Рабочая программа по музыке для основной школы составлена на основе: федерального компонента государственного образовательного станд - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной... 1 401.37kb.
Рабочая программа по информатике составлена на основе федерального... 1 219.16kb.
Рабочая программа учебного предмета 1 209.17kb.
Рабочая программа по математике составлена на основе федерального... 1 118.68kb.
Примерная программа по обществознанию составлена на основе федерального... 1 180.84kb.
Рабочая программа по природоведению в 5 классе г. Жердевка 2010 1 120.61kb.
Рабочая программа по истории Средних веков для 6 класса 1 219.02kb.
Рабочая программа по литературе для 8 а класса разработана на основе 1 625.3kb.
Рабочая программа по математике для 11 класса учителя математики... 3 553.61kb.
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе: -федерального... 1 75.17kb.
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе: -федерального... 1 93.38kb.
«Звездный экспресс» отправил барнаульцев в музыкальное путешествие... 1 23.93kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Рабочая программа по музыке для основной школы составлена на основе: федерального - страница №1/1

«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО Заместитель Директор МБОУ

_______Яруллина С.Г. директора по УВР «Юхмачинская СОШ»

Протокол № ____от ________Рахматуллина Л.А. ______Романов А.Н.

«____» __________2011г. «____»__________2011г. Приказ №_____от

«__» ________2011г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

МБОУ «Юхмачинская средняя общеобразовательная школа»

Алькеевского муниципального района РТ

Гимадеевой Зульфии Насыховны, учителя музыки,

6 класс

Рассмотрено на заседании



Педагогического совета

Протокол № ___ от

«____» __________2011г.

2011/2012 учебный год



Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке для основной школы составлена на основе:

- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству;

- примерной программы по музыке для основной школы;

- программы «Музыка. 5-9 классы» - Е.Д.Критской, Г. П.Сергеевой (Издательство «Просвещение», год издания: 2006)

Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:


  • становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

  • развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

  • освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

    Основные содержательные линии:

  • обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям;

  • усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке;

  • овладение способами музыкальной деятельности (умения и навыки);

  • обогащение опыта музыкально-творческой деятельности.

Задачи и направления музыкального образования и воспитания:

— приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях Искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

— развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;

— воспитание музыкальности, художественного, вкуса и потребности в общении с искусством;

— освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального (шире — художественного) образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.

      


Содержание программы. В соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта в содержании и структуре учебной программы по музыке для V-VII классов основной школы выделяются две линии: «Основы музыкальной культуры» и «Опыт музыкально-творческой деятельности».

Первая из них представлена в стандарте несколькими разделами, при изучении которых в качестве концептуального «ядра» выступают основополагающие закономерности музыки как виде искусства, а также представления о богатстве и многообразии музыкальной жизни страны. При этом изучение народного музыкального творчества осуществляется в его взаимосвязях с профессиональной композиторской русской и зарубежной музыкой от эпохи средневековья до рубежа ХХ века в контексте стилевого подхода. При обращении к отечественному и зарубежному музыкальному искусству ХХ века в центре внимания оказываются многообразие его стилевых направлений, традиции и новаторство в музыке академической направленности и современной популярной музыке.

В содержании и структуре учебной программы по музыке для VIII-IX классов основной школы также выделяются две сквозные линии: «Музыка в формировании духовной культуры личности» и «Опыт музыкально-творческой деятельности».

При выстраивании первой из них рассматриваются: специфика музыки и ее место в ряду других искусств, предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности; своеобразие раскрытия вечных для искусства духовно-нравственных тем в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений; особенности картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока. При этом сохраняется основная направленность изложения учебного материала, принятая в программе V-VII классов: раскрытие многообразных связей музыки и жизни, выявление общего и особенного в творчестве отечественных и зарубежных композиторов; изучение музыкального искусства в опоре на жанрово-стилевой подход.

      Основные методические принципы построения программы VIX классов.

Принцип увлеченности, согласно которому в основе музыкальных занятий лежит эмоциональное восприятие музыки, предполагает развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, его творческое самовыражение, активное включение в процесс художественно-образного музицирования.

Принцип триединства деятельности композитора—исполнителя—слушателя ориентирует учителя на развитие музыкального мышления школьников во всех формах общения с музыкой. Важно, чтобы в сознании учащихся восприятие музыки всегда было связано с представлением о том, кто и как ее сочинил, кто и как ее исполнил. В равной мере исполнение музыки всегда должно быть связано с ее осознанным восприятием и пониманием учащимися того, как они ее исполнили сами.

Принцип тождества и контраста, сходства и различия реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка. Этот принцип является важнейшим для развития не только музыкальной культуры учащихся, но и культуры восприятия жизни, и осознания своих жизненных впечатлений.

Принцип интонационностивыступает как ведущий принцип, регулирующий процесс развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с общедуховным. Музыкальное произведение открывается перед ребенком как процесс становления художественного смысла через разные формы воплощения музыкальных образов (литературные, зрительные, пластические и др.) с опорой на выявление жизненных связей музыки.

Принцип диалога культур предполагает знакомство учащихся с народной и профессиональной музыкой других национальностей на основе ее сопоставления и выявления общности жизненного содержания, нравственно-эстетической проблематики, различия стилей, музыкального языка, творческого почерка представителей разных эпох и культур. Диалог учащихся с композиторами (известными и безымянными), исполнителями, слушателями прошлого и настоящего заключается в поиске ответов на вечные вопросы: что есть Истина, Добро, Красота? Какова значимость музыкального классического наследия для современного подростка? Каковы его духовно-нравственные приоритеты как человека XXI в.?

В целом все принципы ориентированы на социализацию учащихся и формирование их личностно-ценностного отношения к музыкальному искусству.



Виды музыкальной деятельностина уроках разнообразны и направлены на полноценное общение школьников с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации. Одно и то же музыкальное произведение может осваиваться учащимся в процессе слушания и исполнения музыки.

В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (вокальные, ритмические, инструментальные, пластические и др.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность инетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.

Реализация данной программы предполагает использование тех методов художественной педагогики, которые нашли отражение в научно-методических исследованиях в области музыкальной педагогики (Д. Б. Кабалевского, Э. Б. Абдуллина, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличяускаса, Л. М. Предтеченской, Л. В. Школяр и др.) и получили свое реальное воплощение в практике работы учителей музыки.



Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыкипредполагает организацию такой совместной деятельности учителя и учащихся, при которой содержание произведения осваивается на разных уровнях:

а) понимание художественной значимости данного сочинения в контексте культурных ценностей эпохи, творчества конкретного композитора, особенностей восприятия современного слушателя;

б) осознание нравственной проблематики данного сочинения, ее направленности на формирование личностных установок учащихся;

в) усвоение общих (художественно-эстетических) и частных (языковых) свойств музыкального образа, отражающих степень развития позитивного отношения учащихся к эстетическим - ценностям.

Действие этого метода предполагает активное использование в учебно-воспитательном процессе таких форм общения, как диалог и коллективное обсуждение, дискуссия и др. Учитель при этом выступает как мудрый посредник между музыкой и детьми.

Метод интонационно-стилевого постижения музыкипредполагает наличие в деятельности учителя таких действий, которые стимулировали бы учащихся к выявлению интонационно-образной и жанрово-стилевой природы музыки и освоению ее как искусства временного, процессуального. Действие этого метода проявляется в намеренном соединении на уроке произведений различных эпох, национальных и индивидуальных стилей, опирается на проблемностьвопросов и организацию творческих заданий, направленных на развитие способности учащихся «схватывать» своеобразие индивидуального воплощения композиторами и исполнителями вечных тем искусства и связи, отношения между отдельными художественными явлениями.

Этому могут способствовать приемы интонационно-образного анализа музыки, которая слушается и исполняется на уроках: вокализация, пластическое интонирование музыки, ориентация на нотную запись, импровизации — сочинение интонаций, мелодий в определенном жанре и стиле.



Метод эмоциональной драматургии урокаиспользуется при разработке учителем музыки сценария урока. Драматургия урока (последовательность учебных задач, содержание и объем звучащей музыки, кульминация урока, «последействие», эмоциональный тонус) определяется в зависимости от смысловых акцентов на том или ином музыкальном сочинении, от конкретных художественных пристрастий учителя и учащихся, позитивного отношения школьников к тем или иным видам музицирования, уровня общего и музыкального развития учеников класса. Возможны разработки сценарных планов уроков, построенных по законам музыкальной формы (например, трехчастной, рондо, вариаций). В любой из выбранных учителем композиций урока важно не утратить его сугубо музыкальную направленность.

Метод концентричности организации музыкального материала рассматривается в программе с двух точек зрения. Во-первых, с точки зрения действия этого метода в организации всего музыкального материала: на разных отрезках учебных циклов (четверть, год, блоки начальной и основной школы) повторяются одни и те же произведения с разными задачами. Во-вторых, проявление метода концентричности на конкретном уроке, когда изучение нового произведения опирается на уже известные детям интонации, темы, образы. Образно говоря, это повторение можно сравнить с движением по восходящей концентрической спирали, каждый виток которой выявляет новые свойства уже знакомого детям сочинения.

Метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении)тесным образом связан с предыдущим методом музыкального обучения. «Разведывая» возможности усвоения детьми новых закономерностей музыки, учитель в процессе урока обращается к таким явлениям, понятиям, категориям музыкального искусства, которые ранее не фигурировали в жизненно-музыкальном опыте детей. Возвращение же к знакомым интонационно-образным аналогиям, «перекидывание» содержательно-смысловых арок от знакомого музыкального материала к новому расширяет музыкальный словарь учащихся, пополняет запас их жизненно-музыкальных впечатлений.

Метод создания «композиций»(в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.) направлен на варьирование в процессе музыкального обучения различных видов музыкальной деятельности. Их сочетание дает возможность не только усилить эмоциональное воздействие музыки на слушателей-школьников, но и совершенствовать навыки коллективного, ансамблевого, сольного исполнения музыки, что способствует более глубокому и эмоционально окрашенному освоению содержания музыкального искусства.

Метод художественного контекста (выхода за пределы музыки)обеспечивает целенаправленную совместную деятельность учителя и учащихся по освоению содержания учебно-методического комплекта «Музыка» для V—IX классов. Изучение конкретных музыкальных произведений в связи с художественными творениями других видов искусства (литературы, изобразительного искусства, кино, театра) позволяет учащимся более глубоко постигать содержание музыки, особенности ее языка.

Специфика урока музыки заключается в том, что при доминировании музыки «как искусства интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев) ее сюжетно-образные, жанровые, стилистические, языковые особенности определяют подходы к разработке содержания урока, в котором другие ввды искусства дополняют и расширяют представления школьников о духовном опыте человечества, помогают осознавать, вечные темы искусства и жизни. Нравственно-эстетическая, этическая проблематика концентрируется вокруг художественно-педагогической идеи — содержательного стержня урока музыки.

Учебно-тематическое планирование

по предмету искусство (музыка)

Класс 6

Учитель Гимадеева Зульфия Насыховна



Количество часов 35 часов; в неделю 1 час.

Плановых контрольных уроков __ ч.

Административных контрольных уроков ___ч.

Планирование составлено на основе «Примерной программы по музыкальному искусству. М.:Просвещение, 2006г.»

Учебник Музыка. 6 кл.: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская Учеб.для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 2006.

Дополнительная литература ________________________



VI КЛАСС (35 ч)

В программе VI класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ — живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. Интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир образов народной, религиозной, классической и современной музыки. Музыка в семье искусств.



Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 ч)

Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.

Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.

Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX века (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).

Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.



Примерный перечень музыкального материала

Красный сарафан. А. Варламов, слова Н. Цыганова. \

Гори, гори, моя звезда. П. Булахов, слова В. Чуевского.

Калитка. А. Обухов, слова А. Будищева.

Колокольчик. А. Гурилев, слова И. Макарова.

Я помню чудное мгновенье. М. Глинка, слова А. Пушкина.

Вальс-фантазия. М. Глинка.

Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.

Здесь хорошо. С. Рахманинов слова Г. Галиной.

Матушка, что во поле пыльно. Русская народная песня.

Матушка, что во поле пыльно. М. Матвеев, слова народные.

На море утушкакупалася. Русская народная свадебная песня.

Плывет лебедушка. Хор из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.

Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.

Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.

Песня венецианского гондольера (№ 6). Ф. Мендельсон.

Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.

Песни гостей. Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.

Серенада. Ф. Шуберт, слова Л. Рельштаба, перевод Н. Огарева.

Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева.

Фореллен-квинтет (4-я часть). Ф. Шуберт.

Жаворонок. М. Глинка — М. Балакирев.

Лесной царь. Ф. Шуберт, слова В. Гёте, русский текст В. Жуковского.

Огромное небо. О. Фельдман, стихи Р. Рождественского.

Шестопсалмие (знаменный распев)

Свете тихий. Гимн (киевский распев).

Да исправится молитва моя. П. Чесноков.

Не отвержи мене во время старости. Духовный концерт (фрагмент). М. Березовский.

Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (1-я часть). С. Рахманинов.

Русские народные инструментальные наигрыши. Во кузнице; Комара женить мы будем. Русские народные песни.

Во кузнице. Хор из 2-го действия оперы «В бурю». Т. Хренников.

Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

Фрески Софии Киевской (фрагменты). В. Кикта.

Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо (фрагменты). В. Гаврилин.

Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.

Веска, слова народные;

Осень, слова С. Есенина. Из вокального цикла «Времена года». В. Гаврилин.

В горнице. И. Морозов, слова Н. Рубцова.

Молитва Франсуа Виньона, Слова и музыка Б. Окуджавы.

Будь со мною (Молитва). Е. Крылатов, слова Ю. Энтина.

В минуту скорбную сию. Слова и музыка иеромонаха Романа.

Органная токката и фуга ре минор (классические и современныеинтерпретации). И.-С. Бах.

Хоралы № 2, 4. Из «Рождественской оратории». И.-С. Бах.

Stabatmater(фрагменты № 1 и № 13). Д. Перголези:

Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт.

Кармина Бурана. Мирские песнопения. Сочинение для солистов, хора, оркестра и для представления на сцене. К. Орф.

Гаудеамус. Международный студенческий гимн.

Из вагантов. Из вокального цикла «По волне моей памяти». Д. Тухманов, русский текст Л. Гинзбурга.

Россия. Д. Тухманов, слова М. Ножкина.

Глобус. М. Светлов, слова М. Львовского.

Песенка об открытой, двери. Слова и музыка Б. Окуджавы.

Нам нужна одна победа. Из художественного фильма «Белорусский вокзал». Слова и музыка Б. Окуджавы.

Как прекрасен этот мир. Д. Тухманов, слова В. Харитонова.

Я не люблю. Слова и музыка В. Высоцкого.

Милая моя (Солнышко лесное). Слова и музыка Ю. Визбора.

Диалог у новогодней елки. С. Никитин, слова Ю. Левитанского.

Атланты. Слова и музыка А. Городницкого.

Снег. Слова и музыка А. Городницкого.

Пока горит свеча. Слова и музыка А. Макаревича.

Вечер бродит. Слова и музыка А. Якушевой.

Мы свечи зажжем. С. Ведерников, слова И. Денисовой.

Сережка ольховая. Е. Крылатов, слова Е. Евтушенко.

Багульник, В. Шаинский, слова И. Морозова.

Песенка на память. М. Минков, слова П. Синявского.

Бог осушит слезы. Спиричуэл и др.

Город Нью-Йорк. Блюз и др.

Любимый мой. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст Т. Сикорской.

Любовь вошла. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, перевод С. Болотина и Т. Сикорской.

Спасибо, музыка; Старый рояль. Из художественного фильма«Мы изджаза». М. Минков, слова Д. Иванова.

Караван. Д. Эллингтон.

Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.

Острый ритм; Хлопай в такт. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина.

Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (18 ч)

Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.

Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др.

Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.).

Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.

Примерный перечень музыкального материала

Прелюдия № 24. Баллада № 1. Ф. Шопен.

Баллада о гитаре и трубе. Я. Френкель, слова Ю. Левитанского.

Ноктюрны. П. Чайковский.

Ноктюрны. Ф. Шопен.

Ноктюрн. Из Квартета № 2. А. Бородин.

Вопрос, оставшийся без ответа («Космический пейзаж). Пьеса для камерного оркестра. Ч. Айвз.

Мозаика. Пьеса для синтезатора. Э. Артемьев.

Прелюдии. М. Чюрленис.

Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель» (фрагменты). Г. Свиридов.

Побудь со мной. Н. Зубов, слова NN. .

Вот мнится тройка удалая. Русская народная песня, слова Ф. Глинки.

Времена года. Цикл концертов для оркестра и скрипки соло (фрагменты). А. Вивальди.

Итальянский концерт (фрагменты). И.-С. Бах.

Симфония № 4 (2-я часть). П. Чайковский.

Симфония №2 («Богатырская») (1-я часть). А. Бородин.

Симфония № 3 («Героическая») (4-я часть). Л. Бетховен.

Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка.

Ave, verum. B.-AМоцарт.

Моцартиана. Оркестровая сюита № 4 (3-я часть). П. Чайковский.

Эгмонт, Увертюра. Л. Бетховен.

Скорбь и радость. Канон. Л. Бетховен.

Ромео и Джульетта. Увертюра-фантазия (фрагменты). П. Чайковский.

Ромео и Джульетта. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.

Ромео и Джульетта. Музыкальные зарисовки (сюита) для большого симфонического оркестра. Д. Кабалевский. Вестсайдская история. Мюзикл (фрагменты). Л. Бернстайн.

Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк.

Орфей и Эвридика. Рок-опера. А. Журбин, слова Ю. Димитрина.

Слова любви. Из художественного фильма «Ромео и Джульетта». Н. Рота, русский текст Л. Дербенева, обработка Г. Подберезского.

Увертюра (фрагменты); Песенка о веселом ветре. Из художественного фильма «Дети капитана Гранта». И. Дунаевский.

Мгновения. Из телевизионного фильма «Семнадцать мгновений весны». М. Таривердиев, слова Р. Рождественского. Звуки музыки; Эдельвейс. Из художественного фильма-мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерсона, русский текст М. Подберезского.

Родного неба милый свет. Е. Голубева, слова В. Жуковского.

Моя звезда. А Суханов, слова И. Анненского.

Мир сверху. Слова и музыка А. Дольского.

Осенний бал. Слова и музыка Л. Марченко.

Требования к уровню подготовки учащихся VI класса

Обучение музыкальному искусству в VI классе основной школы должно обеспечить учащимся возможность:

• понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;

• иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;

• знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;

• уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная;

• владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;

• анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

• раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;

• развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);

• совершенствовать умения и навыки самообразования.

Календарно-тематическое планирование


Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 ч)





Тема урока Используемый муз.материал.

Ключевые понятия темы

Музыкальный материал

1.


Мир образов вокальной и инструментальной музыки

Образы романсов и песен старинных русских композиторов

Старинный русский романс.


Вокальная музыка. Инструментальная музыка. Романс


Романсы «Гори, гори, моя звезда», «Однозвучно гремит колокольчик»

2 .

Мир чарующих звуков. Песня-романс

Романс

Народная песня

Лирические образы.


А. Варламов «Красный сарафан»

М.Глинка, Н.Кукольник «Жаворонок»

«Горные вершины» А. Варламова и А. Рубинштейна


3

Два музыкальных посвящения

М. Глинка, «Я помню чудное мгновенье...»,




Трехчастная форма. Своеобразие почерка композитора.

М. Глинка «Я помню чудное мгновенье…»


4

Два музыкальных посвящения

Вальс - фантазия.

Портрет в музыке и живописи.

Картинная галерея



Жанры музыки. Вальс. Своеобразие почерка композитора.

М. Глинка «Вальс-фантазия»

5

«Уноси мое сердце в звенящую даль...».

Выразительность

Изобразительность

Приемы развития

Образы покоя



С. Рахманинов «Сирень», «Здесьхорошо»

6

Музыкальный образ и мастерство исполнителя

Ф. Шаляпин.



Ария. Песня. Речитатив.

Правда чувства.



Песни в исполнении Ф Шаляпина: «Песня Галицкого» А. Бородина, «Песня Варлаама» Мусоргского, «Два Гренадера» Шумана, «Блоха», «Вдоль по Питерской», «Дубинушка»

7

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов

Диалог. Народные напевы. Хор в опере.

«Матушка, что во поле пыльно» рус.нар. и Матвеева

Романс Антониды «Не о том скорблю, подруженьки»



8

Образы песен зарубежных композиторов

Искусство прекрасного пения



Бельканто

Баркарола

Серенада

Баллада


Вариации

Арии в исполнении Марии Каллас и ЭнрикоКарозо

9

Старинной песни мир

Баллада «Лесной царь»



Баллада. Вариации.

«Баркарола» Шуберт, «Лесной царь» баллада

10

Образы русской народной и духовной музыки

Народное искусство Древней Руси



Импровизация

Вариации


А капелла

Знаменный распев




Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром№1, ч 1, инструментальные наигрыши на РНИ, «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка»

11

Русская духовная музыка

Духовный концерт.



Знаменный распев, партесное пение, acapella

полифония



Знаменный распев, партесное пение.

Березовский М. «Не отвержи мене во время старости»



12

«Фрески Софии Киевской»

Арфа. Вариантность.

Живописность музыки



Кикта. Фрески Софии Киевской. Орнамент. «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого», «Борьба ряженных», «Музыкант», «Скоморохи»

13

«Перезвоны». Молитва

Песенная природа русской

музыки


Колокольность

Благовест

Трезвон


А Гаврилин «Перезвоны» «Весело на душе», «Молитва», «Вечерняя музыка». «Молитва» Б Окуджавы

14

Образы духовной музыки Западной Европы

«Небесное и земное» в музыке И.С. Баха

Полифония. Фуга. Хорал


Полифония. Фуга. Хорал. Токката

Бах. «Токката и фуга ре-минор». «Хорал»

15

Образы скорби и печали

Фортуна правит миром. «Кармина Бурана»



Кантата. Реквием

Ваганты


В. Моцарт. «Реквием. Лакримоза»

К. Орф «Кармина Бурана»



16

Авторская песня: прошлое и настоящее

Джаз



Ваганты

Спиричуэл, блюз.



«Гаудеамус»

Д. Тухманов «Из вагантов»,

Песни современных бардов

Небольшая джазовая композиция из фонотеки.




17

Обобщение тем, изученных в первом полугодии







Раздел 2

Мир образов камерной и симфонической музыки(18 часов)




Тема урока

Музыкальный материал


Ключевые понятия темы



Вечные темы искусства в жизни. Образы камерной музыки

Могучее царство Шопена



Ф. Шопен. Полонез ля мажор. Прелюдия № 7,

Этюд №12, Прелюдия № 24



Прелюдия, вальс, мазурка, полонез, этюд, прелюдия, музыкальный язык.



Инструментальная баллада

Ночной пейзаж



Ф. Шопен. Баллада №1. Этюд № 12,

А. Бородин. Ноктюрн из Квартета № 2



Баллада. Форма. Квартет. Ноктюрн.



Инструментальный концерт

Итальянский концерт



А. Вивальди. Времена года. Весна.

И. С. Бах. Итальянский концерт. 1, 2 части.



Контраст темпа. Рефрен. Эпизоды. Форма.



Космический пейзаж

Чарльз Айвз. «Космический пейзаж»

Э. Артемьев «Мозаика»



Выразительность, изобразительность, тембры.



Образы симфонической музыки

Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель»

Тройка. Вальс


Г. Свиридов. Тройка. Вальс.

Выразительность . изобразительность. Приемы развития. Вальс. Форма.



Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель»

Весна и осень. Романс. Пастораль



Г. Свиридов. Весна и осень. Романс. Пастораль.

Н. Зурабов. Побудь со мной.



Сходство. Контраст. Лад. Тембр. Романс. Диалог интонаций. Форма. Тембр. Пастораль.



Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель»

Военный марш. Венчание



Г. Свиридов. Военный марш. Венчание

Военный марш. Контраст образов. Форма. Гомофония. Полифония. Лирические образы. Драматические образы.



Симфоническое развитие музыкальных образов

В. Моцарт. Симфония № 40.

Чайковский. Моцертиана.



Контраст образов. Тембры инструментов. Динамика. Сюита. Обработка. Интерпретация. Трактовка.



Программная увертюра

Увертюра «Эгмонт»



Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт»

Программная увертюра. Разделы сонатной формы. Контраст. Конфликт.



Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П. Чайковский.

Дуэт. Лирические образы. Сонатная форма. Контраст образов.



Мир музыкально театра

Балет «Ромео и Джульетта»



С. Прокофьев. «Улица просыпается». «Танец рыцарей» , фрагменты балета «Ромео и Джульетта»

Образ-портрет. Массовые сцены. Контраст тем. Форма.



Мюзикл «Вестсайдская история»

Л. Бернстайн. Фрагменты из мюзикла.

Сходство и различие. Музыкальный язык.



«Орфей и Эвридика» Опера. Рок-опера

К. Глюк. Фрагменты оперы «Орфей и Эвридика.

А.Журбин. Фрагменты рок-оперы «Орфей и Эвридика»



Контраст образов. Ария. Хор. Флейта.

Рок-опера. Вокально-инструментальный ансамбль. Хор. Солисты.





Образы киномузыки

Ромео и Джульетта» в кино ХХ века


Музыка Н. Рота к фильму «Ромео и Джульетта»


Кино и музыка. Вокальная музыка. Инструментальная музыка.



Музыка в отечественном кино

И. Дунаевский. Увертюра к фильму «Дети капитана Гранта»

Кино и музыка. Вокальная музыка. Инструментальная музыка.



Обобщение темы «Мир образов камерной и симфонической музыки»

Исследовательский проект












Повторение темы

«Мир образов вокальной и инструментальной музыки»











Обобщение изученного за год, защита проектов.







Учебно-методический комплект

  1. Музыка. 6 кл.: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская Учеб.для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 2006.

  2. Музыка. 6 кл.: Творческая тетрадь: Пособие для общеобразоват. учеб.заведений. – М.: Просвещение, 2005.

  3. Музыка. 6 кл.: Фонохрестоматия. М.: Просвещение, 2006.