Рабочая программа дисциплины Социология науки Направление подготовки 040100 Социология - страница №1/1
Министерство образования и науки Российской Федерации
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)
Философский факультет
Кафедра социологии
УТВЕРЖДАЮ
Декан философского факультета
____________ С.С.Аванесов
«_____» февраля 2011 г.
Рабочая программа дисциплины
Социология науки
Направление подготовки
040100 Социология
Профиль подготовки
Общий
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная
Томск 2011
1. а) Цели освоения дисциплины:
Формирование принципов понимания основных категорий, тем и проблем социологии науки как социологической дисциплины, понимание ее места и роли в выработке познавательных, мировоззренческих и профессиональных ориентиров
б) задачи дисциплины:
а) знакомство студентов с социологией науки как разделом социологического знания и видом профессиональной исследовательской деятельности;
б) формирование представления об основных темах и проблемах социологии науки, основных ее разделах, а также методах их исследования;
в) овладение базовым понятийным аппаратом, принципами и приемами социологии науки;
г) формирование представлений об этапах развития и осмысления тематики и проблематики социологии науки;
д) выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными текстами, посвященными проблемам социологии науки;
ж) формирование умения применять полученные общие знания для обсуждения конкретных тем и проблем социологии науки;
з) развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, необходимого для осуществления осмысленного мировоззренческого и профессионального самоопределения;
и) формирование умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем социологии науки и способов их разрешения.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата:
Дисциплина цикла Б3: профессиональный цикл; вариативная часть. Освоение дисциплины предполагает предварительное освоение таких дисциплин как история, философия, история социологии, основы социологии.
Для освоения данной дисциплины обучающийся должен
иметь базовые знания по истории, философии и социологии; о социологии как системе знания, виде теоретической деятельности, об основных разделах современного социологического знания, социологических проблемах и методах их исследования;
приобрести навык работы с оригинальными и адаптированными текстами, посвященными проблемам социологии, умение излагать учебный материал в области освоенных дисциплин,
владеть методами анализа суждений в области философии и социологии, аргументации, ведения дискуссий и полемики; способностью научно анализировать социально-значимые проблемы и использовать основные положения и методы гуманитарных и социальных наук, а также использовать приобретенные теоретические знания.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины призван внести вклад в формирование и развитие основных общекультурных и профессиональных компетенций:
способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);
способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК- 10);
способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2);
умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-5).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: предмет социологии науки, ее основные темы и проблемы, формы социальной практики, ведущие к возникновению проблем, связанных со сферой социологии науки.
Уметь: видеть связь тем и проблем социологии науки с темами и проблемами социологического знания в целом, использовать положения и понятия социологии науки для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений, формулировать и аргументированно излагать собственное видение проблем социологии науки и способов их разрешения.
Владеть: навыками чтения и анализа текстов, содержащих представления о социологии науки, публичных выступлений и письменного аргументированного изложения как позиций, изложенных в анализируемых текстах, так и собственной точки зрения.
Демонстрировать способность и готовность к обсуждению, диалогу и восприятию различных позиций, участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера, которые связаны с темами и проблемами социологии науки.
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы – 72 часа, из них 36 аудиторных, зачет
№
п/п
|
Раздел дисциплины
|
Семестр
|
Неделя семестра
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
|
лекции
|
семинары
|
СРС
|
1
|
Предмет социологии науки. Предпосылки возникновения социологии науки
|
6
|
1-2
|
2
|
2
|
4
|
|
2
|
Возникновение и развитие парадигмы Р. Мертона
|
6
|
3-4
|
2
|
2
|
4
|
|
3
|
Проблема этоса науки: критическое осмысление парадигмы Мертона
|
6
|
5-6
|
2
|
2
|
4
|
|
4
|
«Сильная программа» Д. Блура: переход к конструктивизму
|
6
|
7-8
|
2
|
2
|
4
|
Контрольная работа
|
5
|
Микросоциология научного знания. Б. Латур
|
6
|
9-10
|
2
|
4
|
4
|
|
6
|
«Поля науки» П. Бурдье
|
6
|
11-12
|
2
|
2
|
4
|
Эссе по тематике социологии науки
|
7
|
«Дело Сокала». Критика конструктивизма
|
6
|
13-14
|
2
|
2
|
4
|
|
8
|
От академической к постакадемической науке
|
6
|
15-18
|
2
|
4
|
4
|
|
|
Итого
|
6
|
1-18
|
16
|
20
|
36
|
зачет
|
5. Образовательные технологии
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Поэтому в рамках данного учебного курса предусмотрены не только традиционные лекционные и практические занятия, но и написание рефератов, эссе, контрольных работ по пройденному материалу.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной успеваемости по итогам освоения дисциплины
Основными этапами контроля самостоятельной работы студентов по изучению модуля являются:
1. Эссе или реферат по предложенным темам
2. Контрольные задания по пройденным темам лекций
3. Зачет в устной форме.
6.1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:
1) приобретение навыков чтения и анализа текстов, посвященных проблематике социологии науки;
2) умение вычленить и последовательно изложить основную идею, отраженную в том или ином социологическом тексте, а также воспроизвести авторскую аргументацию;
3) формирование навыков самостоятельного критического, исследовательского отношения к предъявляемой аргументации в пользу тех или иных позиций;
Требования к написанию реферата
Самостоятельная работа студентов осуществляется в форме написания реферата по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Реферат пишется по одной из предложенных работ (статей, книг, раздела и т.д.) классических или современных авторов, исследовавших проблематику социологии науки. Цель написания реферата – проверка навыков чтения и анализа социологических текстов, посвященных проблемам, умения вычленить и последовательно изложить основную идею, отраженную в том или ином социологическом тексте, а также способности воспроизвести авторскую аргументацию.
Структура реферата должна включать введение, несколько разделов (два или три), заключение. Во введении указывается цель работы, последовательность задач по ее достижению и предполагаемый результат. Разделы реферата должны отражать основные блоки в последовательности изложения идей реферируемого текста. Все цитаты, которыми сопровождается содержание реферируемой книги, должны быть снабжены сносками (внизу страницы с указанием названия книги, автора и страницы, откуда взята цитата). В заключении должны быть подведены итоги реферируемого текста, а именно основные идеи реферируемой работы.
Содержание основной части реферата должно представлять собой анализ реферируемого текста. Анализ предполагает демонстрацию способности выявить и сформулировать основную идею или совокупность идей, выдвигаемых автором реферируемого текста, а также воспроизвести последовательность аргументов, которые были приведены автором реферируемого текста в защиту своей идеи. Поэтому разделы содержания реферата будут определяться изложением последовательности идей, выдвигаемых автором реферируемого текста (или изложением последовательности этапов развития основной идеи, излагаемой автором реферируемого текста) и последовательности аргументов, выдвинутых автором реферируемого текста. Предполагаемый объем – 10-15 страниц 12 шрифт, одинарный интервал, размер 2+2+2+2.
Требования к написанию эссе
Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом 3 (три) страницы текста (12 шрифт, одинарный интервал, размер 2+2+2+2.), посвященное какой-либо значимой классической либо современной теме или проблеме социологии науки. В отличие от реферата творческая работа не должна носить описательный характер и должна представлять собой аргументированное представление своей точки зрения по какой-либо проблеме социологии религии.
Структура эссе должна представлять собой обоснование актуальности взятой темы, демонстрацию проблемной ситуации (умение показать наличие разных точек зрения и аргументации, выдвигаемой сторонниками различных точек зрения в обсуждении данной темы), умение изложить собственную позицию (оценку) с использованием рациональной аргументации.
Цель написания эссе – развитие способности понимания социологических аспектов различных проблем существования и развития науки; формирование и проверка навыков логически аргументированного изложения и обоснования собственной социологической и мировоззренческой позиции по тому или иному вопросу, что должно способствовать раскрытию творческих, аналитических способностей, а также формированию устойчивых мировоззренческих ориентиров.
Примерная тематика рефератов, эссе и курсовых работ
-
Границы социологического анализа науки
-
Взаимоотношения науки и общества: является ли демократия оптимальным условием для развития науки
-
Принципы социологического подхода к знанию по КарлуМанхейму
-
К чему пришла философия науки: от позитивизма к «эпистемологическому анархизму»
-
Тенденции развития социологии науки
-
Проблематика этоса науки и его функций в зарубежной и отечественной литературе
-
Проблематика социологии науки в российской исследовательской литературе
-
Социология науки в трудах Роберта Мертона
-
Развитие социологии науки от социологии ученых к социологии познания
-
Конструктивистский подход в социологии науки: границы и возможности
-
Различие академической и постакадемической науки
-
Проблемы социологии научного познания трудах Бруно Латура
Контрольные вопросы к курсу
-
Основные принципы научного этоса (CUDOS) по Р. Мертону
-
Что такое «социологическая амбивалентность»?
-
Что означает тезис о «недоопределенности этического словаря науки»?
-
CUDOS и PLACE: в чем различия?
-
Чем академическая наука отличается от постакадемической (по Дж.Зиману)?
-
Как принципы классической эпистемологии повлияли на социологию науки?
-
Основные положения «сильной программы» Д.Блура
-
В чем суть конструктивистского поворота в социологии науки?
-
В чем суть идеи «полей науки» П. Бурдье?
-
Что дало изучение «жизни лаборатории»?
-
В чем суть идей «инскрипции» и «перевода»?
-
В чем суть понятий «сети» и «черного ящика»?
-
Что такое «академический капитализм» ?
-
В чем суть концепции «зон обмена» П. Галисона?
-
Эффект «дела Сокала»
-
Что такое «эффект Матфея»?
-
Что такое «невидимый колледж»?
Примеры контрольных заданий (определить позицию, к которой принадлежит автор суждения, и раскрыть смысл высказывания)
-
«Мы предположили, что существует некий фундамент знания, а именно знание непосредственно данного, которое не подлежит сомнению. Любое другое знание должно поддерживаться этим основанием и, следовательно, его истинность тоже будет совершенно определенной». «Экспериментальные свидетельства состоят не из чистых и незамутненных фактов, а из фактов проанализированных, промоделированных и изготовленных согласно некоторой теории»
-
«Стандарты, применяемые для оценок адекватности и ценности заявок на новое знание, в ходе социальных взаимодействий между учеными вновь и вновь становятся предметом обсуждения и торга».
-
«Говорим ли мы о социальных классах, экономических основаниях, системе родства, исполняемых ролях, психологических типах или образцах этнической общности, мы обнаруживаем, что все эти факторы не имеют непосредственного отношения к системам научного мировоззрения большинства ученых... Среди защитников (так же как и опровергателей) ньютоновской теории в XVIII веке были как сыновья рабочих, так и аристократов; среди ученых, принявших дарвинизм в 1870-80-х гг., были и политические консерваторы и политические радикалы; приверженцы коперниканской астрономии в XVII веке представляли собой целый спектр занимаемых положений и психологических типов, начиная с университетского преподавателя (Г. Галлилей), профессионального военного (Р. Декарт) и кончая священником (М. Мерсенн)».
-
«Нельзя не признать, что скрытый лейтмотив многочисленных нынешних тревожных публикаций о судьбах мировой науки и высшего образования может быть охарактеризован заголовком "Потерянный рай?»
-
«Социология науки – это исторический курьез, относительная случайность, проявление необоснованных эпистемических (познавательных) амбиций нашей дисциплины. И вовсе не из-за того, что ей недостает серьезных эмпирических исследований. В них как раз недостатка нет. Дело в том, что на уровне аксиоматики этой области знания заложена ничем не подкрепленная претензия социологии на решение базовых эпистемологических проблем: обещание дать ответ на один из основных вопросов теории познания – обещание заведомо невыполнимое, а потому нарушенное».
-
«Социолог имеет дело со знанием, включая научное знание, только как с естественным феноменом. Поэтому его определение знания будет в значительной степени отличаться от определений, даваемых дилетантом или философом. Вместо определения знания как истинного мнения, социолог рассматривает в качестве знания все то, что человек за него принимает».
-
«Социология знания должна быть беспристрастной в отношении истины и лжи, рационального и иррационального, достижений и провалов».
-
«Если человек делает то, что логично и продолжает двигаться в правильном направлении, нет необходимости говорить о чем-то большем. Здесь нет места для социологии»
-
«Социология знания сводится к социологии заблуждения»
Примерные вопросы для зачета к курсу «Социология науки»
-
Предмет социологии науки. Условия возникновения и этапы развития
-
Предпосылки возникновения социологии науки: К.Маркс и М.Шелер
-
Предпосылки возникновения социологии науки: Социология знания К.Мангейма
-
Французская традиция социологии знания: Э.Дюркгейм
-
Предпосылки возникновения социологии науки: логика развития философии науки (от позитивизма к И.Лакатосу)
-
Предпосылки возникновения социологии науки: логика развития философии науки (от Т.Куна к «эпистемологическому анархизму» П.Фейерабенда)
-
Социология науки в трудах Р.Мертона
-
Развитие идей Мертона. Б. Барбер о характере научного этоса
-
Альтернативные концепции научного этоса: Р. Богуслав и И. Митрофф
-
Альтернативные концепции научного этоса: Ст. Фуллер и Дж. Зиман
-
«Сильная программа» Д. Блура. Критика классической эпистемологии
-
Конструктивистский подход в социологии науки
-
Микросоциология научного знания: Б. Латур «жизнь лаборатории»
-
«Инскриции», «перевод», «акторы», «смещения», «сети», черный ящик Б. Латура
-
«Поле науки» П. Бурдье
-
Тенденции развития постакадемической науки
-
Концепция «зон обмена» П. Галисона
-
«Дело Сокала». Возвращение к реализму?
7. Информационное обеспечение дисциплины
А) основная литература (учебники и учебные пособия)
Учебные пособия
-
Введение в социологию науки: учебное пособие. В 2-х частях. СПб.: Изд-во СПб. Ун-та экономики и финансов, 1992.
-
Парадигмы социологии знания: хрестоматия. М.: Наука, 2007.
-
Социология науки: Хрестоматия. М.: Б.и., 2000. Электронный ресурс: http://www.courier-edu.ru/pril/posobie/0.htm
Б) Дополнительная литература
-
Александров Д. Ученые без науки. Институциональный анализ сферы // Публичные лекции. Полит.ру. Электронный ресурс: http://www.polit.ru/article/2006/03/06/aleksandrov/
-
Арутюнов В.С. Социологические основы научной деятельности. М.: Наука, 2003.
-
Батыгин Г.С. «Эффект Матфея»: накопленное преимущество и распределение статусов в науке. Аналитический обзор. Электронный ресурс: http://2001.isras.ru/Publications/Batygin/Matthew_effect.htm; http://read.newlibrary.ru/read/batygin_g_s_/yeffekt_matfeja__nakoplennoe_preimushestvo_i_raspredelenie_statusov_v_.html
-
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.
-
Блур Д. Сильная программа в социологии знания. // Логос, №5-6 (35), 2002. С. 162 – 185.
-
Бурдье П. Поле науки // Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. М. – СПб., 2005.
-
Бурдье П. Клиническая социология поля науки // Социоанализ Пьера Бурдьё. Альманах Российско-французского центра социологии и философии Российской Академии наук. М.: Институт экспериментальной социологии, СПб.: Алетейя, 2001
-
Вахштайн В. Конец социологизма: перспективы социологии науки // Публичные лекции. Полит.ру. Электронный ресурс: http://www.polit.ru/article/2009/08/06/videon_vahshtain/
-
Галисон П.Зона обмена: координация убеждений и действий // Вопросы истории естествознания и техники. 2004. № 1.
-
Грудзинский А.О., Балабанова Е.С., Пекушкина О.А. Европейский трансфер технологий: кооперация без «утечки мозгов» // Социологические исследования. 2004. №11.
-
Кнорр-Цетина К. Объектная социальность: общественные отношения в постсоциальных обществах знания // Социология вещей. Сборник статей. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. С.267-306.
-
Коллинз Р. Социология философий. Глобальная теория интеллектуального изменения. Новосибирск: «Сибирский хронограф», 2002.
-
Лаудан Л. Наука и ценности / Современная философия науки: знания, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. М.: Логос, 1996.
-
Латур Б. Когда вещи дают сдачи: Возможный вклад «исследований науки» в общественные науки // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 2003, № 3. С.20-39.
-
Латур Б. Надежды конструктивизма // Социология вещей. Сборник статей. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. С.365-390.
-
Латур Б. Нового времени не было. СПб.: Изд-во Европ. Ун-та, 2006.
-
Латур Б. Дайте мне лабораторию, и я переверну мир. // Логос, №5-6 (35), 2002. С. 211 – 242
-
Малкей М., Гилберт Дж. Открывая ящик Пандоры. Социологический анализ высказываний ученых. М., 1987. С. 11-31.
-
Малкей М. Исследования по социологии науки // Наука и социология знания. М.: Прогресс, 1983. С. 743-865.
-
Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: Хранитель. 2006
-
Салтыков Б. Наука и общество: кому нужна наука // Публичные лекции. Полит.ру. Электронный ресурс: http://polit.ru/article/2005/12/26/saltykov/
-
Сокал А., Бримон Ж. Интеллектуальные уловки. Критика современной философии постмодерна. М.: Дом интеллектуальной книги, 2002.
-
Хорган Дж. Конец науки: взгляд на ограниченность знания на закате Века Науки. СПб.: Амфора, 2001.
-
Шубкин В.Н. Социология и общество: научное познание и этика науки. М.: Центр соц. прогнозирования и маркетинга, 2010.
В) Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
-
Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
-
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
-
Научный фонд библиотеки ТГУ http://www.lib.tsu.ru
-
Библиотека Гумер http://www.gumer.info/
-
Научная электронная библиотека (РФФИ);
-
Библиотека Интернет-портала «Экономика. Социология. Менеджмент» http://ecsocman.edu.ru
-
Портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование» http://www.humanities.edu.ru/
-
Социология в Украине. Портал гуманитарных наук http://sociolog.in.ua/links.php
-
Society for Social Studies of Science (4S). http://www.4sonline.org/
-
European Association for the Study of Science and Technology (EASST). http://www.easst.net/node
-
Society for the History of Technology (SHOT). http://www.historyoftechnology.org/
-
History of Science Society. http://www.hssonline.org/
-
Science as Culture. http://human-nature.com/science-as-culture/
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Философский факультет и кафедра социологии ТГУ располагает всем необходимым материально-техническим обеспечением для выполнения настоящей программы. Оно включает в себя: а) наличие компьютерного класса; б) наличие доступного для студента выхода в Интернет; в) наличие специально оборудованных кабинетов и аудиторий для мультимедийных презентаций.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки 040100 Социология.
Автор: Сыров Василий Николаевич, доктор философских наук, профессор
Рецензент: Рыкун Артем Юрьевич, доктор социологических наук, профессор
Программа одобрена на заседании методической комиссии философского факультета ТГУ
от 01.02.2011 года, протокол № 2.