Похожие работы
|
Рабочая программа дисциплины система криминалистической методики выявления и раскрытия - страница №1/4
МИНОБРНАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Удмуртский государственный университет» Институт права, социального управления и безопасности\ Кафедра криминалистики и судебных экспертиз РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ СИСТЕМА КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАСКРЫТИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ Направление подготовки 030900 Юриспруденция Наименование магистерской программы Уголовный процесс, криминалистика и теория оперативно-розыскной деятельности Степень выпускника МАГИСТР Рабочая программа утверждена на заседании кафедры протокол № 11 от 25.04.2011 г. ИЖЕВСК 2012 г. 1. Цель и задачи освоения дисциплины Цель освоения дисциплины Основная цель курса для студентов изучение общих закономерностей организации и тактики раскрытия преступлений, а также углубление знаний в области методики расследования отдельных видов преступлений и выработка умений применять полученные теоретические знания в практической деятельности.
5. Сформировать у студентов первоначальные навыки осуществления практических действий при расследовании преступлений. 6. Научить студентов качественно составлять организационно-распорядительные и процессуальные документы следователя, оформлять материалы уголовного дела и приложения к нему. 2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры Дисциплина входит в профессиональный цикл вариативную часть вариативную составляющую ООП магистратуры. Дисциплина адресована студентам первого года обучения Изучению дисциплины предшествуют: курс криминалистики, предусмотренный программой подготовки бакалавра или специалиста, История и современное развитие криминалистики в Российской Федерации, Система общей теории криминалистики и ее частных теорий. Для успешного освоения дисциплины должны быть сформированы общекультурные и профессиональные компетенции на продвинутом уровне. Успешное освоение дисциплины позволяет перейти к изучению дисциплин Экспертизы в правоохранительной деятельности, Теория оперативно-розыскной деятельности, Организационно-управленческая деятельность следователя, Психология деятельности выявления и раскрытия преступлений в цикле профессиональный, вариативная часть ООП. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): Осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1). Способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2). Способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3). Компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5). Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): Способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2). Готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3). Способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4). Способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5). Способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6). Способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9). Способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10). В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
основные закономерности организации и осуществления раскрытия, расследования и предотвращения преступлений, с целью применения в соответствии с требованиями закона научно обоснованных рекомендаций по наиболее эффективному выявлению и раскрытию отдельных видов преступлений; механизмы, принципы взаимодействия следователя и других субъектов расследования при выявлении и раскрытии отдельных видов преступлений, пути и направления развития криминалистической методики выявления и раскрытия отдельных видов преступлений.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
5. Содержание дисциплины 5.1. Темы лекций и их аннотации Тема 1. Теоретические основы организации управления деятельностью по выявлению и раскрытию преступлений как составной части криминалистической методики (2 часа) Понятие и предмет криминалистической методики, ее история. Место криминалистической методики в системе научного знания. Понятие системы управления. Элементы системы управления. Соотношение субъекта и объекта управления. Предпосылки включения организационно-управленческой составляющей в криминалистическую методику. Место и роль организации и управления в системе криминалистической методики. Функции управления: сбор и оценка информации, планирование, принятие решения, организация исполнения решения, руководство, координация, контроль за исполнением, учет. Закономерности взаимодействия преступной деятельности (ПД) с деятельностью по выявлению и раскрытию преступлений (ДВРП), место и роль организационно-управленческой составляющей в процессе такого взаимодействия. Понятие и структура частной криминалистической методики. Фазовый и элементный подход к конструированию частной криминалистической методики. Частные криминалистические методики расследования корыстных и корыстно-насильственных преступлений по линии уголовного розыска и корыстных преступлений по линии ОБЭП. Специфика организационно-управленческой деятельности в частных методиках раскрытия преступлений по этим направлениям. Понятие системы управления. Элементы системы управления. Соотношение субъекта и объекта управления. Понятие управленческого решения, его виды и формы. План работы как форма управленческого решения. Процессуальные и организационные решения, принимаемые начальником следственного подразделения. Организация исполнения принятых решений. Формы процессуального контроля за осуществлением предварительного следствия: проверка уголовных дел, дача по ним указаний, заслушивание следователей по отдельных вопросам. Формы и методы контроля за организацией деятельности следственных подразделений: проверка выполнения планов работ, специальные проверки, анализ информации, заслушивание следователей по вопросам организации их работы и повышению профессионального мастерства, отчеты руководителей следственных подразделений и следователей. Следователь как объект и субъект управления. Следственно-оперативные группы как субъекты деятельности по выявлению и раскрытию преступлений. Цель семинарского занятия состоит в том, чтобы активизировать самостоятельную работу студентов и побудить их к более глубокому осмыслению знаний по изучаемой теме. При планировании семинаров преподаватель обращает внимание студентов на ключевые вопросы по теме предстоящего занятия и указывает основную и дополнительную литературу, подлежащую изучению, которая перечислена в учебно-методическом комплексе для студентов. Во время семинара студенты детально обсуждают поставленные вопросы. При этом преподавателю следует поощрять творческие подходы к решению затрагиваемых по ходу занятия научно-прикладных проблем, оригинальные мысли студентов, нестандартные суждения. Такие семинары не только активизируют познавательную деятельность студентов, но и позволяют им приобрести умение самостоятельно добывать научные знания, развивают речь и творческое мышление. Наряду с этим большое значение имеет и проведение практических занятий, необходимых при изучении большинства тем по курсу криминалистики. Однако здесь преподавателю необходимо помнить о двух правилах: во-первых, нельзя переходить к решению практических задач, если студенты не усвоили теоретический материал, который им надо применить на практике; во-вторых, применение полученных знаний на практике вызывает у студентов некоторые затруднения, следовательно, преподавателю стоит обратить внимание на овладение способами выполнения практических заданий. Современные подходы к проведению семинарских и практических занятий требуют не только от студентов, но и от каждого преподавателя проявления нешаблонного мышления, умелого использования интерактивных методов обучения. Расширение практики проведения интерактивных занятий — одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения. При этом термин «интерактивное обучение» понимается по-разному. Поскольку сама идея подобного обучения возникла в середине 90-х годов прошлого столетия с появлением первого веб-броузера и началом развития сети Интернет, ряд специалистов трактует это понятие как обучение с использованием компьютерных сетей и ресурсов Интернета. Вполне допустимо и более широкое толкование, предполагающее способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Интерактивный метод (от англ. interakt — взаимодействовать, т.е. влиять друг на друга) предполагает «совместное обучение», т.е. процесс творческого сотрудничества, когда и студенты, и преподаватель являются субъектами обучения. При этом преподаватель выступает в роли более опытного организатора процесса обучения. Все участники образовательного процесса обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и собственное поведение. Все это способствует погружению студентов в реальную деловую атмосферу сотрудничества, оптимальную для выработки навыков и качеств, необходимых будущему юристу. Интерактивная подача материала предполагает вовлечение в работу всей аудитории. Среди наиболее распространенных и обычно рекомендуемых к применению при изучении курса криминалистики можно назвать нижеследующие методы: Задача преподавателя состоит в том, чтобы правильно поставить дискуссионный вопрос, выделить определенную проблему, привлечь студентов к работе и повысить интерес к обсуждаемой теме. Метод основывается на следующих правилах: формулировать вопросы надо четко и ясно; ставить следует не больше одной проблемы в одном вопросе; поиск должен закономерно вести к получению запланированных преподавателем выводов. Соблюдение последнего правила возможно только в том случае, если поиск решения проблемы (групповая дискуссия) полностью управляется педагогом. 2. «Займи позицию». Многие дискуссии оказываются безрезультатными по причине того, что участники не могут определить и конкретизировать свои позиции. Использование указанного метода помогает выявить имеющиеся мнения, увидеть сторонников и противников той или иной позиции, начать аргументированное обсуждение проблемы. Обсуждение начинается с постановки дискуссионного вопроса, вписывающегося в тему занятия. При изучении криминалистики, такими вопросами могут быть: «Вы “за” или “против” использования полиграфа при расследовании преступлений?», «Вы “за” или “против” использования в доказывании результатов экспертизы запаховых следов?» и т.п. Все участники, обдумав вопрос, должны принять решение и занять место в группе тех, кто его разделяет, по принципу «абсолютно — за», «категорически против», «скорее — за», «скорее — против», при этом целесообразно дать возможность указанным группам студентов занять разные места в аудитории. Определившись, участники дискуссии начинают обсуждение, уточняют свою позицию, приводят аргументы. Представители разных групп поочередно высказывают свои мнения, при этом любой участник может поменять свое местонахождение, если его убедили доводы противоположной стороны. 3. «Творческие (проблемные) задания». Проведение занятия при таком подходе требует от участников не простого воспроизводства информации, а творчества, т.к. задания, озвучиваемые преподавателем, должны содержать в себе элемент неизвестности, что, как правило, предполагает возможность сразу нескольких правильных ответов. По большому счету, проблемное задание является основой любой интерактивной методики. Вокруг него создается атмосфера деловой заинтересованности участников образовательного процесса. Такое задание, особенно если оно является практическим, моделирующим будущую профессиональную деятельность, придает дополнительный смысл всему процессу обучения, мотивируя студентов осваивать не только минимум знаний по дисциплине, но и расширять научный кругозор. При изучении криминалистики примером реализации творческого задания может служить ситуация обсуждения предложенной преподавателем фабулы дела (краткое описание отдельно взятой следственной ситуации). 4. «Мозговой штурм» предполагает вовлечение всех студентов в анализ того или иного вопроса. Преподаватель задает вопрос группе и предлагает студентам высказывать свои соображения. У этого метода свои правила использования. На первом этапе каждый может свободно высказать предположение; студенты высказываются по очереди, четко и кратко; любые предложения принимаются и одобряются; не следует критиковать и комментировать предложения. На втором этапе мозгового штурма происходит обсуждение, классификация, отбор перспективных предложений. При применении этого метода положительный результат дает деление группы студентов на «два лагеря»: первый позиционируется как генераторы идей (версий), второй — как аналитики. «Мозговой штурм» хорошо сочетается с другими интерактивными методами, как правило, предваряет их использование. 5. «Ролевая игра» — метод, хорошо известный преподавателям юридических вузов, использование которого предполагает моделирование группой лиц той или иной ситуации. Участники действуют в рамках выбранных ими (определенных преподавателем) ролей, руководствуясь внутренней логикой заданной ситуации (следуя изначально определенной фабуле), а также правилами «игры» (применительно к семинарам по криминалистике в качестве таковых, в первую очередь, выступают положения действующего процессуального законодательства). Проводить ролевые игры наиболее целесообразно при освоении студентами тактики производства отдельных следственных действий. Ролевая игра может успешно сочетаться с таким методом, как «работа в малых группах». 6. «Работа в малых группах» предоставляет всем участникам возможность действовать, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения. Начинать следует с малых групп из 2—3 участников, впоследствии расширяя их до 5—7 человек. 7. «Интерактивное выступление». Публичные выступления — неотъемлемая часть работы юриста. Традиционно выступление представляется как монолог оратора. Однако профессиональная задача юриста —не столько демонстрация ораторского искусства, сколько умение в итоге выступления за счет грамотной подачи материала добиться желаемого результата. В настоящее время в условиях действия принципа состязательности уголовного судопроизводства это весьма актуально. В целях выработки этого навыка следует регулярно предлагать студентам готовить небольшие, не слишком объемные доклады (10–15 минут) по теме занятия, после оглашения которых рекомендуется задействовать диалоговый режим: слушатели задают вопросы докладчику, который должен давать на них емкие содержательные ответы либо учиться корректировать свою позицию, если в докладе были допущены неточности или же ответить на вопрос докладчик затрудняется. Можно также провести небольшую иллюстрирующую текст ролевую игру, разделить презентацию доклада между двумя ораторами. Периодически сменяя друг друга, докладчики смогут потренироваться в умении поддерживать диалог, а слушатели будут с большим интересом воспринимать суть выступления. Хорошие результаты применение этого метода дает при использовании приема, предполагающего выступление студента в роли преподавателя, когда, предварительно подготовившись (задание может быть дано на предшествующем занятии), студент занимает место преподавателя и ведет какую-либо часть семинара (речь идет об обсуждении 1–2 вопросов по теме занятия). При всей значимости интерактивных методов обучения преподавателю не следует забывать и о традиционных формах подачи учебного материала. На практике хорошо зарекомендовали себя наглядные пособия по криминалистике. Но и при проведении семинарских занятий они играют немаловажную роль. Здесь действует принцип: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». В качестве наглядных пособий могут выступать видеопрезентации, видеофильмы, схемы и т.д. При использовании наглядных пособий преподавателю необходимо подготовиться к их комментированию, к ответам на вопросы об их происхождении, источниках информации, отраженной в пособии. Следует подумать о целесообразности использования наглядных пособий по каждой теме, возможной реакции студентов, чтобы они не чувствовали себя только зрителями и не увлеклись переписыванием текста с таблиц и схем. Раздел 1. Общие положения криминалистической методики и организация управления деятельностью по выявлению и раскрытию преступлений Тема 1. 1 Теоретические основы организации управления деятельностью по выявлению и раскрытию преступлений как составной части криминалистической методики
Методические рекомендации: При изучении данной темы необходимо учитывать, что общетеоретические положения криминалистической методики как раздела криминалистической науки достаточно тщательно разработаны учеными-криминалистами. Магистры должны знать как общую теорию криминалистической методики, так и понятие частной криминалистической методики, ее структуру. Кроме того, следует проследить развитие понятия криминалистической характеристики преступления и его связь с понятием криминалистической модели преступной деятельности. Магистры должны выявить закономерности взаимодействия преступной деятельности с деятельностью по выявлению и раскрытию преступлений. Тема 2. 1 Управление взаимодействием и его организация. Взаимодействие следователя, служб и подразделений правоохранительных органов при расследовании преступлений
Методические рекомендации: При изучении данной темы необходимо особое внимание уделить совершенствованию следственного аппарата правоохранительных органов. Следует проанализировать изменение действующего уголовно-процессуального законодательства, а именно изменение структуры следственного аппарата органов прокуратуры, а также перераспределение полномочий прокурора, начальника следственного подразделения и следователя. Следует обратить внимание на то, что следователь является как объектом, так и субъектом управления. Необходимо проанализировать управленческие полномочия следователя. В результате проведения занятий у магистра должна сложиться стройная система знаний об управленческой деятельности в следственных аппаратах и аппаратах дознания правоохранительных органов. Поскольку первоначальный этап расследования является наиболее насыщенным с точки зрения количества следственных действий и проводимых ОРМ, то на этом этапе активность взаимодействия следователя с иными участниками уголовного судопроизводства наиболее высокая, его управленческие полномочия реализуются наиболее полно. Основными задачами следователя на этом этапе являются фиксация всех обнаруженных доказательств, и задержание преступника по горячим следам. Литература
Тема 1. 3. Организация информационно-аналитической работы. Использование возможностей АИПС, криминалистических и иных учетов при расследовании преступлений.
5. Особенности анализа и выявления признаков совершения преступления одним лицом. следующая страница >> |
|