Рабочая программа дисциплины Экономическая социология Направление подготовки 040100 Социология Профиль подготовки Общий - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины Социология управления Направление подготовки... 1 140.1kb.
Рабочая программа дисциплины Политическая социология Направление... 1 263.96kb.
Рабочая программа дисциплины Социология семьи Направление подготовки... 1 133.53kb.
Рабочая программа дисциплины Социология труда Направление подготовки... 1 167.28kb.
Рабочая программа дисциплины Социология молодежи Направление подготовки... 1 194.44kb.
Рабочая программа дисциплины Социология гендера Направление подготовки... 1 202.76kb.
Рабочая программа дисциплины Социология науки Направление подготовки... 1 179.38kb.
Рабочая программа дисциплины Социология религии Направление подготовки... 2 529.33kb.
Рабочая программа дисциплины Социология образования Направление подготовки... 1 122.44kb.
Рабочая программа дисциплины Качественные методы Направление подготовки... 1 464.02kb.
Рабочая программа дисциплины Социальная экология Направление подготовки... 1 107.69kb.
Рабочая программа для студентов направления 080100. 62 «Экономика»... 2 516.44kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Рабочая программа дисциплины Экономическая социология Направление подготовки 040100 - страница №1/1



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

Философский факультет

Кафедра социологии

УТВЕРЖДАЮ

Декан философского

факультета ТГУ
____________ С. С. Аванесов
" " февраля 2011 г.

Рабочая программа дисциплины

Экономическая социология

Направление подготовки

040100 Социология

Профиль подготовки

Общий

Квалификация (степень) выпускника



Бакалавр
Форма обучения

Очная


Томск 2011

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины (модуля) «экономическая социология» являются:

– формирование представления о предмете, методах и задачах экономической социологии, ее основных категориях и понятиях;

– ознакомление студентов с актуальными проблемами экономической социологии, технологиями экономикосоциологических исследований;

– сформировать возможности практического применения полученных знаний в профессиональной и личной траектории развития.
2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Экономическая социология» преподается студентам, обучающимся по основной образовательной программе подготовки бакалавров по направлению 040100 «Социология» в Томском государственном университете в четвертом семестре второго года обучения. Он представляет собой базовую часть профессионального цикла Б.3. Предметное содержание дисциплины тесно взаимосвязано с учебными дисциплинами цикла Б 1 ГСЭ «Экономика», а также с учебным курсом из профессионального цикла Б 3 «Основы социологии».

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения на первом и втором курсах университета.
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

Дисциплина «Экономическая социология» предназначена для формирования элементов общекультурных компетенций, обозначенных в ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров по социологии:

– способностью использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);

– способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10).

– способностью применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1);

– способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2);

– способностью использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности (ПК-10).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

– знать: теоретические основы экономической социологии, ключевые исследовательские проблемы современной экономической социологии; наиболее важные эмпирические исследования в данной области;

– уметь: производить, отбирать, обрабатывать и анализировать данные о хозяйственных процессах, представлять результаты исследовательской и аналитической работы перед профессиональной и массовой аудиториями;

– владеть: концептуальным аппаратом современной экономической социологии; навыками получения профессиональной информации из различных типов источников, включая Интернет и зарубежную литературу.


4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Экономическая социология»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы 108 часов, из них54 аудиторных, зачет.






п/п




Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)













лекции

семинары

СРС




1.

Предмет и метод экономической социологии. Этапы становления и развития экономической социологии

4

1

2

2

4

Написание тезисов по актуальным материалам экономикосоциологической направленности

2.

Экономическое поведение и типы рациональности

4

2

2

2

6

Написание тезисов по актуальным материалам экономикосоциологической направленности

3.

Рынок как форма хозяйства

4

3-4

2

4

4

4.

Государственное регулирование хозяйства

4

5-6

2

2

4

5.

Неформальная экономика как форма хозяйства

4

7

2

2

6

6.

Сфера занятости и рынок труда

4

8-9

2

4

4

Изучение статистических и фактических данных и их интерпретация

7.

Предпринимательское поведение

4

10-11

2

4

6

8.

Социология хозяйственных организаций




12

0

2

4

Изучение статистических и

фактических данных и их интерпретация



9.

Социология домашнего хозяйства. Социология потребления. Финансовое поведение




13-14

2

4

6

10

Социальная стратификация




15-16

2

2

4

11

Обсуждение исследовательских проектов




17-18

4

4

6




Итого

1

18

22

32

54

Зачет


5. Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Поэтому в рамках данного учебного курса предусмотрены не только традиционные лекционные и практические занятия, но и интерактивные занятия в форме занятий по развитию критического мышления, изучения фактического и статистического материала, углубленного чтения текстов, а также написание индивидуальных проектов. Кроме того, контроль самостоятельной работы студентов осуществляется в интерактивной форме исследовательского проекта, позволяет актуализировать процессы самообучения и взаимообучения. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 30% аудиторных занятий.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Основными формами и этапами оценки текущей успеваемости и контроля самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины являются:



  1. Написание коротких эссе по актуальным текстам экономико-социологического содержания и обсуждение написанного.

  2. Изучение фактических и статистических данных и их интерпретация.

  3. Отчет по исследовательскому проекту.

  4. Письменный зачет.

Примеры оценочных средств




  1. Проанализируйте социальные механизмы трудового найма и заполнения рабочих мест. Предложите критерии, позволяющие оценить креативный потенциал работников.

  2. Изучите предложенные материалы, характеризующие размеры ненаблюдаемой экономики в России. Сформулируйте собственные предложения по преодолению коррупции.

  3. Проект.

Примерные темы исследовательских проектов




  1. Причины устойчивой деформализации хозяйственной деятельности в России.

  2. Мелкое и среднее предпринимательство в современной России.

  3. Права собственности и управленческие схемы в построении хозяйственных организаций в современной России

  4. Специфика потребительского поведения в современной России.

Студенты могут самостоятельно выбрать тему, и согласовать ее с преподавателем. Поощряются командные формы работы.


  1. Вопросы к зачету



  1. Охарактеризуйте основные этапы становления экономико-социологической традиции.

  2. Покажите особенности современных экономико-социологических направлений.

  3. В чем заключается специфика экономико-социологического подхода?

  4. Соотношение экономических и социальных действий.

  5. Принципы построения модели экономико-социологического человека.

  6. Структурная укорененность экономического действия.

  7. Структура мотивации хозяйственных агентов.

  8. Специфика сетевого, неоинституционального и социокультурного подходов к анализу рынка.

  9. Государство как хозяйственный агент.

  10. Основные модели взаимодействия государства и рынка.

  11. Коррупция и сходные типы отношений.

  12. Сегменты неформальной экономики.

  13. Способы связи формальных и неформальных правил в хозяйственной деятельности.

  14. Эволюция предпринимательских групп.

  15. Различие экономического и экономико-социологического подходов к анализу фирмы.

  16. Сегментация рынка труда.

  17. Социальные механизмы формирования спроса на труд и предложения труда.

  18. Теория человеческого капитала: социологическая критика.

  19. Понятие домашнего хозяйства и домашнего труда.

  20. Экономический и экономико-социологический подходы к анализу потребления.

  21. Понятие габитуса.

  22. Потребительная и знаковая стоимость продуктов.

  23. Характеристика современного общества потребления.

  24. Деньги как социальное отношение.

  25. Основные понятия и проблемы стратификационного анализа.

  26. Понятие средних классов.

Пример зачетной письменной работы


  1. Дайте определения следующим понятиям: 1) неформальная экономика; 2) сегментация работодателей;3) эффект Веблена.

2. Продолжите:

1) Структура хозяйственной мотивации включает:

2) Социокультурный подход к анализу рынков основан на …

3) Рыночный мир является одним из способов координации хозяйственных взаимодействий наряду с…

4) Современная парадигма взаимодействия государства и рынка заключается в следующем …

5) Участники рынка реагируют на вмешательство представителей государственной власти посредством стратегий: …

6) К способам сегментации рынков труда относятся:...

7) Потребление выполняет функции:…

8) Оцените и объясните следующий тезис: «Экономическое действие тесно переплетено с социальным действием, порождается им, склонно представлять себя как социальное действие и в основе своей является одной из форм социального действия».

9) Верны ли следующие утверждения? (Да, нет)

1) Ограниченная рациональность предполагает сбор полной информации о предполагаемых альтернативах и склонность соглашаться на первый приемлемый вариант.

2) Рынок дополнительных бюрократических услуг – это тип отношений, когда принципал не делегирует полномочия агенту, меняя правила в пользу отдельных клиентов.

3) Стандартный набор подходов к измерению неформальной экономики включает потребительский подход и специальные обследования сегментов неформальной экономики.

4) Развитие неформальной экономики во многом порождается расширением государственного регулирования.

5) Предпринимательство часто оказывается проявлением экономического кризиса.

6) Система формальных и неформальных связей в организации препятствует свободному увольнению и найму работников, даже если этого требует рыночная конъюнктура.



7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:

1. Радаев В.В. Экономическая социология: курс лекций. М.: ГУ-ВШЭ, 2005.



2. Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики / Сост. и науч.ред. В.В.Радаев, Пер. М.С.Добряковой и др. – М.: РОССПЭН, 2004.
б) дополнительная литература:

  1. Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение // THESIS. 1993. Т. 1. Вып. 3. С. 24–40 .

  2. Бруннер К. Представление о человеке и концепция социума: два подхода к пониманию общества // THESIS. 1993. Т. 1. Вып. 3. С. 51–72 .

  3. Бурдье П. Социология политики. М.: Socio-Logos, 1993. C. 55–97.

  4. Бурстин Д.Дж. Сообщества потребления // THESIS. 1993. Т. 1. Вып. 3. С. 231–254.

  5. Вайзе П. Homo Economicus и Homo Sociologicus: монстры социальных наук // THESIS. 1993. Т. 1. Вып. 3. С. 115–130.

  6. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1992.

  7. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984.

  8. Веселов Ю.В. Экономическая социология: история идей. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1995.

  9. Генкин Б. М. Экономика и социология труда: Учебник. М., 1998.

  10. Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики / Сост. и науч. ред. В.В. Радаев; пер. М.С. Добряковой и др. М.: РОССПЭН, 2004.

  11. Зиммель Г. Философия денег // Теория общества. Сборник / Общ. ред. А.Ф. Филиппова. М.: Канон-Пресс-Ц, 1999. С. 346–383.

  12. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000.

  13. Корнейчук Б.В. Информационная экономика. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006.

  14. Коуз Р.Г. Природа фирмы // Теория фирмы / Под ред. В.М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1995. С. 11–32.

  15. Лейбенстайн Х. Эффект присоединения к большинству, «эффект сноба» и эффект Веблена в теории покупательского спроса // Вехи экономической мысли / Сост. и общ. ред. В.М. Гальперина. Т. 1. Теория потребительского поведения и спроса. СПб.: Экономическая школа, 1993. С. 304–325.

  16. Мескон Е., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. М.: Дело ЛТД, 1992. Гл. 13.

  17. Мизес Л. Социализм. Экономический и социологический анализ. М.: Catallaxy, 1994.

  18. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997.

  19. Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. М.: ГУ ВШЭ, 2003.

  20. Рязанцев И. Экономическая социология: региональный аспект. – М.: «Академический проект», 2005.

  21. Смелзер Н. Социология экономической жизни // Американская социология: перспективы проблемы, методы / Пер. с англ. В.В. Воронина, Е.В. Зиньковского; под ред. Г.В. Осипова. М.: Прогресс, 1972. С. 188–202.

  22. Теория потребительского поведения и спроса / Под ред. В.М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1993.

  23. Эльстер Ю. Социальные нормы и экономическая теория // THESIS. 1993. Т. 1. Вып. 3. С.73–91 .

  24. Энджел Д.Ф., Блэкуэлл Р.Д., Миниард П.У. Поведение потребителей / Под ред. Л.А. Волковой. СПб.: Питер Ком, 1999.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы Лицензионный пакет программ Microsoft Windows 7.

Сетевые ресурсы:



  1. Журнал «Экономическая социология» http://www.ecsoc.msses.ru

  2. Центр экономической социологии «Эксоцентр» www.ecsoc.ru

  3. Образовательный портал «Экономика, социология и менеджмент» www.ecsocman.edu.ru

  4. http://www.gks.ru (официальная информация Федеральной службы государственной статистики);

  5. http://wciom.ru/ (Всероссийский центр изучения общественного мнения)

  6. http://www.socpol.ru/ (Независимый институт социальной политики)

  7. http://spero.socpol.ru/ (Журнал Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры)

  8. http://www.inop.ru/ (сайт Института общественного проектирования)

  9. http://www. government.ru

  10. http://www. economy.gov.ru

  11. http://www.opec.ru

  12. http://www.rbc.ru


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Кафедра социологии ТГУ располагает всем необходимым материально-техническим обеспечением для выполнения настоящей программы. Оно включает в себя:

- наличие компьютерного класса;

- наличие доступного для студента выхода в Интернет;

- наличие специально оборудованных кабинетов и аудиторий для мультимедийных презентаций.



Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки 040010 «Социология».


Автор: Скрыльникова Наталья Александровна, доктор экономических наук, профессор кафедры политической экономии экономического факультета ТГУ

Рецензент: Рыкун Артем Юрьевич, доктор социологических наук, профессор кафедры социологии


Программа одобрена на заседании методической комиссии философского факультета ТГУ от 01.02.2011 года, протокол № 2.