Рабочая программа дисциплины (модуля) Актуальные проблемы военной истории досоветской - страница №1/1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКО ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
Исторический факультет
УТВЕРЖДАЮ
Декан___________________факультета
«____»______________________20____г.
Рабочая программа дисциплины (модуля)
Актуальные проблемы военной истории досоветской России
Направление подготовки (специальность)
___________030600_«История»______________
Профиль подготовки (специализация)
______________общий_____________
Квалификация (степень) выпускника
___________магистр_____________
(магистр, специалист, бакалавр)
Форма обучения
____________очная_______________
(очная, очно-заочная, заочная)
Нижний Новгород
2011
1. Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Актуальные проблемы военной истории досоветской России» является формирование у студентов целостного представления о наиболее неоднозначных моментах развития русской армии в период с XVII в. по 1917 г. Предлагаемый курс является проблемными. Его составной частью является рассмотрение основных дискуссионных вопросов, существующих в современной историографии по изучаемому курсу. Анализируются точки зрения разных авторов.
Задачи:
-
Изучение различных историографических подходов к российской военной истории – как отечественных, так и зарубежных;
-
Рассмотрение актуальных проблем, связанных с российской военной историей.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Курс «Актуальные проблемы военной истории досоветской России» относится к профессиональным дисциплинам (вариативная часть профессионального цикла) и преподается на первом курсе магистратуры в весеннем семестре.
3. Требования к результатам освоения дисциплины «Актуальные проблемы военной истории досоветской России»
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
способность порождать новые идеи (креативность) (ОК-2);
способность к принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способность принимать нестандартные решения, разрешать проблемные ситуации (ОК-6);
способность использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ (ПК-1);
способность применять современные методы и методики исследования (ПК-5);
способность к междисциплинарному взаимодействию и умению сотрудничать с представителями других областей знания в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач (ПК-6);
способность к инновационной деятельности, умение ставить и решать перспективные научно-исследовательские и прикладные задачи (ПК-7);
способность к критическому анализу собственной научной и прикладной деятельности (ПК-8);
способность анализировать, синтезировать и критически осмыслять информацию на основе комплексных научных методов (ПК-9);
способность к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов (ПК-12);
знание современных методологических принципов и методических приемов исторического исследования (ПК-13);
способность использовать в исторических исследованиях тематические сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы (ПК-14);
способность к подготовке и проведению научных семинаров, конференций, подготовке и редактированию научных публикаций (ПК-15);
умение анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей (ПК-17);
способность к осуществлению историко-культурных и историко-краеведческих функций в деятельности организаций и учреждений (архивы, музеи) (ПК-23);
способность к разработке исторических и социально-политических аспектов в деятельности информационно-аналитических центров, общественных, государственных и муниципальных учреждений и организаций, средств массовой информации, учреждений историко-культурного туризма (ПК-24).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать основные актуальные проблемы истории русской армии в период с XVII в. по 1917 г.; основной круг источников по теме и историографию вопроса, характерные особенности, присущие тому или иному этапу развития армии; прослеживать их трансформацию с течением времени и изменением исторической обстановки, на этом основании делать самостоятельные выводы, знать основные, в том числе современные – отечественные и зарубежные – подходы к изучению военной истории России досоветского периода с учетом специфики различных аспектов ее развития;
Уметь определять проблемные моменты истории русской армии в зависимости от исторических, политических и социально-экономических условий общества, использовать полученные знания в сфере своей профессиональной деятельности.
Владеть навыками самостоятельной работы с широким кругом источников и литературы по истории русской армии в период с XVII в. по 1917 г., умением исторического описания проблемных событий военной истории России исследуемого периода, умением анализа основных методологических подходов к военной истории отечества, развиваемых различными историографическими школами, умением ведения дискуссий по проблемам изучаемого курса.
4. Структура и содержание дисциплины «Актуальные проблемы военной истории досоветской России»
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачётные единицы, или 72 часа, в том числе семинары – 32 часа, самостоятельная работа – 40 часов.
№
п/п
|
Раздел
Дисциплины
|
Семестр
|
Неделя семестра
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
|
1
|
Введение.
Историография проблемы.
|
10
|
1
(6 ч)
|
|
2 с/з
|
4 с/р
|
|
Оценка за работу на семинарском занятии (до 4 баллов).
|
2
|
Проблема становления русской регулярной армии в XVII-XVIII вв.
|
10
|
2-3
(8 ч)
|
|
4 с/з
|
4 с/р
|
|
Оценка за работу на семинарских занятиях (до 8 баллов).
|
3
|
Русская армия в XVIII в.
|
10
|
4-5
(8 ч.)
|
|
4 с/з
|
4 с/р
|
|
Оценка за работу на семинарских занятиях (до 8 баллов).
|
4
|
Русская армия в XIX в.
|
10
|
6-7
(8 ч.)
|
|
4 с/з
|
4 с/р
|
|
Оценка за работу на семинарских занятиях (до 8 баллов).
|
5
|
Русская армия в начале XX в.
|
10
|
8-9
(8 ч)
|
|
4 с/з
|
4 с/р
|
|
Оценка за работу на семинарских занятиях (до 8 баллов).
|
6
|
Становление и развитие Красной Армии
|
10
|
10-11
(8 ч)
|
|
4 с/з
|
4 с/р
|
|
Оценка за работу на семинарских занятиях, за подготовку доклада (до 11 баллов).
|
7
|
Военно-историческая антропология
|
10
|
12-13
(10 ч)
|
|
4 с/з
|
6 с/р
|
|
Оценка за работу на семинарских занятиях, написание теста и групповую презентацию (до 18 баллов).
|
8
|
Русский офицерский корпус
|
10
|
14-15
(10 ч)
|
|
4 с/з
|
6 с/р
|
|
Оценка за работу на семинарских занятиях (до 8 баллов).
|
9
|
Военная археология
|
10
|
16 (6 ч)
|
|
2 с/з
|
4 с/р
|
|
Оценка за работу на семинарских занятиях (до 4 баллов).
|
Календарный рабочий план дисциплины «Актуальные проблемы военной истории досоветской России»
№
п/п
|
Темы курса
|
Количество часов
|
Виды учебной нагрузки студента
|
Формы текущего контроля
|
1
|
Введение. Историография проблемы.
|
2 + 4
|
Семинарское занятие, подготовка к нему.
|
Оценка за работу на семинаре (до 4 баллов)
|
2
|
Становление русской регулярной армии в XVII в.
|
2 + 2
|
Семинарское занятие, подготовка к нему.
|
Оценка за работу на семинаре (до 4 баллов).
|
3
|
Реформирование армии при Петре I.
|
2 + 2
|
Семинарское занятие, подготовка к нему.
|
Оценка за работу на семинаре (до 4 баллов).
|
4
|
Суворовские войны
|
2 + 2
|
Семинарское занятие, подготовка к нему.
|
Оценка за работу на семинаре (до 4 баллов).
|
5
|
Особый этап Павла I в истории русской армии.
|
2 + 2
|
Семинарское занятие, подготовка к нему.
|
Оценка за работу на семинаре (до 4 баллов).
|
6
|
Русская армия в первой половине XIX в.
|
2 + 2
|
Семинарское занятие, подготовка к нему
|
Оценка за работу на семинаре (до 4 баллов).
|
7
|
Постреформенная армия.
|
2 + 2
|
Семинарское занятие, подготовка к нему
|
Оценка за работу на семинаре (до 4 баллов).
|
8
|
Русская армия на рубеже XIX-XX веков.
|
2 + 2
|
Семинарское занятие, подготовка к нему
|
Оценка за работу на семинаре (до 4 баллов).
|
9
|
Русская армия накануне и в годы Первой мировой войны.
|
2 + 2
|
Семинарское занятие, подготовка к нему
|
Оценка за работу на семинаре (до 4 баллов).
|
10
|
Становление Красной Армии.
|
2 + 2
|
Семинарское занятие, подготовка к нему. Доклад по актуальным проблемам истории РККА
|
Оценка за работу на семинаре (до 4 баллов).
Оценка за доклад (до 3 баллов)
|
11
|
Красная и Белая армии в годы гражданской войны
|
2 + 2
|
Семинарское занятие, подготовка к нему
|
Оценка за работу на семинаре (до 4 баллов).
|
12
|
Военно-историческая антропология как новое междисциплинарное направление
|
2 + 2
|
Семинарское занятие, подготовка к нему. Проверочный тест по пройденному материалу.
|
Оценка за работу на семинаре (до 4 баллов).
Оценка за написание теста (до 5 баллов)
|
13
|
Война глазами комбатантов
|
2 + 4
|
Семинарское занятие, подготовка к нему. Групповые презентации – описание исторических событий «глазами очевидца».
|
Оценка за работу на семинаре (до 4 баллов).
Оценка за презентацию (до 5 баллов)
|
14
|
Русский офицерский корпус как исторический феномен
|
2 + 2
|
Семинарское занятие, подготовка к нему
|
Оценка за работу на семинаре (до 4 баллов).
|
15
|
Особенности развития русского офицерского корпуса
|
2 + 4
|
Семинарское занятие, подготовка к нему
|
Оценка за работу на семинаре (до 4 баллов).
|
16
|
Военная археология
|
2 + 4
|
Семинарское занятие, подготовка к нему
|
Оценка за работу на семинаре (до 4 баллов).
|
Содержание дисциплины «Актуальные проблемы военной истории досоветской России»
-
Введение. Историография проблемы. Понятие «армия». Роль армии в жизни государства в исторической перспективе. Различные историографические подходы к отечественной военной истории – от дореволюционной историографии до наших дней.
-
Становление русской регулярной армии в XVII в. Полки «солдатского и рейтарского строю». Реформы русской армии в XVII в. Роль служилых иноземцев для российских вооруженных сил. Стрельцы и дворянская конница: возможности модернизации.
-
Реформирование армии при Петре I. Реформы Петра в армии. Формирование новых полков. Насаждение чужеродного или опора на отечественный опыт? «Табель о рангах».
-
Суворовские войны. Деятельность А.В. Суворова и его предшественников. Позитивные и негативные моменты русской армии этого периода. Феномен гвардии. Различные аспекты подготовки офицерских кадров.
-
Особый этап Павла I в истории русской армии. «Гатчинская армия». Введение Павлом прусских порядков в русской армии. Позитивные и негативные стороны павловских реформ, оценка их в исторической перспективе.
-
Русская армия в первой половине XIX в. Последствия Наполеоновских войн для российских вооруженных сил. Накапливание негативных явлений в русской армии. Причины поражения русской армии в Крымской войне – военные и невоенные. Специфика кавказской армии.
-
Постреформенная армия. Реформы Д.А. Милютина в русской армии. Всеобщая воинская повинность Изменения в системе вооружений, подготовки и управления армией. Отрицательные стороны милютинских реформ.
-
Русская армия на рубеже XIX-XX веков. Реформы Александра III в армии. Армия в русско-японской войне, ее последствия для нее. Роль генералитета в рассматриваемый период. Российская военная наука на рубеже веков.
-
Русская армия накануне и в годы Первой мировой войны. Реформирование русской армии в период между Русско-японской и Первой мировой войнами. Состояние русской регулярной армии к 1914 г. Потери в ходе боевых действий. Изменения в социальном составе армии. Коллапс военной машины России в 1917 г., его причины.
-
Становление Красной Армии. Проникновение революционной агитации в армию. Солдатские комитеты. Красная гвардия. Марксова теория и ее наложение на систему комплектования и управления вооруженными силами Советской республики. Военспецы. Заимствование военного опыта и новации в РККА.
-
Красная и Белая армии в годы гражданской войны. Русская армия «по разные стороны баррикад» Гражданской войны. Слабые и сильные стороны Красной и Белой армий. Причины победы красных. «Исход» из России. Русские вооруженные силы в эмиграции.
-
Военно-историческая антропология как новое междисциплинарное направление. Методологические принципы исторической школы «Анналов», философской герменевтики и экзистенциализма. Зарождение и развитие военно-исторической антропологии, ее взаимодействие с другими научными дисциплинами (психология, социология, история и т.д.).
-
Война глазами комбатантов. Взгляд на боевые действия «из окопа». Проблема «вхождения в войну» и «выхода» из нее. Феномен фронтового поколения. Образ врага. Гендерный поход в военно-исторической антропологии.
-
Русский офицерский корпус как исторический феномен. Понятие «офицер». История становления офицерского корпуса в Европе и России. Роль офицера в армии в исторической перспективе. Актуальные проблемы истории русского офицерского корпуса.
-
Особенности развития русского офицерского корпуса. Система чинопроизводства. Положение в обществе. Система наказаний и поощрений. Военные династии. Национальный состав. Материальное положение.
-
Военная археология. Становление и развитие военной археологии, ее специфика. Военная археология и поисковое движение в России: история, современное состояние и перспективы развития.
5. Образовательные технологии
Основной формой ознакомления студентов с актуальными проблемами истории русской армии служат семинарские занятия. Главный вид работы на семинарских и практических занятиях заключается в анализе исторических источников и литературы; групповых презентациях, посвященных тем или иным историческим событиям; чтении и обсуждении докладов; специально организованных дискуссиях. Для проверки усвоения материала, а также развития у студентов необходимых навыков и компетенции проводится написание тестов.
Самостоятельная работа учащихся заключается в более глубоком и разностороннем изучении тем учебной программы по курсу дисциплины и рекомендованной литературы при подготовке к зачету.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Роль промежуточной аттестации выполняют тестовые задания.
Итоговый контроль предусмотрен в виде зачета. Для успешной сдачи зачета студент должен посещать занятия, получить положительные оценки на промежуточных аттестациях. Зачет представляет собой устное собеседование по контрольным вопросам.
Требования к уровню освоения содержания курса. Студенты должны хорошо ориентироваться в актуальных проблемах истории русской армии в различные исторические периоды с XVII в. по 1917 г., знать основные историографические подходы и новейшие направления, направленные на изучение данных проблем.
Для получения зачета по дисциплине в 10 семестре студенту необходимо набрать от 28 до 77 баллов.
При этом, если студент набирает:
28-37 баллов, он получает оценку «удовлетворительно»,
38-47 – «хорошо»,
48-57 – «очень хорошо»,
58-67 – «отлично»,
68-77 – «превосходно».
Критерии оценок:
Зачтено
|
Студент удовлетворительно ориентируется в фактическом материале курса
|
Не зачтено
|
Необходима дополнительная подготовка.
|
Требования к зачету:
-
Владение основным фактическим материалом, отражающим специфику излагаемого курса
-
Владение основной терминологией курса
-
Умение разбираться в актуальных вопросах военной истории досоветской России.
Вопросы к зачету
-
Армия и общество.
-
Различные историографические подходы к отечественной военной истории.
-
Становление русской регулярной армии в XVII в.
-
Реформирование армии при Петре I.
-
Суворовские войны.
-
Особый этап Павла I в истории русской армии.
-
Русская армия в первой половине XIX в.
-
Постреформенная армия.
-
Русская армия на рубеже XIX-XX веков.
-
Русская армия накануне и в годы Первой мировой войны.
-
Становление Красной Армии.
-
Красная и Белая армии в годы гражданской войны.
-
Военно-историческая антропология как новое междисциплинарное направление.
-
Проблема «вхождения в войну» и «выхода» из нее.
-
Феномен фронтового поколения.
-
Образ врага.
-
Гендерный поход в военно-исторической антропологии.
-
Русский офицерский корпус как исторический феномен.
-
Особенности развития русского офицерского корпуса.
-
Военная археология.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Актуальные проблемы военной истории досоветской России»
а) основная литература:
-
Богословский М.М. Быт и нравы русского дворянства в первой половине XVIII в. – Пг.: «Задруга», 1918.
-
Волков С.В. Русский офицерский корпус. М.: Центрполиграф, 2003.
-
Зайончковский П.А. Военные реформы 1860—1870 гг. в России, М., 1952.
-
Зайончковский П.А. Самодержавие и русская армия на рубеже XIX—XX столетий, 1881—1903. М., 1973.
-
Карпущенко С. Быт русской армии. - М.: Воениздат, 1999.
-
Керсновский А. А. История Русской армии. В 4-х тт. – М.: Голос, 1992.
-
Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). - СПб., Искусство-СПб., 1994.
-
Морихин В.Е. Традиции офицерского корпуса русской армии. Научно-историческое иссследование. - М.: Кучково поле, 2010.
-
Офицерский корпус Русской Армии. Опыт самопознания. - М., Военный университет: Русский путь, 2000.
-
Русские мемуары. Избранные страницы. XVIII в. - М.: «Правда», 1988.
-
Русские мемуары. Избранные страницы. 1800-1825 гг. - М.: «Правда», 1988.
-
Русские мемуары. Избранные страницы. 1825-1856 гг. - М.: «Правда», 1988.
-
Свечин А.А. Эволюция военного искусства. В 2-х тт. — М.-Л.: Военгиз, 1928.
-
Сенявская Е.С. Психология войны в ХХ веке: исторический опыт России. - М.: РОССПЭН, 1999.
-
Чернов А.В. Вооруженные силы русского государства в XV-XVII вв. - М.: Военгиз, 1954.
б) дополнительная литература:
-
Военно-историческая антропология. Ежегодник 2002. - М.: РОССПЭН, 2003.
-
Военно-историческая антропология. Ежегодник 2003/2004. - М.: РОССПЭН, 2005.
-
Военно-историческая антропология. Ежегодник 2005/2006. - М.: РОССПЭН, 2006.
-
Востриков А.В. Книга о русской дуэли. – СПб.: Азбука-классика, 2004.
-
Ивченко Л.Л. Повседневная жизнь русского офицера эпохи 1812 года. - М.: Молодая гвардия, 2008.
-
Котилевский С.С. Теория и практика поисковых работ. – Казань: Изд-во «Отечество», 2004.
-
Кутищев А.В. Армия Петра Великого: европейский аналог или отечественная самобытность. - М.: Спутник+, 2006.
-
Охлябинин С.Д. Повседневная жизнь русской армии во времена суворовских войн. - М.: Молодая гвардия, 2004.
-
Петербург военный XVIII-XIX веков. - М.: Воениздат, 2003.
-
Юркевич Е.И. Военный Петербург эпохи Павла I. - М.: ЗАО Цетрполиграф, 2007.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
-
Интернет-проект «Адъютант» // http://www.adjudant.ru/
-
Интернет-сайт «Военно-историческая библиотека» // http://militera.lib.ru
-
Интернет-сайт «Русские мемуары» // http://memoirs.ru
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Аудитория, доска, мел, ноутбук, проектор, экран.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению 030600 «История».
Автор: Дроздов Ф.Б.
Рецензент(ы)___________________
Заведующий кафедрой: проф. Селезнев Ф.А.
Программа одобрена на заседании_______________________________________________
(Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, Учёный совет факультета)
от _________________года, протокол №_________.