Рабочая программа по дисциплине «Экология» Направления: 654900 Химическая технология неорганических веществ и материалов - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Приложение 1 к рабочей программе дисциплины «Общая и неорганическая... 1 15.71kb.
Приложение 1 к рабочей программе дисциплины «Общая и неорганическая... 1 17.42kb.
Вопросы вступительного экзамена в докторантуру по специальности 6D072000... 1 92.78kb.
Рабочая программа дисциплины в 01 Деловой иностранный язык (немецкий... 1 158.46kb.
Общая химическая технология 1 47.93kb.
«Основные классы неорганических веществ» 1 113.61kb.
Рабочая программа по дисциплине «Нормирование в рыбной отрасли» по... 1 176.11kb.
Свойства и способы получения основных классов неорганических веществ... 2 387.86kb.
Экстракционная деароматизация широких бензиновых фракций смешанным... 1 357.8kb.
Рабочая программа дисциплины дв. 3 01. 01 История гравюры на стали... 2 629.78kb.
Рабочая программа по дисциплине опд. Ф. 02. 02 1 158.71kb.
О проведении V международного конгресса молодых ученых по химии и... 1 120.7kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Рабочая программа по дисциплине «Экология» Направления: 654900 Химическая технология - страница №1/1





Министерство образования РФ

Пермский государственный технический университет

Утверждаю

Проректор по учебной работе

Н.Н.Матушкин

___________________2001 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА




По дисциплине «Экология»




Направления: 654900 – Химическая технология неорганических веществ и материалов


655000 – Химическая технология органических веществ и топлива

Специальности: 250200 – Химическая технология неорганических веществ

250400 – Химическая технология природных энергоносителей

и углеродных материалов

Факультет: химико-технологический


Кафедра: технологии неорганических веществ


Курс: третий

Семестр: пятый

Трудоемкость: 68 часов

Аудиторные занятия: 34 часа

В том числе:

Лекции 25,5 часа

Практические занятия 8,5 часа
Самостоятельная работа: 34 часа

Виды контроля: зачет, пятый семестр

Пермь,2001 г.

Программа разработана в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников понаправлениям подготовки дипломированных специалистов “Химическая технология неорганических веществ и материалов” и “Химическая технология органических веществ и топлива”.

Программу составила

кандидат химических наук, доцент Софронова А.В.


Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры технологии неорганических веществ 24 октября 2001 г.
Заведующий кафедрой ТНВ,

доктор технических наук, профессор Островский С.В.

Согласовано:

Заведующий кафедрой ТТУМ,

Кандидат технических наук, доцент Тархов Л.Г.
Требования ГОСа высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по направлениям подготовки дипломированного специалиста 654900 – Химическая технология неорганических веществ и материалов и 655000 – Химическая технология органических веществ и топлива ( для специальностей 250200 – Химическая технология неорганических веществ и 250400 – Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов) :

ЕН.Ф.04 Экология:

Глобальные проблемы экологии: проблемы народонаселения, истощение энергоресурсов, проблема потепления климата на Земле, физический смысл «парникового эффекта», физический смысл образования озонных дыр; понятие о токсичности вещества; защита гидросферы: водооборот на Земле и в биологических видах, самоочищаемость водоемов, защита гидросферы от промышленных загрязнений, понятия ПДК и ПДС, классификация сточных вод и принцип их очистки; защита атмосферы: защита атмосферы от промышленных выбросов, понятие ПДВ, принципы очистки газовых промышленных выбросов; защита литосферы; переработка твердых отходов: захоронение радиоактивных и уничтожение и переработка токсичных отходов; системы экологического мониторинга; экономические и правовые аспекты рационального природопользования.



  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

    1. Цель преподавания дисциплины

Целью преподавания дисциплины является изучение предмета, методов и законов основных разделов экологии. При преподавании дисциплины значительное внимание уделяется проблемам, возникающим при взаимоотношении человека с биосферой, в том числе глобальным экологическим проблемам и методам охраны окружающей среды.

Изучение дисциплины базируется на школьном курсе биологии.

Она является основой для изучения дисциплины «Инженерная экология химических производств».

Полученные студентами знания используются при подготовке ответов на экологические вопросы при сдаче госэкзамена по специальности и при выполнении разделов дипломного проекта.


    1. Задачи изучения дисциплины

Предметом изучения данной дисциплины являются следующие объекты:



  • аутэкология;

  • синэкология;

  • воздействие человека на биосферу;

  • глобальные проблемы экологии;

  • охрана природы.

Программа изучения дисциплины должна обеспечить приобретение знаний, умений и навыков в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по направлениям подготовки дипломированного специалиста 654900 – Химическая технология неорганических веществ и материалов и 655000 – Химическая технология органических веществ и топлива.

В результате изучения дисциплины студент должен:



  • знать сущность основных экологических понятий;

  • знать основное содержание разделов экологии, связанных с аутэкологией, динамикой популяций, синэкологией;

  • иметь навыки анализа простейших экологических ситуаций;

  • знать сущность глобальных проблем экологии;

  • иметь представление о принципах и методах организации защиты окружающей среды от вредных воздействий, связанных с деятельностью человека.




  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ




    1. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий ( общий объем 25,5 часа )

      1. Введение. Предмет и задачи экологии. Связь экологии с другими науками. История возникновения экологии и пути ее формирования. Значение экологии для человеческой цивилизации. (2 часа)

      2. Основы общей экологии. (8 часов)

Учение о биосфере Земли, циклы движения компонентов биосферы. Роль В.И.Вернадского в учении о биосфере. Законы экологии.

Экологические факторы; лимитирующие факторы; абиотические (климатические, почвенного покрова и водной среды) и биотические (конкуренция, хищничество, паразитизм) факторы.

Экологическая система. Основные понятия и определения (биогеоценоз, биотоп). Примеры экосистем.

Перемещение вещества и энергии в экосистемах, продуктивность экосистем.



      1. Основы прикладной экологии. (15,5 часа)

Глобальные проблемы экологии: проблемы народонаселения, истощение энергоресурсов , проблема потепления климата на Земле, физический смысл «парникового эффекта», физический смысл образования озонных дыр, кислотные дожди, антропогенное эвфторирование.

Защита гидросферы: водооборот на Земле и в биологических видах, самоочищаемость водоемов, защита гидросферы от промышленных загрязнений, понятие о токсичности веществ, понятия ПДК и ПДС, классификация сточных вод и принцип их очистки.

Защита атмосферы: состав атмосферы, источники загрязнения, защита атмосферы от промышленных выбросов, понятие ПДВ, принципы очистки газовых промышленных выбросов.

Защита литосферы. Переработка твердых отходов: захоронение радиоактивных и уничтожение и переработка токсичных отходов.

Системы экологического мониторинга: наблюдения за состоянием окружающей природной среды, оценка фактического состояния окружающей природной среды, прогноз и оценка прогнозируемого состояния биосферы.

Экономические и правовые аспекты рационального природопользования: экономические механизмы охраны природы, экономическая эффективность природоохранных мероприятий; юридическая основа охраны природы.




    1. Перечень практических занятий (8,5 часа)

2.2.1. Расчет нормативов на поступление загрязняющих веществ от предприятий в окружающую среду. (2 часа)

В результате расчета необходимо определить максимальную концентрацию примесей в воздухе, чтобы она не превышала ПДК.

2.2.2. Определение необходимой степени очистки сточных вод. (2 часа)

2.2.3. Игра «Экологический Совет». (2 часа)

Суть игры – установить наиболее приемлемые решения защиты окружающей среды с экологической и экономической точек зрения.

2.2.4. Пример экологической оценки конкретной экологической ситуации. (2,5 часа)




    1. Самостоятельная работа студентов (34 часа)

Студенты выполняют индивидуальное задание «Экологический анализ конкретного промышленного производства».


  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Литература основная

  1. Экология: Учеб. / Цветкова Л.И., Алексеев М.И., Усанов Б.П. – СПб.: Химиздат, 1999.- 485 с.

  2. Софронова А.В., Островский С.В. Экология: Учеб. пособие.- Пермь: ПГТУ, 1996.- 105 с.

  3. Стадницкий Г.В., Родионов А.И. Экология: Учеб. пособие для вузов.- СПб.: Химия, 1997.- 240 с.

Литература дополнительная





  1. Дажо Р. Основы экологии.- М.: Прогресс, 1975.- 415 с.

  2. Коммонер Б. Замыкающийся круг.- Л.: Гидрометеоиздат, 1974.- 272 с.

  3. Агесс П. Ключи к экологии.- Л.: Гидрометеоиздат, 1982.- 96 с.