Рабочая программа по окружающему миру (умк «Школа 2100») - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа по окружающему миру умк «перспективная начальная школа» 2 706.33kb.
Программа умк «Школа 2100» 1 50.67kb.
Приложение 1 умк «Школа 2100» 6 2600.65kb.
Урок по Окружающему миру 2 класс по программе "Школа России" 1 61.76kb.
Учебников по образовательной системе «Школа 2100» 1 66.4kb.
Рабочая программа «Всеобщая история. История Нового времени» 2 495.59kb.
По окружающему миру «Книга- друг и наставник» 1 84.61kb.
Урок по окружающему миру по теме 1 99.56kb.
Рабочая программа разработана на основе: Закона РФ «Об образовании» 2 487.8kb.
Игровые задания по экологии Головоломка 1 44.19kb.
Тесты по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему... 2 344.98kb.
Приложение 2-A: Разделы стандарта исо 15190: 2003 1 93.18kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Рабочая программа по окружающему миру (умк «Школа 2100») - страница №1/1

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Кожевниковская средняя общеобразовательная школа №2

636161, Томская область, с.Кожевниково, ул.К.Маркса 6, 83824421416, 83824421153,

факс 83824423398, e-mail: Principal@ms.tusur.ru, http://kog-kgschool.edu.tomsk.ru/











УТВЕРЖДАЮ
Директор школы __________________________

Колмакова Н.К.

Приказ №_______________от ________2012 г.


«Рассмотрено»

На заседании Методического совета школы

Протокол № ___от « __ » ___________ 2012 г.
Председатель МС __________________

Махотина Е.Н.




«Согласовано»

«____»________________2012 г


Заместитель УВР_______________________

Пастухова Е.И.




Рабочая программа

по окружающему миру

(УМК «Школа 2100»)

Класс 2
составитель:

учитель начальных классов

Максименко Е.Г.


Кожевниково 2012

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин.

Программа «Окружающий мир», 2 класс, с.238. // Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. - Изд. 2-е, испр. - М. : Баласс, 2011. - 416 с. (Образовательная система «Школа 2100»).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно - методического комплекса):


Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С

Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета Земля»). Учебник в 2 частях. Часть 1. -3-е изд.перераб.М. : Баласс, Школьный дом, 2012. - 144с., ил. (Образовательная система «Школа 2100» )Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.


Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.

Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 2 класс («Наша планета Земля»). - М. : Баласс; Школьный дом, 2012. - 80с., ил. (Образовательная система «Школа 2100» )


Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А

Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» 2 класс («Наша планета Земля»). — М. : Баласс, Школьный дом, 2012. – 48с., ил. (Образовательная система «Школа 2100» )


Программа рассчитана на 68 ч. в год (2 часа в неделю).

Программой предусмотрено проведение:

- проверочных работ – 13

- контрольных работ – 5

- самостоятельных работ – 8

- экскурсий – 2

- итоговая комплексная работа - 1

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом школы в форме контрольных работ и итоговой комплексной работы


Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

Ядром рационального постижения мира всегда была система наук, изучение которой составляет основу школьных программ в основной и старшей школе как по числу предметов, так и по числу часов. Предмет «Окружающий мир» на баз-умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению : остальными предметами.

Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе - осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

Знакомство с началами наук даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.

Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации, и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета.

Телевидение не ориентировано на систематическое детское образование, хотя и становится главным «окном» в окружающий мир. Поэтому, не имея возможности противостоять негативным влияниям виртуального опыта, школа должна по возможности его использовать для образовательных целей и организовать освоение виртуального мира школьниками. Поэтому роль предмета «Окружающий мир» весьма велика, и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта, в том числе и виртуального.

Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру — важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

Деятельностный подход — основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.

Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Поэтому главная цель образования - «вложить знания в голову детей». Мы хотим познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочения своего опыта. Поэтому процесс обучения, по нашему глубокому убеждению, должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Решение проблемных творческих продуктивных задач -главный способ осмысления мира.

В этом случае мы пользуемся традиционным для учебников «Школы 2100» принципом минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить, и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт) и составляющие сравнительно небольшую часть курса, должны усвоить все ученики. Таким образом, учебники существенно различаются по объёму того материала, который ученики могут и должны усвоить.

Мы предлагаем не избегать вопросов-проблем по российской истории и современности. Эти вопросы нельзя окончательно разрешить в рамках школы вообще и тем более в 3-4-м классах. Человек, постоянно расширяя свой кругозор в течение жизни, сам приходит к решению этих проблем. Задача курса - поставить перед учениками эти вопросы, так как без них целостной картины истории не существует. При попытках решения этих проблем в начальной школе учителю следует обращать внимание детей на то, что для достижения цели требуется постоянное расширение своих знаний. Цель же историко-обществоведческой части курса окружающего мира состоит в том, чтобы ученик задумался нал проблемными вопросами и по мере становления его личности постоянно возвращался к попыткам их разрешения.

Таким образом, в целом у учеников должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач.
Содержание программы

«Наша планета Земля» (68 ч)

Авторы: Вахрушев АА„ Раутиан А.С.

Введение (4 ч) Общие слова - понятия. Живая и неживая природа. Вещи. Вещество. Твёрдые тела, жидкости и газы, их свойства. Воздух - смесь газов. Вода - жидкость. Лёд - твёрдое тело. Смена состояний веществ.

Земля и солнце (16 ч) Определение времени дня и года по Солнцу и Луне. Определение направлений по Солнцу и Полярной звезде. Основные стороны горизонта: восток - направление на восход Солнца, запад - направление на закат Солнца, север - направление на Полярную звезду, юг - направление на Солнце в полдень. Компас и пользование им. Практическая работа с компасом. Смена фаз Луны (Изготовление солнечных часов.)

Форма Земли. Линия горизонта. Доказательства шарообразной формы Земли: расширение горизонта с поднятием в высоту, кругосветные путешествия, (лунное затмение, полёт в космос.)



Практическая работа с глобусом. Глобус - модель Земли. Движение глобуса и Земли. Экватор, полюса, полушария. Меридианы и параллели.

Вселенная, или космос. Планеты и звёзды - небесные тела. Звёзды - самосветящиеся небесные тела. Созвездия. Планеты светят отражённым светом. Земля - планета. Солнце - звезда. Планеты Солнечной системы. Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Луна — спутник Земли. (Солнечное затмение. Цвет воздуха.)

Земное притяжение. Все предметы притягиваются друг к другу, большие массивные предметы притягивают к себе сильнее - закон всемирного тяготения. Влияние земного притяжения на нашу жизнь. (Невесомость.)

Смена дня и ночи. Основной источник света на Земле - Солнце. Вращение Земли вокруг своей оси - причина смены дня и ночи. Соразмерность ритма жизни человека суткам. Режим дня. (Практическая работа с глобусом.)

Смена времён года. Жизнь природы изменяется по сезонам. Высота солнца над горизонтом в разные сезоны года. Изменение угла наклона солнечных лучей в течение года. Обращение Земли вокруг Солнца -причина смены сезонов года. Ось Земли направлена на Полярную звезду. Благодаря наклону оси Земля поворачивается к Солнцу тс своим северным полушарием (лето северного полушария), то южным (зима северного полушария). (Земля сохраняет тепло солнечных лучей.)

Холодные, умеренные и жаркий пояса освещённости и их расположение на Земле и относительно солнечных лучей. Полярный круг, тропик. Холодный пояс - долгая зима и короткое лето, умеренный пояс - чередование зимы и лета, жаркий пояс - «вечное лето».

Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Погода и её признаки. Температура, её измерение. Термометр. Практическая работа с термометром. Облачность. Осадки: дождь, снег, град. Ветер и причина его образования. Климат - закономерно повторяющееся состояние погоды в течение года. Дневник наблюдений за погодой. Признаки хорошей и плохой погоды.
Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта (8 ч) План и карта - изображение Земли на плоскости. Представление о масштабе. Условные знаки.

Глобус - уменьшенная модель Земли. Карта полушарий.

Условные обозначения к карте и глобусу. Высота и глубина на карте Земли и глобусе. Практическая работа с картой.

Материк - большой участок суши, окружённый водой. Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка и Антарктида - материки. Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка и Антарктида - части света. Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий и Индийский океаны.


Формы земной поверхности (7 ч) Реки - постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши. Исток, русло, устье (дельта). Левый и правый берег. Водосборный бассейн. Круговорот воды в природе. Почему вода в реке не кончается? Почему в реке так много воды? Почему реки текут не только во время дождя? Как реки и ручьи изменяют земную поверхность? Долина реки. Важнейшие реки мира и их местонахождение на карте. Горные и равнинные реки. Озёра - природные водоёмы со стоячей водой. Проточные и бессточные озёра. Крупные озёра. Самое глубокое озеро - Байкал. Каспийское море - самое большое озеро.

Равнины - ровные или слабохолмистые участки суши. Равнины и низменности. Болота. Горы - поднятия земной поверхности. Природа равнин и гор. Горные породы. Полезные ископаемые. Важнейшие равнины, горы и вершины и их местонахождение на карте. Как образовались горы: подземная сила поднимает горы, а выветривание разрушает.(Как горы превращаются в равнины. Выветривание. Горы и вулканы. Вулканы и извержения. Землетрясения - результат смещения пластов Земли.)

Полуострова - участки суши, выдающиеся в океан. Важнейшие полуострова и их местонахождение на карте. Острова - небольшие участки суши, отделённые морями и океанами от материков. Важнейшие острова земного шара и их местонахождение на карте. Моря - большие водоёмы с солёной водой, расположенные по краям океанов и омывающие сушу. Свойства морей: все моря соединяются друг с другом, уровень воды во всех морях одинаков, вода в морях солёная. Важнейшие моря мира И ИХ местонахождение на карте. (Обитатели морей. Коралловые рифы и населяющие их организмы.)

Экскурсия «Формы земной поверхности» (проводится весной).
Земля — наш общий дом (11ч) Место обитания живых организмов. Пищевые связи. Экосистема - совместно обитающие живые организмы и тот участок земли, на котором они обитают. Растения - «кормильцы». Животные - «едоки». Грибы, микробы, дождевые черви -«мусорщики». Едоки и мусорщики дают питательные вещества растениям. Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Их взаимная приспособленность.(Круговорот веществ.)

Природные зоны - территории суши со сходными природными условиями, получающие сходное количество солнечного тепла и света и сменяющиеся в определённом порядке от полюса к экватору.

Природные зоны холодного пояса. Ледяные пустыни и их обитатели. Тундра. Суровый климат: долгая полярная ночь и короткий летний день. Вечная мерзлота. Пейзаж тундр. Животный и растительный мир. Расположение тундры на земном шаре. (Красная книга.)

Умеренный пояс. Леса. Смена сезонов. Вечнозелёные хвойные и лиственные деревья. Листопад и его роль в сезонном климате. Животный и растительный мир. Расположение лесов на земном шаре. (Как леса сменяют друг друга.)

Степь. Сухой климат степей. Открытый пейзаж. Животный и растительный мир. Расположение на земном шаре. Пустыня. Жаркий сухой климат. Пейзаж пустынь. Животный и растительный мир. Приспособление живых организмов к засушливому климату пустынь. Расположение пустынь на земном шаре.

(Хрупкая природа степей и пустынь, необходимость её сохранения. Засушливые зоны жаркого пояса. Зона тропических пустынь и её обитатели. Оазис. Степь жаркогс пояса - саванна. Вечнозелёный лес. Жаркий влажный климат тропического леса. Животный и растительный мир. Расположение вечнозеленых лесов на земном шаре.)

Горы. Похолодание с подъёмом в горы: солнце нагревает не воздух, а землю. Элементарные представления о высотной поясности. Горные растения И животные. Природные катастрофы в горах.

Приспособление людей к жизни в различных природных условиях. Человеческие расы. Элементарные потребности человека: пища и одежда. Собирание пищи (плоды, ягоды, грибы, коренья) и охота на диких животных - наиболее древние занятия человека. Земледелие и скотоводство. Земледелие - занятие жителей равнин и низменностей. Скотоводство - занятие жителей пустынь и гор. Города - место жительства множества людей, занятых в промышленности. Страны и населяющие их народы. Карта стран и городов - политическая карта. Крупные страны и города мира и их расположение.

Экскурсия «Знакомство с природой своей природной зоны». Правила безопасного путешествия.

Части света (10ч) Европа. Страны и города Европы (Великобритания. Франция, Италия, Германия, Украина, Дания, Швеция). Альпы - горы Европы. Окружающие нас предметы и их родина. Герои детских сказок из европейских стран.

Азия. Самая большая часть света. Природные условия Азии. Страны и народы Азии (Япония, Китай, Индия). Азия - родина более чем половины человечества. Окружающие нас предметы и их родина.



(Африка. Природные условия Африки: жаркий климат. Народы Африки: негры и арабы. Страны Африки: Египет. Пустыня Сахара. Природные зоны Африки. Окружающие нас предметы и их родина. Африканские животные. Как уберечься от солнечных лучей.

Америка. Индейцы - коренные жители Америки. Умеренный и жаркий климат. Природные зоны Северной Америки. Северная Америка - вторая родина промышленности. Страны (США, Канада) и города. Окружающие нас предметы и их родина. Природные зоны Южной Америки и их обитатели. Южная Америка - родина самых мелких птиц, самых больших змей, бабочек и жуков, самого твёрдого и самого легкого дерева. Открытие Америки викингами и Колумбом.

Австралия. Климат и природные зоны Австралии. Австралия - родина кенгуру и других зверей с сумкой. Антарктида - самый холодный материк на Земле. Самые низкие температуры. Ледники. Жизнь в Антарктиде существует только вдоль кромки побережья. Освоение Южного полюса. Самый большой круговорот воды. Почему в Антарктиде холоднее, чем в Арктике.)

Россия. Самая большая страна в мире. Природа нашей страны. Основные реки, озёра, равнины, горы, острова, полуострова и моря России. Природные богатства нашей страны. Люди - главное богатство нашей страны. Древние мастера - гордость России. Архитектурные памятники нашей страны. Природа и достопримечательности своего края.



Наша маленькая планета Земля (3 ч) Рост воздействия современного человека на природу: накопление мусора, изменение климата, создание искусственных озёр и пустынь. Необходимость охраны и бережного отношения к природе. Правила поведения в квартире, позволяющие сохранить природу.

Повторение пройденного материала -4 ч.

Часы по усмотрению учителя -5 ч.
Учебно-тематический план




Тема

Кол-во часов

Практические работы

Контрольные работы

Проверочные работы

Вид контроля




Введение

4

- практическая работа по определению свойств веществ в твердом, жидком и газообразном состоянии;







1

Земля и Солнце

16

- определение времени по Солнцу;

- определение сторон горизонта по компасу;



Практическая работа с глобусом

- опыт с исчезновением за «линию горизонта» удаляющихся предметов;

- прочитать текст и дописать недостающие фразы;

- опыт, показывающий закон всемирного тяготения;

- раскрашивание рисунков, определение времени года по длине тени;

- по рисунку определить время суток;

- практическая работа, показывающая разрушительную деятельность воды;

-деление слов на группы;

-нахождение правила среди предложений;

-составление режима дня;

-составление рассказа по рисункам;

-практическая работа с теллурием;

-найди и подчеркни правильный ответ;

-реши кроссворд;

-раскрашивание рисунка;

-сделай подписи под рисунком;

- определение температуры с помощью термометра;

-закончить схем аттическое изображение глобуса;

- составь прогноз погоды на завтра;

-заполни таблицу;



Проверочная работа № 1
Проверочная работа № 2
Контрольная работа № 1
Проверочная работа № 3
Проверочная работа № 4
Контрольная работа № 2

Тематический

Тематический

Тематический

Тематический

Тематический

Тематический



2

Глобус и карта

8

-соедини линией предметы с их изображением на столе;

-составь план своего стола;

-практическая работа с картой;

-реши кроссворд;

- соедини стрелками отдельные участки географической карты с их местом на карте; определи из какого они полушария;

- сравни рисунки и подпиши их условные обозначения на карте;

-раскрась схематическую контурную карту;

-вылепи из пластилина участок сказочной страны с горами и равнинами, рекой и озером, составь его карту;



Проверочная работа № 5
Проверочная работа № 6
Проверочная работа № 7

Проверочная работа № 8


Контрольная работа № 3


Тематический

Тематический

Тематический


3

Формы земной поверхности

7

- подпиши рисунки;

-раскрась схематическую контурную карту;

-выбери и подчеркни правильный ответ;

- вставь в текст нужные слова;

-подпиши времена года;

-вырежи детали из картона и склей макет местности;

-покажи на карте полушарий названия важнейших рек мира;

-раскрась рисунок, покажи с помощью стрелок круговорот воды в природе;

- рассмотри схему, подпиши названия озер (проточное, бессточное);

- опыт, показывающий испарение воды;

-реши кроссворд;

- выбери слова, необходимые для рассказа;

-впиши в таблицу названия крупных рек разных частей света, используя карту полушарий;

-подчеркни предметы и явления, которые можно встретить на равнинах;

-допиши фразы в текст;

На схематической контурной карте покажи, где построишь город, где распашешь поле, расположишь пляж. Условные обозначения придумай сам;

-покажи стрелкой действие подземных сил, сил выветривания;

-с помощью карты полушарий соедини названия рек с названиями гор, в которых расположены их истоки;

-выбери одну из частей света, найди ее в атласе, на карте найди и перечисли все острова и полуострова, напиши, где они расположены;

-раскрась схематическую карту, придумай названия всех островов и полуостровов;

-обозначь на схеме передвижение воды синей стрелкой, а солей — черной, раскрась рисунок;

-распутай схему и подчеркни те вещи и продукты питания, которые человек получает из морей и океанов;





Тематический

Тематический


4

Земля — наш общий дом

11

-подпиши местообитания растений и животных;

-разгадай зашифрованные слова;

-вспомни, что необходимо растениям для жизни, и впиши в клеточки на рисунке;

-покажи стрелками, как передаются вещества в экосистеме;

-обведи на рисунке настоящие экосистемы в рамочку;

-реши кроссворд;

-вставь в текст пропущенные слова;

-вычеркни из списка те места, где природа сильно изменена человеком;

- по карте при родных зон определи, в каком поясе находятся известные тебе природные зоны, и напиши, какой там климат;

-покажи на схеме стрелками, как передаются органические вещества в тундровой экосистеме;

-нарисуй, как выглядит кленовая веточка в разные времена года4

-определи время года на рисунке по углу падения лучей и их количеству;

-подпиши, что общего у деревьев каждого ряда;

-прочитай текст, найди и подчеркни в нем самые важные строчки;

-выбери и обведи особенности климата лесной зоны;

-соедини рисунки с прямоугольниками, покажи, как растения приспособлены к смене сезонов, к жизни в лесу;

- составь рассказ об одном из известных тебе животных лесной зоны;

-сравни растения пустыни и степи, сделай вывод, чем они отличаются;

-восстанови пищевые цепи в степной экосистеме;

-найди на картах природных зон и выпиши крупных степных животных;

- найди на карте природных зон пустыни Африки, подпиши ее название;

-выпиши с карты природных зон, каких еще зверей и птиц можно встретить в саваннах;

-рассмотри схематическую карту, подпиши на склонах, какой из них самый теплый, холодный, сухой и влажный;

-покажи стрелками, где живут эти звери и птицы;

-нарисуй, как ты себе представляешь землетрясение;

-нарисуй, как ты себе представляешь другие природные катастрофы;

- правильно придумай и расставь значки на рисунке;


Проверочная работа № 9
Проверочная работа № 10


Тематический

Тематический




5

Части света

10

-определи по рисунку и напиши, в каких природных зонах живут эти народности;

-подпиши, в каких условиях разводят скот эти народы;

-подчеркни, где удобнее распихивать поля;

-напиши, где что выращивают;

-размести на плане новые объекты;

-составь рассказ о своей стране;

-раскрась рисунок;

- нарисуй на контурной карте маршрут двух тучек;

- проведи исследование, узнай , в какой стране произведен тот или иной продукт питания;

-используя физическую карту Евразии, карту природных зон Евразии, политическую карту Европы соверши путешествие в любую страну, изобрази на рисунке пейзаж этой страны;

- работа в паре с соседом: один называет горы, другой страну, в которой находятся эти горы;

-игра с соседом по парте: один директор туристической фирмы, другой – турист;

-найди родину этих автомобилей на политической карте;

-с помощью карты природных зон Евразии заполни таблицу и напиши о природе лесной зоны Сибири;

-заполни таблицу и напиши о природе Аравийского полуострова;

-раскрась предметы;

-проведи морские маршруты к портам России из стран, которые производят товары из списка;

-заполни таблицу и напиши и природе побережья Северного Ледовитого океана;

-реши кроссворд;

-используя физическую карту, назови моря, которые названы в честь смелых мореплавателей, где они расположены?

-соедини высказывания с изображениями ребят;

-напиши рассказ о природных условиях пустыни, используя слова и выражения из лабиринта;

-обведи географические названия, которые можно встретить на карте Африки, допиши, что они обозначают;

-нарисуй план зоопарки с загонами для животных;

- используя карты природных зон, впиши в таблицу названия животных, которые будут жить в зоопарке, и определи, на каких материках они обитают;

-выполни задание, пользуясь физической картой Африки;

-обведи животных, обитающих как в России, так и в Канаде;

-дополни рассказ, вставив нужные слова;

-пройди лабиринт, допиши предложения о при родных условиях в районе реки амазонки;

-выполни задания и впиши ответы в рамки;


Проверочная работа № 11

Проверочная работа № 12

Проверочная работа № 13


Контрольная работа № 4

Тематический


Тематический


Тематический

Тематический











-обведи обитателей Австралии;

-напиши, какая природная зона занимает всю центральную и западную часть Австралии;

- сравни Африку и Австралию, впиши нужные слова. Чтобы получился рассказ;

-подпиши, на каком рисунке изображено лето в Антарктиде, а на каком зима;

- раскрась рисунки, определи по карте природных зон, какие животные здесь обитают;

-определи , какие природные ископаемые добывают люди из подземных кладовых на территории России;

-найди на карте важные названия рек, озер, равнин, гор, островов, полуостровов, морей России;

-напиши рассказ о природе своей местности;

-раскрась рисунки тех вещей, которые производят на фабриках и заводах в вашей местности;

- раскрась рисунки тех культурных растений, которые растут на полях и садах в вашей местности;

-напиши, чтобы ты показал в своем родном городе друзьям из другой страны;

-помоги найти на рисунке опасные для человека ситуации;

-напиши правила поведения на пляже;








7

Наша маленькая планета Земля

3

-раскрась рисунок; поставь «-« там, где человек ведет себя неправильно;

-сформулируй правила бережного отношения к природе;

-проверь себя, определи, какие из этих высказываний верные, а какие нет;

-заполни таблицу;

-соедини явления стрелками от причины к следствию;

-сделай опыт;

-реши кроссворд;

-нанеси на карту географические названия России;












Повторение пройденного материала

4




Контрольная работа №5
Итоговая комплексная работа


итоговый

итоговый






Часы по усмотрению учителя

5













Итого

68











Требования к уровню достижений обучающихся
К концу обучения во 2 классе учащиеся должны знать:

- элементарные сведения о трех состояниях веществ;

- что Земля имеет форму шара;

- что горизонт — воображаемая линия;

- основные стороны света;

- элементарные сведения по астрономии (космос, небесные тела: планеты, звезды);

- закон всемирного тяготения;

- связь смены дня и ночи и времен года с вращением Земли и ее обращением вокруг Солнца;

- как вести себя при грозе;

- основные этапы круговорота воды в природе;

- элементарные сведения о погоде;

- что глобус — модель Земли;

- условные обозначения глобуса и карты;

- части света, материки, океаны;

- характерные особенности равнин, гор, рек, озер, островов, полуостров, морей, океанов;

- основные природные зоны;

- географические закономерности размещения хозяйства людей;

- политическую карту, крупнейшие страны и города;

- части света и их основные особенности;

- о возрастающем нарушении нашей планеты человеком и способах ее спасения;


Учащиеся должны уметь:

- использовать законы и правила для осмысления своего опыта;

-пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы;

-различать утро, день, вечер. Ночь;

- различать времена года по основным признакам;

- уметь пользоваться календарем и часами;

-показывать линию горизонта;

-определять стороны горизонта при помощи компаса;

- описывать погоду, вести и анализировать дневник наблюдений за погодой;

- определять температуру с помощью термометра;

- владеть элементарными приемами чтения карты (определение суши и воды, высоты и глубины, форм земной поверхности, условных обозначений);

- показывать на карте части света, материки и океаны;

- умет находить и показывать на карте равнины, горы, реки, озера, моря, океаны;

- показывать основные географические объекты на физической карте в разных частях света;

- распознавать ландшафты основных природных зон;

- перечислять порядок их расположения на планете;

- находить и показывать на карте природных зон основные природные зоны;

- находить и показывать на политической карте важнейшие страны и города;

- беречь богатства природы в повседневной жизни;

- уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.


Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:

- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития - умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).

- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.



Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная « энциклопедия внутри учебника »).

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Средством формирования этих действий служат учебный материал задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития - умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Выразительно читать и пересказывать текст.

- Вступать в беседу на уроке и в жизни.



Средством формирования этих действий служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).



Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир во 2-м классе является формирование следующих умений.

1-я линия развития - уметь объяснять мир:

- объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;

- объяснять влияние притяжения Земли;

- связывать события на земле с расположением и движение: Солнца и Земли;

- наблюдать за погодой и описывать её;

- уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;

- пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;

- называть основные природные зоны и их особенности.

2-я линия развития - уметь определять своё отношение к миру:

- оценивать правильность поведения людей в природе;

- уважительно относиться к другим народам, живущим на земле.


Контроль уровня обученности обучающихся




Раздел

Тема

Вид контроля

Формы контроля

Приложение

1

Введение










2

Земля и Солнце

Тематический
Тематический
Итоговый
Тематический
Тематический
Итоговый


Проверочная работа № 1

Проверочная работа № 2

Контрольная работа № 1

Проверочная работа № 3

Проверочная работа № 4

Контрольная работа № 2



Проверочные и контрольные работы. Стр.3-10

3

4


Глобус и карта

Формы земной поверхности



Тематический
Тематический
Тематический
Тематический
Итоговый


Проверочная работа № 5

Проверочная работа № 6

Проверочная работа № 7

Проверочная работа № 8

Контрольная работа № 3


Проверочные и контрольные работы Стр.11-38

5

Земля наш общий дом

Тематический
Тематический


Проверочная работа № 9

Проверочная работа № 10



Проверочные и контрольные работы Стр.39-42

6

7


Части света

Наша маленькая планета Земля



Тематический
Тематический
Тематический
Итоговый


Проверочная работа № 11

Проверочная работа № 12

Проверочная работа № 13

Контрольная работа № 4



Проверочные и контрольные работы

Стр.43-48



8

Повторение пройденного материала

Итоговый
Итоговый


Контрольная работа №5

Итоговая комплексная работа



Проверочные и контрольные работы
Дидактический материал

9

Часы по усмотрению учителя











Перечень литературы и средств обучения
Для реализации цели и задач обучения русскому языку по данной программе используется УМК по русскому языку издательства «Баласс».

Обучение окружающему миру обеспечивается учебниками и пособиями:

Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С

Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета Земля»). Учебник в 2 частях. Часть 1. -4-е изд.перераб.М. : Баласс, Школьный дом, 2012. - 144с., ил. (Образовательная система «Школа 2100» )Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.

Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 2 класс («Наша планета Земля»). –Изд. 2-е, доп.- М. : Баласс; Школьный дом, 2012. - 80с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»)


Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А

Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» 2 класс («Наша планета Земля»). — М. : Баласс, Школьный дом, 2012. – 48с., ил. (Образовательная система «Школа 2100» )



К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках Окружающего мира относятся:

- компьютер, мультимедийный проектор

В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:


  1. натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;

  2. гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;

  3. коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;

  4. изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;

  5. географические и исторические карты;

  6. предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса «Окружающий мир».

Курс «Окружающий мир» предусматривает проведение значительного числа лабораторных и практических работ, моделирующих явления природного и социального мира. Исходя из этого, второе важное требование к оснащённости образовательного процесса в начальной школе при изучении окружающего мира состоит в том, что среди средств обучения в обязательном порядке должны быть представлены приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал.



Раздаточный материал для практических и лабораторных работ должен включать гербарии, семена и плоды растений, коллекции минералов и полезных ископаемых, кости, чешую рыб, перья птиц, многообразные артефакты мира культуры и т.д.
Интернет – ресурсы: www.school2100.ru

http://school-collection.edu.ru

http://window.edu.ru

www.edu.ru

п/п


Дата проведения

Тема, тип и форма урока

Элемент содержания

Требования к уровню достижений

Контрольно-оценочная деятельность

Средства обучения

план

факт


метапредметные

предметные

форма

вид
Раздел 1. Введение (4 ч.) Земля и солнце (16часов)



1

Как мы будем учиться

Познакомить с тем , как ученики будут учиться

текущий

Устный опрос


2

Общие слова- понятия

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Живая, неживая природа (различия, краткая характеристика объектов неживой и живой природы)

формирование монологической речи учащихся

– элементарные сведения о трех состояниях веществ;

– что Земля имеет форму шара, что горизонт – воображаемая линия, основные стороны горизонта, элементарные сведения об астрономии

(космос, небесные те-ла, планеты, звезды);

– закон всемирного тяготения;

– связь смены дня и ночи и времен года с вращением Земли, ее вращением вокруг Солнца.

Уметь использовать законы и правила для осмысления

текущий

Устный опрос


3

Из чего состоят все предметы

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Отличие от изделий, понимание связи неживой и живой природы. Твердые, жидкие, газообразные вещества

умение рассматривать предметы окружающего мира в соответствии с предложенной целью, выделять их признаки и свойства.


Текущий

индивидуальный

Устный опрос Самостоятельная работа
4

Из чего состоят все предметы.

Проверочная работа

текущий


Проверочная работа №1
5

Природные часы. Календарь и компас.

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Основные стороны горизонта, работа с компасом, расширение горизонта

проводить наблюдения, анализировать результаты наблюдений. Устанавливать связи и отношения.


текущий
Устный опрос практическая работа с компасом
6

Природные часы. Календарь и компас.

Урок закрепления. Урок-практикум.

7

Земля имеет форму шара

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Линии горизонта, глобус – модель Земли

умения использовать измерения разными способами для решения учебных и практических задач.


Текущий

индивидуальный

№ 3, 4, 5 с.15

Устный опрос


8

Глобус – модель земли

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Земля – планета Солнечной системы; глобус

задавать и отвечать на прямые вопросы,

Текущий

фронтальный



Самостоятельная работа № 2
9

Повторение и проверочная работа

Урок контроля


умения использовать измерения разными способами для решения учебных и практических задач.

Уметь использовать законы и правила для осмысления

Текущий
Проверочная работа №2
10

Контрольная работа

Урок контроля


умения использовать измерения разными способами для решения учебных и практических задач.

Уметь использовать законы и правила для осмысления

Тематический

Контрольная работа №1


11

Земля в космосе

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Представление о звездах; затмение

Объяснение причины движения планет вокруг Солнца


умение составлять устный рассказ.

– различать утро, день, вечер, ночь; времена года по основным признакам;

– пользоваться календарем и часами;

– показывать линию горизонта;

– определять стороны горизонта по компасу;

– описывать погоду, определять температуру с помощью термометра.


текущий

Упр.5, кроссворд, тест


12

Притяжение земли

Урок закрепления. Урок-диалог.

13

Смена дня и ночи

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Связь смены дня и ночи с вращением Земли

проводить наблюдения, опыты.


Текущий

индивидуальный

Самостоятельная работа № 3
14

Смена дня и ночи

Проверочная работа

Урок контроля

Связь смены дня и ночи с вращением Земли

умения составлять устный рассказ по наблюдениям.


Текущий

фронтальный

Проверочная работа №3
15

Смена времён года

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Особенности времен года

владеть монологической и диалогической речью.


Текущий

индивид


Устный опрос
16

Смена времён года

Урок закрепления. Урок-диалог.

Солнце – источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь)

умения составлять устный рассказ по наблюдениям.


Текущий

индивидуальный

Самостоятельная работа № 4
17

Где на Земле теплее.

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Зависимость природных условий различных участков земного шара от их расположения на планете. Погода

как состояние атмосферы в определенное время в определенном месте. Температура, сила ветра, облачность, осадки. Выбор одежды для путешествия

устанавливать причинно-следственные

связи.


– закон всемирного тяготения и его проявления;

последовательность событий в течение суток;


Текущий

фронтальный

Кроссворд с.44
18

Погода и климат.

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Текущий

фронтальный



Задания № 6, 7, с.49
19

Погода и климат.

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

20

Обобщение по разделу. Проверочная работа

Урок контроля.

-понятия воображаемая ось, земная ось;

-значение вращения Земли вокруг своей воображаемой оси.

Тематический

Проверочная работа №4


21

Контрольная работа

Урок контроля

Контрольная работа №2
Раздел 2. Что изображают на глобусе и на карте Глобус и карта. Формы земной поверхности (15часов) + 1 час (резерв)

22

План и карта

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Элементарные приемы чтения карты.

умение выделять отдельные признаки предметов с помощью сравнения, высказывать суждения на основе сравнения.
– что глобус – модель Земли;

– условные обозначения на карте и глобусе;

– части света, материки и океаны;

– характерные особенности равнин, гор, рек, озер, островов, полуостровов, морей, океанов.

Владеть элементарными приемами чтения карты (определение суши и воды, высоты и глубины, форм земной поверхности, условных обозначений).

Уметь:


– показывать на карте части света, материки и океаны;

– находить и показывать на карте равнины, горы, реки, озера, моря, океаны.

Текущий
Устный опрос, практическая работа «План класса»
23

План и карта

Урок закрепления. Урок-практикум.

24

Глобус и карта.

Урок повторения. Урок-диалог.

Материки и океаны (общее представление, расположение на глобусе и карте)

Текущий


Самостоятельная работа № 5
25

Повторение и проверочная работа

Урок контроля

Проверочная работа №5
26

Что изображают на карте.

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Определение на карте и глобусе суши и моря, высоты и глубины, различных географических объектов

Текущий


Самостоятельная работа № 6
27

Что изображают на карте.

Урок развития умений и навыков. урок-путешествие.


Текущий


Чтение маршрутной карты
28

Материки и океаны.

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Материки, океаны (общее представление)

умение использовать готовые модели (глобус, карта) для изучения свойств и качеств предметов.


Текущий

кроссворд


29

Повторение и проверочная работа

Урок контроля

Проверочная работа №6
30

Реки.

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Вода в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана

умение использовать готовые модели (глобус, карта) для изучения свойств и качеств предметов.

формирование монологической и диалогической речи учащихся.
Текущий

взаимоконтроль


31

Озера

Комбинированный урок. Урок-диалог.

Особенности озер (пресные, соленые, проточные, бессточные)

Текущий


кроссворд
32

Равнины.

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Формы поверхности равнины, горы, холмы, овраги (узнавание в природе на рисунке, карте)

Текущий


взаимоконтроль
33

Горы

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.


Текущий


Самостоятельная работа № 7
34

Повторение и проверочная работа

Урок контроля

Проверочная работа №7
35

Моря и острова.

Комбинированный урок. Урок-диалог

Особенности островов и полуостровов; нахождение

их на карте

Текущий

Самостоятельная работа № 8


36

Проверочная работа

Урок контроля

Проверочная работа №8
37

Учимся решать жизненные задачи

Контрольная работа

Урок контроля


Текущий


Контрольная работа №3
Раздел 3. Земля - наш общий дом (11часов)

38

Экологические системы.

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Иметь представление о законах экосистемы

умение рассматривать предметы окружающего мира, выделять их признаки и свойства.

Знать понятие экосистемы.

Текущий

Фронтальный опрос


39

Экологические системы.

Урок-диалог.

Иметь представление о законах экосистемы
Знать понятие экосистемы.

Текущий


Фронтальный опрос
40

Природная зональность

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Природные зоны России, растительный и животный мир

умения задавать и отвечать на вопросы, составлять рассказ по плану.

умения замечать изменения, происходящие с объектом.

умение работать в группах.

природных зон на поверхности земли.

– показывать по карте природные зоны;

-распознавать ландшафты основных природных зон, перечислять порядок их расположения;

– называть зоны холодного, умеренного, жаркого пояса, показывать их на карте;

– объяснять особенности каждой зоны, ее климата, взаимную приспособленность живых организмов-членов экосистемы, их зависимость от неживых компонентов и влияние на них.

Текущий


Фронтальный опрос
41

Природные зоны холодного пояса

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Особенности зон холодного пояса

Текущий


индивидуальный
42

Леса умеренного пояса

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Особенности зоны лесов – тайга, смешанные, широколиственные, хвойные леса

Текущий


тест
43

Засушливые зоны умеренного пояса.

Урок введения новых знаний. Урок-путешествие.

Особенности климата степи, полупустыни, пустыни; животный мир зоны.

Текущий


Составление памятки
44

Путешествие в тёплые края. самостоятельная подготовка докладов

Текущий


тест
45

Путешествие в тёплые края. самостоятельная подготовка докладов

46

Путешествие в тёплые края. самостоятельная подготовка докладов

47

Горные экосистемы

Урок введения новых знаний. Урок-поиск.

Особенности климата, животного мира

Текущий


Фронтальный опрос
48

Повторение и проверочная работа

Урок контроля

Проверочная работа №9
Раздел 4. Части света (10часов)

49

Люди, города и страны.

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Человек-член общества.

формирование монологической и диалогической речи учащихся.

Иметь представление о человечестве.

Текущий

Беседа
50



Люди, города и страны.

Проверочная работа

Влияние деятельности человека на природу
показывать на карте крупнейшие страны и города

Текущий


Проверочная работа №10
51

Контрольная работа

Урок контроля

Контрольная работа №4
52

Путешествие тучки по Европе.

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Москва – столица России. Города России (2–3), расположение их на карте. Родной край – моя родина. Родной го-род (село, регион), название, достопримечательности
умение работать с источниками информации: справочниками, энциклопедиями.

Уметь показывать на карте части света, основные географические объекты на физической карте в разных частях света

Текущий

Практическая работа с.13


53

Путешествие тучки по Европе.

Урок закрепления. Урок-путешествие.

54

Азия.

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Природа и страны Азии; населяющие их народы; достижения и
умение работать с источниками информации: справочниками, энциклопедиями

умение работать в группах.


Знать особенности географического расположения Азии.

Уметь показывать на карте Азию

Текущий

Работа с картой


55

Путешествие в дальние страны (сообщения школьников)

Комбинированный урок. Урок-диалог.


достопримечательности; работа с разными видами карт

Текущий


Работа с картой
56

Путешествие в дальние страны (сообщения школьников)

Комбинированный урок. Урок-диалог.


Природа и страны Африки; населяющие их народы
Знать и уметь показывать на карте крупнейшие страны и города

Текущий


Работа с картой
57

Путешествие в дальние страны (сообщения школьников)

Проверочная работа

Животный мир Африки.


умения задавать и отвечать на вопросы, составлять рассказ по плану.

.

Уметь показывать на карте части света, основные географические объекты на физической карте в разных частях света



Текущий

Проверочная работа №11


58

Россия — наша Родина.

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Природа России, достопримечательности, символика, народы, населяющие Россию, их численность

составлять устный рассказ.

Знать русских путешественников.

Уметь использовать карту для получения новой информации

Текущий

Работа с картой


59

Россия — наша Родина.

Проверочная работа.

Урок контроля


Текущий


Проверочная работа №12
60

Экскурсия (формы земной поверхности)

Опасности, возникающие при общении с животными

умение выделять главные мысли текста.

Знать меры безопасности при общении с животными.

Текущий

Блиц-опрос


61

Экскурсия (формы земной поверхности)

62

Наша маленькая планета Земля.

Урок введения новых знаний. Урок-дискуссия.

Расширение знаний о родной планете

нахождение необходимого учебного материала, умение ориентироваться в информационных потоках окружающего

мира.


Знать о возрастающем разрушении нашей планеты человеком и способах ее спасения. Беречь богатства природы в повседневной жизни

Текущий


Устный опрос
63

Наша маленькая планета Земля.

Проверочная работа

Правила поведения в летний период; средства защиты и оказания помощи

Тематический

Проверочная работа №13


64

Урок повторения Земля и солнце

65

Урок повторения



Глобус и карта

66

Урок повторения



Части света

67

Учимся решать жизненные задачи Контрольная работа

Урок контроля

Итоговый

Контрольная работа №5
68

Итоговая комплексная работа

Урок контроля


Итоговый



Комплексная работа