Похожие работы
|
Рабочая программа дисциплины система криминалистической методики выявления и раскрытия - страница №4/4
ЗадачаГр. Иванова Т.Н., являясь заведующей кафедрой сопротивления материалов ГТУ, как преподаватель согласно трудовому договору была наделена правом приема экзаменов у студентов. Несдача студентом зачета или экзамена впекла определенные правовые последствия: он не допускался к следующей сессии, не переводился на следующий курс или мог быть отчислен из вуза. Выполнение студентами учебных планов учитывалось официальными документами - экзаменационными ведомостями. листами и зачетными книжками, на основании которых принимались решения о переводе студентов на следующий курс, а в итоге - о допуске к дипломной работе. В 2001-2002 гг. в нарушение своих должностных обязанностей гр. Иванова Т.Н. за денежное вознаграждение выставляла оценки за курсовые проекты и за экзамены без самой процедуры их приема. Задание1. Охарактеризовать следственную ситуацию. 2. Составить план проведения первоначальных следственных действий и проведения оперативно-розыскных мероприятий. 3. Кто и в какой форме будет оказывать противодействие расследованию? Методические рекомендации: Готовясь к теме, необходимо классифицировать формы и способы противодействия расследованию по субъектному составу, по характеру действий (бездействий) лица, оказывающего противодействие. Магистры должны знать способы противодействия расследованию и усвоить, что недостаточно эффективное преодоление противодействия расследованию — одна из причин ухудшения показателей деятельности правоохранительных органов. Литература:
Тема: Методика расследования убийств, совершенных с применением огнестрельного оружия и взрывных устройств
Задача20 января 1998 года на лестничной площадке между 6 и 7-м этажами кардиоцентра, с огнестрельными ранениями в голову и спину обнаружен труп Миронова, который проходил курс лечения, а врач Петров, с огнестрельными ранениями в области спины, с места происшествия убежал, после чего ему провели операцию. На место происшествия выехала следственно-оперативная группа, члены которой проводили осмотр места происшествия, отработку больных и персонала. При осмотре места происшествия были обнаружены гильзы калибра 9мм. При вскрытии трупа и операции гр-ну Петрову установлено, что у них имеются слепые огнестрельные повреждения. Задание:
Задача27 марта 1997 года у пос. Октябрьский обнаружен автомобиль «ГАЗ-31029», принадлежащий гр-ну Шадрину, члену ОПГ, рядом с местом обнаружены следы ног и окурки. При осмотре автомобиля на лобовом стекле обнаружено пулевое повреждение, а в салоне пятна бурого цвета. При осмотре местности видны следы волочения и труп Шадрина с двумя огнестрельными ранениями в затылок головы обнаружен в 5 км от места обнаружения автомобиля. Задание:
Методические рекомендации: При подготовке к семинару необходимо рассмотреть особенности данной категории дел, а также следственную практику показывающую сложности при проведении как первоначальных следственных действий, так и дальнейшего расследования дела. Литература:
Тема : Методика расследования налоговых преступлений 1. Криминалистическая модель преступной деятельности по уклонению от уплаты налогов. 2. Анализ исходной инфоpмации, выдвижение веpсий и планиpование pасследования. 3. Пеpвоначальные следственные действия. 4. Фоpмы пpименения специальных познаний. 5. Фоpмы пpотиводействия pасследованию и их нейтрализация. При проведении документальной проверки на предприятии «Расима» работниками налоговой инспекции был обнаружен среди документов сводный отчет, отражающий получение и реализацию товара в магазине, содержание которого отличалось от содержания бухгалтерской документации, представленной для проверки налоговым инспекторам. В сводном отчете возле слова «выручка» стояли обозначения «(Н)» и «(У)». Как пояснила при допросе главный бухгалтер, знак «(Н)» означает, что товар не учтен по бухучету, а знак «(У)» означает, что товар оприходован. Составьте план следственных и оперативно-розыскных действий. Какие первичные документы, учетные регистры и документы отчетности содержат в себе следы преступной деятельности и каковы эти следы? Кроме того, необходимо обратить внимание на бухгалтерские методы выявления и раскрытия преступлений, а именно: методы формальной, арифметической, нормативной проверки, встречной проверки и взаимного контроля документов. Следует знать возможности судебно-экономической и судебно-бухгалтерских экспертиз.
Дополнительная литература:
Тема: Методика расследования взяточничества 1.Криминалистическая модель взяточничества. 2.Особенности выявления и раскрытия данного вида преступной деятельности. Оперативно-розыскные мероприятия, направленные на раскрытие преступления. 3.Система следов преступной деятельности при даче и получении взятки и коммерческом подкупе. Составьте план проверки исходной информации. Какие оперативные и следственные действия необходимо провести для получения и закрепления доказательств преступной деятельности. Задача От студентов Ижевской сельскохозяйственной академии в правоохранительные органы поступило заявление о том, что преподаватель принимает зачеты и выставляет положительные оценки студентам академии за экзамены без их фактической сдачи, получая за это взятки от студентов. В ходе проведения следственных действий выяснилось, что Б. также за плату выдавал студентам выполненные курсовые работы по своему предмету за предыдущие годы и затем выставлял за них положительные оценки. Составьте план следственных действий. Каков круг обстоятельств, подлежащих доказыванию по данному уголовному делу? Методические рекомендации: Взяточничество является очень сложным для раскрытия преступлением, поскольку этот вид преступной деятельности характеризуется высокой латентностью и значительным сопротивлением расследованию со стороны должностных лиц государственных органов или органов местного самоуправления. Этот вид преступной деятельности является одним из проявлений коррупции государственных органов и органов местного самоуправления. Студентам следует уделить особое внимание криминалистической модели преступной деятельности и первоначальному этапу расследования, в частности, операции по задержанию подозреваемого с поличным. Литература:
Тема: Методика расследования фальшивомонетничества
Методические рекомендации: При изучении указанной темы необходимо уделить внимание способам подделки денежных купюр и методам выявления этих подделок. Кроме того, необходимо представлять алгоритм действий следователя во всех возможных следственных ситуациях. Тема 10. Методика расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств 1. Кpиминалистическая модель пpеступной деятельности по незаконному обоpоту наpкотиков. 2. Следы пpеступной деятельности по незаконному обоpоту наpкотиков. 3. Способы выявления пpеступной деятельности по назаконному обоpоту наpкотиков. 4. Обстоятельства, подлежащие доказыванию по делам, связанным с незаконным обоpотом наpкотиков. Задача Сотрудниками ОБНОН выявлено и раскрыто три преступления, связанные с приобретением наркотических средств. Во всех трех случаях обвиняемые дали показания о том, что приобретали наркотическое средство героин возле кинотеатра «Ударник» в г. Ижевске. Составьте план оперативно-розыскных действий. 2. В ходе произведенных оперативно-розыскных действий стало известно, что наркотические средства продает мужчина 28 лет, ростом 180 см и женщина этого же возраста, ростом 165 см. 3. Сотрудниками ОБНОН установлена личность женщины, она задержана с поличным при сбыте наркотического средства. Какие обстоятельства, подлежащие доказыванию, необходимо установить для полного раскрытия преступления? Методические рекомендации: В связи с тем, что преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, представляют большую общественную опасность, студентам следует уделить внимание широкому распространению указанного вида преступной деятельности и особенностям ее функционирования. Следует обратить внимание не то, что абсолютное большинство преступлений, связанных со сбытом наркотических средств, раскрывается с помощью проведения оперативно-розыскного мероприятия «проверочная закупка». Поэтому необходимо знать порядок проведения проверочной закупки и особенности фиксации доказательственной информации.
Тематика контрольных работ: График контроля СРС
Условные обозначения: р – реферат, д – доклад. 6. Образовательные технологии В области образования необходимо в первую очередь обеспечить равный доступ всех обучающихся к источникам информации современного типа на основе использования мультимедийных систем. В связи с этим необходимо обеспечить устойчивый высокоскоростной доступ к сетевым ресурса. Нередко под инновационными образовательными технологиями понимается использование информационных и коммуникационных технологий, Интернета, мультимедиа, вебинаров, телеконференций и т.п. Такое узкое понимание инноваций в образовательном процессе не позволяет повысить качество образования. Инновационный подход в образовании заключается в повышении эффективности образовательного процесса, соответствии его уровню развития информационных и коммуникационных технологий, формировании избыточной образовательной среды. Классические подходы к обучению и педагогические основы инновационных образовательных технологий проведения учебных, лабораторных и практических занятий, практик, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестаций путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся. Исходя из так называемой "Пирамиды обучения", степень освоения материалы напрямую зависит от выбора вида образовательных технологий: │ /\ Степень освоения материала │ │ / \ │ │ / \ │ │ / \ │ │ / \ │ │ / Лекция \ 5% │ │ /------------\--------------------------------------------- │ │ / Чтение \ 10% │ │ /----------------\------------------------------------------- │ │ / Аудиовизуализация\ 20% │ │ /--------------------\----------------------------------------- │ │ / Демонстрация \ 30% │ │ /------------------------\--------------------------------------- │ │ / Групповое обсуждение \ 50% │ │ /----------------------------\------------------------------------- │ │ / Практика конкретной работы \ 75% │ │ /------------------------------ ------------------------------------- │ │ / Обучение других/непосредственное \ │ │ / применение знаний \ 90% │ │ ----------------------------------------------------------------------- │ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘ ┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Высокий Люди запоминают: /\ В результате люди способны: │ │ /│\ / \ │ │ │-------------------------------------------------------------------------------------│ │ │ 10% прочитанного /Чтение\ Определять, │ │ │-----------------------------------------/--------\ перечислять, │ │ │ / Слушание \ описывать, │ │ │ / \ пояснять │ │ │-------------------------------------------------------------------------------------│ │ │ 20% прочитанного / Взгляд на \ Демонстрировать,│ │ │ / рисунок \ применять, │ │ │-----------------------------------/--------------------\ выполнять │ │ │ 30% прочитанного / Просмотр видео \ │ │ │---------------------------------/------------------------\ │ │ │ 50% услышанного и / Взгляд на экспонат/ \ │ │ Уровень увиденного / образец \ │ │абстракции /------------------------------\ │ │ │ / Наблюдение за демонстрацией \ │ │ │ /----------------------------------\ │ │ │ / Наблюдение за конкретным действием \ │ │ │-------------------------------------------------------------------------------------│ │ │ 70% сказанного / Участие в дискуссии \ Анализировать, │ │ │ или написанного /------------------------------------------\ разрабатывать, │ │ │ ими / Выступление с речью \ создавать, │ │ │----------------------/----------------------------------------------\оценивать │ │ │ 90% сказанного / Театрализованное представление \ │ │ │ или /--------------------------------------------------\ │ │ │ написанного / Имитация реальной деятельности \ │ │ │ ими по /------------------------------------------------------\ │ │ │ поводу их / Выполнение реального действия \ │ │ \│/ действия ---------------------------------------------------------- │ │ Низкий │ └──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘ Классическая лекция (монолог преподавателя, который не сопровождается слайдами и другими иллюстрациями) - наименее эффективный метод обучения: он обеспечивает освоение в среднем около 5% содержания. В то же время "активное обучение" (вовлечение участников образовательного процесса в различные виды активной деятельности) позволяет добиться значительно лучших результатов. Таким образом, необходим инновационный подход в образовательных технологиях. Возможно применение, а также сочетание приводимых ниже методов. Разбор и анализ ситуаций. Этот метод появился в Гарвардском университете; первоначально он использовался при подготовке врачей. Суть метода - выделение из практической деятельности типовых ситуаций. Обучающиеся анализируют эти ситуации, а затем предлагают свои решения и формулируют сценарии развития событий. При этом у обучающихся формируются профессиональное мышление и способность принимать решения в ряде типовых профессиональных ситуаций. Имитация. В основе имитационных методов обучения лежит модель, построенная на основании норм и правил реальной практической деятельности. Принимая участие в имитационной игре, учащийся получает возможность освоить профессиональные процедуры и инструменты работы, а также сформировать представление о целостном устройстве определенной сферы деятельности. Этот метод часто называют "симуляцией", "симулятором" или "имитационной игрой". Проектный подход. Один из наиболее эффективных методов обучения. Суть его заключается в том, что ученик встраивается в систему коллективных работ, направленных на решение реальной практической задачи. Проектируя развитие ситуации, анализируя данные, обучающийся получает возможность освоить способ выполнения соответствующих работ. Групповая форма организации учебного проекта вынуждает участников организовывать совместную деятельность и налаживать рабочие коммуникации, то есть учиться действовать в команде. Игра. В профессиональной подготовке игровые методы обучения в СССР впервые были использованы в предвоенные годы. (Первая деловая игра "Перестройка производства в связи с резким изменением производственной программы" была проведена Марией Бирштейн в 1932 г. в Ленинградском инженерно-экономическом институте. В результате исследований было установлено, что одной из важнейших причин неудач и задержек в запусках крупных заводов являлась нехватка опыта у руководящих кадров. Было предложено обучать руководителей на примере условных ситуаций, моделирующих реальные, еще до пуска объекта (подобные методы использовались ранее в военных играх. Позже такой подход был назван деятельностным подходом. Примерами такого типа игр являются организационно-деятельностные игры, инновационные игры, ролевые и др. игры. Играя, участники приобретают некоторое новое качество: знания, навыки понимания и коммуникации, организации будущей деятельности. В деятельностном подходе исследования построены на принципах практической целенаправленности и рефлексивности. Организационно-деятельностные игры - это новая культурно-историческая форма организации коллективной мыследеятельности, новая культурно-историческая форма организации коммуникации, понимания, рефлексии и чистого мышления людей в условиях целенаправленного коллективного мыследействования. Разработка инновационных и игровых образовательных технологий будет способствовать созданию избыточной образовательной среды, что соответствует требованиям стандарта третьего поколения и индивидуальному образовательному маршруту, личностно-ориентированному от знаний к компетентностям. Из 18 часов практических занятий 9 часов проводятся в форме активного интерактива. Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля, среди которых выделяют: - промежуточный контроль по окончании изучения раздела или модуля курса; - итоговый контроль по дисциплине в виде зачета; Примерный перечень вопросов к зачету:
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Основная литература:
Нормативно-правовые акты: 1. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 21.11.2011) 2.Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "Об оперативно-розыскной деятельности" 3. Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О Следственном комитете Российской Федерации" 4 Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 21.11.2011) "О прокуратуре Российской Федерации" 5. Указание Генпрокуратуры РФ N 215/69, МВД РФ N 1/7818 от 29.09.2008 "О порядке представления органами внутренних дел оперативно-служебных документов с целью осуществления прокурорами надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" 6. Приказ МВД РФ N 368, ФСБ РФ N 185, ФСО РФ N 164, ФТС РФ N 481, СВР РФ N 32, ФСИН РФ N 184, ФСКН РФ N 97, Минобороны РФ N 147 от 17.04.2007 "Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.05.2007 N 9407) 7. Приказ Генпрокуратуры РФ от 15.02.2011 N 33 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности" (вместе с "Инструкцией о порядке составления и представления отчета о работе прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности", "Инструкцией об организации в прокуратуре делопроизводства по документам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность") 8. Указ Президента РФ от 14.01.2011 N 38 (ред. от 29.07.2011) "Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации" (вместе с "Положением о Следственном комитете Российской Федерации") 9. . Указание Генпрокуратуры РФ N 14-7, МВД РФ N 1, ФСКН РФ N 415, ФТС РФ N ВИ-136/13 от 20.01.2010 "О мерах по пресечению оборота на территории Российской Федерации запрещенных курительных смесей и смесей, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья граждан" 11. Приказ Главного военного прокурора РФ от 14.10.1997 N 175 "Об организации криминалистической службы в органах военной прокуратуры, совершенствовании работы по раскрытию преступлений, розыску похищенного и утраченного оружия и боеприпасов" (вместе с "Инструктивно-методическими указаниями об организации нештатных криминалистических подразделений, работе по делам о нераскрытых преступлениях в органах военной прокуратуры. N СУ-426") 12. Указание Генпрокуратуры РФ от 02.06.1993 N 315-16-93, МВД РФ от 02.08.1993 N 1/3452 "О введении в действие Типовой инструкции об организации работы постоянно действующих следственно-оперативных групп по раскрытию убийств" Дополнительная литература
Методические указания по дисциплине, разделу дисциплины Организация подготовки к семинарским (практическим) занятиям Выполнение реферата Реферат является наиболее простой формой студенческой научно-исследовательской работы. Он должен представлять собой достаточно краткое, но ясное и четкое изложение определенного вопроса или проблемы. Для его написания потребуется изучение наряду с учебной литературой нескольких научных статей или монографий, посвященных заявленной тематике. Обычно для подготовки реферата используется от 3 до 5 научных работ, рассматриваемых автором реферата в качестве основных. Это способствует более глубокому по сравнению с изложением в учебной литературе уяснению отдельного вопроса. Поэтому использовать только учебную литературу для написания реферата не рекомендуется. Она играет лишь роль того теоретического фундамента, который позволяет разобраться и проанализировать соответствующие научные работы. В ходе изучения тем учебного курса студент выбирает наиболее заинтересовавший его вопрос для написания реферата. Содержание реферата представляет собой изложение конкретного вопроса, вынесенного в качестве его названия, поэтому текст обычно не разбивается на разделы и параграфы. Объем реферата колеблется от 12 до 20 страниц. Оформляется реферат на отдельных листах (формат А-4), сшитых (или прочно скрепленных) между собой. Титульный лист реферата оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научно-исследовательским студенческим работам. Страницы реферата должны быть пронумерованы. На цитируемую литературу должны быть сделаны сноски, оформленные одним из допустимых способов. Завершается текст реферата списком используемой при написании литературы, оформленным соответствующим образом. Поскольку в реферате излагается, как правило, конкретный вопрос, то текст: а) может не разбиваться на параграфы, допустимым является выделение отдельных вопросов прямо в тексте жирным шрифтом или курсивом; б) при разделении текста реферата на параграфы, «оглавление» содержания реферата (план) следует выносить на отдельный лист; в) «введение» и «заключение»как отдельные разделы работы выделять необязательно, вступление и заключительные выводы могут содержаться непосредственно в тексте рассматриваемого вопроса; г) список, используемой литературы (библиография) обязательно приводится в конце текста с новой страницы, оформленный в соответствии с общими правилами любого научного исследования. Желательно сформировать приложение к реферату в форме тестовых вопросов. Рекомендуемый объем 5 – 10 вопросов. Вопросы могут быть представлены как в открытой, так и в закрытой форме. К тестовым вопросам должен прилагаться ключ. 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины Требования к аудитории (помещению, местам) для проведения занятий: занятия проводятся в специализированном учебном классе. Требования к аудиторному оборудованию: компьютерный класс (при проведении презентаций). Требования к специализированному оборудованию: компьютер (ноутбук), проектор. Требования к специализированному программному обеспечению: нет. 10. Порядок утверждения рабочей программы Разработчики рабочей программы дисциплины
Экспертиза рабочей программы
Утверждение рабочей программы дисциплины
Иные документы об оценке качества рабочей программы дисциплины (при их наличии - ФЭПО, отзывы работодателей, студентов и пр.)
|
|