Рабочая программа по музыке включает три раздела: пояснительную записку требования к уровню подготовки учащихся учебную литературу; - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный... 3 663.99kb.
Программа по физике включает три раздела: пояснительную записку; 1 118.73kb.
Примерная программа по русскому языку для базового уровня представляет... 1 154.09kb.
Приложение Календарно-тематическое планирование по геометрии 11 класс... 1 148.98kb.
Календарно-тематический план по учебной дисциплине составлен в соответствии... 1 164.58kb.
Календарно-тематический план по учебной дисциплине составлен в соответствии... 1 209.38kb.
Тематический план дисциплины 1 176.27kb.
Овчаренко Роман Константинович учебно-методический комплекс по курсу... 1 130.81kb.
Рабочая программа по математике для учащихся 5-6 классов Приложение... 1 76.81kb.
Учебно-тематический план по организации работы с отрядом юидд» Приложение... 2 800.36kb.
Рабочая программа составлена на основе 1 160.75kb.
Рабочая программа по музыке для 7 класса разработана на основе: Государственного... 2 491.73kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Рабочая программа по музыке включает три раздела: пояснительную записку требования - страница №1/1

Пояснительная записка

Данная  рабочая  образовательная  программа   по   музыке  для  7   класса  составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству с опорой на примерные  программы  основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации  программы  для общеобразовательных учреждений « Музыка . 5-8  классы », авторы В.В. Алеев, Т.И.  Науменко , Т.Н. Кичак (6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. - 90, [6] с.)


В первом полугодии  7   класса  мы вплотную подходим к темам «Музыкальный образ» и «Музыкальная драматургия». Актуализируется проблема, связанная с взаимодействием содержания и формы в музыке. Подробно разбирается и доказывается, что содержание и форма в музыке неразрывно связаны между собой, образуя некую магическую единственность художественного замысла и его воплощения. Учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б. Кабалевского. Выявляется сущность определения «форма в музыке». Тема второго полугодия «Традиция и современность в музыке» обращена к воплощению проблемы вечной связи времён. Современность трактуется в программе двояко: это и вечная актуальность высоких традиций, и новое, пришедшее вместе с 20 веком. Таким образом, представляется возможность путем сравнения установить, какие музыкальные произведения продолжают идеи высокого и вечного, а какие являют собой проявление моды или злободневных течений. За основу берутся «вечные темы» искусства – мир сказки и мифа, мир человеческих чувств, мир духовных поисков, предстающие в нерасторжимом единстве прошлого и настоящего и утверждающие тем самым их непреходящее значение для музыкального искусства.
Структура документа

Рабочая программа по музыке включает три раздела: пояснительную записку требования к уровню подготовки учащихся учебную литературу; учебно-тематический план и приложение с календарно-тематическим планированием.


Цель программы заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования

Задачи:

- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;

- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- воспитывать культуру мышления и речи.

В 7 классе в соответствии с предложенной программой раскрывается содержание в двух крупных разделах – «Музыкальный образ. Музыкальная драматургия», «Что значит современность в музыке». Тема года: «Содержание и форма в музыке». С первых уроков школьники слышат даже в самом простом произведении небольшую частичку жизни, постепенно проникаясь сознанием того, что музыка может воплощать всё, что связано с человеком: выражает его чувства, мысли, изображает характер, поступки. На уроках происходит обогащение учеников жизненным содержанием музыки, помогает осознать, в чём её сила, какая бывает музыка. В уроки включены проблемно-творческие задания, предлагается ассоциативный ряд художественных произведений, созвучный данному фрагменту (произведению).

Организация всех видов деятельности (слушание музыки, анализ музыкальных фрагментов, выполнение проблемно-творческих заданий, хоровое и сольное пение) предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.

Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен, музыки кино. Богатство идейно-художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в 7 классе, должны непрерывно возрастать. Художественный и жизненный кругозор семиклассников должны расширяться.


Содержание программы

Музыкальный образ (10 часов)

Знакомство с понятием «музыкальный образ» через звучание на уроках народных песен и танцев. Знакомство с различными музыкальными образами: образы тишины и покоя, образы войны и мира, образ подвига, драматический и лирический образ, образ борьбы и победы, романтические образы. Слушание музыки Рахманинова, Глинки, Шостаковича, Шуберта, Шопена, Бетховена. Разучивание песен Новикова, Шаинского и др.


Музыкальная драматургия (7 часов)

Формирование представлений учащихся о развитии музыкальных образов и их взаимосвязи в музыкальной драматургии. Закрепление понятия «сонатная форма», как формы, обладающей наибольшими возможностями для отражения сложных и многогранных жизненных процессов, человеческих характеров, движения чувств человека, для выражения драматических конфликтов, глубоких обобщений. Расширение понятия «программность в музыке». Слушание музыки Чайковского, увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», увертюры к опере «Руслан и Людмила», Глинки, «Венгерской рапсодии» Ф. Листа, фрагментов балета «Золушка» С. Прокофьева, полонеза М. Огиньского.

Разучивание песен А. Островского «Мальчишки и девчонки», Г. Струве «Спасибо вам, учителя», В. Мурадели «Бухенвальдский набат».

Зрительный ряд: И. Репин «М.И. Глинка в период написания оперы Руслан и Людмила», портреты композиторов


  1. О традиции в музыке. Что значит современность в музыке. Музыка «легкая» и «серьезная» (9 часов)

Уметь разграничивать понятия «мода» и «современность». Музыка современная, т.е. соответствующая духу времени. Закрепление понятия соната. Знать понятие «классика», авангард. Закрепление знаний о жанровом многообразии танцевальной музыки. Знакомство с причинами и историей возникновения джаза, направлений джаза.


  1. Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки (6 часов)

В чем сила музыки. Какой мир музыки мы открыли для себя. Слушание: Г. Свиридов «Время, вперёд», Н. Римский-Корсаков, фрагменты оперы «Снегурочка»,

Зрительный ряд: музыкальные инструменты, портреты композиторов.


  1. Обобщающий урок по теме года «Традиции в музыке» (1 час)




  1. Подведение итогов (1 час)

Учебно- тематическое планирование








Наименование темы

Всего

часов

Образовательный

продукт

1

Музыкальный образ


10

Выученные песни Новикова, Шаинского и др.

2

Музыкальная драматургия


7

Выученные песни А. Островского «Мальчишки и девчонки», Г. Струве «Спасибо вам, учителя», В. Мурадели «Бухенвальдский набат».

3

О традиции в музыке. Что значит современность в музыке.

9

Творческий портрет О. Щедрина

Слушание оперы «Нет только любовь».



4

Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки


6

Знакомство с жанром «оперетта»

Слушание фрагментов оперетты И. Дунаевского «Белая акация»



5

Обобщающий урок по теме года «Традиции в музыке»


1

Исполнение разученных в течение года песен. Сольные выступления отдельных учащихся

6

Подведение итогов

1





Учебно-методический комплект

  1.  Музыка ,  7   класс : Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И.  Науменко , В.В. Алеев. – 5-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2005г.

  2.  

  3.  Музыка ,  7   класс . Фоно хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т.И.  Науменко , В.В. Алеев. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005г.CD - дисках)

  4. Использование медиаресурсов

  • Шедевры музыки. «Кирилл и Мефодий», 2001. ООО «Уральский электронный завод».

  • Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2002.

  • Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. «Коминфо», 1999.

По итогам освоения программы 7 класса обучающиеся должны

знать/понимать:

  • главные особенности содержания и формы в музыке, осознание их органического взаимодействия;

  • понимание концептуально-содержательных особенностей сонатной формы

уметь:

  • определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражение этого умения в размышлениях о музыке;

  • находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений

  • находить взаимосвязь между художественными образами музыки, литературы и живописи;

  • аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека

  • осмысливать важнейшие категории в музыкальном искусстве


Календарно-тематическое планирование в 7 классе . Количество часов – 34, 1 час в неделю



п/п

Кол-во

часов



Тема урока

Тип урока

Элемент содержания

Умения и виды деятельности

Дата планир

коррект

Музыкальный образ (10 часов)

1/1

1

Песенно-хоровой образ России

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Разговор о летних музыкальных впечатлениях

Слушание и анализ песен в исполнении Н. Руслановой, Л. Зыкиной, песен советского кино



Умение анализировать музыкальные фрагменты, определять музыкальные средства выразительности







2/2

1

Образ покоя

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Слушание и анализ песни Новикова «Дороги».

Умение анализировать музыкальные фрагменты, определять музыкальные средства выразительности







3/3

1

Образы воспоминаний о подвигах советских людей в годы ВОВ

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Слушание и сравнительный анализ Прокофьева и Арии Сусанина из оперы «Иван Сусанин» Глинки

Умение анализировать и сравнивать музыкальные фрагменты







4/4

1

Образ войны и мира

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Слушание и сравнительный анализ Арии Кутузова из оперы «Война и мир»

Умение анализировать и сравнивать музыкальные фрагменты







5/5

1

Образ тишины

Комбинированный

Краткие рассказы о творчестве композиторов

Умение анализировать фрагменты музыки

Умение грамотно и кратко рассказать о творчестве композиторов






6/6

1

Драматический образ

Комбинированный

Слушание и анализ муз. фрагментов: Ф. Шуберт «Лесной царь»,

Развитие вокально-певческих навыков

Умение грамотно и кратко рассказать о творчестве композиторов









7/7

1

Лирический образ

Комбинированный

Слушание и анализ муз. фрагментов: «Серенада», «Шарманщик»

Развитие вокально-певческих навыков

Умение грамотно и кратко рассказать о творчестве композиторов









8/8

1

Образ страдания

Комбинированный

Слушание и анализ увертюры «Эгмонт» и сонаты №14 Бетховена


Развитие вокально-певческих навыков

Умение грамотно и кратко рассказать о творчестве композиторов









9/9

1

Образ борьбы

Комбинированный

Слушание и анализ увертюры «Эгмонт» и сонаты №14 Бетховена

Сравнение с музыкой Скрябина «Прелюдия №4» и Этюд.



Умение анализировать фрагменты музыки

Умение грамотно и кратко рассказать о творчестве композиторов









10/10

1

Образ победы

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Различие жанров фронтовых песен

Развитие вокально-певческих навыков Умение анализировать муз. Фрагменты

Умение различать жанры фронтовых песен









Музыкальная драматургия (7 часов)

11/1

1

Картина народной жизни

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Слушание и сравнительный анализ муз. фрагментов М. Равель «Болеро» и Ф. Лист «Венгерская рапсодия»


Умение анализировать и сравнивать фрагменты музыки

Умение грамотно и кратко рассказать о творчестве композиторов






12/2

1

Образ современной молодежи

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Слушание и сравнение различных танцев: полька, полонез, вальс

Умение анализировать фрагменты музыки

и составлять схему









13/3

1

Романтические образы

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Слушание и сравнение музыки Шопена вальсы №6 и 7

Определение понятия «романтизм»



Умение анализировать и сопоставлять музыку разных времён







14/4

1

Разнообразие музыкальных образов

Комбинированный

Слушание и анализ фуги a-moll Баха.

Умение анализировать и сравнивать фрагменты музыки

Умение грамотно и кратко рассказать о творчестве композиторов









15/5

1

Образ грусти.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Слушание и анализ муз. фрагментов: Ф. Шуберт «Лесной царь»,

Умение анализировать фрагменты музыки







16/6

1

Образ грусти. Разнообразие музыкальных образов

Комбинированный

Слушание и анализ муз. фрагментов: «Серенада», «Шарманщик»

Умение анализировать фрагменты музыки

и составлять схему









17/7

1

Драматургия контрастных сопоставлений

Комбинированный

Слушание «Венгерских напевов» А. Эшпая.

Умение анализировать и сравнивать фрагменты музыки

Умение грамотно и кратко рассказать о творчестве композиторов






О традиции в музыке. Что значит современность в музыке. (9 часов)

18/1

1

Жизнь музыкальных образов в одном произведении

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Слушание и сравнительный анализ музыки Римского-Корсакова симф. сюиты «Шехеразада»

Умение анализировать фрагменты музыки







19/2

1

Жизнь музыкальных образов

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Слушание и сравнительный анализ фрагмента из оперы «Садко» «Окиян – море синее»

Умение анализировать и сравнивать фрагменты музыки

Умение грамотно и кратко рассказать о творчестве композиторов









20/3

1

Жизнь музыкальных образов в одном произведении

Комбинированный

Слушание и сравнительный анализ музыки Римского-Корсакова симф. сюиты «Шехеразада» и фрагмента из оперы «Садко» «Окиян – море синее»

Умение анализировать фрагменты музыки

и составлять схему









21/4

1

Противоборство музыкальных образов в одном произведении

Комбинированный

Слушание и анализ увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» П. Чайковского


Умение анализировать фрагменты музыки







22/5

1

Контраст музыкальных образов в одном произведении

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Слушание и анализ «Сонаты для виолончели и фортепиано»

Э. Грига


Умение анализировать и сравнивать фрагменты музыки

Умение грамотно и кратко рассказать о творчестве композиторов









23/6

1

Взаимовлияние музыкальных образов в одном произведении

Комбинированный

Слушание и анализ «Сонаты для виолончели и фортепиано»

Э. Грига


Умение анализировать фрагменты музыки

и составлять схему









24/7

1

Контраст и взаимовлияние музыкальных образов в одном произведении

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Слушание и анализ «Сонаты для виолончели и фортепиано»

Э. Грига


Умение анализировать и сопоставлять музыку разных времён







25/8

1

Сонатная форма

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Краткий рассказ о творчестве композиторов

Умение анализировать и сравнивать фрагменты музыки

Умение грамотно и кратко рассказать о творчестве композиторов









26/9

1

Противостояние музыкальных образов в одном произведении

Комбинированный

Слушание и анализ увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» П. Чайковского


Умение анализировать фрагменты музыки







Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки (6 часов)

27/1

1

Интонационное единство балета

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний




Умение анализировать фрагменты музыки

и составлять схему









28/2

1

Интонационное единство оперы

Комбинированный

Слушание и просмотр фрагментов оперы А. Рыбникова «Юнона и Авось»

Умение анализировать и сравнивать фрагменты музыки

Умение грамотно и кратко рассказать о творчестве композиторов









29/3

1

Столкновение двух образов – основа драматургии

Комбинированный

Слушание и просмотр фрагментов опер А. Рыбникова «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты»

Умение анализировать фрагменты музыки




30/4

1

Жизненное содержание музыкальных произведений

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Рассказ о драматической роли развлекательной песенки Герцога из оперы «Риголетто» Д. Верди

Умение анализировать фрагменты музыки

и составлять схему









31/5

1

«А значит. Нам нужна одна Победа! ...»

Комбинированный

Слушание фрагментов симфоний №7,8 Д. Шостаковича, увертюра «Эгмонт» и соната «Аппассионата» Бетховена, сравнительный анализ

Развитие вокально-певческих навыков Умение анализировать муз. Фрагменты

Умение различать жанры фронтовых песен









32/6

1

Форма музыкальных произведений

Комбинированный

Слушание и анализ музыки И. С. Баха «токкаты и фуги ре-минор» и «Шутки». Анализ характерных особенностей двух музыкальных фрагментов


Умение анализировать фрагменты музыки и составлять схему







33

1

Обобщающий урок по теме года «Традиции в музыке»


Обобщение и закрепление

Викторина по прослушанным произведениям.

Тестирование



Умение анализировать фрагменты музыки







34

1

Подведение итогов

Урок комплексного применения ЗУН




Умение анализировать фрагменты музыки