Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине 3 708.63kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине 9 2762.57kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине 4 1539.61kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине 4 1526.27kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине 7 1314.67kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине 5 1826.22kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине 2 499.95kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине 4 1144.59kb.
Конспект лекций по данной дисциплине. Основное назначение содействие... 8 1145.85kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Теория и практика перевода» 1 181.34kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине теория машин и механизмов 1 175.1kb.
Льюис Козер Функции социального конфликта. М. 3 674.94kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине - страница №1/2


Автор-составитель:

Ветюгова И.П., к.филол.н., доцент

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория социальных конфликтов» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и на основании примерной учебной программы данной дисциплины в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки экономиста по специальности 080502.65 Экономика и управление на предприятии(железнодорожный транспорт). Дисциплина входит в цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин специальности в блок дисциплин по выбору студентов, установленных вузом. Данный учебно-методический комплекс рассмотрен и одобрен на заседании Учебно-методической комиссии РОАТ. Протокол №4 от 01.07.2011.





СОДЕРЖАНИЕ


Рабочая учебная программа по дисциплине ………………………………

4

Конспект лекций по дисциплине …………………………………………...

11

Методические указания студентам ………………………………………..

30

Методические указания преподавателям …………………………………

31

Задание на контрольную работу и общие указания к выполнению контрольной работы …………………………………………………............

32

Вопросы для дифференцированного зачета по дисциплине……………..

35




Цели и задачи дисциплины
Важной частью общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов – экономистов является изучение социальных конфликтов. Теория социальных конфликтов определяется как система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими.

Целью изучения дисциплины является изучения теоретических основ конфликта как феномена современного состояния общества, изучения приемов конструктивного разрешения конфликтов и эффективного поведения в конфликтных ситуациях.

Студент должен знать основные теоретические положения конфликтологии, уметь анализировать природу конфликтов, владеть понятийным аппаратом, методиками исследования конфликта.

Формирование знаний и навыков студентов осуществляется в ходе лекционных, семинарских занятий, выполнения контрольных работ, осуществления самостоятельной работы с литературой.


1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Социальные конфликты. Традиция изучения.

Конфликты как объект исследования психологии, социальной психологии, педагогики, политологии, менеджмента. Источники конфликтологических знаний. Основные направления развития западной конфликтологии. Г.Спенсер – основоположник конфликтологической концепции. Социально-дарвинистическое понимание социальных конфликтов( Л.Гумплович, У.Самнер,А.Смолл). Диалектические концепции конфликта, их общие черты и основные варианты( К.Маркс, Р.Дарендорф). Конфликтный функционализм (Г.Зиммель, Л.Козер). Конфликтологические идеи дореволюционных российских социологов.


Тема 2. Природа социального конфликта, источники и причины его возникновения. Типология.

Социальные противоречия как основная причина социальных конфликтов в современном обществе. Социальный конфликт и его структура. Участники и движущие силы социального конфликта. Объект и предмет социального конфликта. Причины и типология социального конфликта. Типология социальных конфликтов. Многовариантность типологических систем.


Тема 3. Конструктивные(позитивные) и деструктивные функции конфликта, его структурные элементы. Динамика конфликта

Позитивные функции социальных конфликтов. Деструктивные функции социальных конфликтов.

Общая модель динамики конфликта. Стадии вызревания и стадии развития конфликта. Процесс эскалации конфликта. Особенности стадии завершения конфликта. Цена конфликта и цена выхода из конфликта.
Тема 4. Стратегия и тактика поведения в конфликте.

Понятие «модель разрешения конфликта». Значимость понятия «стратегия» и «тактика» в конфликтологии. Необходимость различения стратегии и тактики участников конфликта. Зависимость конфликтной стратегии от целей, ресурсов и личностных особенностей оппонентов. Классификация стратегий конфликтеров. Разновидности конфликтологических тактик. Стили поведения в конфликте ( по Томасу-Киллмену). Эффективность использования разных стилей при разрешении конфликтов. Навыки использования стилей поведения в управленческой деятельности.


Тема 5. Человеческий фактор в конфликте. Типы конфликтных личностей и типичное поведение в конфликтной ситуации

Личностные факторы в возникновения конфликтов. Темперамент, характер как возможные причины конфликтов. Конфликтные типы личностей как причина внутриличностных, межличностных и других социальных конфликтов.

Типы конфликтных личностей - типичное поведение в конфликтной ситуации. Механизмы психологической защиты при общении с конфликтными людьми. Э.Берн –трансактный анализ поведения человека.
Тема 6. Предупреждение и разрешение социальных конфликтов.

Особенности управления конфликтами. Зависимость успешного разрешения проблемной ситуации от ее точного прогноза. Технологии предупреждения конфликта. Способы и приемы влияния на оппонента в целях предупреждения конфликта.

Подготовка и принятие неконфликтогенного управленческого решения. Способы управления эмоциями. Возможности снижения агрессии в конфликте. Основные тактики воздействия на оппонента в конфликте.

Тактики взаимодействия третьей стороны с оппонентами при урегулировании конфликта. Модели деятельности руководителя по урегулированию конфликтов.

Тема 7. Межличностные и семейные конфликты.

Понятия межличностные конфликты и семейные конфликты: их тождество и различия. Статические и динамические характеристики межличностных и семейных конфликтов. Правовые основы регулирования гражданских и семейно-брачных отношений. Юридические процедуры регулирования гражданских и семейно-брачных отношений. Правовые основы разрешения межличностных и семейных конфликтов.
Тема 8. Экономические конфликты

Взаимосвязь экономического противоречия и экономического конфликта. Место и роль конфликта в экономическом развитии. Функциональный и дисфункциональный характер экономических конфликтов.
Тема 9. Конфликты в организациях

Организационные конфликты: сущность, содержание, типология. Причины современных конфликтов в организациях. Субъекты трудовых конфликтов. Внутриорганизационные факторы конфликтности. Традиционные причины конфликтов субъективного характера: низкая культура общения, психологическая несовместимость работников, несоответствие стилей руководства и стилей подчинения и т.п. Оптимальная технология разрешения организационных конфликтов.
Тема10. Педагогические конфликты

Социально-исторические и теоретико-методологические предпосылки формирования педагогической конфликтологии. Сущность теории конфликта и ее преломление в сфере педагогической деятельности. Основные принципы теории социального конфликта и особенности их проявления в педагогическом процессе.


Тема 11. Этнические конфликты

Понятие этнополитического конфликта. Конфликтные аспекты национального вопроса и национального самоопределения. Причины этнополитических конфликтов. Типология этнических конфликтов. Многофак­торность этноконфликтологического анализа. Конфликтные аспекты феде­ративного устройства государства. Этнополитические конфликты в усло­виях глобализации. Механизмы урегулирования этнополитических конф­ликтов. Этнополитические конфликты в постсоветской России.


Тема 12. Проблема коммуникаций в конфликтных ситуациях

Коммуникация в конфликтных ситуациях. Факторы, способствующие выравниванию напряжения. Методика конструктивного спора, стиль спора. Методика конструктивного спора, результат спора.

Переговоры как способ завершения конфликта. Психологические условия успеха на переговорах. Компромисс в процессе переговоров. Общие тактические приемы ведения переговоров.
Тема 13. Коммуникации как процесс с обратной связью

Необходимость обратной связи при коммуникации. Эффект «Ореола». Эффект внешней привлекательности. Эффект превосходства. Эффект отношения (другого человека) к нам. Сопереживание, как фактор обратной связи.

Нейтральные коммуникационные техники. Коммуникационные техники, способствующие пониманию партнера.
Тема 14. Механизм искажения информации

Искажение информации как одна из основных причин возникновения конфликтов.

Основные факторы механизма искажения информации: психологическое заражение, внушение, подражание, соревнование, убеждение и конформизм. Негативные психологические установки и восприятие. Эффекты негативных установок и восприятия.
Тема 15. Этапы и последовательность оптимального урегулирования конфликтов

Модели урегулирования конфликта: Переговоры без поражений .Гарвардский метод. Методика ПОИР Оствуда. Конфликтные ситуации и виды поведения в конфликтах. Определение наличия конфликта интересов. Анализ собственных интересов, определение обоснованности высокого уровня своих притязаний и готовность придерживаться его. Поиск пути к примирению притязаний обеих сторон. Снижение уровня притязаний и поиски решения. Роль медиатора.


2. ВИДЫ РАБОТ С РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ ВРЕМЕНИ

Всего часов – 135

Лекционные занятия – 12 часов

Практические (семинарские) занятия – 8 часов

Контрольные работы (количество) – 1

Самостоятельная работа – 115 часов

Дифференцированный зачет (количество) - 1
3. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Примерный объем в часах



№ п/п

Наименование темы

Количество часов

1

Социальные конфликты. Традиция изучения.

2

2

Природа социальных конфликтов. Источники, причины возникновения. Типология.

2

3

Конструктивные (позитивные) и деструктивные функции конфликта, его структурные элементы. Динамика конфликта.

2

4

Стратегия и тактика поведения в конфликте.

2

5

Человеческий фактор в конфликте. Типы конфликтных личностей и типичное поведение в конфликтной ситуации.

2

6

Предупреждение и разрешение социальных конфликтов.

2

Итого

12


4. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
Примерный объем в часах

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

1

Семейные конфликты.

16

2

Экономические конфликты

16

3

Трудовые конфликты

12

4

Педагогические конфликты

11

5

Этнические конфликты

11

6

Проблема коммуникаций в конфликтных ситуациях

11

7

Коммуникация как источник конфликта

11

8

Механизм искажения информации

11

9

Модели урегулирования конфликтов. Роль медиатора


16

Итого

115


5. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ

(СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ

Примерный объем в часах



№ п/п

Наименование темы

Количество часов

1

Теоретико-методологические проблемы современной конфликтологии.

2

2

Методы определения конфликтности личности.

2

3

Направления и пути предупреждения конфликтов в коллективах.

2

4

Специфика ведения переговоров.

2

Итого

8



6. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Обязательная литература

  1. Анцупов А.Я. Конфликтология/ А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов СПб.: Питер, 2007.- 496 с.

  2. Волков Б.С. Конфликтология: Учебное пособие.- М: Фонд мира: Акад. проект, 2007.-400 с.

  3. Кибанов А.Я. Конфликтология/ А.Я Кибанов, И.Е.Ворожейкин , Д.К.Захаров, В.Г.Коновалов.- М: ИНФРА-М, 2007.- 302 с.



Дополнительна ялитература

1.Анцупов А.Я. Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие.- СПб.: Питер, 2006.-288 с.

2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога.- СПб.: Питер, 2006.- 528 с.

3. Богданов Е.Н.Психология личности в конфликте: Учебное пособие.-СПб.: Питер,2004.-224 с.

4.Галустова О.В. Конфликтология в вопросах и ответах: учебное пособие.-М.:Проспект, 2007.-216 с.

5. Гришина Н.В. Психология конфликта.- СПб.: Питер,2006.- 464 с.

6.Кильмашкина Т.Н. Конфликтология. Социальные конфликты:учебное пособие.-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2004.-279 с.

7.Козырев Г.Н. Введение в конфликтологию: Учебное пособие,- М.:ВЛАДОС,2001.- 176 с.



Средства обеспечения освоения дисциплины

Internet- ресурсы,



ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
1. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ. ТРАДИЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ
Конфликт как социальное явление впервые был сформулирован в работе Адама Смита «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776). В ней была высказана мысль, что в основе конфликта лежат деление общества на классы и экономическое соперничество. Это деление и является движущей силой развития общества, выполняющей полезные функции.

Проблема социального конфликта также получила обоснование в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Этот факт послужил основанием для западных ученых причислить марксистскую концепцию к числу «конфликтных теорий». Нельзя не отметить, что в марксизме проблема конфликта получила упрощенное толкование. По сути он сводился к столкновению между антагонистическими классами. Свое теоретическое обоснование проблема конфликта получила в конце XIX – начале ХХ в. Английский социолог Герберт Спенсер (1820-1903), рассматривая социальный конфликт с позиций социал-дарвинизма, считал его неизбежным явлением в истории общества и стимулом общественного развития. Такой же позиции придерживался немецкий социолог (основоположник понимающей социологии и теории социального действия)Макс Вебер (1864-1920). Его соотечественник Георг Зиммель (1858-1918) впервые ввел термин «социология конфликта». На основе его теории «социальных конфликтов» позже возникла так называемая «формальная школа», представители которой придают противоречиям и конфликтам значение стимуляторов прогресса.

В современной теории конфликта существует много точек зрения на природу этого явления, неодномерны и практические рекомендации различных авторов.

Одна из них, условно называемая социально-биологической, утверждает, что конфликт присущ человеку, как и всем животным. Исследователи этого направления опираются на открытую английским естествоиспытателем Чарльзом Дарвиным (1809-1882) теорию естественного отбора и из нее выводят идею естественной агрессивности человека вообще. Основное содержание его теории биологической эволюции изложено в книге «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь», изданной в 1859 году. Главная идея работы: развитие живой природы осуществляется в условиях постоянной борьбы за выживание, что и составляет естественный механизм отбора наиболее приспособленных видов. Вслед за Ч. Дарвиным появился «социальный дарвинизм» как направление, сторонники которого стали объяснять эволюцию общественной жизни биологическими законами естественного отбора. Также основанную на принципе борьбы за существование, но уже чисто социологическую концепцию разрабатывал Герберт Спенсер (1820-1903). Он считал, что состояние противоборства универсально и обеспечивает равновесие не только в рамках общества, но также между обществом и окружающей природой. Закон конфликта рассматривался Г. Спенсером как всеобщий закон, но проявления его должны наблюдаться до тех пор, пока в процессе развития общества не будет достигнуто полное равновесие между народами и расами. Близкой точки зрения придерживался и американский социальный дарвинист Уильям Самнер (1840-1910), утверждавший, что в борьбе за существование гибнут слабые, худшие представители человеческого рода. Победители (преуспевающие американские промышленники, банкиры) являются истинными творцами человеческих ценностей, лучшими людьми.В настоящее время идеи социального дарвинизма имеют немного последователей, но отдельные идеи этой теории оказываются полезными при разрешении нынешних конфликтов. Представители социального дарвинизма дали описание разнообразных конфликтов, выявив различные типы агрессивного поведения людей:

территориальная агрессия;

агрессия доминирования;

сексуальная агрессия;

агрессия родителей;

агрессия ребенка;

моралистическая агрессия;

агрессия грабителя;

агрессия жертвы по отношению к грабителю.

Безусловно, в реальной жизни существует немало проявлений подобных типов агрессии, однако они, к счастью, не носят всеобщего характера.

Вторая теория – социально-психологическая, объясняет конфликт посредством теории напряженности. Наиболее широкое ее распространение относится к периоду Второй мировой войны. В ее основе лежит утверждение: черты современного индустриального общества неизбежно влекут за собой состояние напряженности у большинства людей, когда нарушается равновесие между индивидом и средой. Это связывается с перенаселенностью, скученностью, обезличенностью и нестабильностью отношений.

Социальной подоплекой напряженности выступает фрустрация, проявляющаяся в виде дезорганизации внутреннего состояния личности на социальные препятствия к достижению цели. Явление фрустрации порождается в том случае, если блокируются все возможные пути к достижению цели и может проявиться в реакциях агрессии, регрессии или уходе в себя. Но объяснение конфликта с помощью теории напряженности представляет некоторую трудность, так как она не в силах определить, на каком уровне напряжения должен возникнуть конфликт. Показатели напряжения, проявляющиеся в конкретной ситуации, являются индивидуальными состояниями личностей и вряд ли могут быть применимы для прогнозирования коллективных взрывов агрессии.

Третья точка зрения, традиционно называемая классовой, или теорией насилия состоит в утверждении: социальный конфликт воспроизводится обществами с определенной социальной структурой. Среди авторов подобных взглядов на конфликт – Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895), В.И. Ленин (1870-1924), МаоЦзедун (1893-1976); немецко-американский социолог, представитель неомарксизма Герберт Маркузе (1898-1979), американский социолог радикальной ориентации Чарльз Райт Миллс (1916-1962). Не без влияния марксизма сложилась итальянская школа политической социологии, создавшая теорию элит, классиками которой стали Вильфредо Парето (1848-1923), Гаэтано Моска (1858-1941), Роберт Михельс (1876-1936).

Марксистская социология внесла существенные коррективы в господствовавшие представления о процессах общественного развития. Материалистическое понимание истории изложено К. Марксом в его книге «К критике политической экономии» (1859), где структура общества представлена им четырьмя основными элементами:

производительные силы;

производственные отношения;

политическая надстройка;

формы общественного сознания.

К. Маркс считал, что конфликт в обществе происходит из-за разделения людей на различные классы в соответствии с их положением в экономической системе. Основными классами общества, по Марксу, являются буржуазия и пролетариат, между которыми происходит постоянная вражда, так как целями буржуазии являются господство и эксплуатация наемных рабочих. Антагонистические конфликты приводят к революциям, которые являются локомотивами истории. Конфликт в этом случае рассматривается как неизбежное столкновение, которое нужно правильно организовать во имя ускорения развития общества, а насилие оправдывается задачами будущего созидания.

.

Четвертая точка зрения на конфликт принадлежит функционалистам: конфликт рассматривается как искажение, дисфункциональный процесс в общественных системах.



Ведущий представитель этого направления – американский социолог Толкотт Парсонс (1902-1979) трактовал конфликт как социальную аномалию, «бедствие», которое необходимо преодолевать. Он сформулировал ряд социальных предпосылок, обеспечивающих стабильность общества:

удовлетворение основных биологических и психологических потребностей

большей части общества;

эффективная деятельность органов социального контроля, воспитывающих граждан в соответствии с принятыми в данном обществе нормами;

совпадение индивидуальных мотиваций с общественными установками.

По мнению функционалистов, в хорошо работающей социальной системе должен господствовать консенсус, а конфликт не должен находить почвы в обществе.

Близкую к этой позиции точку зрения отстаивали и представители школы «человеческих отношений» (public relations). Известный представитель этой школы Элтон Мэйо (1880-1949), американский социолог и психолог, один из основоположников индустриальной социологии, утверждал, что необходимо способствовать установлению мира в промышленности, это главная проблема современности. В своих рекомендациях капитанам промышленности он доказывал необходимость замены индивидуального вознаграждения групповым, экономического – социально-психологическим, подразумевая благоприятный моральный климат, удовлетворенность трудом, демократический стиль руководства.

Со временем оказалось, что ожидания, связанные с деятельностью школы «человеческих отношений», были чрезмерными, ее рекомендации все чаще стали подвергаться критике. В 50-е годы стала ощущаться смена теоретической ориентации, наметился возврат к конфликтной модели общества. Критически переосмысливался функционализм, критика в адрес которого была направлена против неспособности дать адекватный анализ конфликтов. Критическому отношению к функционализму способствовала работа американского социолога Роберта Мертона «Социальная теория и социальная структура» (1949), в которой он обстоятельно проанализировал социальные аномалии.

▼ В это же время появились современные, наиболее популярные концепции социального конфликта, условно названные диалектическими: конфликт функционален для социальных систем. Наибольшую известность среди них получили концепции Льюиса Козера, Ральфа Дарендорфа и Кеннета Боулдинга.

Конфликт рассматривается исследователями неизбежной частью целостности социальных взаимоотношений людей, не как патология и слабость поведения. В этом смысле конфликт не есть противоположность порядку. Мир не есть отсутствие конфликта, он состоит в созидательном общении с ним, и мир представляет собой рабочий процесс разрешения конфликтов.

Льюис Козер американский социолог, представитель критической социологии. Активный критик структурно-функционального анализа в 50-х гг., он способствовал смене научной парадигмы в понимании общества. Представлению об обществе как упорядоченной и гармонично функционирующей системе Козер противопоставил концепцию социальных изменений, в которой центральное место занимают конфликты.

В разработке своей теории Козер исходил, прежде всего, из идей Зиммеля и Маркса. Сам он считал себя социалистом и радикалом, а Маркса назвал классическим теоретиком конфликта. Исходным материалом для Козера послужил критический анализ противоречий, социального неравенства, власти, содержащийся в трудах Зиммеля и Маркса.

Теория конфликта строится им на критике концепции структурно-функционального анализа Т. Парсонса. Но Козер выступает не против стабильности и социального порядка, а против методологического подхода к обществу, игнорирующего противоречия, столкновения интересов, конфликтный характер властных отношений.

Р. Дарендорф, немецкий социолог и философ, сделал следующий шаг в разработке конфликтной модели общества. Если Л. Козер рассматривал разрешение конфликтов как фактор интеграции и стабильности социальных систем, то Дарендорф предлагал совершить галилеевский переворот в мышлении социологов: окончательно отказаться от позитивистской методологии в форме структурно-функционального анализа.

Он считал необходимым анализировать системы в состоянии их непрерывного изменения. Эти изменения происходят естественно и постоянно, если только какая-то сила их не задерживает. Социальные изменения могут приобретать различные формы, в том числе и конфликтные. Вся общественная жизнь является конфликтом, поскольку она изменчива. В человеческом обществе не существует постоянства, поскольку нет в нем ничего устойчивого. Поэтому именно в конфликте находится творческое ядро всяких сообществ и возможность свободы, а также вызов рациональному овладению и контролю над социальными проблемами.
2. ПРИРОДА СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ. ИСТОЧНИКИ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ. ТИПОЛОГИЯ
“Социальный конфликт – это любая социальная ситуация или процесс, в котором две или более единицы связаны по крайней мере одной формой психологического или интерактивного антагонизма”. Психологический антагонизм – это эмоциональная враждебность и сходные с ней явления. Интерактивный антагонизм - понимается как взаимодействие, строящееся по типу борьбы или вмешательства в дела противоборствующей стороны.

Реальный конфликт представляет собой социально-психологический

процесс. Социальные психологи предлагают определять конфликт как

возникающее в сфере общения столкновение, вызванное противоречивыми целями, способами поведения, установками людей, в условиях их стремления, к достижению каких-либо целей (Гришина Н.В.). Или же, аналогично, столкновение личностей в виду несовместимости потребностей, мотивов, целей, установок, взглядов, поведения в процессе и в результате общения этих личностей (Ершов А.А.). Согласно К.Боулдингу, конфликт знаменует собой осознание и созревание противоречия и столкновения интересов.

Конфликты следует отличать от других форм конфронтации в обществе, которые могут быть следствием:

1. отсутствия согласия между участниками дискуссии,

2. противоречия интересов,

3. коллизии,

4. соперничества,

5. соревнования.

Важно подчеркнуть, что конфликт - это столкновение интересов различных социальных субъектов, происходящий публично. Часто конфликт имеет политическое измерение (так как социальный конфликт задевает управленческие системы) - социальный конфликт чреват политическим конфликтом. Накопление конфликтов в обществе называется кризисом. Политический конфликт связан с взаимоотклонением ответственности и власти.

Конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе; это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существенная сторона социального конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под воздействием конфликта.

Таким образом, под социальным конфликтом в современной социологии понимают любые виды борьбы между индивидами, цель которых - достижение либо сохранение средств производства, экономической позиции, власти или других ценностей, пользующихся общественным признанием, а также завоевание, нейтрализация или устранение действительного либо мнимого противника.

Наиболее общими причинами социальных конфликтов являются:

разное или абсолютно противоположное восприятие людьми целей, ценностей, интересов и поведения;

неравное положение людей в императивно координированных ассоциациях (одни – управляют, другие – подчиняются);

разлад между ожиданиями и поступками людей;

недоразумения, логические ошибки и вообще семантические трудности в процессе коммуникации;

недостаток и некачественность информации;

несовершенство человеческой психики, несоответствие между реальностью и представлениями о ней.

Универсальный источник конфликта состоит в несовместимости претензий сторон из-за ограниченности возможностей их удовлетворения.

Известны различные классификации конфликтов. Разные авторы приводят классификацию конфликтов с различных точек зрения, например, с позиции причин возникновения, основных форм жизнедеятельности (конфликты в трудовой, религиозной, политической, экономической сферах жизни), по группам участников, по степени их вовлеченности в конфликт, по продолжительности и т.д.. В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу, т.е. конфликт может быть:

внутриличностным (между родственными симпатиями и чувством служебного долга руководителя);

межличностным (между руководителем и его заместителем, а также между сотрудниками по поводу распределения премии и др.);

между личностью и организацией, в которую она входит;

между организациями или группами одного или различного статуса.

Возможны и такие классификации конфликтов:

по горизонтали (между сотрудниками, не находящимися в подчинении друг у друга);

по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг у друга);

смешанные (в которых представлены и те, и другие).

Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они составляют 70-80% от всех остальных.

Американский исследователь М. Дойч (M. Deutsch) также выделяет шесть типов конфликтов:

подлинный конфликт – столкновение интересов существует объективно, осознается участниками и не зависит от какого-либо изменяемого фактора;

случайный или условный конфликт – в его основе случайные, легко поддающиеся изменению обстоятельства, но они не осознаются конфликтующими сторонами;

смещенный конфликт – воспринимаемые причины конфликта лишь косвенно связаны с его объективными базовыми причинами;

неверно приписанный конфликт – либо непреднамеренно, либо сознательно конфликт приписывается не тем сторонам, между которыми он действительно происходит;

латентный конфликт – в силу объективных причин конфликт должен иметь место, но не актуализируется;

ложный конфликт – у него нет объективных оснований; он возникает в результате ложных представлений или недоразумений.

5. Рональд Фишер (R.J. Fisher) выделяет три типа конфликта:

экономический конфликт – строится на мотивах обладания ограниченными ресурсами, включая территорию, и является одной из форм реального конфликта;

конфликт ценностей – формируется вокруг несовместимых предпочтений, принципов, в которые верят люди и которые соотносятся с групповой идентификацией культура, религия, идеология);

силовой конфликт – когда одна сторона стремится максимально усилить свое влияние на другую сторону с помощью силы.

6.Джозеф Хаймс (J.S. Himes) предложил свою типологию социальных конфликтов, основными критериями которой являются широта вовлеченных масс и степень воздействия на общество:

частные конфликты – в них государство или правительство не занимают главных ролей (войны банд; межрелигиозные, межэтнические, межклановые, межплеменные, мерегиональные столкновения; конфликт работников с управляющими и др.);

гражданское неповиновение:

−беспорядки – действия, направленные против правительства (политические демонстрации, забастовки);

−тайный сговор;

−внутренняя война (восстание, бунт, гражданская война, революция);

−социальный контроль – действия правительства по противостоянию коллективным конфликтам;

−война.
3. КОНСТРУКТИВНЫЕ (ПОЗИТИВНЫЕ) И ДЕСТРУКТИВНЫЕ ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА, ЕГО СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ. ДИНАМИКА КОНФЛИКТА


Позитивная роль конфликта сторонниками диалектического подхода видится в следующем:

−конфликт помогает прояснить проблему;

−конфликт усиливает способность организации к изменениям;

−конфликты могут усиливать мораль, углубляя и обогащая взаимоотношения между людьми;

−конфликты делают жизнь более интересной, пробуждают любознательность и стимулируют развитие;

−конфликты могут способствовать самостоятельному повышению уровня квалификации и знаний;

−конфликты повышают качество принимаемых решений;

−конфликты способствуют производству новых созидательных идей;

−конфликты помогают понять людям, кто они есть на самом деле.

Деструктивные (негативные) функции конфликта, т.е. условия, мешающие достижению целей:

неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров, снижение производительности труда;

уменьшение степени сотрудничества в будущем, нарушение системы коммуникаций;

абсолютная преданность своей группе и непродуктивная конкуренция с другими группами организации;

представление о другой стороне как о враге, о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных;

сворачивание взаимодействия между конфликтующими сторонами;

увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения общения, рост взаимной неприязни и ненависти;

смещение акцентов: придание большего значения победе в конфликте, чем решению проблемы;

возможность подготовки к новому витку конфликта; закрепление в социальном опыте личности или группы насильственных способов решения проблем.

Однако, оценивая конструктивность и деструктивность функций конфликта, необходимо иметь в виду следующее:

−отсутствие четких критериев различий конструктивных и деструктивных конфликтов. Грань между конструктивными и деструктивными функциями иногда теряет свою однозначность, когда дело доходит до оценки последствий конкретного конфликта;

−подавляющее большинство конфликтов имеет одновременно и конструктивные, и деструктивные функции;

−степень конструктивности и деструктивности конкретного конфликта может меняться на различных стадиях его развития;

−следует учитывать, для кого из участников конфликта он конструктивен, а для кого – деструктивен. В конфликте могут быть заинтересованы не сами противоборствующие стороны, а иные участники (подстрекатели, пособники, организаторы). Поэтому функции конфликта с позиций разных участников могут оцениваться по-разному.

Конфликт не возникает вдруг. Причины его накапливаются, зреют иногда довольно длительное время.

В процессе вызревания конфликта можно выделить 4 стадии:

1. Скрытую стадию – обусловленную неравным положением групп индивидов в сферах «иметь» и «мочь». Она охватывает все аспекты жизненных условий: социальный,политический, экономический, моральный, интеллектуальный. Главная ее причина – стремление людей к улучшению своего статуса и превосходству;

2. Стадию напряженности, степень которой зависит от позиции противоборст-

вующей стороны, имеющей большую мощь, превосходство. Например, напряженность равна нулю, если доминирующая сторона занимает позицию сотрудничества, напряженность понижена при примиренческом подходе, очень сильна – при непримиримости сторон;

3. Стадию антагонизма, которая проявляется как следствие высокой напряженности;

4. Стадию несовместимости, являющуюся следствием высокой напряженности.

Это собственно и есть конфликт.

Возникновение конфликта не исключает сохранения предыдущих стадий, так как скрытый конфликт продолжается по частным вопросам и, более того, возникают новые напряженности. Конфликт более или менее четко ограничен во времени и поэтому представляется возможным определить, какое событие считать началом (завязкой) собственно конфликта.

Первым этапом анализа конфликта считается его развитие во времени, от момента завязки до начала наблюдения за ним. Здесь необходимо изучить следующие проблемы:

предмет конфликта и его объект;

состав участников;

исторические корни;

непосредственный повод;

уровень напряженности в отношениях между сторонами в начальной точке конфликта.


В процессе своего развития конфликт проходит несколько стадий. Эти стадии не являются обязательными — возможно, что какие-то из них в ходе конфликта «проскакиваются». По-разному складывается продолжительность стадий. Но последовательность их в любых конфликтах одна и та же.

1. Предконфликтная ситуация

Это положение дел накануне конфликта. Иногда оно может быть совершенно благополучным, и конфликт тогда начинается внезапно, под воздействием какого-то внешнего, случайно вторгнувшегося в эту ситуацию фактора (например, в комнату неожиданно вошел посторонний человек и устроил скандал). Но чаще всего на этой стадии уже существуют какие-то предпосылки для конфликта (даже в вышеприведенном примере — это, скажем, сама возможность появления в комнате постороннего человека).

Бывает, что на предконфликтной стадии имеется достаточно сильная напряженность в отношениях, но она остается подспудной и не выливается в открытые конфликтные столкновения. Подобное положение может сохраняться довольно долго. Его называютпотенциальным, или латентным (скрытым) конфликтом

2. Инцидент.

С него, собственно, и начинается конфликт. Инцидент — это первая стычка конфликтантов. Он выступает как завязка конфликта. Конфликт, начавшийся с инцидента, может вместе с ним и закончиться. Но при «нормальном» ходе развития конфликта после инцидента наступает следующая его стадия.

3. Эскалация

На латинском scala — лестница. В фазе эскалации конфликт «шагает по ступенькам», реализуясь в серии отдельных актов — действий и противодействий конфликтующих сторон.



4. Кульминация

Кульминация — это верхняя точка эскалации. Она обычно выражается в каком-то «взрывном» эпизоде (отдельном конфликтном акте) или нескольких следующих подряд эпизодах конфликтной борьбы.



5. Завершение конфликта

Здесь нам необходимо ввести два понятия: цена конфликта и цена выхода из конфликта( По А.Кармину).



6. Постконфликтная ситуация

Конфликт редко проходит совершенно бесследно. Влияние прошедшего конфликта на возникшую после его завершения ситуацию называется последействием конфликта. Это последействие может быть деструктивным,а может быть и конструктивным, позитивным.




4. СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ
Одной из самых популярных и используемых как в бизнесе, так и в переговорной сфере, является концепция Томаса-Киллмена, в которой выделяется пять основных стратегий человеческого поведения в конфликте: избегание, соперничество, приспособление, компромисс, сотрудничество. Основанием для выделения указанных стратегий поведения является динамика соотношения между степенью настойчивости в удовлетворении своих интересов и степенью готовности пойти навстречу другому в удовлетворении его интересов .

Стратегии избегания, или ухода. Такая стратегия означает, что человек игнорирует конфликтную ситуацию, делает вид, что ее не существует, и не предпринимает никаких шагов по ее разрешению или изменению.В некоторых случаях именно такая стратегия оптимальна. К ним можно отнести ситуации, которые не особенно значимы для нас и не стоят того, чтобы тратить свои силы и материальные ресурсы на их разрешение. Иногда лучше«не связываться», так как наши шансы что-то улучшить близки к нулю.



Стратегией соперничества. Соперничество позволяет добиваться необходимого результата, стимулирует развитие, способствует прогрессу. В ряде ситуаций наличие соперничества является их движущей силой и сутью, например, спортивные соревнования, артистические состязания, многие случаи устройства на работу, поступления в учебное заведение по конкурсу и другие. Соперничество создает искушение выиграть любой ценой, вплоть до применения нечестных и жестоких методов. Стратегия приспособления к оппоненту вплоть до полной капитуляции перед его требованиями. Уступки могут демонстрировать добрую волю и служить позитивной поведенческой моделью для оппонента. Нередко уступка становится переломным моментом в напряженной ситуации, меняющим ее течение на более благоприятное. Такая стратегия позволяет сохранить ресурсы до более благоприятного момента. Однако, уступка может сослужить нам и плохую службу. Она может быть воспринята оппонентом как проявление слабости и привести к эскалации его давления и требований.

Компромиса. Идеальным компромиссом можно считать удовлетворение интересов каждой из сторон наполовину.Иногда компромисс является единственно возможным и наилучшим мирным вариантом разрешения проблемы. Каждая из сторон получает что-то устраивающее ее, вместо того, чтобы продолжать войну и, возможно, потерять все. Однако компромисс часто служит лишь временным выходом, поскольку ни одна из сторон не удовлетворяет свои интересы полностью, и основа для конфликта сохраняется. Стратегия сотрудничества. Она отличается стремлением достигнуть максимально возможного удовлетворения и своих интересов, и интересов партнера. В отличие от компромисса, для сотрудничества необходим переход от отстаивания своих позиций к более глубокому уровню, на котором обнаруживается совместимость и общность интересов.

Сотрудничество привлекательно прочностью разрешения проблемы, партнерским характером отношений в его ходе.

Ни одну из вышеприведенных стратегий нельзя назвать однозначно «хорошей» или «плохой». Каждая из них может быть оптимальной и обеспечить наилучший эффект в зависимости от конкретных условий возникновения и развития конфликта. В то же время именно сотрудничество в наибольшей степени соответствует современным представлениям о конструктивном долгосрочном взаимодействии между людьми

Удовлетворение интересов всех конфликтующих сторон приводит к тому, что почва, на которой базировался этот конфликт, исчезает, и риск возникновения постконфликтных осложнений сводится к минимуму. Выбирая стратегию своего поведения в конфликте, целесообразно в каждом конкретном случае исходить из того, насколько важно достижение результата, с одной стороны, и сохранение хороших отношений с оппонентом, с другой. Если ни то, ни другое не представляет большой ценности, то, видимо, оптимальным будет уход. Если результат принципиально важен, а отношения не являются значимыми, стоит добиваться своего с помощью соперничества. Если отношения важнее всего, то, наверное, лучше уступить (приспособление). Если же и отношения, и результат существенно важны, то стоит приложить усилия и потратить время на достижение сотрудничества.

Есть упрощенные видения методов, когда все сводится к трем типам:

уходу от конфликта;

подавлению конфликта;

управлению конфликтом.

В целом методы разрешения конфликтов разделяются на две группы: стратегические и тактические.


5. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР В КОНФЛИКТЕ. ТИПЫ КОНФЛИКТНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ И ТИПИЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
Многие авторы особое внимание уделяют причинам возникновения конфликтных отношений . Некоторые конфликтологи         считают, что в основе человеческих конфликтов лежат биологические программы, направленные на стремление выжить в схватке за существование (соревнование особи с враждебным миром, с представителями других видов, с сородичами). Даже у стадных животных, где существуют определенные правила поведения, предполагается соперничество за лучшую пищу, за самку, за лидерство в стае. Таким образом, стремление к соперничеству заложено еще у предков человека.          Дж. Ролз главную причину конфликтов в человеческом обществе связывает с нарушением норм социальной справедливости и, как следствие - с ущемленным          Ф.М. Бородкин и Н.М. Коряк выделяют общие характеристики и основные типы конфликтных личностей, провоцирующих или усугубляющих конфликтные отношения . В целом конфликтные личности характеризуются: 1) резким отличием партнеров по своим психологическим характеристикам (например, если мы медлительны и основательны, то нас будет раздражать чья-то суетливость и торопливость); 2) недостатком общей культуры и психологической культуры общения; 3) общим уровнем конфликтности (или неконфликтности) данного человека. Выделяют шесть типов конфликтных личностей:

  1. Конфликтная личность демонстративного типа характеризуется следующими особенностями поведения:

    • хочет быть в центре внимания (любыми путями);

    • отношение к другим определяется тем, как к нему самому относятся другие;

    • легко даются поверхностные конфликты (часто выходит "победителем", т.к. окружающие воспринимают такие конфликты как "хохму");

    • рациональное поведение выражено слабо, более выражено - эмоционально-импульсивное;

    • плохо планирует свою деятельность;

    • избегает кропотливой, систематической работы;

    • конфликтов не боится и чувствует себя в них уверенно (конфликт - как способ продемонстрировать себя);

    • часто оказывается источником споров, но сам себя таковым не считает.

  2. Конфликтная личность ригидного типа:

    • подозрителен;

    • обладает завышенной самооценкой;

    • постоянно требует подтверждения собственной значимости;

    • прямолинеен и негибок, не учитывает конкретную ситуацию;

    • с трудом принимает чужую точку зрения;

    • очень обидчив.

  3. Конфликтная личность неуправляемого типа:

    • импульсивен, плохо контролирует себя;

    • поведение непредсказуемо;

    • часто ведет себя вызывающе и агрессивно;

    • постоянно требует подтверждения собственной значимости; в своих неудачах любит обвинять других;

    • не умеет планировать свою деятельность;

    • не учится на ошибках прошлого опыта.

  4. Конфликтная личность сверхточного типа:

    • скрупулезно относится к своей работе;

    • предъявляет повышенные требования к себе;

    • очень требователен к окружающим;

    • обладает повышенной тревожностью;

    • чувствителен к деталям и мелочам;

    • иногда может порвать отношения с кем-либо, т.к. ему "показалось", что его "обидели";

    • сам страдает от своей скрупулезности и подозрительности (нередко мучается бессонницей, головными болями и т.п.);

    • сдержан во внешних, особенно в эмоциональных проявлениях;

    • плохо чувствует ситуацию общения, часто бывает неадекватен и даже смешон.

  5. Конфликтная личность "бесконфликтного" типа:

    • неустойчив в оценке и мнениях (часто меняет мнения о других людях);

    • обладает легкой внушаемостью (поверит во все, что угодно, "лишь бы не огорчать собеседника");

    • характерна некоторая непоследовательность поведения;

    • ориентирован на сиюминутный успех в данной ситуации;

    • зависит от мнения лидеров (хочет всегда казаться "хорошим");

    • излишне стремится к компромиссу;

    • не обладает достаточной силой воли;

  6. Целенаправленно конфликтный тип личности:

    • рассматривает конфликт как главное средство достижения своих целей;

    • часто провоцирует конфликты;

    • склонен к манипуляции во взаимоотношениях (с кем-то ласков, а на кого-то - давит);

    • рационально действует в конфликте, просчитывает варианты ходов, оценивает противников;

    • владеет хорошо отработанной техникой поведения в "горячем" (эмоциональном) споре.

Существуют разнообразные способы преодоления возникающих с подобными людьми проблем. Во многих случаях в общении с ними помогают техники коммуникации, используемые в контактах с "обычными" партнерами. Но полезно знать особенности "трудных" личностей, чтобы нормализовать общение с ними.

Наиболее явными из “трудных” личностей являются грубые, резкие, открыто агрессивные люди. Важно понимать причины грубого и агрессивного поведения. Если человек демонстрирует нетипичную для него агрессивную реакцию, эмоциональный взрыв, то часто достаточно бывает сделать перерыв и дать ему прийти в себя.

Но есть некоторые типы людей, для которых агрессия является привычным стилем поведения.

Для выбора адекватного способа обращения с ними необходимо учитывать различия между этими типами. Обобщение опыта позволяет выделить ряд приемов, которые эффективно помогают преодолевать затруднения в общении со многими “трудными” партнерами:

1) установите контакт с вашим оппонентом;

2) после того, как вы почувствуете и осознаете, что данный человек труден в общении, соотнесите его с известным вам типом “трудных” личностей;

3) учитывайте возможность влияния собственных стереотипов;

4) сохраняйте спокойствие и нейтралитет, не попадите под влияние эмоционального заряда и мировоззрения оппонента;

5) в процессе общения выявите систему аргументации оппонента и причины его трудностей, осуществите проверку на реалистичность;

6) используйте приемы общения, дающие выход эмоциям;

7) развивайте контакт, держите ситуацию под контролем, постепенно создавайте совместное поле деятельности;

8) расширяйте совместный подход к делу и используйте его для

выработки соглашения.

В условиях производства источниками конфликтов могут быть и различные "психологические игры" на разных этапах выполнения заданий). При этом сама "психологическая игра" (по Э.Берну) понимается как последовательность "ходов", действий или высказываний, направленных на достижение скрытой цели, не совпадающей с открыто декларируемой целью. Ниже выделяются типичные игры на разных этапах выполнения производственного задания, которые часто также провоцируют новые конфликты и создают напряженность во взаимоотношениях:



  1. На этапе получения задания возможны следующие обманные ходы нерадивого работника:

    • стремление взять задание без указания конкретных сроков исполнения;

    • повторяющиеся попытки взять одновременно большое количество заданий с тем, чтобы потом сослаться на перегруженность;

    • попытки доказать, что задание не входит в круг выполняемых данным лицом обязанностей;

    • обвинение руководителя в том, что он дает "глупые" задания и т.п.

  2. На этапе выполнения задания:

    • затягивание работы с целью перевода ее в разряд срочных (с расчетом на то, что кого-то дадут в помощь);

    • намеки на то, что работа выполняется "лично для руководителя" или ради него;

    • споры с руководителем с целью склонить его к передаче задания другому работнику;

    • нарочито наивные рассуждения ("сработать под дурачка") и т.п.

  3. На этапе контроля качества работы:

    • обвинение руководителя в предвзятости (например, "Я знаю, что вы хотите меня уволить и ищите, к чему бы придраться");

    • попытки спровоцировать нетактичное поведение руководителя;

    • выражение сомнения в компетентности руководителя и т.п.

Главное в реагировании на подобные игры - вовремя распознать эти хитрые ходы и не дать вовлечь себя в такие "психологические игры".

Особого внимания заслуживают уловки, используемые в ходе публичных обсуждений, которые также часто осложняют отношения между коллегами в организации. Даже тогда, когда эти уловки помогут кому-то в решении отдельных проблем, в последующих деловых контактах эти же уловки по принципу "бумеранга" (или "рикошета") могут быть использованы против сегодняшнего "победителя". К сожалению, стремление постоянно кого-то "побеждать" часто вызывает стремление отомстить за былые обиды. В итоге все взаимоотношения на работе сводятся к постоянному противоборству сторон с переменным успехом. Ниже выделяются типичные "хитрые" ходы в ходе организации и проведения собрания. Например, это может быть ситуация, когда руководство пытается провести через голосование "свое" решение таким образом, чтобы "переиграть" своих противников.

следующая страница >>