Рабочая программа дисциплины Социология семьи Направление подготовки 040100 Социология Профиль подготовки Общий - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины Социология управления Направление подготовки... 1 140.1kb.
Рабочая программа дисциплины Политическая социология Направление... 1 263.96kb.
Рабочая программа дисциплины Социология труда Направление подготовки... 1 167.28kb.
Рабочая программа дисциплины Социология молодежи Направление подготовки... 1 194.44kb.
Рабочая программа дисциплины Социология гендера Направление подготовки... 1 202.76kb.
Рабочая программа дисциплины Экономическая социология Направление... 1 147.76kb.
Рабочая программа дисциплины Социология науки Направление подготовки... 1 179.38kb.
Рабочая программа дисциплины Социология религии Направление подготовки... 2 529.33kb.
Рабочая программа дисциплины Социология образования Направление подготовки... 1 122.44kb.
Рабочая программа дисциплины Качественные методы Направление подготовки... 1 464.02kb.
Рабочая программа дисциплины Социальная экология Направление подготовки... 1 107.69kb.
Программа дисциплины «Социология семьи и гендерных отношений» 3 407.26kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Рабочая программа дисциплины Социология семьи Направление подготовки 040100 Социология - страница №1/1



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

Философский факультет

Кафедра социологии

УТВЕРЖДАЮ

Декан философского

факультета ТГУ
____________ С. С. Аванесов
" " февраля 2011 г.

Рабочая программа дисциплины

Социология семьи

Направление подготовки

040100 – Социология

Профиль подготовки

Общий

Квалификация (степень) выпускника



Бакалавр
Форма обучения

Очная


Томск 2011

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Социология семьи» являются:



  • формирование у студентов направления «Социология» научно обоснованных представлений об основных закономерностях развития семейно-брачной сферы, как в классическом, так и позднем индустриальном обществе, соответствующих современному уровню социологии;

  • создание концептуальной и фактической основы для освоения иных дисциплин профессионального цикла подготовки бакалавров социологии;

  • овладение умениями и навыками описания и социологического, а также практически-ориентированного социального анализа семейно-брачных отношений, необходимыми как в проектной деятельности, так и в преподавании дисциплин специальности социология.


2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Социология семьи» преподается студентам, обучающимся по основной образовательной программе подготовки бакалавров по направлению 040100 «Социология» в Томском государственном университете в 6 семестре на третьем году обучения. Она представляет собой дисциплину направления вариативной части профессионального цикла Б.3. Предметное содержание курса тесно взаимосвязано с учебными курсами «Социокультурные миры», «Социология гендера», «Социальное проектирование и прогнозирование», «Методология и методы социологического исследования». Для его успешного освоения обучающиеся уже должны овладеть следующими компетенциями:



  • умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

  • готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

  • уметь критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

  • способностью анализировать социально-значимые явления и процессы (ОК-10);

Изучение этой дисциплины закладывает основы для успешного освоения студентами профессиональных дисциплин «Социология молодёжи», «Специфика использования методов социологии в исследовании повседневности», «Социальная экология».


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения модуля «Социология семьи»

В ходе изучения данной дисциплины у студентов формируются элементы профессиональной компетенции, обозначенной в ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров по социологии:

обладать способностью применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1);

обладать способностью и готовностью использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-4);

обладать умением использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-5);

обладать способностью участвовать в разработке основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей (ПК-6);

обладать способностью использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности (ПК-10).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



  • Знать: основные закономерности функционирования брачно-семейной сферы современного общества;

  • Уметь: оценивать тенденции трансформации сферы семейной жизни как на национальном, так и глобальном уровне; оценивать и учитывать особенности культуры семейной жизни, благополучия, поведения различных национально-этнических и половозрастных, а также социально-классовых групп;

  • Владеть: навыками социологического анализа состояния и развития брачно-семейной сферы позднеиндустриального общества; навыками самостоятельного и творческого осуществления, поиска оптимального способа оказания социальной помощи и услуг отдельным лицам, социальным группам;


4. Структура и содержание дисциплины «Социология семьи»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа, из них54 аудиторных, экзамен.






п/п




Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

(по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекция

Семинар

СРС

1

Предмет дисциплины «Социология семьи», понятие семьи, структура и функции




1-2

2

2

6

Эссе «Социология семьи»

2

Исторические изменения семьи, революции в истории семьи




2-3

1

1

8

Введение технологии «портфолио»

Контрольная работа по теме «Основные теоретические подходы к изучению семьи», 9-я неделя

Дебаты на тему «Социальные ожидания в отношении брака»


3

Основные теоретические подходы к изучению семьи




3-4

2

2

8

4

Жизненный цикл семьи




4-6

2

2

8

5

Брачное поведение




6-7

2

4

6

6

Сексуальное поведение




8

1

1

6

7

Репродуктивное поведение




9-10

2

2

8

Эссе на тему «Семья, карьера и распределение ролей в современной России»

Проверка портфолио

Проблемный коллоквиум «Трансформации структуры и функций семьи» на 17-й неделе семестра


8

Семья и социальная структура общества




10-12

2

4

8

9

Семья, карьера и распределение ролей




12-14

2

4

8

10

Тенденции трансформации семейной жизни и брачного поведения




14-16

2

2

8

11

История семейной политики в России и за рубежом




16-17

2

4

8

12

Современная семейная политика




17

2

4

8




Итого

6

1-17

22

32

90

Экзамен в шестом семестре



5. Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Поэтому в рамках данного учебного курса предусмотрены не только традиционные лекционные и практические занятия, но и семинары-конференции, практические занятия в форме дебатов, а также написание рефлексивного эссе и проблемный коллоквиум. Кроме того, контроль самостоятельной работы студентов осуществляется как в интерактивной форме, так и на основе технологии «Портфолио», что позволяет актуализировать процессы самообучения и взаимообучения.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Основными этапами контроля самостоятельной работы студентов по изучению модуля являются:

1. Рефлексивное эссе.

2. Семинарско-практические занятия по всем темам курса.

3. Контрольная работа.

4. Проблемный коллоквиум.

5. Дебаты.

6. Портфолио.

7. Устный экзамен.

Примерная тематика рефератов, курсовых работ


  1. Парадигмы социологии семьи.

  2. Семья и мировые религии.

  3. Формирование европейской семьи и промышленная революция.

  4. Развод в истории семейной жизни.

  5. Западно- и восточно-европейская семья в доиндустриальную эпоху.

  6. Городская семья в Сибири второй половины XIX, начала XX веков.

  7. Семьи рабочих в России второй половины XIX, начала XX веков.

  8. Крестьянские семьи в России второй половины XIX, начала XX веков.

  9. Буржуазные семьи в России второй половины XIX, начала XX веков.

  10. Распределение ролей в современных городских семьях региональной России.

Примерные вопросы финальной аттестации

  1. «Социология семьи» как наука и учебный предмет.

  2. Парадигма кризиса современной семьи.

  3. Парадигма модернизации семьи.

  4. Семейная социализация.

  5. Функция поддержания эмоционального баланса семьи.

  6. Типы семейной организации в доиндустриальной Европе.

  7. Типы семейной организации в доиндустриальной России.

  8. Семейные отношения в среде различных сословий в доиндустриальной Европе.

  9. Семейные отношения в среде различных сословий в доиндустриальной Европе.

  10. Особенности демографической революции в европейских и неевропейских странах.

  11. Влияние индустриализации на российскую и советскую семью.

  12. Семейная политика большевиков в революционные годы и в годы военного коммунизма.

  13. Семейная политика в России в годы НЭП.

  14. Семейная политика в России послевоенного периода.

  15. Семейная политика в России после Перестройки.

  16. Особенности фамилистического образа жизни.

  17. Альтернативы семье и браку в истории и в современном мире.

  18. Теории брачного поведения.

  19. Теории репродуктивного поведения.

  20. Теории сексуального поведения



7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Социология семьи»

а) Основная литература:



  1. Антонов А.И. Микросоциология семьи: учебн. – М.: ИНФРА-М, 2005. (любое издание).

  2. Зидер Р Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII – XX вв.) / Пер. с нем. Л.А. Овчинцевой; науч. ред. М.Ю. Брандт. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.

  3. Рассел Б. Брак и Мораль / пер. с англ. Ю.В. Дубровина. – М.: Издательство «Крафт+», 2004.

  4. Синельников А.Б. Трансформация семьи развитие общества / Учебное пособие. М.: КДУ, 2008.

  5. Фамилистические исследования в 2-х тт. М.: КДУ, 2009.

  6. Харчев А.Г. Социология семьи: проблемы становления науки. М.: Центр социального прогнозирования, 2003.

  7. Черняк Е.М. Социология семьи / Учебное пособие. М.: Дашков и Ко, 2007.

  8. Социология семьи: Учебник / Под ред. Проф. А.И. Антонова. – 2-е изд., перераб. И доп. - М.: ИНФРА-М, 2005. – 640 с.

б) дополнительная литература:

  1. Авдеев А.А. Семья в докапиталистических формациях // Детность семьи. М., 1986.

  2. Антонов А.И., Медков В.М. Второй ребёнок. М., 1987.

  3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

  4. Гаспарян Ю.А. Семья на пороге XXI века (социологические проблемы). – СПб.: Петрополис, 1999. – 320 с.

  5. Городская и сельская семья / Руководитель авторского коллектива В.М. Медков. М., 1987.

  6. Гончаров Ю.М. Городская семья Сибири второй половины XIX - начала XX в.: Монография. Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2002.

  7. Гуд У. Социология семьи // Социология сегодня М., 1965.

  8. Женщина, мужчина, семья в России: последняя треть XX века. Проект «Таганрог». – М.: ИСЭПН, 2001. – 314 с.

  9. Здравомыслова О.М. Российская семья на европейском фоне (по материалам международного социологического исследования). – М.: Эдиториал УРСС, 1998. – 176 с.

  10. Колесникова Г.И. Социология и психология семьи: учебн. пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

  11. Лабутина Т.Л. Воспитание и образование в XVII. – СПб.: Алетейя, 2001.

  12. Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики. М.: Наука, 1989.

  13. Савинов Л.И. Семья и общество: история, современность и взгляд в будущее. – Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 1992. – 142 с.

  14. Чодороу Н. Воспроизводство материнства: психоанализ и социология гендера. Пер. с англ. - М.: Росспэн, 2006.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

Лицензионный пакет программ Microsoft Windows 7.

Сетевые ресурсы:



  1. Федеральный образовательный портал http://www.ecsocman.edu.ru/

  2. Сайт Журнала исследований социальной политики http://www.jsps.ru/

  3. Cайт Независимого института социальной политики http://www.socpol.ru/

  4. Сайт Института современного общества http://www.riocenter.ru/


8. Материально-техническое обеспечение модуля

Кафедра социологии ТГУ располагает всем необходимым материально-техническим обеспечением для выполнения настоящей программы. Оно включает в себя:

- компьютерный класс;

- наличие доступного для студента выхода в Интернет;

- наличие оборудования кабинетов и аудиторий для мультимедийных презентаций.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ООП ВПО по направлению и профилю подготовки 040100 «Социология».
Автор: Рыкун Артем Юрьевич, профессор, д. социол. н.

Рецензент: Быков Александр Александрович, к. и. н., доцент кафедры социальной работы


Программа одобрена на заседании методической комиссии философского факультета ТГУ

от 01.02.2011 года, протокол № 2.