Рабочая программа дисциплины Социальная экология Направление подготовки 040100 Социология Профиль подготовки Общий - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины Социология управления Направление подготовки... 1 140.1kb.
Рабочая программа дисциплины Политическая социология Направление... 1 263.96kb.
Рабочая программа дисциплины Качественные методы Направление подготовки... 1 464.02kb.
Рабочая программа дисциплины Экономическая социология Направление... 1 147.76kb.
Рабочая программа дисциплины Социология семьи Направление подготовки... 1 133.53kb.
Рабочая программа дисциплины Социология труда Направление подготовки... 1 167.28kb.
Рабочая программа дисциплины Социология общественного мнения Направление... 1 106.91kb.
Рабочая программа дисциплины Социология гендера Направление подготовки... 1 202.76kb.
Рабочая программа дисциплины Социология науки Направление подготовки... 1 179.38kb.
Рабочая программа дисциплины Социология молодежи Направление подготовки... 1 194.44kb.
Рабочая программа дисциплины Социология религии Направление подготовки... 2 529.33kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины ( опд. Ф. 12 ) Социальная... 1 306.78kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Рабочая программа дисциплины Социальная экология Направление подготовки 040100 Социология - страница №1/1



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

Философский факультет

Кафедра социологии

УТВЕРЖДАЮ

Декан философского

факультета ТГУ
____________ С. С. Аванесов
" " февраля 2011 г.

Рабочая программа дисциплины

Социальная экология

Направление подготовки

040100 Социология

Профиль подготовки

Общий

Квалификация (степень) выпускника



Бакалавр
Форма обучения

Очная

Томск 2011

I. Цели освоения дисциплины «Социальная экология»

1. Показать всеохватность отношений между обществом и природой, основные каналы взаимодействия и глобальные проблемы, порожденные разрушением естественных экосистем.

2. Формировать у студентов экологическое мышление, самостоятельность и творческую активность.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата:

«Социальная экология» представляет собой дисциплину вариативной части профессионального цикла (Б.3). Дисциплина читается в 7 семестре и базируется на курсе цикла вариативной части (Б.2) «Концепции современного естествознания».

Студент должен обладать следующими компетенциями, необходимыми для изучения дисциплины «Социальная экология».

общекультурными (ОК):

- способностью к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2);

- способностью участвовать в разработке основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей (ПК-6).
В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- структуру и особенности, основы культуры коммуникативных процессов в современном обществе;

- основные модели научных картин мира;

- базовые понятия экологии и социального здоровья;

- основные технологии обеспечения социального благополучия, физического, психического и социального здоровья.

- современные стратегии экологически сбалансированного развития общества, обеспечения здоровья человека.



уметь:

- использовать социокультурный потенциал национально-государственного управления, социально ориентированного бизнеса и гражданского общества совей страны для решения задач обеспечения благополучия населения, социальной защищенности человека, его физического, психического и социального здоровья;

- формировать духовный потенциал участников программы обеспечения благополучия населения своей страны;

- использовать в своей работе объективные оценки медико-социальных, и социально-экологических последствий принимаемых решений;.

владеть:

- навыками исследования медико-социальных и социально-экологических проблем в современном обществе;

- основами культуры современного социального мышления, общественной и профессиональной деятельности, социально-технологических, медико-социальных и социоинженерных практик;

- основными навыками профессионального взаимодействия с клиентами и коллегами;

Основные проблемы курса раскрываются в лекциях, в которых главное внимание уделяется анализу социально-экологических проблем и технологиям их решения. Некоторыми практическими навыками, закрепляющими полученные знания, студенты овладевают на семинарских занятиях с подготовкой докладов и эссе. Расширение и углубление теоретических представлений студентов осуществляется с помощью изучения документов и экологической периодики, а также написания курсовых работ.
4. Структура и содержание учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа, из них 54 аудиторных, экзамен.



№ п/п

Раздел дисциплины


Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы (в час.)

Формы текущего контроля успеваемости



(по неделям)

В том числе

Лекции

Семинары

СРС

1

Возникновение, становление и развитие социальной экологии

7

1-3

4

4

8

консультации

2

Среда человека

7

4-6

4

6

10

Подготовка эссе

3

Глобальный экологический кризис

7

7-9

4

6

10

коллоквиум

4

Возможные способы гармонизации отношений между человеком и природой

7

10-12

4

6

10

консультации

5

Экологическая политика России

7

13-15

4

6

8

6

Экологическое образование

7

16-18

2

4

8

7.

Итого

7

1-18

22

32

54

Экзамен



5. Образовательные технологии
Изучение дисциплины «Социальная экология» основывается на использовании различных образовательных технологий, в том числе и интерактивных. Аудиторные занятия проводятся с использованием ПК и компьютерного проектора (презентации); практические занятия предполагают закрепление и углубление теоретических знаний.

Самостоятельная работа студентов подразумевает анализ правовых и отчетных документов, изучение специальной литературы по дисциплине, выполнение практических заданий под руководством преподавателей (в виде консультаций и методической помощи).



6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости
В качестве форм текущей аттестации студентов используются: написание рефератов, подготовка эссе, выполнение индивидуальных заданий, работа на семинарах, тестирование.
Темы курсовых работ


  1. Отношение населения г. Томска к состоянию окружающей среды

  2. Технократический стиль мышления и его влияние на окружающую среду (на основе анализа деятельности административного аппарата Томской области)

  3. Причины экологического кризиса в представлениях населения и административного аппарата

  4. Влияние различных этноконфессиональных установок на формирование отношения к природе

  5. Социальные последствия экологического кризиса (на примере Западной Сибири)

  6. Представления жителей города о качестве жизненной среды человека

  7. Динамика состояния здоровья населения г. Томска как индикатора качества среды

  8. Сохранение этнических групп гомеостатического и реликтового типов как резерв для экологизации потребления (на примере Западной Сибири)

  9. Отношение к экополитике государства со стороны естественнонаучной интеллигенции.

  10. Региональная экологическая политика: прошлое и настоящее (на примере анализа документов Томской губернии и Томской области)

  11. Экологические партии и организации в современной России

  12. «Зеленые» группы в Западной Сибири

  13. Современное состояние школьного экологического образования

  14. Региональная печать как средство экологического просвещения населения (на основе контент-анализа)

  15. Экологические общества в дореволюционной России (историко-социологическое исследование)

  16. Экологическое движение в современной России

  17. Становление экологического образования в ТГУ


Форма итогового контроля:

Экзамен в конце седьмого семестра.


Контрольные вопросы

1. Основные элементы среды человека

2. Понятие искусственной среды как мира артефактов

3. Факторы, влияющие на жизненную среду человека

4. Человек – главный субъект биосферных изменений

5. Этапы становления отношений между природой и обществом

6. Социотическое звено круговорота веществ в природе

7. Человеческая агрессивность и экосреда: проблема взаимоотношения

8. История антропогенных экологических кризисов

9. Причины глобального экологического кризиса

10. Генетические последствия экологического кризиса

11. Деятельность Римского клуба: цели и формы работы

12. Прогнозы и модели мирового развития

13. Возможные сценарии выхода из глобального экологического кризиса

14. Понятие ноосфера: возникновение и эволюция

15. Понятие жизненной среды человека и ее структура

16. Экологический мониторинг: задачи, классификация

17. Экономические оценки и стимулы в воспроизводстве природной среды

18. Основные направления экологизации производства и потребления

19. Экополитика: понятие и направления

20. Современная система управления охраной и использованием природных ресурсов в России

21. Элементы экологической политики в дореволюционной России

22. Современная экологическая политика России: преемственность и инновационность

23. Понятие «устойчивого развития»

24. Российский национальный вариант концепции устойчивого развития

25. Экологическое законодательство РФ как механизм экополитики

26. Общая характеристика экологического движения в России

27. Зарубежный опыт в области природоохранной деятельности

28. Цели и методологические основы экологического образования

29. Структура и уровни экологического образования

30. Современное состояние экологического образования в России

31. Этапы развития экологии

32. Предпосылки становления социальной экологии

33. Предмет социальной экологии

34. Социальная экология как интегральная дисциплина
7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Рекомендуемая литература (основная):


  1. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. – М.: Наука, 1989.

  2. Краснов Е.В., Кривошеев В.В. Социальная экология: от науки к реальности // Социологические исследования. –2006. – №7.

  3. Парк Р. Экология человека // Теория общества: Сборник. – М.: «КАНОН-кресс-Ц», «Кучково поле», 1999.

  4. Прохоров Б. Б. Социальная экология М. Академия. – 2005.

  5. Расторгуев В.Н. Экологическая доктрина России. //Экология – XXI век: наука и политика. 2009, №3.

  6. Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. – М.: Академия, 2000.

  7. Тишков А. А. От чего зависит состояние биоразнообразия // Экология и жизнь, 2010, №4.

  8. Франкл Дж. Становление Homo sapiens // Экология и жизнь. – 2009. – №11-12.

  9. Шварц Е.А. Экополитика и международная конкурентоспособность российской экономики //Общественные науки и современность. – 2009. – №4.




  1. Рекомендуемая литература (дополнительная):

  1. Бринчук М. М. Потенциал природы как методологическое основание государственной экологической политики и экологического права // Экологическое право, 2010 , №3.

  2. Ермакова И. Ситуация с ГМ – культурами в мире // Экос, 2009, №10.

  3. Кузнецов И. Природа России: десятилетие утрат // Экология и жизнь 2010 № 8.

  4. Моисеев Н.Н. Экологическое образование и экологизация образования //Экология и жизнь. 2010, №8.

  5. Монастырский О. Проблема глобального потепления и киотский протокол. // ЭКОС , 2009, №8.

  6. Ревич Б.А. Экологические приоритеты и здоровье: Социально уязвимые территории и группы населения // Экология человека 2010 №7.

  7. Сергеева Е.В. Состояние иммунитета у лиц пожилого возраста // Экология человека 2010 №5.


8. Материально-техническое обеспечение модуля

Кафедра социологии ТГУ располагает всем необходимым материально-техническим обеспечением для выполнения настоящей программы. Оно включает в себя:

- наличие компьютерного класса;

- наличие доступного для студента выхода в Интернет;

- наличие специально оборудованных кабинетов и аудиторий для мультимедийных презентаций.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки 040100 «Социология».

Автор: Быков Александр Александрович, кандидат исторических наук, доцент кафедры социологии
Рецензент: Осаченко Юлия Станиславовна, к. филос. наук, доцент кафедры онтологии, теории познания и социальной философии
Программа одобрена на заседании методической комиссии философского факультета ТГУ.

Протокол №2 от «01» февраля 2011 г.