Рабочая программа дисциплины Социология управления Направление подготовки 040100 Социология Профиль подготовки Общий - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины Политическая социология Направление... 1 263.96kb.
Рабочая программа дисциплины Социология семьи Направление подготовки... 1 133.53kb.
Рабочая программа дисциплины Социология труда Направление подготовки... 1 167.28kb.
Рабочая программа дисциплины Социология молодежи Направление подготовки... 1 194.44kb.
Рабочая программа дисциплины Социология гендера Направление подготовки... 1 202.76kb.
Рабочая программа дисциплины Экономическая социология Направление... 1 147.76kb.
Рабочая программа дисциплины Социология науки Направление подготовки... 1 179.38kb.
Рабочая программа дисциплины Социология религии Направление подготовки... 2 529.33kb.
Рабочая программа дисциплины Социология образования Направление подготовки... 1 122.44kb.
Рабочая программа дисциплины Качественные методы Направление подготовки... 1 464.02kb.
Рабочая программа дисциплины Социальная экология Направление подготовки... 1 107.69kb.
Темы лекций 3 1582.54kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Рабочая программа дисциплины Социология управления Направление подготовки 040100 - страница №1/1



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

Философский факультет

Кафедра социологии


УТВЕРЖДАЮ

Декан философского

факультета ТГУ

_____________ С. С. Аванесов
"_____"_____________2011 г.
Рабочая программа дисциплины

Социология управления

Направление подготовки

040100 Социология

Профиль подготовки

Общий

Квалификация (степень) выпускника



Бакалавр
Форма обучения

Очная

Томск 2011

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Социология управления» являются:

- формирование у студентов-социологов научно обоснованных представлений о структуре и специфике социологического подхода, направленного на выявление социальной сущности управленческой деятельности и взаимодействий социальных субъектов в организации.

2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Социология управления» преподается студентам, обучающимся по основной образовательной программе подготовки бакалавров по направлению 040100 «Социология» в Томском государственном университете в семестре на третьем году обучения. Предметное содержание дисциплины тесно взаимосвязано с учебными курсами «Теоретическая социология», «Методология и методы социологических исследований», «Экономическая теория» Данный курс является логическим продолжением и углублением в сферу социального управления.

Данная дисциплина входит в набор дисциплин общепрофессионального цикла.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Социология управления».

В ходе изучения данной дисциплины у студентов формируются элементы обще-культурных и профессиональных компетенций, обозначенной в ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров по социологии:



А) Общекультурные (ОК)

  • умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

  • готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК-3);

  • способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-4);

  • осознание социальной значимости своей будущей профессии (ОК-8).

  • Способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-10).

Б) Профессиональные (ПК)

- способность использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной и аналитической деятельности (ПК-4);

- умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-5);

- умение обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-8);

- способность и готовность к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб (ПК-9);

- способность использовать методы сбора, обработки комплексной социальной информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-11);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

специфику социального управления, его элементы и функции, особенности управленческих отношений и их разновидности, условия формирования власти и авторитета.

- принципы мотивации и коммуникации.

Уметь:

- использовать полученные знания и навыки по социологическому анализу специфики управленческой деятельности, а также распознавать факторы эффективной деятельности группы и организации в целом.



Владеть:

- навыками использования методов социальной диагностики, анализа и исследования организационно-управленческих проблем.


4. Структура и содержание дисциплины «Социология управления»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа, из них 54 часа аудиторных, экзамен.






п/п




Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

лекция

семинар

СРС

1

Управление в системе научного знания

5

1

2

2

6

Эссе «Управленческие отношения в условиях трансформации общества»

2

Социология управления: основные понятия и содержание

2-3

2

4

4

Контрольная работа по теме «Эффективность групповой деятельности» на 9-й неделе семестра

3

Социальное управление: элементы и функции

4

2

2

4

4

Социальная сфера как объект управления

5-6

2

4

8

5

Сущность социальной сферы

7

2

2

6

6

Управление организацией

8

2

2

4

7

Эффективность групповой деятельности

9-10

0

4

6

Проблемный коллоквиум «Соотношение власти и авторитета» на 16-й неделе семестра

8

Власть в управлении организации

11-12

2

4

8

9

Организационная культура

13-14

2

2

8

10

Роль коммуникации в управлении организацией

15

2

2

8

11

Мотивация и ее значение в управлении

16

0

2

4

12

Средства социальной диагностики в управлении организацией

17-18

2

2

6




Итого

5

1-18

20

32

72

Зачет в 5 семестре


5. Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Поэтому в рамках данного учебного курса предусмотрены не только традиционные лекционные и практические занятия, но и семинары-конференции, практические занятия в форме дебатов, а также написание рефлексивного эссе и проблемный коллоквиум. Кроме того, контроль самостоятельной работы студентов осуществляется как в интерактивной форме, так и на основе технологии «Портфолио», что позволяет актуализировать процессы самообучения и взаимообучения.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Основными этапами контроля самостоятельной работы студентов по изучению модуля являются:

1. Эссе. Тема: «Управленческие отношения в условиях трансформации общества»

2. Семинарско-практические занятия по темам курса.

3. Контрольная работа. По теме «Эффективность групповой деятельности».

4. Проблемный коллоквиум. По теме «Соотношение власти и авторитета»

5. Экзамен в форме тестирования.
Примеры оценочных средств

Образец теста:

1. Каковы черты сходства и черты различий между понятиями бюрократия и бюрократизм (Напишите, пожалуйста) ______________________________________________________________

2. Что является источником авторитета?

А – владение средствами управления

Б – наличие формальной власти

В – признание подчиненных

Г – сотрудничество с руководством.
Примерная тематика рефератов, курсовых работ

1. Черты бюрократизма в существующем стиле управления деканата факультета

2. Управление как социальная технология

3. Роль традиций и инноваций в формировании культуры организации

4.Современные тенденции управления организацией

5. Имидж руководителя как часть управленческого взаимодействия

6. Коммуникативные роли и стили в организации

7. Инновационные игры в управленческой практике

8. Традиционность и современность в понимание бюрократии

9. Условия адаптации индивида в организации

10. Диагностика и предупреждение конфликтов в организации

11. Партисипативный стиль как механизм регулирования взаимодействий руководитель – подчиненный

12. Социальные и групповые нормы как регуляторы поведения личности

13. Руководитель как источник формирования организационной культуры


Примерные вопросы промежуточной аттестации
1. Соотношение понятий бюрократия и бюрократизм

2. Малая группа и ее структура, социальные роли в малой группе

3. Проблемы эффективности групповой деятельности

4. Руководство и лидерство

5. Понятие власти и ее источники

6. Соотношение власти и авторитета

7. Генезис социального управления

8. Сущность организационных конфликтов

9. Понятие управления: содержание и разновидности

10. Коммуникативные сети в организации

11. Специфика социального управления

12. Предмет дисциплины «Социология управления»

13. Организационная культура: понятие и основные элементы

14. Управленческие отношения: понятие и виды

15. Основные теории мотивации

16. Социальная сфера как объект управления

17. Роль коммуникации в управлении организацией

18. Управление организационной культурой

19. Понятие управленческого стиля

20. Роли и структура деятельности руководителя

21. Понятие власти и авторитета

22. Организация как система социальных групп

23. Возможности социологического исследования при решении управленческих проблем

24. Групповая динамика как процесс взаимодействия

25. Условия формирования стиля руководителя

26. Понятие и элементы организационной культуры

27. Функции организационной культуры

28. Формирование и воспроизводство ОК

29. Значение подбора кадров в практике управления

30. Роль социолога в подборе кадров в организации (предприятии)

31. Понятие организационных патологий

32. Понятие социальной инновации и ее разновидности

33. Роль социальной информации в управлении организацией

34. Значение социологического исследования в изучении вопросов управления

35. Социологическая диагностика: понятие и специфика

36. Особенности управленческого консультирования


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля «Социология управления»

а) основная литература:

1. Зборовский Г. Е. Социология управления: учеб. пособие/ Г. Е. Зборовский, Н.Б. Костина. – М., 2004. – 288 с.

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2008. – 670 с.

3. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 224 с.

4. Клементьев Д.С. Социология управления: Учеб. пособие. – 3-е изд., – М.: Изд-во МГУ, 2008. – 240 с.

5. Козер Л. Функции социального конфликта / Под общ. ред. Л.Г. Ионина. – М.: Идея-Пресс, 2000. – 205 с.

6. Ковалев В.Н. Социология управления в социальной сфере: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 240 с.

7. Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления: фундаментальный курс. – М.: Акад. Проект: Трикста, 2006. – 1136 с.

8.Кузьмен О.В. Социология управления: учеб. пособ. – Н-ск: Изд-во СибАГС, 2010. – 272 с.

9. Основы социального управления: Учебное пособие / Под ред. В. Н. Иванова. – М.: Высш. шк., 2001. – 271 с.

10. Пригожин А.И. Современная социология организаций. – М: Интерпракс, 1995. – 296с.

11. Социология управления: учеб. / под общ. ред. В.Э. Бойкова. – М.: Изд-во РАГС, 2006. – 336 с.

12. Социология управления: стратегии, процедуры и результаты исследований / А. В. Тихонов (отв. ред.) и др. – М.: «Каннон + РООН, Реабилитация», 2010. – 607 с.

13. Фролов С.С. Социология организаций. – М.: Гардарики, 2001. – 383 с.

14. Щербина В. В. Средства социологической диагностики в системе управления: Учеб. пособ. – М.: Изд-во МГУ, 1993. – 120 с.

15. Щербина В.В. Социальные теории организации: Словарь. – М.: ИНФРА-М. 2000. – 264 с.

б) дополнительная литература:


1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – 432 с.

2.Бабосов Е.М. Социология управления: Учеб. пособие для студентов. – Минск: ТетраСистемс, 2000. – 288 с.

3. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! – Новосибирск: Наука, 1989. – 190 с.

4. Граждан В.Д. Теория управления: учеб. пособие / В.Д. Граждан. – М.: Гардарики, 2004. – 416 с.

5. Красовский Ю.Д. Организационное поведение: учеб. пособие для вузов / Ю. Д. Красовский. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 512 с.

6.Кравченко А.И. Социология менеджмента: учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 366 с.

7.Основы социального управления: учеб. пособие / Под. ред. В. Н. Иванова. – М.: Высш. шк., 2001. – 271 с.

8. Павленко С.Ю. Неформальные управленческие взаимодействия // Постижение: Социология. Социальная политика. Экономическая реформа. – М.: Прогресс, 1989. – 592.

9. Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности: Учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 368 с.

10. Романов П.В. Социологические интерпретации менеджмента: исследования управления, контроля и организаций в современном обществе. – Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2000. – 216 с.

11. Спиридонова В.И. Бюрократия и реформа (Анализ концепции М. Крозье). – М.: Институт философии, 1997. – 201 с.

12. Фролов С.С. Социология организаций. – М.: Гардарики, 2001. – 383 с.

13. Щербина В. В. Средства социологической диагностики в системе управления: Учеб. пособ. – М.: Изд-во МГУ, 1993. – 120 с.

14. Штомпка П. Социология социальных изменений: пер. с англ, под ред. В. А. Ядова. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 416 с.


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

Лицензионный пакет программ Microsoft Windows 7.

Сетевые ресурсы:


  1. Библиотека Гумер http://www.gumer.info/

  2. Библиотека думающего о России http://www.patriotica.ru/history/index.html

  3. Портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование» http://www.humanities.edu.ru/


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Кафедра социологии ТГУ располагает всем необходимым материально-техническим обеспечением для выполнения настоящей программы. Оно включает в себя:

- наличие компьютерного класса;

- наличие доступного для студента выхода в Интернет;

- наличие специально оборудованных кабинетов и аудиторий для мультимедийных презентаций.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки 040100 «Социология».
Автор: Иванова Вера Степановна, к. филос. н., доцент

Рецензент: Рыкун Артем Юрьевич, д. соц. наук, зав. кафедрой социальной работы


Программа одобрена на заседании методической комиссии философского факультета ТГУ

от 01.02.2011 года, протокол № 2.