Рабочая программа дисциплины Социология молодежи Направление подготовки 040100 Социология Профиль подготовки Общий - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины Социология управления Направление подготовки... 1 140.1kb.
Рабочая программа дисциплины Политическая социология Направление... 1 263.96kb.
Рабочая программа дисциплины Социология семьи Направление подготовки... 1 133.53kb.
Рабочая программа дисциплины Социология труда Направление подготовки... 1 167.28kb.
Рабочая программа дисциплины Социология гендера Направление подготовки... 1 202.76kb.
Рабочая программа дисциплины Экономическая социология Направление... 1 147.76kb.
Рабочая программа дисциплины Социология науки Направление подготовки... 1 179.38kb.
Рабочая программа дисциплины Социология религии Направление подготовки... 2 529.33kb.
Рабочая программа дисциплины Социология образования Направление подготовки... 1 122.44kb.
Рабочая программа дисциплины Качественные методы Направление подготовки... 1 464.02kb.
Рабочая программа дисциплины Социальная экология Направление подготовки... 1 107.69kb.
Программы наименование дисциплины: «Социология молодежи» 1 92.42kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Рабочая программа дисциплины Социология молодежи Направление подготовки 040100 Социология - страница №1/1



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

Философский факультет

Кафедра социологии

УТВЕРЖДАЮ

Декан философского

факультета ТГУ
____________ С. С. Аванесов
" " февраля 2011 г.

Рабочая программа дисциплины

Социология молодежи

Направление подготовки

040100 Социология

Профиль подготовки

Общий

Квалификация (степень) выпускника



Бакалавр
Форма обучения

Очная


Томск 2011

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины Социология молодежи являются формирование представления о предмете социологии молодежи, целостной системы знаний об основных теоретических подходах, понятиях, сферах изучения молодежи, обучение применения методов социологического исследования к такому специфическому объекту как молодежь.


2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Курс «Социология молодежи» преподается студентам, обучающимся по основной образовательной программе подготовки бакалавров по направлению 040100 «Социология» в Томском государственном университете в втором семестре на первом году обучения. Он представляет собой дисциплину вариативной части профессионального цикла дисциплин направления Б.3. Предметное содержание дисциплины взаимосвязано с учебными курсами «Социология», «Методы социологического исследования». Данный курс является логическим продолжением и углублением общеобразовательного курса «Социология». Для его успешного освоения обучающиеся уже должны овладеть следующими компетенциями:



  • умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

  • готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

  • осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

  • владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);

  • быть готовым соблюдать профессионально-этические требования в процессе осуществления профессиональной деятельности (ПК-12)

Изучение этой дисциплины закладывает основы для успешного освоения студентами профессиональных дисциплин как «Социология образования», «Социология труда».
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Социология молодежи».

В ходе изучения данной дисциплины у студентов формируются элементы профессиональной компетенции, обозначенной в ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров по социологии:



  • умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

  • готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

  • осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

  • владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);

  • способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • Знать: основные понятия и подходы социологии молодежи, особенности российской молодежи.

  • Уметь: оперировать основными понятиями и концепциями, применять социологические методы исследования молодежи с учетом ее особенностей.

  • Владеть: навыками анализа особенностей молодежи, моделями интерпретации молодежного поведения.

4. Структура и содержание дисциплины «Социология молодежи»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов, из них 54 аудиторных, зачет.






п/п


Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лек-ция

Семинар

СРС

1

Предмет социологии молодежи. Развитие социологии молодежи

2

1

2

0

2

Самостоятельная работа «Основные понятия социологии молодежи»

2

Базовый понятийный аппарат. Понятие «возраст». Возрастная дифференциация. Эйджизм

2

2

2

2

4

3

Молодежь как социально-демографическая группа. Демографические процессы и молодежь

2

3

2

2

2

Проблемно-ориентированное эссе «Понятие «молодежь» и его границы»
Проблемно-ориентированное эссе «Основные теоретические подходы к определению молодежи»

4

Понятие "молодежь". Возрастные границы и критерии их определения

2

4

2

2

4

5

Особенности молодежного образа жизни. Ретроспективный анализ оснований формирования молодежи как особой группы


2

5




2

2

6

Классические подходы интерпретации молодежи и ее образа жизни

2

6

2

2

4

7

Теории девиации молодежи

2

7

2

2

2

Проблемно-ориентированное эссе «Девиация молодежи: интерпретации»

8

Субкультура: базовые понятия и теории

2

8

2

2

4

Дебаты «Субкультура и контркультура неразличимы»

9

Социализация молодежи: культурные особенности, этапы взросления, социальные институты

2

9




2

2

Проблемно-ориентированное эссе «Адаптационные стратегии молодежи»

10

Образование молодежи. Рынок труда: основные черты молодежного рынка труда. Профессиональные траектории.

2

10




2

4

11

Семейные ориентации молодежи

2

11




2

2

Проблемно-ориентированное эссе «изменения современной молодой семьи»

12

Насилие в молодежной среде

2

12




2

4




13

Молодежные движения: основные подходы в социальной теории. Теории мобилизации Протестные политические движения и место молодежи


2

13

2

2

2

Дебаты «Мобилизация российской молодежи»

14

Политическое поведение, формы политического участия молодежи Социальная молодежная политика.

Политика, ориентированная на молодежь



2

14




2

4

15

Ценности современной российской молодежи. Религия и молодежь

2

15




2

2

Проблемно-ориентированное эссе «Ценности молодежи: основные направления исследования»

16

Поколенческий анализ. Проблема отцов и детей. Воспроизводство социальной структуры

2

16

2

2

4

Практическая работа «Возможности поколенческого анализа на примере кейса»

17

Потребительское поведение и его роль в молодежном образе жизни

2

17




2

2

Проблемно-ориентированное эссе «Роль молодежи в современном мире».

18

Влияние молодежного образа жизни на современное общество

2

18

2

2

4




Итого

2




20

34

54

зачет во 2 семестре


5. Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. В этой связи курс предполагает применение помимо традиционных лекционных и семинарских занятий различные техники работы с материалом, способствующие его усвоению: практические занятия, направленные на наблюдение за объектом изучения, дебаты, эссе, дискуссии, ориентированные на учебные задачи и проблематизацию значимых для дисциплины тем. Предполагаются использование технических средств для подачи визуальной информации, а также средства Интернет для формирования более удобной среды обмена информацией.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Основными формами контроля самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины являются:



  1. Групповая работа на занятиях,

  2. Проблемно-ориентированные эссе,

  3. Практическая работа,

  4. Устный зачет.


Примерная тематика рефератов, курсовых работ

  1. Возрастные границы молодежи: основные проблемы и пути их решения.

  2. Конструирование «естественной» социальной типологии на основании возраста.

  3. Социальная структура и возрастная дискриминация (место возрастных отличий в социальной дифференциации).

  4. Молодость как период жизненного пути человека

  5. Социализация молодежи: основные этапы

  6. Гендерные особенности социализации молодежи.

  7. Семейные ориентации молодежи: особенности современных молодых людей.

  8. Производство и воспроизводство культуры: возможности поколенческого подхода в анализе социальных изменений.

  9. Конфликты среди молодежи: основные проблемные точки.

  10. Механизмы решения конфликтов среди молодежи.

  11. Социо-культурные особенности российской молодежи при выстраивании отношений в приватной сфере.

  12. Насилие в молодежной среде: гендерные особенности

  13. Поведение молодежи на рынке труда: основные проблемы и способы адаптации

  14. Образовательная миграция молодежи: основные направления.



  15. «Моральные паники»: проблематизация молодежи в современных масс-медиа.

  16. Субкультура и контркультура: сходства и различия.

  17. Девиантное поведение молодежи и его отностительность в современном мире

  18. Молодежный образ жизни и его сходство и различие в разных странах (на основе сравнительного анализа образа жизни молодежи в разных странах)

  19. Молодежность как предмет потребления: основные черты.

  20. Проблемы применения методов социологического исследования молодежи.


Примерные вопросы промежуточной аттестации

  1. Предмет социологии молодежи. Основные направления изучения молодежи.

  2. История развития отечественной социологии молодежи.

  3. Понятие «возраст» в социальной теории. Его связь со структурой общества.

  4. Понятие возраста в социальных теориях: основные критерии определения границ

  5. Эйджизм и его проявления

  6. Основные факторы появления молодежных групп и феномена молодежи (ретроспектива)

  7. Концепция подростковости Холла, основные аспекты

  8. Объяснение молодежного образа жизни с позиций теории Парсонса и Эйзенштадта

  9. Маннгейм и его подход к понятию «поколение».

  10. Историцистский подход к молодежи (на примере работ Эриксона)

  11. Биодарвинистский подход к молодежи и его объяснительные возможности

  12. Понятие девиантного поведения.

  13. Эссенсиалистские объяснения девиантного поведения молодежи.

  14. Концепция аномии и ее значение для объяснения девиантного поведения молодежи

  15. Конструктивистские объяснения девиантного поведения молодежи (на примере работ Чикагской школы)

  16. Понятие субкультуры: основные черты

  17. Субкультура и контркультура: отличительные черты и сходство понятий

  18. Объяснительные подходы к молодежным субкультурам

  19. Постмодернистские подходы к молодежным субкультурам

  20. «Гендерная критика» подходов к молодежным субкультурам.

  21. Молодежные движения: понятие и основные подходы

  22. Социализация молодежи: социологические подходы

  23. Социализация молодежи: основные этапы взросления

  24. Социализация молодежи: культурные особенности

  25. Гендерные особенности социализации молодежи.

  26. Проблема отцов и детей в современном западно-европейском мире.

  27. Поколенческий анализ и его эвристические возможности.

  28. Образование молодежи: основные особенности российского образовательного пространства и проблемы

  29. Основные черты молодежного рынка труда

  30. Поведение молодежи на рынке труда. Профессиональные траектории

  31. Семейные ориентации молодежи

  32. Приватная сфера молодежи. Социо-культурные особенности российской молодежи

  33. Конфликты в молодежной среде, есть ли специфика?

  34. Насилие в молодежной среде. Гендерные особенности применения насилия.

  35. Социальная молодежная политика: основные трактовки и направления в России

  36. Политика, ориентированная на молодежь: основные принципы в Российской политике

  37. Политическое поведение, формы политического участия молодежи.

  38. Протестные политические движения и место молодежи в них

  39. Основные ценности современной российской молодежи в работах исследователей.

  40. Религия и молодежь: выбор и участие молодежи.

  41. «Нетрадиционная» религиозность молодежи (конструирование проблемы и депроблиматизация).

  42. Молодежь в обществе риска

  43. Понятие здорового образа жизни молодежи и основные дискурсы вокруг него.

  44. Мода и молодежь: основные теоретические интерпретации.

  45. Потребительское поведение молодежи. Потребление «молодежности».

  46. Влияние молодежного образа жизни на современное общество.

  47. Методы социологического исследования: есть ли специфика применения при изучении молодежи?


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Социология молодежи

а) основная литература:



  1. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России: социологический портрет. — М.: ЦСПиМ, 2010. — 592 с

  2. Данилин П. Новая молодежная политика 2003-2005 – М.: Европа, 2006. - 292 с.

  3. Константиновский Д.Л. Молодежь 90-х: самоопределение в новой реальности. М.: Институт молодежи, 2000.

  4. Левикова С.И. Молодежная субкультура: Учебное пособие / С.И. Левикова – М., 2004. – 608 с.

  5. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 2004.

  6. Мид М. Культура и мир детства. Избр. произведения. М.: Наука. 1988.

  7. Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры. М.: ИС РАН. 2000.

  8. Омельченко Е.Л. Молодежь: открытый вопрос. – Ульяновск: Изд-во «Симбирская книга», 2004. – 184 с.

  9. Отцы и дети: Поколенческий анализ современной России / Сост. Ю.Левада, Т.Шанин. – М.: Новое литературное обозрение, 2005. – 328 с.

  10. Пилкингтон Х.,Омельченко Е., Флинн М., Блюдина У., Старкова Е. Глядя на Запад/ Пер. с англ. О. Оберемко и У. Блюдиной. СПб.: Алетейя, 2004

  11. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы. М., 2000.

  12. Шубкин В.Н. Молодежь в меняющемся мире. М., 1999.

  13. Социология молодежи: Учебник /Под ред. д-ра социол. наук, проф, .чл-кор.. РАН В.Н.Кузнецова. М., 2005.

  14. Социология молодежи: Учебник /Под ред. проф. В.Т. Лисовского. СПб., СПбГУ, 2004.

б) дополнительная литература:



  1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. Уч. пособие. М., 1996.

  2. Ариес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. Екатеринбург. 1999.

  3. Аверьянов Л.Я. О проблемах молодежи и не только о них. // Социологические исследования. № 10, октябрь 2008, с. 153-157;

  4. Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну. – М.: Прогресс-Традиция 2000. – 381 с.

  5. Бодрийар Ж. Символический обмен и смерть. – Москва: Добросвет, 2000.

  6. Борисов С.Б. Субкультура девичества: российская провинция 70-90-х гг. ХХ в.: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора культурологии. – М., 2002.

  7. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи: учебник / Ю.Р.Вишневский, В.Т. Шапко. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТИ-УПИ, 2006;

  8. Вишневский Ю.Р. и др. Практикум по социологии молодежи. Екатеринбург, 2000

  9. Волков Ю.Г., Добреньков В.И. и др. Социология молодежи: учебное пособие. Ростов-нД.: Феникс, 2001.Ростов\д, 2001;

  10. Голод С.И. ХХ век и тенденции сексуальных отношений в России. – СПб, 1996.

  11. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежная проституция и изменения отношения к браку // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2010. № 4 [98] Июль-август. С. 216-239

  12. Добрынин В., Емчура Т. Молодежь как социально-демографическая группа в транзитивном обществе. – М.: ИЧРАН, 2004.

  13. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. М.: Голос, 2001.

  14. Ильин В.И. Социальное неравенство. М.: ИС РАН. 2000.

  15. Исаев Д.Н., Коган В.Е. Психогигиена пола у детей. – Л., 1986.

  16. Кей Р. «…Такие спортивные девочки – как мальчики!»: о воспитании детей в постсоветской России // Семейные узы: Модели для сборки: Сборник статей. Кн.2 / Сост. и редактор С. Ушакин. – М.: Новое литературное обозрение, 2004. – 520 с., ил.

  17. Костюченко Л.Г. Социология молодежи. М. 2005.

  18. Кон И.С. НТР и проблемы социализации молодежи. М. 1987.

  19. Кон И.С. Ребенок и общество. М. 1988.

  20. Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге ХХI века. Социально-педагогический анализ. – Дубна, 2001.

  21. Константиновский Д.Л. Самоопределение или адаптация? // Мир России. 2003. Т. XII. № 2. С. 123-143

  22. Лисовский В.Т. Советское студенчество. Социологические очерки. М., 1990.

  23. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. Уч. пособие. СПб., 2000.

  24. Магун В.С., Энговатов М.В. Динамика притязаний и изменение ресурсных стратегий молодежи: 1985-2005 годы // Россия реформирующаяся. Ежегодник / Отв. Ред. М.К. Горшков. - Вып.6. - М.: Институт социологии РАН, 2007. С. 197-219.

  25. Муздыбаев К. Жизненные стратегии современной молодежи: межпоколенческий анализ // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Т. 7. № 1. С. 175-189.

  26. Скутнева С.В. Генедерные аспекты жизненного самоопределения молодежи // Социологические исследования. 2003. № 11. С. 73-78.

  27. Муханова М.Н. Ценностные установки и поведенческие стратегии студенческой молодежи// Модернизация социальной структуры российского общества / Отв. ред. З.Т. Голенкова. - М.: Институт социологии РАН, 2008. – С. 271

  28. Наши университеты. Студенты. Альманах-исследование / под ред. Е.Г. Боярских, М.Я. Рожанского, Т.Н. Тимофеевой – Иркутск, 2010. – 160 с.

  29. Новик В.К., Передняя Д.Г. Имидж современной российской армии глазами молодежи // Социс. – 2006. - № 11.

  30. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М. 1995.

  31. Омельченко Е. Изучая гомофобию: механизмы исключения «другой» сексуальности в провинциальной молодежной среде // В поисках сексуальности: Сб. статей / Под ред. Е.Здравомысловой и А.Темкиной. – СПб, 2002.

  32. Омельченко Е. От пофигистов до прагматиков: поколения молодежной солидарности постперестроечной России // Неприкосновенный запас – 2008. - № 5 (61).

  33. Омельченко Е. Поп-культурная революция или перестроечный ремейк? Современный контекст молодежного вопроса // Неприкосновенный запас – 2006. - № 1 (45).

  34. Омельченко Е. Субкультуры и культурные стратегии на молодежной сцене конца ХХ века: кто кого? //Неприкосновенный запас, № 36, 2004.

  35. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Питер.

  36. Павловский В.В. Ювенология: становление науки о молодежи / Краснояр. ун-т- Красноярск, 1997 – 185 с.

  37. Пронина Е.И. Роль основных агентов социализации в формировании ценностей молодежи и подростков современной России// Образование и наука в процессе реформ: социологический анализ / Сборник. Ред.-сост. Д.Л. Константиновский, Л.П. Веревкин. - М.: ЦСП, 2003. - 432 с

  38. Семенова В.В. Возраст как социальный ресурс: возможные источники социального неравенства // Россия реформирующаяся: Ежегодник - 2004 / Отв. ред. Л.М. Дробижева. - М.: Институт социологии РАН, 2004. С. 157-170.

  39. Семенова В.В. Возраст как социальный ресурс: возможные источники социального неравенства // Россия реформирующаяся: Ежегодник - 2004 / Отв. ред. Л.М. Дробижева. - М.: Институт социологии РАН, 2004. С. 157-170.

  40. Семенова В.В. Дифференциация и консолидация поколений // Россия трансформирующееся общество / Под редакцией В.А. Ядова. - М.: Издательство "КАНОН-пресс-Ц", 2001. C. 256-271.

  41. Семенова Л.А., Андросова О.А. Профессионально-трудовые ориентации и перспективы молодежи в условиях социального неравенства// Модернизация социальной структуры российского общества / Отв. ред. З.Т. Голенкова. - М.: Институт социологии РАН, 2008. С. 232-262

  42. Смакотина Н.Л. Основы социологии нестабильности и риска: философский, социологический, социально–психологический аспекты. М., 2009.

  43. Социальный потенциал молодежи. М, Изд-во «Макс-пресс», 2009.

  44. Ушакин С. Движения молодежи // Неприкосновенный запас. – 2006. - № 3 (47).

  45. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности: Перевод/Авт. вст. ст. П.С. Гуревич. – М.: Республика, 1994. – 447 с.: илл. – (Мыслители XX века))

  46. Хаавио-Маннила Э., Пурхонен С., Турунен Т. Стройность и самооценка сексуальной привлекательности: сравнительный анализ культурных идеалов // В поисках сексуальности: Сб. статей / Под ред. Е. Здравомысловой и А.Темкиной. – СПб, 2002.

  47. Цивилизация перед судом истории: сб. / А. Дж. Тойнби; пер. с англ. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006.

  48. Шилова Л.С., Магун В.С. Связь притязаний и жизненных стратегий с отношением юношей и девушек к реформам в обществе// Революция притязаний и изменение жизненных стратегий молодежи 1985-1995. Сборник.- М.: Институт социологии РАН, 1998

  49. Щеглова С.Н. Социология детства. М. 1996.

  50. Ювенология в XXI веке: комплексное междисциплинарное знание о молодом поколении / Под ред. Е. Г. Слуцкого и В. В. Журавлева – СПб.: ООО ИД «Петрополис», 2007.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Лицензионный пакет программ Microsoft Windows 7.

Журнал исследований социальной политики: http://jsps.ru/

Журнал «60 параллель»: http://www.journal.60parallel.org/ru

Журнальный зал: http://magazines.russ.ru/

Демоскоп Weekly: http://www.demoscope.ru/weekly/knigi/ns_r00/pril_1.html

Независимый институт социальной политики: http://atlas.socpol.ru/

Публикации // Институт социологии РАН: http://www.isras.ru/index.php?page_id=1238

Федеральный образовательный портал «Экономика социология менеджмент»: http://ecsocman.edu.ru/articles/j16075290/index.html

Центр изучения молодежи «Поколения.Net» // Центр Регион: http://www.regioncentre.ru/generation/?ts=1262296861

Электронная библиотека социологического факультета МГУ: http://lib.socio.msu.ru/l/library



8. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Социология молодежи»

Кафедра социологии ТГУ располагает всем необходимым материально-техническим обеспечением для выполнения настоящей программы. Оно включает в себя:

- наличие компьютерного класса;

- наличие доступного для студента выхода в Интернет;

- наличие специально оборудованных кабинетов и аудиторий для мультимедийных презентаций.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки 040010 «Социология».
Автор: Мельникова Ольга Олеговна, старший преподаватель

Рецензент: Кондинская Юлия Александровна, старший преподаватель

Программа одобрена на заседании методической комиссии философского факультета ТГУ

от 01.02.2011 года, протокол № 2.