Рабочая программа учебной дисциплины «Социология коммуникаций» Пояснительная записка Место курса в системе дисциплин - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа учебной дисциплины Пояснительная записка Программа дисциплины... 3 1057.6kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «C оциология» Направление подготовки... 1 173.95kb.
Рабочая программа учебной дисциплины 1 63.39kb.
Программа дисциплины «Социология города» Пояснительная записка Программа... 2 500.33kb.
Методические рекомендации для студентов по курсу «Психология рекламы» 1 227.13kb.
Наименование дисциплины: «Социология труда» Рекомендуется для направления... 1 106.23kb.
Рабочая программа учебной дисциплины 1 33.6kb.
Программа спецкурса «Социология визуальных коммуникаций» 1 157.82kb.
Пояснительная записка к тематическому планированию по геометрии в... 1 22.38kb.
Рабочая программа учебной дисциплины историческая эвристика History... 1 329.77kb.
Рабочая программа дисциплины социология семьи блок «Общепрофессиональные... 1 235.7kb.
Программы наименование дисциплины 1 104.74kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Рабочая программа учебной дисциплины «Социология коммуникаций» Пояснительная записка - страница №1/2













1. Рабочая программа учебной дисциплины «Социология коммуникаций»


    1. Пояснительная записка


Место курса в системе дисциплин:

Дисциплина «Социология коммуникаций» преподается на 4 курсе и относится к федеральной компоненте общепрофессиональных дисциплин.



Данная дисциплина базируется на дисциплинах «Общая социология», «История социологии», «Социальная психология». В то же время, знания, полученные студентом в рамках изучения курса «Социология коммуникаций» могут пригодиться ему  при изучении таких дисциплин, как: «Социологические проблемы связей с общественностью», «Социология рекламы», «Массовая коммуникация».
Выписка из государственного образовательного стандарта специальности 020300 «Социология» по дисциплине «Социология коммуникаций»:

Социология коммуникаций как специальная отрасль социологии; предмет и аппарат социологии коммуникации (коммуникативный акт, информация, речевая деятельность, социокоммуникативная система); социологические доминанты коммуникации; системность коммуникации (естественные и искусственные коммуникативные системы); уровни организации коммуникации (семиотический, лингвистический, паралингвистический, металингвистический, синтетический); коммуникативная личность; типы коммуникации (межличностная, межгрупповая, массовая коммуникация); институты коммуникации; методы изучения коммуникативных процессов.



Освоение программы учебной дисциплины «Социология коммуникаций» предполагает наличие у студентов общих представлений о социологии как науке, ее объекте, предмете, проблемном поле.
Цели и задачи изучения дисциплины:

Целью курса – является формирование системных знаний в области социологии коммуникаций.

Задачи курса:



1. Рассмотрение социологических аспектов всех видов коммуникационных взаимодействий.

2. Изучение различий коммуникативных систем по их целевому назначению, мотивированности коммуникативных единиц и технике актуализации, изучаются уровни организации коммуникации, типы коммуникации, коммуникативные технологии.
Структура и содержание курса соответствует требованиям ГОС.
Особенности освоения курса:
В результате изучения дисциплины «Социология коммуникаций» студенты должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:

  1. Освоить понятийный, эмпирический, исследовательский и методический материал учебного курса.

  2. Сформировать практические умения и навыки, необходимые для выполнения коммуникационного анализа.

В рамках изучение данной дисциплины предусматриваются: лекционные занятия, в которых определяются базовые положения темы, освещается степень разработанности и существующие проблемы их изучения, раскрываются способы научного анализа исследуемых феноменов и семинарские и практические занятия, которые предполагают конкретизацию и углубленную проработку лекционного материала, освоение и закрепление изучаемых вопросов посредством решения как теоретических, так и практических задач. Кроме того, непосредственное освоение содержания курса программы в лекционных и практических занятий совмещается с самостоятельной работой студентов, включающей дополнительное изучение специальной литературы и выполнение практических заданий самостоятельно.

1.2. Учебно-тематический план для студентов дневного отделения по курсу «Социология коммуникаций, содержание дисциплины «Социология коммуникаций»



Название и содержание разделов, тем и модулей



Объем часов

Общий


Аудиторная работа

Самостоятельная работа студентов



Лекции

Практики

1


Социология коммуникации как специальная отрасль социологии

2

2







2

Теория коммуникации в системе наук.

13

4

4

5

3

Признаки социальной коммуникации

7

2




5

4

Системность социальной коммуникации

11

4

2

5

5

Типологии социальной коммуникации

11

4

2

5

6

Функции социальной коммуникации

11

4

2

5

7

Факторы социальной коммуникации

9

4




5

8

Семиотика социальной коммуникации

11

4

2

5

9

Межличностная коммуникация

9

2

2

5

10

Групповая социальная коммуникация

9

2

2

5

11

Массовая коммуникация

7

2




5

Итого

100

34

16

50

Итоговая форма контроля - экзамен



Содержание курса «Социология коммуникаций»
Тема 1. Социология коммуникации как специальная отрасль социологии.

Социология коммуникации как специальная отрасль социологии, изучающая проблемы взаимодействия социальных структур и коммуникативной деятельности их представителей.

Взаимодействие факторов, определяющих природу социальной коммуникации – биологических, социальных, этнических, психологических и др. Основные направления исследования социальной коммуникации в зарубежных школах : бихевиоризм, необихевиоризм, символический интеракционизм, феноменологическое направление, структурный функционализм, постмодернизм. Поиски новых подходов к изучению социальной коммуникации.

Социология коммуникации как интегрирующая научная дисциплина. Онтологические, гносеологические и аксиологические основы теории коммуникации. Характеристики социальных структур, существенные для коммуникации: а)обусловленность видами человеческой деятельности, б)соотнесенность с актуальными концептами данного времени и места, в)относительная устойчивость в плане диахронии и нормативно обусловленная вариативность в плане синхронии.

Связь социологии коммуникации с другими отраслями социологии.
Тема 2. Теория коммуникации в системе наук.

Этапы возникновения и развития теории коммуникации. Истоки и основные парадигмы социологии коммуникации.

Теории массовой коммуникации и информации, разработанные зарубежными и отечественными учеными. Теория массового общества. Теория гегемонии массовой коммуникации. Культурологическая теория коммуникации. Теории информационного общества. Теория коммуникативной компетентности.

Различные подходы к обоснованию социальной коммуникации, к пониманию социальной информации (Г.Дж.Мид, М.Вебер, Ю.Хабермас, Н. Луман и др.).

Механистические и немеханистические модели социальной коммуникации.
Тема 3. Признаки социальной коммуникации

Общие характеристики социальной коммуникации.

Пространственно-временная соразмерность. Символическая организация. Визуальная организация как эффективная среда для реализации символов. Кодировка сообщений в рамках визуального пространства. Роль визуальной символики в обеспечении многоканальности воздействия на аудиторию. Событийная организация коммуникативного пространства. Мифологическая организация. Коммуникативная организация.
Тема 4. Системность социальной коммуникации

Понятие системности в науке. Система, структура, классификация, стратификация и типология как научные понятия. Критерии определения типов коммуникативных систем. Естественные коммуникативные системы (вербальный язык. язык мимики и жестов, языки животных). Искусственные коммуникативные системы (химические символы, музыкальная нотация, логико-математический язык, искусственные языки общения – волапюк, эсперанто). Их общие и отличительные характеристики.

Элементы коммуникативного акта: каналы передачи информации, участники коммуникативного акта.

Различные виды искусственных коммуникативных систем. Критерии выделения уровней организации коммуникации.


Тема 5. Типологии социальной коммуникации

Типы коммуникации в зависимости от структуры коммуникативного акта.

Межличностная коммуникация, условия ее актуализации и основные функции. Речевой этикет. Технологический прогресс и его влияние на характер межличностного общения (непосредственное общение, почта, телефон, телевидение, мировая интерактивная среда). Психологические аспекты межличностного общения. Понятие манипуляции.

Межгрупповая коммуникация. Типы малых групп. Семья и организация. Коммерческие и некоммерческие организации. Досуговые группы (объединения по интересам). Особенности циркуляции информации в малых группах. Обмен информацией между малыми группами. Внешняя и внутренняя среда межгруппового общения. «Лидеры мнений» и положение групп в информационном пространстве (периферия, лакуны – «теневые» группы, невостребованные социальные группы , центр социального пространства).

Массовая коммуникация как социальное явление и процесс. Глобализация пространства общения и трансформация основных характеристик текста (низкий порог вхождения, мозаичность композиции и т.д.). Основные виды текстов массовой коммуникации: новости и реклама . Средства массового информирования и каналы массовой коммуникации. Массовая культура и массовая коммуникация. Различные подходы к описанию функций массовой коммуникации (В. Парето, К.Мангейм, Т.Парсонс, Р.К.Мертон, С.Холл, Т.Адорно, М.Маклюэн и др.).

Тема 6. Функции социальной коммуникации.

Понятие функции в социальной коммуникации. Основные функции социальной коммуникации. Частные функции социальной коммуникации как социологические доминанты.

Подходы к классификации функций массовой коммуникации. Системные функции: подход Р. Якобсона. Социальные функции: присвоения статуса, укрепления социальных норм, информационная, регулирующая и культурологическая функции. Социально-психологические функции: социальной ориентировки, утилитарная и эмоциональной разрядки, рекреативная, мобилизации.
Тема 7. Факторы социальной коммуникации.

Факторы, обусловливающие актуализацию социологических доминант коммуникации: стратификационный, ситуационный, оценочный и функциональный.

Обоснование категорий социального статуса, коммуникативных ролей и коммуникативных сфер, социальной ситуации, коммуникативной установки, смысловой и оценочной информации и социальной ориентации как социологических доминант. Их содержание и способы актуализации. Разграничение понятий социального статуса, коммуникативной роли и социального стереотипа. Конвенциональная обусловленность речевого этикета.
Тема 8. Семиотика социальной коммуникации.

Семиотический уровень коммуникации. Понятие знака (Ч.Пирс. Ч.Моррис). Типология знаков. Их сущность и функции. Социальная обусловленность знака. Общие характеристики семиотических систем. Понятие о синтактике, семантике и прагматике в семиотической теории.

Лингвистический (языковой) уровень коммуникации. Вербальная основа языкового уровня коммуникации. Понимание речевых актов и их типология. Высказывание и дискурс как коммуникативные единицы. Различные подходы к моделированию дискурса. Функциональные характеристики дискурса, существенные для социологии коммуникации. Тематическое поле, языковой код, регистр (тональность) и способ (канал) коммуникации – важнейшие структурные компоненты дискурса.
Тема 9. Межличностная коммуникация

Специфические особенности межличностной коммуникации: неотвратимость и неизбежность, необратимость, непосредственная обратная связь, межличностные отношения. Многоканальность как специфическая черта актуализации межличностной коммуникации. Модели процессов межличностной коммуникации (структурные, описательные и объяснительно-функциональные). Функции межличностной коммуникации. Барьеры непонимания: их сущность, причины и пути их преодоления. Понятие коммуникативной личности. Параметры коммуникативной личности: мотивационный, когнитивный и функциональный. Критерии оценки коммуникативной личности как социального феномена.


Тема 10. Групповая социальная коммуникация

Организация как важнейшая социальная ячейка. Типы организаций. Роль организации в социализации личности (образование, производство, досуг). Понятие внутренней и внешней среды организации. ПР как институт управления коммуникативными процессами.

Понятие корпоративной культуры. Методы формирования имиджа организации и ее лидера. Работа пресс-центров и пресс-служб. Публичные акции ПР. Технологии ПР в конфликтной ситуации. Технологии ПР в переговорном процессе.
Тема 11. Массовая коммуникация.

Массовая коммуникация. Барьеры, препятствующие эффективной массовой коммуникации. Межгрупповая коммуникация. Основные модификации межгруппового общения.

Модели массовой коммуникации. Теории проблемы и направления изучения массовой коммуникации. Три стороны общения в массовой коммуникации. Условия, необходимые для функционирования массовой коммуникации. Основные различия между массовой коммуникацией и межличностным общением.
1.3. Требование к уровню освоения программы дисциплины и форм текущего промежуточного и итогового контроля
Текущий контроль знаний студентов по дисциплине осуществляется на каждом практическом занятии с помощью вопросов на понимание материала лекционного курса и обсуждения результатов выполнения практических заданий, контрольных работ, а также самостоятельно подготовленных студентами заданий.

Итоговый контроль знаний по всему курсу осуществляется в форме экзамена.

Кроме того, по курсу предусмотрено учебным планом выполнение курсовой работы. Темы, этапы выполнения работы, требования к содержанию и оформления курсовых работ указаны в методических рекомендациях по выполнению курсовых работ по социологии.



Уровень освоения содержания дисциплины оценивается по 4-балльной системе: неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо, отлично.

Оценка «Отлично» ставится, если студент демонстрирует:

-систематизированные, глубокие и полные знания по всем поставленным вопросам в объеме учебной программы;

-использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;



-усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

-умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку;

-активная самостоятельная работа на практических занятиях , систематическое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.

Оценка «Хорошо» ставится, если студент демонстрирует:



-достаточно полные и систематизированные знания в объеме учебной программы;

-использование необходимой научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;

-усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

-умение ориентироваться в базовых теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им сравнительную оценку;

-активная самостоятельная работа на практических занятиях, периодическое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.

Оценка «Удовлетворительно» ставится, продемонстрировал:

-достаточный объем знаний, предусмотренных учебной программой дисциплины;

-усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

-использование научной терминологии, стилистическое и логическое изложение ответа на вопросы, умение делать выводы без существенных ошибок;

-умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им оценку;

-работа под руководством преподавателя на практических занятиях, допустимый уровень культуры исполнения заданий.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент показал:

-недостаточно полный объем знаний, предусмотренных учебной программой дисциплины;

-знание части основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

-использование научной терминологии, изложение ответа на вопросы с существенными лингвистическими и логическими ошибками;

-неумение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях изучаемой дисциплины;



-пассивность на практических занятиях, низкий уровень культуры исполнения заданий.

1.4. Основная и дополнительная литература
Основная литература

  1. Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация: западныя теории и концепции [Текст] : учебное пособие / Г. П. Бакулев. - М. : Аспект Пресс, 2005. - 176 с.

  2. Беккер К. Межличностная коммуникация в органах местного самоуправления / К. Беккер. - Обнинск : Институт муниципального управления, 2002. - 52с. - (Эффективная коммуникация). - ISBN 0-87326-094-5 : 75-00.

  3. Бориснев, С. В. Социология коммуникации [Текст] : учебное пособие для вузов / С. В. Бориснев. - М. : ЮНИТИ, 2003. - 270 с. - Гриф УМО "Рекомендовано". - ISBN 5-238-00513-x : 132-00.

  4. Основы теории коммуникации [Текст] : [учебник для вузов] / под ред. М. А. Василика. - М. : Гардарики, 2005. - 615 с. - Гриф МО "Допущено". - ISBN 5-8297-0135-9 : 201-00.

  5. Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура : Учебное пособие для вузов / Т. Н. Персикова. - М. : Логос, 2002. - 224с. - Гриф МО "Допущено". - ISBN 5-94010-186-0 : 129-00.

  6. Система средств массовой информации России : Учебное пособие для вузов / Под ред. Я.Н. Засурского; Научн. ред. М.В. Шкондин, Л.Л. Реснянская. - М. : Аспект-Пресс, 2003. - 259с. - Гриф МО "Рекомендовано". - ISBN 5-7567-0141-9 : 180-00.

  7. Федотова, Л. В. Социология массовой коммуникации [Текст] : учебник для вузов / Л. В. Федотова. - СПб. : Питер, 2004. - 397 с. - Гриф МО "Допущено". - ISBN 5-272-00334-9 : 141-00.

  8. Филатова О.Г. Социология массовой коммуникации [Текст] : учебное пособие. - М. : Гардарики,. - 303 с. - Гриф УМО "Допущено".

  9. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации : Учебник для вузов / Ф. И. Шарков. - М. : ИД "Социальные отношения", 2003. - 248с. - Гриф МО "Допущено". - ISBN 5-94907-003-8 : 112-00.

  10. Шарков, Ф. И. Социология массовой коммуникации [Текст] : учебное пособие : в 2-х томах. Часть 1 : Техника и технология сбора и обработки информации / Ф. И. Шарков, А. А. Родионов. - М. : Социальные отношения [и др.], 2002. - 262 с. - Гриф МО "Допущено". - ISBN 5-94907-002-Х : 108-00.

Дополнительная литература

  1. Вилер К. Без эффективной коммуникации нет эффективного управления. Отличительный облик и имидж местной администрации / К. Вилер. - Обнинск : Институт муниципального управления, 2002. - 56с. - (Эффективная коммуникация). - ISBN 0-87326-094-5 : 75-00.

  2. Вилер К. Организация системы коммуникаций в органах местного самоуправления / К. Вилер. - Обнинск : Институт муниципального управления, 2002. - 36с. - (Эффективная коммуникация). - ISBN 0-87326-094-5 : 75-00.

  3. Келлар Э. Взаимодействие с выборными должностными лицами / Э. Келлар. - Обнинск : Институт муниципального управления, 2002. - 52с. - (Эффективная коммуникация). - ISBN 0-87326-094-5 : 75-00.

  4. Красовский Ю.Д. Архитектоника организационного поведения : Учебное пособие для вузов / Ю. Д. Красовский. - М. : ЮНИТИ, 2003. - 334с. - Гриф УМЦ "Рекомендовано". - ISBN 5-238-00487-7 : 131-00.

  5. Крейдлин, Г. Е. Семиотика, или Азбука общения [Текст] : учебное пособие / Г. Е. Крейдлин, М. А. Кронгауз. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Флинта [и др.], 2004. - 240 с. : илл. - ISBN 5-89349-612-4 : 90-00.

  6. Мечковская, Н. Б.  Семиотика : язык, природа, культура [Текст] : курс лекций: [учебное пособие для вузов] / Н. Б. Мечковская. - М. : Академия, 2004. - 432 с. - (Высшее профессиональное образование). - Гриф УМО "Рекомендовано". - ISBN 5-7695-1008-0 : 270-00.

Лист- вкладка рабочей программы учебной дисциплины

Социология коммуникаций, ОПД, федеральный

Список основной учебной литературы

*Указание о контроле на момент переутверждения программы

Сведения об учебниках



Соответствие ГОС (для федеральных дисциплин) или соответствия требованиям ООП (для региональных и вузовских) – указание на недостаточно отраженные в учебнике разделы

Количество экземпляров в библиотеке на момент переутверждения программы

Дата

Внесение, продление или исключение/ Подпись отв. за метод работу

Наименование, гриф

Автор

Год издания

1

2

3

4

5

6

7







Массовая коммуникация: западные теории и концепции [Текст] : учебное пособие / Г. П. Бакулев. - М. : Аспект Пресс. - 176 с

Бакулев, Г. П.

2005

соответствует

25


1.5. Методические указания для студентов

1.5.1. График самостоятельной работы для студентов дневного отделения специальности «Социология»

Недели


№ и тема

лекции


Форма аудиторных учебных занятий

Виды самостоятельной учебной работы

Лекции

(ч.)


Практические

занятия


(ч.)

Подготовка к практическому занятию (Чтение литературы, выполнение заданий)

(ч.)



Написание курсовой работы (ч.)

1

Социология коммуникации как специальная отрасль социологии

2










2-3

Теория коммуникации в системе наук.

4

4

4

1

4

Признаки социальной коммуникации

2







5

5-6

Системность социальной коммуникации

4

2

2

3

7-8

Типологии социальной коммуникации

4

2

2

3

9-10

Функции социальной коммуникации

4

2

2

3

11-12

Факторы социальной коммуникации

4







5

13-14

Семиотика социальной коммуникации

4

2

2

3

15

Межличностная коммуникация

2

2

2

3

16

Групповая социальная коммуникация

2

2

2

3

17

Массовая коммуникация

2







5

Всего

34

16

16

34

Всего аудиторная работа – 50

Всего самостоятельная работа 50.

Итого - 100

Итоговая форма контроля – экзамен.



График самостоятельной работы для студентов дневного отделения специальности «Психология»

Недели


№ и тема

лекции


Форма аудиторных учебных занятий

Виды самостоятельной учебной работы

Лекции

(ч.)


Практические

занятия


(ч.)

Подготовка к практическому занятию (Чтение литературы, выполнение заданий)

(ч.)



Написание курсовой работы (ч.)

1

Социология коммуникации как специальная отрасль социологии

2










2-3

Теория коммуникации в системе наук.

4

4

4

1

4

Признаки социальной коммуникации

2







5

5-6

Системность социальной коммуникации

4

2

2

3

7-8

Типологии социальной коммуникации

4

2

2

3

9-10

Функции социальной коммуникации

4

2

2

3

11-12

Факторы социальной коммуникации

4







5

13-14

Семиотика социальной коммуникации

4

2

2

3

15

Межличностная коммуникация

2

2

2

3

16

Групповая социальная коммуникация

2

2

2

3

17

Массовая коммуникация

2







5

Всего

34

16

16

34

Всего аудиторная работа – 50

Всего самостоятельная работа 50.

Итого - 100

Итоговая форма контроля – зачет.


1.5.2. Темы, порядок организации и материалы практических занятий
Практические занятия предназначены для закрепления и углубления тем, рассмотренных на лекциях по курсу общей социологии. На семинарские занятия отводится 16 аудиторных часов.

Проведение семинарских занятий предполагают конкретизацию и углубленную проработку лекционного материала, акцентирование практической направленности полученных знаний, освоение и закрепление изучаемых вопросов посредством решения как теоретических, так и практических задач.

Исходя из задач курса в ходе проведения практических занятий применяется постоянная форма - традиционный семинар, групповое обсуждение вопросов по темам курса. Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях, являются ключевыми аспектами предлагаемых тем, они способствуют лучшему пониманию теоретического материала, акцентируют внимание на нюансах конкретной проблемы. При подготовке к семинарам студент использует основную и дополнительную литературу, а также знания других учебных дисциплин.
Практическое занятие 1
Тема. Сравнение механистических и немеханистических моделей коммуникации.
План занятия


  1. Структура механистической модели коммуникации.

  2. Структура немеханистической модели коммуникации.

  3. Отличительные признаки механистической и немеханистической моделей коммуникации.

Список литературы


Основная литература

1. Бориснев, С. В. Социология коммуникации [Текст] : учебное пособие для вузов / С. В. Бориснев. - М. : ЮНИТИ, 2003.

2. Основы теории коммуникации [Текст] : [учебник для вузов] / под ред. М. А. Василика. - М. : Гардарики, 2005. - 615 с

3. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации : Учебник для вузов / Ф. И. Шарков. - М. : ИД "Социальные отношения", 2003. - 248с.

4. Шарков, Ф. И. Социология массовой коммуникации [Текст] : учебное пособие : в 2-х томах. Часть 1 : Техника и технология сбора и обработки информации / Ф. И. Шарков, А. А. Родионов. - М. : Социальные отношения [и др.], 2002. - 262 с.
Дополнительная литература


  1. Эко У. Отсутствующая структура. Главы Мир сигнала, Мир смысла. (электронный вариант)



Практическое занятие 2

Тема. Сущность социальной коммуникации Операции с матрицей данных
План занятия

  1. Проблема адресанта в социальной коммуникации.

  2. Значение средств коммуникации.

  3. Онтологические основания социальной коммуникации

Список литературы


Основная литература

1. Бориснев, С. В. Социология коммуникации [Текст] : учебное пособие для вузов / С. В. Бориснев. - М. : ЮНИТИ, 2003.

2. Основы теории коммуникации [Текст] : [учебник для вузов] / под ред. М. А. Василика. - М. : Гардарики, 2005. - 615 с

3. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации : Учебник для вузов / Ф. И. Шарков. - М. : ИД "Социальные отношения", 2003. - 248с.

4. Шарков, Ф. И. Социология массовой коммуникации [Текст] : учебное пособие : в 2-х томах. Часть 1 : Техника и технология сбора и обработки информации / Ф. И. Шарков, А. А. Родионов. - М. : Социальные отношения [и др.], 2002. - 262 с.
Дополнительная литература


  1. Барт Р. Смерть автора. // Барт Р. Избранные работы. (электронный вариант)

  2. Маклюэн М. Средство есть сообщение. // Маклюэн М. Понимание медиа. (электронный вариант)

  3. Тюпа В.И. Онтология коммуникации. // коммуникативные стратегии культуры. (электронный вариант)


Практическое занятие 3
Тема. Типологический анализ коммуникативного акта
План занятия

  1. Единицы анализа коммуникативного акта.

  2. Структура коммуникативного акта по схеме Лассуэла.

  3. Типы, виды, уровни коммуникации.

  4. Типологический анализ конкретных коммуникативных ситуаций.

Список литературы


Основная литература

1. Бориснев, С. В. Социология коммуникации [Текст] : учебное пособие для вузов / С. В. Бориснев. - М. : ЮНИТИ, 2003.

2. Основы теории коммуникации [Текст] : [учебник для вузов] / под ред. М. А. Василика. - М. : Гардарики, 2005. - 615 с

3. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации : Учебник для вузов / Ф. И. Шарков. - М. : ИД "Социальные отношения", 2003. - 248с.

4. Шарков, Ф. И. Социология массовой коммуникации [Текст] : учебное пособие : в 2-х томах. Часть 1 : Техника и технология сбора и обработки информации / Ф. И. Шарков, А. А. Родионов. - М. : Социальные отношения [и др.], 2002. - 262 с.

Практическое занятие 4
Тема. Функциональный анализ коммуникативного акта.
План занятия


  1. Социальные функции коммуникации.

  2. Системные функции коммуникации.

  1. Средства реализации функций коммуникации

Список литературы


Основная литература

1. Бориснев, С. В. Социология коммуникации [Текст] : учебное пособие для вузов / С. В. Бориснев. - М. : ЮНИТИ, 2003.

2. Основы теории коммуникации [Текст] : [учебник для вузов] / под ред. М. А. Василика. - М. : Гардарики, 2005. - 615 с

3. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации : Учебник для вузов / Ф. И. Шарков. - М. : ИД "Социальные отношения", 2003. - 248с.

4. Шарков, Ф. И. Социология массовой коммуникации [Текст] : учебное пособие : в 2-х томах. Часть 1 : Техника и технология сбора и обработки информации / Ф. И. Шарков, А. А. Родионов. - М. : Социальные отношения [и др.], 2002. - 262 с.

Практическое занятие 5
Тема. Семиотический анализ коммуникации
План занятия


  1. Структура семиотики как науки.

  2. Структура знака. Структура мифологемы.

  3. Оппозиция как семиотическая закономерность.

Список литературы


Основная литература

1. Бориснев, С. В. Социология коммуникации [Текст] : учебное пособие для вузов / С. В. Бориснев. - М. : ЮНИТИ, 2003.

2. Основы теории коммуникации [Текст] : [учебник для вузов] / под ред. М. А. Василика. - М. : Гардарики, 2005. - 615 с

3. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации : Учебник для вузов / Ф. И. Шарков. - М. : ИД "Социальные отношения", 2003. - 248с.

4. Шарков, Ф. И. Социология массовой коммуникации [Текст] : учебное пособие : в 2-х томах. Часть 1 : Техника и технология сбора и обработки информации / Ф. И. Шарков, А. А. Родионов. - М. : Социальные отношения [и др.], 2002. - 262 с.

Практическое занятие 6
Тема. Межличностная коммуникация

План занятия



  1. Особенности межличностной коммуникации.

  2. Специфика невербальной межличностной коммуникации.

  3. Параметры коммуникативной личности типы коммуникативной личности?

Список литературы


Основная литература

1. Бориснев, С. В. Социология коммуникации [Текст] : учебное пособие для вузов / С. В. Бориснев. - М. : ЮНИТИ, 2003.

2. Основы теории коммуникации [Текст] : [учебник для вузов] / под ред. М. А. Василика. - М. : Гардарики, 2005. - 615 с

3. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации : Учебник для вузов / Ф. И. Шарков. - М. : ИД "Социальные отношения", 2003. - 248с.

4. Шарков, Ф. И. Социология массовой коммуникации [Текст] : учебное пособие : в 2-х томах. Часть 1 : Техника и технология сбора и обработки информации / Ф. И. Шарков, А. А. Родионов. - М. : Социальные отношения [и др.], 2002. - 262 с.
Дополнительная литература


  1. Крейдлин, Г. Е. Семиотика, или Азбука общения [Текст] : учебное пособие / Г. Е. Крейдлин, М. А. Кронгауз. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Флинта [и др.], 2004.

  2. Мечковская, Н. Б.  Семиотика : язык, природа, культура [Текст] : курс лекций: [учебное пособие для вузов] / Н. Б. Мечковская. - М. : Академия, 2004. - 432 с. - (Высшее профессиональное образование).


Практическое занятие 7
Тема. Групповая коммуникация
План занятия

  1. Особенности деловой коммуникации

  2. Деловое общение: его виды и формы.

  3. Структура внутригруппового взаимодействия

Список литературы


Основная литература

1. Бориснев, С. В. Социология коммуникации [Текст] : учебное пособие для вузов / С. В. Бориснев. - М. : ЮНИТИ, 2003.

2. Основы теории коммуникации [Текст] : [учебник для вузов] / под ред. М. А. Василика. - М. : Гардарики, 2005. - 615 с

3. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации : Учебник для вузов / Ф. И. Шарков. - М. : ИД "Социальные отношения", 2003. - 248с.

4. Шарков, Ф. И. Социология массовой коммуникации [Текст] : учебное пособие : в 2-х томах. Часть 1 : Техника и технология сбора и обработки информации / Ф. И. Шарков, А. А. Родионов. - М. : Социальные отношения [и др.], 2002. - 262 с.
Дополнительная литература


  1. Беккер К. Межличностная коммуникация в органах местного самоуправления / К. Беккер. - Обнинск : Институт муниципального управления, 2002

  2. Вилер К. Без эффективной коммуникации нет эффективного управления. Отличительный облик и имидж местной администрации / К. Вилер. - Обнинск : Институт муниципального управления, 2002. - 56с. - (Эффективная коммуникация). - ISBN 0-87326-094-5 : 75-00.

  3. Вилер К. Организация системы коммуникаций в органах местного самоуправления / К. Вилер. - Обнинск : Институт муниципального управления, 2002. - 36с. - (Эффективная коммуникация). - ISBN 0-87326-094-5 : 75-00.

  4. Келлар Э. Взаимодействие с выборными должностными лицами / Э. Келлар. - Обнинск : Институт муниципального управления, 2002. - 52с. - (Эффективная коммуникация). - ISBN 0-87326-094-5 : 75-00.

  5. Красовский Ю.Д. Архитектоника организационного поведения : Учебное пособие для вузов / Ю. Д. Красовский. - М. : ЮНИТИ, 2003. - 334с. - Гриф УМЦ "Рекомендовано". - ISBN 5-238-00487-7 : 131-00.

  6. Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура : Учебное пособие для вузов / Т. Н. Персикова. - М. : Логос, 2002. - 224с. - Гриф МО "Допущено". - ISBN 5-94010-186-0 : 129-00.



Практическое занятие 8
Тема. Массовая коммуникация
План занятия

  1. Структура массовой коммуникации.

  2. Специфика обратной связи в массовой коммуникации.

  3. СМИ как институт массовой коммуникации.

Список литературы


Основная литература

1. Бориснев, С. В. Социология коммуникации [Текст] : учебное пособие для вузов / С. В. Бориснев. - М. : ЮНИТИ, 2003.

2. Основы теории коммуникации [Текст] : [учебник для вузов] / под ред. М. А. Василика. - М. : Гардарики, 2005. - 615 с

3. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации : Учебник для вузов / Ф. И. Шарков. - М. : ИД "Социальные отношения", 2003. - 248с.

4. Шарков, Ф. И. Социология массовой коммуникации [Текст] : учебное пособие : в 2-х томах. Часть 1 : Техника и технология сбора и обработки информации / Ф. И. Шарков, А. А. Родионов. - М. : Социальные отношения [и др.], 2002. - 262 с.
Дополнительная литература


  1. Система средств массовой информации России : Учебное пособие для вузов / Под ред. Я.Н. Засурского; Научн. ред. М.В. Шкондин, Л.Л. Реснянская. - М. : Аспект-Пресс, 2003.

  2. Федотова, Л. В. Социология массовой коммуникации [Текст] : учебник для вузов / Л. В. Федотова. - СПб. : Питер, 2004. - 397 с. - Гриф МО "Допущено". - ISBN 5-272-00334-9 : 141-00.


1.5.3. Примерные темы курсовых работ по дисциплине «Социология коммуникаций»
Темы, этапы выполнения работы, требования к содержанию и оформления курсовых работ указаны в методических рекомендациях по выполнению курсовых работ по социологии. (см. Социология [Текст]: метод. рек. по выполнению курсовых работ / составитель М.Б. Ракитных; НФИ КемГУ. - Новокузнецк, 2007).


  1. Технологии манипуляции сознанием в религиозных организациях.

  2. Восприятие слоганов рекламной коммуникации потребительской аудиторией.

  3. Формальная структура слогана в рекламных коммуникациях.

  4. Коммуникативный аспект молодежной политики.

  5. Анализ содержания политической коммуникации в журналах Коммерсант-Власть, Эксперт-Власть.

  6. Форма и семантика названий организаций сферы торговли и услуг г. Новокузнецка.

  7. Анализ темы ипотечного кредитования в региональной прессе.

  8. Приемы манипуляции в женских журналах.

  9. Коммуникативный аспект региональных избирательных компаний.

  10. Образ женщины-политика в прессе.

  11. Социальные функции бесплатной прессы г. Новокузнецка.

  12. Конструирование гендерных ролей в американских мультфильмах.

  13. Социальные роли в мультфильмах Уолта Диснея 90-х гг. XX в.

  14. Ораторское искусство ведущих ток-шоу регионального телевидения.

  15. НЛП – технологии в Интернет-рекламе.

  16. Имидж банка как сообщение на примере интернет-сайтов.

  17. Коммуникативный аспект социальной политики компании.


1.6. Методические рекомендации для преподавателей

Преподаватель дисциплины «Социология коммуникаций» при формировании курса должен учитывать специфику дисциплины:



1. В дисциплине «Социология коммуникаций» рассматриваются социологические аспекты всех видов информационных взаимодействий. В том числе между человеком и техническими, естественными и другими источниками информации. Изучаются социологические доминанты коммуникации, различия коммуникативных систем по их целевому назначению, мотивированности коммуникативных единиц и технике актуализации, уровни организации коммуникации, типы коммуникации, коммуникативные технологии и др. Таким образом, курс можно считать максимально общим по содержанию в отношении объекта изучения.

2. Кроме того, для адекватного представления материала, преподаваемого в рамках курса «Социология коммуникаций», преподаватель должен привлекать знания из области социальной психологии, основ общей психологии и психологии личности.

3. В то же время, важно сформировать представление у студентов, что знания, полученные студентом в рамках изучения курса «Социология коммуникаций» могут пригодиться ему  при изучении таких дисциплин, как: «Социологические проблемы связей с общественностью», «Социология управления», «Психология управления» и «Организационное поведение».
следующая страница >>