Рабочая учебная программа базового курса «Информатика» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебного курса «Информатики и икт» 1 131.72kb.
Учебная программа для специальности 1-31 03 01 Математика 1 52.82kb.
Рабочая учебная программа для студентов 2 курса очной и заочной формы... 3 661.82kb.
Программа курса «Информатика» 1 285.95kb.
Учебная программа Вид Программы: рабочая программа учебного курса... 3 467.71kb.
Рабочая учебная программа наименование дисциплины психология специальность... 3 435.83kb.
Учебная программа курса. Рабочая программа курса. Лекция История... 10 4516.27kb.
Рабочая программа дисциплины технологии программирования направление... 1 230kb.
Программа курса по выбору для предпрофильной подготовки «Как решать... 1 111.51kb.
Рабочая программа лекционного курса «Информатика» 1 65.4kb.
Рабочая программа для студентов направления 230700. 62 «Прикладная... 1 337.28kb.
Смирновой Елены Леонидовны учителя информатики высшей категории г. 1 330.79kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Рабочая учебная программа базового курса «Информатика» - страница №1/1


Планирование

Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» для 9 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и примерной программы (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень) опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных учреждений («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009).

Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Обязательным минимумом содержания образования по информатике.

Рабочая программа по информатике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).

После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики – дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.

Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.

Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.

Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.

В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.

Цели

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:


  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.


Место предмета в базисном учебном плане

Курс рассчитан на изучение в диапазоне от 8 до 9 классов общеобразовательной средней школы. В настоящем курс изучается в объеме: 8 класс 35 часов, 1 час в неделю, 9 класс: 68 часов, 2 часа в неделю.

Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.

В рабочей программе внесены изменения: увеличено количество часов на изучение разделов «Управление и алгоритмы», «Программное управление работой компьютера», так как этот материал всегда вызывает затруднения у учащихся и, кроме того, материал выносится на ЕГЭ, а в 10-11 классах этот материал больше не изучается.

Раздел «Информационные технологии и общество» был изучен в прошлом году этими учащимися за счет уплотнения материала, а высвободившиеся часы отведены на вышеуказанные разделы.

Место курса в решении общих целей и задач на II ступени обучения. Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатики и ИТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий.

Основным предназначением образовательной области «Информатика» на II ступени обучения базового уровня являются получение школьниками представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, классификация информации, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения.


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • создавать информационные объекты, в том числе:

- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

- создавать записи в базе данных;

- создавать презентации на основе шаблонов;



  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные;

  • практикумы.

Формы контроля ЗУН (ов);

  • наблюдение;

  • беседа;

  • фронтальный опрос;

  • опрос в парах;

  • практикум.


Календарно-тематическое планирование (учебно-тематический план)

урока

Тема урока

Содержание урока

Знания

Умения

д/з

Дата

Фактически







Управление и алгоритмы (13 ч)


















Вводный инструктаж по ТБ в кабинете информатики.

Управление и кибернетика



Инструктаж по ТБ

Знакомство с курсом информатики 9 класса, с учебником информатики 9 класса

Объяснение учителя § 38


Понятия: кибернетика, управление, обратная связь, алгоритм управления




§ 38

3.09






Автоматизированные и автоматические системы управления

Фронтальное изучение § 39



Понятия: АСУ, САУ, режим реального времени, ЦАП




§ 39

6.09






Понятие алгоритма

Объяснение учителя § 40

Понятия: алгоритм, исполнитель, СКИ, блок-схема

Факты: свойства алгоритма, способы представления алгоритма



Составлять алгоритмы словесно-пошагово и с помощью блок-схем

§ 40

Алг. деления отрезка пополам



10.09






Исполнители РОБОТ, Чертежник, Вычислитель

Объяснение учителя по теме

Решение типовых упражнении: составление алгоритмов для исполнителей РОБОТ, Чертежник, Вычислитель



СКИ РОБОТа, Чертежника, Вычислителя

Составлять алгоритмы для исполнителей РОБОТ, Чертежник, Вычислитель

§ 41

№ 7 с. 205



13.09






Алгоритмический язык. Линейный алгоритм

Объяснение учителя по теме

Решение упражнений: определение типа величины, запись линейных алгоритмов на РАЯ для исполнителя Вычислитель



Понятия: постоянная величина, переменная величина

Факты: типы величин, правила записи алгоритмов на РАЯ



Определять тип величины, записывать линейные алгоритмы на РАЯ для исполнителя Вычислитель

Записи в тетр

17.09










Управление и алгоритмы (13 ч)


















Контрольный урок

Контроль зун

Знания и умения курса инф 8 кл







20.09






Линейные алгоритмы/

Практическая работа №1 «Изучение учебного исполнителя»

Решение типовых упражнений:

запись линейных алгоритмов на РАЯ для исполнителя Вычислитель

Самостоятельная работа

Подготовка к ЕГЭ: задания А12



Понятия: линейный алгоритм

Факты: типы величин, правила записи алгоритмов на РАЯ, СКИ исполнителя Вычислитель



Записывать линейные алгоритмы на РАЯ для исполнителя Вычислитель




24.09






Алгоритмы с ветвлением

Практическая работа №2 «Ветвления в алгоритмах»

Объяснение учителя § 44

Решение типовых упражнений: алгоритм вычисления условной функции, принадлежность точки окружности (кругу)

Подготовка к ЕГЭ: задания А12


Понятие ветвление

Запись ветвления на РАЯ, блок-схема ветвления



Записывать алгоритмы с использованием ветвлений и их блок-схемы

§ 44

Алг вычисл значу сл ф-ии



27.09






Циклические алгоритмы

Практическая работа №3 «Циклические алгоритмы»

Объяснение учителя § 43

Решение типовых задач: нахождение факториала числа, суммы чисел

Подготовка к ЕГЭ: задания А12


Понятие цикл

Запись циклов на РАЯ, блок-схема цикла



Записывать алгоритмы с использованием циклов и их блок-схемы

§ 43

Алг нахожд суммы чисел



1.10






Вспомогательные алгоритмы. Решение упражнений по теме «Алгоритмический язык»

Самостоятельная работа



Фронтальное изучение § 42

Решение типовых задач: нахождение БИТ, площади фигуры Решение типовых упражнений:



запись алгоритмов на РАЯ для исполнителя Вычислитель

Самостоятельная работа

Понятие ветвление, цикл, вспомогательный алгоритм

Запись ветвления, цикла на РАЯ, блок-схема ветвления



Записывать алгоритмы с использованием ветвлений, циклов и их блок-схемы

§ 42-44

Алг нахожд площади фигуры



4.10






Табличные величины.

Объяснение учителя по теме
Упражнения: описание таблиц, нахождение суммы элементов таблицы


Запись таблиц на РАЯ

Составлять алгоритмы обработки таблиц на РАЯ

§ 40-44

Записи в тетр



8.10






Повторение материала по теме «Алгоритмический язык»

Проверочная работа

Решение типовых задач (подготовка к контрольной работе)




Понятия: алгоритм, СКИ, линейный алгоритм, вспомогательный алгоритм, цикл, ветвление, блок-схема

Запись ветвлений, циклов на РАЯ



Составлять алгоритмы словесно-пошагово, на алгоритмическом языке, в виде блок-схем

Зад в тетр

11.10






Контрольная работа №2 по теме «Алгоритмический язык»


Самостоятельное выполнение работы по вариантам










15.10










Программное управление работой компьютера (14 ч)


















Язык программирования Turbo Pascal. Величины, стандартные функции в языке Turbo Pascal



Анализ контрольной работы

Объяснение учителя § 12. 1 с. 343-346

Решение типовых упражнений: запись чисел, стандартных функций, выражений на Turbo Pascal


Понятия: система программирования, язык программирования, команда

Факты: структура программы на Turbo Pascal Факты: запись чисел, знаков действий, стандартных функций на Turbo Pascal

Правила записи выражений


Записывать числа, стандартные функции, выражения на Turbo Pascal

С. 342-346,

С. 388-390



18.10






Операторы языка Turbo Pascal

Лекция «Операторы Паскаля»

Примеры простых программ




назначение, формат операторов

Составлять простейшие программы

лекция

22.10






Компилятор языка Turbo Pascal. Инструктаж по ТБ

Практическая работа №4 «Изучение компилятора языка Turbo Pascal»

Объяснение учителя по теме
Выполнение работы по инструкции под руководством учителя: запуск компилятора, изучение интерфейса, работа с готовыми программами

Понятие компилятор

Запуск, интерфейс компилятора Turbo Pascal



Запускать компилятор, открывать программы, запускать на выполнение, осуществлять листинг, редактирование, сохранять в памяти

лекция

§ 12. 8


Записи в тетр

25.10






Проверочная работа

Инструктаж по ТБ



Практическая работа №5 «Разработка линейной программы с использованием математических функций при записи арифметического выражения»

Проверочная работа по теме «Язык программирования»

Работа на компьютерах под руководством учителя: составление программы, запуск, редактирование, сохранение в памяти



Запуск, интерфейс компилятора Turbo Pascal

Запускать компилятор, открывать программы, запускать на выполнение, осуществлять листинг, редактирование, сохранять в памяти

Составлять простейшие программы



Сост прогр нахожд катета треуг

29.10






Оператор условного перехода. Инструктаж по ТБ

Практическая работа №6 «Разработка программы, содержащей оператор ветвления»

Объяснение учителя по теме.

Работа на компьютерах под руководством учителя: составление программы нахождения значения условной функции, запуск, редактирование, сохранение в памяти



Назначение, формат оператора условного перехода

Составлять программы с использованием оператора условного перехода, запускать на исполнение, редактировать и сохранять в памяти

§ 12. 4

№6 с. 365



1.11






Оператор цикла. Инструктаж по ТБ

Практическая работа №7 «Разработка программы, содержащей оператор цикла»

Объяснение учителя по теме.

Работа на компьютерах под руководством учителя: составление программы нахождения факториала числа, запуск, редактирование, сохранение в памяти



Назначение, формат оператора цикла

Составлять программы с использованием оператора цикла, запускать на исполнение, редактировать и сохранять в памяти

§ 12. 6,

12. 4


3.11






Подпрограммы. Инструктаж по ТБ

Практическая работа № 8 «Разработка программы, содержащей подпрограмму»

Объяснение учителя по теме:

Работа на ПК – создание программы с использованием подпрограмм



Понятие подпрограмма.

Запись подпрограмм на TURBO PASCAL



Составлять программы с использованием подпрограмм




12.11






Решение упражнений по теме «Язык программирования Turbo Pascal»»

Самостоятельная работа



Решение типовых упражнений: составление программ с использованием оператора цикла, оператора условного перехода,

прикладных программ



Самостоятельная работа

Формат операторов цикла, условного перехода

Составлять программы с использованием оператора цикла, оператора условного перехода, прикладные программы




15.11






Массивы. Инструктаж по ТБ

Практическая работа №9 «Разработка программы по обработке одномерного массива.»

Объяснение учителя по теме.

Работа на компьютерах под руководством учителя: составление программы нахождения суммы элементов массива, запуск, редактирование, сохранение в памяти



Понятие массив

Факты: виды массивов, запись массивов на Turbo Pascal



Составлять программы для обработки массивов, запускать на исполнение, редактировать и сохранять в памяти

Записи в тетр

19.11






Строковые переменные и операции над ними. Инструктаж по ТБ

Практическая работа №10 «Строковые переменные»

Объяснение учителя по теме

Работа на компьютерах: соединение слов, нахождение длины текста, вырезка символов



Запись строковых переменных на Turbo Pascal, запись операций: длина текста, вырезка, соединения слов

Находить длину строковой переменной, соединять, вырезать строковые переменные

Повт. главу

22.11






Графика Turbo Pascal. Инструктаж по ТБ

Практическая работа № 11 «Рисование фигур»

Объяснение учителя по теме. Выполнение практической работы на компьютерах

Особенности работы в режиме графика, Формат, назначение операторов машинной графики


Создавать графические изображения в среде TURBO PASCAL

Рисунок на свободную тему

26.11






Инструктаж по Тб Практическая работа №12 «Творческий проект»


Работа на ПК: защита программ с графическими объектами



Особенности работы в режиме графика, Формат, назначение операторов машинной графики


Создавать графические изображения в среде TURBO PASCAL

Зад в тетр.

Повт. главу



29.11






Решение упражнений по теме «Язык программирования Turbo Pascal» Тестовая работа.

Тестовая работа. Решение типовых упражнений (подготовка к контрольной работе)


Формат операторов ввода, вывода данных, цикла, оператора условного перехода, массивов

Запись стандартных функций на Turbo Pascal



Составлять программы с использованием оператора цикла, оператора условного перехода, прикладные программы, программы обработки массивов

Записывать стандартные функции, выражения на языке Turbo Pascal



Инд зад

3.12






Контрольная работа №3 по теме «Язык программирования Turbo Pascal»



Самостоятельное выполнение работы по вариантам







§ 6

6.12










Табличные вычисления на компьютере (19 ч)


















Системы счисления

Фронтальная беседа по материалу § 6

Решение упражнений №6,8, *9 с. 38

Анализ контрольной работы


Понятия: система счисления, позиционная система счисления, алфавит, основание системы счисления

Записывать числа в римской системе счисления, записывать последовательность чисел в заданной системе счисления

§ 6

№ 7 с. 38 *№9 с. 38



10.12






Двоичная и десятичная системы счисления

Объяснение учителя § 45
Решение типовых задач: перевод чисел в двоичную систему счисления, из двоичной системы счисления в десятичную

Понятия: система счисления, позиционная система счисления, алфавит, основание системы счисления

Факты: алгоритмы перевода чисел из двоичной системы счисления в десятичную, из десятичной системы в двоичную



Переводить числа в двоичный код, из двоичной системы счисления в десятичную

§ 45

№4(1, 7) с. 225

№5 (1) с. 230


13.12






Двоичная арифметика

Инструктаж по ТБ Практическая работа №13 «Арифметические вычисления в двоичной системе счисления с помощью программного калькулятора»



Фронтальное изучение § 46

Типовые задачи: действия над числами в двоичном коде


Работа на ПК под руководством учителя


Таблицы сложения и умножения в двоичной системе счисления

Производить арифметические действия над числами, записанными в двоичном коде аналитически и с помощью калькулятора Windows

§ 46

№4 (1,3,5,7 )

С. 230


17.12






Восьмеричная система счисления

Объяснение учителя § 46

Решение типовых задач: перевод чисел из десятичной системы счисления в восьмеричную, из двоичной системы счисления в восьмеричную, из восьмеричной системы счисления в десятичную, из восьмеричной системы счисления в двоичную систему



Самостоятельная работа по теме «Двоичная система счисления»

Алгоритмы перевода чисел из десятичной и двоичной систем счисления в восьмеричную систему, из восьмеричной системы в двоичную и десятичную системы

Переводить числа из десятичной и двоичной систем счисления в восьмеричную, из восьмеричной системы счисления в десятичную и двоичную системы

Записи в тетр

№4(2, 5) с. 225



20.12






Шестнадцатеричная система счисления. Инструктаж по ТБ

Практическая работа №14 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью программного калькулятора»

Объяснение учителя § 2. 7

Решение типовых задач перевод чисел из десятичной системы счисления в 16-ричную, из двоичной системы счисления в 16-ричную, из 16-ричной системы счисления в десятичную, из 16-ричной системы счисления в двоичную систему

Работа на ПК- арифметические операции над числами в 2-, 8-, 16-ричной системах счисления


Алгоритмы перевода чисел из десятичной и двоичной систем счисления в 16-ричную систему, из 16-ричной системы в двоичную и десятичную системы

Переводить числа из десятичной и двоичной систем счисления в 16-ричную, из 16-ричной системы счисления в десятичную и двоичную системы

Производить арифметические операции над числами в разных системах счисления с помощью калькулятора Windows



§ 46

№4(4) с. 225

№5 (2,4) с. 230


24.12






Представление чисел в компьютере

Самостоятельная работа по теме «Системы счисления»



Фронтальное изучение § 47
Самостоятельная работа.

Факты: представление положительных целых чисел в памяти компьютера




§ 47

27.12






Принципы фон Неймана. Язык машинных команд. Работа процессора. Инструктаж по ТБ

Практическая работа №15 Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, характеристики компьютера».

Фронтальное изучение § 48, 49

Факты: принципы фон Неймана, устройство процессора





§ 48,49
повт главу

14.01






Решение упражнений по теме «Табличные вычисления на компьютере»

Решение типовых упражнений

Решение типовых упражнений на переводы чисел из одной системы счисления в другую, арифметические действия в двоичной системе счисления

Переводить числа из одной системы счисления в другую, производить арифметические действия в двоичной системе счисления

Инд зад

17.01






Контрольная работа №4 по теме «Системы счисления»

Самостоятельное выполнение работы по вариантам

Понятия: система счисления, алфавит, основание системы счисления

Факты: Алгоритмы перевода чисел из двоичной, восьмеричной, 16-ричной систем счисления в десятичную и обратно, таблицы сложения и умножения в двоичной системе счисления



Переводить числа из одной системы счисления в другую, производить арифметические действия в двоичной системе счисления




21.01






Алгебра логики.

Логические выражения и операции.



Объяснение учителя по теме

Решение упражнений: перевод высказываний на язык алгебры логики, определение истинности выражений

Решение упражнений: составление таблиц истинности выражений



Понятия: инверсия, дизъюнкция, конъюнкция

Факты: виды высказываний, обозначение истинных и ложных высказываний, обозначение и таблицы истинности базовых логических операций

Таблицы истинности базовых логических операций


Определять истинность логических выражений

Составлять таблицы истинности выражений



§ 7. 1

№1 с. 296



24.01






Логические функции

Объяснение учителя по теме

Решение упражнений на запись выражений на языке алгебры логики, составление таблиц истинности выражений



Обозначение, таблицы истинности логических функций импликации, эквивалентность


Составлять таблицы истинности выражений

Переводить выражения на язык алгебры логики



Зад в тетр

28.01






Логические законы и правила преобразования логических выражений

Проверочная работа по теме «Алгебра логики»

Объяснение учителя по теме

Решение логических задач


Законы алгебры логики

Решать логические задачи

Записи в тетр

31.01






Логические элементы

Объяснение учителя по теме

Решение упражнений на составление таблиц истинности логических элементов



Обозначение т таблицы истинности базовых логических элементов, элементов «исключающее или», «и-не», «или-не»

Составлять таблицы истинности логических элементов

§ 7.1

№2 с. 296



4.02






Решение упражнений по теме «Логические элементы»

Самостоятельная работа



Решение упражнений на составление таблиц истинности логических элементов

Самостоятельная работа по теме «Алгебра логики»

Обозначение и таблицы истинности логических элементов, логических операций и функций, законы алгебры логики

Составлять таблицы истинности логических элементов, логических выражений.

Решать логические задачи






7.02






Электронные таблицы Excel.

Практическая работа №16 «Создание таблицы»

Повторение по теме «Системы счисления» (подготовка к ГИА)



Повторение теоретического материала § 33-35


Понятия: электронная таблица

Факты: структура ЭТ, типы данных, режимы отображения таблицы



Создавать электронную таблицу, редактировать, форматировать данные, сохранять в памяти. Вставлять формулы и копировать формулы

§ 33-36

11.02






Работа с фрагментами таблицы. Практическая работа №17 «Форматиро-вание в MS Excel»

Изучение § 34-35

Выполнение работы под руководством учителя






Форматировать данные в Excel

§ 33-36

14.02






Функции MS Excel. Практическая работа № 18 «Функции MS Excel» Подготовка к ГИА по теме «Электронные таблицы»

Изучение § 36-37

Выполнение работы под руководством учителя



Интерфейс MS Excel

Вставлять статистические и математические функции в таблицу

Записи в тетр

18.02






Деловая графика. Практическая работа № 19 «Построение диаграмм и графиков функций»

Изучение § 36

Выполнение работы под руководством учителя




Алгоритм создания диаграмм, графиков функций

Строить и редактировать диаграммы в Excel

Записи в тетр


21.02






Контрольная работа №5 по теме «Табличные вычисления на компьютере»

Контроль умений учащихся

Интерфейс MS Excel 2000/ХР, основные приемы работы с данными

Вводить, редактировать, форматировать данные, сохранять в памяти компьютера, вставлять объекты и редактировать их Строить диаграммы




25.02










Информационные технологии


















Сжатие текстовой информации

Инструктаж по ТБ. Практическая работа №20 «Работа с архиватором WinRar»


Повторение по теме «Информация» (подготовка к ГИА)

Фронтальное изучение § 3. 1

Выполнение работы по инструкции под руководством учителя



Понятие архиватор

Факты: принцип сжатия текстовой информации

Интерфейс, запуск архиватора WinRar


Сжимать текстовые файлы в форматах rar zip, самораспаковывающиеся архивы, распаковывать архивы

§ 3.1

28.02






Компьютерные вирусы.

Антивирусные программы. Инструктаж по ТБ



Практическая работа №21 «Антивирус Касперского»

Повторение по теме «Кодирование информации» (подготовка к ГИА)



Сообщения учащихся по теме

(§ 1. 10 Угринович 10)

Выполнение работы по инструкции под руководством учителя


Понятия: компьютерный вирус, антивирусная программа

Факты: виды вирусов, антивирусных программ, профилактическая защита от вирусов, принцип работы антивирусов



Проверять память компьютера, дискеты на наличие вирусов с помощью Dr Web

Записи в тетр

4.03






Растровая и векторная

графика. Инструктаж по ТБ



Практическая работа №22 «Сканирование графической информации»

Повторение по теме «Информационные процессы» (подготовка к ГИА)



Объяснение учителя § 4. 1
Выполнение работы по инструкции под руководством учителя

Понятия: растр,

пиксель


Факты: принцип кодирования графической информации, отличие векторной и растровой графики, их достоинства и недостатки

Сканировать

графическую информацию с помощью драйвера сканера



§ 4. 1

7.03






Оптическое распознавание текста. Инструктаж по ТБ

Практическая работа №23 «Сканирование и распознавание текстов»

Выполнение работы по инструкции под руководством учителя

Запуск, интерфейс Fine Reader 7,0

Сканировать графическую и текстовую информацию с помощью Fine Reader 7,0, распознавать текстовую информацию

§ 4. 1

Повт § 14-16



11.03






Текстовый процессор Word 2000/ХР Инструктаж по ТБ

Практическая работа №24«Форматирование текста»


Повторение материала по теме § 14-16

Выполнение работы под руководством учителя



Понятия: текстовый процессор, форматирование

Интерфейс MS Word 2000/ХР



Вводить текст, редактировать, форматировать, сохранять в памяти компьютера

§ 14-16

14.03






Приемы работы с фрагментами текста. Инструктаж по ТБ

Практическая работа №25 «Вставка объектов, создание и форматирование списков»

Выполнение работы под руководством учителя




Вставлять в документ рисунки из файла, из набора Clip Art, объекты Word Art, символы, номера страниц, сноски, разрывы, колонтитулы

§ 16

18.03






Таблицы в Word

Инструктаж по ТБ



Практическая работа №26 «Создание и редактирование таблиц»

Повторение по теме «Основы логики» (подготовка к ГИА)



Выполнение работы под руководством учителя

Интерфейс MS Word 2000/ХР

Создавать и редактировать таблицы

§ 16

21.03






Инструктаж по ТБ

Практическая работа №27 «Создание гипертекстового документа» Повторение по теме «Системы счисления» (подготовка к ГИА)

Выполнение работы под руководством учителя
Повторение материала

Интерфейс MS Word 2000/ХР

Приемы работы с текстом

Решение типовых упражнений на переводы чисел из одной системы счисления в другую, арифметические действия в двоичной системе счисления


Вводить, редактировать, форматировать текст, вставлять объекты, таблицы, создавать гиперссылки

Переводить числа из одной системы счисления в другую, производить арифметические действия в двоичной системе счисления



Повт. § 14-16

1.04






Контрольная практическая работа №6 по теме «Информационные технологии»

Контроль умений учащихся

Интерфейс MS Word 2000/ХР, основные приемы работы с текстами, графикой

Вводить, редактировать, форматировать текст, сохранять в памяти компьютера, вставлять объекты и редактировать их




4.04






Компьютерные презентации. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 28 «Создание презентации»

Объяснение учителя по теме

Выполнение работы под руководством учителя




Понятие презентация. Интерфейс MS Power Point

Создавать презентации

Записи в тетр

8.04






Инструктаж по ТБ. Практическая работа №29 «Использование анимации в презентации»

Повторение материала по теме «Информация.



Выполнение работы под руководством учителя

Тестовая работа по теме «Информация». Решение типовых упражнений на нахождение информационного объема, перевод единиц количества и скорости передачи информации

Понятия: информация, бит, байт, бод,

Соотношения между единицами количества и скорости передачи информации




Добавлять анимацию в презентациях: фон, смена слайдов, эффекты. Создавать гиперссылки. Находить информационный объем информации переводить единицы количества информации

Подготовить слайды к презентации

11.04






Инструктаж по ТБ. Практическая работа №30 «Творческий проект».

Выполнение работы под руководством учителя


Интерфейс MS Power Point

Создавать презентации Добавлять анимацию в презентациях: фон, смена слайдов, эффекты. Создавать гиперссылки




15.04






Инструктаж по ТБ. Практическая работа №31 «Демонстрация презентации. Использование микрофона и проектора»

Выполнение работы под руководством учителя


Интерфейс MS Power Point

Создавать презентации Добавлять анимацию в презентациях: фон, смена слайдов, эффекты. Создавать гиперссылки




18.04






Кодирование звуковой информации Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 32 «Кодирование звуковой информации. Запись звуковых файлов»

Объяснение учителя по теме

Интерфейс программы Звукозапись, принцип кодировки звуковой информации

Записывать и редактировать звук с микрофона с помощью программы Звукозапись




22.04






Электронные словари и переводчики. Практическая работа № 33 «Перевод текста с использованием системы машинного перевода»

Программы-переводчики. Abbyy Lingvo.




Переводить текст с помощью электронного переводчика




25.04










Итоговое повторение (7 ч)


















Повторение материала по теме «Информационные процессы» Инструктаж по Тб Практическая работа №34 «Посещение виртуальных музеев»





Факты: информация, единицы количества информации, информационные процессы, кодирование информации

Переводить единицы количества информации, кодировать и раскодировать информацию.

Повт главу 1

29.04






Повторение материала по теме «Алгоритмизация и программирование»

Решение типовых заданий.

Понятия: алгоритм, цикл, ветвление, вспомогательный алгоритм

Типы величин в АЯ, правила записи алгоритмов

Основные операторы Turbo Pascal, их формат; правила записи выражений, стандартных функций


Составлять алгоритмы с использованием ветвлений, циклов на алгоритмическом языке и в виде блок-схем

Составлять линейные программы, программы с использованием циклов, ветвлений; записывать выражения, стандартные функции на Turbo Pascal



Инд зад

2.05






Повторение по теме «Программирование»

Решение упражнений на составление линейных программ, программ с использованием циклов, ветвлений







Инд зад

6.05






Повторение по теме «Основы логики»

Составление таблиц истинности. Решение логических задач.


Логические операции, функции, логические элементы; таблицы истинности

Решать логические задачи, находить значение логических выражений

Составлять таблицы истинности



Инд зад

13.05






Повторение по теме «Системы счисления»

Решение типовых упражнений.

Решение типовых упражнений на переводы чисел из одной системы счисления в другую, арифметические действия в двоичной системе счисления

Переводить числа из одной системы счисления в другую, производить арифметические действия в двоичной системе счисления

Инд зад

16.05






Итоговая контрольная работа №6

Контроль знаний и умений учащихся







Повт § 14-20, 27-37

20.05






Повторение по теме «Информационные технологии»

Анализ контрольной работы

Повторение материала. Решение заданий ГИА









Повт § 21-24

23.05





СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Модуль 1. Управление и алгоритмы 13ч

Кибернетика. Кибернетическая модель управления.

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.

Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.



Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).

Учащиеся должны знать:

  1. что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;

  2. сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;

  3. что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;

  4. в чем состоят основные свойства алгоритма;

  5. способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;

  6. основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;

  7. назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

Учащиеся должны уметь:

  1. при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;

  2. пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;

  3. выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;

  4. составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;

  5. выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.


Модуль 2. Программное управление работой компьютера 14 ч

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.

Язык программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.

Этапы решения задач с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.



Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.

Учащиеся должны знать:

  1. основные виды и типы величин;

  2. назначение языков программирования;

  3. что такое трансляция;

  4. назначение систем программирования;

  5. правила оформления программы на Паскале;

  6. правила представления данных и операторов на Паскале;

  7. последовательность выполнения программы в системе программирования.

Учащиеся должны уметь:

  1. работать с готовой программой на языке Паскаль;

  2. составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;

  3. составлять несложные программы обработки одномерных массивов;

  4. отлаживать и исполнять программы в системе программирования.


Модуль 3. Табличные вычисления на компьютере 19 ч

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.

Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.

Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.

Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.

Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчётной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.

Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.



Учащиеся должны знать:

  1. что такое электронная таблица и табличный процессор;

  2. основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;

  3. какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;

  4. основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;

  5. графические возможности табличного процессора.

Учащиеся должны уметь:

  1. открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;

  2. редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;

  3. выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка;

  4. получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;

  5. создавать электронную таблицу для несложных расчетов.


Модуль 4 Информационные технологии 15 ч

Сжатие текстовой информации. Архиваторы. Компьютерные вирусы, антивирусные программы. Растровая и векторная графика. Устройства для ввода графической информации. Сканирование графической информации. Оптическое распознавание текстов. Тестовый процессор. Приемы работы с текстами. Форматирование текстов. Гипертекст.



Учащиеся должны знать:

  • что такое архиватор, компьютерный вирус, антивирусная программа, сканер, гипертекст, форматирование текста;

  • отличие векторной и растровой графики;

  • способы ввода графической информации в ПК;

  • возможности текстового редактора

Учащиеся должны уметь:

  • архивировать и распаковывать текстовые файлы, папки с файлами;

  • обнаруживать и лечить компьютерные вирусы с помощью антивирусных программ;

  • сканировать графическую информацию;

  • осуществлять оптическое распознавание текстов;

  • вводить, редактировать, форматировать тексты, создавать гипертекст


Модуль 5. Итоговое повторение 9 ч
Перечень практических работ.

Практическая работа №1 «Изучение учебного исполнителя»

Практическая работа №2 «Ветвления в алгоритмах»

Практическая работа №3 «Циклические алгоритмы»

Практическая работа №4 «Изучение компилятора языка Turbo Pascal»

Практическая работа №5 «Разработка линейной программы с использованием математических функций при записи арифметического выражения»

Практическая работа №6 «Разработка программы, содержащей оператор ветвления»

Практическая работа №7 «Разработка программы, содержащей оператор цикла»

Практическая работа № 8 «Разработка программы, содержащей подпрограмму»

Практическая работа №9 «Разработка программы по обработке одномерного массива.»

Практическая работа №10 «Строковые переменные»

Практическая работа № 11 «Рисование фигур»

Практическая работа №12 «Творческий проект»

Практическая работа №13 «Арифметические вычисления в двоичной системе счисления с помощью программного калькулятора»

Практическая работа №14 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью программного калькулятора.»

Практическая работа №15 Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, характеристики компьютера».

Практическая работа №16 «Создание таблицы»

Практическая работа №17 «Форматирование в MS Excel»

Практическая работа № 18 «Функции MS Excel»

Практическая работа № 19 «Построение диаграмм и графиков функций»

Практическая работа №20 «Работа с архиватором WinRar»

Практическая работа №21 «Антивирус Касперского»

Практическая работа №22 «Сканирование графической информации»

Практическая работа №23 «Сканирование и распознавание текстов»

Практическая работа №24«Форматирование текста»

Практическая работа №25 «Вставка объектов, создание и форматирование списков»

Практическая работа №26 «Создание и редактирование таблиц»

Практическая работа №27 «Создание гипертекстового документа»

Практическая работа № 28 «Создание презентации»

Практическая работа №29 «Использование анимации в презентации»

Практическая работа №30 «Творческий проект».

Практическая работа №31 «Демонстрация презентации. Использование микрофона и проектора»

Практическая работа № 32 «Кодирование звуковой информации. Запись звуковых файлов»

Практическая работа № 33 «Перевод текста с использованием системы машинного перевода»

Практическая работа №34 «Посещение виртуальных музеев»
Перечень учебно-методических средств обучения.

Основная и дополнительная литература:


  1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс 9 . — М.: БИНОМ, Лаборатория Базовых Знаний, 2007.

  2. Задачник-практикум по информатике. Учебное пособие для средней школы. Под ред. И.Семакина, Е.Хеннера. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2007.

  3. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2007.

  4. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. М.: БИНОМ — Лаборатория Базовых Знаний, 2000.
  5. Цифровые образовательные ресурсы: «Информатика-базовый курс», 9 класс, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66/

Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника [1], задачника-практикума [2]. Учебник построен по двухуровневому принципу: материал, соответствующий минимальному содержанию базового курса, излагается в первой части книги. Часть вторая содержит дополнительный материал, расширяющий содержание разделов первой части учебника и может использоваться при изучении курса по углубленному варианту.

Задачник-практикум дает обширный материал для организации практической работы на уроках и домашней работы учащихся. В нем содержатся задания, как для теоретического выполнения, так и для практической работы на компьютере. Больное число разнообразных заданий предоставляет возможность учителю варьировать содержание практической работы по времени и по уровню сложности.

Учебное пособие [3] является приложением к учебнику. В нем содержится конспективное изложение разделов базового курса в схематической форме. Это своеобразные опорные конспекты, которые удобно использовать как при объяснении нового материала, так и при повторении, обобщении уже изученного.



Проблемы методики преподавания базового курса, организации занятий, контроля знаний учащихся рассматриваются в пособии для учителя [4]. Кроме того, пособие содержит дидактический материал, позволяющий организовать изучение базового курса путем использования модульно-рейтинговой технологии.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства

  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

  • Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.

  • Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.


Программные средства

  • Операционная система.

  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  • Антивирусная программа.

  • Программа-архиватор.

  • Клавиатурный тренажер.

  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

  • Звуковой редактор.

  • Простая система управления базами данных.

  • Простая геоинформационная система.

  • Система автоматизированного проектирования.

  • Виртуальные компьютерные лаборатории.

  • Программа-переводчик.

  • Система оптического распознавания текста.

  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

  • Система программирования.