Рабочая программа дисциплины Управление знаниями Направление подготовки 080200. 68 «Менеджмент» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины Организация коммерческой деятельности... 1 273.04kb.
Рабочая программа дисциплины Информационные технологии в менеджменте... 4 531.87kb.
Рабочая программа дисциплины исследование систем управления направление... 2 563.09kb.
Рабочая программа дисциплины Институциональная экономика Направление... 2 664.8kb.
Программа дисциплины «Управление знаниями в организации» 1 274.01kb.
Программа дисциплины Методы оптимизации для направления 080200. 1 192.8kb.
Курс лекций Направление подготовки бакалавра 080200. 62 «Менеджмент» 2 930.33kb.
Программа дисциплины «Стратегическое управление инфраструктурой корпорации» 1 312.57kb.
Программа дисциплины «Психология» для направления 080200. 62 «Менеджмент» 2 460.86kb.
Программа дисциплины Конфликты в системе управления для направления... 1 279.88kb.
Рабочая программа дисциплины «Институциональная экономика» Направления... 2 531.25kb.
Вниманию предпринимателей 1 9.85kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Рабочая программа дисциплины Управление знаниями Направление подготовки 080200. 68 - страница №1/1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

_________________________/С.А.Зайцев/

«_____» _______________________201 г.



Рабочая программа дисциплины

Управление знаниями

Направление подготовки



080200.68 «Менеджмент»

Профиль «Управление инновационными проектами»

Квалификация (степень) выпускника



магистр

Форма обучения



очная

Москва 201­_

1. Цели освоения дисциплины.

Основной целью дисциплины «Управление знаниями» является изучение и освоение студентами теоретических основ и практических навыков управления интеллектуальной собственностью и другими сложноформализуемыми активами предприятия. Знания теории и методов управления знаниями необходимы для успешного выполнения инновационных проектов, эффективного управления современными наукоемкими производствами и компаниями.



2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Управление знаниями» относится к вариативной части, курсам и дисциплинам по выбору студента Профессионального цикла. Дисциплина формирует навыки управления интеллектуальной собственностью и другими сложноформализуемыми активами предприятия. Для успешного освоения данной дисциплины студенты должны иметь базовые знания курса бакалавриата по направлению «Менеджмент», прослушать дисциплины управление персоналом, современные проблемы экономики, теория организации и организационное поведение, эвристика.



3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Управление знаниями»

Способность развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования (OK- 1);

Способность к изменению профиля своей профессиональной деятельности (ОК- 2);

Способность принимать организационно-управленческие решения и оценивать их последствия (ОК-4);

Обладание навыками публичных деловых и научных коммуникаций (ОК- 6);

Способность управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями (ПК-1);

Способность разрабатывать программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию (ПК-4);

Способность использовать количественные и качественные методы для проведения научных исследований и управления бизнес-процессами (ПК-5)

Владение методами экономического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде (ПК-6)

Владение методами стратегического анализа (ПК-7)

Способность готовить аналитические материалы для управления бизнес-процессами и оценки их эффективности (ПК-8)

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать определение и основные теории формирования экономики знаний, интеллектуального капитала, сущность нематериальных активов и интеллектуальной собственности, факторы конкурентоспособности, основанные на интеллектуальном капитале, стратегии и организационные формы управления знаниями, виды и функции информационных технологий.

Уметь оценивать интеллектуальный капитал, определять стратегию развития знаний в компании.

Владеть навыками управления информационной и маркетинговой деятельностью компании.

Демонстрировать способность и готовность к практической деятельности, ориентированной на инновационное развитие.



4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 часа), из них 18 часов аудиторных занятий (11 лекций, 7 семинаров) 54 часа самостоятельной работы. Содержание дисциплины и календарный план представлены в приложении 1.

Содержание разделов дисциплины.

Тема 1. Экономика знаний (ОК-1, ОК-4)

Формирование экономики знаний. Информационные ресурсы. Секторы производства: первичный, вторичный и третичный. Воспроизводство. Образование. Сущность и условия развития экономики знаний.



Тема 2. Роль государства в развитии экономики знаний и социальный капитал (ОК-1, ОК-2)

Социальный капитал. Инвестиции в социальный капитал. Роль государства в формировании и развитии экономики знаний. Институциональные условия. Инвестиции в образование и науку. Рынок интеллектуального труда. Индексы развития.



Тема 3. Интеллектуальный капитал (ОК-1, ОК-2)

Сущность интеллектуального капитала. Структура интеллектуального капитала. Нематериальные активы и интеллектуальная собственность.



Тема 4. Оценка интеллектуального капитала (ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8)

Методы оценки интеллектуального капитала. Коэффициент Тобина. Оценка на основе нефинансовых показателей. Сбалансированная система показателей.



Тема 5. Интеллектуальный капитал как объект инвестиций (ПК-4)

Инвестиции в интеллектуальный капитал. Инвестиции в человеческий капитал. Факторы конкурентоспособности, основанные на интеллектуальном капитале. Конкурентоспособность организаций.



Тема 6. Теоретические основы управления знаниями (ОК-1, ОК-2)

Виды знания. Явные и неявные знания. Организационное знание. Работники сферы знания. Данные, информация и знания. Цели, задачи и функции управления знаниями.



Тема 7. Менеджмент знаний (ОК-4, ПК-1, ПК-4)

Стратегии и организационные формы управления знаниями. Отделы управления знаниями. Сетевые организации. Оболочечные организации. Стратегические альянсы. Сообщества профессионалов. Автономные команды. Организационная культура, ориентированная на знания. Лидерство в интеллектуальной организации. Обучающаяся организация.



Тема 8. Информационные технологии управления знаниями (ПК-4)

Виды и функции информационных технологий. Системы планирования ресурсов (ERP). Системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM). Системы информационной поддержки аналитической деятельности. Системы внутрифирменной коммуникации.



Тема 9. Коммуникационные и маркетинговые технологии (ОК-6, ПК-4)

Коммуникация и коммуникационный менеджмент. Интегрированные маркетинговые коммуникации. Маркетинг отношений. Брендинг. Латеральный маркетинг. Репутационный менеджмент.



5. Образовательные технологии

В процессе обучения проводятся ролевые и деловые игры, разборы деловых кейсов, дискуссии, использование ПЭВМ для работы с проектами. Планируется проведение мастер-классов специалистов в области инноваций и инновационного менеджмента.



6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Вопросы к экзамену по курсу "Управление знаниями"



  1. Формирование экономики знаний.

  2. Информационные ресурсы.

  3. Секторы производства: первичный, вторичный и третичный.

  4. Воспроизводство. Образование. Сущность и условия развития экономики знаний.

  5. Социальный капитал. Инвестиции в социальный капитал.

  6. Роль государства в формировании и развитии экономики знаний. Институциональные условия. Индексы развития.

  7. Инвестиции в образование и науку. Рынок интеллектуального труда.

  8. Сущность интеллектуального капитала.

  9. Структура интеллектуального капитала.

  10. Нематериальные активы и интеллектуальная собственность.

  11. Методы оценки интеллектуального капитала. Коэффициент Тобина.

  12. Оценка на основе нефинансовых показателей. Сбалансированная система показателей.

  13. Инвестиции в интеллектуальный капитал.

  14. Инвестиции в человеческий капитал.

  15. Факторы конкурентоспособности, основанные на интеллектуальном капитале.

  16. Виды знания. Явные и неявные знания.

  17. Организационное знание.

  18. Работники сферы знания.

  19. Данные, информация и знания.

  20. Цели, задачи и функции управления знаниями.

  21. Стратегии и организационные формы управления знаниями.

  22. Отделы управления знаниями. Сетевые организации.

  23. Оболочечные организации. Стратегические альянсы.

  24. Сообщества профессионалов. Автономные команды.

  25. Организационная культура, ориентированная на знания.

  26. Лидерство в интеллектуальной организации.

  27. Обучающаяся организация.

  28. Виды и функции информационных технологий.

  29. Системы планирования ресурсов (ERP).

  30. Системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM).

  31. Системы информационной поддержки аналитической деятельности.

  32. Системы внутрифирменной коммуникации.

  33. Коммуникация и коммуникационный менеджмент.

  34. Интегрированные маркетинговые коммуникации.

  35. Маркетинг отношений.

  36. Брендинг.

  37. Латеральный маркетинг.

  38. Репутационный менеджмент.

Самостоятельная работа заключается в подготовке рефератов, освещающих основные теоретические аспекты управления знаниями. Тематика реферата основывается на тематике лекционных занятий.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основное учебно-методическое обеспечение дисциплины

1. Сорокина Г.П., Захаров А.В., Боронников Д.А. Нематериальные составляющие конкурентоспособности. Монография. М.: МГТУ «МАМИ», 2011 – 301 с.

2. Грибов В.Д. Инновационный менеджмент: Учеб. Пособие. - М.: ИНФА-М, 2012. - 310с.

Дополнительное учебно-методическое обеспечение дисциплины

3. Управление персоналом. Организации учебник для вузов. Под ред. А.Я. Кибанова. М. ИНФРА-М, 2010. – 695 с.

4. Ильин А.С. Формирование национальной инновационной системы для промышленности. - М.: МГТУ «МАМИ», 2011. – 226 с.

5. Гапоненко А.Л., Орлова Т.М. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал – М.:Эксмо, 2008. – 400 с.

6. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б.З. Мильнера. – М.: Инфра-М, 2010. – 624с. – (Научная мысль)

7. Ларри Боссиди, Рэм Чаран Исполнение. Система достижения целей = Execution: The Discipline of Getting Things Done. — М.: «Альпина Паблишер», 2012. — 328 с.



Программное обеспечение и Интернет-ресурсы, 2012 г.

1. http://www.libertarium.ru/ Московский Либертариум

2. http://www.rbc.ru/ РБК

3. http://crmp.mami.ru/ Центр развития предпринимательства МАМИ



8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Презентационное оборудование (проектор, экран, ноутбук с установленным программным обеспечением MS Office Professional).


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО (с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО) по направлению и профилю подготовки 080200.68 «Управление инновационными проектами»


Авторы к.э.н., доцент кафедры

«Менеджмент» А.В. Захаров


ассистент А.А. Громова

Заведующая кафедрой «Менеджмент» Г.П. Сорокина

Одобрено на методической комиссии 080000 «Экономика и управление» 14.11.2012 г.

Сопредседатель методической комиссии

Проф., к.э.н. Г.П.Сорокина

Структура и содержание дисциплины «Управление знаниями» по направлению подготовки 080200.68 «Менеджмент» профиль «Управление инновационными проектами» очная форма обучения

Приложение 1



Раздел

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость в часах

Виды самостоятельной работы студентов

Формы аттестации

Л

П/С

Лаб

СРС

КСР

К.Р.

К.П.

РГР

АСМ

Реферат

Э

З

Экономика знаний (ОК-1, ОК-4)

4

1

1

0




6
















+







Роль государства в развитии экономики знаний и социальный капитал (ОК-1, ОК-2)

4

2

1

1




6
















+







Интеллектуальный капитал (ОК-1, ОК-2)

4

3

1

1




6
















+







Оценка интеллектуального капитала (ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8)

4

4

2

1




6
















+







Интеллектуальный капитал как объект инвестиций (ПК-4)

4

5

1

1




6
















+







Теоретические основы управления знаниями (ОК-1, ОК-2)

4

6

1

0




6
















+







Менеджмент знаний (ОК-4, ПК-1, ПК-4)

4

7

1

1




6
















+







Информационные технологии управления знаниями (ПК-4)

4

8

1

1




6
















+







Коммуникационные и маркетинговые технологии (ОК-6, ПК-4)

4

9

2

1




6
















+







Итого




9

11

7




54
















1 реферат

+



Заведующая кафедрой «Менеджмент» Г.П.Сорокина


Одобрено на методической комиссии 080000 «Экономика и управление» 14.11.2012 г.
Сопредседатель методической комиссии проф., к.э.н. Г.П.Сорокина