Рабочая программа по музыке для 7 класса разработана на основе: Государственного стандарта основной образовательной школы - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по музыке для основной школы составлена на основе... 1 249.72kb.
Рабочая программа по литературе для 8 а класса разработана на основе 1 625.3kb.
Программа для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной... 1 401.37kb.
Рабочая программа по музыке для 7 класса Учитель: Игнатюк Ольга Владимировна П. 1 171.19kb.
Рабочая программа по математике для 11 класса учителя математики... 3 553.61kb.
Рабочая программа по литературе 6 класс разработана на основе Примерной... 1 195.34kb.
Рабочая программа по математике составлена на основе федерального... 1 118.68kb.
Рабочая программа по истории Средних веков для 6 класса 1 219.02kb.
Рабочая программа педагога II категории Шаниязовой Юлии Ахметовны... 1 168.66kb.
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный... 1 81.32kb.
Программа по литературе для 7 класса создана на основе 2 458kb.
Основные принципы и решения 1 44.33kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Рабочая программа по музыке для 7 класса разработана на основе: Государственного - страница №1/2

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Новосуркинская основная общеобразовательная школа»

Альметьевского муниципального района Республики Татарстан

Рассмотрено Утверждено

Руководитель МО Директор школы

_________ (Айкина Е.В.) ________(Григорьева О.В)

Протокол №___от Приказ №___от

«___»________2012 г. «___»_________2012 г.

Рабочая программа учебного курса

по искусству (музыка) 7 класса

учителя изобразительного искусства

Ильдуковой Феодосии Сендимировны

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №________ от

«___»_____________ 2012 г.

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

Статус программы

Рабочая программа по музыке для 7 класса разработана на основе:

-Государственного стандарта основной образовательной школы;

Примерной программы основного общего образования по искусству ( музыке )

-образовательной программы МБОУ «Новосуркинская ООШ»

-авторской программы «Музыка 5-8 классы» , авторы В. В. Алеев, Т.Н. Науменко, Т.Н. Кичак ( 6-ое изд, стереотип. – М. Дрофа» 2008 год

- базисного учебного плана РТ

-учебного плана МБОУ «Новосуркинская ООШ» на 2012-2013 учебный год

-положение школы «О рабочей программе педагога»

- Федерального перечня учебников. Рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования

Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов. В рабочей программе учтен национально-региональный компонент, который предусматривает знакомство учащихся с творчеством татарских композиторов и составляет 10% учебного времени

Общая характеристика учебного предмета

Изучение учебного предмета «Музыка» в 7 классе направлено на закрепление опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных ранее в школе в процессе занятий музыкой. Особое значение приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Целью уроков музыки в 7 классе является освоение умения ориентироваться в разных музыкальных явлениях, событиях и жанрах, давать оценку звучащей музыки. Содержание раскрывается в учебных темах по полугодиям.

Тема первого полугодия: «Музыкальный образ».

Тема второго полугодия: «Музыкальная драматургия».

Важной линией реализации темы «Музыкальный образ» является выяснение специфики образной стороны разных музыкальных произведений, их многообразие в различных музыкальных жанрах. Тема первого полугодия раскрывается по двум направлениям:

- виды музыкального образа;

-средства музыкальной выразительности, способствующие раскрытию образной стороны музыкального произведения.

Реализация темы «Музыкальный образ» строится на выявлении многообразия музыкальных образов и способов их развития.

Тема второго полугодия: «Музыкальная драматургия» развивается по двум направлениям:

- принципы построения музыкальной драматургии;

- многообразие форм и жанров, раскрывающих данные принципы.

Реализация темы «Музыкальная драматургия» строится на выявлении взаимосвязей между музыкальными образами и на этой основе раскрытии содержательной линии музыкального произведения.

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.). Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений).и др.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

знать/понимать

• многообразие музыкальных образов и способов их развития;

• специфику музыки как вида искусства;

• значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

• возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

• основные жанры народной и профессиональной музыки;

• основные формы музыки;

• характерные черты и образцы творчества крупнейших татарских, русских и зарубежных композиторов ( С.Сайдашева, Ф.Яруллина, Н. Жиганова, Баха И.С., Моцарта В.А, Бетховена Л., Шопена Ф., Глинки М.И., Чайковского П.И., Рахманинова С.В., Стравинского И., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В.);

• виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

• имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;

уметь


• эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

• узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

• выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения): несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);

• исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях;

• выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;

• распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

• выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

• различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

• устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

• размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

• музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий;

• определение своего отношения к музыкальным явлениям действительности.



Содержание образовательной программы

№ п/п

Тема уроков

Кол-во часов

Теория и практика







План.

фак







Тема 1. Музыкальный образ

16







1

Введение в тему. Понятие образ. Музыкальный и литературный образ: сходства и различия

1




1

2

Виды музыкального образа

1




1

3

Приемы развития музыкального образа: смысловое.

1




1

4

Приемы и развития музыкального образа: мелодическое

1




1

5

Приемы развития музыкального образа : динамическое

1




1

6

Приемы музыкального образа: темповое.

1




1

7

Приемы музыкального образа: ладовое.

1




1

8

Приемы развития музыкального образа: гармоничное.

1




1

9

Музыкальный образ как представление единства о музыкальном образе как единстве.

1




1

10

Музыкальный образ как представление единства о музыкальном образе как единстве.

1




1

11

Форма музыки как средство воплощения образа

1




1

12

Форма музыки воплощение музыки

1




1

13

Переменный лад как средство воплощения

1




1

14

Творчество Д.Д. Шестаковича

1




1

15

Симфония №7 Д.Д. Шестакова

1




1

16

Обобщение темы «Музыкальный образ»

1




1




Тема 2. Музыкальная драматургия










17

Музыкальная драматургия. Развитие музыкального образа

1




1

18

Жизнь музыкальных образов в одном произведении.

1




1

19

Жизнь музыкальных образов.

1




1

20

Противоборство музыкальных образов в одном произведении.

1




1

21

Противоборство музыкальных образов в одном направлении

1




1

22

Противоборство музыкальных образов в одном направлении.

1




1

23

Контраст и взаимовлияние музыкальных образов в одном произведении

1




1

24

Контраст и взаимовлияние музыкальных образов в одном произведении.

1




1

25

Сонатная форма

1




1

26

Противоборство музыкальных образов в одном произведении

1




1

27

Драматургия- контрастный сопоставлений

1




1

28

Интонационное единство балета

1




1

29

Столкновение двух образцов- основа драматургии «Симфонии №7

1




1

30

Жизненное содержание и форма музыкальных произведений

1




1

31

А значит нам нужна одна победа!» ( урок плакат, ко дню Победы)

1




1

32

Жизненное содержание и форма музыкальных произведений

1




1

33

Жизненное содержание и форма музыкальных произведений

1




1

34

Жизнь полонеза

1




1

35

Резервное время

1




1




Итого

35




35

Список учебно- методической литературы:

1.«Музыка в школе» № №1-3, 2007г, №№1-6 – 2008г., №№1-5 – 2009 г.

2.«Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

3.Песенные сборники

4. Электронные версии. Интернет ресурсы.

5 фонохрестоматия

Календарно тематическое планирование 7 класс

П/П

ТЕМА

ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

СРОКИ
















ПЛАН.

ФАК.

ТЕМА «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ»

1.

ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ. ПОНЯТИЕ- ОБРАЗ. МУЗЫКАЛЬНЫЙ И ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБРАЗ: СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ.

Цель: формирование целостного представления учащихся о музыкальном образе, выявлять сходства и различия литературного и музыкального образа.



Обобщение летних музыкальных впечатлений детей. Повторение материала 5 класса по темам «Преобразующая сила музыки», «В чем сила музыки».

Понятие- образ. Музыкальный и литературный образ: сходства и различия. Эпический стиль как особенность творчества и музыкального стиля С.С. Прокофьева.



Слушание вальс и ария Кутузова из оперы «Война и мир»- С.С. Прокофьев.

Разучивание на усмотрение учащихся из ранее изученного репертуара.

Устный контроль

Повторить изученные темы.

5.09




2.

ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗА.

Цель: сформировать представления учащихся о видах музыкального образа.



Понятия «конкретный и неконкретный образ». Программная музыка. Миниатюра. Музыкальная баллада6 история возникновения, развития и особенности жанра. Черты сходства с одноименным литературным жанром. Творчество композитора – романтика Ф. Шуберта, чтение И. Гете «Лесной царь», М.Ю. Лермонтов «Летучий корабль»-отрывок.

Дневник музыкальных впечатлений: выписать литературную миниатюру на свое усмотрение, или придумать свое окончание баллады Гете, или сочинить свою балладу – миниатюру.



Слушание «Лесной царь» - Ф. Шуберт.

Разучивание «Вот идет по свету человек - чудак»

Рассуждения учащихся.

Хоровое исполнение.



Повторить изученные темы.

12.09




3.

ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗА: СМЫСЛОВОЕ.

Цель: формирования умения следить за развитием образа.



Понятие «смысловое развитие», «интонационное развитие» . романс: - история возникновения, развития и бытования жанра. Роль аккомпанемента в развитии музыкального образа. Мужские голоса- тенор.

Дневник музыкальных впечатлений: метод «сиквейн».



Слушание «Островок» - романс и «Весенние воды» -С. В. Рахманинова.

Разучивание «Вот идет по свету человек- чудак»

Устный опрос.

Выучить «Вот идет по свету человек – чудак»

19.09




4.

ПРИЕМЫ И РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗА: МЕЛОДИЧЕСКОЕ.

Цель: формирование представлений учащихся о развитии музыкального образа.



Понятие «мелодическое развитие», движение мелодической линии ( мелодии) как один из приемов развития образа. Виды движения: поступенное, волнообразное, скачкообразное, восходящее, нисходящее. Понятие «кульминация»

Этюд: значения слова. Сопоставление жанра «этюд» в разных искусства. Особенности творческого стиля А. Н .Скрябина. живописные этюды Левитана. Литературные примеры этюдов. Дневник музыкальных впечатлений: метод «сиквейн».



Слушание этюд ( соч.8 №12) – А. Н. Скрябин. Вальс _ Ф. Шопен.

Разучивание «Вот идет по свету человек- чудак»

Пластическое интонирование.

Дневник музыкальных впечатлений.



Повторить «Вот идет по свету человек- чудак».

29.09




5.

ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗА: ДИНАМИЧЕСКОЕ.

Цель: развитие умения следить за развитием образа на основе сопоставления средств музыкальной выразительности.




Понятия «динамическое развитие», «ритм», «болеро». Импрессионизм: особенности стиля, история возникновения. Живопись К. Моне.творчество М. Равеля. стиль композитора. Чтение стихотворения «Болеро».

Дневник музыкальных впечатлений: вклеить статью миниатюру о любом музыкальном событии.



Слушание Болеро – М. Равель.

Разучивание «Песня туристов» из оперы «А зори здесь тихие» К. Молчанов.

Анализ средств музыкальной выразительности.

Повторить приемы развития музыкального образа.

6.10




6.

ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗА: ТЕМПОВОЕ.

Цель: развитие умения следить за развитием образа на основе сопоставления средств музыкальной выразительности.



Понятие «темповое развитие», «рапсодия» , «виртуозное исполнение», «музыкальная тема».

Жанр «рапсодия»4 история возникновения и развития. Творчество Ф. Листа - композитора- пианиста. Основные характеристики музыкальных темп рапсодии №2. Понятие «единство образного содержания», вытекающее из основных тем рапсодии. Дневник музыкальных впечатлений: сочинять свою афишу- приглашение на концерт с обоснованием к прослушанному произведению.



Слушание венгерская рапсодия №2 Ф. Лист- фортепианная редакция.

Разучивание «Песня туристов» из оперы «А зори здесь тихие» К . Молчанова

Дневник музыкальных впечатлений.

Повторить приемы развития музыкального образа.

13.10




7.

ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗА: ЛАДОВОЕ.

Цель: развитие умения следить за развитием нескольких образов одновременно.



Понятие «ладовое развитие». Связь ладового развития с изменением настроения, характера музыкального образа. Понятие «музыкальная партия». Контраст тем- образов одного музыкального произведения. Творчество Л.В. Бетховена. Программность музыкального произведения, основанного на сюжете одноименной трагедии И. Гете.

Слушание «Эгмонт» -Л. Бетховен.

Разучивание «Песня туристов» из оперы «А зори здесь тихие» К. Молчанов.

Устный опрос.

Хоровое исполнение



Повторить приемы развития музыкального образа.

20.10




8.

ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗА: ГАРМОНИЧЕСКОЕ.

Цель: развитие умения сопоставлять средства музыкальной выразительности на основе звучания одного и того же произведения в разных редакциях.



Понятие «гармоническое развитие», «плотность фактуры». Изменение образа на основе сопоставления и сравнения двух редакций звучания одного и того же произведения ( фортепианно оркестровая рапсодия)

Слушание Венгерская рапсодия №2 Ф. Лист – оркестровая редакция. (ДарвашГабор)

Разучивание «Песня туристов» из оперы « А зори здесь тихие» М. Молчанов.


Устный опрос.

Хоровое исполнение.



Повторить приемы развития музыкального образа.

27.10




9.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ КАК ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЕДИНСТВА О МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗЕ КАК ЕДИНСТВЕ.

Цель: развитие целостного представления о музыкальном образе как единстве жизненного содержания и художественной формы.



Дневник музыкальных впечатлений: рассказать о своей любимой музыке.

Размышления учащихся.

Повторить приемы развития музыкального образа.

3.11




ТЕМА « МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ» - ПРОДОЛЖЕНИЕ.

10.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.

Цель: развитие целостного представления о полинтонационном характере музыкального образа.



Обобщение музыкальных впечатлений учащихся в каникулярное время. Понятие « изобразительность в музыке». Изобразительность как средство создания музыкального образа. Приемы создания изобразительных моментов в музыке: подражание звукам, отображающим явления окружающего мира, изображение разных видов движения. Связь выразительных и изобразительных интонаций. Современная музыка литовских композиторов В. Лаурушаса и Б. Дварионаса. Видеоряд: портреты композиторов, литовские народные инструменты ( духовной-скудучай, струнный- канклесы, ударный- скарбалай).

Слушание « В путь» - В. Лаурушас; «Деревянная лошадка» - Б. Дварионас.

Разучивание «Волшебную сказку расскажет зима».

Устный опрос.

Размышление о музыке.



Повторить понятие « изобразительность в искусстве».

17.11




11.

ФОРМА МУЗЫКИ КАК СРЕДСТВО ВОПЛОЩЕНИЯ ОБРАЗА.

Цель: развитие целостного представления о музыкальной форме как важном средстве создания художественного образа.



Понятие «музыкальная форма» , «вальс». История возникновения и развития жанра вальс. Черты танцевальности как стилистические особенности музыкального языка Ф. Шопена.виды музыкальных форм, исходя их опыта учащихся. Простая и сложная трехчастная музыкальная форма. Форма музыки как одно из важнейших средств содержания. Видеоряд: портрет композитора. Пластическое интонирование.

Слушание «Вальс- минутка», Вальс – Ф. Шопен.

Разучивание «Волшебную сказку расскажет зима».


Дневник музыкальных впечатлений.

Повторить «Волшебную сказку расскажет зима».

24.11




12.

ФОРМА МУЗЫКИ КАК ВОПЛОЩЕНИЯ ОБРАЗА.

Цель: развитие целостного представления о музыкальной форме как важном средстве создания художественного образа.



Понятие «Фуга» ,»полифония». Полифонический склад письма как стилистическая особенность музыкального языка И.С. Баха. Роль полифонии в раскрытии образного содержания. Понимание того. Что полифония – всегда « Беседа между личностями».

Слушание органная фуга – И.С. Бах.

Разучивание « Волшебную сказку расскажет зима».


Письменный анализ музыкального текста.

Повторить «Волшебную сказку расскажет зима».

1.12




13.

ПЕРЕМЕННЫЙ ЛАД КАК СРЕДСТВО ВОПЛОЩЕНИЯ.

Цель: развитие целостного представления о переменном ладе и его роли в создании художественного образа.



Понятие «переменный лад» .. Понимание того. творчество Я. Сибелиуса. Видеоряд: портрет композитора, путешествие во Финляндии. Понимание того, что переменный лад является ярким средством музыкальной выразительности. Переменный лад позволяет вносить оттенки различных чувств в образную характеристику музыкального произведения.

Слушание

«Грустный вальс» - Я. Сибелиус.



Размышление «Зима»

Таблица эмоциональных оттенков.

Повторить понятие «переменный лад» .

8.12




14.

ТВОРЧЕСТВО Д. Д. ШЕСТАКОВИЧА

Цель: расширить представления учащихся о симфоническом оркестре.



Понятие «симфония» . Творчество Д.Д. Шестаковича. Симфоническое творчество композитора. История создания Симфонии №7 – «Ленинградской» . видеоряд: портрет композитора, рабочий кабинет; блокадный Ленинград; афиша концерта. Образное содержание. Чтение…

Слушание симфония №7- «Эпизод нашествия» из 1 ч. –Д. Д. Шестаковича.

Разучивание «Зима»

Размышление о музыке. Хоровое исполнение.

повторить понятие «Симфония»

15.12




15.

СИМФОНИЯ №7. Д. Д. ШЕСТАКОВИЧА .


Творческие работы: кроссворд «Музыка» ; мини- сочинение «Слушая музыку Равеля» или композитора на выбор детей ; выпуск газеты «Музыкальный мир»

Творческие работы

Повторить творчество Д. Д. Шестаковича

15.12.




16.

ОБОБЩЕНИЕ ТЕМЫ ПОЛУГОДИЯ « МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ»

Цель: обобщить представления учащихся о способах и средствах развития музыкального образа; контроль усвоения знаний.



Творческие работы; кроссворд «Музыка»; мини- сочинение «Слушая музыку Равеля» или композитора на выбор детей; выпуск газеты «Музыкальный мир».

Творческие работы

Повторить

22.12






17.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ.

РАЗВИТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.



Понятие «Музыкальная драматургия». Определение характера развития музыкального образа на примере «Песня наших отцов», музыка Я. Дубравина, Сл. В. Суслова.


Устный опрос.

Повторить песню « Песня наших отцов».

19.01




18.

ЖИЗНЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ В ОДНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ.

Слушание увертюры «Руслан и Людмила». Знакомство с терминами: экспозиция, разработка, реприза. Краткое содержание либретто оперы.

Устный опрос.

Повторить термины.

26.01




19.

ЖИЗНЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ.

Взаимосвязь музыкальных образов в одном произведении.

Устный опрос.

Повторить формы музыкальных образов

2.02




20.

ЖИЗНЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ В ОДНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ.

Учащиеся осознают суть музыкальной драматургии на примере увертюры « Руслан и Людмила». Как строится увертюра. Прослушивание увертюры, работа по теме.

Устный опрос.

Повторить

9.02




21.

ПРОТИВОБОРСТВО МУЗЫКАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ В ОДНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ.

Прослушивание увертюры «Эгмонт» и разбор. Сравнение с увертюрой «Руслан и Людмила». Разучивание песни «Звезды» В Высоцкого.

Устный опрос.

Повторить песню «Звезды»

16.02




22.

ПРОТИВОБОРСТВО МУЗЫКАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ В ОДНОМ НАПРВЛЕНИИ.

Рассказ учителя о граде Китяже в опере Н. А.Римского- Корсакова. Прослушивание и беседа по симфонической картине Н.А. Римского- Корсакова «Сеча при Керженце».


Устный опрос.

Повторить песню «Звезды»

23.02




23.

КОНТРАСТ И ВЗАИМОВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ В ОДНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ.


Что такое соната. Понятие сонатная форма. Творчество норвежского композитора Э .Грига. вспомнить какими произведениями этого композитора мы уже знакомы.

Слушание «Сонаты для виолончели и фортепиано» Э. Грига с комментарием. Беседа. Продолжение работы над песней «Звезды» В. Высоцкого


Устный опрос.

Повторить песню «Звезды».

2.03




24.

КОНТРАСТ И ВЗАИМОВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ В ОДНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ.

Слушание 1 ч. «Сонаты для виолончели и фортепиано» Э. Грига. Беседа о прослушанном произведении. Исполнение песни «Звезды» В. Высоцкого.

Устный опрос.

Повторить песню «Звезды»

9.03




25.

СОНАТНАЯ ФОРМА.

Понятие «сонатная форма» на примере 1 ч. «Сонаты для виолончели и фортепиано» Э. Грига. Разделы сонатной формы: экспозиция, разработка, реприза.

Разучивание песни « Сочинение о весне» , Сл. Н. Простоворовой, муз. Я. Дубравина.

Устный опрос

Повторить песню « Сочинение о весне»

16.03




26.

ПРОТИВОБОРСТВО МУЗЫКАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ В ОДНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ.

Понятие «программное произведение». Краткое содержание увертюры. Чтение отрывка из пролога, перевод с англ. Яз. Б .Пастернака.

Слушание увертюры –фантазии «Ромео и Джульетта» П.И. Чайковского. Продолжение работы над песней «Сочинение о весне» Я. Дубравина.

Устный опрос.

Повторить понятие о программном произведении.

23.03




27

ДРАМАТУРГИЯ КОНТРАСТНЫЙСОПОСТАВЛЕНИЙ.

Происхождение слова «рапсодия»

Слушание

Ф .Лист «Рапсодия №2»(фрагменты) А .Эшпай «венгерские напевы», муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова «День Победы» -разучивание песни.



Устный опрос

Повторить песню «День Победы».

6.04






28.

ИТОНАЦИОННОЕ ЕДИНСТВО БАЛЕТА (ОПЕРЫ) .

Определяется драматургия балета «Золушка» С. С. Прокофьева. Работа над песней Д. Тухманова «День Победы».

Устный опрос.

Повторить песню «День Победы»

13.04




29.

СТОЛКНОВЕНИЕ ДВУ ОБРАЗЦОВ – ОСНОВА ДРАМАТУРГИИ «СИМФОНИИ №7»

Слушание и анализ симфонии Д. Шестаковича №7.

Устный опрос

Повторить

20.04




30.

ЖИЗНЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.

Рассказ учителя о создании песни В. Мурадели «Бухенвальский набат».

Слушание и обсуждение песни.

Исполнение песни «День Победы»



Устный опрос

Повторить песню «День Победы»

27.04




31.

«А ЗНАЧИТ НАМ НУЖНА ОДНА ПОБЕДА!.. (урок- плакат, ко дню Победы)

День победы- один из самых и могучих праздников. Звучат песни, рассказы о войне, читают стихи. Исполняются песни «Бухенвальский набат», «День Победы». Звучат симфонии Д. Шестаковича.

Устный опрос

Повторить

4.05




32.

ЖИЗНЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.

Жанр симфонии. Строение симфонии. Творчество В.А. Моцарта.

Слушание «Симфонии №40» разучивание песни «Облака»

Устный опрос

Повторить песню «Облака»

11.05




33.

ЖИЗНЕННОЕ СОДЕРЖАНИ Е И ФОРМА МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ (продолжение темы)

Повторение пройденного материала. Припоминаются фрагменты главных тем 1 и 2 части «симфонии№40»

Творческие работы.

Повторить

18.05




34.

ЖИЗНЬ ПОЛОНЕЗА (обобщение темы полугодия)

Танец- полонез. Понятие «музыкальный образ», на примере «Полонеза» М. Огинского . Обобщение темы 2 полугодия. Исполнение песен.

Творческие работы.

Повторить

25.05




35.

Резервное время










25.05




Норма оценивания знаний по музыке

Отметка `5` ставится:

если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции);

умение пользоваться ключевыми и частными знаниями;

проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.

Отметка 4 ставится:

если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание своей

жизненной позиции);

проявление музыкальных способностей и стремление их проявить;

умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.

Отметка 3 ставится:

проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание своей

жизненной позиции);

или в умение пользоваться ключевыми или частными знаниями;

или: проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.

Отметка 2 ставится: и

нет интереса, эмоционального отклика;

неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями;

нет проявления музыкальных способностей и нет стремления их проявить.

использовать приобретённые знания и умения

в практической деятельности и повседневной жизни для:

- размышления о музыке, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

- певческогомузицирования на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

- самостоятельного знакомства с музыкальной культуры и оценки их эстетической значимости;

- определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Новосуркинская основная общеобразовательная школа»

Альметьевского муниципального района Республики Татарстан

Рассмотрено Утверждено

Руководитель МО Директор школы

_________ (Айкина Е.В.) ________(Григорьева О.В)

Протокол №___от Приказ №___от

«___»________2012 г. «___»_________2012 г.

Рабочая программа учебного курса

по искусству (музыка) 5 класса

учителя изобразительного искусства

Ильдуковой Феодосии Сендимировны

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №________ от

«___»_____________ 2012 г.

2012-2013 учебный год



Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по музыке для 5 класса разработана на основе:

-Государственного стандарта основной образовательной школы;

Примерной программы основного общего образования по искусству ( музыке )

-образовательной программы МБОУ «Новосуркинская ООШ»

-авторской программы «Музыка 5-8 классы» . авторы В. В. Алеев, Т.Н. Науменко, Т.Н. Кичак ( 6-ое изд, стереотип. – М. Дрофа» 2008 год

- базисного учебного плана РТ

-учебного плана МБОУ «Новосуркинская ООШ» на 2012-2013 учебный год

-положение школы «О рабочей программе педагога»

- Федерального перечня учебников. Рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования



Общая характеристика учебного предмета

В 5 классе в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по теме «Музыка и другие виды искусства», которая раскрывается в двух крупных разделах – «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство». Тематическое построение предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи (песня, романс, хоровая музыка, опера, балет, музыкальный портрет, пейзаж). Данная тема предусматривает изучение музыки «в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим». Кроме того, она призвана научить наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы одного явления в другом и тем самым подтверждать их глубинную взаимосвязь.

Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:

- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод интонационно-стилевого постижения музыки;

- метод художественного контекста;

- метод создания «композиций»;

- метод междисциплинарных взаимодействий;

- метод проблемного обучения.

При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I – слушание музыки, II – выполнение проблемно-творческих заданий, III – хоровое пение. Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.

Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой.

Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Цель программы:

• формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи:


* научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

* научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;

* развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;

* воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

* воспитывать культуру мышления и речи

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

Знать:

* содержание пройденных произведений искусства, их названия, авторов;



* знать, что разные виды искусства существуют совершенно самостоятельно и независимо друг от друга;

* знать, что разные виды искусства по-разному отзываются на одно событие. Иметь представление о том, что каждое из искусств помогает глубже понять другое;

* знать художественные особенности музыкального импрессионизма, а также имена композиторов - К. Дебюсси и М. Равеля;

Уметь


* находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством;

* выражать знания, полученные в 5 классе, в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;

* определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;

* распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений;

* творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении;

* участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации);

Использовать приобретённые знания и уменияв практической деятельности и повседневной жизни для:

* размышления о музыке, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

* певческогомузицирования на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

* самостоятельного знакомства с музыкальной культуры и оценки их эстетической значимости;



* определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

Содержание образовательной программы

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Теория и практика







план

фак




ТЕМА 1. Чтобы стало музыкой , если бы литературы

9




9

1

Искусство в нашей жизни

1




1

2

Что я знаю о песне

1




1

3

Как сложили песню

1




1

4

Песни без слов

1




1

5

Другая жизнь песни

1




1

6

Жанр кантаты

1




1

7

Опера

1




1

8

Балет

1




1

9

Превращение песен в симфонические мелодии

1




1




ТЕМА 2. Что стало бы литературой, если бы не было музыки

7




7

10

Музыка- главный герой сказки.

1




1

11

Почему сказки и песни о силе музыки есть у всех народов мира?

1




1

12

Музыка- главный герой басни.

1




1

13

Чудо музыки в повестях К. Паустовского

1




1

14

Я отдал молодежи жизнь, работу, талант» ( Э. Григ

1




1

15

Музыка в жизни героев А. Гайдара

1




1

16

Музыка в кинофильмах

1




1

17

Можем ли мы увидеть музыку?

1




1

18

Музыка передает движение

1




1

19

Богатырские образы в искусстве

1




1

20

Героические образы искусства

1




1

21

Музыкальный портрет

1




1

22

Музыкальный портрет

1




1

23

Музыкальный портрет

1




1

24

Музыкальный портрет

1




1

25

Картины природы в музыке 1

1




1

26

Картины природы в музык е







1




ТЕМА 4. Можем ли мы услышать живопись

9




1

27

Можем ли мы услышать музыку?

1




1

28

Музыкальные краски

1




1

29

Музыкальная живопись и живописная музыка

1




1

30

Музыкальная живопись и живописная музыка

1




1

31

Настроение картины и музыки

1




1

32

Многогранность и музыкальный колорит музыкальной картины

1




1

33

Вечная тема в искусстве

1




1

34

Взаимосвязь музыки и литературы

1




1

35

Резервное время

1




1
следующая страница >>