Рабочая программа по курсу «Этносоциология» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по курсу «Психопатология» 1 64.81kb.
Рабочая программа дисциплины Этносоциология Направление подготовки... 1 116.09kb.
Наименование дисциплины: Этносоциология 1 58.47kb.
Рабочая программа по курсу «Общая физика» 1 14.58kb.
Рабочая программа по курсу «Прикладная механика» 2 462.4kb.
Рабочая программа по курсу «Информатика в играх и задачах» для 2... 1 228.66kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Информатика и информационные... 2 841.59kb.
Рабочая программа по учебному курсу биологии для 11 класса 1 223.34kb.
Российская федерация министерство сельского хозяйства 1 386.81kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Этносоциология (код... 3 723.18kb.
Рабочая программа по курсу «Объектно-ориентированное программирование»... 1 58.66kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Этносоциология (код... 3 723.18kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Рабочая программа по курсу «Этносоциология» - страница №1/1

П Р О Г Р А М М А Д И С Ц И П Л И Н Ы

ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ



по направлению 040200.62 социология

Форма обучения: очная


Уровень подготовки: бакалавр
Курс (семестр): IV (VIII)

Рабочая программа по курсу «Этносоциология»

1. Цели и задачи освоения дисциплины

Целями изучения дисциплины «Этносоциология» являются получение обучающимися теоретических знаний об этнических и социальных явлениях, практических умений и навыков социального познания этнических и межнациональных процессов.


Задачи дисциплины:

- Познакомить студентов с особенностями этнонациональных проблем российского и мирового сообщества;

- дать студентам представление о классических и современных этносоциологических теориях;

- познакомить студентов с крупнейшими представителями этносоциологической мысли, основными направлениями и школами в этносоциологии,

- сформировать представления об основных направлениях и проблемах этносоциологических

исследований (влияние этнических особенностей на социальную стратификацию общества, анализ воздействие этнокультурных различий на социальные процессы и явления, причины и

характер национальных движений, национализма и этнических конфликтов);

- представить основные теоретические концепции этничности, знание различных подходов в трактовке этничности, её значимости в контексте функционирования полиэтнических государств.




Результат обучения

Компетенция

Образовательная технология

Вид задания

Способность к восприятию,

обобщению, анализу

информации, постановке

цели и выбору путей её

достижения:
Знать: методологические подходы,

применяемые в этносоциологии, современные

теории этноса и этничности, социально-

психологические теории межэтнических

отношений и этничности;
Уметь применять методологические модели

изучения семейно-брачных отношений,

культуры, социального и политического

развития народов, этнического сознания в

конкретных исследовательских ситуациях.
Владеть навыками формулирования

проблемных ситуаций и разработки

программы социологического исследования

этнических процессов в современном

обществе.


ОК-1


С

КР 1-5, К 1-5

Осознание социальной

значимости своей будущей

профессии, обладание

высокой мотивацией к

выполнению

профессиональной

деятельности:

Знать гуманистические и просветительские

возможности этносоциологии в профилактике

и разрешении этноконфликтных ситуаций,

развитии межэтнического сознания,

толерантности и диалога культур;

Уметь профессионально и ответственно

формулировать обобщающие выводы

исследования и рекомендации по решению

проблем в межэтнических отношениях, уважая

национальное достоинство разных народов;

Владеть навыками межличностной и

межкультурной коммуникации, основанными

на уважении к историческому наследию и

культурным традициям.


ОК – 8

С1-

КР 1-5, К 1-5

Умение использовать

социологические методы

исследования для изучения

актуальных социальных

проблем, для

идентификации

потребностей и интересов

социальных групп.

Знать: Типы и особенности

этносоциологического исследования.

Уметь применять социологические методы

сбора информации с учётом их особенностей в теоретическом и прикладном исследовании

этносоциальных процессов, приёмы

построения выборки и отбора источников.

Владеть способностью практического

применения фундаментальных

социологических знаний в идентификации

интересов этнических групп.



ПК-5

С1-

КР 1-5, К 1-5

Способность участвовать в

разработке основанных на

профессиональных

социологических знаниях

предложений и

рекомендаций по решению

социальных проблем, в разработке механизмов

согласования интересов

социальных групп и

общностей.


Знать о социальной обусловленности

этнических процессов, социальной значимости

культурных различий и их проявлении в

социально-экономической, политической,

культурной жизни.

Уметь анализировать проблемы

взаимодействия народов и выявлять роль

этнических факторов в создании толерантного

или конфликтного климата в обществе.

Владеть умениями толерантного восприятия и социально-философского анализа социальных и культурных различий; умением строить модели согласования интересов этнических групп в полиэтничном обществе.



ПК -6

С1-

КР 1-5, К 1-5

Способность анализировать

современные социальные

процессы в контексте теории

цивилизаций и проблемы

«Восток - Запад»

Знать: типы этнокультурных систем,

содержание проблемы «Восток - Запад»,

содержание процесса социальной

модернизации.

Уметь: анализировать процессы

самоопределения человека в этнокультурных

системах, этнические аспекты миграционного

поведения в современном обществе.

Владеть принципами и категориальным

аппаратом цивилизационного анализа;

умениями толерантного восприятия и

социально-философского анализа социальных

и культурных различий.



СК -7

С1-

КР 1-5, К 1-5

4. Содержание и структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет зачетных единиц часов, из них часов аудиторной нагрузки.

Таблица 1

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

8

Общая трудоемкость дисциплины

139




Аудиторные занятия

63




Лекции

32

36

Практические занятия (ПЗ)

-

-

Семинары (С)

31

27

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

Самостоятельная работа

76

-

Курсовой проект (работа)

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

Реферат (эссе)

-

-

Контрольная работа

-

-

Вид итогового контроля

экзамен

экзамен

Таблица 2



Структура преподавания дисциплины

п/п



Раздел

дисциплины



Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Лекции

Семинары.


Лабораторные работы

Самостоятельная раб студ.



Этносоциология: предмет и метод

8

1















Основные понятия этносоциологии

8

2















Основные теоретические парадигмы и подходы к этнонациональной проблематике в социологической теории.

8

3















Возникновение и становление этносоциологии: идейные истоки и основные школы.

8

4















Русская этносоциологическая мысль XIX – н. XX вв.

8

5















Отечественная этносоциология в советский период

8

6















Российская этносоциология на современном этапе.

8

7















Этнонациональная стратификация.

8

8















Этнические и национальные меньшинства.

8

9















Промежуточная аттестация

8

10















Этническая и национальная идентичность.

8

11















Этноцентризм и национализм как социальные технологии и фобии.

8

12















Межэтническая толерантность.

8

13













14

Этносоциологические проблемы семейно-брачных отношений.

8

14













15

Социальная адаптация в иноэтнической среде.

8

15













16

Поведенческие стратегии в межэтнических коммуникациях.

8

16













17

Этнонациональный конфликт. Этнонациональные проблемы в РФ.

8

17















Курсовой проект (курсовая работа)

Примерные темы курсовых работ.

1.Примордиализм как основная социологическая модель понимания «этноса».


2.Культурный примордиализм (Фихте, Гердер). Противоречивость понятия «историко-эволюционный» примордиализм.

3. Понятие эволюции в социологии. Прогрессистско-эволюционистская школа (Спенсер, Конт, Парсонс). Критика эволюционизма в работах П. Сорокина.


4. Социокультурная теория этноса.
5. Культурно-исторические типы, культуры и цивилизации (Данилевский, Шпенглер, Широкогоров, Мюльман, Турнвальд, Тойнби).
6. Теория «культурных кругов».
7. Теория «наложения» (Ueberlaegerung) Гумплович, Ратцель, Оппенгеймер, фон Рюстов.
8.Биологический максимализм (Гобино, Чемберлен, Гюнтер) – расовый биодетерминизм.
9.Этносы в простых (примитивных) и сложных (комплексных) обществах.
10.Теория равенства этносов в структурной антропологии (Леви-Стросс).
11.Этнофеноменология.
12.Этносы наряду и внутри комплексных (высокодифференцированных обществ). Этносы и Lebenswelt (Гуссерль).
13.Этнос и понятие «другого».
14.Этнос и стереотипы. Автостереотип и гетеростереотип (Г. Солдатова).
15. Влияние этноидентификацию на социальную идентификацию (коллективную идентичность).
16.Типологизация этносов.
17.Языковые группы (ностратика). Культурные круги. Дифференциальные методики (просты и сложные этнические сообщества).
18.Конструктивизм. Первоначальный обзор темы.
19.Нация как симулякр этноса.

20.Национализм как политическое явление.


21. Постмодернистские интерпретации этничности и этнических общностей (Бурдье, Геллнер, Гидденс, Хобсбаум, Вивьорка).

5. Образовательные технологии

Перечень обязательных видов работы студента:

  • посещение лекционных занятий;

  • ответы на теоретические вопросы на семинаре;

  • выполнение контрольных работ;

  • выполнение домашних работ:

  • коллоквиумы по отдельным темам;

  • курсовые работы;

  • участие в студенческой научной конференции;



Тематика семинарских занятий




Тема семинарского задания

Неделя

С 1-2

Предмет и метод этносоциологии как науки

1-2

С 3-4

Теоретические вопросы этничности

3-4

С 5-6

Социальная обусловленность функционирования

этнических общностей



5-6

С6-7

Самоопределение человека в различных типах

этнокультурных систем.



7-8

С8-9

Социальная культура этнических общностей

9-10

С9-10

Этносоциальные проблемы производственной деятельности и социальной мобильности.

11-12

С11-12

Межэтнические отношения и конфликты.

13-14

С13-14

Этносоциология семейно-брачных отношений

и языковой жизни.




15-16


6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Для текущей аттестации студентов выполняется по 5 письменных контрольных работ по основным разделам (модулям) дисциплины и 5 коллоквиумов.
Контрольные работы



Тема работы

неделя

КР 1

Проблемы этничности в контексте глобализации и построения информационного общества.

7

КР 2

Основные теоретические парадигмы и подходы к проблематике этнонациональной проблематике в социологической теории.

11

КР 3

Социально-структурные факторы этносоциальной стратификации.

13

КР 4

Понятие и сущность этносоциального конфликта. Конфли

14

КР 5

Этнонациональные проблемы в РФ.

16


Коллоквиумы



Тема

неделя




К 1

Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в Российской Федерации. М., 1997.


8

К 2

Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991.


15



Вопросы к экзамену:

  1. Предмет и метод этносоциологии.

  2. Структура, задачи, функции этносоциологии.

  3. Основные понятия этносоциологии.

  4. Социоисторические концепции этничности.

  5. Расово-биологические трактовки этноса и нации.

  6. Конструктивизм в этносоциологии.

  7. Инструментализм в этносоциологии.

  8. Национальный вопрос в работах П.А.Сорокина.

  9. Народность и культурно-исторические типы.

  10. Национальный вопрос в классово-детерминистской парадигме.

  11. Теория этноса в советской этносоциологии.

  12. Этнонациональная стратификация, ее социально-структурные и психологические факторы.

  13. Этнонациональная стратификация в дооктябрьской России.

  14. Амбивалентность понятий этническое и национальное меньшинство.

  15. Классификация этнонациональных меньшинств.

  16. Классификация этнонациональных меньшинств в России.

  17. Сущность и формы социокультурной адаптации.

  18. Аккультурация, геноцид, ассимиляция, интеграция как модели этнонациональной политики.

  19. Основные стратегии поведения в межэтнических коммуникациях.

  20. Типы этнонациональной идентичности.

  21. Этноцентризм и национализм как социальные фобии.

  22. Основные факторы, формирующие межэтническую толерантность.

  23. Межэтнические семейно-брачные отношения.

  24. Этнонациональные конфликты: причины и типология.

  25. Структурно-функционалистский подход в трактовке причин межэтнических конфликтов.

  26. «Цивилизационная концепция конфликтов (С.Хантингтон).

  27. Религиозно-конфессиональный фактор в этнонациональных конфликтах.

  28. Основные модели этнонациональных конфликтов.

  29. Концепция «управления» конфликтами.

  30. Роль геополитических факторов в этнонациональных конфликтах.

  31. Структура и характер многоэтничности в России.

  32. Основные зоны межэтнических напряженностей в России.

  33. Этнокультурный и этноконфессиональный экстремизм.

  34. Источники и типология этносепаратизма.

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
7.1. Основная литература

1.Садохин, А.П. Этнология: Учебник. 2-е изд., переработанное и доп. /А.П. Садохин –М.: Гардарики, 2005. – 287 с.

2. Арутюнян, Ю.В., Дробижева, Л.М., Сусоколов, А.А. Этносоциология / Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов. - М.: Аспект Пресс, 1999.-271 с.

7.2 Дополнительная

Абдулатипов Р. Россия на пороге ХХI века. Состояние и перспективы федеративного устройства. М., 1996.

Алексахина Н.А. Национально-языковая ситуация в РФ // Этнополитический вестн. России. 1995. №6.

Арутюнов С.А. Этничность – объективная реальность // Этнографические обозрение. 1995. №5.

Арутюнов С.А. Малочисленные народы России // Этнополитический вестн. России. 1995. №4.

Бабаков В.Г. Кризисные этносы. М., 1993.

Барт Р. Война языков // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989.

Бороноев А.О. Основы этнической психологии. СПб., 1991.

Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

Бубер М. Два образа веры. М., 1999.

В движении добровольном и вынужденном: постсоветские миграции в Евразии / Под ред. А.Р. Вяткина. М., 1999.

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Вебер М. Город. Избранное. Образ общества. М., 1994.

Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Римскому. М., 1991.

Дробижева Л.М., Аклаев А.Р. и др. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М., 1996.

Зубов А.А. Проблема термина «раса» и расовых классификаций в современной физической антропологии // Этнографическое обозрение. 1996. №1.

Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М., 1997.

Илларионова Т. Этническая группа. М., 1994.

Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.

Кара-Мурза А. Как возможна Россия. М., 1999.

Козлов В.И. Национализм и этнический нигилизм // Свободная мысль. 1996. №6.

Кокшаров Н.В. Культура и этничность. СПб., 1998.

Корнеев К.Л. Национальные отношения. Их место и роль. Элиста. 1999.

Крюков М.В. Еще раз об исторических типах этнических общностей // Советская этнография. 1986. № 5.

Куриков В.М. Стратегия выживания северных этносов. Екатеринбург, 1999.

Кцоева Г.У. Эмпирический опыт исследования этнических стереотипов // Психологический журнал. 1986. № 2.

Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. М., 1993.

Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс- культурную психологию. М., 1999.

Мнацаканян М.О. Этносоциология: нации, национальная психология и межнациональные конфликты. М., 1998.

Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах. М., 1999.

Миграционная ситуация в странах СНГ // Под. ред. Ж.А. Зайончковской. М., 1999.

Михайлов В.А. Принцип «воронки» или механизм развертывания межэтнического конфликта // Социологические исследования. 1993. № 5.

Перин Р.Л. Психология национализма. СПб., 1999.

Перепелкин Л.С., Соколовский С.В. Этносоциология. Новосибирск, 1995.

Поляновский В.С. Историческая память в этническом самосознании // Социологические исследования. 1999. № 1.

Пути решения национального вопроса в современной России. М., 1999.

Разделит ли Россия участь Союза ССР? / Рук. авт. колл. Э.Л. Баграмов. М., 1993.

Россия и ее соседи: соотношение национальных интересов внутри СНГ. М., 1999.

Россия: центр и регионы. Вып. 3. М., 1999.

Россия – Чечня. М., 1998.

Российская цивилизация. М., 1998.

Русские. Этносоциологические очерки / Отв. ред. Ю.В. Арутюнян. М., 1992.

Русские / Отв. ред. В.А. Александров. М., 1999.

Семенов Ю.И. Общество, этнос, нация // Этнополитический вестн. России. 1995. №4.

Сикевич З.В. Национальное самосознание русских. М., 1996.

Скворцов Н.Г. Этничность: социологическая перспектива // Социологические исследования. 1999. №1.

Солдатова Г.У. Межэтническое общение, когнитивная структура этнического самосознания // Познание и общение. М., 1988.

Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1991.

Старовойтова Г.В. Этническая группа в современном городе. Л., 1987.

Татунц С.А. Уроки М.М. Ковалевского и Российский Кавказ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2001. №2.

Татунц С.А. Этносоциология: Учеб. пособие. М., 1999.

Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества / Отв. ред. З.Т. Голенкова. М., 1996.

Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в Российской Федерации. М., 1997.

Фомичев П.Н. Социологические теории национализма. М., 1991.

Хаким Рафаель. Сумерки империи. Казань, 1993.

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Политические исследования. 1994. №1.

Эбзеев Б.С., Карапетян Л.М. Российский федерализм: равноправие и ассиметрия конституционного статуса субъектов // Государство и право. 1995. №3.

Этническая мобилизация и межэтническая интеграция / Сост. и отв. ред. М.Н. Губогло. М., 1999.



8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Технические и электронные средства обучения, иллюстрированные материалы

материалы презентаций лекций.


Материально-техническое обеспечение дисциплины

компьютер, проектор, экран.