Рабочая программа философия код дисциплины по учебному плану б2 «Философия» для студентов направления 080200. 62 «Менеджмент» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа математика код дисциплины по учебному плану б б «Математика»... 1 204.62kb.
Программа дисциплины Брендинг и бренд-менеджмент для направления... 1 236.25kb.
Программа дисциплины «Адаптационный курс математики» 1 163.12kb.
Программа дисциплины «Психология» для направления 080200. 62 «Менеджмент» 2 460.86kb.
Программа дисциплины Методы оптимизации для направления 080200. 1 192.8kb.
Рабочая программа дисциплины Организация коммерческой деятельности... 1 273.04kb.
Программа дисциплины Конфликты в системе управления для направления... 1 279.88kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. Психология рекламы (код... 4 819.1kb.
Программа дисциплины социальная философия для направления 030100. 1 341.83kb.
Программа дисциплины Экономика труда Для направления 080200. 1 239.46kb.
Программа дисциплины "Исламская политическая философия" 1 261.99kb.
Монография Майкоп 2009 ббк 74. 202. 20 К 88 4 1714.53kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Рабочая программа философия код дисциплины по учебному плану б2 «Философия» для студентов - страница №1/3




Институт социальных наук
Кафедра культурологи и управления социальными процессами

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ФИЛОСОФИЯ

Код дисциплины по учебному плану Б1.Б2 «Философия»

для студентов направления 080200.62 «Менеджмент»,

профиль «Менеджмент организации»

г. Иркутск

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ


Обеспечиваемые компетенции

В результате изучения дисциплины, студент должен обладать следующими общекультурными (ОК) компетенциями:

Знание базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии (ОК-1);

Знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);

Владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5).

Целью данного курса являются анализ мировоззренческих и методологических принципов, лежащих в основе естественнонаучных, социологических, антропологических, экономических, политико-правовых, этических и пр. социальных теорий и различных картин мира. Это дает возможность будущему специалисту лучше ориентироваться в обширном историко-обществоведческом материале, повысить общий культурный уровень, культуру мышления в частности.

Задачи курса:


  • анализ основных направлений, школ и этапов развития мировой философской мысли;

  • формирование представлений о различных уровнях бытия, концепциях движения и развития, принципах детерминизма, структурах сознания, научных и вненаучных формах познания, специфике развития научного знания, сменах типов рациональности, научных революциях, критериях научности, проблеме истины;

  • рассмотрение кардинальных сторон человеческого бытия, социума, направленности мирового исторического процесса, места человека в системе социальных связей, общественных структур, глобальных проблем современности, цивилизационных взаимодействий и моделей будущего;

  • раскрытие условий формирования личности, ее свободы и ответственности, представлений о нравственных обязанностях человека по отношению к другим, самому себе, миру в целом.

Место дисциплины в процессе подготовки бакалавра

Философия развивает навыки системного анализа естественнонаучного и историко-культурного материала, что повышает эффективность освоения общетеоретических и специальных дисциплин.


2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ


для студентов очного отделения

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных ед., 182 часа






Тема,раздел

Всего

часов


Аудиторные занятия

Самостоятельная работа студентов

лекции

семин.

лабор.

СРС

КСР

Вид КСР




Введение






















1.

Природа философской деятельности.

8


2

2




4

-

-




РАЗДЕЛ 1.



















-

2.

От мифа к логосу.

10

2

2




4

2

реферат

3.

Античная философия.

29

6

8




14

1

тест

4.

Особенности средневековой философии.

8


2

2




4










5.

Становление нового типа мировоззрения в эпоху Ренессанса.

8


2

2




4







6.

Философия Нового времени.

12

2

4




6







7.

Классическая немецкая философия.

17


4

4




8

1

собеседование

8.

Философия XIX — начала XX веков.

16

4

4




8







9.

Философия ХХ века.

6

3

-




3







10.

Русская философия.

4

2

-




2










РАЗДЕЛ 2.






















11.

Онтология и гносеология.

16

4

4




6

2

собеседование

12.

Природа и сущность человека.

2

1

-




1







13.

Общество как объект философского анализа.

10


2

4




4







14.

Экзамен

36






















Всего:

182

36

36




68

6





3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3.1. Общее содержание программы с указанием основной и дополнительной литературы по соответствующим темам


Введение.

Тема 1. Природа философской деятельности

Изменение представлений о предмете, месте и роли философии в истории развития человеческого духа. Философия и мировоззрение. Философия и религия. Философия и искусство. Философия и наука. Онтология, гносеология и аксиология как разделы философии.



Основная литература:

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М., 2005.

  2. Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Под общей редакцией И.Т. Фролова. – М., 2003.

  3. Канке В.А. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ВЛАДОС, Международная академическая издательская компания «Наука», 1997.

  4. Философия: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М., 2001.

Дополнительная литература:

  1. Желнов М.В. Предмет философии в истории философии. Предыстория. — М.: Изд-во Моск. ун-та. 1981.

  2. Мир философии. — М.: Политиздат, 1991. Ч.1.

  3. Никифоров А.Л. Природа философии: Основы философии. — М.: Идея-Пресс, 2001.

  4. Ортега-и Гассет Х. Что такое философия? М., 1991.

  5. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2005.

Раздел I.

Тема 2. Философия Древнего мира

Миф как первая ступень самосознания человеческого духа. Протофилософия. Формирование восточного и западного стилей философствования. Своеобразия культур Древней Индии, Древнего Китая и античной традиции.

Проблема человека как центральная проблема древнеиндийской философии. Ведийская литература. Протофилософия упанишад: учение об Атмане и Брахмане. Этика и сотериология Упанишад. Учение о карме, сансаре, мокше. Ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика) школы Древней Индии.

Характерные черты философии Древнего Китая: обращенность в прошлое, социально-нравственная проблематика, ориентация на авторитет, натурализм. Основные школы: даосизм, конфуцианство: моизм, легизм, школа имен.



Основная литература:

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М., 2005.

  2. Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Под общей редакцией И.Т. Фролова. – М., 2003.

  3. Канке В.А. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ВЛАДОС, Международная академическая издательская компания «Наука», 1997.

  4. Философия: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М., 2001.

Учебная литература по истории философии:

  1. Бранденбург В.Я. Историко-философский анализ развития научного знания. Часть 1. Становление науки: от истоков до коперниканского переворота: Учебное пособие / В.Я. Бранденбург. – Иркутск: НЦ РВХ ВСНЦ СО РАМН. 2009. – 242 с.

  2. История мировой философии: учеб. пособие / А.И. Алешин, К.В. Бандуровский, В.Д. Губин и др.; под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. – М.: Астрель: АСТ: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.

  3. История философии: Запад - Россия – Восток (книга первая: Философия древности и средневековья). — М.: Греко-латинский кабинет, 1995.

Дополнительная литература:

  1. Антология мировой философии: Древний Восток. — Мн.: Харвест; М.: ООО «Издательство АСТ», 2001

  2. Богомолов А.С., Ойзерман Т. И. Основы теории историко-философского процесса. – М.: Наука, 1983. ( Гл. 1 «Мировоззрение как феномен духовной жизни общества»).

  3. Бранденбург В.Я. Историко-философский анализ развития научного знания. Часть 1. Становление науки: от истоков до коперниканского переворота: Учебное пособие / В.Я. Бранденбург. – Иркутск: НЦ РВХ ВСНЦ СО РАМН. 2009. – 242 с.

  4. Лосев А.Ф. Дерзание духа. – М.: Политиздат, 1988. С. 153-198.

  5. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. / В кн.: Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. — М.: Политиздат, 1991. С.21-186.

  6. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. Историко-философские очерки и портреты. - М.: Политиздат, 1991. Раздел 1.

  7. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии 1989 № 9.

  8. Франкфорт Г., Франкфорт Г.А. Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. – М.: Наука, 1984. (Гл. 1 «Миф и реальность»; гл. 8 «Освобождение мысли от мифа»).

  9. Чаттерджи С., Дата Д. Индийская философия. — М.: Селена, 1994.

  10. Учебники:

  11. Васильев Л..С. История религий Востока: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Высшая школа, 1988. ( Гл. 2; 4; 24).

  12. второй, гл. 1).

  13. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2005.

  14. Чанышев А. Н. Начало философии. М.: МГУ, 1982.


Тема 3. Античная философия

Натуралистический период. Милетская школа: поиски вещественных субстанций как путь к универсальным принципам. Современные научные данные об исходной сингулярности Вселенной. Пифагореизм: поиски количественных закономерностей. Роль пифагорейцев в развитии математики, астрономии, акустики, медицины и других научных дисциплин. Учение Гераклита о становлении. «Путь истины» и «путь мнения» в учении элеатов. Апорий Зенона Элейского (ок. 490 – ок. 430 до н.э.) и их историческая роль в развития логики («диалектики») и естественнонаучного знания. Древние атомисты. Учение Демокрита о познании. Два рода знания. Истина и ее критерий. Чувства как основа опытного знания. Умозрение и подлинное знание. Понимание Демокритом качественного многообразия вещей. Отрицание беспричинности и случайности. Сопоставление древнего и современного атомизма.

Смещение оси философского поиска с космоса на человека. Релятивизм софистов. Возникновение профессионального преподавания. Учение о текучести сущего и об относительности познания и оценок. Учение софистов о праве. Религиозный скептицизм и натуралистическое истолкование мифов.

Сократ (ок. 470 - 399 гг. до н. э.) и сократические школы. Сократ как продолжатель и как критик учений софистов. Жизнь и деятельность Сократа. Круг учеников. Сократ и вожди афинской демократии. Процесс над Сократом. Открытие человека («человек – это его душа»). Новый смысл «добродетели» и новая шкала ценностей. Этический рационализм Сократа: парадоксы сократовской этики. Учение о познании как искусстве определения общих понятий. Сократический метод и его составные элементы. Диалектика и ирония Сократа. Понимание философии как опыта самопознания. Отрицание традиционного натурализма. Последователи и ученики Сократа.

Киническая школа (вторая половина V – первая половина IV вв. до н.э Мораль аскетизма и проповедь опрощения. Диоген из Синопа, его отношение к религии и государству. Космополитизм Диогена.

Школа киренаиков (IV – начало III вв. до н. э.). Аристип и его продолжатели. Учение о наслаждении как критерии блага. Свобода как средство к достижению счастья. Господство мудреца над удовольствиями.

Философия «высокой» классики. Платон (427-347 гг. до н. э.): жизнь и деятельность. Основание школы в Афинах (Академия). Социальные и гносеологические источники объективного идеализма Платона. Учение о бестелесных «видах» («Эйдосах» - «Идеях») и мире чувственных вещей как о промежуточной инстанции между миром бестелесных «видов» и миром «небытия». Понимание идеи как предела становления вещей и как порождающей модели класса вещей. Учение Платона о познании. Теория «припоминания» как форма эпистемологического априоризма. Космологические воззрения Платона, их зависимость от мифологии и пифагореизма. Концепция человека. Учения о государстве и воспитании. Аналогия между разрядами граждан и частями души. Проблема разделения труда, сущности общества и государства. Нормативный характер социального утопизма Платона.

Аристотель (384/383 – 322 гг. до н.э.). Формирование Аристотеля как философа. Учение о материи и форме. Классификация наук. «Первая философия» (метафизика) и «вторая» философия – натурфилософия («физика»). Создание логики как науки о доказательном мышлении. Телеологизм философской доктрины Стагирита. Аристотелевская концепция Бога как абсолюта. Учение о движении и космология. Элементы эмпиризма и сенсуализма в учении Стагирита о познании. Этика Аристотеля. Учение о сущности, происхождении и назначении государства.

Философия эллинистически-римского периода. Социально-экономические и политические изменения в жизни народов восточного Средиземноморья в эпоху эллинизма. Мировоззренческие приоритеты эпохи эллинизма. Обособление и самоопределение специальных наук. Научные достижения эллинистического периода. Возникновение новых центров грекоязычной культуры (Александрия, Пергам). Усиление интереса к вопросам этики. Главные школы эллинистической философии: скептицизм, эпикуреизм, стоицизм.

Экспансия Рима в эллинистическую эпоху. Соприкосновение римского общества с культурой Древней Греции и Ближнего Востока. Неоплатонизм. Характерные черты античной философии.
Основная литература:

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М., 2005.

  2. Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Под общей редакцией И.Т. Фролова. – М., 2003.

  3. Канке В.А. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ВЛАДОС, Международная академическая издательская компания «Наука», 1997.

  4. Философия: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М., 2001.

Дополнительная учебная литература по истории философии:

  1. Бранденбург В.Я. Историко-философский анализ развития научного знания. Часть 1. Становление науки: от истоков до коперниканского переворота: Учебное пособие / В.Я. Бранденбург. – Иркутск: НЦ РВХ ВСНЦ СО РАМН. 2009. – 242 с.

  2. История мировой философии: учеб. пособие / А.И. Алешин, К.В. Бандуровский, В.Д. Губин и др.; под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. – М.: Астрель: АСТ: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.

  3. История философии: Запад – Россия – Восток (книга первая: Философия древности и средневековья). — М.: Греко-латинский кабинет, 1995.

  4. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 1. Античность. – ТОО ТК "Петрополис", 1994.

Дополнительные источники:

  1. Антология кинизма. – М.: Наука, 1984.

  2. Асмус В.Ф. Античная философия. - М., 1998.

  3. Бранденбург В.Я. Историко-философский анализ развития научного знания. Часть 1. Становление науки: от истоков до коперниканского переворота: Учебное пособие / В.Я. Бранденбург. – Иркутск: НЦ РВХ ВСНЦ СО РАМН. 2009. – 242 с.

  4. Лосев А.Ф. Словарь античной философии. – М.: «Мир идей», АО АКРОН, 1995. - Разделы: «Элейская школа», «Парменид», «Пифагореизм».

  5. Лосев А.Ф., Тахо-Год. Платон. Аристотель. – М.: Молодая гвардия, 1993. (С. 65-93).

  6. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. Историко-философские очерки и портреты. – М.: Политиздат, 1991

  7. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2005.

  8. Фрагменты ранних греческих философов. – М., 1989.


Тема 4. Особенности средневековой философии

Возникновение христианства и становление его основных догматов. Поиски универсального мировоззрения.

«Апологеты» как первые литературные защитники христианства. Тертуллиан (ок. 160 –после 220). О непримиримости веры и разума и о превосходстве религии.

Аврелий Августин (354-430) – крупнейший представитель западной патристики. Философское учение Августина и его связь с платонизмом и неоплатонизмом. Христианский креационизм, провиденциализм, фатализм и иррационализм в учении Августина. Проблема добра и зла и христианская теодицея. Платоновское учение о внеопытном происхождении знания и христианское учение о сверхъестественном озарении. Учение о божественной благодати и моральная доктрина. Философско-историческая концепция Августина: учение о борьбе двух «государств» в ходе истории и о грядущем конце ее (эсхатология). Зарождение христианской идеи социального прогресса. Влияние Августина на последующее развитие философии феодального общества.

Античные предпосылки христианского рационализма. Северин Боэций (480-524) – предвосхищение средневековой схоластики «Семь свободных искусств» и диалектика как важнейшая из них.



Арабо-исламская философия и наука. Исламская культура. Социокультурные предпосылки развития философской мысли на средневековом мусульманском Востоке. Античное научное и философское наследие в странах арабо-язычной культуры. Развитие науки в этих странах. Влияние классической арабо-мусульманской философии на развитие западноевропейской философской мысли.

Философия западноевропейского средневековья (схоластика). Формирование феодального общества в странах Западной Европы после крушения Римской империи. Роль римско-католической церкви в экономической, политической и идеологической жизни. Образованность и элементы научных знаний в эпоху западноевропейского средневековья. Термин «схоластика», его происхождение и последующее значение.

Привлечение элементов философии («диалектики») к обоснованию догматов христианского вероучения. Борьба диалектиков и антидиалектиков в XI в. Принцип «философия есть служанка теологии» как основное выражение подчиненности философии религиозному вероучению.

Проблема универсалий. Схоластический реализм и номинализм. Компромиссный подход Пьера Абеляра (1079 - 1142): решение проблемы универсалий и возникновение умеренного номинализма (концептуализма). Проблемы соотношения разума и веры, философии и теологии. Осуждение римско-католической церковью теологического рационализма Абеляра.

Шартрская школа (ХI - ХII вв.). Обращение ее деятелей к античной философской и научной образованности: к платонизму, пифагореизму, аристотелизму.

Сигер Брабантский (ум. ок. 1284) и латинский аверроизм. Учение о «двух истинах» как стремление отстоять самостоятельность научно-философского знания от религиозно-теологического верховенства.

Фома Аквинский (1225 - 1274). Разработка новой доктрины об отношении философии и теологии. «Умеренный реализм» Аквината. «Естественная теология» Фомы как учение «о пяти путях» постижения Бога. Социально-политическое учение. Обоснование верховенства римско-католической церкви над светскими властями. Признание томизма официальной доктриной римско-католической церкви в начале ХVI в. Возрождение томизма в конце XIX в. и современный неотомизм.

Развитие естественнонаучной традиции Шартрской школы в Оксфордском университете. Роджер Бэкон (ок. 1210 - 1292). Новое понимание задач и методов научного и философского знания. Источники знания, по Бэкону, критика авторитаризма, присущего схоластике. Мысли Бэкона о роли математики и эксперимента. Учение о недостаточности человеческого опыта для познания духовных предметов, внутреннем озарении и божественном вдохновении.



Иоанн Дунс Скот (ок.1266 - 1308). Его решение проблемы веры и разума на основе учения о «двух истинах» (о различии предметов в философии и теологии).

Кризис схоластики. Экспансия номинализма в XIV-XV вв. Последовательная иррационализация веры Уильямом Оккамом (ок. 1300-1349). Основные положения оккамовского номинализма, учение о единичном как единственной реальности. «Бритва Оккама». Выступление Оккама против притязаний папства на политическую власть.



Основная литература:

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М., 2005.

  2. Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Под общей редакцией И.Т. Фролова. – М., 2003.

  3. Канке В.А. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ВЛАДОС, Международная академическая издательская компания «Наука», 1997.

  4. Философия: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М., 2001.

Дополнительная учебная литература по истории философии:

  1. Бранденбург В.Я. Историко-философский анализ развития научного знания. Часть 1. Становление науки: от истоков до коперниканского переворота: Учебное пособие / В.Я. Бранденбург. – Иркутск: НЦ РВХ ВСНЦ СО РАМН. 2009. – 242 с.

  2. История мировой философии: учеб. пособие / А.И. Алешин, К.В. Бандуровский, В.Д. Губин и др.; под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. – М.: Астрель: АСТ: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.

  3. История философии: Запад - Россия – Восток (книга первая: Философия древности и средневековья). — М.: Греко-латинский кабинет, 1995.

  4. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 2. Средневековье. — ТОО ТК "Петрополис", 1994.

Дополнительные источники:

  1. Антология мировой философии. — М., 1962. Т. 1.

  2. Бранденбург В.Я. Историко-философский анализ развития научного знания. Часть 1. Становление науки: от истоков до коперниканского переворота: Учебное пособие / В.Я. Бранденбург. – Иркутск: НЦ РВХ ВСНЦ СО РАМН. 2009. – 242 с.

  3. Соколов В.В. Средневековая философия. — М., 1979.

  4. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. — М., 1991.

  5. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2005.

  6. Штекель А. История средневековой философии. — Спб., 1996.


Тема 5. Становление нового типа мировоззрения в эпоху Ренессанса

Европейское Возрождение как историческая эпоха. Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения.

Роль Данте Алигьери (1265 - 1321) в зарождение мировоззрения гуманизма. Франческо Петрарка (1304 -1374) – родоначальник гуманистического движения. Гедонистический индивидуализм и антиклерикализм Лоренца Валла (1407-1457) в произведении «Об истинном и ложном благе».

Пантеизм Николая Кузанского (1401-1464) и решение им проблемы отношения Бога к миру. Космологические взгляды, выдвижение им идеи бесконечности Вселенной и ее важнейшее мировоззренческое значение. Учение о познавательных способностях человека. Роль математики в познании мира. Концепция «ученого незнания», проблема истины и учение о «совпадении противоположностей».

Апофеоз гуманистического антропоцентризма в учении Пико дела Мирандоллы (1463 - 1494) о свободном человеке.

Реформация и контрреформация. Протестантская этика, ее роль в становлении мировоззрения Нового времени (классического рационализма) и буржуазного общества.



Натурфилософские и естественнонаучные направления. Борьба Бернардино Телезио (1508 -1588) за опытное исследование природы и его сенсуалистическая теория познания. Леонардо да Винчи (1452-1519) о познании и опыте. Николай Коперник (1473-1543 гг.): его книга «Об обращении небесных орбит» (1543 г.) и его роль в становлении современной науки. Пантеистическая натурфилософия Джордано Бруно (1548-1600 гг.) Развитие им космологических идей Николая Кузанского и Николая Коперника. Учение о физической однородности универсума. Возрождение представлений древних атомистов о бесчисленности и населенности миров и бесконечной вселенной. Гносеологические и этические воззрения Бруно.

Научные открытия Галилео Галилея (1564-1642 гг.) и их роль в обосновании теории Коперника и формировании экспериментального естествознания.



Реформационные движении. Христианский гуманизм представителя северного Возрождения Эразма Роттердамского (1469 – 1536), его отношение к деятельности и произведениям отцов христианской церкви, критика католической церкви и сатирическое изображение современной ему схоластики.

Реформация и контрреформация. Протестантская этика, ее роль в становлении мировоззрения Нового времени (классического рационализма) и буржуазного общества.



Утопические, политические и социально-философские идеи. Учение Томаса Мора (1478 - 1535) о справедливом обществе. Коммунистическая утопия Томмазо Кампанеллы (1568 - 1639) в произведении «Город Солнца». Натурфилософская концепция Кампанеллы. Трансформация средневековой концепции «двух истин» в идею «двух книг».

Никколо Макиавелли (1469 - 1527) о соотношение политики, морали и религии; концепции человеческой природы и роль интереса в индивидуальной и общественной жизни.

Критицизм и скептицизм Мишеля Монтеня (1533 - 1592). Его направленность против схоластического догматизма и религиозного фанатизма.


Основная литература:

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М., 2005.

  2. Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Под общей редакцией И.Т. Фролова. – М., 2003.

  3. Канке В.А. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ВЛАДОС, Международная академическая издательская компания «Наука», 1997.

  4. Философия: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М., 2001.

Дополнительная учебная литература по истории философии:

  1. Бранденбург В.Я. Историко-философский анализ развития научного знания. Часть 1. Становление науки: от истоков до коперниканского переворота: Учебное пособие / В.Я. Бранденбург. – Иркутск: НЦ РВХ ВСНЦ СО РАМН. 2009. – 242 с.

  2. История мировой философии: учеб. пособие / А.И. Алешин, К.В. Бандуровский, В.Д. Губин и др.; под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. – М.: Астрель: АСТ: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.

  3. История философии: Запад - Россия – Восток (книга вторая:). — М.: Греко-латинский кабинет, 1996.

  4. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 2. Средневековье. — ТОО ТК "Петрополис", 1994.

  5. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 3. Новое время. — ТОО ТК "Петрополис", 1996.

Дополнительные источники:

  1. Антология мировой филосоии: Возрождение. — Мн.: Харвест; М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.

  2. Баткин Л.М. Итальянское возрождение в поисках индивидуальности. — М., 1989.

  3. Гарэн Э. Проблемы итальянского возрождения. — М., 1986.

  4. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. — М., 1978.

  5. Сергеев К.А. Ренессансные основания антропоцентризма. — Спб., 1993.

  6. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2005.


Тема 6. Философия Нового времени (XVII - XVIII вв.)

Историко-культурная картина западноевропейского общества ХVII в. Нидерландская и английская революции, их социальное и религиозное обоснование.



Своеобразие и фундаментальные основания новоевропейской философии. Деизм и пантеизм как главные направления философско-религиозной мысли и проблема веротерпимости. Утверждение автономии и суверенности конечного человеческого разума.

Процесс секуляризации и автономизации философии и науки. Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. Проблема достоверности знаний: эмпиризм и рационализм. Формирование понятия «гражданское общество».

Общее состояние наук. Новые формы организации научных исследований и научной информации. Прогресс экспериментально-математического естествознания. Формирование идеалов классической рациональности и классической науки.

Ф. Бэкон (1561 – 1626). Критика схоластики. Учение об «идолах» человеческого ума. Проект прагматического преобразования науки. Вклад в разработку экспериментальной и индуктивной методологии.

Р. Декарт (1596 – 1650). Критика схоластики и выработка рационалистического метода познания. Универсальное сомнение как способ установления достоверного знания. Критерии очевидности и истинности. Интуиция и дедукция как основные операции ума в процессе познания. Четыре правила научного метода. Концепция врожденных идей. Источники заблуждения. Отношение Декарта к опытному знанию и индукции. Проблема субстанции и дуализм Декарта. Механистическая физика Декарта.

Правовые воззрения Т. Гоббса (1588 – 1679). Учение о «естественном» и «гражданском» состояниях, концепция естественного права, и общественного договора. Учение о государстве.



Б. Спиноза (1632 – 1677). Пантеизм и монизм Спинозы. Универсальный детерминизм. Свобода как осознанная необходимость.

Эмпиризм и сенсуализм Дж. Локка (1632 – 1704). Предмет философии по Локку. Сенсуализм и эмпиризм как основа его гносеологии и методологии. Учение о внешнем и внутреннем опыте, ощущении и рефлексии. Критика концепции врожденных идей. Учение о первичных и вторичных качествах. Идейное обоснование либерализма.



Дж. Беркли (1685-1763) о природе общих понятий и субъективной природе качеств. Критика понятия материи. Центральное положение субъективного идеализма Беркли о внешнем мире как совокупности наших восприятий («идей») и его тезис «существовать значит быть воспринятым» (esse is percipi).

Давид Юм (1711-1776). Вопрос о внешнем мире и трактовка Юмом понятия «опыт». Его структура, «впечатления» и «идеи». Концепция ассоциаций. Отношение между идеями и фактами – главная проблема познания. Критика понятия субстанции. Проблема опыта и концепция причинности. Продолжение утилитаристской линии в концепции морали.

Европейское Просвещение. Опора на собственный разум и программа преобразования сознания. Просвещение и Французская революция. Материалистическая тенденция во французском Просвещении. Философия истории и просветительская версия общественного прогресса. Критика цивилизованного состояния Ж.-Ж. Руссо.
Основная литература:

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М., 2005.

  2. Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Под общей редакцией И.Т. Фролова. – М., 2003.

  3. Канке В.А. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ВЛАДОС, Международная академическая издательская компания «Наука», 1997.

  4. Философия: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М., 2001.

Дополнительная учебная литература по истории философии:

  1. История мировой философии: учеб. пособие / А.И. Алешин, К.В. Бандуровский, В.Д. Губин и др.; под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. – М.: Астрель: АСТ: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.

  2. История философии: Запад - Россия – Восток (книга вторая:). — М.: Греко-латинский кабинет, 1996.

  3. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 3. Новое время. — ТОО ТК "Петрополис", 1996.

Дополнительные источники:

  1. Кузнецов В.Н., Мейеровский Б.В., Грязнов А.В. Западноевропейская философия XVIII в. — М., 1986.

  2. Момджян Х.Н. Французское просвещение XVIII в. — М., 1983.

  3. Философия эпохи ранних буржуазных революций. — М., 1983.

  4. Фишер К. История новой философии: Введение в историю новой философии. Фрэнсис Бэкон Веруламский: Пер. с нем. / К. Фишер. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.

  5. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2005.

  6. Хайдеггер М. Европейский нигилизм. Время картины мира. Преодоление метафизики. Что такое метафизика? // Время и бытие. — М., 1993.


Тема 7. Классическая немецкая философия

И. Кант (1724 – 1804) — основоположник немецкой классической философии. «Докритический» и «критический» периоды. Кант о границах познания. Этика долга. Концепция человека и истории.

Г.В.Ф. Гегель (1770 – 1831). Абсолютный идеализм Гегеля. Система и метод. Философия истории. История как процесс развития самосознания и осуществления понятия свободы. Историческое и логическое в философии Гегеля. Достоинства и недостатки гегелевского идеализма и гегелевской диалектики.

Л. Фейербах (1804 – 1872). Антропологический материализм. Критика религии.
Основная литература:

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М., 2005.

  2. Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Под общей редакцией И.Т. Фролова. – М., 2003.

  3. Канке В.А. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ВЛАДОС, Международная академическая издательская компания «Наука», 1997.

  4. Философия: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М., 2001.

Дополнительная учебная литература по истории философии:

  1. История мировой философии: учеб. пособие / А.И. Алешин, К.В. Бандуровский, В.Д. Губин и др.; под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. – М.: Астрель: АСТ: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.

  2. История философии: Запад - Россия – Восток (книга вторая:). — М.: Греко-латинский кабинет, 1996.

  3. История философии: Запад - Россия – Восток (книга третья: Философия XIX — XX вв.). — М.: Греко-латинский кабинет, 1998.

Дополнительные источники:

  1. Асмус В.Ф. Иммануил Кант.- М., 1973.

  2. Блинников Л.Ф. Великие философы. Словарь-справочник. - М.: Логос, 1997.

  3. Быкова М.Ф., Кричевский А.В. Абсолютная идея и абсолютный дух в философии Гегеля. - М., 1993.

  4. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. — М., 1986.

  5. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII - начала XIX веков: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1989.

  6. Мотрошилова Н.В. Социально-исторические корни немецкой классической философии. - М., 1990.

  7. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Историко-философские очерки и портреты. - М.: Политиздат, 1991. Разд. 4.

  8. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Т. 21.

  9. Поппер К. Что такое диалектика? // Вопросы философии. 1995. № 10. С. 118-138.

  10. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2005.


Тема 8. Философия XIX — начала XX веков

Карл Маркс (1818 – 1883). .Материалистическое понимание истории. Исторический процесс воспроизводства общественной жизни. Общественный прогресс и его критерии. Материалистическая интерпретация гегелевского диалектического метода. Вклад в теорию познания. Элементы утопии в классическом марксизме.

Исторические судьбы марксизма.



Позитивизм в XIX веке. Программа «позитивной философии» О. Конта (1798 – 1857). «Закон трех стадий развития человеческого духа» Конта как универсальный закон истории. Эволюционизм Г. Спенсера (1820 – 1903) и его органическая теория общества.

Дж. Стюарт Милль (1806–1873) – логико-методологическая модель позитивизма. Теоретические истоки. Отказ философии (в традиционном ее значении) в праве на существование. Сведение философии к логике, к науке о методах разыскания истины

Философия жизни (неклассическая философия). Критика классического рационализма. Волюнтаризм А. Шопенгауэра (1877 – 1850). Философия воли к власти Ф. Ницше (1844 – 1900). Интуитивизм А. Бергсона (1859 – 1941).

Кризисное сознание. Смена типов научной рациональности на рубеже веков и кризис позитивисткой парадигмы социального знания. Различие наук о природе и о духе (объяснение и понимание).
Основная литература:

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М., 2005.

  2. Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Под общей редакцией И.Т. Фролова. – М., 2003.

  3. Канке В.А. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ВЛАДОС, Международная академическая издательская компания «Наука», 1997.

  4. Философия: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М., 2001.

Дополнительная учебная литература по истории философии:

  1. История мировой философии: учеб. пособие / А.И. Алешин, К.В. Бандуровский, В.Д. Губин и др.; под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. – М.: Астрель: АСТ: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.

  2. История философии: Запад - Россия – Восток (книга третья: Философия XIX — XX вв.). — М.: Греко-латинский кабинет, 1998.

  3. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней. — ТОО ТК "Петрополис", 1997.

Дополнительные источники:

  1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. - М., 1993 (разделы: Огюст Конт, К. Маркс).

  2. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Т. 13.

  3. Маркс К. Тезисы о Фейербахе //. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Т. 3.

  4. Маркс К. Экономически-философские рукописи // Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Т. 3.

  5. Маркс К. Немецкая идеология // Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Т. 3 (разд. "Фейербах").

  6. Марксистская философия в XIX веке: В 2 кн. - М., 1979.

  7. Ленин В.И. Карл Маркс // Лени В.И. Полн. собр. соч. Т. 26.

  8. Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. — М., 1990.

  9. Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю // Плеханов Г.В. Избранные философские труды: В 5 т. Т. 1.

  10. Поппер К. Нищета историцизма. - М., 1993.

  11. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2005.

  12. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. — М., 1992.

  13. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Т. 21.


Тема 9. Философия в XX веке

«Школы» и «тематические направления». Сциентизм и антисциентизм. Место и роль философии в культуре ХХ века.



Американский прагматизм. Ч. Пирс, У. Джеймс, Д. Дьюи.

Психоанализ и философия неофрейдизма. Открытие Фрейдом феномена бессознательного. Аналитическая психология К. Юнга и коллективное бессознательное. Архетип и символ. Гуманистический психоанализ Э. Фромма.

Экзистенциализм. Ориентация экзистенциализма на проблемы человека и смысла его бытия. Связь экзистенциализма с искусством и литературой. Проблемы свободы, выбора, ответственности и отчуждения.

Феноменология. Э. Гуссерль: единство субъекта и объекта в феноменах, интенциональность сознания. Метод феноменологической редукции, ее ступени.

Герменевтика. Метод вчувствования В. Дильтея. Истолкование М. Хайдеггером понимания как языковой интерпретации. Герменевтика Г. Гадамера как реализация традиций здравого смысла, языка и образования. Представление о герменевтическом круге.

Структурализм и постструктурализм. Структурные методы в гуманитарных науках. Структурная антропология К. Леви-Строса.

Аналитическая философия. Логический позитивизм. Сведение философских проблем к задачам прояснения языка науки. Принцип верификации. Кризис философской программы неопозитивизма.

Лингвистический поворот в философии XX века.



Постмодернизм. «Археология знания» Поль-Мишеля Фуко (1926 – 1984). Понятие эпистемы. Культура как знаковая система. Границы рациональности западной культуры. Переход от «археологии» знания к его «генеалогии». Дискурсивные и недискурсивные условия формирования личности. Индивид и отношения власти. Жак Деррида (1930 – 2004). Понятие «деконструкции». Выработка нового концептуального пространства современной философской мысли, расширение коммуникативного опыта, построение новых моделей смыслообразования. Номадологическая модель мировидения Жиля Делеза (1925 – 1995). Децентрация субъекта, понятие ризомы. Жан Бодрийяр (1929 – 2007) – симулякр, «логика Пер-Ноэля» («логика Деда Мороза»). Жан-Франсуа Лиотара (1924 - 1988). Закат метанарраций (крушение «метарассказов») как принципа интегральной организации культуры и социальной жизни.

Философия науки. Карл Раймунд Поппер (1902 – 1994) – критический рационализм, принцип фальсификации. Томас Сэмюэль Кун (1922 – 1995) – концепция парадигм и научных революций. Имре Лакатос (1922 – 1974) – методология научно-исследовательских программ. Стивен Эделстон Тулмин (1922 – 1997) – стандарты рациональности и понимания. Пол Карл Фейерабенд (1924 – 1994) – методологический анархизм.

Новейшие тенденции в современной западной философии. Кризис традиционных идеологий и попытки синтеза культур в условиях глобальной цивилизации. Концепции информационного (постиндустриального) общества. Попытки исследования современного общества как сверхсложной системы.
Основна литература:

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М., 2005.

  2. Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Под общей редакцией И.Т. Фролова. – М., 2003.

  3. Канке В.А. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ВЛАДОС, Международная академическая издательская компания «Наука», 1997.

  4. Философия: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М., 2001.

Дополнительная учебная литература по истории философии:

  1. История мировой философии: учеб. пособие / А.И. Алешин, К.В. Бандуровский, В.Д. Губин и др.; под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. – М.: Астрель: АСТ: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.

  2. История философии: Запад - Россия – Восток (книга третья: Философия XIX — XX вв.). — М.: Греко-латинский кабинет, 1998.

  3. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней. — ТОО ТК "Петрополис", 1997.

Дополнительные источники:

  1. Аналитическая философия. Избранные тексты. М., 1993.

  2. Западная философия ХХ века. — М.: Интерпракс, 1994.

  3. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. Учебное пособие. — М.: «ПРОСПЕКТ», 1998.

  4. Камю А. Бунтующий человек. — М., 1990.

  5. Кун Т. Структура научных революций. — М., 1977.

  6. Философия двадцатого века: Сб. ст. / Ин-т философии РАН. — М.: Искусство, 1999.

  7. Поппер К. Логика и рост научного знания. — М., 1983.

  8. Проблема человека в западной философии. — М., 1988.

  9. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.

  10. Современная западная философия: Словарь. 2- изд., перераб. и доп. — М.: Тон-Остожье, 1998.

  11. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2005.

  12. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. — М., 1992.

  13. Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 1990

  14. Фромм Э. Иметь или быть? — М., 1990.

  15. Фуко М. Слова и вещи. — М., 1977.

  16. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. Т. 1.

  17. Юнг К.Г. Архетип и символ. — М., 1991.

  18. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.


Тема 10. Русская философия

Основные этапы развития русской философской мысли и ее особенности. Философия западников и славянофилов. Религиозно-этические искания Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. Философия всеединства Владимира Соловьева.

Русская философия XX столетия. Философия свободы Н.А. Бердяева (темы свободы, творчества, ничто и Бога). Русский космизм.

Марксизм в России. Г.В.Плеханов как один из основателей «марксистской философии». В.И.Ленин: понятие материи, проблема истины.

Советская марксистская философия. «Диалектический и исторический материализм» в систематической форме.
Основная литература:


  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М., 2005.

  2. Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Под общей редакцией И.Т. Фролова. – М., 2003.

  3. Канке В.А. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ВЛАДОС, Международная академическая издательская компания «Наука», 1997.

  4. Философия: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М., 2001.

Дополнительная учебная литература по истории философии:

  1. История мировой философии: учеб. пособие / А.И. Алешин, К.В. Бандуровский, В.Д. Губин и др.; под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. – М.: Астрель: АСТ: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.

  2. История философии: Запад - Россия – Восток (книга третья: Философия XIX — XX вв.). — М.: Греко-латинский кабинет, 1998.

Дополнительные источники:

  1. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. — М., 1989.

  2. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. // Полн. собр. соч. Т. 17.

  3. Ленин В.И. Государство и революция. // Полн. собр. соч. Т. 31.

  4. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия IX — XIX веков. Л., 1989.

  5. Громов М.Н., Козлов Н.Ф. Русская философская мысль X — XVII веков. — М., 1990.

  6. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. Спб., 1995.

  7. Зеньковский В.В. История русской философии. — Л., 1991.

  8. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.

  9. Русская философия: Словарь / Под общ. Ред. М.А. Маслина. — М.: Республика, 1995.

  10. Сербиенко В.В. История русской философии XI - XIX вв. — М., 1996.

  11. Сербиенко В.В. Русская религиозная метафизика (XX в.). — М., 1996.

  12. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2005.


Раздел II

Тема 11. Онтология и гносеология

Бытие. Онтология как учение о бытии. Бытие как философская категория. Соотношение понятий «бытие» и «субстанция». Материальное и идеальное. Виртуальная реальность ("бытие без субстанции").

Материя как субстанциональная основа мира, как объективная реальность. Эволюция представлений о пространстве и времени. Движение и развитие. Идея развития и ее исторические изменения.

Хаос и порядок; упорядоченности и гармоничность. Проблема универсальности развития. Системность. Устойчивость и изменчивость; прерывность и непрерывность, равновесность и неравновесность. Самоорганизация.

Принцип детерминизма. Категории причины и следствия. Причина и цель. Необходимость, случайность, вероятность, целесообразность, Закон как выражение необходимости. Законы динамические и статистические. Детерминизм и проблема свободы. Неодетерминизм.



Сознание как субъективная духовная реальность. Эволюционно-биологические, культурно-исторические и социальные предпосылки развития сознания. Сознание, подсознательное, бессознательное. Самосознание.

Сознание как деятельность и как совокупность знаний. Образное и понятийное мышление. Память – способность запечатлевать, хранить и воспроизводить опыт.

Язык и мышление. Естественные и искусственные языки, их соотношение. Проблема искусственного интеллекта.

Воля как универсальный регулятор сознательной деятельности.

Ценности, их природа и принципы классификации.

Знание и познание. Многообразие форм знания (мифологическое, религиозное, художественное, обыденное, научное).

Знание и мнение, вера и убеждение. Обыденное знание и здравый смысл. Структура знания. Чувственное и рациональное в познании. Познание как «отражение» и познание как «конструирование» реальности. Творчество и интуиция. Объяснение и понимание.

Субъект и объект познания. Человек как субъект познания: проблема интерсубъективности. Объект как «данность» и объект как «конструкция».

Проблема обоснования знания. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины.



Научное познание. Специфические черты научного познания (изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность либо актуально, либо потенциально, как возможные объекты ее будущего освоения, и их исследование как подчиняющихся объективным законам функционирования и развития; ориентированность на предметное и объективное исследование действительности; использование специализированного языка; необходимость специальной научной аппаратуры, знания о методах, формированию методологии; усвоение определенной системы ценностных ориентаций и целевых установок, специфических для науки; наличие особых организаций и учреждений, обеспечивающих подготовку научных кадров).

Структура и методы научного знания (эмпирический и теоретический уровни и соответствующие методы познания). Научные картины мира и смена типов научной рациональности в современной науке.

Особенности технического и технологического знания. Специфика социального и гуманитарного познания.

Социокультурные измерения научного знания.


Основная литература:

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М., 2005.

  2. Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Под общей редакцией И.Т. Фролова. – М., 2003.

  3. Канке В.А. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ВЛАДОС, Международная академическая издательская компания «Наука», 1997.

  4. Философия: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М., 2001.

Дополнительная литература:

Бытие. Реальность: вещи, свойства, отношения

  1. Бунге М. Причинность.— М., 1962.

  2. Гартман Н. Старая и новая онтология // Историко-философский ежегодник`88. — М., 1988.

  3. Доброхотов А.Л. Катего

  4. Любинская Л.Н., Лепилин С.В. Проблема времени в контексте междисциплинарных исследований. — М.: Прогресс-Традиция, 2002.

  5. Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. — М., 1977.

  6. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант.

  7. Проблема связей и отношений в материалистической диалектике. — М., 1990.

  8. Спиркин А.Г. Философия: Учеб. для студ. Вузов. — М.: Гардарика, 1999.

  9. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2005.

  10. Хайдеггер М. Вещь // Время и бытие. — М., 1993.

  11. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Т. 20.

Сознание

  1. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Мамардашвили М.К. Необходимость себя / Лекции. Статьи. Философские заметки. — М.: «Лабиринт», 1996.

  2. Мамардашвили М.К. О психоанализе // Мамардашвили М.К. Необходимость себя / Лекции. Статьи. Философские заметки. — М.: «Лабиринт», 1996.

  3. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Сочинения. Т. 3.

  4. Общественное сознание и его формы. — М., 1986.

  5. Портнов А.Н. Язык и сознание: Основные парадигмы исследования проблемы в философии XIX — XX вв. — Иваново, 1994.

  6. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. — М.: «МЕДИУМ», 1995.

  7. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2005.

  8. Фрейд З. Психология бессознательного. — М., 1989.

Познание

  1. Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. — М., 1988.

  2. Витгенштейн Л. О достоверности // Философские работы: В 2 ч. — М., 1994.

  3. Гадамер Г.-Х. Истина и метод. — М., 1988.

  4. Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания. — М., 1990.

  5. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. — М., 1993.

  6. Микешина Л.А. Философия познания: Полемические главы. — М.: Прогресс-Традиция, 2002.

  7. Самосознание европейской культуры ХХ века. — М., 1991.

  8. Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: Учебная хрестоматия. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1996.

  9. Степин В.С. Теоретическое знание. — М.: «Прогресс-Традиция», 2000.

  10. Философия науки и техники: Учеб. пособие. / В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. — М.: Контакт—Альфа, 1995.

  11. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2005.

  12. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. — М., 1994.


Тема 12. Природа и сущность человека

Происхождение человека и уникальность его бытия. Соотношение биологического и социального в человеке.

Индивид, индивидуальность, личность. Социализация личности. Индивидуально-личностные детерминанты: потребности, интересы, установки, ценностные ориентации.

Человек как деятельное существо. Свобода и ответственность. Проблема смысла и цели человеческого существования.

Человек в информационном обществе.
Основная литература:


  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М., 2005.

  2. Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Под общей редакцией И.Т. Фролова. – М., 2003.

  3. Канке В.А. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ВЛАДОС, Международная академическая издательская компания «Наука», 1997.

  4. Философия: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М., 2001.

Дополнительная литература:

  1. Алексеев В.П. Становление человечества. — М., 1984.

  2. Бердяев Н.А. Человек. Микрокосмос и макрокосмос // Феномен человека: Антология. — М., 1993.

  3. Вернадский В.И. Живое существо. — М., 1978.

  4. Карпинская Р.С. и др. Философия природы: коэволюционная стратегия. — М., 1995.

  5. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. — М., 1986.

  6. Серебровская К.Б. Сущность жизни. — М., 1994.

  7. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. — М., 1987.

  8. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2005.

  9. Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Т. 20.


Тема 13. Общество как объект философского анализа

Понятие общества. Общество как целостная саморазвивающаяся система. Общество и природа. Культура и цивилизация – соотношение понятий. Проблемы типологизации исторического процесса, общественного прогресса, смысла и направленности человеческой истории. Многообразие культур, цивилизаций и форм социального опыта в современном мире. Человечество перед лицом глобальных проблем. Культура в условиях глобализации.

Информационное общество. Социальные последствия перехода к постиндустриализму.

Общественное сознание. Структура общественного сознания и его основные формы. Обыденное и теоретическое сознание. Идеология как форма общественного сознания. Идеология и власть. Нравственное сознание: моральные нормы и поведение людей. Правовое сознание. Религия как форма общественного сознания. Свобода совести и ее понимание в современном мире.



Общественное сознание и социальное действие.

Основная литература:

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М., 2005.

  2. Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Под общей редакцией И.Т. Фролова. – М., 2003.

  3. Канке В.А. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ВЛАДОС, Международная академическая издательская компания «Наука», 1997.

  4. Философия: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М., 2001.

Дополнительная литература:

  1. Барулин В.С. Социальная философия. — М., 1991. Ч. 1,2.

  2. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: Синергетика и теория социальной самоорганизации. — Спб.: Издательство «Лань». 1999.

  3. Крапивенский С.Э Социальная философия: Учебник для студентов вузов. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998

  4. Марков Б.В., Пирогов К.С. Философия. — Спб., 1996.

  5. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Т. 13.

  6. Маркс К. Формы, предшествующие капиталистическому производству // Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 46. Ч. 1.

  7. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Т. 13.

  8. Очерки социальной философии: Учебное пособие для высших учебных заведений. — М., 1994.

  9. Социальная философия: Хрестоматия (Составитель: Г.С. Арефьева и др.). — М., 1994. Ч. 1,2.

  10. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 21.

  11. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. — М.: Прогресс, 1990.

  12. Сорокин П. Человек. Цивилизация, общество. – М.: Политиздат, 1992.

  13. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2005.

Информационное общество

  1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации: Учебн. пособие. – М: ВЛАДОС, 1994. 336 с.

  2. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. – М.: Изд-во МГУ, 1999.

  3. Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология /Под ред. В.Л.Иноземцева. – М.: Academia, 1990

  4. Тоффлер Э. Третья волна. – М.: АСТ, 1999

  5. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2005.

  6. Чугунов А.В. Теоретические основания концепции "Информационного общества": Учебно-методическое пособие по курсу "Интернет и политика"/ Каф. политологии философского ф-та СПбГУ. – СПб, 2000. - 52 с.



следующая страница >>