страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Рабочая программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению - страница №1/1
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Многопрофильный лицей имени А.М.Булатова п.г.т.Кукмор» Согласовано: Утверждаю: Заместитель директора по УР Директор лицея ______________Багаутдинова З.А. _________Л.С.Камалова Рабочая программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА Тип программы: адаптированная Образовательная область: многопрофильная (искусство, хореография, музыка) Направленность деятельности: художественно-эстетическая Способ освоения содержания образования: исследовательская, творческая Уровень освоения содержания образования: углублённый Возрастной уровень реализации программы: от 7-11 лет Форма реализации программы: групповая Продолжительность реализации программы: двухгодичная ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Направленность дополнительной образовательной программы. Данная программа составлялась на основе методической разработки для преподавателей хореографии ДШИ (начальное обучение) Певхенен Э.Н. (Санкт-Петербург), рабочей программы «Современная хореография» и предназначена для преподавания детям 7-11 лет. Актуальность дополнительной образовательной программы. Образование в интересах устойчивого будущего - это выдвижение на первый план идей гуманизации и духовного становления личности. Реализация его задач возможна через гуманитаризацию обучения, которое направлено на поворот образования к целостной картине мира, прежде всего мир культуры и взаимоотношения человека, общества, природы. Разработка программы предполагает обращение к новым педагогическим технологиям, позволяющим выявить скрытые резервы процесса обучения, как в общеобразовательном модуле, так и в коллективах дополнительного образования, в том числе хореографических. Исходя из целей эксперимента, в программу включены четыре хореографические дисциплины: классический танец, современный танец, танцевальная практика. В качестве начального этапа обучения для младших школьников предлагается пропедевтический курс «Ритмика и танец, музыкальная грамота». Новизна данной программы заключается в интегративном принципе построения содержания, который выражается в двух моментах:
Цель программы - создать благоприятные условия для индивидуального творческого развития воспитанников через хореографическую деятельность. Задачи: - Формирование специальных знаний, умений и навыков в области хореографического искусства. - Развитие у детей интереса к классическому и современному танцу посредством повышения общего культурного уровня. - Укрепление мышечного аппарата у детей, исправление нарушений осанки. - Воспитание таких черт характера, как настойчивость, целеустремленность, дисциплинированность, трудолюбие. - Воспитание чувства прекрасного в соприкосновении с музыкой и миром танца. - Воспитание культуры движения, координации, чувства ритма, музыкального слуха, эмоциональности исполнения. Организация образовательного процесса: Программа рассчитана для детей от 7-11 лет. Они разделены на возрастные группы: I группа - 7 лет (1-е классы)
Каждой возрастной группе соответствует определенный уровень обучения. Для I,II и III возрастной группы программа рассчитана на 35 часов (недельная нагрузка 1 час) по предмету «Хореография». В программе намечено сформировать у детей устойчивый интерес к хореографии, для этого в основу занятия на начальном этапе обучения должно быть положено игровое начало. Уроки строятся таким образом, чтобы ребёнок без труда усвоил самые элементарные движения, способствующие дальнейшему обучению в данном направлении. Дети знакомятся с элементами музыкальной грамоты, учатся распознавать характер, темы, динамические оттенки музыкального произведения.
Технологии, методы, формы, средства обучения. В данной системе дополнительного образования детей наиболее часто используются следующие педагогические технологии: 1. По подходу к ребёнку мы используем личностно-ориентированные технологии. 2. По преобладающему методу: * Репродуктивные технологии: объяснительно – иллюстративные. * Технологии проблемного обучения: исследовательский. * Игровые технологии * Технология коллективного творческого воспитания посредствам коллективных творческих дел 3. По организационным формам: * групповые технологии, которые предполагают: групповую(одно задание на разные группы) * технология дифференцированного обучения * технология коллективного способа обучения Предполагаемые результаты и способы определения их результативности
В результате обучения по данной программе у детей будут сформированы: - специальные знания, умения и навыки в области хореографического искусства; - творческая индивидуальность учащегося, интерес к классическому, современному танцам и искусству в целом; - общий культурный уровень, сформируется целостное отношение к действительности; - общее физическое развитие, а также здоровье учащегося; К концу обучения по хореографии дети должны владеть следующими навыками: - согласовывать движения с музыкой - слышать окончания музыкальных фраз, различать строение музыкальных произведений - уметь соединять движения, производить их в последовательности. - уметь ориентироваться в пространстве К программе прилагается учебно-тематический план по курсу «Хореография» 1 час в неделю для I, I I, III групп. В конце каждого полугодия по каждой хореографической дисциплине проводятся контрольные уроки, где дети показывают результаты своих занятий родителям, администрации школы. В конце учебного года: апреле – мае проведение отчетного концерта коллектива для родителей и учеников школы. Распределение часов по темам 1 года обучения
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО КУРСУ «Хореография» Учебно-тематический план 1 года обучения (1 час в неделю)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Хореография Занятия хореографией должны способствовать физическому развитию ребёнка и подготовить его к дальнейшему обучению танца. Курс является пропедевтическим, включает в себя простейшие элементы всех хореографических дисциплин, изучаемых в следующих классах. Основные задачи начального этапа обучения: - развитие координации, - воспитание внимания, - воспитание собранности и работоспособности, выработка навыков согласования движений с музыкой, развитие хореографической памяти и мышления, развитие эмоционального исполнения движений. Решение задач, выдвинутых программой, требует учёта психологии детей младшего школьного возраста: особенностей внимания, восприятия, мышления, а также учёта физических способностей. Важный принцип работы с детьми – использование минимума танцевальных элементов при максимуме их сочетаний. Длительное изучение и проработка небольшого количества движений даёт возможность качественного их усвоения, что послужит фундаментом дальнейшего обучения. Большое количество комбинаций из этих элементов создаёт впечатление новизны и активизирует мыслительный процесс, а также даёт простор фантазии ребёнка. Для более полного гармоничного развития личности ребёнка, важной частью является танцевальная практика, которая включает в себя посещение мероприятий художественно-эстетического характера, просмотр видеоматериала с записью современных хореографических произведений. Постановка и отработка танцевальных номеров, выполнение творческих заданий на развитие фантазии ребёнка. Изучаются следующие разделы: 1. Осанка и ось корпуса. 2. Пояснично-крестцовый пояс. 3. Плечевой и грудной пояса. 4. Руки. 5. Стопы. 6. Releve (подъём на полупальцы) по VI позиции ног. 2. Танцевальные элементы. - поклоны девочек и мальчиков; - шаги: бытовой, танцевальный, шаги на полупальцах, на пятках; - подскоки вперёд и назад; - подскоки в комбинации с галопом; - галоп; - притоп; - лёгкий бег вперёд и назад, в повороте (в различных комбинациях с другими движениями). 3. Прыжки. - прыжки по VI позиции; - прыжки с отрыванием вытянутых ног в стороны (разножка); - прыжки на одну ногу по VI позиции (нога сгибается в колене вперёд, носок вытянут); - лёгкие прыжки по I позиции с отрыванием ноги вперёд (колено вытянуто), на месте и с продвижением вперёд. - различие правой и левой руки, ноги, плеча; - повороты вправо, влево; - построения по линиям; - построение в колонну по одному, в пары и обратно на месте и на шагах; - перестроение из колонны в шеренгу и обратно; - круг, сужение и расширение круга; - свободное размещение в зале с последующим возвращением в колонну, шеренгу или круг; - «воротца». Распределение часов по темам 2 года обучения
Учебно-тематический план 2 года обучения (1 час в неделю)
Содержание программы 2-го года обучения (1 час в неделю) ХОРЕОГРАФИЯ. Закрепляются знания и навыки, полученные на первом году обучения. Расширяются представления о содержании и выразительных средствах музыки на новом музыкальном материале. Вводятся новые понятия: такт, затакт. Передача динамических оттенков и характера музыки в дирижерском жесте. Поочерёдное вступление (каноном) на 2/4,3/4,4/4, учащиеся начинают делать движение по очереди, вступая на начало каждого следующего такта. Установление последовательности, чередования, повторности крупных и мелких подразделений в музыке. Умение анализировать предлагаемую педагогом музыку, определять характер, музыкальный размер, строение. I. Элементы классического, народного и бального танцев 1. Шаги: - Танцевальный шаг назад (в медленном темпе) - Шаг на полупальцах назад; - Шаг с высоким подъёмом колена вперёд на полупыльцах; - - Спортивная ходьба, делая маховые движения руками; - Бег, сгибая ноги сзади; - Бег, вынося прямые ноги вперёд. 2. Полуприседания по I, II, III позициям. 3. Выдвижение ноги: - в сторону из III позиции; - вперёд из III позиции; - вперёд и в сторону из III позиции в сочетании с полуприседанием. 4. Поднимание на полупальцы по III позиции 5. Прыжки на двух ногах по I позиции 6. Положение en face, положение epaulement 7. Раскрывание рук вперёд в сторону из положения на поясе, в характере русского танца 8. Русский переменный ход вперёд и назад в сочетании с руками 9. Боковой русский ход «припадание», «гармошка», «ёлочка» 11. Присядка «мячик»(для мальчиков) 12. Вальсовая дорожка, двигаясь вперёд и назад 1. Положение на спине, позвоночник всеми точкам касается пола 2. Сокращение и вытягивание стопы в положении VI и I позиций, лёжа на спине, ноги вытянуты в коленях 3. Разворачивание стоп в сокращённом состоянии из VI в I позицию и возвращение в VI, лёжа на спине, ноги вытянуты в коленях 4. Подъём вытянутой ноги вперёд и в сторону, лёжа на спине 5. Упражнение для развития выворотности: лёжа на спине, ноги согнуты в коленях развести в стороны, пятки вместе. III. Прыжки. 1. прыжки по VI позиции; 2. прыжки с отрыванием вытянутых ног в стороны (разножка); 3. прыжки на одну ногу по VI позиции (нога сгибается в колене вперёд, носок вытянут); 4. лёгкие прыжки по I позиции с отрыванием ноги вперёд (колено вытянуто), на месте и с продвижением вперёд. 1. Русский хоровод 2. Танцы в ритме вальса или лендлера. 3. Танцы в ритме минуэта или гавота. 4. Танцы в ритме польки, бальная полька 5. Танцы с элементами хип-хопа 6. Танцы с элементами эстрадных комбинаций Дополнительное образование детей, хотя и не имеет единых стандартов, в соответствии с которыми можно было бы проверить уровень обученности детей, подчиняется общим требованиям педагогической деятельности (имеет цели и задачи, определяемое ими содержание, взаимодействие педагога с детьми, результат обучения, воспитания и развития ребенка). Все это актуализирует необходимость системного выявления результативности и критериев оценки образовательной деятельности. Образовательная деятельность в системе дополнительного образования детей предполагает не только обучение воспитанников определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся – поэтому о результатах образовательной деятельности необходимо судить по трем группам показателей: 1.учебным, (которые фиксируют приобретенные ребенком в процессе освоения дополнительной образовательной программы предметные и общеучебные знания, умения и навыки); 2.личностным, (которые выражают изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в данном объединении по данной образовательной программе); 3.творческим, (которые фиксируют уровень реализации творческого потенциала воспитанников, а, следовательно, и уровень реализации образовательной программы). Работа по предложенной технологии позволяет содействовать личностному росту ребенка: выявлять то, каким он пришел в объединение, чему научился в процессе освоения образовательной программы, каким стал через некоторое время. В качестве методов диагностики результатов обучения можно использовать тестирование, опросы, викторины, выставки, творческие задания, работы, спортивные нормативы, соревнования, концерты, спектакли, творческие отчеты и т. п. В качестве методов диагностики личностных изменений ребенка можно использовать наблюдение, анкетирование, тестирование, диагностическую беседу, метод рефлексии, метод незаконченного предложения и др. Контроль за реализацией образовательной программы проводится два раза в год ( в конце 1 полугодия – промежуточный; в конце учебного года – итоговый). В группах первого года обучения проводится 0-срез на начало учебного года для фиксации уровня подготовки вновь поступивших воспитанников. - специальные, хорошо проветриваемые помещения с гладким полом; - станок: для детей 65-70 см, для взрослых 90-105 см; - наличие зеркал; - наличие света; - наличие музыкальных инструментов: пианино, магнитофон, видео и теле- аппаратура, кассеты, диски; - наличие расписания; - наличие сцены для репетиционных занятий; - балетные туфли, чешки, джазовки; - коврики для занятий на полу. Литература. Методическое обеспечение программы (литература для педагогов). 1. Бахто С.Е. Ритмика и танец. Программа для хореографических отделений школы искусств. – М., 1980г. 2.Дербишина М.П. Образовательная программа творческого объединения «Терпсихора» ∕∕ Образовательные программы для учреждений дополнительного образования детей г.Челябинска. 3. Ивлева Л.Д. «Джазовый танец». Методическое пособие по современной хореографии. Челябинск, 1995г. 4. Конорова Е.В. Ритмика. Методическое пособие. Вып.1.-М:Музыка, 1971г. 5. Кузнецова М.В. Образовательная программа «Танец – часть духовной культуры народов» ∕∕ Дополнительное образование в образовательном учреждении (Методические рекомендации). Челябинск, 2003г. 6. Певхенен Э.Н. Классический танец. Методическая разработка для преподавателей хореографии ДШИ (начальное обучение) – Челябинск, 1990г. 8. Яновская В. Ритмика. Практическое пособие для хореографических отделений. Информационное обеспечение (литература для воспитанников). 1.С.И.Бекина, Т.П.Ломова, Е.Н.Соковнина «Музыка и движение» 2. П.А.Гусева «Музыка и хореография современного балета» 3. К.И.Антонова, Л.А.Серебрякова « 140 знаменитых балетных либретто» 4. Видеоматериал: Чемпионат Мира по Танцевальному шоу взрослые, юниоры, дети все финалы. |
|