Рабочая программа по дисциплине «Новая история Казахстана» специальность 050114 «История» форма обучения дневная, заочная - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая учебная программа по дисциплине Новая история Казахстана... 1 42.98kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине социология специальность... 1 408.29kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине бухгалтерский учет внешнеэкономической... 3 877.75kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине ротельство как социально-психологический... 3 542.29kb.
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... 1 169.78kb.
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... 1 300.03kb.
Рабочая программа Направление 030600 История Квалификация (степень) 1 226.11kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины археология специальность... 3 871.23kb.
Рабочая программа Направление 030600 «История» Квалификация (степень) 1 162.1kb.
Перечень вопросов к экзамену по дисциплине «Фармакология», специальность... 1 72.72kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине социология специальность... 1 408.1kb.
Литература. Арин О. Азиатско-тихоокеанский регион: мифы, иллюзии... 1 319.31kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Рабочая программа по дисциплине «Новая история Казахстана» специальность 050114 «История» - страница №1/4

ОГЛАВЛЕНИЕ

Типовая учебная программа………………………………………………….
Рабочая программа…………………………………………………………...
Силлабус………………………………………………………………………
Разработка лекционных занятий…………………………………………….
Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя…...
Самостоятельная работа студентов………………………………………….
Материалы по контролю и оценке учебных достижений студента……….
Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины № …………..







Костанайский государственный педагогический институт
Кафедра истории Казахстана

«Утверждено» «Рекомендовано»

Научно - методическим Советом факультета

советом института истории и искусств

протокол № 1 от 29 сентября 2009 г. протокол № 1 от 15 сентября 2009 г.

проректор по УМР__________ Декан факультета, проф.______

доцент Куанышбаев С.Б. Рубинштейн Е.Б.


Рабочая программа по дисциплине

«Новая история Казахстана»
специальность 050114 «История»
форма обучения - дневная, заочная

количество кредитов 3 (135 часов)







очная

очная со­кращенная

заочная

заочная со­кращенная

ускорен­ная

всего кредитов

всего аудиторных часов

лекций

семинарских



СРСП

СРС


экзамен

3

45

30



15

45

45



6 семестр













Итого:

135












Костанай, 2010

Рабочая программа дисциплины составлена доцентом кафедры истории Казахстана, кандидатом исторических наук Тапаевой А.Б. на основании государ­ственного общеобязательного стан­дарта образования РК по специальности 050114 «Исто­рия» и типовой учебной про­граммы по дисциплине «Новая история Казахстана» по специальности 050114 «История», разработанной и внесенной кафедрой «Отечественная история» Казахского нацио­нального педагогического университета им. Абая и утвержденной и введенной в действие приказом МОН РК № 289. от 11.05. 2005 г

Рассмотрена и рекомендована на заседании кафедры истории Казах­стана от 7 сентября 2009 г., протокол № 1


Зав. кафедрой,

доктор исторических наук, профессор А. Кузембайулы

Одобрено методическим бюро факультета истории и искусства 15 сентября 2009 г., протокол № 1


С. Самар­кин


Председатель


Сведения о ежегодном переутверждении


№ п/п

Учебный

год


Сведения о

рабочей


программе

Дата переутверждения

№ протокола

кафедры


Подпись

зав. кафедрой



1

2010-2011










2

2011-2012










3

2012-2013










4

2013-2014










5

2014-2015










6













7













8













9













10














Пояснительная записка.
Курс истории Казахстана на конкретном историческом материале должен раскрывать процесс развития общества на современной территории Республики Казахстан, рассматривая исторические события объективно, во всех их противоречиях. Исходя из принципов научности, историзма к анализу общественно-экономических явлений, программа учитывает, что основу исторических знаний должна составлять изучение фактического материала.

Курс истории Казахстана признан ,раскрывать главные и общие направления исторических процессов отечественной истории, позволяющие показать исторические события, происходившие на территории Казахстана, во взаимосвязи и взаимодействия с историей народов сопредельных стран. В процессе преподавания истории Казахстана необходимо давать краткую историографию важнейших узловых проблем, уделяя внимание первоисточникам.

Данная дисциплина охватывает период с начала XVIII до октября 1916г. 18 век время сложной обстановки, вызванная дальнейшим обострением внешнеполитического положения (Джунгария, Среднеазиатские ханства, калмыки, башкиры, казачество), а также борьба за власть и сепаратизм султанов привело к распаду государства.

Существенную эволюцию претерпела господствовавшая длительное время концепция так называемого добровольного присоединения Казахстана к России. После вхождения Казахстана в состав империи произошли изменения в социально – экономической, политической и культурной жизни края, развитие в нем революционного и национально – освободительного движения. Казахстан в результате колонизации казачьей и крестьянской потерял свою политическую независимость и государственный суверенитет почти на двести шестьдесят лет.

В данный период истории Казахстана рассматриваются важнейшие проблемы экономического развития государства, сословной стратификации казахского общества, развитие духовной культуры, общественно – политической обстановки в Казахстане в нач. ХХ в., деятельность казахской интеллигенции.

Цель курса: рассмотреть важнейшие проблемы экономического развития государства, сословной стратификации казахского общества, развитие духовной культуры, общественно-политической обстановки в Казахстане и деятельность казахской интеллигенции в период новой истории.

Задачи курса:

-формирование суммы знаний, умений и навыков по изучению новой истории Казахстана

-показать исторические события, происходившие на территории Казахстана во взаимосвязи и взаимодействии с историей народов Евразии

-выработать навыки самостоятельного изучения и анализа общественно-политических и социально-экономических событий нового времени.



Тематический план







Распределение курса по темам

лекции

семинары

СРСП

1.

Социально-экономическое и внутриполитическое положение Казахстана в первой половине ХV111в.

2

1




2.

Россия в Казахстане в начале ХV111в.

2

1




3.

Политика царизма в Казахстане в начальный период его присоединения к России.

2

1




4.

Начало военной и государственной деятельности Абильмансура ( Абылая )




1




5.

Казахстан во второй половине ХV111в.

1

1




6.

Участие казахов в крестьянской войне под предводительством Е.Пугачева ( 1773-1775гг.).




1




7.

Народно-освободительное движение в Младшем жузе ( 1783-1797гг.) под руководством Срыма Датова.




1




8.

Культура Казахстана в ХV111в.

1

1




9.

Социально-экономическое положение Казахстана в первой половине Х1Хв.

2

1




10.

Политическое положение Казахстана в 1 половине Х1Хв.

2







11.

Политика среднеазиатских ханов в южных районах Казахстана.




1




12.

Освободительная борьба казахского народа против гнета среднеазиатских ханов и колониальной политики царизма




2




13.

Культура Казахстана в первой половине Х1Хв.

2







14.

Казахстан во второй половине Х1Хв.

2

1




15.

Завершение присоединения казахских земель к России

2







16.

Проникновение и развитие капиталистических отношений в Казахстане во второй половине Х1Хв.

2







17.

Культура Казахстана во второй половине Х1Хв.

2







18.

Русская интеллигенция и Казахстан

2







19.

Социально-экономические отношения Казахстана на рубеже Х1Х-ХХвв.

2

2




20.

Аграрный вопрос в экономике России и усиление колониальной политики царизма в Казахстане.

2







21.

Участие населения Казахстана в Российской революции 1905-1907гг.

2

1




22

Внешнеполитическое положение казахских ханств в начале ХV111в.







3

23

Укрепление Джунгарского военно-феодального государства и усиление его агрессивной политики.







3

24

.Казахстан во внешней политике России на Востоке в первой четверти ХV111в.







3

25

Исторические условия и предпосылки присоединения Казахстана к России.







3

26

Дипломатическое искусство Абылая.







3

27

Экономическое положение Казахстана в пореформенный период.







3

28

Земельная политика царской администрации в начале ХХв.







3

29

Обращения и манифесты Пугачева к казахскому населению.







3

30

Города Казахстана и их роль в хозяйственной и политической жизни края в XVIII-XIX вв.







3

31

Казахско-китайские отношения в XVIII-XIX вв.







3

32

Расселение казахских племён на территории Казахстана в XVIII-XIX вв.







3

33

Научная деятельность Алихана Букейханова







3

34

Роль батыров в освободительной борьбе казахского народа.







3

35

Социальная структура казахского общества XVIII-XIX вв.







3

36

Генеалогия казахского народа.







3

37

Итого

30

15

45



Тематика лекционных занятий
Тема : 1. Социально-экономическое и внутриполитическое положение Казахстана в первой половине ХV111в.

План :

1.Социально-экономическое положение Казахстана в 1 половине ХV111в.

2. Внутриполитическое положение Казахстана в 1 половине ХV111в.

3.Казахско-джунгарские отношения. Освободительная борьба

казахского народа с джунгарскими завоевателями.


Тема : 2 Россия и Казахстан в начале ХV111в.

План:

1.Казахстан во внешней политике России на Востоке в первой четверти

ХV111в.

2.Исторические условия и предпосылки присоединения Казахстана к России.



3.Первые колониальные мероприятия царизма.
Тема :3 Политика царизма в Казахстане в начальный период его присоединения к России.

План:

1.Расширение казахско-русских экономических связей. Торговля и ее центры.

2.Взаимоотношение казахских правителей с Хивой, Бухарой ,башкирами.

3.Усиление феодальных усобиц в Младшем и Среднем жузах.


Тема: 4 Казахстан во второй половине ХV111в.

План:

1.Борьба Абылай-хана за объединение казахских кочевий и укрепление Казахского государства.

2.Историческое место Абылая в борьбе за независимость
Тема: 5.Культура Казахстана в ХV111в.

План:

1.Начало изучения Казахстана европейскими и русскими учеными.

2.Академические экспедиции в Казахстане. Труды П.Палласа, Н.Рычкова.
Тема: 6.Социально-экономическое положение Казахстана в первой половине Х1Хв.

План:

1.Изменения в скотоводческом хозяйстве, расширение посевов.

2.Рост обмена и торговли. Ярмарки. Характер торгового оборота между Россией и Казахстаном.

3.Торгово-экономические связи Казахстана с Китаем.



Тема :7. Политическое положение Казахстана в первой половине Х1Хв.

План:

1.Административные и судебные реформы 1 половины Х1Хв.

2.Образование Букеевской орды.

3.Политическое положение Казахстана в 1 половине Х1Хв.

4.Казахи-добровольцы,участники Отечественной войны 1812г.

Тема: 8.Культура Казахстана в первой половине Х1Хв.

План:

1.Роль народных акынов в освободительной борьбе Х1Хв.

2.Музыкальная и песенная культура казахского народа.

3.Роль русских ссыльных в изучении Казахстана, развития его культуры. Изучение производительных сил, быта и культуры Казахстана русскими учеными.

4.Письменность. Начало русского образования в Казахстане.

Тема : 9. Казахстан во 11 половине Х1Хв.

План :

1. Административные и судебные реформы во 11 половине Х1Хв.

2.Судебное устройство, налоговая и земельная политика по

реформам 1867-1868гг.

3.Содержание реформ конца 80-х нач. 90-х годов.

4.Переселенческая политика царизма в Казахстане. Переселение

уйгуров и дунган в Семиречье.

Тема : 10. Завершение присоединения казахских земель к России.

План:

1.Присоединение Старшего жуза к России.

2.Колонизационная политика царского правительства в Заилийском крае.

3.Завершение присоединение Казахстана к России.



Тема: 11. Проникновение и развитие капиталистических отношений в Казахстане во второй половине Х1Хв.

План:

1.Превращение Казахстана в рынок сбыта и источник сырья для промышленности России.

2.Аграрные отношения в Казахстане во второй половине Х1Хв.

3.Торговля. Ярмарки.Торгово-ростовщический капитал.

4.Домашняя промышленность, ремесло и промыслы. Формирование казахских промышленных и сельскохозяйственных рабочих.


Тема : 12. Культура Казахстана во второй половине Х1Хв.

План:

1.Устное народное творчество и литература.

2 .Ученый –просветитель Ч.Валиханов и его научное наследие по

истории, географии ,экономике и культуре Казахстана .

3.Состояние народного просвещения.

4. И.Алтынсарин –педагог,просветитель, писатель, ученый, этнограф, его жизнь и деятельность.

5.Великий поэт-просветитель Абай Кунанбаев.

6.Музыкальное творчество народных композиторов.


Тема : 13. Русская интеллигенция и Казахстан.

План:

1.Вклад в изучении Казахстана русскими учеными

2.Возникновение научных обществ.

Тема: 14.Социально-экономические отношения Казахстана на рубеже Х1Х-нач.ХХвв.

План:

1.Развитие капиталистической частной промышленности. Деятельность акционерных обществ и компаний, проникновение иностранного капитала в экономику Казахстана.

2.Мануфактурные,фабрично-заводские предприятия. Ремесло.
Тема :15 .Аграрный вопрос в экономике России и усиление колониальной политики царизма в Казахстане.

План :

1.«Обследование» территории Казахстана экспедициями Ф.Щербина,

В.Кузнецова, П.Румянцева.

2.Законодательство о переселении и их характер.

3.Столыпинская аграрная реформа.
Тема: 16. Участие населения Казахстана в Российской революции 1905-1907гг.

План:

1.Формирование либерально-демократических, кадетских групп и течений.

2.Участие в выборах в Государственные Думы.
Тематика и планы семинарских занятий
Тема : 1.Социально-экономическое и внутриполитическое положение Казахстана в первой половине ХV111в.

План:


1.Феодальная раздробленность страны и борьба ханско -султанских группировок за власть.

2.Внешнеполитическое положение казахских ханств в начале ХV111в.

3.Укрепление Джунгарского военно-феодального государства и усиление его агрессивной политики.
Тема :2 Россия и Казахстан в начале ХV111в.

План:


1.Дипломатические переговоры Казахстана с Россией.

2.Экспедиции И.Бухгольца, А.Бековича-Черкасского.

3.Посольство А.И.Тевкелева.

4.Ход переговоров и борьба различных политических группировок вокруг вопроса о подданстве.


Тема :3 Политика царизма в Казахстане в начальный период его присоединения к России.

План:


1.Строительство линейных укреплений. Меры русского государства по защите казахских

степей от Джунгарского завоевания.

2.Начало поиска и разработки полезных ископаемых.

3.Посольство Миллера к Галдан-Церену и его результаты.

Цель: раскрыть политику царизма в Казахстане в начальный период его присоединения к России

Вопросы для обсуждения: Когда началось строительство линейных укреплений? Цель посольства Миллера?


Тема : 4.Начало военной и государственной деятельности Абильмансура (Абылая).

План:


1.Внутренняя и внешняя политика хана Абылая.

2.Отношения Абылая с Джунгарией, Китаем и Россией. Дипломатическое искусство Абылая.

3.Историография истории казахско-джунгарских отношений.

Цель: проанализировать военную и государственную деятельность Абылая ?

Вопросы для обсуждения: В чем состояла внутренняя и внешняя политика хана Абылая ? Назовите ученых, которые занимались изучением вопроса казахско-джунгарских отношений?
Тема : 5 .Казахстан во второй половине ХV111в.

План:


1.Экономическое положение Казахстана во второй половине ХV111в.

2.Политическое положение Казахстана во второй половине ХV111в.


Тема : 6 Участие казахов в крестьянской войне под предводительством Е.Пугачева.

План:


1.Обращения и манифесты Пугачева к казахскому населению.

2.Ход восстания и причины поражения.

3.Отголоски крестьянской войны- движение «невидимки».Новое видение проблемы.
Тема : 7 Народно-освободительное движение в Младшем жузе (1783-1797гг.) под

руководством Сырыма Датова.

План:

1.Причины восстания. Расстановка классовых сил в Младшем жузе накануне



восстания.

2.Начало и ход восстания, его характер и движущие силы.

3.Проект генерал-губернатора Игельстрома.

4.Новый подъем повстанческого движения в 90-х годах. Изменение в методах колониальной политики царизма.

5.Спад движения, причины его поражения и значение восстания.

6.Батыр Сырым в народном творчестве и исторической литературе.


Тема :8 Культура Казахстана в ХV111в.

План:


1.Устное творчество и отражение в нем освободительной борьбы народных масс.

2.Песенные циклы .Эпические произведения и музыкальное творчество.


Тема: 9 Социально-экономическое положение Казахстана в первой половине Х1Хв.

План:


1.Города и их место в хозяйственной жизни страны.

2.Изменения в сословно-классовой структуре казахского общества и рост

имущественного неравенства.

3.Эволюция форм отработочной и продуктовой ренты в ауле.

4.Налоговая система. Зарождение частной золотопромышленности.

5.Торгово-экономические связи Казахстана с Китаем.


Тема : 10.Политика среднеазиатских ханов в южных районах Казахстана.

План:


1.Захват кокандскими феодалами районов среднего течения Сырдарьи

и части Жетысу в начале Х1Хв.

2.Агрессия хивинских феодалов при Мухаммед-Рахим – хане и его приемниках в низовьях реки Сырдарьи.

3.Казахское население Семиречья и Южного Казахстана под гнетом кокандских и хивинских феодалов.


Тема :11 Освободительная борьба казахского народа против гнета среднеазиатских

ханов и колониальной политики царизма.

План:

1.Движение султанов Каратая и Арынгазы и старшины Жоламана Тиленши.



2.Восстание казахов Старшего жуза против Коканда.

3.Восстание казахов 1837-1847гг.под предводительством султана Кенесары Касымова.

4.Восстание казахов под предводительством Жанкожи Нурмухамедова ,Есета Котибарова.

5.Рост колониального и феодального гнета в Букеевской Орде. Народное восстание в Букеевской Орде под предводительством Исатая Тайманова.


Тема:12.Социально-экономические отношения Казахстана на рубеже Х1Х-ХХвв.

План:


1.Сословия,классовый состав населения. Категории крестьян и рабочих.

2.Проникновение капиталистических отношений в сельское хозяйство..

3.Ремесло и торговля. Транспорт. Банки и кредит.

4.Историография истории промышленности и рабочих Казахстана нового

времени.
Тема:13. Участие населения Казахстана в Российской революции 1905-1907гг.

План:


1.Казахстан в годы реакции и нового революционного подъема.

2.Первые съезды казахов и содержание их документов.

3.Рождение казахской политической прессы.

4.Деятельность казахской интеллигенции.


Тематика СРСП




Тема

Форма кон­троля и про­ведения

1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11

12
13
14
15


Внешнеполитическое положение казахских ханств в начале ХV111в.
Укрепление Джунгарского военно-феодального государства и усиление его агрессивной политики.

Казахстан во внешней политике России на Востоке в первой четверти ХV111в.

Исторические условия и предпосылки присоединения Казахстана к России.

Дипломатическое искусство Абылая.


Экономическое положение Казахстана в пореформенный период.
Земельная политика царской администрации в начале ХХв.
Обращения и манифесты Пугачева к казахскому населению.
Города Казахстана и их роль в хозяйственной и политической жизни края в XVIII-XIX вв.
Казахско-китайские отношения в XVIII-XIX вв.
Расселение казахских племён на территории Казахстана в XVIII-XIX вв.
Научная деятельность Алихана Букейханова
Роль батыров в освободительной борьбе казахского народа.
Социальная структура казахского общества XVIII-XIX вв.
Генеалогия казахского народа.

сообщение
доклад
сообщение
реферат
доклад
презентация
обсуждение
реферат
реферат

доклад
творческая

работа
сообщение
реферат
схема
таблица

Методическая разработка по СРСП


Тема: Города Казахстана и их роль в хозяйственной и политической жизни края в ХV111-Х1Хв..

Цель и задачи : получение навыков самостоятельной работы с монографиями, конспектирования и историографического анализа. Определить характерные черты в политической жизни городов Казахстана и

выделить региональные особенности в экономическом развитии городов Казахстана в ХV111-Х1Хв..

Монографии : Касымбаев Ж.К. История города Семипалатинска ( 1718-1917гг.) .Алматы.1998.,Касымбаев Ж.К.История города Акмолы , Алматы.1995.

Форма контроля –коллоквиум.

Задания на СРС




№ п/п

Тема

Форма контроля и проведения

часы

Время

проведения









1

Участие казахов в крестьянской войне под предводительством Е.Пугачева.

доклад

3

1 1 неделя

2

Национально-освободительное движение под руководством С.Датова

доклад

3

2 2 неделя

3

.Творчество Бухар жырау ( Бухар Калкаманов).

реферат

3

3 неделя

4

Творчество Актамберды жырау.

реферат

3

4 неделя

5

Творчество акынов: Шал,Таттикара,Умбетея и др.

реферат

3

5 неделя

6

Движение султанов Каратая и Арынгазы и старшины Ж.Тиленши.

сообщение

3

6 неделя

7

Восстание казахов Старшего жуза против Коканда.

сообщение

3

7 неделя

8

Соотношение мирных и насильственных методов в ходе присоединения Казахстана к России

реферат

3

8 неделя

9

Южный Казахстан во внешнеполитической стратегии России (середина 50-60гг.Х1Хвв.).

сообщение

3

9 неделя

10

Реформы царизма в Казахстане в 1867-1868гг.и их характер.

презентация

3

10 неделя

11

Ученый-просветитель Ч.Ч.Валиханов и его научное наследие

реферат

3

11 неделя

12

Вклад в изучение Казахстана ученых П.П.Семенов-Тянь-Шанского,

Н.А.Северцова



доклад

3

12 неделя

13

.Вклад в изучение Казахстана ученых И.В.Мушкетова, В.В.Радлова,

Л.Мейера.



доклад

3

13 неделя

14

«Обследование» территории Казахстана экспедициями Ф.Щербины,

В.Кузнецова, П.Румянцева.



сообщение

3

14 неделя

11

Демографические процессы в Казахстане в 18 –нач.20вв.

презентация

3

15 неделя

14

Итого




45



Методическая разработка по СРС


Тема: Реформы царизма в Казахстане в 1867-1868гг.и их характер

План : 1.Предпосылки и подготовка реформ.

2.Содержание «Временных положений об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях» и «в степных областях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторства».

3.Реорганизация административного устройства и системы управления. Судоустройство. Изменения в системе налогообложения.

4.Последствия реформ 1867-1868гг.

Цель: показать содержание, значение и характер реформы, подготовленной с целью изменения системы управления Казахстаном в 60-е годы Х1хв.

Задания для студентов: разработать схему «Территориальное деление казахских земель», составить план- конспект ( где будут отражены следующие вопросы: предпосылки осуществления реформ, в чем ее особенность, какие изменения претерпели судебные дела, землепользование и подати, показать колониальную сущность реформ.

Знать :понятия, хронологическую периодизацию.


Литература.

1.Абдиров М.Ж.Завоевание Казахстана царской Россией.Астана.2000.

2.Алексеенко Н.В.Население дореволюционного Казахстана.Алма-Ата.1981.

3.Абдакимов А. История Казахстана, Алматы .2002.

4.Абдиров М.Ж.История казачества Казахстана.Алматы.1994.

5.История Казахстана ( с древнейших времен до наших дней).В пяти томах.Т.3.Алматы:Атамура.1996-1997.

6.Казахи.Историко-этнографическое исследование.А.1995.

7..Кан Г.В.История Казахстана.Алматы.2002.

8..Сулейман Б.С., Басин В.Я. Казахстан в составе России в ХV111-нач.ХХвв.

А.1981.



Литература: основная.
1.История Казахстана: белые пятна. Сост. Ж.Б. Абылхожин. Алма-Ата: Казахстан,1991.

2.История Казахстана ( с древнейших времен до наших дней).В пяти томах.Т.3.Алматы:Атамура.1996-1997.

3.История Казахстана: практикум. С древнейших времен до Х1Хв.задачи,тесты

понятия.Алматы.Галым.1996.220с.


Дополнительная

1.Абай.Избранное.М.1970.

2.Алтынсарин И.Собрание сочинений в трех томах.А.1975-1978.

3.Абдакимов А. История Казахстана, Алматы .2002.

4.Абдиров М.Ж.История казачества Казахстана.Алматы.1994.

5.Аполлова Н.Г.Хозяйственное освоение Прииртышья в конце ХV1-первой половине Х1Хвв.М.1976.

6.Бекмаханов Е.Б.Казахстан в 20-40-е гг.Х1Хв.Алма-Ата.1992.

7.Валиханов Ч.Ч.Собрание сочинений в 5 томах.А.1985.

8.Вяткин М.Батыр Срым.М-Л.1947.

9.Востров В.В., Муканов М.С.Родоплеменной состав и расселение казахов.

Алма-Ата.1958.

10.Джанибеков У.Эхо. По следам легенды о золотой домбре.А.1991.

11.Ерофеева И.Хан Абулхаир: полководец, правитель и политик. Алматы:Санат.2002.

12.Жубанов А.Струны столетий.А.1958.

13.Зиманов С.З.Общественный строй казахов первой половины Х1хв.Алма-Ата.1958.

14.Златкин И.Я.История Джунгарского ханства.М.,1983.

15.История Казахстана: белые пятна. Сост. Ж.Б. Абылхожин. Алма-Ата: Казахстан,1991.

16.История Казахстана ( с древнейших времен до наших дней).В пяти томах.Т.3.Алматы:Атамура.1996-1997.

17.Казахи.Историко-этнографическое исследование.А.1995.

18.Кан Г.В.История Казахстана.Алматы.2002.

19.Касымбаев Ж.К.Государственный деятели казахских ханств (ХV111в.).

Алматы.1999.

20.Касымбаев Ж.К.Казахстан и Китай: караванная торговля ,Алматы.1995.

21.Народно-освободительное движение казахов в 1836-1838гг.А.1992.

22.Поэты пяти веков. Казахская поэзия ХV-нач.ХХвв.А.1993.

23.Сулейман Б.С., Басин В.Я. Казахстан в составе России в ХV111-нач.ХХвв.

А.1981.

24.Рязанов А.Ф.Восстание Исатая Тайманова.А.1991.



25.Сулейменов Р.Б., Моисеев В.А.Из истории Казахстана ХV111в.А.1988.

Глоссарий
1.Жырау –поэты-импровизаторы.

2.Кюй-инструментальное произведение

3.Акын-человек обладающий даром импровизации, сочиняющий песни

экспромтом.



4.Жасаулы-представители ханов на местах.

5.Тарханство-освобождение от налогов за особые заслуги перед государством.

6.Дуан—окружные приказы

7.Ага-султаны-возглавлявшие приказы

8.Кушбеги-ташкентский правитель

9.Дистанции-административные

10.Куаликнаме-свидетельство.

11.Консы-бедняки,потерявшие скот и вынужденные за небольшую плату обслуживать хозяйства богатых казахов.

12.Байгусы-обедневшая часть казахов.

13. Джадидизм- внедрение светских дисциплин в мусульманскую школу.

14.Кадимизм- от арабского слова «кадим» ,что означает древний

15.Жатаки-часть обедневших казахов-скотоводов, лишенных средств к

существованию и передвижению во время летних кочевок на жайляу,

прокармливавших свою семью за счет наемного труда или перешедших к

землепашеству под влиянием хозяйственных перемен внутри скотоводческого общества.



16.Округ-административно-территориальная единица

17.Пауперизация-процесс массового обнищания трудящихся

18.Генерал-губернатор-высшая должность местной администрации царской России

19.Бай-социальная группа в традиционном казахском обществе

20.Аул-традиционное казахское сообщество

Контрольные вопросы по новой истории Казахстана:


  1. Казахско – джунгарские отношения в XVIII в.

2.Усиление Джунгарского ханства. Завоевание городов южного Казахстана. Годы «Великого бедствия».

3.Казахско – русские отношения в XVIII в.



  1. Начало присоединения Казахстана к России. Период протектората.

  2. Хан Абулхаир – личность и политик.

  3. Кризис в Джунгарии и усиление Аблай хана.

  4. Внутренняя и внешняя политика Казахского ханства в сер. XVIII в.

6.Аблай хан – личность и политик.

7.Казахско – китайские отношения в II пол. XVIII в.

8.Хозяйство казахов в XVIII в.

9.Социальная организация казахского общества в XVIII в.

10.Культура казахов в XVIII в.

11.Города Туркестанского оазиса в XVIII в. Значение их в судьбах казахского этноса.

12.Восстание казахов Младшего жуза под предводительством С. Датова.

13.Участие казахов в крестьянской войне под предводительством Е. Пугачева.

14.Казачья колонизация в Казахстане. Строительство линейных укреплений.

15.Роль Оренбурга, Троицка, Семипалатинска и других городов в культурно – экономических отношениях Казахстана и России в XVIIIв.

16.Ослабление ханской власти в конце XVIII в. Ханы Нурали и Уали. Внутренняя и внешняя политика.

17.Реформа 1822 – 1824 гг. Ликвидация ханской власти и создание административно – территориальных единиц.

18.Образование Букеевского ханства. Хан Джангир и его реформаторская деятельность.

19.Положение на юге Казахстана в нач. XIX в.

20.Восстание под руководством И. Тайманова и М. Утемисова.

21.Народно – освободительное движение под руководством К. Касымова. Цели, задачи, характер и основные этапы движения.

22.Антиколониальные движения в Западном Казахстане. Восстания под предводительством султанов Арынгазы и Каратая, биев Жоламана и Есета.

23.Восстание под руководством Жанхожи Нурмухамедова.

24.Завершение присоединения Казахстана к России. Завоевание юга Казахстана.

25.Социально – экономические отношения в I половине XIX в.

26.Становление капиталистических, торгово-денежных отношений в Казахстане во II половине XIX в.

27.Казачья колонизация в Казахстане в XIX в. Строительство окружных приказов, укрепленных линий.

28.Административные и судебные реформы во II половине XIX в. Его роль в дальнейшей судьбе Казахстана.

29.Переселенческое движение в Казахстан во второй половине XIX в.

30.Восстание казахов Младшего жуза в 1869, 1870 гг.

31.Музыкальное искусство Казахстана в XIX в.

32.Устное народное творчество и литература в XIX в.

33.А. Кунанбаев и его место в культуре Казахстана.

34.Развитие просвещения и науки в XIX в. Деятельность И. Алтынсарина и Ч. Валиханова.

35.Социально – экономическое развитие Казахстана в нач. ХХ в.

36.Столыпинская аграрная реформа. Итоги, последствия.

37.Национально – освободительное движение в Казахстане в нач. ХХ в.

38.Восстание 1916 г. в Казахстане. Отношение казахской интеллигенции к восстанию 1916г.

39.Февральская буржуазно – демократическая революция в Казахстане.

40.Деятельность политических партий в нач. ХХ в. в Казахстане.

41.Роль казахской интеллигенции в подъеме национального самосознания народа.

42.Культура Казахстана в нач. ХХ в.

Тематика рефератов :

1.Джунгарское нашествие на территорию Казахстана в 20-40-х годах ХV111в.

2.Годы «великого бедствия-Актабан шубырынды,Алкакол сулама».

3.Освободительная борьба казахского народа с джунгарскими завоевателями.

Анракайская битва.

4.Принятие подданства Российской империи казахами Младшего жуза и отдельными родами Среднего жуза.

5.Хозяйство казахов в ХV111в.-первой половине Х1Хвв.

6.Посольство Миллера к Галдан-Церену и его результаты.

7.Дипломатическое искусство Абылая.Китай и Казахстан.

8.Историография истории казахско-джунгарских отношений.

9.Борьба Абылай-хана за объединение казахских земель и укрепление Казахского государства.

10.Образование Букеевского ханства.

11.Батыр Сырым в народном творчестве и исторической литературе.

12.Города и их место в хозяйственной жизни страны.

13.Торгово-экономические связи Казахстана с Китаем.

14.Политическая ориентация ханов Младшего жуза Жанторе и Шергазы.

15.Казахское население Семиречья и Южного Казахстана под гнетом кокандских и хивинских феодалов.

16.Восстание казахов Старшего жуза против Коканда.

17.Восстание казахов 1837-1847гг. под предводительством султана Кенесары Касымулы ( движущие силы,ход,основные этапы и причины поражения ).

18.Восстание казахов под предводительством Жанкожи Нурмухамедова, Есета Котибарова.

19.Музыкальная и песенная культура казахского народа.

20.А.И.Левшин и значение его труда «Описание киргиз-казачьих ,или киргиз-кайсацких орд и степей».

21.Общественная деятельность В.И.Даля в Казахстане и его творческое наследие.

22.Причины и характер восстаний казахов в Тургайской и Уральской областях в 1868-1869гг. и на Мангышлаке в 1870г.

23.Положение об управление «Туркестанским краем» и Акмолинской,

Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской областями.

24.Переселенческий вопрос в 80-90гг.Х1Хв.

25.Этнодемографическая характеристика населения Казахстана в конце Х1Хв.

26.Аграрные отношения в Казахстане во второй половине Х1Хв.

27.Ученый-просветитель Ч.Ч.Валиханов и его научное наследие .

28.Вклад И.Алтынсарина в развитие казахского литературного языка, этнографию.

29.Значение деятельности отделов и подотделов Русского географического общества ( Оренбургский,Семипалатинский,Туркестанский отделы ).

30.Переселенческое движение в Казахстане в исторической литературе.

Костанайский государственный педагогический институт
Кафедра истории Казахстана

Программа обучения по дисциплине

«Новая история Казахстана»

(SILLABUS)
специальность 050114 «История»
форма обучения - дневная, заочная

количество кредитов 3 (135 часов)








очная

очная со­кращенная

заочная

заочная со­кращенная

ускорен­ная

всего кредитов

всего аудиторных часов

лекций

семинарских



СРСП

СРС


экзамен

3

45

30



15

45

45



6 семестр













Итого:

135












Костанай, 2010



Учебная программа по дисциплине (SILLABUS) составлена доцентом кафедры ис­тории Казахстана, кандидатом исторических наук Тапаевой А.Б. на основании государ­ственного общеобязательного стан­дарта образования РК по специальности 050114 «Исто­рия» и типовой учебной про­граммы по дисциплине «Новая история Казахстана» по специальности 050114 «История», разработанной и внесенной кафедрой «Отечественная история» Казахского нацио­нального педагогического университета им. Абая и утвержденной и введенной в действие приказом МОН РК № 289. от 11.05. 2005 г

Преподаватель :к.и.н. Тапаева А.Б.

Контактный адрес: Костанай 118-208

Кафедра истории Казахстана: ежедневно с 10 до 14 ч.

Дисциплина: Новая история Казахстана.

Аудитория 206 время занятия- по расписанию
Цель курса: рассмотреть важнейшие проблемы экономического развития государства, сословной стратификации казахского общества, развитие духовной культуры, общественно-политической обстановки в Казахстане и деятельность казахской интеллигенции в период новой истории.

Учебное время состоит из аудиторных занятий, самостоятельной работы студента под руководством преподавателя ( СРСП) и самостоятельной работы студента

(СРС).Подготовка к каждому занятию обязательна. На каждом занятии преподавателем проводится опрос. Занятие должно оцениваться о бальной системе, учитывая при этом ( наличие конспектов лекций и семинаров работа с различными источниками, тестовые задания и т.д.).

Пререквизиты: для более эффективного усвоения курса данной дисциплины и для глубокого понимания сути происходящих исторических процессов необходимо параллельное изучение студентами следующих теоретических дисциплин: Новая история Азии и Африки, новая история Европы и Америки.

Постреквизиты: в процессе изучения дисциплины Новая история Казахстана студенты должны овладеть следующими знаниями и навыками:

-уметь использовать свои знания для анализа, пользоваться картами

-знать историческую терминологию, хронологию

Задачи курса:

-формирование суммы знаний, умений и навыков по изучению новой истории Казахстана

-показать исторические события, происходившие на территории Казахстана во взаимосвязи и взаимодействии с историей народов Евразии

-выработать навыки самостоятельного изучения и анализа общественно-политических и социально-экономических событий нового времени.

-


График занятий по очной форме обучения




наименование

лекция

семинар

СРСП

1

Социально-экономическое и внутриполитическое положение Казахстана в первой половине ХV111в.

1

1




2

Россия в Казахстане в начале ХV111в.

2

2




3

Политика царизма в Казахстане в начальный период его присоединения к России.

3

3




4

Начало военной и государственной деятельности Абильмансура ( Абылая )




4




5

Казахстан во второй половине ХV111в.




5




6

Участие казахов в крестьянской войне под предводительством Е.Пугачева ( 1773-1775гг.).




6




7

Народно-освободительное движение в Младшем жузе ( 1783-1797гг.) под руководством Срыма Датова.




7




8

Культура Казахстана в ХV111в.




8




9

Социально-экономическое положение Казахстана в первой половине Х1Хв.




9




10

Политическое положение Казахстана в 1 половине Х1Хв.

4







11

Политика среднеазиатских ханов в южных районах Казахстана.




10




12

Освободительная борьба казахского народа против гнета среднеазиатских ханов и колониальной политики царизма




11,12




13

Культура Казахстана в первой половине Х1Хв.










14

Завершение присоединения казахских земель к России

5

13




15

Казахстан во второй половине Х1Хв.

6







16

Проникновение и развитие капиталистических отношений в Казахстане во второй половине Х1Хв.










17

Культура Казахстана во второй половине Х1Хв.

7







18

Русская интеллигенция и Казахстан

8







19

Социально-экономические отношения Казахстана на рубеже Х1Х-ХХвв.




14




20

Аграрный вопрос в экономике России и усиление колониальной политики царизма в Казахстане.

9







21

Участие населения Казахстана в Российской революции 1905-1907гг.




15




22

Внешнеполитическое положение казахских ханств в начале ХV111в.







1,2

23

Укрепление Джунгарского военно-феодального государства и усиление его агрессивной политики.







3,4

24

.Казахстан во внешней политике России на Востоке в первой четверти ХV111в.







5,6

25

Исторические условия и предпосылки присоединения Казахстана к России.







7,8

26

Дипломатическое искусство Абылая.







9,10

27

Экономическое положение Казахстана в пореформенный период.







11,12

28

Земельная политика царской администрации в начале ХХв.







13,14

29

Обращения и манифесты Пугачева к казахскому населению.







15

30

Города Казахстана и их роль в хозяйственной и политической жизни края в XVIII-XIX вв.







16,17,18

31

Казахско-китайские отношения в XVIII-XIX вв.







19-21

32

Расселение казахских племён на территории Казахстана в XVIII-XIX вв.







22-24

33

Научная деятельность Алихана Букейханова







25-27

34

Роль батыров в освободительной борьбе казахского народа.







28-30

35

Социальная структура казахского общества XVIII-XIX вв.







31-33

36

Генеалогия казахского народа.







34-36

37

Итого

30

15

45


Содержание лекций
Тема : 1. Социально-экономическое и внутриполитическое положение Казахстана в первой половине ХV111в..Социально-экономическое положение Казахстана в 1 половине ХV111в. Внутриполитическое положение Казахстана в 1 половине ХV111в.

Казахско- джунгарские отношения. Освободительная борьба казахского народа с джунгарскими завоевателями.



Тема : 2 Россия и Казахстан в начале ХV111в. Казахстан во внешней политике России на Востоке в первой четверти ХV111в. Исторические условия и предпосылки присоединения Казахстана к России. Первые колониальные мероприятия царизма.

Тема :3 Политика царизма в Казахстане в начальный период его присоединения к России. Расширение казахско-русских экономических связей. Торговля и ее центры.

Взаимоотношение казахских правителей с Хивой, Бухарой ,башкирами. .Усиление феодальных усобиц в Младшем и Среднем жузах.



Тема: 4 Казахстан во второй половине ХV111в.

Борьба Абылай-хана за объединение казахских кочевий и укрепление Казахского государства.. Историческое место Абылая в борьбе за независимость.



Тема: 5. Культура Казахстана в ХV111в. Начало изучения Казахстана европейскими и русскими учеными. Академические экспедиции в Казахстане. Труды П.Палласа, Н.Рычкова.

Тема: 6.Социально-экономическое положение Казахстана в первой половине Х1Хв.

Изменения в скотоводческом хозяйстве, расширение посевов. Рост обмена и торговли. Ярмарки. Характер торгового оборота между Россией и Казахстаном. Торгово-экономические связи Казахстана с Китаем.



Тема : 7. Политическое положение Казахстана в первой половине Х1Хв.

Административные и судебные реформы 1 половины Х1Хв. .Образование Букеевской орды. .Политическое положение Казахстана в 1 половине Х1Хв. .Казахи-добровольцы, участники Отечественной войны 1812г.



Тема: 8.Культура Казахстана в первой половине Х1Хв..Роль народных акынов в освободительной борьбе Х1Хв. Музыкальная и песенная культура казахского народа.

Роль русских ссыльных в изучении Казахстана, развития его культуры. Изучение производительных сил, быта и культуры Казахстана русскими учеными. Письменность. Начало русского образования в Казахстане.



Тема : 9. Казахстан во 11 половине Х1Хв. Административные и судебные реформы во 11 половине Х1Хв. .Судебное устройство, налоговая и земельная политика по реформам 1867-1868гг. .Содержание реформ конца 80-х нач. 90-х годов. .Переселенческая политика царизма в Казахстане. Переселение уйгуров и дунган в Семиречье.
Тема : 10. Завершение присоединения казахских земель к России.. Присоединение Старшего жуза к России. Колонизационная политика царского правительства в Заилийском крае.. Завершение присоединение Казахстана к России.

Тема: 11. Проникновение и развитие капиталистических отношений в Казахстане во второй половине Х1Хв.

Превращение Казахстана в рынок сбыта и источник сырья для промышленности России.

Аграрные отношения в Казахстане во второй половине Х1Хв.Торговля. Ярмарки. Торгово-ростовщический капитал. Домашняя промышленность, ремесло и промыслы. Формирование казахских промышленных и сельскохозяйственных рабочих.

Тема : 12.Культура Казахстана во второй половине Х1Хв..Устное народное творчество и литература. .Ученый –просветитель Ч.Валиханов и его научное наследие по истории, географии ,экономике и культуре Казахстана ..Состояние народного просвещения.

И.Алтынсарин –педагог, просветитель, писатель, ученый, этнограф, его жизнь и деятельность.. Великий поэт-просветитель Абай Кунанбаев. Музыкальное творчество народных композиторов.



Тема : 13 Русская интеллигенция и Казахстан. Вклад в изучении Казахстана русскими учеными. Возникновение научных обществ.

Тема: 14.Социально-экономические отношения Казахстана на рубеже Х1Х-нач.ХХвв. Развитие капиталистической частной промышленности. Деятельность акционерных обществ и компаний, проникновение иностранного капитала в экономику Казахстана. Мануфактурные, фабрично-заводские предприятия. Ремесло.

Тема : 15.Аграрный вопрос в экономике России и усиление колониальной политики царизма в Казахстане..«Обследование» территории Казахстана экспедициями Ф.Щербина, В.Кузнецова, П.Румянцева. .Законодательство о переселении и их характер.

.Столыпинская аграрная реформа.



Тема: 16. Участие населения Казахстана в Российской революции 1905-1907гг.

Формирование либерально-демократических, кадетских групп и течений.

Участие в выборах в Государственные Думы.

Тематика и планы семинарских занятий
Тема : 1.Социально-экономическое и внутриполитическое положение Казахстана в первой половине ХV111в.

План:


1.Феодальная раздробленность страны и борьба ханско -султанских группировок за власть.

2.Внешнеполитическое положение казахских ханств в начале ХV111в.

3.Укрепление Джунгарского военно-феодального государства и усиление его агрессивной политики.

Цель: осветить социально-экономическое и внутриполитическое положение Казахстана в первой половине ХV111в.

Вопросы для обсуждения: Какие ханско-султанские группировки боролись за власть ? С какими государствами сотрудничали казахи? Когда образовалось Джунгарское государство?
Тема :2 Россия и Казахстан в начале ХV111в.

План:


1.Дипломатические переговоры Казахстана с Россией.

2.Экспедиции И.Бухгольца, А.Бековича-Черкасского.

3.Посольство А.И.Тевкелева.

4.Ход переговоров и борьба различных политических группировок вокруг вопроса о подданстве.

Цель: осветить взаимоотношения Казахстана и России.

Вопросы для обсуждения: В каком году была направлена экспедиция И.Бухгольца, А.Бековича-Черкасского? .Выделите цель посольства А.Тевкелева?

Wkm

Тема :3 Политика царизма в Казахстане в начальный период его присоединения к России.



План:

1.Строительство линейных укреплений. Меры русского государства по защите казахских

степей от Джунгарского завоевания.

2.Начало поиска и разработки полезных ископаемых.

3.Посольство Миллера к Галдан-Церену и его результаты.

Цель: раскрыть политику царизма в Казахстане в начальный период его присоединения к России

Вопросы для обсуждения: Когда началось строительство линейных укреплений? Цель посольства Миллера?
Тема : 4.Начало военной и государственной деятельности Абильмансура (Абылая).

План:


1.Внутренняя и внешняя политика хана Абылая.

2.Отношения Абылая с Джунгарией, Китаем и Россией. Дипломатическое искусство Абылая.

3.Историография истории казахско-джунгарских отношений.

Цель: проанализировать военную и государственную деятельность Абылая ?

Вопросы для обсуждения: В чем состояла внутренняя и внешняя политика хана Абылая ? Назовите ученых, которые занимались изучением вопроса казахско-джунгарских отношений?
Тема : 5 .Казахстан во второй половине ХV111в.

План:


1.Экономическое положение Казахстана во второй половине ХV111в.

2.Политическое положение Казахстана во второй половине ХV111в.

Цель: осветить экономическое и политическое положение Казахстана во второй половине ХV111в.

Вопросы для обсуждения: Назовите правителей Казахстана во второй половине ХV111в.?

Выделите основные городские центры во второй половине ХV111в.?
Тема : 6 Участие казахов в крестьянской войне под предводительством Е.Пугачева.

План:


1.Обращения и манифесты Пугачева к казахскому населению.

2.Ход восстания и причины поражения.

3.Отголоски крестьянской войны- движение «невидимки».Новое видение проблемы.

Цель: раскрыть участие казахов в крестьянской войне под предводительством Е.Пугачева Вопросы для обсуждения: Назовите дату крестьянской войны под предводительством Е.Пугачева ? Какие основные движущие силы приняли участие в крестьянской войне.

Тема : 7 Народно-освободительное движение в Младшем жузе (1783-1797гг.) под

руководством Сырыма Датова.

План:

1.Причины восстания. Расстановка классовых сил в Младшем жузе накануне



восстания.

2.Начало и ход восстания, его характер и движущие силы.

3.Проект генерал-губернатора Игельстрома.

4.Новый подъем повстанческого движения в 90-х годах. Изменение в методах колониальной политики царизма.

5.Спад движения, причины его поражения и значение восстания.

6.Батыр Сырым в народном творчестве и исторической литературе.

Цель: раскрыть народно-освободительное движение в Младшем жузе (1783-1797гг.) под руководством Сырыма Датова.

Вопросы для обсуждения: Назовите хронологические рамки народно-освободительного движения ? Какие основные движущие силы приняли участие в движении? В чем сущность проекта Игельстрома?


Тема :8 Культура Казахстана в ХV111в.

План:


1.Устное творчество и отражение в нем освободительной борьбы народных масс.

2.Песенные циклы .Эпические произведения и музыкальное творчество.

Цель: охарактеризовать развитие культуры в ХV111в.

Вопросы для обсуждения: Назовите имена акынов и жырау ХV111в.? Назовите музыкальные произведения ?


Тема: 9 Социально-экономическое положение Казахстана в первой половине Х1Хв.

План:


1.Города и их место в хозяйственной жизни страны.

2.Изменения в сословно-классовой структуре казахского общества и рост

имущественного неравенства.

3.Эволюция форм отработочной и продуктовой ренты в ауле.

4.Налоговая система. Зарождение частной золотопромышленности.

5.Торгово-экономические связи Казахстана с Китаем.

Цель: Охарактеризовать социально-экономическое положение Казахстана в первой половине Х1Хв.

Вопросы для обсуждения: Перечислите города Казахстана в первой половине Х1Хв.?

Какие изменения произошли в сословной структуре казахского общества.? Назовите промышленные объекты?
Тема : 10.Политика среднеазиатских ханов в южных районах Казахстана.

План:


1.Захват кокандскими феодалами районов среднего течения Сырдарьи

и части Жетысу в начале Х1Хв.

2.Агрессия хивинских феодалов при Мухаммед-Рахим – хане и его приемниках в низовьях реки Сырдарьи.

3.Казахское население Семиречья и Южного Казахстана под гнетом кокандских и хивинских феодалов.

Цель: осветить политику среднеазиатских правителей

Вопросы для обсуждения: Когда произошел захват кокандскими феодалами среднего течения реки Сырдарьи?


Тема :11 Освободительная борьба казахского народа против гнета среднеазиатских

ханов и колониальной политики царизма.

План:

1.Движение султанов Каратая и Арынгазы и старшины Жоламана Тиленши.



2.Восстание казахов Старшего жуза против Коканда.

3.Восстание казахов 1837-1847гг.под предводительством султана Кенесары Касымова.

4.Восстание казахов под предводительством Жанкожи Нурмухамедова ,Есета Котибарова.

5.Рост колониального и феодального гнета в Букеевской Орде. Народное восстание в Букеевской Орде под предводительством Исатая Тайманова.

Цель: раскрыть освободительную борьбу казахского народа против гнета среднеазиатских ханов и колониальной политики царизма.

Вопросы для обсуждения: Когда начались освободительные движения в Казахстане в первой половине ХIХв.? Выделите основные причины освободительных движений? Кто участвовал в освободительных движениях ?


Тема:12.Социально-экономические отношения Казахстана на рубеже Х1Х-ХХвв.

План:


1.Сословия, классовый состав населения. Категории крестьян и рабочих.

2.Проникновение капиталистических отношений в сельское хозяйство..

3.Ремесло и торговля. Транспорт. Банки и кредит.

4.Историография истории промышленности и рабочих Казахстана нового

времени.

Цель: охарактеризовать социально-экономические отношения Казахстана на рубеже Х1Х-ХХвв

Вопросы для обсуждения: Какие социальные слои существовали в пореформенный период. Как развивалось сельское хозяйство в данный период?
Тема:13. Участие населения Казахстана в Российской революции 1905-1907гг.

План:


1.Казахстан в годы реакции и нового революционного подъема.

2.Первые съезды казахов и содержание их документов.

3.Рождение казахской политической прессы.

4.Деятельность казахской интеллигенции.

Цель: рассмотреть политическую ситуацию в Казахстане в период Российской революции 1905-1907гг.

Вопросы для обсуждения: Какие революционные организации и течения были созданы в данный период? Когда зародилась политическая пресса ?. Кто являлся идейным вдохновителем газеты «Казах» ?



Тематика СРСП




Тема

Форма кон­троля и про­ведения

1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11

12
13
14
15


Внешнеполитическое положение казахских ханств в начале ХV111в.
Укрепление Джунгарского военно-феодального государства и усиление его агрессивной политики.

Казахстан во внешней политике России на Востоке в первой четверти ХV111в.

Исторические условия и предпосылки присоединения Казахстана к России.

Дипломатическое искусство Абылая.


Экономическое положение Казахстана в пореформенный период.
Земельная политика царской администрации в начале ХХв.
Обращения и манифесты Пугачева к казахскому населению.
Города Казахстана и их роль в хозяйственной и политической жизни края в XVIII-XIX вв.
Казахско-китайские отношения в XVIII-XIX вв.
Расселение казахских племён на территории Казахстана в XVIII-XIX вв.
Научная деятельность Алихана Букейханова
Роль батыров в освободительной борьбе казахского народа.
Социальная структура казахского общества XVIII-XIX вв.
Генеалогия казахского народа.

сообщение
доклад
сообщение
реферат
доклад
презентация
обсуждение
реферат
реферат

доклад
творческая

работа
сообщение
реферат
схема
таблица


Методическая разработка по СРСП


Тема: Города Казахстана и их роль в хозяйственной и политической жизни края в ХV111-Х1Хв..

Цель и задачи : получение навыков самостоятельной работы с монографиями, конспектирования и историографического анализа. Определить характерные черты в политической жизни городов Казахстана и

выделить региональные особенности в экономическом развитии городов Казахстана в ХV111-Х1Хв..

Монографии : Касымбаев Ж.К. История города Семипалатинска ( 1718-1917гг.) .Алматы.1998.,Касымбаев Ж.К.История города Акмолы , Алматы.1995.

Форма контроля –коллоквиум.

Задания на СРС




№ п/п

Тема

Форма контроля и проведения

часы

Время

проведения









1

Участие казахов в крестьянской войне под предводительством Е.Пугачева.

доклад

3

1 1 неделя

2

Национально-освободительное движение под руководством С.Датова

доклад

3

2 2 неделя

3

.Творчество Бухар жырау ( Бухар Калкаманов).

реферат

3

3 неделя

4

Творчество Актамберды жырау.

реферат

3

4 неделя

5

Творчество акынов: Шал,Таттикара,Умбетея и др.

реферат

3

5 неделя

6

Движение султанов Каратая и Арынгазы и старшины Ж.Тиленши.

сообщение

3

6 неделя

7

Восстание казахов Старшего жуза против Коканда.

сообщение

3

7 неделя

8

Соотношение мирных и насильственных методов в ходе присоединения Казахстана к России

реферат

3

8 неделя

9

Южный Казахстан во внешнеполитической стратегии России (середина 50-60гг.Х1Хвв.).

сообщение

3

9 неделя

10

Реформы царизма в Казахстане в 1867-1868гг.и их характер.

презентация

3

10 неделя

11

Ученый-просветитель Ч.Ч.Валиханов и его научное наследие

реферат

3

11 неделя

12

Вклад в изучение Казахстана ученых П.П.Семенов-Тянь-Шанского,

Н.А.Северцова



доклад

3

12 неделя

13

.Вклад в изучение Казахстана ученых И.В.Мушкетова, В.В.Радлова,

Л.Мейера.



доклад

3

13 неделя

14

«Обследование» территории Казахстана экспедициями Ф.Щербины,

В.Кузнецова, П.Румянцева.



сообщение

3

14 неделя

11

Демографические процессы в Казахстане в 18 –нач.20вв.

презентация

3

15 неделя

14

Итого




45



Методическая разработка по СРС


Тема: Реформы царизма в Казахстане в 1867-1868гг.и их характер

План : 1.Предпосылки и подготовка реформ.

2.Содержание «Временных положений об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях» и «в степных областях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторства».

3.Реорганизация административного устройства и системы управления. Судоустройство. Изменения в системе налогообложения.

4.Последствия реформ 1867-1868гг.

Цель: показать содержание, значение и характер реформы, подготовленной с целью изменения системы управления Казахстаном в 60-е годы Х1хв.

Задания для студентов: разработать схему «Территориальное деление казахских земель», составить план- конспект ( где будут отражены следующие вопросы: предпосылки осуществления реформ, в чем ее особенность, какие изменения претерпели судебные дела, землепользование и подати, показать колониальную сущность реформ.

Знать :понятия, хронологическую периодизацию.



Литература.

1.Абдиров М.Ж.Завоевание Казахстана царской Россией.Астана.2000.

2.Алексеенко Н.В.Население дореволюционного Казахстана.Алма-Ата.1981.

3.Абдакимов А. История Казахстана, Алматы .2002.

4.Абдиров М.Ж.История казачества Казахстана.Алматы.1994.

5.История Казахстана ( с древнейших времен до наших дней).В пяти томах.Т.3.Алматы:Атамура.1996-1997.

6.Казахи.Историко-этнографическое исследование.А.1995.

7..Кан Г.В.История Казахстана.Алматы.2002.

8..Сулейман Б.С., Басин В.Я. Казахстан в составе России в ХV111-нач.ХХвв.

А.1981.


Литература: основная.
1.История Казахстана: белые пятна. Сост. Ж.Б. Абылхожин. Алма-Ата: Казахстан,1991.

2.История Казахстана ( с древнейших времен до наших дней).В пяти томах.Т.3.Алматы:Атамура.1996-1997.

3.История Казахстана: практикум. С древнейших времен до Х1Хв.задачи,тесты

понятия.Алматы.Галым.1996.220с.


Дополнительная

1.Абай.Избранное.М.1970.

2.Алтынсарин И.Собрание сочинений в трех томах.А.1975-1978.

3.Абдакимов А. История Казахстана, Алматы .2002.

4.Абдиров М.Ж.История казачества Казахстана.Алматы.1994.

5.Аполлова Н.Г.Хозяйственное освоение Прииртышья в конце ХV1-первой половине Х1Хвв.М.1976.

6.Бекмаханов Е.Б.Казахстан в 20-40-е гг.Х1Хв.Алма-Ата.1992.

7.Валиханов Ч.Ч.Собрание сочинений в 5 томах.А.1985.

8.Вяткин М.Батыр Срым.М-Л.1947.

9.Востров В.В., Муканов М.С.Родоплеменной состав и расселение казахов.

Алма-Ата.1958.

10.Джанибеков У.Эхо. По следам легенды о золотой домбре.А.1991.

11.Ерофеева И.Хан Абулхаир: полководец, правитель и политик. Алматы:Санат.2002.

12.Жубанов А.Струны столетий.А.1958.

13.Зиманов С.З.Общественный строй казахов первой половины Х1хв.Алма-Ата.1958.

14.Златкин И.Я.История Джунгарского ханства.М.,1983.

15.История Казахстана: белые пятна. Сост. Ж.Б. Абылхожин. Алма-Ата: Казахстан,1991.

16.История Казахстана ( с древнейших времен до наших дней).В пяти томах.Т.3.Алматы:Атамура.1996-1997.

17.Казахи.Историко-этнографическое исследование.А.1995.

18.Кан Г.В.История Казахстана.Алматы.2002.

19.Касымбаев Ж.К.Государственный деятели казахских ханств (ХV111в.).

Алматы.1999.

20.Касымбаев Ж.К.Казахстан и Китай: караванная торговля ,Алматы.1995.

21.Народно-освободительное движение казахов в 1836-1838гг.А.1992.

22.Поэты пяти веков. Казахская поэзия ХV-нач.ХХвв.А.1993.

23.Сулейман Б.С., Басин В.Я. Казахстан в составе России в ХV111-нач.ХХвв.

А.1981.

24.Рязанов А.Ф.Восстание Исатая Тайманова.А.1991.



25.Сулейменов Р.Б., Моисеев В.А.Из истории Казахстана ХV111в.А.1988.

Глоссарий
1.Жырау –поэты-импровизаторы.

2.Кюй-инструментальное произведение

3.Акын-человек обладающий даром импровизации, сочиняющий песни

экспромтом.



4.Жасаулы-представители ханов на местах.

5.Тарханство-освобождение от налогов за особые заслуги перед государством.

6.Дуан—окружные приказы

7.Ага-султаны-возглавлявшие приказы

8.Кушбеги-ташкентский правитель

9.Дистанционная система управления- структура местного административно-территориального деления введенная Российским правительством после упразднения ханского правления

10.Куаликнаме-свидетельство.

11.Консы-бедняки,потерявшие скот и вынужденные за небольшую плату обслуживать хозяйства богатых казахов.

12.Байгусы-обедневшая часть казахов.

13. Джадидизм- внедрение светских дисциплин в мусульманскую школу.

14.Кадимизм- от арабского слова «кадим» ,что означает древний

15.Жатаки-часть обедневших казахов-скотоводов, лишенных средств к

существованию и передвижению во время летних кочевок на жайляу,

прокармливавших свою семью за счет наемного труда или перешедших к

землепашеству под влиянием хозяйственных перемен внутри скотоводческого общества.



16.Округ-административно-территориальная единица

17.Пауперизация-процесс массового обнищания трудящихся

18.Генерал-губернатор-высшая должность местной администрации царской России

19.Бай-социальная группа в традиционном казахском обществе

20.Аул-традиционное казахское сообщество
Контрольные вопросы по новой истории Казахстана:


  1. Казахско – джунгарские отношения в XVIII в.

2.Усиление Джунгарского ханства. Завоевание городов южного Казахстана. Годы «Великого бедствия».

3.Казахско – русские отношения в XVIII в.



  1. Начало присоединения Казахстана к России. Период протектората.

  2. Хан Абулхаир – личность и политик.

  3. Кризис в Джунгарии и усиление Аблай хана.

  4. Внутренняя и внешняя политика Казахского ханства в сер. XVIII в.

6.Аблай хан – личность и политик.

7.Казахско – китайские отношения в II пол. XVIII в.

8.Хозяйство казахов в XVIII в.

9.Социальная организация казахского общества в XVIII в.

10.Культура казахов в XVIII в.

11.Города Туркестанского оазиса в XVIII в. Значение их в судьбах казахского этноса.

12.Восстание казахов Младшего жуза под предводительством С. Датова.

13.Участие казахов в крестьянской войне под предводительством Е. Пугачева.

14.Казачья колонизация в Казахстане. Строительство линейных укреплений.

15.Роль Оренбурга, Троицка, Семипалатинска и других городов в культурно – экономических отношениях Казахстана и России в XVIIIв.

16.Ослабление ханской власти в конце XVIII в. Ханы Нурали и Уали. Внутренняя и внешняя политика.

17.Реформа 1822 – 1824 гг. Ликвидация ханской власти и создание административно – территориальных единиц.

18.Образование Букеевского ханства. Хан Джангир и его реформаторская деятельность.

19.Положение на юге Казахстана в нач. XIX в.

20.Восстание под руководством И. Тайманова и М. Утемисова.

21.Народно – освободительное движение под руководством К. Касымова. Цели, задачи, характер и основные этапы движения.

22.Антиколониальные движения в Западном Казахстане. Восстания под предводительством султанов Арынгазы и Каратая, биев Жоламана и Есета.

23.Восстание под руководством Жанхожи Нурмухамедова.

24.Завершение присоединения Казахстана к России. Завоевание юга Казахстана.

25.Социально – экономические отношения в I половине XIX в.

26.Становление капиталистических, торгово-денежных отношений в Казахстане во II половине XIX в.

27.Казачья колонизация в Казахстане в XIX в. Строительство окружных приказов, укрепленных линий.

28.Административные и судебные реформы во II половине XIX в. Его роль в дальнейшей судьбе Казахстана.

29.Переселенческое движение в Казахстан во второй половине XIX в.

30.Восстание казахов Младшего жуза в 1869, 1870 гг.

31.Музыкальное искусство Казахстана в XIX в.

32.Устное народное творчество и литература в XIX в.

33.А. Кунанбаев и его место в культуре Казахстана.

34.Развитие просвещения и науки в XIX в. Деятельность И. Алтынсарина и Ч. Валиханова.

35.Социально – экономическое развитие Казахстана в нач. ХХ в.

36.Столыпинская аграрная реформа. Итоги, последствия.

37.Национально – освободительное движение в Казахстане в нач. ХХ в.

38.Восстание 1916 г. в Казахстане. Отношение казахской интеллигенции к восстанию 1916г.

39.Февральская буржуазно – демократическая революция в Казахстане.

40.Деятельность политических партий в нач. ХХ в. в Казахстане.

41.Роль казахской интеллигенции в подъеме национального самосознания народа.

42.Культура Казахстана в нач. ХХ в.

Тематика рефератов :

1.Джунгарское нашествие на территорию Казахстана в 20-40-х годах ХV111в.

2.Годы «великого бедствия-Актабан шубырынды,Алкакол сулама».

3.Освободительная борьба казахского народа с джунгарскими завоевателями.

Анракайская битва.

4.Принятие подданства Российской империи казахами Младшего жуза и отдельными родами Среднего жуза.

5.Хозяйство казахов в ХV111в.-первой половине Х1Хвв.

6.Посольство Миллера к Галдан-Церену и его результаты.

7.Дипломатическое искусство Абылая.Китай и Казахстан.

8.Историография истории казахско-джунгарских отношений.

9.Борьба Абылай-хана за объединение казахских земель и укрепление Казахского государства.

10.Образование Букеевского ханства.

11.Батыр Сырым в народном творчестве и исторической литературе.

12.Города и их место в хозяйственной жизни страны.

13.Торгово-экономические связи Казахстана с Китаем.

14.Политическая ориентация ханов Младшего жуза Жанторе и Шергазы.

15.Казахское население Семиречья и Южного Казахстана под гнетом кокандских и хивинских феодалов.

16.Восстание казахов Старшего жуза против Коканда.

17.Восстание казахов 1837-1847гг. под предводительством султана Кенесары Касымулы ( движущие силы,ход,основные этапы и причины поражения ).

18.Восстание казахов под предводительством Жанкожи Нурмухамедова, Есета Котибарова.

19.Музыкальная и песенная культура казахского народа.

20.А.И.Левшин и значение его труда «Описание киргиз-казачьих ,или киргиз-кайсацких орд и степей».

21.Общественная деятельность В.И.Даля в Казахстане и его творческое наследие.

22.Причины и характер восстаний казахов в Тургайской и Уральской областях в 1868-1869гг. и на Мангышлаке в 1870г.

23.Положение об управление «Туркестанским краем» и Акмолинской,

Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской областями.

24.Переселенческий вопрос в 80-90гг.Х1Хв.

25.Этнодемографическая характеристика населения Казахстана в конце Х1Хв.

26.Аграрные отношения в Казахстане во второй половине Х1Хв.

27.Ученый-просветитель Ч.Ч.Валиханов и его научное наследие .

28.Вклад И.Алтынсарина в развитие казахского литературного языка, этнографию.

29.Значение деятельности отделов и подотделов Русского географического общества ( Оренбургский,Семипалатинский,Туркестанский отделы ).

30.Переселенческое движение в Казахстане в исторической литературе.

следующая страница >>