Рабочая учебная программа По дисциплине: Имитационное моделирование сетей и систем - страница №1/1
Министерство науки и образования Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский физико-технический институт (государственный университет)»
МФТИ (ГУ)
«Утверждаю»
Проректор по учебной работе
_______________ Д.А.Зубцов
«___»______________ 20___ г.
Рабочая УЧЕБНАЯ Программа
По дисциплине: Имитационное моделирование сетей и систем беспроводной связи
По направлению: 010900 «Прикладные математика и физика»
Профиль подготовки: инфокоммуникационные и вычислительные системы и технологии
Факультет радиотехники и кибернетики
Кафедра проблем передачи и обработки информации
Курсы: 4 (бакалавриат)
Семестры: осенний и весенний
Дифференцированный зачёт: 7 семестр
Экзамен: 8 семестр
Трудоёмкость: вариативная часть – 3 зач.ед.,
в том числе:
лекции: вариативная часть – 66 часов
самостоятельная работа: вариативная часть – 28 часов
подготовка к экзамену: вариативная часть – 1 зач.ед.
ВСЕГО АУДИТОРНЫХ часов 66
Программу составили к.ф.-м.н. П.Ю. Бойко, к.т.н. М.Ю. Якимов
Программа обсуждена на заседании кафедры 28 мая 2012 года
Заведующий кафедрой А.П. Кулешов
академик РАН
Объем учетной нагрузки и виды отчетности
Вариативная часть, в том числе:
|
3 зач.ед.
|
Лекции
|
66 часов
|
Самостоятельные занятия
|
28 часов
|
Промежуточная аттестация
|
дифференцированный зачет в 7-м семестре
|
Итоговая аттестация
|
экзамен в 8-м семестре (1 зач.ед.)
|
ВСЕГО
|
1 зач.ед. (94 часа + 1 зач.ед.)
|
-
Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины – освоение студентами избранных глав теории моделирования и элементов статистической обработки результатов.
Задачи:
-
фундаментальная подготовка студентов в области теории имитационного моделирования;
-
построение у студентов навыков применения теории имитационного моделирования и методов статистической обработки результатов в исследовании телекоммуникационных сетей и систем;
-
оказание консультаций студентам в проведении собственных экспериментальных исследований телекоммуникационных сетей и систем.
-
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Имитационное моделирование сетей и систем беспроводной связи» включает в себя разделы, которые могут быть отнесены к вариативной части цикла Б.3 УЦ ООП.
Дисциплина «Имитационное моделирование сетей и систем беспроводной связи» базируется на циклах Б.2 и Б.3 в базовой и вариативной частях.
-
Компетенции, формированию которых способствует освоение дисциплины
Освоение дисциплины «Имитационное моделирование сетей и систем беспроводной связи» способствует формированию следующих общекультурных и общепрофессиональных интегральных компетенций бакалавра:
а) общекультурные (ОК):
-
способность анализировать научные проблемы и физические процессы, использовать на практике фундаментальные знания, полученные в области естественных наук (ОК-1);
-
способность осваивать новую проблематику, терминологию, методологию и овладевать научными знаниями и навыками самостоятельного обучения (ОК-2);
-
способность логически точно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, формулировать свою точку зрения; владение навыками ведения научной и общекультурной дискуссий (ОК-4).
б) профессиональные (ПК):
-
способность применять в своей профессиональной деятельности знания, полученные в области физических и математических дисциплин, включая дисциплины: информатика, программирование и численные методы; физические основы получения, хранения, обработки и передачи информации; высшая математика (ПК-1);
-
способность понимать сущность задач, поставленных в ходе профессиональной деятельности, и использовать соответствующий физико-математический аппарат для их описания и решения (ПК-3);
-
способность использовать знания в области физических и математических дисциплин для дальнейшего освоения дисциплин в соответствии с профилем подготовки (ПК-4);
-
способность применять теорию и методы математики для построения качественных и количественных моделей (ПК-8);
-
способность работать в коллективе исполнителей над решением конкретных исследовательских и инновационных задач (ПК-9).
-
Знания, умения и навыки, формированию которых способствует освоение дисциплины
Освоение дисциплины «Имитационное моделирование сетей и систем беспроводной связи» способствует формированию комплекса знаний и навыков, благодаря которым обучающийся должен
а) знать:
-
основные понятия и утверждения теории имитационного моделирования;
-
основные подходы и приёмы, используемые при имитационном моделировании телекоммуникационных сетей и систем;
-
современные средства имитационного моделирования;
б) уметь:
-
разрабатывать имитационные модели процессов в телекоммуникационных сетях и системах для решения научно-исследовательских задач в этой области;
-
ставить экспериментальные исследования с использованием имитационных моделей и проводить статистическую обработку полученных результатов;
в) владеть:
-
навыком освоения большого объема информации;
-
навыками программирования имитационных моделей в средах GPSS, MATLAB, NS-3.
-
навыками постановки экспериментальных исследований для решения научно-исследовательских задач в области телекоммуникационных сетей и систем.
-
Структура и содержание дисциплины
Лекции
№ п.п.
|
Тема
|
Число аудиторных часов
|
Число часов самостоятельной работы
|
1
|
Системы, модели и моделирование.
|
2
|
1
|
2
|
Валидация, верификация и подготовка входных данных.
|
2
|
1
|
3
|
Основы дискретно-событийного моделирования.
|
2
|
1
|
4
|
Дискретно-событийное моделирование в среде GPSS. Базовые понятия. Пакет GPSS World. Модели СМО: M/M/1, M/D/1, M/G/1, D/M/1, D/D/1, D/G/1. Сравнительный анализ СМО с помощью средств GPSS.
|
4
|
2
|
5
|
Проведение экспериментов с помощью встроенных средств GPSS. Моделирование простейших способов пакетной передачи данных в системах радиосвязи.
|
4
|
1
|
6
|
Дискретно-событийное моделирование в среде MATLAB Simulink. Пакет Sim Events. Модели стандартных СМО: M/M/1, M/D/1, M/G/1, D/M/1, D/D/1, D/G/1, G/G/1. Модели для сравнительного анализа дисциплин обслуживания в системах с одним сервером и N серверами.
|
4
|
2
|
7
|
Генерация случайных величин.
|
2
|
1
|
8
|
Реализация очереди событий.
|
2
|
1
|
9
|
Анализ выходных данных.
|
2
|
1
|
10
|
Планирование экспериментов.
|
2
|
1
|
11
|
Моделирование сети множественного доступа на базе ALOHA в среде GPSS.
|
2
|
1
|
12
|
Моделирование в среде MATLAB Simulink. Моделирование пакетной передачи данных и дисциплин квитирования. Моделирование сети множественного доступа на базе ALOHA.
|
4
|
1
|
13
|
Распределенное дискретно-событийное моделирование.
|
2
|
1
|
14
|
Основные понятия пакетного моделирования сетей. Обзор популярных средств моделирования.
|
2
|
1
|
15
|
Модели физического и канального уровней.
|
2
|
1
|
16
|
Модели радиоканала.
|
2
|
1
|
17
|
Моделирование беспроводной сети под управлением протокола IEEE 802.11 DCF (EDCA) в среде GPSS.
|
2
|
1
|
18
|
Моделирование в среде MATLAB Simulink. Пакет Communication System Toolbox. Моделирование беспроводного канала с АБГШ и замираниями. Моделирование СКК в MATLAB Simulink.
|
4
|
1
|
19
|
Моделирование физического уровня радиоинтерфейса IEEE 802.11a(b) и механизмов управления СКК в среде MATLAB Simulink.
|
4
|
1
|
20
|
Моделирование физического уровня радиоинтерфейса LTE Release 8 (нисходящий канал) в среде MATLAB Simulink.
|
4
|
1
|
21
|
Модели протоколов маршрутизации и протоколов транспортного уровня.
|
2
|
1
|
22
|
Модели движения узлов. Модели топологии сети. Модели трафика различных приложений.
|
2
|
1
|
23
|
Имитационное моделирование в среде NS-3.
|
4
|
2
|
24
|
Моделирование подвижных самоорганизующихся беспроводных сетей MANET в NS-3.
|
4
|
2
|
ВСЕГО
|
66 часов
|
28 часов
|
ИТОГО
|
94 часа
|
Виды самостоятельной работы
№ п.п.
|
Темы
|
Количество часов
|
1
|
Изучение теоретического курса – выполняется самостоятельно каждым студентом по итогам каждой из лекций, результаты контролируются преподавателем на лекционных занятиях, используются конспект (электронный) лекций, учебники, рекомендуемые данной программой.
|
10
|
2
|
Решение задач по заданию преподавателя – решаются задачи, выданные преподавателем, используются конспект (электронный) лекций, учебники, рекомендуемые данной программой.
|
18
|
3
|
Подготовка к дифференциальному зачету и экзамену
|
1 зач.ед.
|
ВСЕГО
|
28 час. +
1 зач.ед.
|
-
Образовательные технологии
№ п/п
|
Вид занятия
|
Форма проведения занятий
|
Цель
|
1
|
Лекция
|
Изложение теоретического материала
|
Получение теоретических знаний по дисциплине
|
2
|
Самостоятельная работа студента
|
Самостоятельная работа
|
Получение дополнительных знаний и подготовка к зачету и экзамену
|
-
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Перечень контрольных вопросов для сдачи дифференциального зачета в 7-ом семестре
№ п.п.
|
Тема
|
1
|
Системы, модели и моделирование.
|
2
|
Валидация, верификация и подготовка входных данных.
|
3
|
Основы дискретно-событийного моделирования.
|
4
|
Имитационное моделирование в среде GPSS. Базовые понятия. Пакет GPSS World. Проведение экспериментов с помощью встроенных средств GPSS.
|
5
|
Дискретно-событийное моделирование в среде MATLAB Simulink. Пакет Sim Events.
|
6
|
Генерация случайных величин.
|
7
|
Реализация очереди событий.
|
8
|
Анализ выходных данных.
|
9
|
Планирование экспериментов.
|
10
|
Распределенное дискретно-событийное моделирование.
|
Перечень контрольных вопросов для сдачи экзамена в 8-ом семестре
1
|
Пакетное моделирование телекоммуникационных сетей. Средства моделирования телекоммуникационных сетей.
|
2
|
Моделирование физического и канального уровней телекоммуникационных сетей.
|
3
|
Моделирование радиоканала.
|
4
|
Моделирование в среде MATLAB Simulink. Пакет Communication System Toolbox.
|
5
|
Моделирование протоколов маршрутизации телекоммуникационных сетей.
|
6
|
Моделирование протоколов транспортного уровня телекоммуникационных сетей.
|
7
|
Моделирование движения узлов. Моделирование топологии сети.
|
8
|
Моделирование трафика различных приложений.
|
9
|
Имитационное моделирование в среде NS-3.
|
-
Материально-техническое обеспечение дисциплины
Необходимое оборудование для лекций и практических занятий: доска, ноутбук и мультимедийное оборудование (проектор или плазменная панель).
Обеспечение самостоятельной работы: электронные ресурсы, включая доступ к базам данных:
http://www.nsnam.org/ns-3-14/documentation/
http://www.mathworks.com/help/
-
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература
-
Лоу А.М., Кельтон В.Д. Имитационное моделирование. Классика CS. 3-е изд. СПб.: Питер, 2004. – 848 с. ISBN: 5-94723-981-7.
-
Klaus Wehrle, Mesut Günes, James Gross. Modeling and Tools for Network Simulation // Heidelberg:Springer, 2010. – 537 рр. ISBN: 978-3-642-12330-6.
-
Кудрявцев Е.М. GPSS World. Основы имитационного моделирования различных систем. М.: ДМК Пресс, 2004. – 320 c. ISBN: 5-94074-219-Х.
-
В. Томашевский, Е. Жданова Имитационное моделирование в среде GPSS. - М.: Бестселлер, 2003. – 416 c. ISBN: 5-98158-004-6.
-
Brian H. Hahn and Daniel T. Valentine, Essential Matlab for Engineers and Scientists (Fourth Edition). Elsevier, 2010. – р.382. ISBN: 978-0-12-374883-6.
Дополнительная литература
1. Страуструп Б. Язык программирования С++. М.: Издательство Бином,
2011. – 1136 с.
ISBN: 978-5-7989-0425-9, 0-201-70073-5.
2. Шрайбер Т.Д. Моделирование на GPSS. М.: Машиностроение,1980. – 592 c.
3. Самоучитель по MatLab [Электронный ресурс]: http://lib.qrz.ru/node/1644.