страница 1
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Рабочая программа по окружающему миру (умк «Школа 2100») - страница №1/1
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Кожевниковская средняя общеобразовательная школа №2 636161, Томская область, с.Кожевниково, ул.К.Маркса 6, 83824421416, 83824421153, факс 83824423398, e-mail: Principal@ms.tusur.ru, http://kog-kgschool.edu.tomsk.ru/
Рабочая программа по окружающему миру (УМК «Школа 2100») Класс 2 учитель начальных классов Максименко Е.Г. Рабочая программа по окружающему миру составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин. Программа «Окружающий мир», 2 класс, с.238. // Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. - Изд. 2-е, испр. - М. : Баласс, 2011. - 416 с. (Образовательная система «Школа 2100»). Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно - методического комплекса): Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета Земля»). Учебник в 2 частях. Часть 1. -3-е изд.перераб.М. : Баласс, Школьный дом, 2012. - 144с., ил. (Образовательная система «Школа 2100» )Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 2 класс («Наша планета Земля»). - М. : Баласс; Школьный дом, 2012. - 80с., ил. (Образовательная система «Школа 2100» ) Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» 2 класс («Наша планета Земля»). — М. : Баласс, Школьный дом, 2012. – 48с., ил. (Образовательная система «Школа 2100» ) Программа рассчитана на 68 ч. в год (2 часа в неделю). Программой предусмотрено проведение: - проверочных работ – 13 - контрольных работ – 5 - самостоятельных работ – 8 - экскурсий – 2 - итоговая комплексная работа - 1 Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом школы в форме контрольных работ и итоговой комплексной работы Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику. Ядром рационального постижения мира всегда была система наук, изучение которой составляет основу школьных программ в основной и старшей школе как по числу предметов, так и по числу часов. Предмет «Окружающий мир» на баз-умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению : остальными предметами. Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе - осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира. Знакомство с началами наук даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания. Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации, и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета. Телевидение не ориентировано на систематическое детское образование, хотя и становится главным «окном» в окружающий мир. Поэтому, не имея возможности противостоять негативным влияниям виртуального опыта, школа должна по возможности его использовать для образовательных целей и организовать освоение виртуального мира школьниками. Поэтому роль предмета «Окружающий мир» весьма велика, и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта, в том числе и виртуального. Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру. Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Поэтому главная цель образования - «вложить знания в голову детей». Мы хотим познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочения своего опыта. Поэтому процесс обучения, по нашему глубокому убеждению, должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Решение проблемных творческих продуктивных задач -главный способ осмысления мира. В этом случае мы пользуемся традиционным для учебников «Школы 2100» принципом минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить, и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт) и составляющие сравнительно небольшую часть курса, должны усвоить все ученики. Таким образом, учебники существенно различаются по объёму того материала, который ученики могут и должны усвоить. Мы предлагаем не избегать вопросов-проблем по российской истории и современности. Эти вопросы нельзя окончательно разрешить в рамках школы вообще и тем более в 3-4-м классах. Человек, постоянно расширяя свой кругозор в течение жизни, сам приходит к решению этих проблем. Задача курса - поставить перед учениками эти вопросы, так как без них целостной картины истории не существует. При попытках решения этих проблем в начальной школе учителю следует обращать внимание детей на то, что для достижения цели требуется постоянное расширение своих знаний. Цель же историко-обществоведческой части курса окружающего мира состоит в том, чтобы ученик задумался нал проблемными вопросами и по мере становления его личности постоянно возвращался к попыткам их разрешения. Таким образом, в целом у учеников должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач. Форма Земли. Линия горизонта. Доказательства шарообразной формы Земли: расширение горизонта с поднятием в высоту, кругосветные путешествия, (лунное затмение, полёт в космос.) Практическая работа с глобусом. Глобус - модель Земли. Движение глобуса и Земли. Экватор, полюса, полушария. Меридианы и параллели. Вселенная, или космос. Планеты и звёзды - небесные тела. Звёзды - самосветящиеся небесные тела. Созвездия. Планеты светят отражённым светом. Земля - планета. Солнце - звезда. Планеты Солнечной системы. Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Луна — спутник Земли. (Солнечное затмение. Цвет воздуха.) Земное притяжение. Все предметы притягиваются друг к другу, большие массивные предметы притягивают к себе сильнее - закон всемирного тяготения. Влияние земного притяжения на нашу жизнь. (Невесомость.) Смена дня и ночи. Основной источник света на Земле - Солнце. Вращение Земли вокруг своей оси - причина смены дня и ночи. Соразмерность ритма жизни человека суткам. Режим дня. (Практическая работа с глобусом.) Смена времён года. Жизнь природы изменяется по сезонам. Высота солнца над горизонтом в разные сезоны года. Изменение угла наклона солнечных лучей в течение года. Обращение Земли вокруг Солнца -причина смены сезонов года. Ось Земли направлена на Полярную звезду. Благодаря наклону оси Земля поворачивается к Солнцу тс своим северным полушарием (лето северного полушария), то южным (зима северного полушария). (Земля сохраняет тепло солнечных лучей.) Холодные, умеренные и жаркий пояса освещённости и их расположение на Земле и относительно солнечных лучей. Полярный круг, тропик. Холодный пояс - долгая зима и короткое лето, умеренный пояс - чередование зимы и лета, жаркий пояс - «вечное лето». Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Погода и её признаки. Температура, её измерение. Термометр. Практическая работа с термометром. Облачность. Осадки: дождь, снег, град. Ветер и причина его образования. Климат - закономерно повторяющееся состояние погоды в течение года. Дневник наблюдений за погодой. Признаки хорошей и плохой погоды. Глобус - уменьшенная модель Земли. Карта полушарий. Условные обозначения к карте и глобусу. Высота и глубина на карте Земли и глобусе. Практическая работа с картой. Материк - большой участок суши, окружённый водой. Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка и Антарктида - материки. Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка и Антарктида - части света. Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий и Индийский океаны. Формы земной поверхности (7 ч) Реки - постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши. Исток, русло, устье (дельта). Левый и правый берег. Водосборный бассейн. Круговорот воды в природе. Почему вода в реке не кончается? Почему в реке так много воды? Почему реки текут не только во время дождя? Как реки и ручьи изменяют земную поверхность? Долина реки. Важнейшие реки мира и их местонахождение на карте. Горные и равнинные реки. Озёра - природные водоёмы со стоячей водой. Проточные и бессточные озёра. Крупные озёра. Самое глубокое озеро - Байкал. Каспийское море - самое большое озеро. Равнины - ровные или слабохолмистые участки суши. Равнины и низменности. Болота. Горы - поднятия земной поверхности. Природа равнин и гор. Горные породы. Полезные ископаемые. Важнейшие равнины, горы и вершины и их местонахождение на карте. Как образовались горы: подземная сила поднимает горы, а выветривание разрушает.(Как горы превращаются в равнины. Выветривание. Горы и вулканы. Вулканы и извержения. Землетрясения - результат смещения пластов Земли.) Полуострова - участки суши, выдающиеся в океан. Важнейшие полуострова и их местонахождение на карте. Острова - небольшие участки суши, отделённые морями и океанами от материков. Важнейшие острова земного шара и их местонахождение на карте. Моря - большие водоёмы с солёной водой, расположенные по краям океанов и омывающие сушу. Свойства морей: все моря соединяются друг с другом, уровень воды во всех морях одинаков, вода в морях солёная. Важнейшие моря мира И ИХ местонахождение на карте. (Обитатели морей. Коралловые рифы и населяющие их организмы.) Природные зоны - территории суши со сходными природными условиями, получающие сходное количество солнечного тепла и света и сменяющиеся в определённом порядке от полюса к экватору. Природные зоны холодного пояса. Ледяные пустыни и их обитатели. Тундра. Суровый климат: долгая полярная ночь и короткий летний день. Вечная мерзлота. Пейзаж тундр. Животный и растительный мир. Расположение тундры на земном шаре. (Красная книга.) Умеренный пояс. Леса. Смена сезонов. Вечнозелёные хвойные и лиственные деревья. Листопад и его роль в сезонном климате. Животный и растительный мир. Расположение лесов на земном шаре. (Как леса сменяют друг друга.) Степь. Сухой климат степей. Открытый пейзаж. Животный и растительный мир. Расположение на земном шаре. Пустыня. Жаркий сухой климат. Пейзаж пустынь. Животный и растительный мир. Приспособление живых организмов к засушливому климату пустынь. Расположение пустынь на земном шаре. Горы. Похолодание с подъёмом в горы: солнце нагревает не воздух, а землю. Элементарные представления о высотной поясности. Горные растения И животные. Природные катастрофы в горах. Приспособление людей к жизни в различных природных условиях. Человеческие расы. Элементарные потребности человека: пища и одежда. Собирание пищи (плоды, ягоды, грибы, коренья) и охота на диких животных - наиболее древние занятия человека. Земледелие и скотоводство. Земледелие - занятие жителей равнин и низменностей. Скотоводство - занятие жителей пустынь и гор. Города - место жительства множества людей, занятых в промышленности. Страны и населяющие их народы. Карта стран и городов - политическая карта. Крупные страны и города мира и их расположение. Азия. Самая большая часть света. Природные условия Азии. Страны и народы Азии (Япония, Китай, Индия). Азия - родина более чем половины человечества. Окружающие нас предметы и их родина. (Африка. Природные условия Африки: жаркий климат. Народы Африки: негры и арабы. Страны Африки: Египет. Пустыня Сахара. Природные зоны Африки. Окружающие нас предметы и их родина. Африканские животные. Как уберечься от солнечных лучей. Америка. Индейцы - коренные жители Америки. Умеренный и жаркий климат. Природные зоны Северной Америки. Северная Америка - вторая родина промышленности. Страны (США, Канада) и города. Окружающие нас предметы и их родина. Природные зоны Южной Америки и их обитатели. Южная Америка - родина самых мелких птиц, самых больших змей, бабочек и жуков, самого твёрдого и самого легкого дерева. Открытие Америки викингами и Колумбом. Австралия. Климат и природные зоны Австралии. Австралия - родина кенгуру и других зверей с сумкой. Антарктида - самый холодный материк на Земле. Самые низкие температуры. Ледники. Жизнь в Антарктиде существует только вдоль кромки побережья. Освоение Южного полюса. Самый большой круговорот воды. Почему в Антарктиде холоднее, чем в Арктике.) Россия. Самая большая страна в мире. Природа нашей страны. Основные реки, озёра, равнины, горы, острова, полуострова и моря России. Природные богатства нашей страны. Люди - главное богатство нашей страны. Древние мастера - гордость России. Архитектурные памятники нашей страны. Природа и достопримечательности своего края. Наша маленькая планета Земля (3 ч) Рост воздействия современного человека на природу: накопление мусора, изменение климата, создание искусственных озёр и пустынь. Необходимость охраны и бережного отношения к природе. Правила поведения в квартире, позволяющие сохранить природу. Повторение пройденного материала -4 ч. Часы по усмотрению учителя -5 ч. Учебно-тематический план
Требования к уровню достижений обучающихся К концу обучения во 2 классе учащиеся должны знать: - элементарные сведения о трех состояниях веществ; - что Земля имеет форму шара; - что горизонт — воображаемая линия; - основные стороны света; - элементарные сведения по астрономии (космос, небесные тела: планеты, звезды); - закон всемирного тяготения; - связь смены дня и ночи и времен года с вращением Земли и ее обращением вокруг Солнца; - как вести себя при грозе; - основные этапы круговорота воды в природе; - элементарные сведения о погоде; - что глобус — модель Земли; - условные обозначения глобуса и карты; - части света, материки, океаны; - характерные особенности равнин, гор, рек, озер, островов, полуостров, морей, океанов; - основные природные зоны; - географические закономерности размещения хозяйства людей; - политическую карту, крупнейшие страны и города; - части света и их основные особенности; - о возрастающем нарушении нашей планеты человеком и способах ее спасения; Учащиеся должны уметь: - использовать законы и правила для осмысления своего опыта; -пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы; -различать утро, день, вечер. Ночь; - различать времена года по основным признакам; - уметь пользоваться календарем и часами; -показывать линию горизонта; -определять стороны горизонта при помощи компаса; - описывать погоду, вести и анализировать дневник наблюдений за погодой; - определять температуру с помощью термометра; - владеть элементарными приемами чтения карты (определение суши и воды, высоты и глубины, форм земной поверхности, условных обозначений); - показывать на карте части света, материки и океаны; - умет находить и показывать на карте равнины, горы, реки, озера, моря, океаны; - показывать основные географические объекты на физической карте в разных частях света; - распознавать ландшафты основных природных зон; - перечислять порядок их расположения на планете; - находить и показывать на карте природных зон основные природные зоны; - находить и показывать на политической карте важнейшие страны и города; - беречь богатства природы в повседневной жизни; - уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле. Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений: - Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. - Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. - Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). - В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. - Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков). - Учиться планировать учебную деятельность на уроке. - Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике). - Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). - Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. - Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. - Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная « энциклопедия внутри учебника »). - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). - Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. - Слушать и понимать речь других. - Выразительно читать и пересказывать текст. - Вступать в беседу на уроке и в жизни. Средством формирования этих действий служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения. - Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. - Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков). Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир во 2-м классе является формирование следующих умений. 1-я линия развития - уметь объяснять мир: - объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ; - объяснять влияние притяжения Земли; - связывать события на земле с расположением и движение: Солнца и Земли; - наблюдать за погодой и описывать её; - уметь определять стороны света по солнцу и по компасу; - пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны; - называть основные природные зоны и их особенности. - уважительно относиться к другим народам, живущим на земле. Контроль уровня обученности обучающихся
Перечень литературы и средств обучения Для реализации цели и задач обучения русскому языку по данной программе используется УМК по русскому языку издательства «Баласс». Обучение окружающему миру обеспечивается учебниками и пособиями: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета Земля»). Учебник в 2 частях. Часть 1. -4-е изд.перераб.М. : Баласс, Школьный дом, 2012. - 144с., ил. (Образовательная система «Школа 2100» )Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 2 класс («Наша планета Земля»). –Изд. 2-е, доп.- М. : Баласс; Школьный дом, 2012. - 80с., ил. (Образовательная система «Школа 2100») Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» 2 класс («Наша планета Земля»). — М. : Баласс, Школьный дом, 2012. – 48с., ил. (Образовательная система «Школа 2100» ) К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках Окружающего мира относятся: - компьютер, мультимедийный проектор В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса «Окружающий мир». Курс «Окружающий мир» предусматривает проведение значительного числа лабораторных и практических работ, моделирующих явления природного и социального мира. Исходя из этого, второе важное требование к оснащённости образовательного процесса в начальной школе при изучении окружающего мира состоит в том, что среди средств обучения в обязательном порядке должны быть представлены приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал. Раздаточный материал для практических и лабораторных работ должен включать гербарии, семена и плоды растений, коллекции минералов и полезных ископаемых, кости, чешую рыб, перья птиц, многообразные артефакты мира культуры и т.д. Интернет – ресурсы: www.school2100.ru http://school-collection.edu.ru http://window.edu.ru www.edu.ru № п/п Дата проведения Тема, тип и форма урока Элемент содержания Требования к уровню достижений Контрольно-оценочная деятельность Средства обучения план факт метапредметные предметные форма вид 1 Как мы будем учиться Познакомить с тем , как ученики будут учиться текущий Устный опрос 2 Общие слова- понятия Урок введения новых знаний. Урок-диалог. Живая, неживая природа (различия, краткая характеристика объектов неживой и живой природы) формирование монологической речи учащихся – элементарные сведения о трех состояниях веществ; – что Земля имеет форму шара, что горизонт – воображаемая линия, основные стороны горизонта, элементарные сведения об астрономии (космос, небесные те-ла, планеты, звезды); – закон всемирного тяготения; – связь смены дня и ночи и времен года с вращением Земли, ее вращением вокруг Солнца. Уметь использовать законы и правила для осмысления текущий Устный опрос 3 Из чего состоят все предметы Урок введения новых знаний. Урок-диалог. Отличие от изделий, понимание связи неживой и живой природы. Твердые, жидкие, газообразные вещества умение рассматривать предметы окружающего мира в соответствии с предложенной целью, выделять их признаки и свойства. Текущий индивидуальный Устный опрос Самостоятельная работа текущий Проверочная работа №1 5 Природные часы. Календарь и компас. Урок введения новых знаний. Урок-диалог. Основные стороны горизонта, работа с компасом, расширение горизонта проводить наблюдения, анализировать результаты наблюдений. Устанавливать связи и отношения. текущий Устный опрос практическая работа с компасом 6 Природные часы. Календарь и компас. Урок закрепления. Урок-практикум. 7 Урок введения новых знаний. Урок-диалог. Линии горизонта, глобус – модель Земли умения использовать измерения разными способами для решения учебных и практических задач. Текущий индивидуальный № 3, 4, 5 с.15 Устный опрос 8 Глобус – модель земли Урок введения новых знаний. Урок-диалог. Земля – планета Солнечной системы; глобус задавать и отвечать на прямые вопросы, Текущий фронтальный Самостоятельная работа № 2 9 Повторение и проверочная работа Урок контроля умения использовать измерения разными способами для решения учебных и практических задач. Уметь использовать законы и правила для осмысления Текущий Урок контроля умения использовать измерения разными способами для решения учебных и практических задач. Уметь использовать законы и правила для осмысления Тематический Контрольная работа №1 11 Земля в космосе Урок введения новых знаний. Урок-диалог. Представление о звездах; затмение Объяснение причины движения планет вокруг Солнца умение составлять устный рассказ. – различать утро, день, вечер, ночь; времена года по основным признакам; – пользоваться календарем и часами; – показывать линию горизонта; – определять стороны горизонта по компасу; – описывать погоду, определять температуру с помощью термометра. текущий Упр.5, кроссворд, тест 12 Притяжение земли Урок закрепления. Урок-диалог. 13 Урок введения новых знаний. Урок-диалог. Связь смены дня и ночи с вращением Земли проводить наблюдения, опыты. Текущий индивидуальный Самостоятельная работа № 3 Урок контроля Связь смены дня и ночи с вращением Земли умения составлять устный рассказ по наблюдениям. Текущий фронтальный Проверочная работа №3 Урок введения новых знаний. Урок-диалог. Особенности времен года владеть монологической и диалогической речью. Текущий индивид Устный опрос 16 Смена времён года Урок закрепления. Урок-диалог. Солнце – источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь) умения составлять устный рассказ по наблюдениям. Текущий индивидуальный Самостоятельная работа № 4 Урок введения новых знаний. Урок-диалог. Зависимость природных условий различных участков земного шара от их расположения на планете. Погода как состояние атмосферы в определенное время в определенном месте. Температура, сила ветра, облачность, осадки. Выбор одежды для путешествия устанавливать причинно-следственные связи. – закон всемирного тяготения и его проявления; последовательность событий в течение суток; Текущий фронтальный Кроссворд с.44 Урок введения новых знаний. Урок-диалог. Текущий фронтальный Задания № 6, 7, с.49 19 Погода и климат. Урок введения новых знаний. Урок-диалог. 20 Урок контроля. -понятия воображаемая ось, земная ось; -значение вращения Земли вокруг своей воображаемой оси. Тематический Проверочная работа №4 21 Контрольная работа Урок контроля Контрольная работа №2 22 Урок введения новых знаний. Урок-диалог. Элементарные приемы чтения карты. умение выделять отдельные признаки предметов с помощью сравнения, высказывать суждения на основе сравнения. – условные обозначения на карте и глобусе; – части света, материки и океаны; – характерные особенности равнин, гор, рек, озер, островов, полуостровов, морей, океанов. Владеть элементарными приемами чтения карты (определение суши и воды, высоты и глубины, форм земной поверхности, условных обозначений). Уметь: – показывать на карте части света, материки и океаны; – находить и показывать на карте равнины, горы, реки, озера, моря, океаны. Текущий Урок закрепления. Урок-практикум. 24 Урок повторения. Урок-диалог. Материки и океаны (общее представление, расположение на глобусе и карте) Текущий Самостоятельная работа № 5 25 Повторение и проверочная работа Урок контроля Проверочная работа №5 Урок введения новых знаний. Урок-диалог. Определение на карте и глобусе суши и моря, высоты и глубины, различных географических объектов Текущий Самостоятельная работа № 6 27 Что изображают на карте. Урок развития умений и навыков. урок-путешествие. Текущий Чтение маршрутной карты 28 Материки и океаны. Урок введения новых знаний. Урок-диалог. Материки, океаны (общее представление) умение использовать готовые модели (глобус, карта) для изучения свойств и качеств предметов. Текущий кроссворд 29 Повторение и проверочная работа Урок контроля Проверочная работа №6 Урок введения новых знаний. Урок-диалог. Вода в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана умение использовать готовые модели (глобус, карта) для изучения свойств и качеств предметов. формирование монологической и диалогической речи учащихся. взаимоконтроль 31 Озера Комбинированный урок. Урок-диалог. Особенности озер (пресные, соленые, проточные, бессточные) Текущий кроссворд 32 Равнины. Урок введения новых знаний. Урок-диалог. Формы поверхности равнины, горы, холмы, овраги (узнавание в природе на рисунке, карте) Текущий взаимоконтроль 33 Горы Урок введения новых знаний. Урок-диалог. Текущий Самостоятельная работа № 7 34 Повторение и проверочная работа Урок контроля Проверочная работа №7 Комбинированный урок. Урок-диалог Особенности островов и полуостровов; нахождение их на карте Текущий Самостоятельная работа № 8 36 Проверочная работа Урок контроля Проверочная работа №8 Урок контроля Текущий Контрольная работа №3 Раздел 3. Земля - наш общий дом (11часов) 38 Урок введения новых знаний. Урок-диалог. Иметь представление о законах экосистемы умение рассматривать предметы окружающего мира, выделять их признаки и свойства. Знать понятие экосистемы. Текущий Фронтальный опрос 39 Экологические системы. Урок-диалог. Иметь представление о законах экосистемы Текущий Фронтальный опрос 40 Природная зональность Урок введения новых знаний. Урок-диалог. Природные зоны России, растительный и животный мир умения задавать и отвечать на вопросы, составлять рассказ по плану. умения замечать изменения, происходящие с объектом. умение работать в группах. природных зон на поверхности земли. – показывать по карте природные зоны; -распознавать ландшафты основных природных зон, перечислять порядок их расположения; – называть зоны холодного, умеренного, жаркого пояса, показывать их на карте; – объяснять особенности каждой зоны, ее климата, взаимную приспособленность живых организмов-членов экосистемы, их зависимость от неживых компонентов и влияние на них. Текущий Фронтальный опрос 41 Природные зоны холодного пояса Урок введения новых знаний. Урок-диалог. Особенности зон холодного пояса Текущий индивидуальный 42 Леса умеренного пояса Урок введения новых знаний. Урок-диалог. Особенности зоны лесов – тайга, смешанные, широколиственные, хвойные леса Текущий тест 43 Засушливые зоны умеренного пояса. Урок введения новых знаний. Урок-путешествие. Особенности климата степи, полупустыни, пустыни; животный мир зоны. Текущий Составление памятки 44 Путешествие в тёплые края. самостоятельная подготовка докладов Текущий тест 45 Путешествие в тёплые края. самостоятельная подготовка докладов 46 47 Урок введения новых знаний. Урок-поиск. Особенности климата, животного мира Текущий Фронтальный опрос 48 Повторение и проверочная работа Урок контроля Проверочная работа №9 49 Урок введения новых знаний. Урок-диалог. Человек-член общества. формирование монологической и диалогической речи учащихся. Иметь представление о человечестве. Текущий Беседа Люди, города и страны. Проверочная работа Влияние деятельности человека на природу Текущий Проверочная работа №10 51 Контрольная работа Урок контроля Контрольная работа №4 Урок введения новых знаний. Урок-диалог. Москва – столица России. Города России (2–3), расположение их на карте. Родной край – моя родина. Родной го-род (село, регион), название, достопримечательности Уметь показывать на карте части света, основные географические объекты на физической карте в разных частях света Текущий Практическая работа с.13 53 Путешествие тучки по Европе. Урок закрепления. Урок-путешествие. 54 Урок введения новых знаний. Урок-диалог. Природа и страны Азии; населяющие их народы; достижения и умение работать в группах. Знать особенности географического расположения Азии. Уметь показывать на карте Азию Текущий Работа с картой 55 Путешествие в дальние страны (сообщения школьников) Комбинированный урок. Урок-диалог. достопримечательности; работа с разными видами карт Текущий Работа с картой 56 Путешествие в дальние страны (сообщения школьников) Комбинированный урок. Урок-диалог. Природа и страны Африки; населяющие их народы Знать и уметь показывать на карте крупнейшие страны и города Текущий Работа с картой 57 Путешествие в дальние страны (сообщения школьников) Проверочная работа Животный мир Африки. умения задавать и отвечать на вопросы, составлять рассказ по плану. . Уметь показывать на карте части света, основные географические объекты на физической карте в разных частях света Текущий Проверочная работа №11 58 Россия — наша Родина. Урок введения новых знаний. Урок-диалог. Природа России, достопримечательности, символика, народы, населяющие Россию, их численность составлять устный рассказ. Знать русских путешественников. Уметь использовать карту для получения новой информации Текущий Работа с картой 59 Россия — наша Родина. Проверочная работа. Урок контроля Текущий Проверочная работа №12 60 Экскурсия (формы земной поверхности) Опасности, возникающие при общении с животными умение выделять главные мысли текста. Знать меры безопасности при общении с животными. Текущий Блиц-опрос 61 Экскурсия (формы земной поверхности) 62 Урок введения новых знаний. Урок-дискуссия. Расширение знаний о родной планете нахождение необходимого учебного материала, умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира. Знать о возрастающем разрушении нашей планеты человеком и способах ее спасения. Беречь богатства природы в повседневной жизни Текущий Устный опрос 63 Наша маленькая планета Земля. Проверочная работа Правила поведения в летний период; средства защиты и оказания помощи Тематический Проверочная работа №13 64 Урок повторения Земля и солнце 65 Глобус и карта 66 Части света 67 Урок контроля Итоговый Контрольная работа №5 Урок контроля Итоговый Комплексная работа |
|