Рабочая программа Направление 030600 «История» Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Томск 2010 - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа направление 030600 История Квалификация (степень) 2 414.07kb.
Рабочая программа Направление 030600 История Квалификация (степень) 1 226.11kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «гидравлика и аэромеханика»... 1 182.32kb.
337 от 17. 09. 2009 г. Квалификация (степень) выпускника магистр... 1 272.48kb.
Учебно-методический комплекс Химическая технология направление 020100. 1 253.17kb.
Направление подготовки 020100 – Химия Профили: Медицинская и фармацевтическая... 1 28.21kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «гидромеханика» Направление... 1 175.05kb.
1 Степень (квалификация) выпускника бакалавр сельского хозяйства 1 371.47kb.
Рабочая программа дисциплины (модуля) «Институциональная экономика»... 1 140.1kb.
Выпускники кафедры экономической теории Очная форма обучения 1 106.11kb.
Направление подготовки 022000 – Экология и природопользование Профиль... 1 35.91kb.
Рабочая программа Направление подготовки 032000 Документоведение 1 129.01kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Рабочая программа Направление 030600 «История» Квалификация (степень) выпускника - страница №1/1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО Томский государственный университет


УТВЕРЖДАЮ
Декан

исторического факультета

________________ В.П. Зиновьев

«____» ________________ 2010 г.




Регионоведение России

Рабочая программа


Направление 030600 – «История»

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

очная

Томск


2010

1. Цели освоения учебной дисциплины

Сформировать глубокие и разносторонние знания о региональных социальных структурах и отношениях, как нашей страны, так и мира, частью которых являются российские регионы; научиться применять полученные знания в профессиональной деятельности, в том числе в педагогической, научно-исследовательской, культурно-просветительской и экспертно-аналитической.



2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Данная дисциплина входит в раздел «Б.3» «Профессиональный цикл. Вариативная часть» ФГОС-3 по направлению 030600 – История.

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у студентов в результате освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра, читаемых в 1–4 семестрах по отечественной и всеобщей истории, философии, культурологи, информационным ресурсам сети Интернет, источниковедения.

Данная учебная дисциплина входит в совокупность дисциплин профессионального цикла, ориентированных на приобретение студентами профессиональных компетенций.



3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:



Знать:

– историю становления регионоведения как науки и ее теоретические основы;

– особенности формирования пространственной структуры России и сопредельных международных регионов;

– конкретный материал о российских регионах, их отношениях между собой и с соседними государствами;

– основы регионоведческого анализа.

Уметь:

– анализировать и систематизировать информацию регионоведческого характера;

– выделять социально-значимые региональные проблемы, намечать и обосновывать пути их решения в соответствии с полученными теоретическими знаниями;

– представлять результаты исследования конкретного региона в рамках поставленных задач в сфере профессиональной деятельности.



Владеть:

– основными методами и приемами исследовательской и практической работы в области регионоведения;

– способностью толерантно воспринимать социальное и культурное многообразие различных групп населения;

– основами информационно-аналитической деятельности и способностью их применить в профессиональной сфере.

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 030600 – История.


    а) общекультурные (ОК):

– владение культурой мышления; способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

– способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

– способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

– готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11).



б) профессиональные (ПК):

– способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5);

– способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6);

– способностью к работе с информацией для принятия решений органами государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления (ПК-12).



4. Структура и содержание учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу, 40 часов.



п/п



Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы (в час.)

Формы текущего контроля успеваемости

(по неделям)

В том числе

Лекции

Практи-ческие занятия

СРС

1.

Предмет и объект регионоведения. Основные понятия курса. Методы региональных исследований.

5

1

2




2




2.

Становление регионоведения как науки. Современные концепции регионального развития.

5

2

2




2

Эссе.

3.

История регионального развития России.

5

3

2




2

Эссе.

4.

Современный российский федерализм. Региональная политика и взаимоотношения “центр − регионы” в современной России.

5

4

2




2

Эссе.

5.

Региональная власть и органы местного самоуправления РФ на современном этапе. Региональные элиты и группы влияния.

5

5

2




2

Эссе.

6.

Межрегиональные отношения современной России.

5

6

2




2

Эссе.

7.

Региональная экономика: теоретические основы. Большие экономические районы России.

5

7

2




2

Эссе.

8.

Региональная экономическая политика. Региональные эколого-экономические проблемы России

5

8

2




2

Эссе.

9.

Демографическое и социокультурное развитие региона

5

9

2




2

Эссе.

10.

Трансграничное сотрудничество: вопросы теории и основные формы. Взаимодействие российских регионов с зарубежными регионами и странами.

5

10

2




2

Проектная работа


5. Образовательные технологии

В данном курсе используются лекции-презентации, проблемные лекции, технология CASE-STUDY, проектная технология и самостоятельная работа студента (СРС). После каждой лекции студенты должны представить в письменном виде свое видение поставленной проблемы в форме эссе. Для формирования навыков анализа конкретных ситуаций, в частности межрегиональных конфликтов, используется технология CASE-STUDY. В завершении освоения курса студенты представляют свои проекты по характеристике выбранного ими региона. Принципиальной частью проекта является выделение проблем выбранного региона и предложение возможных путей их решения. Программа самостоятельной работы студентов предусматривает изучение дополнительной литературы по дисциплине, подготовку и защиту проектов.



6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости

По теме 1.

Эссе:

– Ваша интерпретация суждения: “Пространство – это и богатство, и проблема России”.



По теме 2.

Эссе:

– Ваша интерпретация суждения: “Развитые инновационные центры не способствуют модернизации отсталой периферии, а, напротив, стремятся сдерживать ее экономическое и политическое развитие”.



По теме 3.

Эссе:

– Ваша интерпретация суждения: “В 1990-е годы стремление российских регионов к самостоятельности стало основанием для формирования подлинного федерализма”.



По теме 4.

Эссе:

– Ваша интерпретация суждения: “Россия – это федерация без федерализма”.



По теме 5.

Эссе:

– Ваша интерпретация суждения: “Переход к назначению глав городских администраций (мэров) принесет положительный эффект для развития местного самоуправления”.



По теме 6.

Эссе:

– Ваша интерпретация суждения: “Развитие внешнеэкономической деятельности регионов ведет к ослаблению межрегиональных связей внутри страны”.



Технология CASE-STUDY

Тема: Региональные конфликты в современной России.

Проблема: Стратегия и тактика разрешения конфликтных ситуаций.

По предложенному материалу (кейсу) студенты должны определить о каком типе конфликта идет речь, выявить его возможные причины, дать оценку деятельности властей по решению проблемы, предложить свое видение решения конфликта.



По теме 7.

Эссе:

– Ваша интерпретация суждения: “При размещении в регионе каких-либо отраслей производства, власть должна руководствоваться только соображениями получения максимального экономического эффекта”.



По теме 8.

Эссе:

– Ваша интерпретация суждения: “Государство должно вкладывать деньги только в регионы, вставшие на путь инновационного развития”.



По теме9.

Эссе:

– Ваша интерпретация суждения: “Региональная идентичность является формой осмысления и выражения региональных интересов”.



К итоговому зачету:

Разработка проекта:

– Образ российского региона (по выбору студента).

Задача – представить выбранный регион в форме презентации; показать его значимость, привлекательность, выделить существующие проблемы.

Отдельно, в письменной форме представляется анализ использованных ресурсов при подготовке проекта. (Указывается название темы лекции, практического занятия и знания, навыки, которые были использованы, внешние источники и ресурсы). Предложения по коррекции освоенного курса.

Формы итогового контроля:

1. Защита проектов.



2. Зачет в конце пятого семестра.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

1. Основная литература:

Абрамов Ю.Ф. Регионоведение России : учеб. пособие / Ю.Ф. Абрамов, И.И. Арсентьева. Иркутск : Изд-во ИГУ, 2006. – 165 с.

Барыгин И.Н. Международное регионоведение. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2009. – 380 с.

Бусыгина, И.М. Политическая регионалистика: Учебное пособие. М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет); “Российская политическая энциклопедия” (РОССПЭН), 2006. − 280 с.

Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение. М.: Гардарики, 2000. – 382 с.

Гладкий Ю.Н. Регионоведение. Учебник. М.: Гардарики, 2002. – 382 с.

Зотов В.Б. Территориальное управление: Методология, теория, практика. М., 1998.

Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы: Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М., 2007. – 368 c.

Медведев Н.П. Политическая регионалистика. Учебник. М.: Гардарики, 2002. – 175 с.

Нартов Н.А. Геополитика. Учебник. М.: ЮНИТИ-Дана, 2007. – 527 с.

Основы регионоведения: учебник / под ред. проф. И.Н. Барыгина. М.: Гардарики, 2007. – 399 с.

Регионоведение. Учебник для вузов, обучающихся по экономическим специальностям. М.: ЮНИТИ, 1999. – 420 с.

Регионоведение. Уч. пособ. Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 416 с.

Туровский, Р.Ф. Политическая регионалистика: учеб. пособие для вузов. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. − 780 с.
2. Дополнительная литература:

Тема 1. Предмет и объект регионоведения. Основные понятия курса. Методы региональных исследований.

Тема 2. Становление регионоведения как науки. Современные концепции регионального развития:

Государственно-территориальное устройство России: формирование регионального уровня. М.: Финансы и статистика, 2007. – 285 с.

Игнатов В.Г. Регионоведение (методология, политика, экономика, право). Уч. пособ. Ростов н/Д: МарТ, 1998. – 320 с.

Орешина М.А. Россия региональная: Теоретико-методологические аспекты изучения. М., 2000.

Попов П.Л. Элементы теории регионов. Новосибирск: Изд-во Сиб. отд-ния Рос. акад. наук, 2005. – 159 с.

Пространство циклов. Мир-Россия-регион. М.: URSS cop, 2007. – 316 с.

Территориальное устройство России. Проблемы и перспективы. Самара: б.и., 2009.

Типология российских регионов. М.: б.и., 2002. – 495 с.

Трейвиш А.И. Город, район, страна и мир: Развитие России глазами страноведа. М.: Новый хронограф, 2009.
Тема 3. История регионального развития России:

Восточные регионы России: стратегии и практики освоения. Сб. Новосибирск: Наука-Центр, 2006. – 271 с.

Олех Л.Г. Реформы и регионализм в России. Вып. 1. Уч. пособ. Новосибирск: б.и., 2000. – 94 с.

Отечество. История, люди, регионы России: Энциклопедический словать, 1999. – 795 с.

Степанищев А.Т. Регионы России. Наглядное пособие по курсу «История России. ХХ век»: региональная символика, картосхемы регионов России, краткие сведения о регионах. М.: Владос, 2003. – 96 с.

Туровский, Р.Ф. Политическая регионалистика: учеб. пособие для вузов. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. − 780 с.
Тема 4. Современный российский федерализм. Региональная политика и взаимоотношения “центр − регионы” в современной России.

Тема 5. Региональная власть и органы местного самоуправления РФ на современном этапе. Региональные элиты и группы влияния.

Тема 6. Межрегиональные отношения современной России:

Аринин А.Н., Марченко Г.В. Уроки и проблемы становления российского федерализма. М., 1999.

Асимметричная федерация: взгляд из центра, республик и областей /Под ред. Л. Дробижевой. М., 1998.

Каменская Г.В. Федерализм: мифология и политическая практика. М., 1998.

Иванов В. Путин и регионы. Централизация России. М., 2006. – 240 с.

Косов Ю.В. Политическая регионалистика. СПб.: Питер, 2009. – 192 с.

Политика в регионах: губернаторы и группы влияния. М., 2002.

Регионы России: взаимодействие и развитие (междисциплинарный подход). Матер. конф. М.: Инсвйт Полиграфик, 2001. – 155 с.

Россия регионов: трансформация политических режимов /Общ. редакция В. Гельман, С. Рыженков, М. Бри. М., 2000.

Трансформация российских региональных элит в сравнительной перспективе (материалы международного семинара). М.: Московский общественный научный фонд, 1999. – 288 с.

Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 2000.
Тема 7. Региональная экономика: теоретические основы. Большие экономические районы России.

Тема 8. Региональная экономическая политика. Региональные эколого-экономические проблемы России:

Аношкина Е.Л. Регионосозидание: институционально-экономические основы. М.: Академический проект; Гаудеамус, 2006. – 304 с.

Бутов В.И. Основы региональной экономики /В.И. Бутов, В.Г. Игнатов, Н.П. Кетова − М.: Университет, 2000. − 554 с.

Введение в экономическую географию и региональную экономику России. М.: ВЛАДОС, 2008. – 550 с.

Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. − 239 с.

География России: природа, охрана окружающей среды, история исследования территорий. М.: Энциклопедия, 2008. – 303 с.

Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов. 4-е изд. М.: ГУ ВШЭ, 2004. − 495 с.

Интеллектуальный и индустриальный потенциал регионов России. Сб. науч. ст. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008. – 300 с.

Скопин А.Ю. Введение в экономическую географию. Базовый курс для экономистов, менеджеров, географов и регионоведов. Учебник. М.: Владос, 2001. 270 с.

Шарыгин М.Д. Введение в экономическую и социальную географию. Уч. пособ. М.: Дрофа, 2007. 253 с.

Экологические проблемы Калининградской области и Балтийского региона. Сб. науч. тр. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2007. – 141 с.

Экономическая география России и стран Ближнего зарубежья. Учебник. М.: Высш. шк., 2005. – 550 с.
Тема 9. Демографическое и социокультурное развитие региона:

Антонян Ю.М. Этнорелигиозные конфликты: проблемы, решения. Уч. пособ. М.: Щит-М, 2004. – 367 с.

Володин А.В. Региональный сепаратизм: проблемы теории и практики. М., 1999.

Глазычев В.Л. Глубинная Россия: 2000-2002. М.: Новое издательство, 2005. – 323 с.

Зубаревич Н.В. Социальное развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода. М.: Изд-во ЛКИ, 2007. – 264 с.

Предотвращение региональных этнических конфликтов в Российской Федерации. Методические рекомендации. М.: Академия, 2007. – 27 с.

Россия 2002–2005: социально-демографическая ситуация: XII аналит. доклад. М.: Наука, 2008. – 311 с.

Рязанцев И.П. Экономическая социология. Региональный аспект. Уч. пособ. М.: Акад. проект, 2005. 375 с.
Тема 10. Трансграничное сотрудничество: вопросы теории и основные формы. Взаимодействие российских регионов с зарубежными регионами и странами:

Азиатская Россия: история и современный дискурс: Сб. науч. ст. Новосибирск, 2010. – 280 с.

Вооруженный конфликт в Южной Осетии и его последствия. М.: Красная Звезда, 2009. – 156 с.

Восток / Запад. Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений. Уч. пособ. М.: Росспэн, 2002. 523 с.

Гриневецкий С.Р. Черноморский узел. М.: МО, 2007. – 194 с.

Зонн И.С. Новый Каспий: география, экономика, политика. М.: Восток-Запад, 2008. – 542 с.

Клемешев А.П. Глобализация, регионализация и проблемы эксклавов. Уч. пособ. Калининград: Изд-во Рос. гос. ун-та, 2005. 137 с.

Региональная политика: опыт России и Китая. Сб. М.: РАН, Ин-т Дальн. Востока, 2007. – 202 с.

Регионы России и мировые интеграционные процессы: Сб. ст. Томск: Том. гос. ун-т, 2003. – 190 с.

Россия и Европа: особенности взаимного восприятия. Сб. науч. тр. М.: ИНИОН, 2008. – 155 с.

Современная мировая политика. Прикладной анализ. Учеб. пособ. М.: Аспект Пресс, 2010. – 591 с.

Тихоокеанская Россия и страны АТР в изменяющемся мире. Сб. статей. Владивосток: Дальнаука, 2009. – 479 с.

Федерализм и местное самоуправление в России и Германии: современные тенденции развития. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2004. – 222 с.

Федоров Г.М. Экономическое развитие стран Балтийского региона в 1990-2007 годах. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2008. – 90 с.

Федоров Г.М. Россия на Балтике: 1990-2007 годы. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2008. – 223 с.
Интернет-ресурсы:

Администрация Президента РФ – www.kremlin.ru

Государственная Дума Федерального собрания РФ – www.duma.gov.ru

Московский центр Русского географического общества [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://rgo.msk.ru/

Органы государственной власти субъектов РФ – http://www.gov.ru/main/regions/region.html

Официальная Россия: Органы государственной власти РФ – www.gov.ru

Правительство РФ – www.government.gov.ru

Совет Федерации Федерального собрания РФ – www.council.gov.ru

Федеральная служба государственной статистики [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/


8. Материально техническое обеспечение дисциплины

Оргтехника: компьютер, проектор, экран, авторский комплект компьютерных презентаций, Научная библиотека ТГУ.


Автор:

Луков Евгений Викторович – кандидат исторических наук, доцент кафедры современной отечественной истории.


Рецензент:

Ларьков Николай Семенович – доктор исторических наук, профессор кафедры истории и документоведения.


Программа одобрена на заседании методической комиссии исторического факультета ТГУ
Председатель комиссии, доцент ______________ В.Ю. Соколов

Протокол № ___ от «____»_____________2010 г.