Рабочая программа учебной дисциплины Фармакология Специальность 060102 Акушерское дело Кемерово, 2013 г - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебной дисциплины фармакология специальность 060101... 1 237.42kb.
Перечень вопросов к экзамену по дисциплине «Фармакология», специальность... 1 72.72kb.
Гбу рмэ «Советская црб» имеет право на осуществление медицинской... 1 14.9kb.
Рабочая учебная программа наименование дисциплины психология специальность... 3 435.83kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «гидромеханика» Направление... 1 175.05kb.
Рабочая программа учебной дисциплины 1 63.39kb.
Рабочая программа дисциплины Специальность 030501. 65 «Юриспруденция» 5 1108.03kb.
Диплом по одной из специальностей: "Сестринское дело", "Лечебное... 1 17.69kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «биомедицинская этика» 1 370.39kb.
Рабочая программа по социологии составлена в соответствии с гос,... 1 192.3kb.
Рабочая программа дисциплины Специальность 032301. 65 «Регионоведение» 2 476.8kb.
Примерная программа наименование дисциплины «Ветеринарная фармакология. 1 418.77kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Рабочая программа учебной дисциплины Фармакология Специальность 060102 Акушерское - страница №1/1




Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Кемеровский областной медицинский колледж»





Утверждаю:

Директор ГБОУ СПО «КОМК»

_______________ О.В. Скоморина

«_______»_______________2013 г.





рабочая программа учебной дисциплины
Фармакология
Специальность 060102 Акушерское дело

Кемерово, 2013 г.



Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 060102 Акушерское дело

Организация-разработчик: ГБОУ СПО «КОМК»
Разработчики:

Китаева Л.А., преподаватель ГБОУ СПО «КОМК»


Эксперты (техническая, содержательная экспертиза):

Мутова М.А., преподаватель ГБОУ СПО «КОМК»


Рецензенты:

Меркурьева А.Г., доцент, кафедры фармакологии ГБОУ ВПО «КемГМА Минздрава России»


Рекомендована Научно-методическим советом ГБОУ СПО «Кемеровский областной медицинский колледж»

Протокол № 10 от «18» июня 2013 г.

.



© ГБОУ СПО «Кемеровский областной медицинский колледж», 2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ





стр.
  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





4
  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


6
  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины


13
  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


15



1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Фармакология



1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 060102 Акушерское дело Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании ( в программах повышения квалификации и переподготовки)



1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дисциплина входит в профессиональный цикл



1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • выписывать лекарственные формы в виде рецепта с использованием справочной литературы;

  • находить сведения о лекарственных препаратах в доступных базах данных;

  • ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств;

  • применять лекарственные средства по назначению врача;

  • давать рекомендации пациенту по применению различных лекарственных средств;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия;

  • основные лекарственные группы и фармакотерапевтические действия лекарств по группам;

  • побочные эффекты, виды реакций и осложнений лекарственной терапии;

  • правила заполнения рецептурных бланков.



1.4. Освоение программы учебной дисциплины способствует формированию общих и профессиональных компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.2. Проводить физиопсихопрофилактическую подготовку беременных к родам, обучение мерам профилактики осложнений беременности, родов и послеродового периода.

ПК 1.3. Оказывать лечебно-диагностическую помощь при физиологической беременности, родах и в послеродовом периоде.

ПК 1.4. Оказывать акушерское пособие при физиологических родах.

ПК 1.5. Проводить первичный туалет новорожденного, оценивать и контролировать динамику его состояния, осуществлять уход и обучать родителей уходу за новорожденным.

ПК 1.6. Применять лекарственные средства по назначению врача.

ПК 2.1. Проводить лечебно-диагностическую, профилактическую, санитарно-просветительскую работу с пациентами с экстрагенитальной патологией под руководством врача.

ПК 2.2. Выявлять физические и психические отклонения в развитии ребенка, осуществлять уход, лечебно-диагностические, профилактические мероприятия детям под руководством врача.

ПК 2.3. Оказывать доврачебную помощь при острых заболеваниях, несчастных случаях, чрезвычайных ситуациях и в условиях эпидемии.

ПК 3.1. Проводить профилактические осмотры и диспансеризацию женщин в различные периоды жизни.

ПК 3.2. Проводить лечебно-диагностические мероприятия гинекологическим больным под руководством врача.

ПК 3.3. Выполнять диагностические манипуляции самостоятельно в пределах своих полномочий.

ПК 3.4. Оказывать доврачебную помощь пациентам при неотложных состояниях в гинекологии.

ПК 3.5. Участвовать в оказании помощи пациентам
в периоперативном периоде.

ПК 3.6. Проводить санитарно-просветительскую работу по вопросам планирования семьи, сохранения и укрепления репродуктивного здоровья.

ПК 4.1. Участвовать в проведении лечебно-диагностических мероприятий беременной, роженице, родильнице с акушерской и экстрагенитальной патологией и новорожденному.

ПК 4.2. Оказывать профилактическую и медико-социальную помощь беременной, роженице, родильнице при акушерской и экстрагенитальной патологии.

ПК 4.3. Оказывать доврачебную помощь беременной, роженице, родильнице при акушерской и экстрагенитальной патологии.

ПК 4.4. Осуществлять интенсивный уход при акушерской патологии.

ПК 4.5. Участвовать в оказании помощи пациентам
в периоперативном периоде.
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 132 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 88 часов;

самостоятельной работы обучающегося 44 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

132

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

88

в том числе:




практические занятия

28

контрольные работы




Самостоятельная работа обучающегося (всего)

44

В том числе:




Написание реферативных сообщений

6

Изготовление памяток

3

Составление схем

5

Заполнение таблиц

5

Формулирование терминов в глоссарий

2

Составление граф.структур

5

Выписывание и анализ рецептов

8

Решение задач

6

Расчет доз

4

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета


2





2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Фармакология


наименование

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. «Общая рецептура» Общая фармакология





20




Тема 1.1. Введение.

Общая рецептура.

Содержание учебного материала

2

1

Фармакология – как наука. Правила выписывания рецептов.

2

Самостоятельная работа обучающихся

  • Составить схему «Пути изыскания новых лекарственных средств»

  • Подготовить реферативное сообщение

- «Нормативная документация, регламентирующая выписывание и отпуск лекарственных средств ».

- «Современные лекарственные формы».

- «Правила хранения лекарственных средств в лечебно-профилактических учреждениях».


2


Тема 1.2. Формы

лекарственных средств

Содержание учебного материала



4


1

Твердые лекарственные формы. Мягкие лекарственные формы

2

2

Жидкие лекарственные формы. Лекарственные формы для инъекций.

2




Практические занятия

Выписывание рецептов на твердые и мягкие лекарственные формы, расчет доз.

Выписывание рецептов на жидкие лекарственные формы, лекарственные формы для инъекций, расчет доз.


4



Самостоятельная работа обучающихся

  • Выписывание рецептов.

  • Проведение анализа рецептов.

3

Тема 1.3 Общая фармакология



Содержание учебного материала

2

1

Изучение основных процессов и понятий фармакокинетики и фармакодинамики.

2



Самостоятельная работа обучающихся

  • Составить схему

- «пути введения лекарственных средств»;

- «виды действия лекарственных средств»;

- «факторы, влияющие на действие лекарств»;

- «побочное и токсическое действие лекарственных средств».



  • Формулирование терминов в глоссарий.

  • Подготовить реферативное сообщение

-«Влияние лекарственных средств на плод в различные сроки беременности»

3


Раздел 2. «Частная фармакология»






112



Тема 2.1.

Антисептические и дезинфицирующие средства.

Содержание учебного материала

2

1

Антисептические и дезинфицирующие средства.

2

Практические занятия

Изучение классификации антисептических средств и особенности их применения

Выписывание рецептов и расчет доз.


2


Самостоятельная работа обучающихся

  • Подготовить реферативное сообщение:

- «Техника безопасности при работе с антисептиками»

  • Выписывание и анализ рецептов.

2


Тема 2.2. Противоинфекционные средства



Содержание учебного материала

6


2


1


Химиотерапия. Принципы химиотерапии, антибиотики.

2

Синтетические противомикробные средства.

2

3

Противотуберкулезные,противовирусные ,противомикозные, протвоглистные средства

2

Практические занятия

Изучение номенклатуры антибиотиков, их действие и принципы применения.

Определение номенклатуры синтетических антибактериальных средств.

Решение задач с объяснением фармакологического действия лекарственных средств.

Выписывание и анализ рецептов. Расчет доз.


4




Самостоятельная работа обучающихся

  • расчет количества лекарственного препарата в зависимости от назначенной дозы;

  • решение ситуационной задачи.

  • Подготовить реферативное сообщение:

-«Особенности применения антибактериальных средств в акушерстве»

  • выписывание рецептов.

4

Тема 2.3.

Средства, влияющие на афферентную иннервацию.



Содержание учебного материала

2



2

1

Местноанестезирующие, вяжущие, адсорбирующие, обволакивающие, раздражающие средства.

Самостоятельная работа обучающихся

  • Решение ситуационной задачи.

  • Подготовить реферативное сообщение:

- «История открытия местноанестезирующих средств»

- «Применение лекарственных растений, обладающих вяжущим

действием в медицинской практике»



  • Выписать рецепты.




2




Тема 2.4.

Вещества, влияющие на эфферентную иннервацию.


Содержание учебного материала




6

1


Средства, возбуждающие холинорецепторы.


2

2


Средства, блокирующие передачу импульсов в холинорецепторах.

2

3

Средства, влияющие на адренорецепторы.

2

Практические занятия

Изучение номенклатуры холинергических средств, особенностей действия и применения препаратов. Определение групп лекарственных средств, влияющих на адренорецепторы, механизм действия и показания к применению.





4


Самостоятельная работа обучающихся

  • Составить схему «Классификация средств, влияющих на эфферентную иннервацию».

  • Заполнить таблицу«Фармакологические эффекты М-холиноблокаторов».

  • Составить графструктуру «Адренергические средства»

  • Подготовить реферативное сообщение:

-«Токолитики в акушерской практике»

  • Подготовить памятку «О вреде курения».

  • Решение задач. Выписывание рецептов.

4

Тема 2.5.

Средства, действующие на центральную нервную систему


Содержание учебного материала

6

1

Средства для наркоза. Этиловый спирт. Снотворные, противосудорожные средства.

1

2

Наркотические анальгетики. Ненаркотические анальгетики.

2

3

Психотропные средства

2

Практические занятия

Изучение номенклатуры средств, влияющих на центральную нервную систему, показания к их применению и побочные эффекты.

Выписывание рецептов с использованием справочной литературы.


2



Самостоятельная работа обучающихся

  • Подготовка реферативного сообщения:

- «Резорбтивное действие этилового спирта»;

-«Влияние алкоголя на плод»;

-«Применение анальгетиков в акушерской и гинекологической практике».


  • Решить ситуационную задачу и дать анализ фармакологическим действиям препарата.

  • выписывание рецептов.

4

Тема 2.6.

Средства, влияющие на функции органов дыхания


Содержание учебного материала

2

1


Противокашлевые, отхаркивающие, муколитические средства. Бронхолитические средства.


2

Практические занятия

Определение показания к применению средств, влияющих на функцию органов дыхания в зависимости от фармакологического действия.

Выписывание рецептов, с использованием справочной литературы.


2




Самостоятельная работа обучающихся

  • Составить графстрктуру «Бронхолитические средства, различных фармакологических групп».

  • Решить ситуационную задачу и дать анализ фармакологическим действиям препарата.

Составление рекомендаций по применению бронхолитических средств.

  • Выписывание рецептов.

2

Тема 2.7.

Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему.



Содержание учебного материала

6

1


Сердечные гликозиды Противоаритмические средства.

2

2


Коронаролитические гипохолестеринемические средства.

2

3



Гипотензивные средства. Мочегонные средства.

2




Практические занятия

Определение фармакологического действия, особенности применения сердечных гликозидов.

Определение действия, принципов применения коронаролитических средств.

Изучение номенклатуры гипотензивных средств, механизм действия и применение.




4



Самостоятельная работа обучающихся

  • Решить ситуационную задачу и дать фармакологическую характеристику препарата.

  • Выписать рецепты и дать анализ фармакологическому действию препарата.

Составить рекомендацию по применению препаратов нитроглицерина.

  • Составление графструктуры по номенклатуре гипотензивных лекарственных средств.

4

Тема 2.8.

Средства, влияющие на функции органов пищеварения


Содержание учебного материала

4

1

Средства, влияющие на аппетит и секреторную функцию желудочно-кишечного тракта. Средства, влияющие на моторную функцию кишечника.


2

Практические занятия

Изучение номенклатуры лекарственных средств, влияющих на функцию органов пищеварения, фармакологических эффектов и применения.

Выполнение заданий по рецептуре


2




Самостоятельная работа обучающихся

  • Подготовить реферативное сообщение:

  • «Лекарственные растения, обладающие желчегонным действием».

  • Составить графструктуру «Слабительные средства».

  • Составление рекомендаций по применению слабительных средств во время беременности.

  • Решить ситуационную задачу и дать анализ фармакологическим действиям препарата.

3

Тема 2.9.

Средства, влияющие на систему крови


Содержание учебного материала

4


2


1


Средства, влияющие на кроветворение. Средства, влияющие на свертывание крови.

Плазмозамещающие средства.



Самостоятельная работа обучающихся

  • Составление графструктур по номенклатуре лекарственных средств, влияющих на систему крови;

  • Подготовить реферативное сообщение

- «Плазмозамещающие растворы»;

-«Лекарственные растения, обладающие кровоостанавливающим действием».



  • Выписать рецепты с использованием справочной литературы.

3




Тема 2.10.

Гормональные средства

Содержание учебного материала

6



2

1

Препараты гормонов гипофиза, щитовидной железы, поджелудочной железы, надпочечников, их синтетические аналоги.


2

Препараты мужских и женских половых гормонов.

Средства, влияющие на мускулатуру матки.



2

Практические занятия

Определение номенклатуры гормональных препаратов, фармакологического действия и применения.



2



Самостоятельная работа обучающихся


  • Подготовить реферативные сообщения:

- «Гормональные контрацептивы»;

- «Инсулин и его аналоги»;

- «Применение гормональных препаратов в акушерской и гинекологической практике»; - «История открытия простагландинов, их значение для организма человека»;

- «Простагландины в акушерстве»;




  • Выписать рецепты с использованием справочной литературы.

3

Тема 2.11.

Витаминные препараты



Содержание учебного материала


2




2

1

Витаминные препараты

Практические занятия

Определение признаков авитаминоза и передозировки витаминных препаратов.



2



Самостоятельная работа обучающихся

  • Подготовить реферативные сообщения:

-«Витамины на грядках»;

-«Витамины, польза и вред»;

-«Витамины и беременность».


  • Составление таблиц действия витаминов на функцию организма



2

Тема 2.12. Антигистаминные и иммунотропные средства


Содержание учебного материала

2



1

Противоаллергические и иммунотропные средства.

Самостоятельная работа обучающихся

  • Подготовить реферативные сообщения:

-«Новейшие антигистаминные препараты»;

-«Иммуностимуляторы»;

- «Иммунодепрессанты».


  • Решение задач.

2




Тема 2.13.

Осложнения медикаментозной терапии

Содержание учебного материала

2



1

Осложнения медикаментозной терапии

Самостоятельная работа обучающихся

  • Составить ситуационную задачу и дать анализ фармакологическим действиям препарата

  • . Выписать рецепты.

1







Дифференцированный зачет.



2



3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по фармакологии


Оборудование учебного кабинета:

Мебель и стационарное оборудование

  • Шкаф для хранения учебно-наглядных пособий, раздаточного материала-2;

  • Шкаф для хранения образцов препаратов;

  • Классная доска;

  • Стол для преподавателя;

  • Стул для преподавателя;

  • Стол для студентов - 15;

  • Стул для студентов - 30;


Рекомендуемые средства обучения.

Информационные средства обучения:



  • учебники;

  • учебные пособия;

  • справочники;

  • сборники тестовых заданий;

  • сборники ситуационных задач;

Наглядные средства обучения:

    1. Изобразительные пособия

      • плакаты;

      • схемы;

      • рисунки;

      • таблицы;

      • графики;

      • фотоснимки;

      • гербарий

    2. Натуральные пособия

  • образцы лекарственных препаратов и форм;

  • образы лекарственного растительного сырья;

Технические средства обучения:

    1. Аудиовизуальные:

  • телевизор;

  • видеомагнитофон;

    1. Компьютер:

  • мультимедиа – система;

  • система Интернет;

3.2. Информационное обеспечение обучения



Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:

1. Фармакология с общей рецептурой : учеб. / В. В. Майковский, Р. Н. Аляутдин. - 3-е изд., доп. и перераб. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 240 с. : 26 ил.

2. Фармакология с общей рецептурой : учебник / Д. А. Харкевич. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 464 с. : ил.
Дополнительные источники:

1. Фармакология / Под ред. проф. Р. Н. Аляутдина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 832 с. : ил.



Интернет – ресурсы:
www. medcollegelid. ru ЭБС «Консультант студента»


4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины





Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

уметь:

  • выписывать лекарственные формы в виде рецепта с использованием справочной литературы;

оценка результатов дифференцированого зачета.

оценка правильности написания рецептов оценка результатов тестирования



  • находить сведения о лекарственных препаратах в доступных базах данных;

оценка результатов дифференцированного зачета.

оценка полноты точности терминов глоссария

оценка научности, новизны информации рефератов


  • ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств;

оценка результатов дифференцированного зачета.

оценка результатов тестирования

оценка точности граф.структуры, таблицы


  • применять лекарственные средства по назначению врача;

оценка результатов дифференцированного зачета.

оценка результатов тестирования

оценка результатов решения ситуационных задач

оценка результатов индивидуального опроса в устной форме



  • давать рекомендации пациенту по применению различных лекарственных форм;

оценка результатов дифференцированного зачета.

оценка научности, доступности, информативности составленной памятки

оценка результатов решения ситуационных задач


знать:

  • лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия;

оценка результатов дифференцированного зачета.

оценка результатов тестирования

оценка результатов решения ситуационных задач

оценка индивидуального опроса в устной форме


  • основные лекарственные группы и фармакотерапевтические действия лекарств по группам;

оценка результатов дифференцированного зачета.

оценка результатов тестирования

оценка результатов решения ситуационных задач

оценка группового опроса в письменной форме




  • побочные эффекты, виды реакций и осложнений лекарственной терапии;

Оценка результатов дифференцированного зачета.

оценка результатов тестирования

оценка результатов решения ситуационных задач


  • правила заполнения рецептурных бланков;




Оценка результатов дифференцированного зачета.

Оценка индивидуального опроса в письменной форме



оценка результатов тестирования