Рабочая программа дисциплины (модуля) История бухгалтерского учета Направление подготовки Экономика - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины (модуля) Введение в профессию экономиста... 1 153.37kb.
Рабочая программа дисциплины (модуля) «Институциональная экономика»... 1 140.1kb.
Рабочая программа дисциплины (модуля) История высшего образования... 1 174.44kb.
Рабочая программа учебной дисциплины история экономических учений... 1 301kb.
Рабочая программа дисциплины математика направление подготовки: 270800. 4 593.84kb.
Рабочая программа наименование дисциплины История зарубежной литературы... 2 458.14kb.
Рабочая программа дисциплины литература Японии Направление подготовки... 2 383.79kb.
Рабочая программа дисциплины (модуля) правохранительные органы направление... 11 1552.56kb.
Рабочая программа дисциплины Информационные технологии в менеджменте... 4 531.87kb.
Рабочая программа дисциплины Организация коммерческой деятельности... 1 273.04kb.
Рабочая программа дисциплины История социологии Направление подготовки... 1 228.14kb.
Гарри Гаррисон. Капитан Борк 1 165.64kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Рабочая программа дисциплины (модуля) История бухгалтерского учета Направление подготовки - страница №1/1



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования

Сыктывкарский государственный университет


Финансово-экономический факультет

УТВЕРЖДАЮ

____________________

«_____» _____________ 2011 г.

Рабочая программа дисциплины (модуля)

История бухгалтерского учета



Направление подготовки

Экономика


Квалификация (степень) выпускника



Бакалавр
Форма обучения

очная

Сыктывкар 2011

1. Цели освоения дисциплины

Целью изучения дисциплины «История бухгалтерского учета» является формирование у будущих специалистов знаний истории и закономерностей развития учета, стремления использовать исторический опыт для совершенствования современной теории и практики бухгалтерского учета, воспитание творческого восприятия бухгалтерского учета как постоянно развивающейся эволюционной системы. Изучив дисциплину, студент должен овладеть основными терминами, используемыми в бухгалтерском учете, знать историю их возникновения.

Изучение истории бухгалтерского учета имеет не только учебные перспективы, но и может служить основной для научно-исследовательской работы студентов, аспирантов и преподавателей.

Задачами изучения дисциплины является реализация требований, установленных в Государственном стандарте высшего профессионального образования к подготовке широко эрудированных специалистов, глубоко знающих свою профессию и историю и перспективы ее развития.

Образовательная задача дисциплины состоит в формировании теоретических знаний и практических навыков в области истории возникновения и развития учета, его основных элементов метода.

Изучение дисциплины направлено на решение следующих задач:



  • освоение студентами отечественной и зарубежной истории и закономерностей развития бухгалтерского учета;

  • воспитание интереса и любви к своей профессии, правильной оценки роли учета и информационного обеспечения управления в развитии экономики и цивилизации;

  • изучение международного и отечественного опыта профессиональной интеграции;

  • выявление методологических и организационных проблем, влияющих на восприятие бухгалтерского учета как постоянно развивающейся системы

  • формирование творческого восприятия специальности как постоянно развивающейся системы.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Связь с последующими дисциплинами

Дисциплина «История бухгалтерского учета» включена в учебный план специальности 06.05.00 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и является дополнительным общеобразовательным курсом по проблемным вопросам теории и практики бухгалтерского учета. Как важная составная часть профессиональной подготовки бухгалтеров, она продолжает блок учетно-аналитических дисциплин. Этот курс позволяет студентам глубже понять сущность бухгалтерского учета, эволюцию его методологии и основных бухгалтерских категорий, увидеть перспективы развития бухгалтерской мысли. Опыт и навыки, полученные на этом этапе обучения, далее будут использованы в курсах, посвященных отраслевым аспектам бухгалтерского учета, в курсах «МСФО» и «Аудит», а также при написании дипломной работы, в частности при описании историографии исследуемого вопроса.


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате

освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины «Бухгалтерское дело» выпускник должен обладать следующими компетенциями.

А. общекультурные компетенции (ОК):



  • умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5)

  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1)

  • способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

  • владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13)

Б. профессиональные компетенции (ПК):

расчетно-экономическая деятельность

  • способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2).

Освоение данных компетенций позволит студентам:



  • самостоятельно пользоваться литературой по истории бухгалтерского учета;

  • использовать исторический опыт развития бухгалтерского учета в научно-практической работе;

  • практически применять знания, полученные в ходе изучения дисциплины;

  • определять основные мысли, предложенных к рассмотрению материалов, обобщать полученную информацию

Студенты должны уметь:



  • самостоятельно пользоваться литературой по истории бухгалтерского учета;

  • использовать исторический опыт развития бухгалтерского учета в научно-практической работе;

  • практически применять знания, полученные в ходе изучения дисциплины;

  • определять основные мысли, предложенных к рассмотрению материалов, обобщать полученную информацию

4. Структура и содержание дисциплины



Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу 100 часов.




Раздел дисциплины (тема). Компетенция

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы

Формы контроля (текущий, промежуточный)

Лекц.

Пр /зан

Самост.

Контр

1

История бухгалтерского учета как объект изучения, периодизация развития бухгалтерского учета

II

1,2

1

-

5




Опрос

2

Зарождение хозяйственного учета и его развитие в странах Древнего мира

II

3, 4

1

-

5




Опрос

3

Состояние учета в эпоху Средневековья

II

5,6

1

1

10




Тест

4

Научное развитие учета в европейских странах в XVI-XIX веках

II

7,8

1

1

11




Опрос

5

Проблемы бухгалтерского учета в XX веке

II

9,10

2

1

14




Опрос

6

История развития форм счетоводства

II

11,12

1

1

15




Тест

7

Появление и развитие бухгалтерского учета в России, его современные формы

II

13,14

2

1

15




Опрос

8

Национальные школы бухгалтерского учета

II

15,16

1

1

15

1

Контрольная

Работа


Итого




1-16

10

6

90

1

Зачет

5. Образовательные технологии


В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных форм проведения занятий (разбор конкретных ситуаций, событий и процессов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся (подготовка докладов, сообщений, сбор материала для участия в дискуссиях).

В рамках курса предусмотрены встречи с экспертами и специалистами в области бухгалтерского учета.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
6.1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов осуществляется в следующих формах: подготовка сообщений и докладов к выступлению на семинаре; подготовка к коллоквиуму, опросу, контрольной работе и зачет.
6.2 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Изучение дисциплины предполагает проведение текущего и промежуточного контроля знаний студентов. Оценка знаний основана как на итоговой аттестации по семестрам и за год (зачет, экзамен), так и на регулярном контроле посещаемости аудиторных занятий, эффективности выполнения конкретных заданий на практических занятиях, результатах контрольных работ и отчетах о выполнении самостоятельных заданий.

Для комплексной оценки знаний рекомендуется применение балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов по 100 балльной шкале в соответствии с «Временным положением о балльно-рейтинговой системе оценки качества учебной работы студентов Сыктывкарского государственного университета».


Виды работ и баллы по Истории бухгалтерского учета



Виды работ

Балл

1.

Посещение лекций и семинарских занятий

18

2.

Работа на семинарских занятиях

18

3.

Выполнение домашних заданий

10

4.

Выполнение аудиторной контрольной работы

14

5.

Выполнение заданий для самостоятельной работы

4

6.

Ответы на вопросы на зачете

36




Итого

100

Шкала перевода баллов в оценку




Баллы

Балл по пятибалльной системе

1.

86-100 баллов

отлично

2.

71-85 баллов

хорошо

3.

55-70 баллов

удовлетворительно

4.

0-54 балла

неудовлетворительно


Тема 1. История бухгалтерского учета как объект изучения (1 час)

История бухгалтерского учета как наука о систематическом изложении значимых событий, оказавших влияние на становление и развитие учета. Эволюция бухгалтерской мысли. Методология бухгалтерского учета.

Основные этапы развития бухгалтерского учета. Факт хозяйственной жизни как центральное понятие бухгалтерского учета. Факты состояния, действия и события. Разделение патримонального учета на униграфический (простая запись) и диграфический (двойная запись). Развитие диграфического учета. Возникновение теории учета затрат и калькуляции себестоимости.

Динамическая и статическая трактовки баланса и попытки их синтеза. Бухгалтерский учет как наука. Структура современного бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет как часть информационной учетной системы общества.

Макроуровень и микроуровень бухгалтерского учета. Предмет и цель бухгалтерского учета.

Тема 2. Зарождение хозяйственного учета и его развитие в странах Древнего мира (1 час)

Сущность хозяйственного учета и его влияние на развитие цивилизации. Материальные носители учетных данных и техника учета. Приемы, используемые в учете Древнего мира. Хронологическая и систематическая записи.

Древнеегипетский учет. Появление и престиж учетной профессии. Государственная организация учета. Инвентарные и приходно-расходные счета. Первичный учет и отчетность.

Шумеро-вавилонская бухгалтерия. Инвентарные и приходно-расходные счета. Первичный учет и отчетность. Первые попытки юридического регулирования учета. Подготовка специалистов по учету.

Древнегреческая бухгалтерия. Зарождение экономической науки. Государственная регламентация управления и учета. Материальная ответственность. Развитие денежного обращения и появление банков. Оформление и учет банковских операций (наличных и безналичных расчетов). Хронологические учетные регистры. Эллинистическая отчетность.

Древнеримский учет. Юридическое регулирование учета. Классификация средств. Система учетных регистров. Латинская учетная терминология. Организация налогообложения в Древнем Риме.


Практические занятия (подготовка докладов, ответы на вопросы):

  1. Государственная организация древнеегипетского учета (появление учетной профессии, учет на инвентарных и приходно-расходных счетах, первичный учет и отчетность, натуралистическая концепция учета).

  2. «Карточная» система Вавилона (использование математических знаний в бухгалтерии, юридическое регулирование учета – законы Хаммураби, государственно-сельскохозяйственный учет).

  3. Храмовый учет в Иудее.

  4. Организация государственного учета в Персии.

  5. Индийский учет и его первичные документы.

  6. Государственный учет в Китае.

  7. Древнегреческий учет.

  8. Эллинистический учет.

Вопросы:

  1. Какие особенности можно выделить в учетных системах древних государств?

  2. Что из себя представляет первично-инвентаризационный учет?

  3. Особенности контроля в учете древних цивилизаций?


Тема 3. Состояние учета в период Средневековья (1 час)

Преемственность латинской системы учета в Западной Европе. Консерватизм в учете и деградация учетных знаний в раннем средневековье. Развитие предпринимательства в эпоху возрождения и потребность в учетной информации. Версии возникновения двойной записи. Печатные труды Луки Пачоли.

Состояние, приемы и техника учета в период средневековья в странах Западной Европы. Требования, предъявляемые к организации и качеству учета. Государственное регламентирование и достоверность ведения учета в средние века. Учет денежных средств. Коллация и контокоррент.

Староитальянская форма счетоводства. Модификации двойной бухгалтерии в Западной Европе. Появление европейских национальных учетных систем. Виды счетов и учетных регистров. Новоитальянская форма счетоводства.

Идеи ведущих представителей А. Ди Пиетро, Ф. Гаратти, Гельвиг, И. Готлиб, Ж. Савари, М. де ла Порт, Э. Дегранж, Э. Джонс.
Практические занятия (подготовка докладов, ответы на вопросы):


  1. Двойная бухгалтерия в Италии (староитальянская форма счетоводства, первые литературные труды по двойной бухгалтерии, классификация счетов, новоитальянская форма счетоводства).

  2. Двойная бухгалтерия во Франции (управленческий учет Ж.Савари, синтетический и аналитический учет, промышленный учет, учет в сельском хозяйстве).

  3. Формы счетоводства: французская – М. де ла Порт, американская – Э.Дегранж, бельгийская – М. Батаилль.

  4. Зарождение бухгалтерского учета в Нидерландах.

  5. Бухгалтерский учетв Ипсании.

  6. Двойная бухгалтерия в Англии.


Вопросы:

  1. Выделите черты сходства и различий в школах счетоводства европейских стран.


Тема 4. Научное развитие учета в европейских странах в XVI-XIX веках (1 час)

Юридическая теория бухгалтерского учета (итальянская школа). Идеи Ф. Вилла, Дж. Чербони и др. Экономическая теория бухгалтерского учета и ее представители - Ф. Беста, Ж.Г. Курсель-Сенель, Л. Сэй, Э. Леоте и А. Гильбо. Балансовая теория бухгалтерского учета, ее принципы. Представители немецкой школы - И. Ф. Шер, А. Кальмес, Герстнер, Г.Лейбниц, В.Швайкер.

Развитие форм счетоводства (французская, немецкая). Появление профессиональных организаций бухгалтеров и аудиторов.
Практические занятия (подготовка докладов, ответы на вопросы):


  1. Итальянские школы учета XIX в.

  2. Представители французской школы и их вклад в развитие науки.

  3. Германская национальная школа.

  4. Английский позитивизм в бухгалтерии.

  5. Развитие аудита в английской школе.

  6. Двойная бухгалтерия в Японии.

  7. Камеральная бухгалтерия и ее роль сегодня.


Вопросы:

  1. Охарактеризуйте логисмографию и статмографию как науки, выявите черты сходства и различия.

  2. Выделите черты сходства и различий в школах счетоводства европейских стран.


Тема 5. Проблемы бухгалтерского учета в ХХ в. (2 часа)


Содержание англо-американской учетной системы. Концепции финансового и управленческого учета. Методы учета затрат (стандарт кост, директ кост, по центрам ответственности). Идеи институалистов и персоналистов. Разработка постулатов, стандартов и норм бухгалтерского учета и аудита. Международный герб бухгалтеров. Международная стандартизация учета и аудита. Кодекс профессиональной этики.



Тема 6. История развития форм счетоводства (1 час)
Формы счетоводства. Венецианская форма Луки Пачоли. Новая итальянская форма счетоводства. Немецкая форма счетоводства. Французская форма счетоводства. Американская форма счетоводства. Русская "тройная" форма счетоводства. Логисмография. Интегральная форма счетоводства. Шахматная (матричная) форма счетоводства. Мемориально-ордерная форма счетоводства. Журнально-ордерная форма счетоводства. Таблично-перфокарточная форма счетоводства. Тенденции развития форм счетоводства.
Тема 7. Развитие учета в России и его современные проблемы (2 часа)
Формирование принципов и практика учета в допетровской России. Реформы Петра 1, их влияние на систему бухгалтерского учета. Первые государственные акты по организации учета, их содержание.

Развитие русской учетной мысли в первой половине XIX века (труды К. Арнольда, И. Ахматова, Э. Мудрова).

Петербургская и московская научные школы. Выдающиеся представители русской школы бухгалтерского учета (Ф. В. Езерский, Е.Е.Сиверс, Н.С.Лунский, и др.). Роль журнала «Счетоводство» в развитии русской счетной мысли и практическом применении учета.

Разрушение системы учета в начале ХХ в. Принципы социалистического учета. Государственная регламентация и идеологизация учета. Развитие практики учета в послевоенное время и эпоху застоя.

Проблемы бухгалтерского учета в условиях становления рыночной экономики. Реформирование учета в соответствии с МСФО. Разработка национальных стандартов учета, аудита и основ профессиональной этики.
Практические занятия (подготовка докладов, ответы на вопросы):


  1. Учет в средневековой России.

  2. Учет при Петре I.

  3. Взгляды традиционалистов и новаторов.

  4. Учет в сельском хозяйстве.

  5. Бухгалтерский учет в Советской России.

  6. Развитие учета в 1929-1953 гг.

  7. Советский учет в 1953-1984 гг.

  8. Российский учет в конце XXв. и начале XXIв.



Тема 8. Национальные школы бухгалтерского учета (1 час)

Итальянская школа: юридический аспект. Французская школа: экономический аспект. Немецкая школа: процедурный аспект. Англо-американская школа: психологический аспект. Возможность четырех школ. Русская школа: стремление к синтезу.


Практические занятия (подготовка докладов, ответы на вопросы):

  1. Оцените вклад в развитии бухгалтерского учета итальянской, французской, немецкой, англо-американской и русской школ.

  2. Проведите сравнительный анализ существующих систем бухгалтерского учета.(Америка, Европа, Россия, страны Азии).

Предпосылкой эффективности практических занятий является знание студентами лекционного материала, изучение рекомендуемых учебных пособий и нормативных документов, своевременная и качественная подготовка рефератов для заслушивания и обсуждения их на семинарских занятиях.


В соответствии с учебным планом количество занятий по изучаемой дисциплине на дневном отделении - 18 часов. Предложенные планы семинарских и практических занятий составлены для полной программы обучения. Они могут быть скорректированы по усмотрению преподавателя, исходя из контингента студентов и их потребностей. Цель занятий - усвоить теоретический материал и приобрести навыки его использования при решении практических задач.


Семинар 1. Зарождение и развитие учета в Древнем мире

Вопросы для обсуждения:

1. Что предопределило возникновение потребности в учетной информации?

2. Характеристика предметно-знаковой учетной регистрации в эпоху палеолита и ее локально-этнические варианты.

3. Учет как часть государственного устройства Древнего Египта.

4. Инвентарная бухгалтерия и приходо-расходный учет в древнем мире.

5. Шумеро-вавилонский учет.

6. Статус учетного работников в странах Древнего Востока.
Семинар 2. Зарождение и развитие учета в Древнем мире (продолжение)

Вопросы для обсуждения:

1. Древнегреческая и эллинистическая бухгалтерия.

2. Развитие денежного обращения и банковской бухгалтерии античности.

3. Учет в Древнем Риме.

4. Влияние римского права на развитие учета и бухгалтерской терминологии.

5. Сравнительный анализ учетных систем древности.

Задание: выделите основные признаки простой (униграфической) бухгалтерии (цель учета, измерители, способы регистрации, виды счетов).

Семинар 3. Учет в эпоху средневековья

Вопросы для обсуждения:

1. Организация учета в хозяйствах средневековой Европы.

2. Эпоха географических открытий, ее влияние на хозяйственную деятельность и повышение требований к учетной информации.

3. Версии возникновения двойной записи.

4. Анализ труда Л. Пачоли «Трактат о счетах и записях».


Задание: выделите факторы, повлиявшие на качественное изменение методологии бухгалтерского учета (появление диграфической или двойной бухгалтерии) и обоснуйте свой выбор.


Семинар 4. Распространение двойной бухгалтерии в Западной Европе в XVI–XIX вв.


Вопросы для обсуждения:

1. Влияние «Трактата о счетах и записях» Л. Пачоли на эволюцию учета в Западной Европе.
2. Эволюция форм бухгалтерского учета.

3. Изменение взглядов на баланс.

4. Классификация счетов бухгалтерского учета: взгляды на проблему.

Задание: докажите с помощью исторических примеров, что бухгалтерский учет формируется под воздействием социальных факторов и сам является формирующим общество фактором.


Семинар 5. Научное развитие бухгалтерского учета в XIХ - ХХ вв.

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность юридической и экономической теории бухгалтерского учета.

2. Балансовая теория бухгалтерского учета.

3. Развитие форм бухгалтерского учета, баланса, классификации счетов в свете различных теорий.

4. Сравнительный анализ юридической, экономической и балансовой теорий бухгалтерского учета.

5. Деятельность профессиональных бухгалтерских организаций в XIX вв.


Семинар 6. Основные идеи бухгалтерского учета в ХХ-XXI вв.

Вопросы для обсуждения:

1. Влияние американской школы на развитие бухгалтерского учета в ХХ в.


2. Влияние европейских учетных систем на появление международных стандартов бухгалтерского учета и аудита.

3. Содержание концепций финансового и управленческого учета.

4. Профессиональная этика бухгалтера.

5. Назовите подходы к стандартизации бухгалтерского учета, определите их достоинства и недостатки.


Задание: приведите аргументы за и против обеспечения бухгалтерских стандартов поддержкой законодательства.


Семинар 7. Развитие учета в России

Вопросы для обсуждения:

1. Каким образом национальные традиции и менталитет влияют на принципиальные основы системы учета в России?

2. Объясните влияние реформ Петра I на развитие учета в России.

3. Дайте характеристику особенностям учета в домашних хозяйствах дореволюционной России.

4. Какое влияние оказала европейская учетная мысль на формирование русской бухгалтерии?
5. Каким образом регламентировался бухгалтерский учет в XIX веке?

Задание: определите, каким образом законодательство о компаниях, введенное в ХIХ веке, повлияло на развитие бухгалтерского учета (Банкротский Устав (1800г.), Закон о порядке ведения купцами торговых книг (1834 г.) и др.).


Семинар 8. Развитие учета в России (продолжение)

Вопросы для обсуждения:

1. Этапы формирования русской школы бухгалтерского учета.

2. Основные идеи традиционалистов и новаторов.

3. Сравните петербургское и московское направление русской школы бухгалтерского учета. Какая точка зрения вам ближе и почему?

4. Каковы отличия капиталистического и социалистического учета? Объясните причины.
5. Почему, по мнению многих авторов, бухгалтерский учет в советское время деградировал, несмотря на все достижения?

Задание: приведите аргументы за и против унифицикации системы бухгалтерского учета (единый план счетов, единые формы документов и др.). Увяжите данную проблему с профессиональной независимостью и профессиональной ответственностью.

Семинар 8. Развитие учета в России (продолжение)

Вопросы для обсуждения:

1. Объясните причины реформирования бухгалтерского учета в конце ХХ века.
2. Каковы направления реформы бухгалтерского учета?

3. В чем причины невыполнения программы реформирования бухгалтерского учета?


4. Роль института профессиональных бухгалтеров в реформировании бухгалтерского учета в России.

Задание: выделите характеристики бухгалтерской профессии. Обоснуйте положение о том, что профессиональная этика играет роль защитника социально-экономического положения профессии.


Вопросы к зачету по дисциплине «История бухгалтерского учета»


  1. Методология бухгалтерского учета. Основные этапы развития бухгалтерского учета.

  2. Центральное понятие бухгалтерского учета (факты хозяйственной жизни). Факты состояния, действия и события. Разделение патримонального учета на униграфический (простая запись) и диграфический (двойная запись). Возникновение теории учета затрат и калькуляции себестоимости.

  3. Динамическая и статистическая трактовки баланса. Бухгалтерский учет как наука.

  4. Бухгалтерский учет как часть информационной системы общества. Макроуровень и микроуровень бухгалтерского учета. Предмет и цель бухгалтерского учета.

  5. Развитие учета в странах Древнего Востока (Древнем Египте). Поступательность развития отдельных приемов учета, техника его ведения, особенности функционирования учета.

  6. Развитие учета в античном мире (Древней Греции и Древнем Риме). Поступательность развития отдельных приемов учета, техника его ведения, особенности функционирования учета.

  7. Регламент и достоверность учета в средние века. Учет денежных средств. Коллация и контокоррент. Формирование двух основных парадигм учета: камеральная и простая бухгалтерия.

  8. Состояние, приемы и техника учета в период средневековья. Требования, предъявляемые к организации и качеству учета. Государственное регламентирование учета. Коллация и контокоррент.

  9. Сущность и роль двойной записи. Работа Луки Пачоли и ее роль в распространении и развитии двойной бухгалтерии.

  10. Принципы, выдвинутые Л. Пачоли.

  11. Распространение двойной бухгалтерии в Европе (XV в. – первая половина XIX в.). Объективные условия и предпосылки развития форм счетоводства как фактора совершенствования и повышения роли бухгалтерского учета в жизни общества.

  12. Новая итальянская форма счетоводства, авторы, сущность и диалектика изменения под влиянием фактов хозяйственной жизни. Предмет и цели учета, оценка средств.

  13. Немецкая форма счетоводства, авторы, сущность и диалектика изменения под влиянием фактов хозяйственной жизни. Предмет и цели учета, оценка средств.

  14. Французская форма счетоводства, авторы, сущность и диалектика изменения под влиянием фактов хозяйственной жизни. Предмет и цели учета, оценка средств.

  15. Объективные предпосылки становления бухгалтерского учета как самостоятельной отрасли экономических знаний. Роль в этом развитии ведущих итальянских учетных школ и их представителей Н. д”Анастасио, Д.Л. Криппы, Фр. Виллы, Д. Чербони, Ф. Бесты.

  16. Вклад в развитие учета швейцарского ученого И. Шера. Балансовая теория И. Шера и ее роль в организации и преподавании бухгалтерского учета.

  17. Три функции бухгалтерского учета Э.П. Леоте, А. Гильбо. Экономическое направление в учете, определившее его научную основу.

  18. Организация и основные приемы ведения учета в различных хозяйствах и отраслях производства в дореформенной России: монастырях, поместьях, торговле, строительстве, промышленности. Источники информации об учете.

  19. Первые государственные акты по организации учета, их содержание и роль в становлении учета в России.

  20. Появление и распространение двойной записи в России. Развитие русской учетной мысли в первой половине XIX века. Учетные концепции К.И. Арнольда, И. Ахматова, Э. А. Мудрова.

  21. Основные идеи развития учета во второй половине XIX века. Работы и идеи П.И. Рейнбота, А.В. Прокофьева, Ф.В. Езерского, Е.Е. Сиверса, А.М. Вольфа, Л.И. Гомберга, Н.С. Лунского, А.М. Галагана, А.П. Рудановского, В.Я. Вейцмана.

  22. Учет в централизованно планируемом хозяйстве как важная составная часть управления. Становление и развитие социалистического учета, принципы его организации.

  23. Развитие отдельных идей и элементов учета: двойной записи, баланса, счетов, форм учета, регистров, калькулирования, предмета, практики организации и др. Изменение форм и методов учета под влиянием внедрения средств вычислительной техники.

  24. Организация учета в странах Восточной Европы. Основные направления развития учета в Германии, Франции, Англии, США.

  25. Современные теории бухгалтерского учета. Изменения, происходящие в структуре бухгалтерского учета в последней трети 20 века.

  26. Профессиональное суждение как средство регулирования бухгалтерского учета. Формирование новой профессии бухгалтера.

Примерный перечень тестовых заданий


1. Родина счетоводства на карточках:

А) Древняя Греция Б) Древний Египет В) Вавилон

2. Задачей бухгалтеров Древнего Египта было:

А) ведение записей прихода и расхода Б) учет рабочей силы В) сохранение спокойствия в доме хозяина (фараона)

3. Основные достижения греческой бухгалтерии были в области:

А) банковского учета Б) отраслевого учета В) бухгалтерского учета

4. Правовое регулирование учетных записей впервые осуществили:

А) в Древней Греции Б) в Вавилоне В) в Древнем Риме

5. Книжная форма бухгалтерского учета зародилась в:

А) Древней Греции Б) Древнем Египте В) Древнем Риме

6. Какая концепция бухгалтерского учета преобладала в Древнем мире:


А) Философская Б) документальная В) натуралистическая

7. Самые древние документы, демонстрирующие упорядоченное чередование линий, комбинации однотипных знаков (точки, дуги, прямые и волнистые линии), называют:


а) счетными бирками Б) счетами В) эфемеридой

8. Первой формой бухгалтерского учета, возникшей в Египте, была:


А) приходно-расходная Б) инвентарная В) мемориальная

9. Исследователь методологии древнего учета:

А) Малькова Т.М. Б) Соколов Я.В. В) Ковалев В.В.

10. Бухгалтерская профессия не была престижным занятием в:

А) Египте Б) Греции В) Вавилоне Г) Риме

11. Кто предложил использовать арабские цифры (в том числе и для учета хозяйственных операций):


А) Л. Пачоли Б) Л. Флори В) Фибоначчи

12. Впервые двойная запись была описана:

А) Л. Пачоли Б) Б. Котрульи В) Л. Флори

13. В Средние века в Европе господствовала:

А) униграфическая бухгалтерия Б) диграфическая бухгалтерия В) камеральная бухгалтерия
14. Институт контролеров (аудиторов) появился в 1299г. в:

А) Италии Б) Франции В) Англии

15. Сколько этапов в развитии двойной записи выделяет Я.В. Соколов:
А) 3 Б) 5 В) 2

16. Какую цель не ставил перед учетом Л. Пачоли:

А) получение информации о состоянии дел Б) исчисление финансового результата В) контроль за деятельностью лиц

17. Какой из постулатов не принадлежит Л. Пачоли:

А) сумма остатков аналитических счетов всегда тождественна остатку синтетического счета, к которому они открыты Б) сумма дебетовых и кредитовых оборотов всегда тождественна в одной и той же системе счетов В) сумма дебетовых сальдо (остатков по счетам) всегда тождественна сумме кредитовых сальдо в одной и той же системе счетов
18. Лука Пачоли трактовал баланс:

А) как бухгалтерское равновесие, необходимое для контроля за правильностью разноски по счетам Б) как отчетный документ В) как метод бухгалтерского учета


19. В староитальянской форме бухгалтерского учета факты хозяйственной жизни фиксировались в:

А) журнале Б) мемориале В) главной книге

20. Л. Пачоли отстаивал оценку имущества:

А) рыночную Б) фактическую (по себестоиомсти) В) плановую

21. Двойная запись появилась:

А) между 1250-1350 гг. Б) между 1350-1450 гг. В) между 1450-1550 гг.


22. Кто сформулировал правило: «Ни одного хозяйственного субъекта нельзя сделать должником без его согласия»:

А) В. Джитти Б) Ф. Гаратти В) Л. Пачоли

23. Разделение учета на синтетический и аналитический было предложено:
А) Ж. Савари Б) Л. Пачоли В) М. де ла Портом

24. В основе камеральной бухгалтерии лежит учет:

А) доходов и расходов Б) имущества В) денежных средств

25. Классификация счетов на живые и мертвые была предложена:

А) Д. Манчини Б) Л. Пачоли В) А. ди Пиетро

26. Создателем английской формы счетоводства считают:

А) Э. Джонса Б) Дж. Меллиса В) Д. Дефо

27. В Германии считали правильной оценку:

А) рыночную Б) фактическую (по себестоимости) В) плановую

28. Впервые систематизацию счетов и типовых их корреспонденций прооизвел:

А) Гельвиг Б) И. Швайкера В) И. Готлиба

29. Постулат «сальдо счетов собственника и имущества всегда равно сальдо счетов корреспондентов (расчетов)» носит имя:

А) М. де ла Порта Б) Ж. Савари В) Л. Пачоли

30. Основы бухгалтерской этики были заложены:

А) Л. Пачоли Б) А. ди Пиетро В) Б. Вентури

31. М. де ла Порт сформулировал постулат:

а) сальдо счетов собственника и имущества всегда равно сальдо счетов корреспондентов (расчетов) б) сумма сальдо аналитических счетов должна быть равна сальдо того синтетического счета, к которому они открыты в) сумма дебетовых и кредитовых оборотов всегда тождественна в одной системе счетов г) сальдо счетов собственника всегда равно сумме счетов имущества и обязательств

32. Целью какой теории двойной записи было выявление эффективности хозяйственных процессов:


А) балансовой Б) юридической В) экономической

33. Что было предметом изучения юридической теории двойной записи:

А) документы Б) ценности В) ресурсы предприятия

33. Базовой наукой балансовой теории двойной записи является:

А) право Б) политэкономия В) математика

34. Автором логисмографии – нового учения о бухгалтерском учете итальянской школы - является:


А) Дж. Чербони Б) Ф. Вилла В) Ф. Беста

35. Представители какой школы вывели бухгалтерский учет на макроуровень:

А) юридической Б) экономической В) балансовой

36. Счетоводную, экономическую и классовую функцию бухгалтерского учета называли:


А) Леоте и Гильбо Б) Ф. Беста В) Л. Сей

37. Представители экономической теории считали целесообразным признавать доходы:


А) по методу начисления (отгрузки) Б) по мере оплаты счетов покупателями В) не имело принципиального значения

38. Основателем балансоведения считают:

А) Л. Пачоли Б) Э. Мудрова В) И. Шера

39. Философская теория бухгалтерского учета, объяснявшая двойную запись с помощью причинно-следственных связей, была предложена:

А) Ф. Гюгли Б) Л. Гомбергом В) М. Берлинером

40. Теория Е. Е. Сиверса получила название:

А) меновой Б) философской В) математической
41. Автором, который сформулировал принципы системы стандартных издержек, был:
А) Чартер Гаррисон Б) Джон Хиггинс В) Лоуренс Дикси

42. Джон Хиггинс является автором:

А) теории стандартных издержек Б) теории прямых издержек В) теории учета затрат по центрам ответственности

43. В 1933 г. Чарльз Кларк создал метод учета затрат на производство, сущность которого заключается в разделении издержек на постоянные и переменные. Он получил название:


А) директ-кост Б) стандарт-кост В) ресибл-центр

44. Персоналисты представляли балансовое уравнение с помощью формулы:


А) К=А+П Б) К=А-П В) А=П+К

45. Создателем международного герба бухгалтеров является:

А) Ф. Гарнье Б) Ж.Б. Дюмарше В) Л. Баттардон

46. Институалисты рассматривали капитал как:

А) собственность предприятия Б) кредиторскую задолженность предприятия собственнику В) учетную категорию

47. Персоналисты рассматривали счет прибылей и убытков как:

А) финансово-результативный Б) собирательно- распределительный В) операционный

48. Различия между финансовым и управленческим учетом были сформулированы Ч. Хорнгреном в:

А) в начале ХХ в. Б) в середине ХХ в. В) в конце ХХ в.

49. Д.Л.Кэрри разработал основы Кодекса профессиональной этики, который был принят в:


А) 1970 г. Б) 1987 г. В) 1998 г.

50. Не является подходом к решению проблемы унификации бухгалтерского учета:

А) стандартизация Б) гармонизация В) универсализация

51. Первый нормативный документ по бухгалтерскому учету в России после Октябрьской революции разработал:

А) А.М. Галаган Б) Л.Пачоли В) И. Ахматов

52. Первая реформа бухгалтерского учета была проведена:

А) Петром 1 Б) В.И. Лениным В) М.С. Горбачевым

53. В каком году в Росси созданы первые коммерческие школы:

А)1721 Б) 1861 В) 1924

54. На формирование русской школы бухгалтерского учета большее влияние оказала:


А) итальянская школа Б) французская школа В) немецкая школа

55. Первый закон о бухгалтерском учете в России принят в:

А) 1725 г. Б) 1834 г. В) 1996 г.

56. Основной причиной отличий капиталистического учета от социалистического является:


А) форма собственности Б) разные задачи учета В) использование разных документов
57. Идеи Ф.В. Езерского относились к:

А) традиционным Б) новаторским В) революционным

58. Первый журнал по бухгалтерскому учету в России назывался:

А) Мир бухгалтерии Б) Счетоведение В) Счетоводство

59. Петербургскую и московскую школу разделяло:

А) учение о счетах и балансе Б) учение об учете затрат и калькулировании себестоимости


В) учение о формирования финансового результата

60. в период НЭПа бухгалтерию рассматривали только как материальный (натуральный) учет:


А) романтики Б) реалисты В) натуралисты

61. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике была разработана для того, чтобы:


А) бухгалтерский учет стал элементом рыночной инфраструктуры, обеспечивающей благоприятный климат для частного инвестирования, в том числе иностранных инвестиций Б) перейти на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности
В) трансформировать бухгалтерский учет в соответствии с потребностями хозяйствующих субъектов
62. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике:

А) является нормативным документом Б) показывает направления формирования законодательной базы В) является методическими рекомендациями по ведению бухгалтерского учета в условиях рынка

63.Цель реформирования системы бухгалтерского учета в России:

А) переход на МСФО Б) адаптация к рыночным условиям В) приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и МСФО


64.План мероприятий по реализации реформ бухгалтерского учета:

А) был выполнен полностью и в срок Б) не выполнен в связи с объективными причинами


В) выполнен, но с опозданием

65.Институт профессиональных бухгалтеров России был создан в:

А) 1993 г. Б) 1997 г. В) 2000 г.

66.Разработка Программы реформирования бухгалтерского учета и контроль за ее выполнением ведутся:

А) Межведомственной комиссией при Правительстве РФ Б) Институтом рофессиональных бухгалтеров РФ В) Министерством Финансов РФ

67. Регулированием системы бухгалтерского учета в настоящее время занимает:

А) Правительство РФ и Институт профессиональных бухгалтеров Б) Институт профессиональных бухгалтеров В) Правительство РФ

68.Деятельность ИПБ в области образования в настоящее время охватывает:

А) среднее и высшее образование Б) высшее и послевузовское образование В) только послевузовское повышение квалификации

69.Член ИПБ сообщать соответствующим органам о грубых нарушениях (преступлениях), выявленных им при выполнении своих профессиональных обязанностей:

А) обязан Б) не обязан В) обязан, в случаях, предусмотренных законодательством РФ
70.Кодекс профессиональной этики является:

А) нормативным документом Б) инструментом общественного регулирования В) законодательным актом

71. Научное обоснование закономерностей развития бухгалтерского учета принадлежит:
А) Соколову Я.В. Б) Мальковой Т.Н. В) Ковалеву В.В.

72. Единство экономической и контрольной функции бухгалтерского учета обеспечивается:


А) функциональностью Б) формализованностью В) суверенитетом

73. Парадигма формализованности проявляется:

А) во взаимосвязи контрольной и экономической функции бухгалтерского учета
Б) в стереотипах учетных документов и стереотипах методологии бухгалтерского учета
В) регулирует соотношение профессиональной ответственности и профессиональной независимости учетного сообщества в сфере методологии бухгалтерского учета
74. Механизм действия методологии бухгалтерского учета, который содержит эффект неопределенности, раскрывает парадигма:

А) функциональности Б) суверенитета В) организации учета

75. Приоритетной функцией бухгалтерского учета является:

А) экономическая Б) контрольная В) аналитическая

76. Приоритет профессиональной ответственности над профессиональной независимостью является традицией:

А) стран Востока Б) европейских стран В) США

77. Современная методология основана на модели бухгалтерского учета:

А) древневосточной Б) итальянской В) англо-саксонской

78. Методология международных стандартов бухгалтерского учета имеет в основе модель:
А) англосаксонскую Б) итальянскую В) интернациональную

79. Введение новых объектов в систему учета и разработка методов их учета объясняется:


А) исторической преемственностью Б) интровертивным принципом В) экстравертивным принципом
80. Подход к изучению истории бухгалтерского учета, начиная с древнейших времен, с использованием современного понятийного аппарата, называется:

А) синтетическим Б) эволюционным В) философским


Ключи к тестам для самоконтроля:

1в, 2в, 3а, 4б, 5а, 6в, 7а, 8б, 9а, 10б.

11в, 12б, 13а, 14в, 15б, 16а, 17а, 18а, 19б, 20б.

21а, 22в, 23а, 24а, 25а, 26а, 27а, 28б, 29б, 30а,

31а, 32в, 33а, 34в, 35а, 36б, 37а, 38а, 39в, 40б,

41а, 42а, 43в, 44а, 45в, 46б, 47а, 48б, 49б, 50б,

51в,. 52а, 53а, 54а, 55в, 56в, 57а, 58б, 59в, 60а,

61в., 62а, 63б, 64в, 65б, 66б, 66б, 68а, 69в, 70в,

71б. 72б, 73а, 74б, 75в, 76а, 77а, 78б, 79а, 89в, 81б.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
Рекомендуемая литература:
основная:


  1. Соколов Я.В., Соколов В.Я. История бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2006.

  2. Цыганков К.Ю. Очерки теории и истории бухгалтерского учета. – М.: Магистр, 2007

  3. Лупикова Е.В. История бухгалтерского учета: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2006.



Дополнительная:



  1. Бауэр. О. О.. Мемуары к истории бухгалтерии и памятники священной старины. – М.,1911

  2. Лука Пачоли. Трактат о счетах и записях. – М.: Финансы и статистика, 2002.

  3. Гофман Г.А., Капелюш С.М. Очерки развития форм бухгалтерского учета. – М.:Финансы, 1966.

  4. Маздоров В.А. История развития бухгалтерского учета в СССР.– М: Финансы и статистика, 1972.

  5. Малькова Т.Н. Древняя бухгалтерия: какой она была? – М: Финансы и статистика, 1995.

  6. Помазков Н.С. Счетные теории. – Л.: Экономическое образование, 1929 .

  7. Рувер Р. Как возникла двойная бухгалтерия: пер. с англ. А.Ф.Мухина. – М.:Госфиниздат, 1958.

  8. Кожинов В.Я. Основы бухгалтерского учета. - Система ГАРАНТ, 2003 г.

  9. Цыганков К.Ю. Долитературный период развития бухгалтерского учета // Бухгалтерский учет. 2001. N 18

  10. Соколов Я.В. Бухгалтерский учет: от истоков до наших дней. – М: Аудит, ЮНИТИ, 1996.

  11. Соколов Я.В. История развития бухгалтерского учета. – М: Финансы и статистика,1985.

  12. Соколов Я.В. Очерки по истории бухгалтерского учета. – М: Финансы и статистика, 1991

  13. Соколов Я.В.,. Бычкова С.М "Ключ коммерции" - первая книга по двойной бухгалтерии в России // Бухгалтерский учет. 2001. N 17.

  14. Соколов Я.В., Соколова Н. Настоящий английский бухгалтер // Бухгалтерский учет. 2004. N 6.

  15. В. Громская. Родина бухучета // Расчет. 2004. N 5.

  16. Булгакова С. В., Сапожникова Н.Г. Теория бухгалтерского учета. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2002.

  17. Медведев М.Ю. Кто есть Кто в российской бухгалтерии. – М., 2005.

  18. Палий В.Ф. Актуальные вопросы теории бухгалтерского учета // Бухгалтерский учет. 2005. № 3.

  19. Палий В.Ф. О предмете бухгалтерского учета // Бухгалтерский учет. 2006. № 5.

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)


Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) «Бакалавр») и профилю подготовки «Бухгалтерское дело».


Автор (ы) ____________________________

Рецензент (ы) _________________________


Программа одобрена на заседании ____________________________________________

(Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Ученый совет)

от ___________ года, протокол № ________.