Рабочая программа по дисциплине опд. В. 02 Гештальт психология (индекс) (наименование) специальность 030301. 65 Психология - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации Специальность №030301. 65 Психология 1 117.09kb.
Программа промежуточного государственного контроля 1 30.59kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Элективный курс: Перинатальная... 1 301.79kb.
Программа дисциплины Юридическая психология для специальности 030301. 1 320.22kb.
Рабочая учебная программа наименование дисциплины психология специальность... 3 435.83kb.
Рабочая программа дисциплины психология труда, инженерная психология... 2 609.17kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине ротельство как социально-психологический... 3 542.29kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф., Дс. Р. Социология... 2 663.58kb.
Учебный курс «Социальная психология» 3 929.64kb.
Программа кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 01 – общая... 1 321.31kb.
Рабочая программа дисциплины зоопсихология и сравнительная психология... 2 757.33kb.
Применение принципов, концепций и методов Гештальта при лечении пациентов... 1 232.09kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Рабочая программа по дисциплине опд. В. 02 Гештальт психология (индекс) (наименование) - страница №1/1



ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА
frame1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ



ОПД.В.02 Гештальт психология

(индекс) (наименование)


СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

030301.65 Психология

(шифр) (наименование)
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ Психология управления (менеджмента), предпринимательства

(шифр) (наименование)


ПРОЕКТ/ Гуманитарные технологии в управлении и бизнесе

КАФЕДРА

Психология

(код) (наименование)





ПЛАНОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ










Очная форма

Заочная форма

Заочная сокращенная.

Всего часов на освоение учебного материала

(по ГОС/по Учебному плану)



136

136

136

Часов аудиторных занятий всего

34

18

8

Часов лекций с разбивкой по семестрам

20

6

6

Часов практических занятий

с разбивкой по семестрам



14

12

2

Часов самостоятельной работы

102

118

128

Число контрольных работ

с разбивкой по семестрам












Число курсовых работ










Число зачётов с разбивкой по семестрам (сем.)

1 (7)

1(10)

1(7)

Число экзаменов с разбивкой по семестрам










Число кредитов

4

4

4

Число модулей

2







АВТОР


Рабочей

программы Пищик Влада Игоревна – кандидат психологических наук, доцент

(Ф.И.О., учёная степень, звание, должность)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВАНИИ:


  1. Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования _17 марта 2000 г.

(дата утверждения)

  1. Типовой программы _________________________________________________

(дата утверждения)

  1. Учебного плана ___________________________2 июня 2010 г._.______________________________

(дата утверждения)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБСУЖДАЛАСЬ И СОГЛАСОВАНА КАФЕДРОЙ:



Психологии

(наименование) (подпись зав. каф.) (Ф.И.О.)

Протокол заседания кафедры №____10___________ от _______30 июня 2010 г.__________________________________

УМС:__Образовательного проекта «Гуманитарные технологии в управлении и бизнесе»__

(наименование) (подпись председателя УМС) (Ф.И.О.)

Протокол УМС №______4_________ от _________________17 мая 2010_г._ _________________________________





  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель: формирование основ консультативного и психотерапевтического опыта психолога в области гештальт-подхода.

Ззадачи:

  1. Освоение студентами основных теоретических положений гештальт-психологии

  2. Развитие способности студентов к видению психологической реальности с позиций гештальт-подхода.

  3. Формирование психологической позиции в выборе технологии работы с респондентом.

  4. Развитие способности студентов к профессиональному общению с респондентом в рамках психотерапевтической парадигмы.

  5. Развитие способности к организации самостоятельной психотерапевтической деятельности.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Знания: научной парадигмы гештальт-подхода, гештальт-техник, видов прерывания контакта, пути восстановления целостности организма.
Умения: владение приемами ведения психотерапевтической беседы; различать виды прерывания контакта; владение некоторыми гештальт-техниками; умение пользоваться справочной литературой.

  1. Умение выделить психологические проблемные зоны организации.

  2. Умение построить цикл-контакта отдельного специалиста.


Овладеть компетенциями:

Методическая компетентность



  • Владение технологиями

А) гештальт-диагностики, развития персонала организации,

В) диагностики коллектива организации.

Г) диагностики проблемных зон организации


  • Методами и техниками исследования группы, личности, организационного поведения

Социальная компетентность

  • Предполагает социальную зрелость личности психолога-практика,

  • Наличие навыков эффективного взаимодействия с другими людьми,

  • Разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов,

  • Воздействия и оказание влияния:

3. АУДИТОРНАЯ РАБОТА


п/п


Темы лекций и семинарских занятий

Краткое содержание лекций

Количество

часов


1

2

3

4

3.1 Темы лекционных занятий




Тема 1 Основы гештальт-психологии


Зарождение собственно гештальт-психологии. Германия 1910 г. – экспериментальная группа: М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка, изучающая восприятие. Открытие целостного фи-феномена.

Открытие Д. Катцем свойства образа - константность. Изучение Е. Рубиным феномена "фигуры и фона". Келер (1920) показывает значение "инсайта". К. Левин (1933) изучает "поле" поведения, группу как динамическое целое



1/2/2



Тема 2 Формирование гештальт-терапии




1951 г. – официальное рождение гештальт-терапии, основатель Ф. Перлз. 1952 г. - Перлз, Гудмэн, Фромм преподают гештальт-терапию в Нью-Йорке и Кливленде. 1964 г. - в Изалене открывается Гештальт-центр. Гештальт-терапия выдвигает на первый план осознание того, что происходит в настоящий момент на разных уровнях – телесном, эмоциональном, интел­лектуальном.

1/2/2




Тема 3 Интеграция гештальт-терапии с психоанализем, феноменологией, гуманистической психологией, экзистенциальной психологией, восточной философией

Место гештальт-терапии среди других психотерапевтических подходов.

Гештальт-терапия - терапевтическая ветвь экзистенциализма. Основные положения экзистенциализма, принятые гештальт-подходом: конкретное переживание важнее абстрактных принципов; экзистенциальным является пони­мание человеком самого себя, которое служит существованию; своеобразие каждой человеческой экзистенции; ответственность, присущая человеку, созидающему собственную экзистенцию, обретаяющему свободу (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр). Гештальт-психология принимает феноменологический метод исследования (Ф. Брентано, Э. Гуссерль). Феномены сознания достойны быть рассмотрены сами по себе в их непосредственной интуитивной данности.




2/2/2



Тема 4. Основные понятия гештальт-терапии



Природа человека - саморегулирующаяся сила, заключающаяся в экологиче­ской мудрости. Организм - это поле - "организм - среда" (М. Бубер: "Я и Ты в Мы"). Приспособление 2организма к среде будет творческим, если открыто но­вое решение, создана новая конфигурация из наличных элементов. Психология должна изучать все феномены контакта, которые связывают организм и среду. Возможно войти в контакт здесь и теперь, только с тем, что образует фигуру, что отделяется от фона. Фигура есть гештальт. Выделив фигуру, человек может осознать свой опыт, восстановить непрерыв­ность сознания. Осознавание отличается от рефлексии. Фон жизни состоит: из прошлого опыта, незаконченных дел, актуального опыта. Личность полна противоречий, крайностей, необходимо интегрировать полярности личности через осознавание их.

2




Тема 5 Теория SELF


1951 г. - П. Гудман - первый теоретик гештальта - ввел понятия “self». Self – все те послания, которые человек делает миру, функционирует в трех режимах: как "id", как "ego" и как "personality". «Id» - отражение потребностей человека на уровне тела. «Personality” – весь жизненный опыт человека. “Ego” находиться в постоянном выборе между потребностями и желаниями. Это условная модель человека. Она несколько отличается от модели З. Фрейда (Суперэго, эго, ид). Возможные нарушения на данных уровнях и терапевтические модели воздействия.



2



Тема 6 Понятие цикл-контакта




Здоровый организм настроен на то, что он осуществляет последовательное построение и разрушение гештальтов. Контакт происходит на границе, где сохранятся разделение, а возникшее объединение не нарушает целостность личности.

Способ описания self в его динамическом проявлении - цикл контакта орга­низма. Цикл контакта включает: предконтакт, контактирование, финальный контакт, постконтакт. Основные фазы цикл-контакта в представлениях Н. Са­лате, П. Гудмэн, С. Гингера, М. Катцева и Д. Зинггера. Нарушение функции self. Нарушение функции personality - представление опыта в фантазии. Нарушение функции id - потеря ощущений тела. Нарушение функции ego: слияние, интроекция, проекция, ретрофлексия.



2




Тема 7. Рабочая модель гештальт-терапевта.


Когда терапевт обнаруживает в человеке формы прерывания контакта, то это и есть поле деятельности терапевта. "Терапия" и "исцеление" - слова, связан­ные не с понятием болезни, а с понятием служения, осознавания. Терапевт -это не тот, кто обладает властью. Терапевт, практикующий в гештальт-подходе, сопровождает клиента, который несет ответственность за себя, за свой опыт.

"Клиент" – человек, находящийся под защитой всесильного покровителя. Клиент-партнер - человек, который сотрудничает с терапевтом, поддерживает беседу или устанавливает отношения.

Терапевт-гештальтист готов исследовать симптом с клиентом, переживая их совместное проживание, оставаясь в отношениях симпатии. Терапевтические интервенции стремятся преобразовать не внешнюю ситуа­цию, а личный опыт клиента.


2




Тема 8 Гештальт-терапия супружеских пар, семьи.


Гештальт-терапия - терапия контакта. Пентаграмма Гингера, включающая:

рациональное измерение, физическое измерение, социальное измерение, духовное измерение. Терапия - поиск прерывания контакта и ресурсов в данных измререниях.

Гештальт-терапия прочно вошла в жизнь людей. Гештальт-терапия в оказании помощи семьям. Семья - живущий организм с различными уровнями проявлений. В семье каждый делит ответственность за происходящее с другими. Гештальт-терапия помогает осознать членам семьи их вклады в общую жизнь (материальные, эмоциональные, потребностные, духовные). Проблемы: детей и стариков, братьев и сестер, подростков, молодых семей. Опыт работы с молодыми мамами.


2




Тема 9 Гештальт-терапия детей

Трудности в работе с детьми. Гештальт-терапия проблем детей (Оклендер). Особенности детской терапии. Методы, используемые в работе с детьми: рисуночные, игровые, телесные упражнения, разыгрывание сцен. Особенности сопротивления детей, процесс терапии, завершение. Проблемы, с которыми сталкивается терапевт, работая со:

Страхом, агрессией, одиночеством, соматикой, застенчивостью, аутизмом и ДР.




2



Тема 10 Гештальт-терапия психосоматических проблем





Природа соматики с позиций гештальт-подхода. Природа психосоматики. Соматическое чувство «Я» и его нарушения. Возникновение соматического «Я» в рамках отношений матери и ребенка, супругов, сослуживцев и т. д. Психосоматическое симптоматическое поведение человека как выражение бессознательного нарушения контакта со средой. Возможные методы гештальт-исследования психосоматических проявлений. Методы работы с психосоматикой.


2




Тема 11 Гештальт-подход в работе с организациями


Гештальт-терапевт в помощь образовательной системе. Построение терапевтом отношений с учителями. Своеобразие проведения групповой работы с педагогами. Осознание педагогами своей индивидуальности, слияние личной и профессиональной сфер жизни учителей. Проекции учителем своих представлений на жизнь класса. Конфликты педагогов с учениками. Самый хороший, самый плохой школьник. Телесные самовыражения педагогов. Какой гештальт не может завершить педагог?

Гештальт-терапевт в среде бизнеса (Д. Грожана). Структурные и межличностные проблемы, ведущие к конфликтам на предприятии. Организация - живой организм. Каждая фирма выстраивает свою границу - контакт между собой и обществом.



2




Итого лекционных занятий

20/6/6




3.2 Темы семинарских занятий







Тема 1. Развитие психотерапевтической наблюдательности


Цель: введение в гештальт-терапию. Студенты в микрогруппах делятся своими проблемами и вычленяют формы прерывания контакта с партнером. Проводиться рефлексия случаев. Проводиться демонстрационная сессия.


2/2/2




Тема 2. Представления о психологической сессии


Цель: формирование у студентов представлений о рамках проведения и организации терапевтической сессии. Демонстрация сессии. С разбором полного цикл-контакта. Работа в тройках по анализу цикл-контакта.


2/2



Тема 3 Техники гештальт-подхода





Цель: Знакомство студентов с техниками гештальт-терапии, обоснование выбора техники, демонстрация применения. Рассматриваются следующие техники:

Горячий стул; Рисуночные техники; Работа с образами; Монодрама; Элементы психодрамы.



2/2




Тема 4 Границы "Я".


Цель: освоение метода сознавания себя на нескольких уровнях – Я и мои ощущения, Я и мои представления, Я и мое восприятие.

Формы проведения: индивидуальные упражнения и задания.


2/2




Тема 5 История гештальт-терапии

  1. Становление гештальт подхода 20-е годы ХХ века.

  2. Творческий путь Ф. Перлса.

  3. Современные школы гшештальт-терапии (отечественные и зарубежные).

2/2




Тема 6. Групповая гештальт-терапия.


Цель: освоение навыков групповой психотерапевтической работы.

Форма проведения: Групповой тренинг.

2/2




Тема 7.Супервизия.

  1. Мини-лекция: история вопроса.

  2. 2. Структура и формы супервизиии.

  3. 3. Позиции и работа участников.

2






Итого семинарских занятий


14/12/2






Итого аудиторных занятий


34/18/8



4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА



Темы и разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку

Количество

часов


Форма

контроля


1

2

ОФ



ЗС

4

1

Работа со словарем. Составить словарь основных рабочих терминов гештальт-терапевта.

10

10

10

РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА,

ЗАЧЕТ


2

Сделать аннотацию на одну из статей из периодической печати о проблемах гештальт-терапии

5

5

5

3

Провести самостоятельную гештальт-сессию и представить ее на DVD или флешке.

12

28

28

4

Составить перечень упражнений в рамках одной из гештальт-техник.

10

10

10

5

Описать клиентский случай, выявив формы прерывания контакта.

10

10

10

6

Подготовить сообщение на одну из предложенных тем.

5

5

5

7

Составить тренинг на любую тему в рамках гештальт-терапии.

10

10

10

8

Работа с этическим кодексом гештальт-пихолога

10

10

10

9

Гештальт подход в работе с организациями

20

20

30

10

Заключение договора с клиентом. Вопросы ответственности.

10

10

10







Итого:


102

118

128







Итого по курсу:

136


5.ТЕМЫ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ


п/п


Наименование тем



  1. 1. Основы гештальт-терапии.

  2. Теоретические положения гештальт-психологии.

  3. Биография и творческая деятельность Ф.Перлза.

  4. Истоки гештальт-терапии в психоанализе.

  5. Истоки гештальт-терапии в феноменологии.

  6. Истоки гештальт-терапии в экзистенциализме.

  7. Связь гештальт-терапии с телесной терапией, психосинтезом, психодрамой, поведенческой терапией.

  8. Основные открытия гештальт-психологов, определившие ее теоретические положения.

  9. Оновные концептуальные положения гештальт-подхода.

  10. Понимание в гештальт-подходе связи организма и среды

  11. Творческое приспособление в гештальт-подходе.

  12. Процесс сознавания.

  13. Сопротивление, как оно проявляется с позиции гештальт-подхода? Сравните с теорией Фрейда.

  14. Зрелость и взрослость в гештальт-подходе, в традиционной психологии.

  15. Что обозначает - гештальт-терапия - терапия контакта?

  16. Понятие контакта в гештальт-психологии и в социальной психологии общения.

  17. Изложите основные понятия теории Self.

  18. Формы прерывания контакта и каковы терапевтические техники его восстановления.

  19. Фазы цикла-контакта с позиции различных гештальт-терапевтов.

  20. Основные техники гештальт-терапии.

  21. Терапевтическая ситуация в гештальт-терапии.

  22. Перенос и контрперенос.

  23. Позиции гештальт- терапевта в контакте с клиентом.

  24. Виды терапевтических эффектов.

  25. Работа с проблемами страхов, тревожности.

  26. Работа с проблемами агрессии и застенчивости.

  27. Основные концептуальные подходы к семейному консультированию в гештальт-подходе.

  28. Трудности введения детей в терапию.

  29. Проблемы одиночества и вины.

  30. Трудности в работе с подростками.





6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
6. 1. Основная литература



п/п




Перечень литературы


1

Перлз Ф.. Гудмэн П., Хефферлен Р. Опыты психологии самопознания. М., 1993.




2

Робин Ж.-М. Гештальт-терапия. М., Эйдос, 1996




3

Энрайт Дж. Гештальт, ведущий к просвещению. СПб., 1992




4

Наранхо К. Гештальт-терапия. Воронеж, 1995




5

Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия. М., Класс, 1999




6

Харин С. С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт. Минск, 1998




7

Гингер С., Гингер А. Гештальт-терапия контакта. СПб, 1999




8

Перлз Ф. Гештальт-семинары. Гештальт-терапия до-словно. М., 1998






6.2. Дополнительная литература




п/п






Перечень литературы





1

Ярошевский М. Г. История психологии. М. Мысль 1985




2

Ялом И. Д. Экзистенциальная психотерапия. М., Класс. 1999




3

Рудестам К. Групповая психотерапия. -СПб.: Питер Ком. 1998




4

Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. М., 1992




5

Бубер М. Я и ты. М.. 1993




6

Гештальттерапия. Теория и практика. М.ЭКСМО-ПРЕСС, 2000




7

Э. Невис Организационное консультирование. СПб. Изд. Пирожково. 2002.




8

Джойс Ф., Силлс Ш. Гештальт терапия шаг за шагом: навыки в гештальт-терапии. М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2010.




9







10






7. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ



п/п


Перечень программ

1

2

1

Электронный УМК – диск F./ Учебно-методические материалы

2




3