Рабочая программа информационное право од. А. 03; цикл од. А. 00 «Обязательные дисциплины» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2страница 3
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа международное право од. А. 03; цикл од. А. 3 968.31kb.
Рабочая программа дисциплины современные теории информационного права од. 1 160.69kb.
Рабочая программа дисциплины Международное гуманитарное право Цикл... 2 586.72kb.
Рабочая программа дисциплины защита коренных народов в международном... 1 318.65kb.
Программа кандидатского экзамена «История и философия науки» 1 167.55kb.
Программа кандидатского экзамена «История и философия науки» 1 167.71kb.
Рабочая программа дисциплины библиографоведение 2 633.59kb.
Рабочая программа учебной дисциплины судебная практика рассмотрения... 1 214.15kb.
Рабочая программа дисциплины римское право направление подготовки... 1 550.82kb.
Рабочая программа дисциплины «Информационное обеспечение базы данных»... 1 323.97kb.
Программа дисциплины математический анализ Цикл ен. Ф. Специальность... 1 93.41kb.
Программа «Применение методов криптологии в системах обеспечения... 1 28.12kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Рабочая программа информационное право од. А. 03; цикл од. А. 00 «Обязательные дисциплины» - страница №1/3

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования



РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
инфоРМАЦИОННОЕ ПРАВО
ОД.А.03; цикл ОД.А.00 «Обязательные дисциплины»

основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) по специальности

12.00.13 – Информационное право

по отрасли 12.00.00 Юридические науки

Москва

2012


Автор:

Ловцов Д. А.,

доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой

информационного права, информатики и математики

Российской академии правосудия




Рецензенты:

Запольский С. В.,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой финансового права Российской академии правосудия
Панова И. В.,

доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой

административного права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», судья Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

Рабочая программа составлена на основании Федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденных Приказом Минобрнауки РФ от 16 марта 2011 г. № 1365, учебного плана подготовки аспирантов Российской академии правосудия.

Одобрена на заседании кафедры информационного права, информатики и математики Российской академии правосудия (протокол № 1 от 30 августа 2012 г.).

Утверждена Ученым советом Российской академии правосудия (протокол № 13 от 23 октября 2012 г.).

© Российская академия правосудия, 2012

© Ловцов Д. А., 2012



Цели и задачи освоения и изучения дисциплины
Целью изучения дисциплины является формирование у аспирантов углубленных теоретических знаний и умений, а также практических навыков юриста в области правового регулирования отношений в информационной сфере общественно-производственной деятельности на основе научного «исследования проблем информации как объекта правового регулирования; изучения видов информационного права и юридической защиты информации», а также по проблемам системы информационного права России и международных тенденций ее развития в рамках подготовки аспирантов к научно-исследовательской работе по специальности 12.00.13 – Информационное право.

Основными задачами изучения дисциплины являются:

- углубленное изучение вопросов современного понимания системы информационного права, ее общей характеристики, проблем построения и развития;

- формирование умений и навыков согласованного применения понятийно-категорийного аппарата современных развивающихся теорий информационного права;

- подготовка аспирантов к самостоятельному применению полученных знаний, умений и навыков при проведении диссертационных исследований и преподавательской деятельности.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования
Дисциплина «Информационное право» относится к циклу обязательных дисциплин образовательной составляющей основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности 12.00.13 – Информационное право.

Изучение дисциплины позволяет глубоко овладеть знаниями о предмете развивающейся области информационно-правового знания, и использовать их при написании диссертационного исследования.


Требования к уровню подготовки аспирантов
В результате изучения дисциплины аспирант должен:

1. Знать:

  • структуру, источники и методологию информационного права;

  • основные направления формирования и развития единого информационного пространства России;

  • основные направления развития информационной инфраструктуры в сфере высоких технологий;

  • основные направления формирования и использования информационного пространства в интересах органов государственной власти;

  • основные направления совершенствования правовой основы информационного пространства России;

  • методологию обеспечения информационной безопасности;

  • содержание законодательного обеспечения формирования и развития единого информационного пространства;

  • основные принципы правовой и иной защиты информации и обеспечения информационной безопасности субъектов единого информационного пространства;

  • организацию и координацию действий органов государственной власти в едином информационном пространстве России;

  • основные направления совершенствования форм и методов борьбы с различными видами правонарушений в сфере информации;

  • проблемы международного сотрудничества в правовом регулировании и развитии глобального информационного пространства.

2. Уметь:

находить и применять необходимые нормативные правовые акты в системе действующего законодательства, регулирующие конкретные правоотношения в инфосфере, в том числе с использованием автоматизированных глоссариев правовой информации;

готовить документы о передаче прав на информацию, отражающие правовой режим и порядок доступа к информации;

применять иные нормы российского информационного права.



3. Владеть:

  • информационно-правовой терминологией;

  • навыками сравнительного правового анализа современных информационно-правовых знаний (теорий, концепций, принципов).

4. Иметь представление:

  • об основных проблемах и перспективах развития отрасли;

  • об организационно-правовом обеспечении охраны государственной, служебной, коммерческой, профессиональных тайн и персональных данных.

  • о составе и основном содержании зарубежного информационного законодательства как правовой базы постиндустриального информационно-кибернетического общества.



Структура и содержание дисциплины
Объем дисциплины и виды учебной работы

(в часах и зачетных единицах)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы (144 академических часа).

Форма обучения: очная, заочная.




Вид учебной работы

Количество

зачетных единиц

и часов

Общая трудоемкость

4 (144)

Аудиторные занятия (всего), из них:

1,3 (48)

Лекции

0,8 (28)

Практические и групповые занятия

0,5 (20)

Самостоятельная работа

2,7 (96)

Форма итогового контроля

кандидатский экзамен


Тематический план дисциплины


п/п

Разделы (темы)

дисциплины

Виды учебной работы и трудоемкость

(в часах)







Всего

из них










Лекции


Практ. и групп. занятия


Самост. работа



Введение в дисциплину


8

4

2

2



Раздел 1. Информационное право – интегрированная отрасль российского права

34

8

4

22



Раздел 2. Правовое регулирование в области информационной безопасности и средств массовой информации

34

6

4

24



Раздел 3. Правовое регулирование в области средств автоматизации, ЭВТ и глобальных телематических сетей

34

6

6

22



Раздел 4. Правовое регулирование отношений в области библиотечного и архивного дела

34

4

4

26

ВСЕГО:


144

28

20

96



Содержание дисциплины
Введение в дисциплину

Объект, предмет, цели, задачи, актуальность, структура учебной дисциплины и отчётность. Основные нормативные правовые акты, руководящие документы и учебно-методическая литература.

Общее понятие и место информационного права в системе российского права. Классификация информационных отношений и правоотношений по предназначению: целевые и обеспечивающие. Целевые информационные отношения – информационные отношения в инфосфере – объект информационного права как науки; информационные правоотношения в инфосфере – как отрасли и учебной дисциплины. Предмет – способы и нормы правового регулирования информационных отношений (правоотношений) в инфосфере.

Право на информацию. Порядок реализации права на информацию и гарантии предоставления информации. Защита прав субъектов на получение и использование информации. Государственная политика в сфере реализации права на информацию.

История становления и развития информационного права. Устав ООН (24 октября 1945 г.). Окинавская Хартия (22 июля 2000 г.). Трёхаспектная роль информации. Информационные проблемы. Информационные права и свободы – фундамент отрасли информационного права. Система информационного законодательства.
Раздел 1. Информационное право – интегрированная отрасль

российского права
Информационные правоотношения в инфосфере. Понятие информационного правоотношения в инфосфере как правоотношения особого рода. Продуктивная классификация информационных правоотношений по «информационной насыщенности»: предметные (отраслевые) – основные, смешанные (двухотраслевые) – дополнительные, смежные (практически других отраслей) – факультативные. Декомпозиция и уточнение предмета информационного права.

Структура информационного правоотношения в инфосфере. Субъект, объект и содержание информационного правоотношения в инфосфере. Понятие информационной деятельности. Понятие правового режима содержательной информации. Классификация информационно-правовых режимов по доступности. Режим информации неограниченного доступа (общедоступной). Режим информации ограниченного доступа. Режим информации обязательного предоставления. Режим информации запрещённого ограничения доступа. Режим документированной информации.

Регулятивные и охранительные информационные правоотношения. Материальные и процессуальные информационные правоотношения. Абсолютные и относительные информационные правоотношения. Отношения, связанные с производством, поиском, получением, преобразованием, передачей, распространением и потреблением информации; отношения, складывающиеся по поводу обеспечения информационной безопасности; охранительные информационные правоотношения, обеспечивающие охрану содержательной информации, информационных прав и свобод.

Понятие, способы и средства, методы, принципы, источники и система информационного права. Информационное право – самостоятельная интегрированная отрасль в системе российского права, отрасль научных знаний (наука) и учебная дисциплина. Способы и средства правового регулирования – традиционные. Способы: диспозитивный, императивный, рекомендательный, поощрительный, альтернативный и др. Средства: запрет, дозволение, рекомендация, обязывание-повеление, управомочивание, стимулирование: поощрение, привилегия; санкция, включая наказание.

Методы научно-правовых исследований в предметной области информационного права: общие (традиционные) и специальные (обусловленные спецификой предметной области). Общие: методы системного подхода, формально-догматический метод, сравнительно-правовой метод, сравнительно-исторический метод, социологический метод, метод моделирования, метод социально-правового эксперимента и др. Специальные: информационно-аксиологический метод (количественное оценивание качества информации и информационной эффективности жизнедеятельности личности, общества и государства), информационно-технологический метод (количественное оценивание качества и эффективности применения ИКТ и ЭВТ).

Базовые принципы информационного права: свободного обращения информации, гласности (открытости или публичности информации), конфиденциальности информации о частной жизни, свободы массовой информации, баланса информационных интересов личности, общества и государства при приоритетности интересов личности.



Источники информационного права: материальный (социально-экономические, природно-климатические, научно-технические и другие объективные условия), идеальный (правосознание, правовой менталитет и другие внутренние субъективные выражения сознания смысла жизни), формальный (формы внешнего выражения информационно-правовых норм). Формальные источники: нормативные акты, нормативные договоры (международные и внутригосударственные), обычаи делового оборота, решения компетентных государственных органов, устанавливающие или санкционирующие нормы информационного права.

Объективно сложившаяся на современном этапе наукоёмкая система информационного права как целостное развивающееся сложное образование, включающее в качестве основных многоаспектно взаимосвязанных функциональных компонентов (подотраслей), такие как «Право информационной безопасности», «Медиаправо», «Компьютерное право» и «Телематическое право».



Юридическая ответственность за информационные правонарушения (преступления). Юридическая ответственность как самостоятельный институт информационного права. Понятие информационного правонарушения (преступления). Гражданско-правовая ответственность за информационные правонарушения. Договорная и деликтная ответственность. Основания для наступления гражданско-правовой ответственности. Административно-правовая ответственность за информационные правонарушения. Уголовная ответственность за преступления в информационной сфере. Нормы об ответственности за правонарушения и преступления в инфосфере.
Раздел 2. Правовое регулирование в области информационной

безопасности и средств массовой информации
Правовое обеспечение информационной безопасности. Государственная политика в области информационной безопасности. Информационная безопасность как система обеспечения защищённости интересов (потребностей в устойчивом развитии) личности, общества и государства от угроз в информационной сфере.

Объекты информационных правоотношений в области информационной безопасности (духовность, нравственность, уровень интеллектуального развития личности и общества; конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность государства; информация, информационные ресурсы, информационные системы, базы и банки данных; информационные права и свободы). Субъекты правоотношений в области информационной безопасности (государство, органы законодательной, исполнительной и судебных властей, система обеспечения безопасности, Совет Безопасности РФ, физические лица).

Правовые механизмы защиты субъектов информационных правоотношений от воздействия «информационного оружия», деструктивной (недоброкачественной, вредоносной) информации и дезинформации в условиях «информационной борьбы» (войны), защиты объектов правоотношений от несанкционированного доступа и использования, защиты прав и свобод субъектов (источников и потребителей информации) в информационной сфере.

Правовое регулирование отношений в области государственной тайны. Конституционная основа института государственной тайны. Цели правового регулирования отношений, связанных с государственной тайной. Основные объекты информационных правоотношений в области государственной тайны (государственная тайна; действия носителей сведений, составляющих государственную тайну; допуск к государственной тайне; доступ к сведениям, составляющим государственную тайну; гриф секретности; средства защиты информации; перечень сведений, составляющих государственную тайну). Основные субъекты информационных правоотношений (органы законодательной, исполнительной и судебной властей, местного самоуправления; организации, учреждения и предприятия независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности; должностные лица и граждане РФ, взявшие на себя обязательства, либо обязанные по своему статусу исполнять требования законодательства РФ о государственной тайне; система защиты государственной тайны). Полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты. Перечень сведений, составляющих государственную тайну. Отнесение сведений к государственной тайне и засекречивание этих сведений. Рассекречивание сведений и их носителей. Распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну. Защита государственной тайны. Контроль и надзор за обеспечением защиты государственной тайны. Ответственность за разглашение государственной тайны.

Правовое регулирование отношений в области коммерческой тайны. Конституционная основа института коммерческой тайны. Цели правового регулирования информационных правоотношений при работе со сведениями, составляющими коммерческую тайну. Основные объекты правоотношений (коммерческая тайна и сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну; действия носителей коммерческой тайны; разглашение коммерческой тайны; неправомерные способы получения коммерческой тайны). Субъекты информационных правоотношений (создатель коммерческой тайны; обладатель коммерческой тайны; конфидент коммерческой тайны; контрагент, работодатель; работник; органы государственной власти и местного самоуправления). Установление режима коммерческой тайны. Отнесение сведений к коммерческой тайне. Правомерное получение и использование сведений, составляющих коммерческую тайну. Охрана коммерческой тайны в трудовых отношениях. Защита прав на коммерческую тайну. Ответственность за нарушения при работе с коммерческой тайной.

Правовое регулирование отношений в области персональных данных. Конституционные основы института персональных данных. Цели правового регулирования отношений, возникающих при работе с персональными данными. Основные объекты информационных правоотношений (персональные данные, перечень персональных данных, массив персональных данных, режим конфиденциальности персональных данных, согласие субъекта данных, работа с персональными данными). Субъекты информационных правоотношений (субъект персональных данных; держатель (обладатель) массива персональных данных; оператор; третье лицо; получатель персональных данных; органы государственной власти и местного самоуправления). Права субъекта персональных данных, ограничение прав субъектов на свои персональные данные. Права и обязанности держателя (обладателя) по работе с массивами персональных данных. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных. Государственное регулирование работы с персональными данными. Основные принципы работы с персональными данными, условия законности работы с персональными данными. Режим конфиденциальности персональных данных. Общедоступные массивы персональных данных. Специальные категории персональных данных. Ответственность за правонарушения при работе с персональными данными.

Правовое регулирование отношений при создании и распространении массовой информации. Конституционная основа института массовой информации. Основные цели правового регулирования информационных отношений в области средств массовой информации (свобода СМИ; их независимость от органов государственной власти и местного самоуправления, от коммерческих структур и финансовых олигархий; достоверность и объективность массовой информации; недопустимость злоупотребления свободой массовой информации, недопустимость распространения вредоносной и опасной для личности и общества информации).

Основные объекты информационных правоотношений в области СМИ (периодическое печатное издание; радио-, теле-, видео-, кинохроникальная программа; продукция СМИ). Основные субъекты информационных правоотношений (редакция СМИ, главный редактор, журналист, издатель, учредитель, потребитель). Особенности деятельности субъектов информационных правоотношений в области СМИ и возникающих при этом отношений (распространение информации; отношения СМИ с гражданами и организациями; правой статус журналиста; межгосударственное сотрудничество в области массовой информации; ответственность за нарушение законодательства о СМИ). Государственная политика в области массовой информации. Освещение в СМИ деятельности органов государственной власти, опубликование нормативных правовых актов, реклама. Ответственность за правонарушения в области массовой информации.


Раздел 3. Правовое регулирование в области электронного

документооборота и глобальных телематических сетей
Правовое регулирование в области электронного документооборота. Понятие электронного документа. Правовой режим электронного документа. Правовые условия использования электронного документооборота.

Понятия электронной подписи и квалифицированной электронной подписи (КЭП) или электронной цифровой подписи (ЭЦП), закрытого и открытого ключей ЭЦП (КЭП), средств формирования и проверки ЭЦП (КЭП), удостоверяющего центра. Требования, предъявляемые к удостоверяющим центрам. Смысл криптографических преобразований информации. Принципы организации защищённого обмена в распределительной сети автоматизированной информационной системы. Правовой режим ЭЦП (КЭП). Иные аналоги собственноручной подписи и их правовой режим.

Правовое регулирование электронной экономической деятельности и управления. Понятие и виды электронной экономической деятельности (электронная коммерция, электронные государственные закупки: торги, котировки, аукционы). Правовое регулирование отношений в области государственных автоматизированных систем (типа ГАС РФ «Правосудие», ГАС РФ «Выборы», ГАС РФ «Управление»1).

Электронное государство и системы электронного управления. Понятие и виды.

Правовое регулирование в области глобальных телематических сетей. Правовая характеристика глобальных телематических (телекоммуникационных информационно-компьютерных) сетей (ГТС). Сеть Интернет и другие глобальные телематические сети («Релком», «Ситек», «Sedab», «Remart» и др.). Понятие «виртуальность».

Основные объекты информационных правоотношений в области ГТС (информационные системы; информационно-телекоммуникационные технологии; ресурсы, составляющие инфраструктуру сети; информационные продукты и услуги). Субъекты информационных правоотношений (создатели инфраструктуры ГТС; разработчики ГТС, обеспечивающие её расширение и развитие; информационные посредники – провайдеры2, предоставляющие услуги по пользованию сетью; пользователи сети). Особенности поведения субъектов и осуществления информационных правоотношений в области глобальных телематических сетей. Применение модели информационной сферы для выявления и анализа правовых проблем в области ГТС.

Основные правовые проблемы регулирования информационных отношений в ГТС (защита авторских и смежных прав, распределение доменных имен, борьба с информационно-компьютерной преступностью).
Раздел 4. Правовое регулирование отношений в области

библиотечного и архивного дела
Правовое регулирование отношений в области библиотечного дела. Конституционная основа института библиотечного дела. Вопросы организации библиотечного дела, взаимоотношений между государством, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в этой области, принципы деятельности библиотек. Основные объекты информационных правоотношений (книги, другие источники информации, библиотечные фонды, хранилища, помещения для размещения библиотек). Основные субъекты информационных правоотношений, их правовое положение (библиотеки, должностные лица библиотек, пользователи библиотек, государство, органы государственной власти и местного самоуправления).

Государственная политика в области библиотечного дела. Защита прав пользователей библиотек, обеспечение всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собираемых и предоставляемых в пользование библиотеками.



Правовое регулирование отношений в области архивного дела и архивов. Конституционная основа института архивного дела. Вопросы организации архивного дела, взаимоотношений между государством, гражданами, организациями, учреждениями и предприятиями в этой области.

Основные объекты информационных правоотношений (архивный документ, архивный фонд, архив как совокупность архивных документов, справочник). Основные субъекты информационных правоотношений (архив как организация, государственные и негосударственные архивы, органы государственной власти и местного самоуправления, государственные учреждения, организации и предприятия, пользователи архивных документов, граждане, физические и юридические лица).

Государственная политика в области архивов. Порядок формирования, организации хранения, комплектования, учёта и использования архивных документов. Ответственность за нарушение законодательства об архивном фонде РФ и архивах.

Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы аспирантов
Введение в дисциплину

Объект, предмет, цель, задачи, актуальность, структура учебной дисциплины и отчётность. Основные нормативные правовые акты, руководящие документы и учебно-методическая литература3.

При рассмотрении вопроса об объекте необходимо, во-первых, раскрыть понятие «информационное правоотношение»: урегулированное нормами права общественное отношение, возникающее по поводу информации либо юридически значимых результатов действий (бездействия) в отношении неё (производство, поиск, получение, преобразование, передача, распространение, предоставление, потребление, неразглашение и др.) и состоящее во взаимосвязи субъективных прав и юридических обязанностей его участников, и, во-вторых, рассмотреть классификацию информационных правоотношений по предназначению: целевые (в инфосфере), обеспечивающие (в иных сферах: экономической, политической, социальной, т.е. в сфере социального обеспечения и страхования, образования и культуры, охраны здоровья и т.п.; экологической, брачно-семейной, трудовой, нравственной и др.). Основным критерием, позволяющим выделять такие группы правоотношений, является информационная природа их объекта.

С учётом этого объектом учебной дисциплины «Теория информационного права» (а также отрасли информационного права) являются информационные правоотношения в инфосфере, представляющие собой особую разновидность общественных правоотношений, обусловленную спецификой их объектов. Предмет – способы и нормы правового регулирования целевых4 информационных правоотношений, включающих три относительно самостоятельные группы: предметные (основные), смешанные (дополнительные) и смежные (факультативные) целевые информационные правоотношения.



Актуальность изучения учебной дисциплины обусловлена происходящей исторической сменой общественной формации и неуклонным переходом человечества к новому информационно-кибернетическому или информационному обществу, идущему на смену современному индустриальному обществу.

Структура и отчётность – дисциплина включает последовательное изучение трёх разделов (дидактических единиц), обязательное самостоятельное конспектирование нормативных правовых актов, рекомендованных к практическим занятиям (семинарам), подготовку реферата (научной статьи), выполнение двух-трёх персональных домашних контрольных заданий (ДКЗ) и заканчивается экзаменом. По данной дисциплине возможно написание курсовой работы, а также выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).

Для понимания роли и места информационного права как новой интегрированной отрасли в системе российского права необходимо понимание роли, которую в современном обществе играет информация5, и сущности возникающих информационных проблем, для решения которых требуется установление специальных нормативных предписаний.

В настоящее время важное прагматическое значение приобретают следующие три аспекта информации. С одной стороны, она рассматривается как стратегический ресурс, от эффективного использования которого зависят перспективы развития экономики, формирование информационного гражданского общества, обеспечение безопасности государства и граждан. Использование информационных ресурсов, грамотная организация информационных процессов может существенно увеличить рентабельность многих процессов в постиндустриальном производстве, способствовать в решении социальных задач. С другой стороны, информация становится товаром, что стимулирует во всем мире рост нового сектора национальных экономик – сектора информационных услуг. Наконец, информация становится мощным и эффективным оружием, что требует решения многих проблемных задач в области обеспечения информационной безопасности. Таким образом, возрастающая роль информации, стремительное развитие информационно-компьютерных систем, средств, ресурсов и технологий стимулирует развитие общества, основанного на использовании информации и знаний – информационного общества как разновидности постиндустриального. Рассматривая общественное развитие как «смену стадий», известные концепции информационного общества связывают его становление с доминированием «четвёртого», информационного сектора экономики, действующего наряду с тремя традиционными для индустриального общества секторами – промышленностью, сельским хозяйством и экономикой услуг. При этом капитал и труд – основа современного индустриального общества, постепенно уступают место информации и знаниям.

В ряду важнейших конституционных прав и свобод человека и гражданина, которые признаются и гарантируются в Российской Федерации, находится право на информацию. Оно имеет многоаспектный характер, что предполагает его дифференциацию на ряд основных юридических возможностей, которые вытекают из содержания конституционных положений и основных принципов международных соглашений. Во-первых, возможность доступа к информации, которая реализуется через право каждого свободно искать её и получать (ст. 7, 8, 9 Федерального за­кона «Об информации, информационных технологиях и защите информации»). Во-вторых, возможность обмена информацией, которая реали­зуется через право её передавать и распространять (ст. 10 Федерального за­кона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ст. 25 Закона РФ «О средствах массовой информации»). В-третьих, возможность производства информации, которая реализуется через ряд нормативных предписаний о свободе творчества, разработке и производстве информационных систем, о культуре, о науке и др. Право на информацию отнесено к разряду основных прав, и поэтому в силу ст. 17 Конституции РФ этому праву присущи особые свойства – принадлежность каждому от рождения (естественный характер) и неотчуждаемость (невозможность и недопустимость лишения этого права без опоры на закон).

Под влиянием объективных процессов и явлений, сопутствующих развитию информационного общества, возникла проблема охраны информации, обусловившая возникновение практически самостоятельного вида охранной деятельности. С одной стороны, охрана информации подразумевает создание и сохранение информационных ресурсов, их рациональное использование как непременные условия развития всей цивилизации. С другой стороны, охрана информации рассматривается как предупреждение глобального информационного кризиса, возможность которого обусловлена постоянным углублением противоречия между стремительным ростом количества и объёмов мировых запасов информации и отсутствием социально-технической возможности эффективной и своевременной её переработки, а также отсутствием доступа к мировым информационным ресурсам у части населения планеты в силу неразвитости информационной инфраструктуры отдельных государств.

Основным инструментом решения информационных проблем является право как универсальный регулятор. В 2000 г. лидерами стран G8 – большой «восьмёрки» (Великобритания, Германия, Италия, Канада, Россия, США, Франция, Япония) принята «Окинавская Хартия6 глобального информационного общества» (г. Окинава, Япония, 22 июля 2000 г.), признающая наступление информационного общества и содержащая цели, задачи и способы совместного согласованного внедрения и использования ИКТ во всех сферах общественно-производственной деятельности государств-участников.

В Российской Федерации идет активная работа по разработке теоретических основ и формированию государственной политики в области развития информационной сферы. В рамках государственной информационной политики закладываются основы для решения таких задач, как формирование единого информационного пространства России и вхождение России в мировое информационное пространство; обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства; формирование демократически ориентированного массового сознания; становление отрасли информационных услуг, формирование и развитие информационного права и др.

Основные доктринальные и концептуальные положения государственной информационной политики нашли свое нормативное закрепление в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утверждённой Указом Президента РФ от 09 сентября 2000 г. № Пр-1895, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утверждённой Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537, и Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утверждённой Указом Президента РФ от 7 февраля 2008 г. № Пр-212.

Правовой основой регули­рования отношений в информационной сфере является система информационного законодательства, находящаяся в стадии становления. Общую характеристику её реального состояния можно на основе действующего «Классификатора7 правовых актов». Сегодня насчитывается более сотни законов, касающихся информационных правоотношений. Конкретизация участия органов государственной власти в фор­мировании и реализации государственной политики в соответствии с их компетенцией проведена в Федеральной целевой программе «Электронная Россия на 2002 – 2010 годы», утверждённой Постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65.

Следует иметь в виду, что информационное право как отрасль без достаточных научных обоснований не способна развиваться эффективно. Поэтому магистрантам следует иметь представление об истории развития науки информационного права, концептуальных подходах и фундаментальных теориях, о научном вкладе известных учёных. В частности, в данной предметной области получили широкое признание работы отечественных учёных: академика Н. Н. Топорнина, доктора технических и юридических наук А. А. Стрельцова, доктора технических наук В. А. Копылова, докторов юридических наук Ю. М. Батурина, И. Л. Бачило, А. Б. Венгерова, О. А. Гаврилова, О. А. Городова, В. Н. Лопатина, М. М. Рассолова, В. Н. Фатьянова, М. А. Федотова и многих других, посвящённые различным аспектам проблемы эффективного правового регулирования информационных отношений и информатизации правовой системы.

Историческим началом формирования науки информационного права в России можно считать конец 1980-х начало 1990-х гг., отмеченных трудами отечественных учёных И. Э. Мамиофа8, Ю. М. Батурина9, Ю. А. Тихомирова10, А. Б. Венгерова11 и др., посвящёнными вопросам обособления самостоятельной группы общественных отношений, связанных с созданием и использованием компьютерной техники, автоматизированных систем управления и машинной информации («информационное или компьютерное право»).

С середины 1990-х гг. также стали получать распространение результаты исследований комплекса общественных отношений в рамках «Права СМИ» или «Массово-информационного права», опубликованные в работах М. А. Федотова12, В. Н. Монахова13, А. Г. Рихтера14 и др. Примерно в тоже же самое время появились научные труды В. А. Копылова15, М. М. Рассолова16, В. Н. Лопатина17, И. Л. Бачило18 и др., рассматривающие более широкий подход: исследование правоотношений в информационной сфере в целом.

В настоящее время разрабатывается многоуровневый подход к определению предмета науки информационного права, предполагающий обособление отрасли по виду деятельности в инфосфере – информационной деятельности и связанными с нею правовыми режимами информации (В. В. Ершов, Д. А. Ловцов, С. Г. Чубукова, Л. В. Терентьева, С. В. Петровский и др.). Представляется, что особенная часть информационного права в основном должна состоять из норм, регулирующих особые виды (режимы) информации – электронную, массовую, документированную, конфиденциальную, рекламную и др. Нормы других, уже устоявшихся комплексных образований в праве (законодательства об интеллектуальной собственности, о связи, о культуре, об архивах и др.) могут входить в информационное право только в части, которая касается непосредственно информации и её правового режима.

Целевой задачей науки информационного права является разработка научно-теоретической базы развития отрасли, в которую входят, в частности, положения, обосновывающие состав и структуру отрасли, её место и роль, соотношение с другими отраслями, перспективные направления развития и др. При этом следует учитывать то, что ряд теоретических вопросов информационного права в различных научных школах решается неоднозначно. Эти различия магистрантам следует учитывать в своей учебно-исследовательской и научно-исследовательской работе, подвергая обоснованному критическому анализу.


Раздел 1. Информационное право – интегрированная отрасль

российского права
Информационные правоотношения в инфосфере. Урегулированные информационно-правовыми нормами информационные отношения в инфосфере, т.е. целевые информационные правоотношения в зависимости от информационной «насыщенности» их фактического содержания и «чистоты» информационной природы объекта-деятельности (объёма информационных действий), т.е. от роли и «величины» информационной составляющей, можно условно разделить на следующие три основные группы:

1. «Чисто» информационные правоотношения – т.е. с преобладанием информационной природы у объекта (уже сегодня образованные и поддерживаемые относительно самостоятельными комплексами норм информационного права, которые можно рассматривать как подотрасли информационного права) в области:



  • средств обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства и соответствующей привилегированной содержательной информации, необходимой для удовлетворения информационных потребностей жизнедеятельности (функционирования), развития и обучения – подотрасль «Право информационной безопасности» (включая институт информационных прав и свобод, институт тайны, институт охраны права на частную информационную деятельность, институт персональных данных и др.);

  • средств массовой информации и соответствующей «массовой» информации – подотрасль «Медиаправо» или «Право СМИ» (включая институт свободы массовой информации, институт прав телерадиовещателей и др.);

  • средств автоматизации (включая автоматизированные информационные системы – АИС, автоматизированные системы управления – АСУ, государственные автоматизированные системы – ГАС), электронно-вычислительной техники и соответствующей машинной («компьютерной») информации – подотрасль «Компьютерное право» (включая институты электронного документооборота, электронной подписи, программно-математического обеспечения и др.);

  • средств телематики (включая глобальные телематические сети типа сетей «Интернет», «Релком», «Ситек», «Sedab», «Remart» и др.) и соответствующей многоаспектной электронно-цифровой информации – подотрасль «Телематическое право» или «Интернет-право» (включая институты телекоммуникаций и связи, институт доменных имён и др.).

2. «Смешанные» информационные правоотношения (информационно-имущественные, информационно-неимущественные, информационно-хозяйственные, информационно-производственные и др.): в области интеллектуальной собственности и собственности на информационные ресурсы, компьютерной преступности, правовой информатизации и др.

3. «Частично» информационные правоотношения: в области употребления (использования) информационных средств и ресурсов (в частности, в области культуры, библиотечного дела, архивов и др.).

Структуру информационного правоотношения образуют его элементы – субъекты правоотношения, объекты правоотношения и содержание правоотношения: юридическое, включающее субъективные права и юридические обязанности участников правоотношения, и фактическое – совокупность действий информационного и иного характера.

Под субъектами информационного правоотношения в инфосфере понимаются физические и юридические лица, а также публичные образования, являющиеся носителями предусмотренных информационным законодательством прав и обязанностей. Из этого следует, что субъектами информационных правоотношений могут быть не всякие лица, а только те, которые наделены действующим законодательством определёнными правами и обязанностями.

Под объектами информационных правоотношений в инфосфере, исходя из плюралистической концепции объекта, понимаются компоненты19 информационной деятельности: информационные блага, действия, услуги, интересы, имущество, режимы, результаты и др.

Информационная деятельность деятельность в информационной сфере20 (инфосфере) как форма целесообразного преобразования (изменения) информационного содержания окружающего материального и духовного мира в интересах людей, общества или государства, включающая:

цель (материальные или духовные блага, в том числе информационные продукты и услуги, продукты интеллектуального творчества и др.);

информационные ресурсы (средства, системы, технологии);

информационные процессы (производство, интерпретация, коммуникация21), отражающие поведение, действия и интересы информационных деятелей;

информационно-правовые режимы22 (комплексы средств правового регулирования информационных отношений, возникающих при установлении и применении разнокачественных форм представления информации);

информационные структуры (информационные массивы и операции преобразования содержательной информации23);

организационные и юридические структуры (определяют фактическое содержание информационного правоотношения), имеющие частные или государственные интересы;

результаты (интеллектуальная собственность; информационные отношения, определяющие, в частности, фактическое создание, преобразование, передачу, получение, логическую обработку, интерпретацию, предоставление, использование, неразглашение информации и др.).

Важнейшей характеристикой любого правоотношения является взаимодействие его участников, которое проявляется в реализации их взаимных прав и обязанностей. Права и обязанности участников информационных правоотношений составляют юридическое содержание последних. Под правами субъектов информационных правоотношений понимается мера возможного или дозволенного поведения данного лица.

Субъективные информационные права имеют общую внутреннюю структуру, которая проявляется в наличии следующих трёх основных элементов:

правомочие на собственные действия, заключающееся в возможности совершения фактических и юридически значимых действий;

правомочие на чужие действия, заключающееся в возможности требовать от обязанного лица исполнения возложенных на него обязанностей;

правомочие на защиту, заключающееся в возможности прибегнуть к государственно-принудительным мерам в случае нарушения субъективного права или неисполнения одним из участников правоотношения своих обязанностей.

Под обязанностью участника информационного правоотношения понимается установленная законом мера должного или требуемого поведения, которой, как правило, корреспондирует субъективное право другого лица. Юридическая обязанность обладает внутренней структурой, которая характеризуется наличием следующих элементов:

необходимостью совершить определённые действия или воздержаться от них;

необходимостью исполнить требования управомоченного субъекта;

необходимостью нести ответственность за нарушение субъективных прав других участников правоотношения или за неисполнение их законных требований.



Правовые режимы информации. В правовой сфере под информацией понимается в настоящее время, главным образом, содержательная информация – совокупность сведений (знаний) о конкретном материальном объекте-системе или процессе (семантический аспект), содержащаяся в информационных массивах (массивах данных, массивах программ, сообщениях, фактах), воспринимаемая получателем (человеком-оператором, системой и др.) и используемая им для выработки (с учётом его индивидуального или общесистемного тезауруса – накопленных знаний, целей и задач) и принятия управляющего решения (прагматический аспект); имеет субъективный характер. Наличие (получение) содержательной информации в системе (элементе принятия решений) – её содержательно-информационного ресурса позволяет получателю уменьшить имеющуюся неопределённость (разнообразие) истинной ситуации и на основе этого сделать выбор одного или нескольких вариантов из множества возможных равноправных альтернатив. Правовая дефиниция соответствующего понятия дана в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: информация – это сведения24 (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

По критерию доступности к содержательной информации можно выделить четыре группы информационно-правовых режимов, имеющие прикладную значимость, а именно, правовые режимы информации:

- неограниченного доступа (общедоступной): литература (нормативная, учебная, научная, справочная, общественно-политическая – публицистика и др.), произведения искусства (имеющие информационный, т.е. художественно-познавательный характер), сообщения и материалы масс-медиа («массовая информация»), таблоиды, реклама, судебные решения и др.;

- ограниченного доступа: тайны, секреты производства – ноу-хау, торговые секреты, секреты промысла и др.;

- обязательного предоставления25 для доступа: декларации (налоговые и др.), объявления (о банкротстве, об экологической обстановке и др.), авизо, обвинительные заключения и др.;

- запрещённого ограничения доступа: отчёты (кредитные, финансово-хозяйственные, бухгалтерские; о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и др.), комплекты документов (учредительных, платёжно-расчётных и др.), свидетельства (о праве, включая патенты), кадастры (лесной и др.) и др.



Особый правовой режим разработан в информационном праве для электронных документов. Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» определяет правовые условия использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. При этом организационно-правовые механизмы (удостоверения, квитирования, архивирования), использующие соответствующие ЭЦП (КЭП), должны обеспечить специальные (правовые) свойства информации – легитимность (юридическую значимость) циркулирующих в сети электронных документов, включающую их аутентичность (содержательная составляющая), легальность (формальная составляющая) и верифицируемость (процедурная составляющая).

Исходя из этого, предметом интегрированной (частично самостоятельной и частично комплексной) отрасли права – информационного права логично определить способы и нормы правового регулирования информационных отношений в инфосфере, выделив по значимости и с учётом предметов других отраслей права следующие относительно самостоятельные классы соответствующих целевых информационных правоотношений:



основные (предметные, отраслевые) – «чисто» информационные правоотношения (эффективно регулируются исключительно нормами информационного права);

дополнительные (смешанные, двухотраслевые) – «смешанные» информационные правоотношения (регулируются комплексом норм информационного и других отраслей права);

факультативные (смежные, практически других отраслей) – «частично» информационные правоотношения (регулируются нормами других отраслей права, которые могут входить в информационное право только в части, касающейся непосредственно информации и её правового режима).

При этом самостоятельную часть интегрированной отрасли информационного права составляют способы и нормы правового регулирования основных (предметных, отраслевых) – «чисто» информационных отношений в инфосфере, а комплексную – смешанных и смежных.

В информационном праве как интегрированной отрасли права различаются регулятивные и охранительные информационные правоотношения. Правоотношения первого вида связаны с дозволенной деятельностью по производству, поиску, получению, преобразованию, передаче, распространению и потреблению информации. Правоотношения второго вида возникают в связи с совершёнными информационными правонарушениями (включая информационные преступления).

Информационные правоотношения можно дифференцировать на материальные и процессуальные. Материальные информационные правоотношения складываются по поводу реализации прав и обязанностей субъектов данных отношений. Например, отношения, возникшие в результате реализации права гражданина или организации на опровержение не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений (ст. 43 Закона РФ «О средствах массовой информации»). Процессуальные информационные правоотношения складываются по поводу процедуры их возникновения, изменения или прекращения. Например, отношения, возникающие при оформлении граждан на допуск к сведениям, составляющим государственную тайну (раздел 2 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне).

В зависимости от структуры связи между субъектами информа­ционных правоотношений они делятся на абсолютные и относительные. В абсолютных информационных правоотношениях управомоченному субъекту противостоит неопределённое количество пассивно обязанных лиц, которые не вправе чинить никаких препятствий в реализации юридических возможностей управомоченного. Например, отношение, складывающееся после публикации сведений о выдаче патента (ч. 4 ГК РФ). В относительных информационных правоотношениях управомоченному субъекту в качестве обязанных противостоят точно поименованные лица. Например, отношения между работником и работодателем, складывающиеся по поводу персональных данных работника (гл. 14 ТК РФ).

В зависимости от содержания можно выделить:



  • правоотношения, связанные с производством, поиском, получением, преобразованием, передачей, распространением и потреблением информации;

  • правоотношения, складывающиеся по поводу обеспечения информационной безопасности;

  • охранительные информационные правоотношения, обеспечивающие охрану содержательной информации, информационных прав и свобод и др.

Понятие, способы и средства, методы, принципы, источники и система информационного права. При изучении понятия информационного права необходимо различать информационное право как науку, самостоятельную отрасль в системе российского права и учебную дисциплину. Как отрасль российского права информационное право представляет собой систему норм, регулирующих информационные отношения в инфосфере, компонентом объектов которых является информация. Данные информационные отношения отличаются от остальных тем, что информация в них является одновременно и основной целью (нематериальным благом, по поводу которого они возникают независимо от области применения информации) и средством её достижения. К примеру, отношения по получению потребителем информации при покупке товара служат цели приобретения товара, а не приобретения информации как таковой. Напротив, общественные отношения по защите государственной тайны имеют своей основной целью сохранение в тайне информации, независимо от области применения этой информации – в гражданском обороте, политике, судопроизводстве и др.

Магистрантам следует обратить внимание на то, что информационное право является интегрированной отраслью права, имеющей как самостоятельную, так и комплексную часть, включающую нормы других (как правило, базовых) отраслей, таких как уголовное, гражданское, административное право и др. Один из известных отечественных правоведов С. С. Алексеев, говоря о комплексных образованиях в праве, подчеркивал, что «юридические особенности данной общности выражены… в особых принципах, общих положениях, отдельных специальных приёмах регулирования, свидетельствующих о существовании специального, хотя и не видового юридического режима»26. В информационном праве таким обобщающим фактором является правовой режим информации.

Информационное право как раздел социально-естественной науки «правовая информология»27 является системой научных знаний о правовом регулировании информационных отношений в инфосфере. Информационное право как учебная дисциплина представляет собой целевую систему знаний, которая предполагает наряду с изучением информационных правоотношений изучение основных понятий, категорий и принципов правовой информологии, а также правовой информатики28, раскрывающих специфику общего объекта информационных правоотношений в инфосфере – информационной деятельности, а также её компонентов как частных объектов.

Способы и средства правового регулирования. Для полного раскрытия понятия информационного права как отрасти права необходимо также определить способы (методы) правового регулирования, т.е. описать процедуры и приёмы воздействия на регулируемые информационные отношения. В правовом регулировании информационных отношений применяются все известные способы (диспозитивный – при регулировании информационной собственности: вещной и интеллектуальной, порядка использования информации и др.; императивный – при регулировании отношений в области информационной безопасности, охраны информации, СМИ; возможны также рекомендательный, поощрительный, альтернативный и др.) и средства (запрет, дозволение, рекомендация, обязывание-повеление, управомочивание, стимулирование: поощрение, привилегия; санкция, включая наказание) правового регулирования.

Методы научных исследований в предметной области информационного права включают как общие (традиционные) методы научно-правовых исследований, так и специальные, обусловленные спецификой предметной области.

В состав общих методов научно-правовых исследований входят, в частности, следующие:



  • методология системного подхода (базовые методы: системный анализ, структурный анализ, функциональный анализ);

  • формально-догматический метод (основные процедуры: описание, толкование, классификация, систематизация);

  • сравнительно-правовой метод (логическое сравнение элементов различных правовых систем);

  • сравнительно-исторический метод (учёт исторических особенностей);

  • социологический метод (наблюдение, анкетирование, верификация, статистическая обработка);

  • метод моделирования (вербального, логико-лингвистического, математического, имитационного или компьютерного);

  • метод социально-правового эксперимента (натурного, имитационного) и др.

К специальным методам научно-правовых исследований в предметной области информационного права можно отнести следующие естественнонаучные методы:

информационно-аксиологический29 метод30 – количественное оценивание качества правовой и иной содержательной информации, т.е. свойств информации, имеющих принципиальное значение для правового регулирования информационных отношений, а также информационной эффективности и информационной безопасности жизнедеятельности (функционирования) личности, общества и государства;

информационно-технологический метод31 – количественное оценивание качества и эффективности применения информационно-компьютерных технологий и электронно-вычислительной (компьютерной) техники в сфере юридически значимой электронной деятельности (автоматизированного судопроизводства, электронного голосования, электронной коммерции и др.).

Принципы. Наиболее характерными для отрасли информационного права, т.е. учитывающими её специфику, являются следующие отраслевые принципы (наряду с общеотраслевыми принципами права):

1. Свободного обращения информации.

Его основу составляет положения Конституции РФ: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» (ч. 4 ст. 29), право на «свободу мысли и слова» (ч. 1 ст. 29), право на свободу всех видов творчества и преподавания (ч. 1 ст. 44). Ограничения могут вводиться только федеральным законом.

2. Гласности (открытости или публичности информации).

Его основу составляют положения ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, а также «право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии» (ст. 42), «право на доступ к культурным ценностям» (ч. 2 ст. 44), «право на образование» (ст. 43) и специальные федеральные законы32. Ограничения доступа к привилегированной информации могут вводиться только федеральным законом.

3. Конфиденциальности информации о частной жизни.

Его основу составляют положения Конституции РФ: «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну» (ч. 1 ст. 23), «право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений» (ч. 2 ст. 23). Ограничения могут вводиться только по решению суда, «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни» – с согласия гражданина (ч. 1 ст. 24).

4. Свободы массовой информации.

Его основу составляет положение Конституции РФ: «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается» (ч. 5 ст. 29). Гарантированная реализация возможна при наличии «независимых» СМИ (например, глобальных телематических сетей типа Интернет).

5. Баланса информационных интересов личности, общества и государства при приоритетности интересов личности.

Обусловлен наличием множества антитетических требований персональной, общественной и государственной безопасности, общественного порядка и нравственности, международных обязательств и др. Базируется на перечисленных положениях и следующем положении Конституции РФ: «Признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина – обязанность государства» (ст. 2).

Определённое внимание следует уделить и следующим важным принципам информационного права, к которым относятся принципы:

- открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободного доступа к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;

- установления ограничений доступа к информации только федеральными законами;

- равноправности языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;

- информационной безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;

- достоверности информации и своевременности её предоставления;

- недопустимости установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних ИКТ перед другими, если только обязательность применения определённых ИКТ для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.



Источники информационного права. Основными источниками информационного права как интегрированной отрасли являются следующие:

- материальный (социально-экономические, природно-климатические, научно-технические и другие объективные условия) – обусловлен возникновением в структуре экономики современного индустриального общества (основа которого – капитал и труд) и развитием в идущем ему на смену информационно-кибернетическом обществе (основа которого – информация и знания) нового – информационного сектора;

- идеальный (правосознание, правовой менталитет и другие внутренние субъективные выражения сознания смысла жизни) – обусловлен возникновением и стремительным развитием индивидуального, группового и общественного информационно-правового менталитета, связанного с появлением множества разнообразных технологических, лингвистических и социально-нравственных возможностей поддержания трансграничных телекоммуникаций для содержательного общения и самовыражения;

- формальный (формы внешнего выражения информационно-правовых норм) – информационное законодательство, а также научно-теоретические, доктринальные, религиозные, правоприменительные и иные вербальные (выступления, дискуссии, беседы) и письменные (публикации, акты, тексты) формы.

Формальные источники информационного права – это нормативные акты, нормативные договоры (международные и внутригосударственные), обычаи делового оборота, решения компетентных государственных органов, устанавливающие или санкционирующие нормы информационного права. По юридической силе акты, регулирующие информационные отношения, классифицируются на законы и подзаконные акты. Целесообразно остановиться на анализе таких признаков формальных источников права, как пределы их действия: по территории, по времени, по кругу субъектов. Конституция РФ является основополагающим формальным источником всех отраслей права. Информационно-правовые нормы Конституции Российской Федерации содержатся, в частности, в статьях 23, 29, 42, 44 и др.

Базис информационного законодательства составляет Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», который определяет основные принципы правового регулирования информационных отношений в инфосфере.

Особое внимание следует уделить федеральным законам «О государственной тайне», «О коммерческой тайне», «О персональных данных», «О средствах массовой информации», «Об электронной цифровой подписи», «О государственной автоматизированной системе «Выборы», «О рекламе».

Наряду со специальными источниками информационного права, смешанные (двухотраслевые) и смежные (практически других отраслей) информационные отношения регулируются нормами других отраслей – гражданского, административного, уголовного, трудового и др. Магистрант должен проанализировать и значение судебной практики при разрешении информационно-правовых споров.



Система. Объективно сложившаяся на современном этапе наукоёмкая система информационного права как целостное развивающееся сложное образование, включающее в качестве основных многоаспектно взаимосвязанных33 функциональных компонентов (подотраслей), такие как «Право информационной безопасности», «Медиаправо», «Компьютерное право» и «Телематическое право» ориентирована на правовое регулирование информационных отношений в информационной сфере. Необходимым условием обеспечения эффективности правового регулирования на основе продуктивных классификаций и рациональных моделей является учёт специфики видов информационных отношений, что, в частности, предполагает наличие у специалистов по информационному праву (законодателей и правоприменителей) определённых концептуальных знаний из смежных научных отраслей, таких как: информология и криптология (подотрасль «Право информационной безопасности»), журналистика («Медиаправо»), информатика («Компьютерное право»), телематика («Интернет-право»).

Юридическая ответственность за информационные правонарушения и преступления. Юридическая ответственность является одним из юридических средств, нейтрализующих последствия ненадлежащего поведения субъектов, нарушающие права и законные интересы других лиц. Как вид социальной ответственности она наступает за совершенное правонарушение и выражается в виде применения государственного принуждения. Под юридической ответственностью понимается неотвратимая обязанность правонарушителя (в частности, хакера34, фрекера35 и др.) претерпевать предусмотренные законом лишения государственно-властного характера.

Юридическая ответственность как самостоятельный институт информационного права является комплексным правовым институтом, поскольку совершенное правонарушение затрагивает урегулированные законодательством информационные общественные отношения, а меры государственного принуждения (санкции) содержатся в уголовном, гражданском, административном, трудовом и информационном законодательстве. Независимо от форм юридической ответственности решающим обстоятельством их применения выступает совершение информационного правонарушения.

Под информационным правонарушением понимается специфическое противоправное (противоречащее установленной норме) виновное деяние (действие или бездействие) деликтоспособного лица, причиняющее или способное причинить вред информационным интересам личности, общества или государства.

Формы юридической ответственности (уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная) определяются характером, степенью общественной опасности и содержанием информационного правонарушения, наличием или отсутствием вредных последствий, объёмами и размерами причинённого ущерба, а также деликтоспособностью (критерии: для физического лица – возраст и психическое состояние; для юридического – статус) виновного лица, совершившего правонарушение.



Уголовная ответственность возлагается только за совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ. Уголовное законодательство устанавливает значительное количество норм, в соответствии с которыми деяния, совершенные в информационной сфере, признаются уголовно наказуемыми. Данные нормы содержатся в таких разделах УК РФ, как преступления против свободы, чести и достоинства личности (гл. 17), преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина (гл. 19), преступление против собственности (гл. 21), преступления в сфере экономической деятельности (гл. 22), преступление против общественной безопасности (гл. 24), преступления против здоровья населения и общественной нравственности (гл. 25), преступления в сфере компьютерной информации (гл. 28), преступления против конституционного строя и безопасности государства (гл. 29), преступления против государственной власти (гл. 30), преступления против правосудия (гл. 31), преступления против порядка управления (гл. 32), преступления против мира и безопасности человечества (гл. 34).

В информационной сфере действующим законодательством предусмотрен значительный перечень мер административного характера, применяемых к правонарушителям. Административно-правовые санкции, связанные непосредственно с информацией, определены в ст. 13.11 – 13.23 КоАП.

Другие административные правонарушения в информационной сфере, встречаются практически во всей Особенной части КоАП:


  • посягающие на права граждан (ст. 5.1, 5.3 – 5.5, 5.8 – 5.14, 5.17, 5.29, 5.36, 5.39, 5.53 – 5.56);

  • в области охраны окружающей природной среды (8.5);

  • в сельском хозяйстве (10.7);

  • в области связи (13.1 – 3.10, 13.24);

  • в области предпринимательской деятельности (14.3);

  • в области финансов, налогов и сборов (15.6, 15.19, 15.21, 15.24);

  • посягающие на институты государственной власти (17.6, 17.13);

  • против порядка управления (19.7, 19.8, 19.10, 19.18, 19.23);

  • посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (20.23);

  • в области воинского учёта (21.4, 21.7).

Главной особенностью гражданско-правовой ответственности является имущественный характер принудительных мер воздействия на правонарушителя. Гражданско-правовая ответственность подразделяется на договорную и внедоговорную. Договорная ответственность возникает при нарушении условий договора, которым предусмотрены санкции, прямо не обеспеченные нормами законодательства. Внедоговорная (деликтная) ответственность возникает при причинении потерпевшему вреда, который не связан с неисполнением нарушителем договорных обязательств. Например, меры по компенсации морального вреда вследствие распространения сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию (ст. 1100, 1101 ГК РФ). Основаниями для наступления гражданско-правовой ответственности являются условия, которые в совокупности образуют состав гражданского правонарушения: противоправность деяния (действия или бездействия) лица, на которое предполагается возложить ответственность; наличие у потерпевшего убытков или вреда, в том числе морального; наличие причинной связи между противоправным характером поведения нарушителя и наступившими последствиями в виде убытков или вреда у потерпевшего; наличие вины правонарушителя.
следующая страница >>