Рабочая программа дисциплины Этносоциология Направление подготовки 040100 Социология Профиль подготовки Общий - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины Социология управления Направление подготовки... 1 140.1kb.
Рабочая программа дисциплины Политическая социология Направление... 1 263.96kb.
Рабочая программа дисциплины Качественные методы Направление подготовки... 1 464.02kb.
Рабочая программа дисциплины Экономическая социология Направление... 1 147.76kb.
Рабочая программа дисциплины Социология семьи Направление подготовки... 1 133.53kb.
Рабочая программа дисциплины Социология труда Направление подготовки... 1 167.28kb.
Рабочая программа дисциплины Социология гендера Направление подготовки... 1 202.76kb.
Рабочая программа дисциплины Социология науки Направление подготовки... 1 179.38kb.
Рабочая программа дисциплины Социология молодежи Направление подготовки... 1 194.44kb.
Рабочая программа дисциплины Социология религии Направление подготовки... 2 529.33kb.
Рабочая программа дисциплины Социология образования Направление подготовки... 1 122.44kb.
Программа дисциплины «этносоциология» 1 313.87kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Рабочая программа дисциплины Этносоциология Направление подготовки 040100 Социология - страница №1/1



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

Философский факультет

Кафедра социологии

УТВЕРЖДАЮ

Декан философского

факультета ТГУ
____________ С. С. Аванесов
" " февраля 2011 г.

Рабочая программа дисциплины

Этносоциология

Направление подготовки

040100 Социология

Профиль подготовки

Общий

Квалификация (степень) выпускника



Бакалавр
Форма обучения

Очная

Томск 2011

I. Цели дисциплины «Этносоциология»:

1. Изучение основных направлений и теорий социологии, которые связаны с анализом этнического разнообразия человечества и возрастанием роли этнического фактора в современном мире.

2. Формирование социологической эрудиции студентов, а также навыков анализа современных этнических проблем.
2. Место дисциплины в структуре ООП:

«Этносоциология» представляет собой дисциплину по выбору студента вариативной части профессионального цикла (Б3). Дисциплина читается в 7 семестре и базируется на курсах профессионального цикла (Б3) «Основы социологии», «История социологии», а также «Социальная антропология».

Студент должен обладать следующими компетенциями, необходимыми для изучения дисциплины «Этносоциология».

общекультурными (ОК):

- владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

- способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);



профессиональными (ПК):

- умением использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-5);

- способность составлять и представлять проекты научно-исследовательских и аналитических разработок в соответствии с нормативными документами (ПК-7);

- способность использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности (ПК-10).


3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:



1) общекультурные компетенции (ОК):

- способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-4);

- умением использовать нормативные и правовые документы в своей деятельности (ОК-5)4

- способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10).



2) профессиональные компетенции (ПК):

- способностью применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1);

- способностью и готовностью участвовать в составлении и оформлении научно-технической документации, научных отчетов, представлять результаты исследовательской работы с учетом особенностей потенциальной аудитории (ПК-3);

- способностью и готовностью использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-4);

- умением обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-8).

В результате изучения дисциплины студент должен:



- знать:

- основные классические и современные социологические теории и школы;

- основания социологического исследования, основные методы сбора и анализа социологической информации;

- теоретические основы отраслевых социологических дисциплин;

- основные закономерности протекания комплексных социальных процессов и механизмов функционирования основных социальных общностей.

- уметь:

- производить, отбирать, обрабатывать и анализировать данные о социальных процессах в социальных общностях;

- применять соответствующие целям конкретного исследования методы сбора и анализа данных, учитывать их ограничения, оценивать качество (валидность и надежность) социологической информации;

- представлять результаты исследовательской и аналитической работы перед профессиональной и массовой аудиториями.



- владеть:

- способностью использования фундаментальных социологических знаний на практике;

- навыками анализа социологических данных с использованием пакетов прикладных статических программ.

Основные проблемы курса раскрываются в лекциях, в которых главное внимание уделяется анализу социально-этнических проблем и технологиям их решения. Некоторыми практическими навыками, закрепляющими полученные знания, студенты овладевают на семинарских занятиях с подготовкой докладов и эссе. Расширение и углубление теоретических представлений студентов осуществляется с помощью изучения документов и этнологической периодики, а также написания курсовых работ.


4. Структура и содержание учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа, из них 54 аудиторных, экзамен.





п/п




Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

лекции

семинар

СРС

1

Этносоциология как научная дисциплина

7

1-3

4

4

6

консультации

2

Этнодемографическое и этнополитическое развитие народов

7

4-6

4

6

10

подготовка эссе

3

Национальное самосознание

7

7-9

4

4

6

4

Социальная структура и этносоциальные процессы

7

10,

11


2

4

6

коллоквиум

5

Национализм как социокультурный феномен

7

12-

14


4

4

10

подготовка социологической генеалогии

6

Этнические конфликты. Проблема поиска путей их регулирования.

7

15,16

2

4

8

консультации

7

Этнический фактор и государственность

7

17,18

2

4

8

Зачет




Итого

7

1-18

22

32

54





5. Образовательные технологии
Изучение дисциплины «Этносоциология» основывается на использовании различных образовательных технологий, в том числе и интерактивных. Аудиторные занятия проводятся с использованием ПК и компьютерного проектора (презентации); практические занятия предполагают закрепление и углубление теоретических знаний.

Самостоятельная работа студентов подразумевает анализ правовых и отчетных документов, изучение специальной литературы по дисциплине, выполнение практических заданий под руководством преподавателей (в виде консультаций и методической помощи).


6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости
В качестве форм текущей аттестации студентов используются: написание рефератов, подготовка эссе, составление социологических генеалогий, выполнение индивидуальных заданий, работа на семинарах, тестирование.
Темы курсовых работ
1. Методологические проблемы в понимании этничности

2. Этнический фактор в Западно-Сибирском регионе

3.Урбанизация Западной Сибири в советский период: причины и специфика

4. Инновационное в демографическом поведении современной студенческой молодежи

5. Проблема идентификации русского этноса в переходное время (1990-ые годы ХХ века)

6. Смешанные браки и проблема этноидентификации

7. Социальная мобильность студенческой молодежи на вторичном рынке занятости: этнический аспект

8. Сибирская элита: особенности становления

9. Институциализация этнических диаспор в Сибири

10. Социальные корни национализма

11. Проблема национализма в посттоталитарном мире

12. Радикальные национальные организации в постсоветской России

13. Этнические конфликты в истории России: к вопросу о типологизации (историко-социологическое исследование)

14. Методы урегулирования этнических конфликтов в России в 90-ые годы ХХ века

15. Национальная политика в отношении этнических групп Сибири (XIX-XX вв.)

16. Этнические диаспоры в Сибири (России): генезис и динамика развития

17. Русские немцы в России и Германии: сравнительный анализ

18. Проблема адаптации граждан России в дальнем зарубежье

19. Современное казачество: историко-социологический анализ

20. Причины этнической миграции в советский и постсоветский периоды: сравнительный анализ

21. Конфессии и национализм
Форма итогового контроля:

Зачет в конце седьмого семестра.


Контрольные вопросы

1. Предмет этносоциологии

2. История становления этносоциологии

3. Примордиализм: отечественные и зарубежные направления

4. Модернистские трактовки этничности

5. Основные мотивы этнической мобилизации в современном мире

6. Основные факторы этногенеза

7. Направление и формы этногенеза

8. Концепция Л.Н. Гумилева

9. Концепция демографического перехода

10.Особенности демографического перехода народов России

11. Понятие «урбанизации». Типология городов

12. Специфика урбанизации в царской России и в СССР

13. Значение культурных и социальных факторов в формировании этнического самосознания

14. Примордиалистское и конструктивистское представление о самосознании этноса

15. Уровни этнического самосознания

16. Особенности этнической идентичности

17. Типы этнической идентичности

18. Этнодифференцирующие признаки

19. Основные факторы, определяющие содержание этнических стереотипов

20. Понятие социальной структуры и социальной мобильности

21. Взаимодействие этнического и общественного в СССР и постсоветской России

22. Экономические составляющие социальной структуры этносов

23. Понятие социально-экономический индекс позиции и статусная инкосистенция

24. Социальная стратификация этнических групп в субъектах РФ

25. Элитные группы в современной России

26. Структура этнической культуры и факторы ее формирования

27. Концепция С. Хантингтона

28. Проблема взаимодействия культур

29. Дискуссии о понятии «национализм» в мировой и отечественной социологии

30. Основные концепции национализма

31. Причины и типы национализма в СССР и РФ

32. Проблема этнической толерантности

33. Причины этнических конфликтов

34. Концепции, объясняющие причины этнических конфликтов

35. Основания типологизации этнических конфликтов

36. Ареалы межэтнической напряженности

37. Основные способы ослабления этнических конфликтов

38. Основные концепции модернизации

39. Основные этапы модернизации России

40. Россия как многонациональная империя: основные черты и особенности

41. Советская национальная политика в годы перестройки (1985-1991 гг.)


7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Рекомендуемая литература (основная):

  1. Арутюнян Ю. В. Россияне: проблема формирования национально-гражданской идентичности в свете данных этносоциологии // ОНС, 2009, № 4.

  2. Арутюнян Ю.В. О национальных отношениях в постсоветских обществах: межличностный аспект. // Социс, 1999, № 4.

  3. Волков В. Этнономенклатура и распад государства. // Свободная мысль, 2000, № 10.

  4. Бауман З. Текучая современность. – СПб., 2008.

  5. Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. – М., 1996.

  6. Федерализм и этническое разнообразие в России. Сб. ст. – М., 2010.

  7. Каппелер А. Россия – многонациональная империя. – М, 1997.

  8. Конвенция ООН о предупреждении преступления геноцида и наказания за него 1948 года. Конвенция о ксенофобии.// Экология – 21 век, 2008, №5

  9. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. – СПб, 1999.

  10. Кантор В.К. Санкт-Петербург: Российская империя против российского хаоса. К проблеме имперского сознания в России. – М., 2008.


Дополнительная литература

  1. Арутюнян Ю.В. Армяне – россияне сквозь призму этносоциологии// СОЦИС, 2010, №3.

  2. Глобализация: возможны ли новые империи? // Наука и жизнь, 2008, №3.

  3. Янков А. Г. Синофобия – русофобия: реальность и иллюзии // СОЦИС, 2010, №3.

  4. Савин И.С. Русские в современном Казахстане. // СОЦИС, 2010, №8.

  5. Национализм в поздне – и посткоммунистической Европе. Т.1,3, – М., 2010.

  6. Природа этнорелигиозного терроризма. – М., 2008.

  7. Макаренко В.П. Теория сецессии: посылки, аргументы и следствия // Вестник МГУ, Сер.18, 2008, №4.


8. Материально-техническое обеспечение модуля

Кафедра социологии ТГУ располагает всем необходимым материально-техническим обеспечением для выполнения настоящей программы. Оно включает в себя:

- наличие компьютерного класса;

- наличие доступного для студента выхода в Интернет;

- наличие специально оборудованных кабинетов и аудиторий для мультимедийных презентаций.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки 040100 «Социология».
Автор: Быков Александр Александрович, кандидат исторических наук, доцент кафедры социологии
Рецензент: Аванесова Елена Григорьевна, к. филос. наук, доцент кафедры политологии
Программа одобрена на заседании методической комиссии философского факультета ТГУ.

Протокол №2 от «01» февраля 2011 г.