Рабочая программа дисциплины Социология религии Направление подготовки 040100 Социология Профиль подготовки Общий - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины Социология управления Направление подготовки... 1 140.1kb.
Рабочая программа дисциплины Политическая социология Направление... 1 263.96kb.
Рабочая программа дисциплины Социология семьи Направление подготовки... 1 133.53kb.
Рабочая программа дисциплины Социология труда Направление подготовки... 1 167.28kb.
Рабочая программа дисциплины Социология молодежи Направление подготовки... 1 194.44kb.
Рабочая программа дисциплины Социология гендера Направление подготовки... 1 202.76kb.
Рабочая программа дисциплины Экономическая социология Направление... 1 147.76kb.
Рабочая программа дисциплины Социология науки Направление подготовки... 1 179.38kb.
Рабочая программа дисциплины Социология образования Направление подготовки... 1 122.44kb.
Рабочая программа дисциплины Качественные методы Направление подготовки... 1 464.02kb.
Рабочая программа дисциплины Социальная экология Направление подготовки... 1 107.69kb.
Тематический план № Тема недели семестра Виды учебной работы и самостоятельная... 1 144.97kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Рабочая программа дисциплины Социология религии Направление подготовки 040100 Социология - страница №1/2




Министерство образования и науки Российской Федерации

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

Философский факультет

Кафедра социологии

УТВЕРЖДАЮ

Декан философского факультета
____________ С. С. Аванесов

«_____» февраля 2011 г.



Рабочая программа дисциплины

Социология религии

Направление подготовки

040100 Социология

Профиль подготовки

Общий

Квалификация (степень) выпускника



Бакалавр
Форма обучения

Очная


Томск 2011

1. Цели освоения дисциплины:

Формирование принципов понимания основных категорий, тем и проблем социологии религии как социологической дисциплины, понимание ее места и роли в выработке познавательных, мировоззренческих и профессиональных ориентиров, а именно:

а) знакомство студентов с социологией религии как системой знания и видом интеллектуальной деятельности;

б) формирование представления об основных темах и проблемах социологии религии, основных ее разделах, а также методах их исследования;

в) овладение базовым понятийным аппаратом, принципами и приемами социологии религии;

г) формирование представлений об этапах развития и осмысления тематики и проблематики социологии религии;

д) выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными текстами, посвященными проблемам социологии религии;

ж) формирование умения применять полученные общие знания для решения конкретных задач;

з) развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, необходимого для осуществления осмысленного мировоззренческого и профессионального самоопределения;

и) формирование умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем социологии религии способов их разрешения.


2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата:

Дисциплина «Социология религии» преподается студентам, обучающимся по основной образовательной программе подготовки бакалавров по направлению 040100 «Социология» в седьмом семестре четвертого года обучения. Она представляет собой дисциплину по выбору вариативной части профессионального цикла Б.3.

Освоение дисциплины предполагает предварительное освоение таких дисциплин как история, социология, история социологии.

Для освоения данной дисциплины обучающийся должен иметь базовые знания по истории, социологии, о социологии как системе знания, виде теоретической деятельности, об основных разделах современного социологического знания, социологических проблемах и методах их исследования; приобрести навык работы с оригинальными и адаптированными текстами, посвященными проблемам социологии религии умение излагать учебный материал в области освоенных дисциплин, владеть методами анализа суждений в области социологии, аргументации, ведения дискуссий и полемики; способностью научно анализировать социально-значимые проблемы и использовать основные положения и методы гуманитарных и социальных наук, а также использовать приобретенные теоретические знания.


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины призван внести вклад в формирование и развитие основных общекультурных и профессиональных компетенций:

– способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);

– способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10).

– способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2);

– умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-5).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: предмет социологии религии, ее основные темы и проблемы, формы социальной практики, ведущие к возникновению проблем, связанных со сферой социологии религии.

Уметь: видеть связь тем и проблем социологии религии с темами и проблемами социологического знания в целом, использовать положения и понятия социологии религии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений, формулировать и аргументированно излагать собственное видение проблем социологии религии и способов их разрешения.

Владеть: навыками чтения и анализа текстов, содержащих представления о социологии религии, публичных выступлений и письменного аргументированного изложения как позиций, изложенных в анализируемых текстах, так и собственной точки зрения.

Демонстрировать способность и готовность к обсуждению, диалогу и восприятию различных позиций, участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера.
4. Структура и содержание дисциплины «Социология религии»4/144/54 экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа, из них 54 аудиторных, экзамен.





п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

лекции

семинары

СРС

Промежуточное тестирование

1

Предмет социологии религии и его специфика

7

1-2

4

2

6

2

Специфика мифологического сознания

7

3

2

2

4

3

Социальные функции мифа

7

4-5

2

4

6

4

Миф в контексте социальных изменений

7

6

2

2

4

5

Условия возникновения религии

7

7-8

2

4

6




6

Социальные функции религии

7

9-10

2

4

6

Контрольная работа

7

Религия в контексте социальных изменений

7

11-12

2

4

6

8

Концепция секуляризации

7

13-14

2

4

6

9

Новые религиозные движения

7

15-16

2

4

6

10

Религиозность в современной России

7

17-18

2

2

4

Итоговое тестирование




Итого

7

1-18

22

32

54

Экзамен


5. Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Поэтому в рамках данного учебного курса предусмотрены не только традиционные лекционные и практические занятия, но и написание рефератов, эссе, контрольных работ по пройденному материалу.



6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной успеваемости по итогам освоения дисциплины

1. Основными этапами контроля самостоятельной работы студентов по изучению модуля являются:

2. Реферат по одному из предложенных текстов или эссе по предложенным темам

3. Итоговое тестирование по пройденным темам лекций

4. Экзамен в устной форме.
6.1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:

1) приобретение навыков чтения и анализа текстов, посвященных проблематике социологии религии;

2) умение вычленить и последовательно изложить основную идею, отраженную в том или ином социологическом тексте, а также воспроизвести авторскую аргументацию;

3) формирование навыков самостоятельного критического, исследовательского отношения к предъявляемой аргументации в пользу тех или иных позиций.
Требования к написанию реферата
Самостоятельная работа студентов осуществляется в форме написания реферата по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Реферат пишется по одной из предложенных работ (статей, книг, раздела и т.д.) классических или современных авторов, исследовавших проблематику социологии религии. Цель написания реферата – проверка навыков чтения и анализа социологических текстов, посвященных проблемам, умения вычленить и последовательно изложить основную идею, отраженную в том или ином социологическом тексте, а также способности воспроизвести авторскую аргументацию.

Структура реферата должна включать введение, несколько разделов (два или три), заключение. Во введении указывается цель работы, последовательность задач по ее достижению и предполагаемый результат. Разделы реферата должны отражать основные блоки в последовательности изложения идей реферируемого текста. Все цитаты, которыми сопровождается содержание реферируемой книги, должны быть снабжены сносками (согласно ГОСТу). В заключении должны быть подведены итоги реферируемого текста, а именно основные идеи реферируемой работы.

Содержание основной части реферата должно представлять собой анализ реферируемого текста. Анализ предполагает демонстрацию способности выявить и сформулировать основную идею или совокупность идей, выдвигаемых автором реферируемого текста, а также воспроизвести последовательность аргументов, которые были приведены автором реферируемого текста в защиту своей идеи. Поэтому разделы содержания реферата будут определяться изложением последовательности идей, выдвигаемых автором реферируемого текста (или изложением последовательности этапов развития основной идеи, излагаемой автором реферируемого текста) и последовательности аргументов, выдвинутых автором реферируемого текста. Предполагаемый объем – 10-15 страниц 12 кегль, одинарный интервал, размер 2х2х2х2.
Требования к написанию эссе
Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы (эссе) по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Эссе представляет собой оригинальное произведение объемом 3 страницы текста (12 кегль, одинарный интервал, размер 2х2х2х2), посвященное какой-либо значимой классической либо современной теме или проблеме социологии религии. В отличие от реферата эссе не должно носить описательный характер и должно представлять собой аргументированное представление своей точки зрения по какой-либо проблеме социологии религии.

Структура эссе должна представлять собой обоснование актуальности взятой темы, демонстрацию проблемной ситуации (умение показать наличие разных точек зрения и аргументации, выдвигаемой сторонниками различных точек зрения в обсуждении данной темы), умение изложить собственную позицию (оценку) с использованием рациональной аргументации.

Цель написания эссе – развитие способности понимания социологических аспектов различных религиозных проблем; формирование и проверка навыков логически аргументированного изложения и обоснования собственной социологической и мировоззренческой позиции по тому или иному вопросу, что должно способствовать раскрытию творческих, аналитических способностей, а также формированию устойчивых мировоззренческих ориентиров.
Примеры оценочных средств
Примерная тематика рефератов эссе и курсовых работ
1. Функционализм в социологии религии: сущностные черты и тенденции развития

2. История социологии религии в России

3. Современные концепции мифологии и их значение для социологии религии

4. Концепция «гражданской религии» Беллы и ее теоретическое и методологическое значение

5. «Массовая культура» как возрождение мифологического сознания

6. Религиозные представления современной российской молодежи (студенчество)

7. Основы социальной концепции РПЦ: социологический анализ

8. Российские масс-медиа о взаимоотношениях церкви и общества

9. Социальный портрет современного священнослужителя (РПЦ)

10. Социальный портрет современного семинариста

11. Проблема новизны НРД: так ли новы новые религиозные движения?

12. Типологии НРД в современной отечественной и зарубежной литературе

13. Оценка НРД в современной отечественной литературе

14. Концепции секуляризации в современной западной социологии религии

15. «Исламское возрождение» в современной отечественной и западной литературе

16. Понятие фундаментализма: сущностные черты, специфика, истоки и перспективы развития

17. Культовая практика и темп жизни современной цивилизации: возможности корреляции

18. Характер религиозных организационных структур и перспективы адаптации к современной цивилизации

19. Специфика современной религиозности: как и во что верит современный человек?

20. Религия и перспективы постиндустриального общества


Примерная тематика контрольных работ

1. В чем сущность функционального подхода к религии?

2. В чем состоит различие подходов Э. Дюркгейма и Б. Малиновского к функциям религии?

3. Чем отличается мифология от религии?

4. Основные задачи социологического подхода к религии.

5. Технология действий шамана по К. Леви-Строссу и ее социальное значение (В чем состоит нехватка означающего и избыток означаемого во взаимоотношениях шамана с группой?).

6. Подходы к объяснению сущности жертвоприношения (Э. Тайлор, У. Робертсон-Смит, М. Мосс) и направление их критики.

7. Основные идеи концепции жертвоприношения Р. Жерара.

8. В чем специфика феномена лиминальности по В. Тэрнеру?

9. Различия «структуры» и «коммунитас». Модусы «коммунитас» (по В. Тэрнеру).

10. Мировоззренческая функция мифологии и религии: показать различия.

11. Коммуникативная функция мифологии и религии: показать различия.

12. Компенсаторная функция мифологии и религии: показать различия.

13. Какие черты религии могут приводить к напряженности в ее взаимоотношениях с обществом и в чем она может проявляться?

14. Социологические аспекты в работе М. Вебера «Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира».

15. Какова связь между основными чертами протестантизма и «духом» капитализма (по М. Веберу)?

16. Показать различия между «объективной секуляризацией» и «субъективной секуляризацией» и порогами секуляризации по отношению к религиозным символам.

17. Сформулировать и охарактеризовать причины секуляризации?

18. Выделить и охарактеризовать влияние секуляризации на религию и ее место в обществе.

19. Сформулировать основные положения теории секуляризации и «религиозной экономии» Р.Старка.

20. Критерии различия церквей и сект по М. Веберу и суть «динамического цикла» по Р. Нибуру.

21. Способы типологизации НРД и их характеристика.

22. Сформулировать причины возникновения НРД.

23. Сформулировать и охарактеризовать функции НРД.

24. Охарактеризовать особенности «религиозного возрождения» в России с конца 80-х гг. 20 века.

следующая страница >>