Рабочая программа дисциплины Социология образования Направление подготовки 040100 Социология Профиль подготовки Общий - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины Социология управления Направление подготовки... 1 140.1kb.
Рабочая программа дисциплины Политическая социология Направление... 1 263.96kb.
Рабочая программа дисциплины Социология семьи Направление подготовки... 1 133.53kb.
Рабочая программа дисциплины Социология труда Направление подготовки... 1 167.28kb.
Рабочая программа дисциплины Социология молодежи Направление подготовки... 1 194.44kb.
Рабочая программа дисциплины Социология гендера Направление подготовки... 1 202.76kb.
Рабочая программа дисциплины Экономическая социология Направление... 1 147.76kb.
Рабочая программа дисциплины Социология науки Направление подготовки... 1 179.38kb.
Рабочая программа дисциплины Социология религии Направление подготовки... 2 529.33kb.
Рабочая программа дисциплины Качественные методы Направление подготовки... 1 464.02kb.
Рабочая программа дисциплины Социальная экология Направление подготовки... 1 107.69kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине " Социология образования"... 1 198.05kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Рабочая программа дисциплины Социология образования Направление подготовки 040100 - страница №1/1



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

Философский факультет

Кафедра социологии


УТВЕРЖДАЮ

Декан философского

факультета ТГУ


____________ С. С. Аванесов
" " февраля 2011 г.


Рабочая программа дисциплины

Социология образования

Направление подготовки

040100 Социология

Профиль подготовки

Общий

Квалификация (степень) выпускника



Бакалавр
Форма обучения

Очная


Томск 2011

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины (модуля) «Социология образования» являются:

формирование представления о предмете, методах и задачах социологии образования, ее основных категориях и понятиях;

- ознакомление студентов с теоретическими подходами социологии образования, актуальными проблемами и тенденциями развития системы образования в современном обществе;

- сформировать возможности практического применения полученных знаний в профессиональной и личной траектории развития.
2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Социология образования» преподается студентам, обучающимся по основной образовательной программе подготовки бакалавров по направлению 040100 «Социология» в Томском государственном университете в седьмом семестре четвертого года обучения. Он представляет собой вариативную часть профессионального цикла Б. 3. Предметное содержание дисциплины тесно взаимосвязано с учебными дисциплинами цикла Б. 1 ГСЭ «История», «Педагогика», а также с учебными курсами из профессионального цикла Б. 3 «Основы социологии», «История социологии» и «Социальная педагогика».

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе и в результате освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра по направлению «Социология»: «История», «Основы социологии», «Педагогика».
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Дисциплина «Социология образования» предназначена для формирования элементов общекультурных компетенций, обозначенных в ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров по социологии:

– способностью использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);

– способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10).

– способностью применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1);

– способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2);

– способностью использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности (ПК-10).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

- знать: теоретические основы социологии образования, основные закономерности протекания процесса социального воспитания и основы социально-педагогических технологий;

- уметь: производить, отбирать, обрабатывать и анализировать социологические данные о процессе образования, представлять результаты исследовательской и аналитической работы перед профессиональной и массовой аудиториями;

- владеть: навыками получения профессиональной информации из различных типов источников, включая Интернет и зарубежную литературу.



4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Социология образования»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы 144 часа/54 часа, экзамен





п/п




Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

лекции

Семи-нары

СРС

1.

Образование как социальный институт: понятие, структура и функции

7

1-2

2

2

6

Групповые доклады по результатам применения технологии кластеризации образовательной технологии РКМЧП

2.

Образование как социокультурный феномен. Типы образовательных систем в истории человечества.

7

3

4

4

14

3.

Объект, предмет и задачи социологии образования

7

4

2

2

6

Проблемный коллоквиум

4.

История становления западной социологии образования

7

5-7

2

4

14

5.

Основные теоретические парадигмы в социологии образования

7

8

4

4

10

6.

Современные теории школьного и высшего образования

7

9-10

2

4

10

7.

Социология образования в России в советский и постсоветский периоды

7

11-13

2

4

10

Отчет по эссе

8.

Образование в контексте современного общества

7

14-16

2

4

10

Отчет по кейсу

9.

Образование в современной России: трансформации и тенденции

7

17-18

2

4

10




Итого

1

1-18

22

32

90





5. Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Поэтому в рамках данного учебного курса предусмотрены не только традиционные лекционные и практические занятия, но и интерактивные занятия в форме занятий по критическому мышлению и кейс-стади, а также написание индивидуальных проектов. Кроме того, контроль самостоятельной работы студентов осуществляется в интерактивной форме проблемного коллоквиума, позволяет актуализировать процессы самообучения и взаимообучения. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 30% аудиторных занятий.



6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Основными формами и этапами оценки текущей успеваемости и контроля самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины являются:

1. Групповые доклады по результатам применения технологии кластеризации образовательной технологии РКМЧП.

2. Проблемный коллоквиум.

3. Отчет по эссе

4. Отчет по кейсу

5. Устный экзамен.

Примеры оценочных средств
1. Технология РКМЧП. а) Постройте собственные кластеры, отражающие ваше понимание образования как социального института. б) Объединитесь в три группы и представьте результат групповой работы по кластеризации образования.

2. Проблемный коллоквиум. Тема «Социология образования: история развития и современное состояние ».

3. Примеры тем эссе:

1. Социальный портрет российского учителя: идеальная модель и реальность

2. Социальный портрет российского вузовского преподавателя: идеальная модель и реальность

3. Российское дошкольное образование и воспитание сегодня: основные проблемы

4. Российская средняя школа сегодня: основные проблемы

5. Российская вузовская система сегодня: основные проблемы

6. Учебная группа как предметность социолога и смежных дисциплин: сравнительный анализ

7. Преподавательский корпус вуза как предметность социолога и смежных дисциплин: сравнительный анализ

8. Актуальные проблемы современной западной социологии образования

9. Актуальные проблемы современной российской социологии образования

4. Кейс-стади. Тема кейса «Современный университет».
5. Вопросы к экзамену

1.Образование как социокультурный феномен

2. Управленческая структура образования

3. Функции образования

4. Уровневая структура образования

5. Проблемное поле социологии образования

6. Дисциплинарные аспекты феномена образования: место социологии

7. Образование как социальный институт

8. Структура социологии образования

9. Образование в истории мысли: общая характеристика

10. История образования за рубежом: общая характеристика

11. История образования в России

12. Основные проблемы современного российского образования

13. Основные проблемы современного образования

14. Образование и социокультурная среда

15. Объект и предмет социологии образования

16. Задачи социологии образования

17. Проблемно-тематическое поле социологии образования

18. Место социологии образования в системе наук об обществе

19. Предпосылки возникновения социологии образования

20. Структуралистская парадигма в социологии образования

21. Функционалистская парадигма в социологии образования

22. Гуманистическая парадигма в социологии образования

23. Феноменологическая парадигма в социологии образования

24. Современные теории образования: постмодернизм и феминистическое направление

25. История советской социологии образования

26. Российская социология образования в 90-е и начало 2000-х годов: направления исследований

27. Трансформация образовательных систем в условиях глобализации. Болонский процесс

28. Скрытая образовательная программа

29. Трансформации российской системы образования в постсоветский период: социальные последствия

30. Оценочные исследования в образовании

3 1. Тенденции развития современного школьного и высшего образования


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
а) основная литература:

1. Зборовский Г. Е., Шуклина Е.А. Социология образования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 383с.

2. Поправко Н.В. Социология образования: учебно-методическое пособие. – Томск: Томский госуниверситет, 2003. – 189 с.

3. Современная социология образования: Учебное пособие / Отв. ред. Осипов А.М., Тумалев В.В. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 320с.


б) Дополнительная литература:

1. Авраамова Е.М. Образование как адаптационный ресурс населения // Проблемы доступности высшего образования / Отв. ред. С.В. Шишкин. Независимый институт социальной политики. – М.: «СИГНАЛЪ», 2003. – С. 90-101.

2. Астафьев Я.У, Шубкин В.Н. Социология образования // Социология в России (под ред. проф. В.А. Ядова). - М., Изд-во Ин-та социологии РАН, 1998. 645 с. - С. 264-280.

3. Белая книга российского образования. Часть 1–2, М.: Издательство МЭСИ, 2000. – 252 с.

4. Бок Д. Плюсы и минусы коммерциализации. // Отечественные записки. №6. 2003. с. 130-146;

5. Булкин А.П. Социокультурная динамика образования. Исторический опыт России. – Дубна: «Феникс+», 2001. – 208 с.

6. Высшее образование в России: правила и реальность / Авт. коллектив: А.С. Заборовская, Т.Л. Клячко, И.Б. Королев, В.А. Чернец, А.Е. Чирикова, Л.С. Шилова, С.В. Шишкин (отв. ред.) – М.: Независимый иснтитут социальной политики, 2004. – 405 с.

7. Гидденс Э. Социология. – М.: Эдиториал УРСС, 1999.

8. Деруэ Жан-Луи. Социология образования: в поисках общества / Пер. С.В. Нелюбова // Журнал социологии и социальной антропологии. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1999. – Том II. – С. 179-190.

9. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 200 с.

10. Доступность высшего образования в России // Отв. ред. С.В. Шишкин. Независимый институт социальной политики. – М., 2004. – 500 с.

11. Дюркгейм Э. Социология образования. – М.: ИНТОР, 1996. – 80 с.

12. Запесоцкий А. С. Образование: философия, культурология, политика. – М.: Наука, 2002. – 456 с.

13. Зборовский Г. Е., Шуклина Е.А. Социология образования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 383с.

14. Клячко Т. Модернизация российского образования: проблемы и решения // Отечественные записки. - 2002. - № 2. - С. 48-55.;

15. Константиновский Д.Л. Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 1960-х годов к 2000-му) / Под. ред. д-ра филос. наук, проф. В.Н. Шубкина. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 344 с.

16. Кузьминов Я. Реформа образования: причины и цели.//Отечественные записки, 2002, №1, с.91-106.

17. Нейматов Я.М. Образование в XXI веке: тенденции и прогнозы. – М.: Алгоритм, 2002. – 480 с.

18. Нечаев В.Я. Социология образования. Курс лекций. Ч. I. – М.: ЦСО РАО, 1998 – 191 с.

19. Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее? Доклад Общественной палаты Российской Федерации (2007 г.) // Вопросы образования. 2004. № 4. С. 5–102.

20. Овсянников А.А. Система образования в России и образование России // Мир России, 1999. – № 3. – С. 51-54.

Ортега -и- Гассет Х. Миссия университета//Отечественные записки,2002. № 2

21. Поправко Н. В., Рыкун А.Ю. Становление и развитие рынка дополнительных образовательных услуг на территории Томского региона. Анализ поведения потребителей. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. – 258 с.

22. Собкин В.С., Емельянов Г.А. Динамика становления исследований по социологии образования (в период 60-90-х годов) // Социология образования. Труды по социологии образования / Под ред. В.С.Собкина. М.: ЦСО РАО, 1993. – Т. 1. – Вып. 1. – С. 6-18.

23. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы / Пер. с англ. – М.: Издательство «Весь Мир», 2003. – 232 с

24. Чередниченко Г.А. Средняя школа в период реформ: механизмы трансформации // Социологический журнал. – 2000. – № 1. – С. 39-46.

25. Шереги Ф.Э. Социология образования: прикладные исследования. - М., Academia, 2001. - 463с.

26. Brint S. Schools and societies. – Thousand Oaks, London, New Delhi: Pine Forge Press, 1998. – 349 p.

27. Heaton T., Lawson T. Education and Training in Great Britain. Houndmills, Basingstoke, Hampshire. Palgrave. 1996. 195 p.

About the Bologna process. Offi cal Bologna process web-site. URL:http://www.ond.vlaanderen.be/hogeronderwij s/bologna/about/. Дата доступа:1 апреля 2008 г.

28. Young M. The Curriculum of the Future. – Falmer Press, 1998.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы Лицензионный пакет программ Microsoft Windows 7.

Сетевые ресурсы:

Библиотека Гумер http://www.gumer.info/

Библиотека Интернет-портала «Экономика. Социология. Менеджмент» http://ecsocman.edu.ru

Портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование» http://www.humanities.edu.ru/


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Кафедра социологии ТГУ располагает всем необходимым материально-техническим обеспечением для выполнения настоящей программы. Оно включает в себя:

- наличие компьютерного класса;

- наличие доступного для студента выхода в Интернет;

- наличие специально оборудованных кабинетов и аудиторий для мультимедийных презентаций.




Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки 040010 «Социология».
Автор: Кашпур Виталий Викторович, и.о. заведующего кафедрой социологии, кандидат социологических наук;

Рецензент: Петрова Галина Ивановна, доктор философских наук, профессор кафедры онтологии, теории познания и социальной философии


Программа одобрена на заседании методической комиссии философского факультета ТГУ

от 01.02.2011 г. года, протокол № 2.