Рабочая программа дисциплины Социология труда Направление подготовки 040100 Социология Профиль подготовки Общий - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины Социология управления Направление подготовки... 1 140.1kb.
Рабочая программа дисциплины Политическая социология Направление... 1 263.96kb.
Рабочая программа дисциплины Социология семьи Направление подготовки... 1 133.53kb.
Рабочая программа дисциплины Социология молодежи Направление подготовки... 1 194.44kb.
Рабочая программа дисциплины Социология гендера Направление подготовки... 1 202.76kb.
Рабочая программа дисциплины Экономическая социология Направление... 1 147.76kb.
Рабочая программа дисциплины Социология науки Направление подготовки... 1 179.38kb.
Рабочая программа дисциплины Социология религии Направление подготовки... 2 529.33kb.
Рабочая программа дисциплины Социология образования Направление подготовки... 1 122.44kb.
Рабочая программа дисциплины Качественные методы Направление подготовки... 1 464.02kb.
Рабочая программа дисциплины Социальная экология Направление подготовки... 1 107.69kb.
Овчаренко Роман Константинович учебно-методический комплекс по курсу... 1 130.81kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Рабочая программа дисциплины Социология труда Направление подготовки 040100 Социология - страница №1/1



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

Философский факультет

Кафедра социологии

УТВЕРЖДАЮ

Декан философского

.факультета ТГУ
____________ С. С. Аванесов
" " февраля 2011 г.

Рабочая программа дисциплины

Социология труда

Направление подготовки

040100 – Социология

Профиль подготовки

Общий

Квалификация (степень) выпускника



Бакалавр
Форма обучения

Очная


Томск 2011

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения модуля «Социология труда» являются:



  • формирование у студентов направления «Социология» научно обоснованных представлений об основных закономерностях трудовой деятельности и занятости, как в классическом, так и позднем индустриальном обществе, соответствующих современному уровню социальной работы и социологии;

  • создание концептуальной и фактической основы для освоения иных дисциплин профессионального цикла подготовки бакалавров социологии;

  • овладение умениями и навыками описания и социологического, а также практически-ориентированного социального анализа процессов труда и занятости, необходимыми как в проектной деятельности, так и в преподавании дисциплин направления «Социология».


2.Место модуля в структуре ООП бакалавриата

Модуль «Социология труда» преподается студентам, обучающимся по основной образовательной программе подготовки бакалавров по направлению 040100 «Социология» в Томском государственном университете в 7-ом семестре на четвертом году обучения. Он представляет собой дисциплину вариативной (профильной) части профессионального цикла Б. 3. Предметное содержание модуля тесно взаимосвязано как с учебными курсами «Социальная психология», «Социология управления», «Основы менеджмента», «Организационная культура». Данный курс является логическим продолжением и углублением в сферу труда и занятости общеобразовательного курса «Социология». Для его успешного освоения обучающиеся уже должны овладеть следующими компетенциями:



  • осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

  • способностью анализировать социально-значимые явления и процессы (ОК-10);

  • владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13);

Изучение этого модуля закладывает основы для успешного написания выпускной работы и последующего рационального поведения на рынке труда.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения модуля «Социология труда».

В ходе изучения данного модуля у студентов формируются элементы профессиональной компетенции, обозначенной в ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров по социологии:

В результате освоения модуля обучающийся должен:

Обладать способностью применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1);

Обладать способностью и готовностью использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-4);

Обладать умением использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-5);

Обладать способностью участвовать в разработке основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей (ПК-6);

Обладать способностью использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-11).



  • Знать: основные закономерности функционирования трудовой сферы современного общества;

  • Уметь: оценивать тенденции трансформации сферы труда и занятости как на региональном, так и на национальном и глобальном уровне; оценивать риски и возможности предупреждения личной профессиональной деформации, профессиональной усталости, профессионального «выгорания», девиаций социального здоровья в процессе трудовой деятельности;

  • Владеть: навыками социологического анализа состояния и развития профессиональной и производственной сферы, а также рынков труда позднеиндустриального общества; навыками стимулирования мотивации профессионального развития, творческого участия в организационно-административной работе с персоналом различных организаций.


4. Структура и содержание модуля «Социология труда»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа, из них 54 часа аудиторных, экзамен.





п/п


Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекция

Семинар

СРС

1

Понятия и парадигмы социологии труда и занятости




1-2

2

2

4

Эссе «Мультипарадигмальность в социологии труда и занятости»

2

Индустриальное общество, его развитие и исторические альтернативы




2-3

2

2

6

Введение технологии «портфолио»

Рефлексивное эссе, презентация по теме «Базовые ориентации в отношении работы в классическом и позднеиндустриальном обществе», 6-я неделя

Дебаты по теме «Причины актуализации креативного класса и условия его развития», 7-я неделя


3

Работа и занятость: их субъективный и социальный смыслы




3-5

2

4

10

4

Профессиональная и личностная идентичность на работе




5-6

1

2

10

5

Организационная культура




6-7

1

2

4

6

Производственная команда




8

2

2

6

7

Рекрутинг и трудоустройство




9-10

2

4

10

Рефлексивное эссе на тему «Структура и содержание имплицитного контракта молодого специалиста»

Проверка портфолио

Проблемный коллоквиум «Состояние и динамика мирового, национального и регионального рынков труда», 18-я неделя семестра


8

Имплицитный контракт




10-12

2

2

6

9

Состояние и динамика рынка труда в индустриальном и позднеиндустриальном обществах




12-14

2

4

10

10

Структурирование работы: профессии и социальное разделение труда




14-16

2

2

8

11

Структурирование работы: организации




16-17

2

2

8

12

Наёмная работа занятость и управление в условиях постсовременности




17-18

2

4

8




Итого

7

1-18

22

32

90

Экзамен в 7 семестре

5. Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Поэтому в рамках данного учебного курса предусмотрены не только традиционные лекционные и практические занятия, но и семинары-конференции, презентации, практические занятия в форме дебатов, а также написание рефлексивного эссе и проблемный коллоквиум. Кроме того, контроль самостоятельной работы студентов осуществляется как в интерактивной форме, так и на основе технологии «Портфолио», что позволяет актуализировать процессы самообучения и взаимообучения.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Основными этапами контроля самостоятельной работы студентов по изучению модуля являются:

1. Рефлексивное эссе.

2. Семинарско-практические занятия по всем темам курса.

3. Контрольная работа.

4. Проблемный коллоквиум.

5. Дебаты.

6. Портфолио.



7. Устный экзамен.

Примерная тематика рефератов, курсовых работ

  1. Социология труда – определения, содержание и функции.

  2. Социология труда как дисциплина и субдисциплинарная сфера знания.

  3. Компетенции современного специалиста.

  4. Homo Economicus как основание классической парадигмы социологии труда.

  5. Научная организация труда (НОТ) в России и США.

  6. НОТ в странах Юго-восточной Азии.

  7. Гуманистически ориентированные подходы: источники возникновения и методологический потенциал.

  8. Командный подход в бизнесе и административной деятельности.

  9. Двухфакторная теория мотивации Ф. Херцберга.

  10. Возникновения и эволюция подхода «ориентации в отношении работы».

  11. «Состоятельный рабочий» как транскультурное явление.

  12. «Солидаристская ориентация» в угледобывающих регионах России.

  13. Паттерны карьерного роста в региональной России.

  14. «Синдром менеджера» как дисфункция управленческой карьеры.

  15. Angst как условие профессиональной деятельности.

  16. Формы и структуры имплицитного контракта.

  17. Фрилансинг как постсовременная форма занятости.

  18. Дискурсивные властные стратегии в управлении современной организацией.

  19. Национальный фактор в конструировании корпоративной культуры.

Примерные вопросы для финальной аттестации (экзамена)

  1. Социология труда как сфера академического, практически-ориентированного и социально-ориентированного знания.

  2. Школы и парадигмы социологии труда.

  3. Управленческо-психологистская парадигма (Ф.У. Тэйлор).

  4. Гуманистическая парадигма (Э. Мэйо).

  5. Интеракционистская парадигма (Г. Беккер).

  6. Социология эмоций (А. Хохшилд): эмоциональный труд как организационный ресурс.

  7. Имплицитный контракт: структура и содержание.

  8. Отношение к труду в истории Западной цивилизации.

  9. Исследования ориентаций в отношении работы.

  10. Тест Ф. Херцберга: структура и правила использования.

  11. Будущее профессиональной деятельности, соотношение образования и рынка труда.

  12. Стили лидерства и руководства в контексте организационной культуры.

  13. Системная парадигма: определение и типологии оргкультур.

  14. Формирование команды: правила и препятствия.

  15. Дискурсивные властные стратегии в управлении современной организацией.

  16. Методы стимулирования и мотивирования персонала.

  17. Инклюзия и эксклюзия в производственной практике.

  18. Состояние регионального рынка труда.

  19. Особенности рекрутинга молодых специалистов.

  20. Формы дискриминации в современной практике управления.

  21. Социолог на современном предприятии.

  22. Типологии организационной культуры.

  23. Особенности российской организационной культуры.

  24. Постсовременные тенденции в труде и занятости.

  25. Стратегии управления неполной занятостью.

  26. Глобализация и рынок труда.

  27. Концепция «состоятельного рабочего» Дж. Голторпа и Д. Локвуда.

  28. Типы и тенденции трансформации профессиональной этики.

  29. Тенденции профессионализации и депрофессионализации в постсовременном обществе.

  30. Управленческие практики в условиях депрофессионализации.

  31. Причины возникновения и формы производственных конфликтов.

  32. Управление трудовыми ресурсами в региональной экономике.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля «Социология труда»

а) основная литература:

  1. Здравомыслов А.Г. Человек и его работа в СССР и после: учебн. пособие. М.: Аспект-Пресс, 2003.

  2. Кравченко А.И. Социология труда в XX веке. Историко-критический очерк. М.: Наука, 1987.

  3. Нехода Е.В. Экономика и социология труда / Учебное пособие. Томск.: Изд-во ТГУ, 2004.

  4. Попов Ю.Н. введение в социологию труда и занятости / Учебное пособие. М.: Дело, 2005.

  5. Романов, П. В. Власть, управление и контроль в организациях: Антропологические исследования современного общества / П. В. Романов.-Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2003. - 402 с.

  6. Ромашов О.В. Социология труда: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2001. – 317 с.

  7. Социальная динамика и трансформации профессиональных групп в современном обществе под ред. В.А. Мансурова. – М.: Изд-во Института социологии РАН, 2007. – 290 с.

  8. Социология и психология труда / Учебник для студентов вузов. Ч. 1 и 2. М.: МГИУ, 2008.

  9. Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь. СПб.: Наука, 2006.

  10. Токарская Н.М. Социология труда / Учебное пособие для вузов. М.: Логос, 2006.

  11. Тощенко Ж.Т. Социология труда / Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.


б) дополнительная


  1. Бабосов, Е. М. Социология управления: учеб. пособие для вузов / Е.М. Бабосов - Минск: ТетраСистемс, 2000. - 287с.

  2. Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну / У. Бек; [Пер. с нем. В. Седельника и Н. Фёдоровой; Послесл. А. Филиппова.] – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 384 с.

  3. Бек, У. Что такое глобализация? / У. Бек; [Пер. с нем. А. Григорьева и В. Седельника; Общая редакция и послесл. А. Филиппова] – М.: Прогресс-Традиция, 2001. – 304 с.

  4. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. Перевод с английского. М.: Academia, 1999. 956 с.

  5. Боуз Р. Интервью по компетенциям: методы проведения интервью. М.: ГИППО, 2009.

  6. Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер [Пер. с нем. / Сост., общ. Ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; Предисл. П.П. Гайденко] – М.: Прогресс, 1990. – 808 с.

  7. Галкина, Т. П. Социология управления: от группы к команде: Учебное пособие / Т.П.Галкина; - М.: Финансы и статистика, 2001. - 223с.

  8. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: Канон, 1996.

  9. Ильин Т.Л. Социология и психология управления / Учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2007.

  10. Ковалёв В.Н. Социология управления социальной сферой / Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2003.

  11. Козер, Л. Функции социального конфликта / Л. Козер; М.: Идея – Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. – 208 с.

  12. Кравченко, А.И. Классики социологии менеджмента: Ф. Тейлор и А. Гастев / А.И. Кравченко – СПб.: РХГИ, 1998. – 320 с.

  13. Кравченко, А.И. История менеджмента / Учебное пособие. М.: Академический проект, 2008.

  14. Красовский, Ю. Д. Организационное поведение: учебное пособие для вузов / Ю. Д. Красовский. - 2-е изд., перераб. и доп.-М.: ЮНИТИ, 2004. – 510 с.

  15. Креативная лаборатория: диалог творческих практик: Монография / Ред. –сост. О.А. Карлова. – М.: Академический Проект, 2009. – 476 с.

  16. Профессии. doc. Социальные трансформации профессионализма: взгляды снаружи, взгляды изнутри / Под редакцией Елены Ярской-Смирновой, Павла Романова. М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2007. – 408 с.

  17. Романов, П. В. Социология менеджмента и организаций: учеб. пособие для вузов / П. В. Романов. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. - 284 с.

  18. Рыкун, А.Ю. Региональная система высшего образования и рынок труда / А.Ю. Рыкун, К.М. Южанинов, В.В. Матулис, Л.Н. Мухин; Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. - 166 с.

  19. Староверов О.В. Отдельные отрасли экономической социологии. М.: Наука, 2006.

  20. Тихонов В. Ракетно-ядерный комплекс России: мобильность кадров и безопасность. М.: Центр Карнеги, 2000.

  21. Тихонова, Н.Е. Социальная стратификация в современной России: опыт эмпирического анализа / Н.Е. Тихонова; М.: Институт социологии РАН, 2007. – 320 с.

  22. Управление персоналом организации / Учебник. М.: ИНФРА-М, 2006.

  23. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. – Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Классика – XXI», 2007. – 421 с.

  24. Abbott, Andrew Delano. The System of Professions. An Essay on the Division of Expert labor. University of Chicago Press. Chicago and London, 1988. – 435 p.

  25. Boltanski, L. and Chiapello, E. The New Spirit of Capitalism. Verso. London and New York, 2007. – 601 p.

  26. Mouer R. A Sociology of Work in Japan. Cambridge (UK).: Cambridge University Press, 2005.

  27. Watson, Tony J. Sociology, Work and Industry. Third edition. Routledge. London and New York, 1997. – 426 p.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

Лицензионный пакет программ Microsoft Windows 7.

Сетевые ресурсы:


  1. Федеральный образовательный портал http://www.ecsocman.edu.ru/

  2. Сайт Независимого института социальной политики http://www.socpol.ru/

  3. Сайт Института современного общества http://www.riocenter.ru/

  4. Сайт журнала «Регион: экономика и социология» http://www.region.socionet.ru/gournal.htm/


8. Материально-техническое обеспечение модуля

Кафедра социологии ТГУ располагает всем необходимым материально-техническим обеспечением для выполнения настоящей программы. Оно включает в себя:

- компьютерный класс;

- наличие доступного для студента выхода в Интернет;

- наличие оборудования кабинетов и аудиторий для мультимедийных презентаций.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки 040100 «Социология».
Автор: Рыкун Артем Юрьевич, профессор, д. социол. н.
Рецензент: Скрыльникова Наталья Александровна, д. э. н., профессор ЭФ ТГУ
Программа одобрена на заседании методической комиссии философского факультета ТГУ

от 01.02.2011 года, протокол № 2.