Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 02. 2 «Теоретическая фонетика» для специальности подготовки дипломированных специалистов - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины " программные средства гипермедиа "... 1 182.23kb.
Рабочая программа дисциплины " Параллельное программирование" 1 162.62kb.
Рабочая программа дисциплины человеко-машинное взаимодействие 1 167.21kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Этносоциология (код... 3 723.18kb.
Рабочая программа учебной дисциплины для подготовки сотрудников уис... 6 1068.19kb.
Рабочая программа по дисциплине «Экология» Направления: 654900 Химическая... 1 57.41kb.
Зудилин Александр Эдуардович, ст 1 77.44kb.
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 02 1 344.28kb.
Рабочая программа дисциплины Социология управления Направление подготовки... 1 140.1kb.
Рабочая программа дисциплины Информационные технологии в менеджменте... 4 531.87kb.
Рабочая программа дисциплины Организация коммерческой деятельности... 1 273.04kb.
Коррекция и развитие просодической стороны речи. Блок 1 139.08kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 02. 2 «Теоретическая фонетика» для специальности - страница №1/1



Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Южно-Уральский государственный университет»

Кафедра лингвистики и межкультурной коммуникации


СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

Завк.кафедрой ЛМК Декан факультета

________________ Т.Н.Хомутова ______________Т.Н.Хомутова

«____» __________ 2009г. «____»__________ 2009г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



дисциплины ОПД.Ф.02.2 «Теоретическая фонетика»

для специальности подготовки дипломированных специалистов

направления 031200 «Лингвистика и межкультурная коммуникация»,

специальности:

031201.65 «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»,

031202.65 «Перевод и переводоведение»

факультет: лингвистики

кафедра–разработчик: лингвистики и межкультурной коммуникации
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственном образовательным стандартом высшего профессионального образования и примерной программой дисциплины по направлению 031200 «Лингвистика и межкультурная коммуникация», спец.031201.65 «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», спец.031202.65 «Перевод и переводоведение», введенному в действие с 14.03.2000г.
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации «_____» ____________20 г., протокол №
Зав.кафедрой «Лингвистика и

межкультурная коммуникация» Хомутова Т.Н.


Ученый секретарь кафедры «Лингвистика и

межкультурная коммуникация» канд. филол. н., доц. Бабина О.И.


Разработчик программы доцент

кафедры «Лингвистика и

межкультурная коммуникация» Носкова О.В.


Челябинск 2009

Введение


Дисциплина «Теоретическая фонетика» входит в состав федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин в системе подготовки дипломированных специалистов по направлению 031200 «Лингвистика и межкультурная коммуникация»

В результате изучения дисциплины выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в п.1.3 государственного образовательного стандарта.

Выпускник:


  • обладает высоким уровнем развития теоретического мышления, способностью соотнести понятийный аппарат изученных дисциплин с реальными фактами и явлениями профессиональной деятельности, умением творчески использовать теоретические положения для решения практических профессиональных задач;

  • владеет системой представлений о связи языка, истории и культуры народа, о функционировании и месте культуры в обществе, национально-культурной специфике стран изучаемого языка и своей страны;

  • владеет системой представлений о языковой системе как целостном, исторически сложившемся функциональном образовании, социальной природе языка, роли языка в жизни общества;

  • практически владеет системой изучаемых иностранных языков и принципами ее функционирования применительно к различным сферам речевой коммуникации, понимает особенности межличностной и массовой коммуникации, речевого воздействия.

В соответствии с п.п. 4 ГОС в обязательный минимум содержания основной образовательной программы подготовки должны входить:

Теоретическая и прикладная, общая и частная фонетика.

Устная и письменная формы речи. Литературное произношение. Понятие орфоэпии. Региональная и социальная вариантология.

Фонетика и фонология изучаемого языка.

Фонетическая база изучаемого языка и ее компоненты: артикуляционная, перцептивная и интонационно-ритмическая.

Фонемный состав изучаемого языка. Принципы классификации фонем: вокализм, консонантизм. Система фонологических оппозиций. Позиционно-комбинаторные изменения фонем, аллофония.

Слог как фонолого-фонетическая единица. Функции слога в фонетической структуре слова, синтагмы и фразы.

Фонетическое слово, синтагма, фраза, фоноабзац, текст.

Виды ударения и их функция в структуре высказывания.

Интонация и просодия. Компоненты интонации и просодические характеристики речи. Функции интонации и просодики.

Просодия, просодика, просодемика.

Фоностилистика. Понятие типа произнесения и стиля произношения. Культура речи. Речевой этикет.


Фонетика текста и дискурса. Методы анализа звучащего текста


Согласно обязательному минимуму содержания дипломированный специалист должен в результате освоения дисциплины «Теоретическая фонетика»:

  • иметь представление о специфике устной и письменной речи и канонах произношения, понятии орфоэпической нормы языка, региональной и социальной вариативности произношения;

  • знать фонетическую базу изучаемого языка, артикуляционные и ритмические особенности языка;

  • знать фонологический строй изучаемого языка, принципы выделения и классификации гласных и согласных фонем, современные тенденции в динамике вокализма и консонантизма, слогообразование и слогоделение, функции слога в фонетической структуре слова и фразы, словесное ударение, виды словесного ударения, функцию ударения в структуре слова, понятие интонации и просодии, функции интонации;

  • иметь представление о задачах фоностилистики, понятии стиля произношения, стилистических вариантах произношения, культуре речи и речевом этикете.

Требования к уровню подготовки для освоения дисциплины.

«Теоретическая фонетика» обобщает и углубляет знания по фонетике, полученные студентами на занятиях по практическому курсу английского языка и практической фонетике. Дисциплина взаимосвязана с такими компонентами дисциплины «Практикум по культуре речевого общения (первый иностранный язык)», как «Варианты английского языка», «Британский вариант», «Американский вариант», дисциплиной «Австралийский вариант».



«Теоретическая фонетика», «Лексикология», «Теоретическая грамматика» и другие теоретические дисциплины, входя в цикл общепрофессиональных дисциплин, являются основой при подготовке специалистов в области лингвистики и межкультурной коммуникации.

Цели и задачи преподавания и изучения дисциплины


  • всестороннее описание фонетического строя современного английского языка как системы разноуровневых функциональных единиц, фонетической интерференции, характерных черт фонетической базы английского языка;

  • исследование речевой деятельности с позиции произносительной нормы и ее допустимых вариантов; выявление тенденции развития нормы;

  • совершенствование лингвистической компетенции студентов, в частности, их умения пользоваться понятийным и терминологическим аппаратом, анализировать языковые явления, применять полученные теоретические знания в практической и научной деятельности.



Самостоятельная работа студента


Таблица – Содержание и объем самостоятельной работы студентов

Номер раздела

Наименование и содержание разделов самостоятельной работы

Виды самостоятельной работы

Количество часов на одного студента

1.

Фонетика как наука. Место фонетики в общей системе языка, связь с другими лингвистическими науками. Теоретическая и прикладная, общая и частная фонетика. Фонетика и фонология изучаемого языка (английского). Аспекты звуков речи и разделы фонетики (артикуляционная, акустическая, перцептивная фонетика, фонология). Методы исследования звукового строя английского языка (экспериментально-акустический, семантический, дистрибутивный, трансформационный, компьютерно-статистический). Устная и письменная формы речи.

Изучение рекомендуемой литературы по теме; реферирование и конспектирование учебного материала; подготовка сообщений по вопросам семинара.

15

2.

Региональная и социальная вариантология. Национальный язык и его варианты. Региональные варианты английского языка. Диалектология. Социальная вариативность. Социолингвистика.

Изучение рекомендуемой литературы по теме; реферирование и конспектирование учебного материала; подготовка сообщений по вопросам семинара.

9




3.

Понятие орфоэпии. Литературное произношение. Вариативность нормы (интраидиолектические, интеридиолектические изменения). Сходство и различия между произносительной нормой в Великобритании и США

Изучение рекомендуемой литературы по теме; реферирование и конспектирование учебного материала; подготовка сообщений по вопросам семинара.

9

4.

Фонетическая база английского языка: артикуляционная, перцептивная интонационно–ритмическая. Фонологический строй английского языка (фонемы, структура слога, акцентная структура слова, интонация). Учение о фонеме. Основные направления в теории фонемы. Абстрактный, материальный и смыслоразличительный аспекты фонемы. Функции фонемы. Позиционно-комбинаторные изменения фонем, аллофония. Система фонологических оппозиций.

Изучение рекомендуемой литературы по теме; реферирование и конспектирование учебного материала; подготовка сообщений по вопросам семинара.

10




5.

Фонемный состав английского языка. Принципы классификации фонем: вокализм, консонантизм. Фонема стыка (пограничный сигнал). Фонологический статус английских дифтонгов и трифтонгов. Различные трактовки английских аффрикат. Понятия ассимиляции и адаптации.

Изучение рекомендуемой литературы по теме; реферирование и конспектирование учебного материала; подготовка сообщений по вопросам семинара.

18

6.

Слог как фонолого-фонетическая единица. Теории слогообразования. Структура слога и слогообразующие звуки английского языка. Типы слогов. Слогоделение. Функции слога в фонетической структуре слова, синтагмы и фразы. Фонетическое слово, синтагма, фраза, фоноабзац, текст.

Изучение рекомендуемой литературы по теме; реферирование и конспектирование учебного материала; подготовка сообщений по вопросам семинара.

9

7.

Виды ударения и их функция в структуре высказывания. Словесное ударение. Виды словесного ударения. Градация словесного ударения по силе. Место ударения. Основные тенденции, определяющие место и различную степень ударения в английских словах. Функции словесного ударения.

Изучение рекомендуемой литературы по теме; реферирование и конспектирование учебного материала; подготовка сообщений по вопросам семинара.

9




8.

Интонация и просодия. Просодия, просодика, просодемика. Компоненты интонации и просодические характеристики речи. Функции интонации и просодики. Фонетика текста и дискурса. Методы анализа звучащего текста.

Изучение рекомендуемой литературы по теме; реферирование и конспектирование учебного материала; подготовка сообщений по вопросам семинара.

10

9.

Фоностилистика. Предмет и задачи. Понятие типа и стиля произношения. Влияние экстралингвистических факторов на выбор фонетических средств речевого общения. Культура речи. Речевой этикет.

Изучение рекомендуемой литературы по теме; реферирование и конспектирование учебного материала; подготовка сообщений по вопросам семинара.

10







Итого:

99


Курсовая работа

В течение VII и VIII семестров студенты выполняют курсовую работу, которая, как правило, является частью итоговой квалификационной (дипломной) работы.

Объем курсовой работы должен быть не менее 30 страниц машинописного текста.

Курсовая работа должна представлять собой самостоятельное исследование студента по решению узкой задачи языковедческого характера.


Итоговая квалификационная (дипломная работа)

В течение IX и X семестров студенты выполняют дипломную работу, которая представляет собой законченное самостоятельное научное исследование одной из общих или частных проблем фонетики английского языка.

Объем дипломной работы должен быть не менее 60 страниц и не более 75 страниц машинописного текста.

Текущий и итоговый контроль


Текущий и промежуточный контроль осуществляется на семинарах в процессе обсуждения тем и вопросов, включенных в планы семинарских занятий, а также во время ответов на вопросы тестов множественного выбора.

Итоговый контроль проводится в форме экзамена в конце V семестра. В экзаменационный билет входят 2 вопроса, затрагивающие различные разделы теоретической фонетики.


Экзаменационные вопросы:

Theoretical Phonetics

Examination Questions

  1. Phonetics as a science.

  2. Articulatory aspects of speech sounds.

  3. Acoustic aspect of speech sounds.

  4. Functional aspect of speech sounds.

  5. Methods of phonological analysis.

  6. Orthography and its principles.

  7. National language, national variants, dialects.

  8. American English as a national variety of the English language.

  9. Variations of pronunciation within orthoepic norms.

  10. Received Pronunciation. Classifications of main types.

  11. Received Pronunciation. Changes of vowel and consonant quality.

  12. Main differences between southern and northern dialects of England.

  13. Aspects of the phoneme.

  14. Allophones.

  15. Main trends in phoneme theory.

  16. Assimilation.

  17. Accommodation, elision and insertion of consonants.

  18. The problem of affricates.

  19. Classification of English consonant phonemes according to the manner of articulation.

  20. Classification of English consonant phonemes according to the place of articulation and active organ of speech.

  21. Classification of English consonant phonemes according to the degree of noise, work of vocal cords, force of articulation and position of the soft palate.

  22. Classification of English vowel phonemes according to the position of the tongue.

  23. Classification of English vowel phonemes according to the stability of articulation.

  24. Classification of English vowel phonemes according to the lip position, length, tenseness and character of vowel end.

  25. The phonemic status of English diphthongs and triphthongs.

  26. The unstressed vocalism of the English language.

  27. Accommodation and reduction of English vowels.

  28. Classification of syllables.

  29. Theories of the syllable.

  30. Rules of syllable division.

  31. Functions of the syllable.

  32. Word stress and its classification.

  33. English word accentuation tendencies.

  34. Functions of word stress.

  35. Interrelation of word stress and sentence stress.

  36. Voice pitch as one of the components of intonation.

  37. Sentence stress.

  38. Temporal and tambral components of intonation.

  39. The communicative function of intonation.

  40. Extralinguistic situation and its components.

  41. Classification of phonetic styles on suprasegmental level.

  42. Classification of phonetic styles on segmental level. Stylistic modifications of sounds.

  43. Style-modifying factors.

  44. Cultural code and speech etiquette.


Учебно-методическое обеспечение дисциплины


Рекомендуемая литература:

а) основная литература

  1. Шевченко, Т.И. Теоретическая фонетика английского языка: Учеб. для вузов по специальностям направления «Лингвистика и межкульур. Коммуникация» / Т.И.Шевченко. – М.: Высшая школа, 2006. – 191с. (на английском языке).

  2. Теоретическая фонетика английского языка: Программа и планы семинарских занятий для студентов факультета лингвистики / Сост. О.В.Носкова. – Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 2003.– 17с.


б) дополнительная литература

  1. Носкова, О.В. Теоретическая фонетика английского языка: Контрольные задания для студентов факультета лингвистики/ О.В.Носкова. – Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 2005. – 37с.

  2. Бурая, Е.А. Фонетика современного английского языка. Теоретический курс: учеб. для вузов по специальностям направления «Лингвистика и межкультур. коммуникация» / Е.А.Бурая, И.Е.Галочкина, Т.И.Шевченко. – М.: Академия, 2006. – 271с.


Периодические издания

5. Вестник МГУ. Лингвистика и межкультурная коммуникация.

6. Вопросы языкознания.

7. Филологические науки.



8. English Language and Linguistics.

  1. English Teaching professional

  2. English today.

  3. Modern English Teacher