства и назначение художника. Высокая словесность и драматургия. Русский театр и великие русские актеры (Р. Симонов, В. Ка­ратыгин, П. Мочалов, А. Мартынов). Русская оперная тра­диция и симфонизм. Павловские концертные сезоны. Архи­тектура. Русский ампир (А. Воронихин, К. Росси, О. Бове, Жилярди). Русско-византийский стиль архитектуры К. Тона (Храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата). Живописный романтизм О. Кипренско­го. Классицизм П. Брюллова, реализм А. Венецианова, П. Федотова. Связь русской художественной культуры с ху­дожественной культурой народов России.
Раздел 3

Художественная культура России второй половины XIX века
События экономической, политической и духовной жизни России второй половины XIX века и их влияние на художественную культуру. Социально-критическая направ­ленность искусства. Развитие отечественной литературно-художественной критики (В. Белинский, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов, В. Стасов и др.). Расцвет русского класси­ческого романа и повести. Изобразительное искусство. «Бунт 14 протестантов» и создание «Артели художников». Товарищество передвижников, его противостояние академиз­му. Социально-политические мотивы творчества П.Репина, В.Сурикова. Скульптура и исторические портреты А. Анто­кольского и монументальная скульптура А. Аникушина (памятник А.С. Пушкину в Москве). Музыка. Русское музы­кальное общество (1859). Открытие Петербургской и Мос­ковской консерваторий. Творческое объединение «Могучая кучка». Музыкальные драмы М. Мусорского. Феномен П. Чайковского. Театр и драматургия. Малый и Александ­ровский театры.
Раздел 4

Художественная культура России рубежа Х1Х–ХХ веков
Социально-экономические и политические процессы в Рос­сии на рубеже Х1Х-ХХ веков и их влияние на художественную культуру. Серебряный век русской поэзии. Русское деканденство рубежа веков. Рождение русского Кино. Театральная реформа начала века. Новые театры России: МХАТ в Моск­ве, театр В. Комиссаржевской в Петербурге. Неоромантизм в искусстве. Драматургия А. Чехова и М. Горького. Социально-художественные утопии Г. Скрябина (цветомузыкальная революция). Русская вокальная школа (Ф. Шаляпин, Л. Соби­нов, А. Нежданова и др.). «Мир искусства» как широкое куль­турно-эстетическое движение и его просветители (А. Бенуа, К. Сомов, С. Дягилев и др.). Веховцы и их философско-духовное кредо. Поиск духовности и выразительности: предпосыл­ки русского авангарда («Голубая роза», «Бубновый валет», «Ослиный хвост»). Феномен русского классического балета (М. Фокина, А. Павлова, В. Нежинский). Музыкальный аван­гард И. Стравинского.
Раздел 5

Послереволюционная (20–30-е годы) художественная культура России

Подлинное и мнимое в художественной культуре послере­волюционного периода. Сущность культурной революции. Идеология пролеткульта. План монументальной пропаган­ды. Литературные объединения и их манифесты — РАПП, Леф, «Первая», Конструктивисты и др. Традиция МХАТа и новые направления сценического искусства (В. Мейерхольд, Е. Вахтангов, А. Таиров). Тема революции и гражданской войны в произведениях М. Горького, А. Блока. А. Маяковс­кого, А. Шолохова, А. Платонова, М. Булгакова, А. Фаде­ева; в кинофильмах режиссеров С. Эйзенштейна, В. Пудовки­на; в творчестве К. Петрова-Водкина, Б. Иогансона, Ф. Моора, И. Шадра и др.; в музыкальных произведениях С. Прокофьева, Д. Шостаковича. Драматургия духовных ис­каний в поэзии (С. Есенина, О. Мандельштама, Б. Пастерна­ка, А. Ахматовой, М. Цветаевой.


Раздел 6

Художественная культура периода Великой Отечественной войны
Все для фронта. Все для победы — основная тема художе­ственной культуры. Военно-патриотическая тема в художе­ственном творчестве К. Симонова, И. Эренбурга, А. Твар­довского, В. Гросмана, А. Ахматовой, О. Бергольц.

Документальный, художественный кинематограф с фрон­тов Великой Отечественной войны. Художественное кино Великой Отечественной войны: «Разгром немецких войск под Москвой» (реж. Л. Варламов и Л. Каполин). «Секретарь райкома» (реж. И. Пырьев), «Нашествие» (реж. М. Роом), «Радуга» (реж. М. Донской), «Два бойца» (реж. Л. Луков), «Она защищает Родину» (реж. Ф. Эрмлер).

Героико-символические образы защитников Отечества в изобразительном искусстве. Плакаты кукрыниксов: «Осво­боди», «Отомсти».

«Родина-мать зовет» И. Таидзе, «Воин Красной Армии, спаси» В. Карецкого, «Дойдем до Берлина» А. Голованова; графика Д. Шмаринова; «Незабудем, не простим», художе­ственные картины: «Фашист пролетел», «Оборона Севас­тополя», «Мать партизана».

Тетрально-концертные бригады на фронтах Великой Отечественной войны. Музыка Великой Отечественной А. Александрова, Д. Шестаковича, В. Соловьева-Седого, М. Блантера, И. Дунаевского.
Раздел 7.

Искусство 50-60-х годов
Партийно-административное воздействие на художествен­ную культуру. Постановление ЦК ВКПС(б) 1946–1948 гг.: «О журналах «Звезда» и «Ленинград», «О репертуаре драматургических театров и мерах его улучшения», «О ки­нофильме «Большая жизнь», об опере «Великая дружба». «Оттепель» и ситуация в культуре. Искусство «шестиде­сятников». Первые международные конкурсы, фестивали, выставки. Художественная культура в период застоя: обре­тения и потери. Идеи гуманизма в произведениях искусст­ва. Общечеловеческая проблематика в национальном искус­стве (Р. Гамзатов, Ч. Айтматов, Н. Думбадзе и др.). Автор­ская песня как выражение социального протеста (Б. Окуджава, В. Высоцкий). Воинский и трудовой героизм народа в искусстве.
Раздел 8

Перестройка в России и ее влияние на художественную культуру
Политика гласности — и ее значение в перестройке художественной культуры. Демократическое крыло в худо­жественной культуре. Кадровые перестановки в творчес­ких союзах, органах культуры. Раскол в рядах интеллиген­ции. Расширение культурных связей. «Новая волна» иммиг­рации. Массовая западная культура в России. Нравственные проблемы общества в произведениях: «По­жар» В. Распутина, «Печальный детектив» В. Астафьева, «Плаха» Ч. Айтматова. Пересмотр истории страны в произведениях «Дети Арбата» А. Рыбакова, «Зубр» Д. Гра­нина; в пьесах М. Шатрова «Брестский мир» и «Дальше, дальше, дальше...». [3, 4, 7].

Возвращение запрещенной литературы (А. Солжени­цын, В. Гросман, А. Ахматова, Н. Гумилев и другие); ки­нофильмов: «Агония» Э. Климова, «Комиссар» А. Смир­нова и другие; художников К. Малевича и В. Кандинско­го.

Раздел 9.

Актуальные проблемы современной художественной культуры
Демократизация общества, рост национального самосознания: проблемы и противоречия. Перспективы раз­вития художественной культуры в условиях многопартий­ной системы и плюрализма мировоззренческих позиций. Усиление процессов политизации общества. Художествен­ная культура в условиях перехода к рынку. Негативные последствия коммерциализации художественной культуры. Пересмотр нравственных ценностей в произведениях искус­ства. Отражение исторических процессов в современной художественной прошлого. Умонастроения общества и их отражение в искусстве. Противоречия между накопленны­ми художественными ценностями и их бытованием. Взаимо­отношения классического и массового искусства. Взаимо­связь профессионального, народного и самодеятельного творчества.

ВИДЫ РАБОТ С РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ ВРЕМЕНИ

Всего часов -135

Лекционные занятия – 12 часов

Практические (семинарские) занятия- 8 часа

Самостоятельная работа – 115 часа

Зачет (количество) - 1

Дифференцированный зачет (количество) – 1
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Примерный объем в часах



№ п/п

Наименование темы

Количество часов

1

Сущность , содержание и структура художественной культуры

2

2

Художественная культура России рубежа 19-20 веков

2

3

Художественная культура периода Великой Отечественной войны

2

4

Искусство 50-60-х годов

2

5

Перестройка в России и ее влияние на художественную культуру

2

6

Актуальные про­блемы современной художественной рос­сийской культуры

2


ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Примерный объем в часах



№ п/п

Наименование темы

Количество часов

1

Художественная культура России пер­вой половины XIX века

40

2

Художественная культура России вто­рой половины XIX века

40

3

Послереволюци­онная (20- 30-е годы) художественная культура России

35


ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ

(СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ

Примерный объем в часах



№ п/п

Наименование темы

Количество часов

1

Художественная культура России XIX века

4

2

Актуальные проблемы современной
художественной культуры России

4



ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Обязательная литература

    1. Игнатов В.С. Художественная культура России 19-20 вв: Курс лекций/ В.С.Игнатов. М.: РГОТУПС, 2006.- 176 с.

2. Ильина, Т.В. История искусств. Отечественное искусство:Учебник

В.Ильина. -3-е изд. -М.: Высш.шк., 2009. -407 с

3. Рапацкая Л.А. История художественной культуры России (от

древних времен до конца ХХ века:учебное пособие/ Л.А.Рапацкая.- М.:

Академия, 2008.- 384с

Дополнительная литература
1. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: учебное пособие:

Издательский центр «Академия», 2009.- 544 с.

2. Ильина, Т.В. Русское искусство ХVIII века : Учебник/ Т.В. Ильина. -М.: Высш. шк., 2001. -399 с.

3. История русской культуры: Учебное пособие/В.С. Шульгин, Л.В. Кошман, Е.К. Сысоева, М.Р. Зезина; Под ред. Л.В. Кошман. - 4-е изд. - М.: ДРОФА, 2003. - 480 с.

4. История русской культуры IХ-ХХ вв.: Пособие для вузов/ Мин. образов. РФ; В.С. Шульгин, Л.В. Кошман, Е.К. Сысоева, М.Р. Зезина; Под ред. Л.В. Кошман. - 5-е изд. - М.: Дрофа, 2004

5. Кожурин, К.Я. Духовные учителя сокровенной Руси : к изучению дисциплины/ К.Я. Кожурин. -СПб.: Питер, 2007. -320 с.

6. Кондаков, И.В. Культурология: история культуры России : Курс лекций/ И.В. Кондаков. - М.: ИКФ Омега-Л, Высшая школа, 2003. -616 с.

7.Костина, А. В. Культурология : электронный учебник / А.В. Костина. –

М. : КНОРУС, 2009

8.Мировая художественная культура. В 2 т. Т.1, Т2:Учебное пособие/

Б.А.Эренгросс, Е.А.Ботвинник, В.П.Комаров/ Под ред.Б.А Эренгросс.-

М.: Высшая школа, 2009

9. Мировая художественная культурах век. Кино.театр.музыка/

Л.М.Баженова,Л.М.Некрасова, Н.Н. Курчан, И.Б.Рубинштейн.- СПб.:

Питер, 2009.-

10.Русская культура / А.Д. Волков, Б.П. Голдовский, Ю.А. Дмитриев и др. -М.: Издательство "Энциклопедия", 2007. -320 с.




ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ 19-20 вв
КУРС ЛЕКЦИЙ


1.ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА: ПОНЯТИЕ,

ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ и СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ
Художественная культура - совокупность процессов и явлений духовно-практической деятельности по созданию, распространению, освоению произведений искусства или материальных предметов, обладающих эстетической ценностью.

Художественная культура своими корнями уходит к истокам развития человеческой цивилизации. С прогрессом духовной жизни человечества, с развитием , дифференциацией знаний, умений, навыков, с обогащением социального опыта человечества усложняются, совершенствуются формы художественно-культурной деятельности . Появляются новые виды искусства, обогащаются приемы художественного творчества , меняются методы и стили, возникают разнообразные области научного знания, исследующие разные стороны художественно- культурных процессов.



Под формами художественной культуры понимают: виды разнообразной деятельности по созданию, распространению, изучению и пропаганде произведений искусства, материальных предметов, обладающих художественной ценностью, а также сами художественные ценности , созданные в прошлом или создаваемые в настоящем времени.

Критериями, на основе которых судят о характере развития художественной культуры, являются: степень участия широких масс в создании новых и освоении ранее созданных художественных ценностей, а также уровень создаваемых художественных ценностей и их содержание. При оценке художественной культуры того или иного общества важно иметь в виду, не только какое количество людей вовлечено в художественное производство и художественное общение, но и каком уровне осуществляется это производство и общение.

Задача общества всемерно повышать уровень художественной культуры масс за счет расширения круга лиц, участвующих в процессе художественного творчества, и за счет постоянного повышения профессионального мастерства.

Развитие художественной культуры в обществе подчиняется ряду закономерностей, среди которых необходимо отметить зависимость характера художественной культуры от особенностей данной общественно- экономической формации; классовый, национальный характер; относительную самостоятельность; полифункциональность; возрастание ее роли в условиях развития личности; преимущественное обращение к эмоционально- чувственной сфере духовного мира личности.

На разных этапах истории общественно- экономические отношения по-разному влияют на художественные процессы.

Переход от одной формации к другой преобразует социальную сущность художественной культуры. Изменяется ее место и назначение в жизни общества; изменяется ее содержание и нравственная ценность. Художественная культура обладает относительной самостоятельностью. Она не только отражает в художественно переработанной форме духовные и социально - экономические преобразования в обществе, но и активно влияет на них. Художественная культура есть один из способов преобразования и освоения мира, в основе которого лежат законы как материального, так и духовного производства.

Художественная культура выполняет в обществе ряд функций, благодаря которым и реализуются ее действительный характер и относительная самостоятельность. К числу таких функций относят: эстетическую функцию, которая связана с эмоционально-чувственным характером искусства, с его способностью доставлять духовное наслаждение, волновать, вызывать состояние очищения; Процесс эстетического переживания основывается на

неповторимо индивидуальной оценке того или иного художественного произведения, на индивидуальных особенностях художественного восприятия и мышления, и много другого.

Познавательная функция. Художественная культура помогает познать жизнь в сложных противоречиях общественного развития; она помогает прошлое приблизить, раскрыть психологию классов, наций, отдельных личностей. Художественная культура является сугубо индивидуальным источником получения знаний, а поэтому эти знания уникальны. Ни один вид познаний не может сравниться с художественной культурой по широте, разнообразию и убедительности донесения информации. Признание познавательной функции в искусстве и в художественной культуре в целом, всегда служило критерием при оценке художественного направления, позиции художника.

Идеологическая функция (некоторые ставят под сомнение эту функцию). Художественная культура, в какой бы форме она не проявилась - будь то создание произведений искусства или сфера изучения художественных ценностей - всегда самым непосредственным образом связана с идеологией. Через мировоззрение, включающее в себя целую систему разнообразных оценок общественной жизни, явлений действительности, художник выражает свое отношение к изображаемым фактам и тем самым включается в процесс идейной жизни общества. В тоже время художник (хотел бы того или нет) всегда отражает интересы, настроения, чаяния того или иного класса. В художественной культуре все элементы в той или иной степени служат выражением господствующей идеологии. Нельзя назвать ни одного произведения искусства или художественного направления, которое можно было бы назвать « без идейным « то есть не отвечающим каким-либо идеям.

Воспитательная функция основана на способности художественной культуры формировать духовный мир человека, влиять на его разум, чувства, волю в соответствии с теми или иными общественными идеалами, с позиции определенной идеологии. Воспитательная функция всегда выдвигалась на одно из первых мест прогрессивными художниками и мыслителями на всем протяжении истории человечества. Гражданственность, нравственное начало в различных произведениях искусства служили основой успешного формирования передовых идеалов, распространения их в разных общественных слоях. Для В. Белинского поэзия например "в истинном, высшем значении своем не может быть безнравственной".

С помощью передового искусства в сознании широких народных масс всегда привносились нравственные убеждения и настроения.

В настоящее время воспитание с помощью художественной культуры позволяет более эффективно развивать не только эстетические способности человека, но и научное мировоззрение, нравственность, общечеловеческие черты личности, приобщать человека к красоте труда. Заметим, что искусство как и вся художественная культура может формировать не только высокую духовность, но и низменное качество. Пропаганда на телевизионных экранах в настоящее время жестокости, насилия, наркомании и других аморальных качеств, способствует формированию нравственно-опустошенной личности.

Коммуникативная функция означает, что художественная культура служит каналом передачи не только знаний, но и чувств, она является средством духовного общения людей.

Каждая из перечисленных функций свойственна всем сферам художественной культуры. Однако не все функции имеют равное значение в разных сферах.

Многообразие социальных функций художественной культуре позволяет ей откликаться на самые незначительные изменения, происходящие в общественной жизни, оказывать влияние на те или иные стороны социальной жизни. При этом изменения в общественной жизни неизбежно сказываются на соотношении функций, их месте и значении в духовной жизни общества. В разные периоды истории на первое место могут выдвигаться те или иные функции. Благодаря такой полифункциональности художественная культура способна активно влиять на социальные процессы происходящие в обществе. Это выражается в том, что она направляет, воспитывает вкусы, идеалы, духовные потребности в соответствии с идеалами общества; пропагандирует в художественной форме общественно- практический и социально исторический опыт народных масс; служит способом передачи знаний, традиций,

нравственных требований общества. Итоги развития, в том числе и перечисленных тенденций, является реальный факт - формирование новой личности.

Характерной чертой художественной культуры является ее универсальное комплексное воздействие на духовный мир личности: разум, чувство и волю. В тоже время она обращена преимущественно к эмоциональной сфере личности. С помощью художественно-культурной деятельности и ценности формируются и воспитываются социальные чувства человека.

Глубина воздействия художественной культуры на личность зависит от уровня подготовки читателя, зрителя, слушателя и от самого произведения искусства. Как оценить художественное произведение? Каковы критерии его оценки?

Исходной категорией, с которой начинается анализ произведения, является категория художественной правды. Художественная правда, как известно, не является буквальным повторение действительности, она допускает использования условности, символов. Главное, однако, в том, что категории художественной правды подразумевают умение художника производить отбор материала, обобщать и сгущать его, а, следовательно, типизировать.

Категория «Типичности», таким образом, является критерием, дополняющим художественную правду и вытекающим из нее. Но типизировать - это, значит, уметь видеть не поверхность, а самую глубину истины, ее суть, тенденции развития, сущность общественного движения и его представителей. Логика применения этой категории, следовательно, скоро обнаруживает, что нельзя отыскать типическое, не обладая определенным представлением о сущности исторических процессов, то есть, не имея определенного мировоззрения, позиции в общественной жизни. Очевидно так же, что чем ближе к истинному, то есть к научному мировоззрению художника, тем, как правило, точнее ему удается распознать социальные типы, разгадывать подлинное значение тех или иных событий и явлений. Только верность прогрессивным общественным идеалам, помогает правильно понять и оценить содержательную сторону искусства, его значимость, правдивость, новизну. Но, там где ведется анализ содержания, неизменно возникает проблема анализа формы. Без анализа формы невозможно определить, что хотел бы сказать художник, то есть надо знать как сказал художник, тем самым содержательные критерии приводят к анализу формальных особенностей произведения и прежде всего к анализу целостного впечатления от формы произведения, ее соответствия содержанию.

Произведение искусства оценивает: читатель, зритель, слушатель. Но и искусство в свою очередь их оценивает. Прежде чем оценивать искусство нужно быть художественно образованным человеком только в диалектическом единстве искусство – зритель, художественная культура качественно выполняет свои функции.

Структура художественной культуры - совокупность и взаимосвязь составных элементов, обеспечивающих целостность и устойчивость художественной культуры как системы сохранения и воспроизводство ее основных свойств.

Художественную культуру как сложную и динамичную систему можно рассматривать с разных точек зрения. Во-первых, с точки зрения составляющих ее элементов. Во-вторых, она может рассматриваться с точки зрения ее социального и идейно-эстетического содержания.

В этом случае в центре исследования - теории, взгляды, художественные ценности, особенности художественно- образного воплощения тех или иных произведений и т.д. которые в решающей степени зависят от характера общественного строя и мировоззренческих позиций творцов художественной культуры. В-третьих, с точки зрения ее функционирования: создания воспроизводства, освоения, распространения художественных ценностей в обществе. Все эти стороны художественной культуры представляют собой единое, неразрывное целое, которое возможно отделить друг от друга только в абстракции, в целях научного анализа. Собственно структура художественной культуры состоит из трех сфер. К первой сфере относится ядро художественной культуры - искусство, ко второй - художественные элементы материальной и социальной сферы, к третьей сфере - науки, изучающие художественную культуру.

1. Искусство, ядро художественной культуры, может быть рассмотрено как с точки зрения разных форм художественной деятельности (виды искусства), так и сточки зрения субъектов художественного творчества, самодеятельное искусство, профессиональное искусство.

Под видами искусства понимаются особые области художественной деятельности, отличающиеся, потому какие стороны жизни они отражают, по материалу и характеру художественной образности, а также способу удовлетворения эстетической потребности.

Существуют различные взгляды на принципы деления искусства. При этом в основу деления кладутся самые разные основания.

В этом случае, когда в основу классификации искусства положены художественные средства, с помощью которых создается художественный образ, говорят об искусствах изобразительных и выразительных. Существует деление искусства на пространственные, временные и пространственно-временные ( пространственные - архитектура, живопись, скульптура и так далее; временные - музыка, литература; пространственно-временные - театр, хореография, кино и др.) связано с тем, что к произведениям искусства применяются понятия пространства и время, как к реальным предметам объективного мира. Понятие «синтетическое искусство» - театр, кинематограф, цирк, эстрада - подчеркивает наличие и других искусств, включенных в них. Существует деление искусства на "зрительные" и "слуховые", в котором определилась специфика их восприятия различными органами чувств.

Внутри каждого вида искусства выделяют жанры, отличающиеся особыми, только им свойствами, сюжетными, стилистическими признаками. Деление на жанры также может осуществляться по разным основаниям, что в значительной степени зависит от особенностей того вида искусства, в рамках которого это деление.

По субъекту создания искусство может быть разделено на следующие группы: народное художественное творчество, самодеятельное искусство, профессиональное искусство.

Народное художественное творчество лежит в основе художественной культуры. Отражая стихийно складывающиеся в процессе исторической практики мировоззрение, эстетические идеалы и вкусы людей. Народное творчество отличается своеобразием, национальным характером, свободолюбием, стремлением к справедливости и добру. В народном коллективном искусстве используется веками накопленные проверенные и уточненные многими поколениями художественные образы и приемы творчества. Преемственность и устойчивость художественных традиций успешно сочетаются в нем с индивидуальным мастерством в обращении к привычным изобразительно - выразительным средством, знакомым сюжетным линиям и т.п. Много вариантность, доступность, яркость и ипровизационность - неотъемлемые черты народного творчества.

Художественная самодеятельность является творчеством масс в разных областях искусства. Участники художественной самодеятельности совмещают занятия искусством со своей профессиональной деятельностью. В отличие от народного художественного творчества формой организации самодеятельного искусства являются кружки, студии и т.п. Работой их руководят профессионалы, имеющие специальное художественное образование, достигшие значительной степени творческой зрелости и мастерства. Из числа членов самодеятельных коллективов идет постоянное пополнение творческих коллективов.

Искусство как ядро художественной культуры отличает личностный по преимуществу, тип авторства; необходимость высокого мастерства, совершенного владения законами, приёмами, методами, языком того или иного вида искусства; неповторимый, оригинальный способ решения творческой задачи; преимущественно опосредованный характер художественной коммуникации (отделение произведения от автора, передача через средства массовой информации - книги, радио, телевидение и т.д.)

Основными видами искусства являются:

Изобразительное искусство - это искусство, создавшее осязаемое и наглядное изображение мира в пространстве или на плоскости, воспринимаемое зрителем. К изобразительному искусству относятся живопись, скульптура, монументальное и декоративно- прикладное искусство.

Живопись- вид изобразительного искусства, в котором предметы и явления реальной жизни изображаются при помощи красок. Основным жанром живописи являются: пейзажи, натюрморты (передача естественных предметов: фрукты, цветы, рыба и т.д.), портрет (индивидуальный или коллективный), тематическая картина (историческая, банальная, жанрово- бытовая), анималистический жанр (изображение животных, птиц).

Особое место в живописи занимает миниатюра- произведение искусства в малых размерах с особой тщательностью исполнения.

Скульптура - искусство, главной задачей которого является создание объемного, физически трехмерного изображения предмета. Жанрами в скульптуре являются: портретный, исторический, жанрово- бытовой, орнаментальный, анималистический.

Графика - вид изобразительного искусства, основывающийся на искусстве рисунка. Различают станковую графику, когда произведение играет самостоятельную роль, подобно картине или скульптуре, книжно-газетную графику, промышленную и прикладную графику.

К монументальному искусству относятся произведения искусства, находящиеся в органической связи с архитектурой, а также с окружающей эти произведения природой, но обладающей самостоятельной художественной живописной жизнью. Для произведений монументального искусства характерно широкое обобщение, крупные формы. Монументальная культура имеет следующие разновидности: памятники, монументы, скульптурно- архитектурные ансамбли.

Литература - вид искусства, основывающийся на словесном творчестве, специфический способ художественно-образного познания мира. Художественную литературу делят на три рода: эпос, лирику и драму.

К эпической литературе относят жанры: романс, повести, рассказ, очерки и так далее.

К произведениям лирического типа относят по преимуществу поэтическое творчество (поэму, оду, элегию и т.д.). Драма является особым видом литературы предназначенным для воспроизведения ее на сцене театра. К жанрам драматическим относят: драму, комедию, трагедию, фаре, трагикомедию и др.

Главным выразительным средством литературы является слово.

Театр - вид зрелищного искусства. В нем сочетаются возможности искусств, рассчитанных как

на зрительное, так и на слуховое восприятие. Существует несколько видов театра: драматический, музыкальный (оперы, оперетты, балеты), пантомимы, театр кукол, театр малых форм и так далее. Театр - искусство синтетическое, соприкасающееся с другими искусствами, использующее их выразительные средства и технику.

Музыка - вид искусства, сущность которого состоит в отражении жизни, воплощение идей и чувств человека в музыкальных образах. Основой музыки - музыкальный звук - плод творческой деятельности сознания, развития художественной культуры. Существует несколько основных делений музыки. По способу исполнения принято делить на: вокальную, инструментальную и вокально-инструментальную. По способу бытования музыка подразделяется на: народную, профессиональную, самодеятельную.

Киноискусство - вид искусства, возникший на технической базе и объединивший в себе возможность других искусств. В киноискусстве исторически сложились четыре вида: художественный, документальный, научно- популярный и мультипликационный. Жанры кино родственны жанрам прозы – эпопея, роман, повесть, новела ; жанрам драматургии - трагедия, драма, мелодрама, комедия приключенческий фильм, а также смешанные жанры - боевик, научно-фантастический фильм, фильм ужасов. В настоящее время возникают новые жанровые образования - полижанр.

Цирк - вид искусства, включающий в себя различные художественные спортивные и другие номера. Характерной чертой этого вида искусства является его многожанровость: клоунада, акробатика, эквилибристика, музыкальная эксцентрика и др.

2. Материально-художественная сфера включает в себя: декоративно-прикладное искусство, архитектуру, дизайн. Декоративно-прикладное искусство - создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, одежда украшения и т.д.). Произведения декоративно-прикладного искусства составляют часть предметов среды окружающей человека и эстетически ее обогащают. Декоративно-прикладное искусство тесно связано с архитектурой.

Архитектура (зодчество) - здания и другие сооружения создающие материально-организованную среду необходимую людям для их жизни и деятельности, искусство проектировать и строить сооружения в соответствии с их назначением. Архитектура составляет область материальной культуры и в тоже время - вид искусства. Архитектура удовлетворяет материальную и духовную потребность общества.

Дизайн - проектная деятельность, направленная на формирование предметного мира, наиболее полно отвечающего материальным и духовным потребностям отдельного человека с обществом в целом.

3.Теоретическая сфера включает в себя: эстетику, теорию культуры, археологию, искусствознание, психологию художественного творчества.

следующая страница >>