Рабочая программа дисциплины Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины гсэ. Р. 02 «История литературы стран... 2 493.17kb.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-8-х классов... 2 1138kb.
Рабочая программа дисциплины фтд. 03 «Литература стран изучаемого... 1 119.14kb.
Программа для детских художественных школ и художественных отделений... 1 75.22kb.
Урока изобразительного искусства по теме «Внутренний мир русской... 1 29.99kb.
Программа дисциплины «Методика преподавания дуэтно-классического... 1 230.56kb.
Рабочая программа дисциплины Информационные технологии в менеджменте... 4 531.87kb.
Дисциплина спо (Парикмахерское искусство) «История изобразительного... 1 22.88kb.
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 02. 2 «Теоретическая фонетика»... 1 110.57kb.
3. «Практическая часть гос экзамена» Вопросы к гос экзамену по «Теории... 2 534.21kb.
Рабочая программа аспекта «Практика письменной речи» 1 54.2kb.
Закон «Об образовании» 1 181.34kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Рабочая программа дисциплины Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом - страница №1/1

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования



«Владимирский государственный университет»

«УТВЕРЖДАЮ»



Проректор по учебной работе

____________В. Г. Прокошев

«___»_____________2011 г.

Рабочая программа дисциплины


Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом


Направление подготовки - педагогическое образование
Профиль подготовки - начальное образование
Квалификация( степень) выпускника - бакалавр
Форма обучения - очная


Семестр

Трудоем-кость зач. ед,час.

Лек-ций,

час.

Практич. занятий,

час.

Лаборат. работ,

час.

СРС,

час.

Форма промежуточного контроля

(экз./зачет)

1

3 ZE / 108ч

18

16

20

54

экзамен

Итого

3 ZE / 108ч

18

16

20

54

экзамен

Владимир, 2011


1.Цели освоения дисциплины:

Цель дисциплины сформировать профессиональные навыки по художественному воспитанию младших школьников.
2.Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Методика преподавания изобразительного искусства относится к вариативной части профессионального цикла (3.2.14).

Для освоения дисциплины «Методика преподавания изобразительного искусства» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения изобразительного искусства в общеобразовательной школе.

Освоение дисциплины «Методика преподавания изобразительного искусства является

Необходимой базой для изучения дисциплины «Методика обучения и воспитания младших школьников, прохождения педагогической практики.

3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:



- способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

- готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

- решение задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12);

- способен применять знание теоретических основ и навыки организации практической деятельности начального художественно-эстетического образования, обеспечивающие развитие творчества и самостоятельности детей младшего школьного возраста (СК-6).
В результате изучения дисциплины студент должен :
знать:

теоретические основы изобразительного искусства;

терминологию и средства художественной выразительности, применяемые в процессе изобразительной деятельности;

особенности развития изобразительного творчества у детей младшего школьного возраста;

роль и значение уроков изобразительного искусства в системе эстетического воспитания младших школьников;

особенности различных программ по предмету «Изобразительное искусство» для начальной школы;

уметь:

использовать изобразительную деятельность как средство эстетического воспитания и художественного образования младших школьников;

самостоятельно выбирать методы, формы и средства обучения для конкретного урока изобразительного искусства и использовать их для активизации творческих способностей детей;

владеть:

приемами и методами рисования, в том числе реалистического изображения в различных художественных материалах.


4.Структура и содержание дисциплины ( модуля)
Общая трудоемкость дисциплины составляет_3____ зачетные единицы,_156___ часов

п/п


Раздел (тема)
дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов
и трудоемкость (в часах)

Объем учебной работы,

с применением интерактивных методов

(в часах / %)



Формы текущего контроля

успеваемости



(по неделям

семестра) ,

форма промежуточной

аттестации

(по семестрам)














Лекции

Семинары

Практические занятия

Лабораторные работы

Контрольные работы, коллоквиумы

СРС

КП / КР







1

ЛЕКЦИИ Введение. Методика ИЗО как предмет изучения.

1

1

2

























2

Виды и жанры изобразительного

Искусства



1

2

2



















30%

Тест №1

3

Русские художественные музеи

1

3

2



















30%

Тест № 2

4

Детский рисунок как феномен

художественной культуры.

Возрастные особенности

детского рисунка.



1

4

2



















15%




5

Методика проведения уроков по

рисованию с натуры



1

5

2

























6

Методика проведения уроков по

рисованию на темы



1

6

2

























7

Методика проведения уроков

по декоративному рисованию



1

7

2

























8

Методика проведения бесед по изобразительному искусству.

1

8

2






















Тест № 3

9

Авторские программы и учебники по ИЗО. Составление конспекта урока и его анализ.

С/ Р.Составить конспект урока

Приготовить наглядное пособие.


1

9

2













4










1

СЕМИНАРЫ

Русское деревянное зодчество



1







2
















30%




2

Памятники архитектуры

владимирского края



1







2
















30%




3

Русский костюм

1







2
















30%

Проблемное задание

4

Русская народная игрушка

1







2
















30%




5

Д.И.Виноградов.

История русского фарфора



1







2
















15%




6

Пейзажный жанр в русской живописи и графике.


1







2
















15%




7

Портретный жанр в русской живописи и графике

1







2
















15%




8

Натюрморт на уроках в начальной школе.

1







2
















15%

Проблемное задание

1

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Рисунок, его виды, изобразительные средства



1










2



















2

Рисование условно-плоских предметов

1










2



















3

Графические узоры

1










2



















4

Элементарные сведения по цветоведению

1










2
















Тест № 4

5

Упражнения по цветоведению:

холодная сказка, теплая сказка, палитра осени, сказочный цветок.



1










2



















6

Рисование объемных предметов во фронтальной перспективе.

1










2



















7

Рисование объемных предметов в угловой перспективе

1










2
















Тест № 5

8

Рисование круга и предметов

Цилиндрической формы



1










2



















9

Тональный рисунок.

1








2



















10

Рисование натюрморта

1










2













15%




Всего







18

16

20







4









5. Образовательные технологии включают в себя лекционно-семинарскую и лабораторно-практическую систему обучения. Технологии продуктивного обучения, имитационные технологии неигровые и игровые. Технологии учебного исследования и проблемного обучения.



Занятия практикумы, занятия экскурсии с ролевыми позициями, занятия- презентации.

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.



Методами оценки уровня сформированности компетентности являются экзамен, устный опрос, контрольные художественно-практические задания, разработка конспектов уроков и выполнение наглядных пособий к ним; тестирование и ответы на проблемные вопросы.

Итоговое оценивание успеваемости проходит в осеннем семестре по плану рейтинг-контроля. Он предусматривает следующие составляющие:

____________________________________________________________________________

№ Наименований занятий количество баллов сроки



1. Посещение занятий студентом 10

2. Рейтинг-контроль 1 (тест № 1) 5 6.10 2011

3. Рейтинг-контроль 2 (тест № 2) 5 7.11. 2011

4. Рейтинг-контроль 3 (тест № 3) 5 26.12. 2011

5. Выполнение учебных заданий на л/б 5 по плану занятий

6. Выполнение учебных заданий на пр. зан. 5 по плану занятий

7. Выполнение семестрового плана



самостоятельной работы 25 по плану занятий

8. Сдача экзамена 40 январь

_____________________________________________________________________________

В зависимости от суммарного количества набранных баллов в семестре студенту выставляются следующие оценки:



- «Отлично» - от 91 до 100 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью,

без пробелов, необходимые практические навыки сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному.

- «Хорошо» - от 74 до 90 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды занятий выполнены с ошибками.

- «Удовлетворительно» от 61 до 73 баллов – теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно содержат ошибки.

-«Неудовлетворительно»- 60 и менее баллов- теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалов курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий.



Допускается присвоение студенту дополнительных баллов «бонусов» за общую активность при изучении курса, интересные, содержательные выступления, высокохудожественное выполнение практических заданий.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины ( модуля)


а) основная литература:
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.-2-е изд., -М.: Издательский центр «Академия», 2002.-368 с..

Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство 1-2 кл.: Учебник.- М.:



Дрофа,1995.

Кузин В.С.,Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство, 3-4 кл.: Учебник. В 2 ч.- М.: Дрофа,1997.



Учебники по ИЗО для 1-3 кл. под общей редакцией Б.М. Неменского :

Педагогика искусства Б.М. Неменский - М.: Просвещение 2007

Неменская Л. А. Изобразительное искусство: ты изображаешь, украшаешь и строишь: учеб для 1 кл. нач. шк. ,7-е изд.М.: Просвещение, 2007.

Коротеева Е.И. Изобразительное искусство: искусство и ты. Учеб. для 2 кл.нач.шк.,10-е

изд. М.: Просвещение, 2007.

Изобразительное искусство: искусство вокруг нас. Учеб. для 3 кл. нач. шк., 8-е изд. М.: Просвещение 2006.

Неменская Л.А. Изобразительное искусство: каждый народ – художник: учеб для 4 кла.нач.шк..7-е изд., М.:Просвещение 2007.



Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство.1-9 кл. /Научный руководитель В. С. Кузин. - М.: Просвещение,1994.

Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл. /Науч. рук. Б. М. Неменский - М.: Просвещение,1994



Программы средней общеобразовательной школы. Основы народного и декоративно-прикладного искусства 1-1У кл./ Научн. рук. Т.Я.Шпикалова.-М.: Просвещение, 1992.

Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 1, 2, 3 классах-М.: Просвещение, 1985.


б) дополнительная литература:
Озерова Т.В., Зотова И.А. - Развитие детского художественного творчества. Методические рекомендации к спецкурсу, Владимир, 2001.

Озерова Т.В., Конопкина С.А., Харчевникова Е.Л. - Наш край. Учебное пособие для учащихся 3-х классов общеобразовательных школ Владимирской области. Владимир, 2007.

Озерова Т.В. Книга в работе учителя. Учебное пособие для студентов. Владимир, 2010.

Островская О.В. Уроки ИЗО в начальной школе 1-4 кл. Пособие для учителя М.: Владос, 2004.



См. статьи в соответствии с предлагаемыми темами занятий в центральных журналах: «Юный художник», « Искусство в школе», «Начальная школа», а также в энциклопедиях и словарях по искусству.

в) программное обеспечение и Интернет- ресурсы

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины ( модуля)

Кабинет ИЗО имеет разнообразный натурный фонд, коллекции: живописи, графики, керамики, вышивки, ткачества, кукол; методических пособий и наглядных материалов, накопленных преподавателем более чем за 30-летний стаж работы на факультете, постоянно пополняется фонд видеоматериалов.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом

Рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению педагогическое образование и профилю подготовки начальное образование.
Рабочую программу составила доцент, канд. пед. наук Озерова Татьяна Васильевна
Рецензент: канд. пед. наук Калинковская С.Б.
Программа рассмотрена и одобрена на заседании учебно-методической комиссии направления___________________________________________________________________

Протокол №_______от_______ года.

Председатель комиссии _________________________________________________________

Программа переутверждена:



На ________ учебный год. Протокол заседания кафедры №______от года

Заведующий кафедрой _____________________