Рабочая программа дисциплины (модуля) Актуальные проблемы военной истории досоветской России - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Актуальные проблемы теории и истории государства и права», проводимой... 1 106.38kb.
Рабочая программа дисциплины «архитектура ЭВМ и систем» 3 335.83kb.
Процесс изучения спецкурса направлен на формирование следующих 1 289.77kb.
Рабочая программа дисциплины (модуля) История высшего образования... 1 174.44kb.
Программа дисциплины актуальные проблемы современной науки и журналистика... 1 69.12kb.
Рабочая программа учебной дисциплины спецсеминар по истории стран... 2 456.65kb.
Рабочая программа дисциплины (модуля) 1 207.42kb.
Рабочая программа дисциплины (модуля) «Диетология» 1 132.44kb.
Рабочая программа дисциплины (модуля) Квантовая теория многочастичных... 1 185.02kb.
Рабочая программа дисциплины (модуля) «проблемы современной социологии... 3 652.27kb.
Рабочая программа дисциплины математика направление подготовки: 270800. 4 593.84kb.
Военная экология в структуре современной экологии 1 173.08kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Рабочая программа дисциплины (модуля) Актуальные проблемы военной истории досоветской - страница №1/1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКО ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Исторический факультет
УТВЕРЖДАЮ

Декан___________________факультета

«____»______________________20____г.

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Актуальные проблемы военной истории досоветской России

Направление подготовки (специальность)



___________030600_«История»______________

Профиль подготовки (специализация)


______________общий_____________
Квалификация (степень) выпускника
___________магистр_____________

(магистр, специалист, бакалавр)


Форма обучения
____________очная_______________

(очная, очно-заочная, заочная)

Нижний Новгород


2011

1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Актуальные проблемы военной истории досоветской России» является формирование у студентов целостного представления о наиболее неоднозначных моментах развития русской армии в период с XVII в. по 1917 г. Предлагаемый курс является проблемными. Его составной частью является рассмотрение основных дискуссионных вопросов, существующих в современной историографии по изучаемому курсу. Анализируются точки зрения разных авторов.

Задачи:


  • Изучение различных историографических подходов к российской военной истории – как отечественных, так и зарубежных;

  • Рассмотрение актуальных проблем, связанных с российской военной историей.


2. Место дисциплины в структуре ООП

Курс «Актуальные проблемы военной истории досоветской России» относится к профессиональным дисциплинам (вариативная часть профессионального цикла) и преподается на первом курсе магистратуры в весеннем семестре.


3. Требования к результатам освоения дисциплины «Актуальные проблемы военной истории досоветской России»

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

способность порождать новые идеи (креативность) (ОК-2);

способность к принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способность принимать нестандартные решения, разрешать проблемные ситуации (ОК-6);

способность использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ (ПК-1);

способность применять современные методы и методики исследования (ПК-5);

способность к междисциплинарному взаимодействию и умению сотрудничать с представителями других областей знания в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач (ПК-6);

способность к инновационной деятельности, умение ставить и решать перспективные научно-исследовательские и прикладные задачи (ПК-7);

способность к критическому анализу собственной научной и прикладной деятельности (ПК-8);

способность анализировать, синтезировать и критически осмыслять информацию на основе комплексных научных методов (ПК-9);

способность к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов (ПК-12);

знание современных методологических принципов и методических приемов исторического исследования (ПК-13);

способность использовать в исторических исследованиях тематические сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы (ПК-14);

способность к подготовке и проведению научных семинаров, конференций, подготовке и редактированию научных публикаций (ПК-15);

умение анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей (ПК-17);

способность к осуществлению историко-культурных и историко-краеведческих функций в деятельности организаций и учреждений (архивы, музеи) (ПК-23);

способность к разработке исторических и социально-политических аспектов в деятельности информационно-аналитических центров, общественных, государственных и муниципальных учреждений и организаций, средств массовой информации, учреждений историко-культурного туризма (ПК-24).


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать основные актуальные проблемы истории русской армии в период с XVII в. по 1917 г.; основной круг источников по теме и историографию вопроса, характерные особенности, присущие тому или иному этапу развития армии; прослеживать их трансформацию с течением времени и изменением исторической обстановки, на этом основании делать самостоятельные выводы, знать основные, в том числе современные – отечественные и зарубежные – подходы к изучению военной истории России досоветского периода с учетом специфики различных аспектов ее развития;

Уметь определять проблемные моменты истории русской армии в зависимости от исторических, политических и социально-экономических условий общества, использовать полученные знания в сфере своей профессиональной деятельности.

Владеть навыками самостоятельной работы с широким кругом источников и литературы по истории русской армии в период с XVII в. по 1917 г., умением исторического описания проблемных событий военной истории России исследуемого периода, умением анализа основных методологических подходов к военной истории отечества, развиваемых различными историографическими школами, умением ведения дискуссий по проблемам изучаемого курса.


4. Структура и содержание дисциплины «Актуальные проблемы военной истории досоветской России»
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачётные единицы, или 72 часа, в том числе семинары – 32 часа, самостоятельная работа – 40 часов.




п/п

Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

1

Введение.

Историография проблемы.



10

1

(6 ч)





2 с/з

4 с/р




Оценка за работу на семинарском занятии (до 4 баллов).

2

Проблема становления русской регулярной армии в XVII-XVIII вв.

10

2-3

(8 ч)





4 с/з

4 с/р




Оценка за работу на семинарских занятиях (до 8 баллов).

3

Русская армия в XVIII в.

10

4-5

(8 ч.)






4 с/з

4 с/р




Оценка за работу на семинарских занятиях (до 8 баллов).

4

Русская армия в XIX в.

10

6-7

(8 ч.)






4 с/з

4 с/р




Оценка за работу на семинарских занятиях (до 8 баллов).

5

Русская армия в начале XX в.

10

8-9

(8 ч)





4 с/з

4 с/р




Оценка за работу на семинарских занятиях (до 8 баллов).

6

Становление и развитие Красной Армии

10

10-11

(8 ч)





4 с/з

4 с/р




Оценка за работу на семинарских занятиях, за подготовку доклада (до 11 баллов).

7

Военно-историческая антропология

10

12-13

(10 ч)





4 с/з

6 с/р




Оценка за работу на семинарских занятиях, написание теста и групповую презентацию (до 18 баллов).

8

Русский офицерский корпус

10

14-15

(10 ч)





4 с/з

6 с/р




Оценка за работу на семинарских занятиях (до 8 баллов).

9

Военная археология

10

16 (6 ч)




2 с/з

4 с/р




Оценка за работу на семинарских занятиях (до 4 баллов).


Календарный рабочий план дисциплины «Актуальные проблемы военной истории досоветской России»



п/п




Темы курса

Количество часов

Виды учебной нагрузки студента

Формы текущего контроля


1

Введение. Историография проблемы.

2 + 4

Семинарское занятие, подготовка к нему.

Оценка за работу на семинаре (до 4 баллов)

2

Становление русской регулярной армии в XVII в.

2 + 2

Семинарское занятие, подготовка к нему.

Оценка за работу на семинаре (до 4 баллов).

3

Реформирование армии при Петре I.

2 + 2

Семинарское занятие, подготовка к нему.

Оценка за работу на семинаре (до 4 баллов).

4

Суворовские войны

2 + 2

Семинарское занятие, подготовка к нему.

Оценка за работу на семинаре (до 4 баллов).

5

Особый этап Павла I в истории русской армии.

2 + 2

Семинарское занятие, подготовка к нему.

Оценка за работу на семинаре (до 4 баллов).

6

Русская армия в первой половине XIX в.

2 + 2

Семинарское занятие, подготовка к нему

Оценка за работу на семинаре (до 4 баллов).


7

Постреформенная армия.

2 + 2

Семинарское занятие, подготовка к нему

Оценка за работу на семинаре (до 4 баллов).


8

Русская армия на рубеже XIX-XX веков.

2 + 2

Семинарское занятие, подготовка к нему

Оценка за работу на семинаре (до 4 баллов).

9

Русская армия накануне и в годы Первой мировой войны.

2 + 2

Семинарское занятие, подготовка к нему

Оценка за работу на семинаре (до 4 баллов).


10

Становление Красной Армии.

2 + 2

Семинарское занятие, подготовка к нему. Доклад по актуальным проблемам истории РККА

Оценка за работу на семинаре (до 4 баллов).

Оценка за доклад (до 3 баллов)



11

Красная и Белая армии в годы гражданской войны

2 + 2

Семинарское занятие, подготовка к нему

Оценка за работу на семинаре (до 4 баллов).


12

Военно-историческая антропология как новое междисциплинарное направление

2 + 2

Семинарское занятие, подготовка к нему. Проверочный тест по пройденному материалу.

Оценка за работу на семинаре (до 4 баллов).

Оценка за написание теста (до 5 баллов)



13

Война глазами комбатантов

2 + 4

Семинарское занятие, подготовка к нему. Групповые презентации – описание исторических событий «глазами очевидца».

Оценка за работу на семинаре (до 4 баллов).

Оценка за презентацию (до 5 баллов)



14

Русский офицерский корпус как исторический феномен

2 + 2

Семинарское занятие, подготовка к нему

Оценка за работу на семинаре (до 4 баллов).


15

Особенности развития русского офицерского корпуса

2 + 4

Семинарское занятие, подготовка к нему

Оценка за работу на семинаре (до 4 баллов).


16

Военная археология

2 + 4

Семинарское занятие, подготовка к нему

Оценка за работу на семинаре (до 4 баллов).




Содержание дисциплины «Актуальные проблемы военной истории досоветской России»


  1. Введение. Историография проблемы. Понятие «армия». Роль армии в жизни государства в исторической перспективе. Различные историографические подходы к отечественной военной истории – от дореволюционной историографии до наших дней.




  1. Становление русской регулярной армии в XVII в. Полки «солдатского и рейтарского строю». Реформы русской армии в XVII в. Роль служилых иноземцев для российских вооруженных сил. Стрельцы и дворянская конница: возможности модернизации.




  1. Реформирование армии при Петре I. Реформы Петра в армии. Формирование новых полков. Насаждение чужеродного или опора на отечественный опыт? «Табель о рангах».




  1. Суворовские войны. Деятельность А.В. Суворова и его предшественников. Позитивные и негативные моменты русской армии этого периода. Феномен гвардии. Различные аспекты подготовки офицерских кадров.




  1. Особый этап Павла I в истории русской армии. «Гатчинская армия». Введение Павлом прусских порядков в русской армии. Позитивные и негативные стороны павловских реформ, оценка их в исторической перспективе.




  1. Русская армия в первой половине XIX в. Последствия Наполеоновских войн для российских вооруженных сил. Накапливание негативных явлений в русской армии. Причины поражения русской армии в Крымской войне – военные и невоенные. Специфика кавказской армии.




  1. Постреформенная армия. Реформы Д.А. Милютина в русской армии. Всеобщая воинская повинность Изменения в системе вооружений, подготовки и управления армией. Отрицательные стороны милютинских реформ.




  1. Русская армия на рубеже XIX-XX веков. Реформы Александра III в армии. Армия в русско-японской войне, ее последствия для нее. Роль генералитета в рассматриваемый период. Российская военная наука на рубеже веков.




  1. Русская армия накануне и в годы Первой мировой войны. Реформирование русской армии в период между Русско-японской и Первой мировой войнами. Состояние русской регулярной армии к 1914 г. Потери в ходе боевых действий. Изменения в социальном составе армии. Коллапс военной машины России в 1917 г., его причины.




  1. Становление Красной Армии. Проникновение революционной агитации в армию. Солдатские комитеты. Красная гвардия. Марксова теория и ее наложение на систему комплектования и управления вооруженными силами Советской республики. Военспецы. Заимствование военного опыта и новации в РККА.




  1. Красная и Белая армии в годы гражданской войны. Русская армия «по разные стороны баррикад» Гражданской войны. Слабые и сильные стороны Красной и Белой армий. Причины победы красных. «Исход» из России. Русские вооруженные силы в эмиграции.




  1. Военно-историческая антропология как новое междисциплинарное направление. Методологические принципы исторической школы «Анналов», философской герменевтики и экзистенциализма. Зарождение и развитие военно-исторической антропологии, ее взаимодействие с другими научными дисциплинами (психология, социология, история и т.д.).




  1. Война глазами комбатантов. Взгляд на боевые действия «из окопа». Проблема «вхождения в войну» и «выхода» из нее. Феномен фронтового поколения. Образ врага. Гендерный поход в военно-исторической антропологии.




  1. Русский офицерский корпус как исторический феномен. Понятие «офицер». История становления офицерского корпуса в Европе и России. Роль офицера в армии в исторической перспективе. Актуальные проблемы истории русского офицерского корпуса.




  1. Особенности развития русского офицерского корпуса. Система чинопроизводства. Положение в обществе. Система наказаний и поощрений. Военные династии. Национальный состав. Материальное положение.




  1. Военная археология. Становление и развитие военной археологии, ее специфика. Военная археология и поисковое движение в России: история, современное состояние и перспективы развития.


5. Образовательные технологии

Основной формой ознакомления студентов с актуальными проблемами истории русской армии служат семинарские занятия. Главный вид работы на семинарских и практических занятиях заключается в анализе исторических источников и литературы; групповых презентациях, посвященных тем или иным историческим событиям; чтении и обсуждении докладов; специально организованных дискуссиях. Для проверки усвоения материала, а также развития у студентов необходимых навыков и компетенции проводится написание тестов.

Самостоятельная работа учащихся заключается в более глубоком и разностороннем изучении тем учебной программы по курсу дисциплины и рекомендованной литературы при подготовке к зачету.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Роль промежуточной аттестации выполняют тестовые задания.

Итоговый контроль предусмотрен в виде зачета. Для успешной сдачи зачета студент должен посещать занятия, получить положительные оценки на промежуточных аттестациях. Зачет представляет собой устное собеседование по контрольным вопросам.

Требования к уровню освоения содержания курса. Студенты должны хорошо ориентироваться в актуальных проблемах истории русской армии в различные исторические периоды с XVII в. по 1917 г., знать основные историографические подходы и новейшие направления, направленные на изучение данных проблем.

Для получения зачета по дисциплине в 10 семестре студенту необходимо набрать от 28 до 77 баллов.

При этом, если студент набирает:

28-37 баллов, он получает оценку «удовлетворительно»,

38-47 – «хорошо»,

48-57 – «очень хорошо»,

58-67 – «отлично»,

68-77 – «превосходно».


Критерии оценок:


Зачтено

Студент удовлетворительно ориентируется в фактическом материале курса

Не зачтено

Необходима дополнительная подготовка.


Требования к зачету:

  1. Владение основным фактическим материалом, отражающим специфику излагаемого курса

  2. Владение основной терминологией курса

  3. Умение разбираться в актуальных вопросах военной истории досоветской России.


Вопросы к зачету

  1. Армия и общество.

  2. Различные историографические подходы к отечественной военной истории.

  3. Становление русской регулярной армии в XVII в.

  4. Реформирование армии при Петре I.

  5. Суворовские войны.

  6. Особый этап Павла I в истории русской армии.

  7. Русская армия в первой половине XIX в.

  8. Постреформенная армия.

  9. Русская армия на рубеже XIX-XX веков.

  10. Русская армия накануне и в годы Первой мировой войны.

  11. Становление Красной Армии.

  12. Красная и Белая армии в годы гражданской войны.

  13. Военно-историческая антропология как новое междисциплинарное направление.

  14. Проблема «вхождения в войну» и «выхода» из нее.

  15. Феномен фронтового поколения.

  16. Образ врага.

  17. Гендерный поход в военно-исторической антропологии.

  18. Русский офицерский корпус как исторический феномен.

  19. Особенности развития русского офицерского корпуса.

  20. Военная археология.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Актуальные проблемы военной истории досоветской России»
а) основная литература:

  1. Богословский М.М. Быт и нравы русского дворянства в первой половине XVIII в. – Пг.: «Задруга», 1918.

  2. Волков С.В. Русский офицерский корпус. М.: Центрполиграф, 2003.

  3. Зайончковский П.А. Военные реформы 1860—1870 гг. в России, М., 1952.

  4. Зайончковский П.А. Самодержавие и русская армия на рубеже XIX—XX столетий, 1881—1903. М., 1973.

  5. Карпущенко С. Быт русской армии. - М.: Воениздат, 1999.

  6. Керсновский А. А. История Русской армии. В 4-х тт. – М.: Голос, 1992.

  7. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). - СПб., Искусство-СПб., 1994.

  8. Морихин В.Е. Традиции офицерского корпуса русской армии. Научно-историческое иссследование. - М.: Кучково поле, 2010.

  9. Офицерский корпус Русской Армии. Опыт самопознания. - М., Военный университет: Русский путь, 2000.

  10. Русские мемуары. Избранные страницы. XVIII в. - М.: «Правда», 1988.

  11. Русские мемуары. Избранные страницы. 1800-1825 гг. - М.: «Правда», 1988.

  12. Русские мемуары. Избранные страницы. 1825-1856 гг. - М.: «Правда», 1988.

  13. Свечин А.А. Эволюция военного искусства. В 2-х тт. — М.-Л.: Военгиз, 1928.

  14. Сенявская Е.С. Психология войны в ХХ веке: исторический опыт России. - М.: РОССПЭН, 1999.

  15. Чернов А.В. Вооруженные силы русского государства в XV-XVII вв. - М.: Военгиз, 1954.

б) дополнительная литература:



  1. Военно-историческая антропология. Ежегодник 2002. - М.: РОССПЭН, 2003.

  2. Военно-историческая антропология. Ежегодник 2003/2004. - М.: РОССПЭН, 2005.

  3. Военно-историческая антропология. Ежегодник 2005/2006. - М.: РОССПЭН, 2006.

  4. Востриков А.В. Книга о русской дуэли. – СПб.: Азбука-классика, 2004.

  5. Ивченко Л.Л. Повседневная жизнь русского офицера эпохи 1812 года. - М.: Молодая гвардия, 2008.

  6. Котилевский С.С. Теория и практика поисковых работ. – Казань: Изд-во «Отечество», 2004.

  7. Кутищев А.В. Армия Петра Великого: европейский аналог или отечественная самобытность. - М.: Спутник+, 2006.

  8. Охлябинин С.Д. Повседневная жизнь русской армии во времена суворовских войн. - М.: Молодая гвардия, 2004.

  9. Петербург военный XVIII-XIX веков. - М.: Воениздат, 2003.

  10. Юркевич Е.И. Военный Петербург эпохи Павла I. - М.: ЗАО Цетрполиграф, 2007.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:



  1. Интернет-проект «Адъютант» // http://www.adjudant.ru/

  2. Интернет-сайт «Военно-историческая библиотека» // http://militera.lib.ru

  3. Интернет-сайт «Русские мемуары» // http://memoirs.ru


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория, доска, мел, ноутбук, проектор, экран.


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению 030600 «История».
Автор: Дроздов Ф.Б.

Рецензент(ы)___________________

Заведующий кафедрой: проф. Селезнев Ф.А.
Программа одобрена на заседании_______________________________________________

(Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, Учёный совет факультета)



от _________________года, протокол №_________.