Рабочая программа по курсу «Информатика в играх и задачах» для 2, 3, 4 - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по внеурочной деятельности имеет познавательную... 1 125.66kb.
Организация внеурочной деятельности Внеурочная деятельность в 1-3... 1 8.95kb.
Программа «Управление образованием» 1 56.75kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Информатика и информационные... 2 841.59kb.
Рабочая программа для студентов направления 230700. 62 «Прикладная... 1 337.28kb.
Рабочая программа для студентов направления 230700. 68 «Прикладная... 1 350.13kb.
Рабочая программа для студентов направления 230700. 62 «Прикладная... 3 484.9kb.
Рабочая программа для студентов направления 230700. 68 «Прикладная... 1 324.77kb.
Программа рассчитана на 280 ч (4ч в неделю) 3 431.59kb.
Рабочая учебная программа базового курса «Информатика» 1 503.5kb.
Рабочая программа по учебной дисциплине Управление инвестициями 2 677.57kb.
Решение проблемы континуума (принцип непрерывности). М. А. Гайсин 1 46.22kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Рабочая программа по курсу «Информатика в играх и задачах» для 2, 3, 4 - страница №1/1


Муниципальное казённое оздоровительное образовательное учреждение

санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении

«Санаторная школа-интернат № 5»

Согласовано

На заседании МО

Протокол №____

от «___» ____________2012г

Руководитель МО ____________

Утверждено:

Директор школы - интерната №5

_________________С. Ф. Аврова


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по курсу «Информатика в играх и задачах»

для 2, 3, 4 классов

Составитель:



Хоба Анастасия Андреевна

учитель первой квалификационной категории

Ленинск-Кузнецкий, 2012 г
Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Баласс, 2010).

Данный курс является пропедевтическим курсом и рассчитан на изучение учащимися 2, 3, 4 классов в течение 102 часов (в том числе во II классе - 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю, в III классе - 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю и в IV классе - 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ.

Данный курс предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества

В курсе выделяются следующие разделы:


  • описание объектов – атрибуты, структуры, классы;

  • описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;

  • описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;

  • применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного.

Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.

Главная цель данного курса информатики и ИКТ – развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.



Задачи курса:

1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:

• применение формальной логики при решении задач – построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если–то», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то...»);

• алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

• системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

• объектно-ориентированный подход – акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»);

2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими

3) создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей ( поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

В предмете «Информатика» на этапе начального обучения в Образовательной системе «Школа 2100» предусмотрены два отдельных компонента: логико-алгоритмический и технологический.

Логико-алгоритмический компонент информатики направлен прежде всего на развитие универсальных логических действий (познавательные УУД). Основная цель уроков логико-алгоритмического компонента информатики в начальной школе  научить детей применять при выполнении заданий приёмы и методы из областей, относимых к информатике, с опорой на выделение и описание объектов, их признаков и составных частей в виде схем и таблиц, отношений между объектами в виде схем, действий объектов (или действий над объектами) в виде алгоритмов, логики рассуждений в виде схем логического вывода. Кроме того, изучение алгоритмов как планов действий, приводящих к заданной цели, включающее способы описания алгоритмов, описание действий, наступающих при выполнении некоторых условий, описание повторяющихся действий, поиск ошибок и исправление алгоритмов, вносит вклад в регулятивные универсальные учебные действия: составление планов действий и их выполнение. Принципиальная позиция в курсе логико-алгоритмического компонента информатики – любой аргументированный ответ считается правильным (следствие принципа множественности моделей) – приводит учащихся к необходимости аргументировать свои ответы, внося тем самым вклад в формирование коммуникативных универсальных учебных действий.

Технологический компонент информатики («Информатика и ИКТ») нацелен на достижение метапредметных результатов обучения, связанных с использованием средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, включая поиск, сбор, обработку, анализ, организацию, передачу и интерпретацию информации. Нацеленность технологического компонента информатики на применение средств ИКТ в качестве инструмента в учёбе и повседневной жизни, а также завершение изучения отдельных модулей курса созданием творческих работ (мини-проектов) позволяет формировать у учащихся такие регулятивные универсальные учебные действия, как постановка цели при выполнении итоговых проектных работ, планирование действий, ориентация на конечный результат, сравнение результата с замыслом.
Содержание курса

предмета «Информатика и ИКТ»

2 класс
Учебно - тематическое планирование




Тема.

Количество

часов по теме



Количество

контрольных работ



1

План действия и его описание

11

1

2

Отличительные признаки и составные части предметов

11

1

3.

Логические рассуждения

12

1


1. План действий и его описание (11 ч).

Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий. Знакомство со способами записи алгоритмов. Знакомство с ветвлениями в алгоритмах.



2. Отличительные признаки и составные части предметов (11 ч).

Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Составные части предметов.



3. Логические рассуждения (12 ч).

Истинность и ложность высказывания. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Вложенные множества. Построение отрицания высказываний.




Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате обучения учащиеся будут уметь:



  • предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;

  • выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;

  • разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по разным признакам;

  • находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;

  • приводить примеры последовательности действий в быту, сказках;

  • точно выполнять действия под диктовку учителя;

  • отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.


Содержание курса

предмета «Информатика и ИКТ»

3 класс
Учебно - тематическое планирование



Тема

Количество

часов по теме



Количество

контрольных работ



1

Алгоритмы

8

1

2

Группы (классы) объектов

9

1

3.

Логические рассуждения

10

1

4.

Применение моделей (схем) для решения задач

7

1


1. Алгоритмы (8 часов).

Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.



2. Группы (классы) объектов (9 часов).

Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.



3. Логические рассуждения (10 часов).

Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.



4. Применение моделей (схем) для решения задач (7 часов).

Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.



Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:



  • находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);

  • называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;

  • понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;

  • выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;

  • изображать графы;

  • выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;

  • находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.

Содержание курса

предмета «Информатика и ИКТ»

4 класс

Учебно - тематическое планирование



Тема

Количество

часов по теме



Количество

контрольных работ



1

Алгоритмы

8

1

2

Объекты

7

1

3.

Логические рассуждения

10

1

4.

Применение моделей (схем) для решения задач

9

1


1. Алгоритмы (8 часов).

Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение указанное число раз; до выполнения заданного условия; для перечисленных параметров.



2. Объекты (7 часов).

Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема (дерево) состава. Адреса объектов. Адреса компонентов составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонентов. Относительные адреса в составных объектах.



3. Логические рассуждения (10 часов).

Связь операций над множествами и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если …, то …». Цепочки правил вывода. Простейшие графы «и – или».



4. Применение моделей (схем) для решения задач (9 часов).

Приёмы фантазирования (приём «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приёмов фантазирования к материалам разделов 1–3.



Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:



  • определять составные части предметов, а также, в свою очередь, состав этих составных частей и т.д.;

  • описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);

  • заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса; в каждой клетке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов;

  • выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями, с параметрами, обратные заданному;

  • изображать множества с разным взаимным расположением;

  • записывать выводы в виде правил «если – то»;

  • по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если – то».

Утверждено:

Директор школы - интерната №5

_________________С. Ф. Аврова

подпись

Календарно-тематический план

Хоба Анастасии Андреевны



учителя информатики на 2011/2012 учебный год
План составлен согласно авторской программы Горячева А.В.«Информатика и ИКТ» для обучающихся 2-4 классов общеобразовательных учреждений (2007).


Предмет



Класс



Всего кол-во часов



Кол-во часов в неделю



Количество

Автор учебника, год издания













контрольных работ

зачетов

тестовых заданий

лабораторных, практических работ

демонстрация




Информатика и ИКТ

2

34

1

3

-

-

-

-

Горячев А.В., 2010

Информатика и ИКТ

3

34

1

4

-

-

-

-

Горячев А.В., 2010

Информатика и ИКТ

4

34

1

4

-

-

-

-

Горячев А.В., 2010





Календарное планирование

2 класс



п/п

Название темы

Кол-во

часов

дата



Вводное занятие. Техника безопасности и правила поведения в кабинете. Признаки предметов.








Признаки предметов








Описание предметов








Состав предметов








Действия предметов








Симметрия








Координатная сетка








Контрольная работа № 1 «План действия и его описание»








Анализ контрольной работы. Заключительное повторение.








Действия предметов








Обратные действия








Последовательность событий








Алгоритм








Ветвление








Контрольная работа № 2 «Отличительные признаки и составные части предметов»








Анализ контрольной работы








Множество. Элементы множества.








Способы задания множеств.








Сравнение множеств.








Равенство множеств.








Отображение множеств








Кодирование








Вложенность (включение) множеств








Пересечение множеств.








Объединение множеств.








Повторение.








Понятие «истина», «ложь»








Отрицание








Логическая операция «и», «или»








Графы, деревья.








Комбинаторика








Контрольная работа № 4 «Логические рассуждения»








Анализ контрольной работы








Повторение.








Календарное планирование

3 класс



п/п

Название темы

Кол-во

часов

дата



Введение. Алгоритм.








Схема алгоритма.








Ветвление в алгоритме.








Цикл в алгоритме.








Алгоритмы с ветвлениями и циклами.








Подготовка к контрольной работе.








Контрольная работа №1 «Алгоритмы».








Работа над ошибками. Решение трудных задач.








Состав и действия объектов.








Группа объектов. Общее название.








Общие свойства объектов группы.








Особенные свойства объектов группы.








Единичное имя объекта.








Отличительные признаки.








Подготовка к контрольной работе.








Контрольная работа № 2 «Группы объектов».








Работа над ошибками. Решение занимательных задач.








Множество. Число элементов множества.








Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств.








Пересечение и объединение множеств.








Истинность высказывания. Отрицание.








Истинность высказываний со словами «И», «Или».








Граф. Вершины и ребра.








Граф с направленными ребрами.








Подготовка к контрольной работе.








Контрольная работа №3 «Логические рассуждения».








Работа над ошибками. Решение трудных задач.








Аналогия.








Закономерность.








Аналогичная закономерность.








Решение задач на тему «Такое же или похожее правило».








Контрольная работа №4 «Применение моделей для решения задач».








Работа над ошибками. Выигрышная стратегия.








Нахождение выигрышной стратегии.








Календарное планирование

4 класс



п/п

Название темы

Кол-во

часов

дата



Ветвление в построчной записи алгоритма.








Ветвление








Цикл в построчной записи алгоритма.








Алгоритм с параметрами.








Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма.








Подготовка к контрольной работе.








Контрольная работа №1 «Алгоритмы».








Работа над ошибками. Составление нелинейных алгоритмов.








Описание общих свойств и отличительных признаков группы объектов.








Схема состава объекта. Адрес составной части.








Массив объектов на схеме состава.








Признаки и действия составных частей объекта.








Подготовка к контрольной работе.








Контрольная работа №2 «Состав объекта».








Работа над ошибками. Решение трудных задач.








Множество. Подмножество. Пересечение множеств.








Истинность высказываний со словами «не», «и», «или».








Описание отношений между объектами с помощью графов.








Пути в графах.








Высказывания и подграфы.








Правило «Если – то».








Схема рассуждений.








Построение графов. Подготовка к контрольной работе.








Контрольная работа №3 «Графы».








Работа над ошибками. Решение задач с помощью графов.








Составные части объектов. Объекты с необычным составом.








Действия объектов. Объекты с необычным составом и действиями.








Признаки объектов. Объекты с необычными признаками и действиями.








Объекты, выполняющие обратные действия.








Алгоритм обратного действия.








Подготовка к контрольной работе.








Контрольная работа №4 «Применение моделей для решения задач».








Работа над ошибками.








Повторение.







Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
При выполнении письменной контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:


  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):


Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.


Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;


Отметка «2» ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.


График контрольных работ

2 класс


п/п

Вид и тема работы

Календарные сроки

планируемые

фактические

1

Контрольная работа № 1 «План действия и его описание»







2

Контрольная работа № 2 «Отличительные признаки и составные части предметов»







3

Контрольная работа № 3 «Логические рассуждения»








3 класс


п/п

Вид и тема работы

Календарные сроки







планируемые

фактические

1

Контрольная работа № 1 «Алгоритмы»







2

Контрольная работа № 2 «Группы объектов»







3

Контрольная работа № 3 «Логические рассуждения»







4

Контрольная работа № 4 «Применение моделей для решения задач »








4 класс


п/п

Вид и тема работы

Календарные сроки







планируемые

фактические

1

Контрольная работа №1 «Алгоритмы».







2

Контрольная работа № 2 «Состав объекта»







3

Контрольная работа № 3 «Графы»







4

Контрольная работа № 4 «Применение моделей для решения задач»







Источники информации и средства обучения.
I. Учебно-методический комплект
2 класс

  1. Информатика в играх и задачах. 2 класс. Учебник в 2-х частях, часть 1. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2010. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»);

  2. Информатика в играх и задачах. 2 класс. Учебник в 2-х частях, часть 2. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2010. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).


3 класс

  1. Информатика в играх и задачах. 3 класс. Учебник в 2-х частях, часть 1. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2010. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»);

  2. Информатика в играх и задачах. 3 класс. Учебник в 2-х частях, часть 2. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2010. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).


4 класс

  1. Информатика в играх и задачах. 4 класс. Учебник в 2-х частях, часть 1. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2010. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»);

  2. Информатика в играх и задачах. 4 класс. Учебник в 2-х частях, часть 2. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2010. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).


II. Литература для учителя.

  1. Информатика в играх и задачах. 2 класс. Учебник в 2-х частях, часть 1. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2010. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»);

  2. Информатика в играх и задачах. 2 класс. Учебник в 2-х частях, часть 2. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2010. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

  3. Информатика в играх и задачах. 3 класс. Учебник в 2-х частях, часть 1. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2010. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»);

  4. Информатика в играх и задачах. 3 класс. Учебник в 2-х частях, часть 2. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2010. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

  5. Информатика в играх и задачах. 4 класс. Учебник в 2-х частях, часть 1. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2010. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»);

  6. Информатика в играх и задачах. 4 класс. Учебник в 2-х частях, часть 2. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2010. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

  7. Информатика в играх и задачах. 2 класс: Методические рекомендации для учителя. / Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. – М. : Баллас, 2006. – 144 с.;

  8. Информатика в играх и задачах. 3 класс: Методические рекомендации для учителя. / Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. – М. : Баллас, 2006. – 144 с.;

  9. Информатика в играх и задачах. 4 класс: Методические рекомендации для учителя. / Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. – М. : Баллас, 2006. – 144 с.


III. Технические средства обучения.

  1. Компьютер

  2. Проектор

  3. Принтер

  4. Устройства вывода звуковой информации (колонки) для озвучивания всего класса

  5. Сканер