Рабочая программа дисциплины дв. 3 01. 01 История гравюры на стали для 261400 Технология художественной обработки материалов - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины в 01 Деловой иностранный язык (немецкий... 1 158.46kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «скульптура и лепка» 1 167.75kb.
Рабочая программа учебной практики 1 123.15kb.
Рабочая программа дисциплины «История политической мысли» 1 165.83kb.
Рабочая программа по дисциплине «Экология» Направления: 654900 Химическая... 1 57.41kb.
«Технология машиностроения» Специализация «Технология обработки материалов... 1 32.98kb.
Рабочая программа, программа дисциплины история российско-китайских... 2 505.66kb.
Программа дисциплины «История экономических учений» 2 469.71kb.
Рабочая программа по социологии составлена в соответствии с гос,... 1 187.76kb.
Рабочая программа наименование дисциплины : Технология программирования 1 156.16kb.
Рабочая программа по дисциплине «Нормирование в рыбной отрасли» по... 1 176.11kb.
Английская гравюра в Астрахани: новая выставка в Гравюрном кабинете 1 20.66kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Рабочая программа дисциплины дв. 3 01. 01 История гравюры на стали для 261400 Технология - страница №1/2



ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(национальный исследовательский университет)

Филиал ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ) в г. Златоусте


СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой

Декан металлургического

Общая металлургия

факультета

__________________В.И. Чуманов

___________________А.Н. Дильдин

__________________20_________г.

__________________20_________г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины ДВ.3-2.01.01 История гравюры на стали

для 261400 Технология художественной обработки материалов

профиль подготовки: Технология художественной обработки материалов

форма обучения: очная

кафедра-разработчик: Общая металлургия
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 261400, утвержденным приказом Минобрнауки от 21.12.2009 № 744
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры Общая металлургия протокол № 1 от 2 сентября 2011-2012 уч. год
Рабочая программа рассмотрена и пролонгирована на заседании кафедры Общая металлургия, протокол № 1 от 13 сентября 2012 года на 2012-2013 уч. год
Рабочая программа рассмотрена и пролонгирована на заседании кафедры Общая металлургия, протокол № ___ от ______ 20__ года на 20__-20__ уч. год
Рабочая программа рассмотрена и пролонгирована на заседании кафедры Общая металлургия, протокол № ___ от ______ 20__ года на 20__-20__ уч. год

Зав. кафедрой разработчика: д.т.н., профессор В.И. Чуманов ________________


Разработчик программы: к.и.н., доцент С.Н. Куликовских __________________

Златоуст, 2011


1. Цели и задачи дисциплины
Целью освоения дисциплины является формирование у студентов знаний, необходимых для проектирования и изготовления изделий художественной гравюры на металле, на стали в том числе, с учетом исторического опыта, развития графики и орнаментики, также формирование художественного вкуса и навыков восприятия исторического развития искусства гравюры, развитие образного и пластического (творческого) мышления, привитие навыков искусствоведческого анализа произведений искусства и выявления закономерности художественного творчества графиков и гравёров.

Задачами изучения дисциплины являются научить студента:

– владеть теоретическими основами искусства западноевропейской гравюры, знать ее виды и их особенности;

– выявлять отличительные черты и характерные особенности техник и способов гравюры;

– понимать закономерности развития искусства, основные принципы и условия сложения традиций художественных школ металлообработки, Златоустовской в том числе;

– владеть терминологией;

– уметь применять на практике теоретические знания основ технологического процесса художественной гравюры на металле.


  1. Место дисциплины в структуре ООП [бакалавриата/ магистратуры/специалитета] (выбирается автоматически в зависимости от кода квалификации)




Перечень предшествующих дисциплин, видов работ

Перечень последующих дисциплин, видов работ

Б.3-1.03 Художественное материалове-дение

Б.3-1.05 Технология обработки материа-лов

Б.3-2.01 Рисунок

Б.3-2.02 Живопись и цветоведение

Б.3-2.03 Композиция

В.3-2.01 Скульптура и лепка

В.3-2.02 История искусств

В.3-2.03 Дизайн



Б.3-1.01 Компьютерное проектирование

Б.3-1.04 Покрытие материалов

Б.3-1.06 Оборудование для реализации технологий художественной обработки материалов

ДВ.3-1.02.01 Художественные изделия из драгоценных металлов и камней

ДВ.3-2.02.01 Техническая и эстетическая оценка готовой продукции

ДВ.3-2.03.01 Мастерство



(дисциплины и виды работ выбираются из учебного плана)

Требования к «входным» знаниям, умениям, навыкам студента, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин:


Студент должен знать

техники и способы художественной обработки металла;

историю стилей

способы построения композиции

дизайн
Студент должен уметь

составлять композицию

составлять орнамент

выполнять рисунок


Студент должен владеть

техникой рисунка

основными приемами художественной обработки металла

законами композиции

– навыками эскизирования

– навыками гравирования


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

– стремится к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства может критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства их развития или устранения (ОК-3)

– понимает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-4)

– осознает значение накопленных гуманитарных ценностей для сохранения и развития современной культуры страны (ОК-7)

– способен сочетать научный и экспериментальный подход для решения поставленных задач (ОНК-2)

– способен решать профессиональные задачи в области проектирования, подготовки и реализации художественно-промышленного единичного и мелкосерийного производства (ОНК-7)

– готов отражать современные тенденции отечественной и зарубежной культуры в профессиональной деятельности (ОНК-11).

– способен к планированию и реализации программ индивидуального и мелкосерийного производства художественно-промышленной продукции, обладающей эстетической ценностью (ПК-1)

– способен к проектированию и созданию художественно-промышленных изделий, обладающих эстетической ценностью, к разработке проектировании художественных или промышленных объектов (ПК-7)

– способен к художественно-производственному моделированию проектируемых объектов в реальные изделия, обладающие художественной ценностью (ПК-8)

– способен к выбору художественных критериев для оценки эстетической ценности готовых объектов (ПК-11)

– готов к историческому анализу технических и художественных особенностей при изготовлении однотипной группы изделий (ПК-13)


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: терминологию, понятия и определения технологии художественной гравюры, методику работы над изделием гравюры, собственно технологический процесс ее изготовления, генезис и эволюцию гравюры как вида изобразительного искусства, характерные черты основных видов гравюры.

Уметь: соблюдать стилевые особенности при создании единичного изделия или композиционного ансамбля; давать приближенную тематическую интерпретацию конфигурации изделия; использовать арсенал художественных средств для повышения эстетической ценности художественного изделия? составлять композицию для выполнения ее на металле, анализировать технологические процессы, выявлять причины дефектов, брака и их исправления.

Владеть: понятиями стиля и стилевыми художественными особенностями; традициями отечественной художественной школы; материаловедческой и технологической базой для разработки оригинального художественного продукта.
4. Объем и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет _72____ (заполняется из учебного плана) зачетных единиц, __2,0_____ (заполняется из учебного плана) часов.




Вид учебной работы

Всего часов

Разделение по семестрам в часах.

Номер семестра



5*

6*

7*

8*

Общая трудоемкость

дисциплины



72





72



Аудиторные занятия

36





36



Лекции (Л)

18







18




Практические занятия, семинары (ПЗ)

18





18



Лабораторные работы (ЛР)

и (или) другие виды аудиторных занятий













Самостоятельная работа (СРС)

  • Курсовой проект

  • Курсовая работа

  • Реферат

  • Расчетно-графическая работа

  • Семестровое задание

  • Подготовка к экзамену, зачету

  • другие виды самостоятельной работы

32





32





+



Контроль самостоятельной работы студента (КСР)

4





4



Вид итогового контроля (ИА) (зачет, экзамен)










зачет






5. Содержание дисциплины


Номер раздела, темы

Наименование разделов,

тем дисциплины



Объем занятий по видам в часах

Всего

Л

ПЗ

ЛР

СРС

КСР

ИА

1

Причины и условия появления гравюры – особого вида изобразительного искусства. Определение термина гравюра. Общекультурное значение гравюры.

8

2

2




4







2

Технологические возможности гравюры.

Особое свойство гравюры эпохи Возрождения. Гравюра и ремесла. Гравюра как разновидность прикладного искусства.



8

2

2




4







3

Зарождение гравюры в Германии, особенности гравюрных школ Нидерландов, Италии, Франции, Голландии, Англии, Японии.

Гравюра XVIII в. – «малое искусство»



10

2

4




4







4

Неповторимый облик русской гравюры XVII – XX вв.

8

2

2




4







5

История развития гравюры в Златоусте. Роль и место произведений оружейного искусства ЗОФ на фоне общероссийского и мирового развития культуры и искусства.

8

2

2




4







6

Развитие гравюры в условиях оружейного производства XIX в. Роль ученых - металлургов. Сложение первого коллектива художников-гравёров и основ Златоустовской школы художественного металла.

7

2

2




3







7

Развитие гравюры на стали в условиях оборонного предприятия. Предметы ширпотреба. Утрата прикладного характера гравюры. Особенности стиля, декора изделий. Подарочные изделия.

7

2

2




3







8

Художественный металл Златоуста 1990- нач. XXI в. Обращение к классическим основам Златоустовской школы. Традиции и новаторство.

7

2

2




3







9

Изделия мастеров Златоустовской гравюры на стали на отечественных и зарубежных выставках XIX – начала ХХI вв.

5

2






3









5.1. Лабораторные работы (не предусмотрены)

5.2. Практические занятия


Номер занятия

Номер

раздела


или темы

Наименование и краткое содержание практических занятий

Характер занятий и цель

Кол-во

часов






1.

1

Причины и условия появления гравюры – особого вида изобразительного искусства. Определение термина гравюра. Общекультурное значение гравюры.


Познакомить студентов с особенностями формирования одного из видов изобразительного искусства, выявить характерные черты и сформировать представление о гравюре как явлении культуры и искусства

2





2

2

Технологические возможности гравюры. Гравюра и ремесла.

Особое свойство гравюры эпохи Возрождения.

Гравюра как разновидность прикладного искусства.



Расширить знания студентов о видах искусства, истоках и особенностях их технологической части; дать представление об особенностях творчества и художественной манеры ее ярких представителей эпохи Итальянского и Северного Возрождения

2



3, 4

3


Зарождение гравюры в Германии, особенности гравюрных школ Нидерландов, Италии, Франции, Голландии, Англии, Японии.

Гравюра XVIII в. – «малое искусство»



Закрепить сведения о формировании гравюры в Европе и ее особенностях, выявить характерные черты художественных стилей в искусстве западноевропейской и восточной гравюры

4





5

4


Неповторимый облик русской гравюры XVII – XX вв.



Формировать представление

о генезисе и эволюции одного из видов изобразительного искусства – гравюры в России, дать представление о синтезе «классического» и национального в русской гравюре.


2




6


5


История развития гравюры в Златоусте.

Роль и место произведений оружейного искусства Златоустовской оружейной фабрики на фоне общероссийского и мирового развития культуры и искусства.



Расширить знания студентов о прикладном характере гравюры, показать ее связь с особым жанром – оружейным



2





7


6


Развитие гравюры в условиях оружейного производства XIX в. Роль ученых-металлургов. Сложение первого коллектива художников-гравёров и основ Златоустовской школы художественного металла.


Формировать представление о тенденциях развития отечественной и уральской школ художественной металлообработки и гравюры на металле как синтезе науки, искусства и ремесла

2




8

7


Развитие гравюры на стали в условиях оборонного предприятия. Предметы ширпотреба.

Утрата прикладного характера гравюры.

Особенности стиля, декора изделий. Подарочные изделия.


Расширить знания студентов о русской гравюре в период СССР, формировать представление о характере и содержании произведений гравюры

познакомить с творческим наследием мастеров златоустовской гравюры


2





9

8


Художественный металл Златоуста 1990 – нач. XXI в.

Традиции и новаторство: обращение к «классическим» основам Златоустовской школы художественной гравюры на металле



Формировать представление о жанрах в искусстве; дать представление и развитии и тенденциях уральской гравюры

на примере творчества художников-гравёров


2







Контрольные вопросы по практическим занятиям


Практическое занятие № 1

  1. Понятие о видах искусства.

  2. Основные черты и характер проявления гравюры

  3. Основные причины и условия рождения совершенно нового вида искусства

  4. Особенности гравюры как печатной техники

  5. Роль тиражируемого вида искусства в расширении знаний, науки и искусства.

Практическое занятие № 2

1. Своеобразие гравюры в ее технологической составляющей

2. Ремесла как основа для формирования видов и техник гравюры

3. Специфика гравюрных техник

4. Формирование норм и правил искусства.

5. Демократизм гравюры

6. Новое мировоззрение художников Высокого Возрождения и развитие искусства гравюры

7. Переодизация стилей и техник европейской гравюры
Практическое занятие № 3


  1. Потребность в гравюре и ее широкое распространение в Германии на рубеже 15–16 вв.

  2. Особое положение гравюры в Германии, ее утилитарность. Первые печатные листы – игральные карты.

  3. Основная тематика немецкой гравюры

  4. Формирование двух центров немецкой гравюры

  5. Начальная периодизация (три основные стадии) развития немецкой гравюры

  6. Значение творчества А. Дюрера в развитии немецкой гравюры

  7. Графическое искусство крупнейших немецких живописцев эпохи

  8. Иллюзия и реальность в нидерландкой графике 15 в.

  9. Достижения в области ксилографической книги

  10. Особенности резцовой гравюры

  11. Влияние творчества крупнейших художников Германии и Нидерландов на развитие гравюры

  12. Проявление национального в графике Нидерландов

  13. Роль творчества Л. Лейденского в общем художественном развитии эпохи

  14. Династии гравёров-издателей

Практическое занятие № 4



  1. Искания итальянского гуманизма и развитие видов изобразительного искусства

  2. Ранние миниатюры – «ниелло»

  3. Влияние творчества Боттичелли и Поллайоло на формирование итальянской гравюры на меди

  4. Образовательный характер так называемых тарокки

  5. Художественный лаконизм гравюр большого стиля Андреа Мантенья

  6. Венецианская ксилография Тициана

  7. Технические и художественные находки Возрождения – техники кьяроскуро и офорт

  8. Образный строй и содержание офортов Тьеполо

  9. «Архитектурные фантазии» и перспективные композиции гравёра Пиранези

  10. Готическая традиция в гравюре Франции 15 в.

  11. Роль церкви в развитии гравированных листов – индульгенций

  12. Влияние идей Возрождения и Клейн-мейстеров на развитие французской гравюры

  13. Дифференциация гравюры по видам и жанрам в 16 в.

  14. Достижение французского искусства 16 в. – развитие жанра портрета

  15. Творчество офортиста Жака Калло

  16. Репродукционная гравюра 17 в.

  17. Новаторство в гравюре 18 в.

18. Восточная гравюра:

  1. Истоки японской гравюры

  2. Школа укиё-э

  3. Особенности и периодизация японской ксилографии

  4. Искусство «читать линию» 17 – 18 вв.

  5. Цвет и принципы цветового решения в японской гравюре

  6. «Большие головы» Утамаро – жанр женского портрета

  7. Универсализм гравюр Хокусая. 19 в.

Практическое занятие № 5



  1. Петровская эпоха в истории русского искусства

  2. «Европеизация» русской гравюры

  3. Формирование стиля петербургской гравюры

  4. Творчество гравёров братьев Зубовых.

  5. Центры гравирования: петербургская типография и Академия наук

. Новая школа русских гравёров 18 в.

  1. Академия художеств и развитие художественной гравюры

  2. Мастерство гравёра Ивана Соколова. Жанры, в которых он работа

  3. Особенности «бытописания» Петербурга И.А. Соколова

  4. Судьба и творчество Евграфа Чемесова

  5. Класс ландшафтной гравюры.

  6. Творчество Семена Щедрина

  7. Поэтичность и классическая ясность русской гравюры 19 в.

  8. Образы современников в портретной гравюре Н.И. Уткина

  9. Очерковая гравюра в карикатуре, лубочных картинках и иллюстрации.

  10. Причины и условия распространения в России первой половины 19 в. литографии

  11. Деятельность «Общества русских аквафортистов»

  12. Офорты И.И. Шишкина

  13. Творчество В. В. Матэ.

  14. Роль гравюры в деятельности «Мира искусства»

  15. Шедевры 20 в.

Практическое занятие № 6



  1. Русская гравюра и оружейное дело: Оружейная палата Московского Кремля, Петровские оружейные заводы

  2. Истоки уральской гравюры

  3. Переселение на уральский завод мастеров Золингена и Клингенталя

  4. Влияние традиций западноевропейского и восточного оружейного искусства

  5. Открытие Златоустовской Оружейной фабрики

Практическое занятие № 7



  1. Деятельность выдающихся русских металлургов – ученых, исследователей, администраторов П.П. Аносова и П.М. Обухова

  2. Зарождение основ Златоустовской школы художественной гравюры на металле

  3. Творчество И.Н. Бушева – основоположника Златоустовской школы авторского холодного украшенного оружия и стальной миниатюры

  4. Художественная манера И.П. Бояршинова

  5. Шедевры первого коллектива художников-гравёров Златоуста

Практическое занятие № 8

1. Спад в развитии художественной гравюры пореформенного времени

2. Состояние Златоустовской гравюры на рубеже 19–20 вв.

3.Развитие после революционных потрясений и Гражданской войны

4. Поиски новых форм и художественного содержания

5. Гравюра и предметы ширпотреба

6. Художественная гравюра – вид продукции оборонного предприятия

7. Творческое наследие А.И. Боронникова

8. Жанры в художественной гравюре


Практическое занятие № 9

  1. Деятельность цеха гравюры в послевоенный период

  2. Создание художественного совета

  3. Художники-гравёры – члены творческой группы

  4. Возрождение «классических» основ Златоустовской школы художественной гравюры

  5. Творчество Г.М. Берсенева

  6. Дар Леонида Валиева

  7. Гравюры А. Кузьмичева и Г. Драгуна

  8. «Лирическая» стилистика первой женщины-гравёра Н. Лохтачевой

  9. Художники-гравёры – члены СХ СССР, СХ РФ, заслуженные художники РФ




    1. Семинары

(не предусмотрены учебным планом)
5.4. Самостоятельная работа студентов


Номер раздела

Наименование и содержание разделов, вынесенных на самостоятельную работу

Вид работы1

Объем работы в часах для одного студента

Список литературы (с указанием разделов, глав, страниц)

Форма контроля2

1

Причины и условия появления гравюры – особого вида изобразительного искусства. Определение термина гравюра. Общекультурное значение гравюры.

Изучение тем и проблем, не выносимых на лекции

4

Изучение и конспектирование монографий

Итоговый семестровый зачет.

Проверка конспектов практических занятий;



2

Технологические возможности гравюры.

Особое свойство гравюры эпохи Возрождения. Гравюра и ремесла. Гравюра как разновидность прикладного искусства.



Изучение тем и проблем, не выносимых на лекции

4

Изучение и конспектирование монографий, сайт Gravures.ru

Итоговый семестровый зачет.

Проверка конспектов практических занятий;



Проверка рефератов и письменных текстов докладов

3


Зарождение гравюры в Германии, особенности гравюрных школ Нидерландов, Италии, Франции, Голландии, Англии, Японии.

Гравюра XVIII в. – «малое искусство»



Изучение тем и проблем, не выносимых на лекции

Написание тематических докладов, рефератов и эссе на проблемные темы;


4

Изучение и конспектирование монографий, сайт Gravures.ru

Итоговый семестровый зачет.

Проверка конспектов практических занятий;



Проверка рефератов и письменных текстов докладов

4


Неповторимый облик русской гравюры XVII – XX вв.

Изучение тем и проблем, не выносимых на лекции

Написание тематических докладов, рефератов и эссе на проблемные темы;


4

Изучение и конспектирование монографий, сайт Gravures.ru

Итоговый семестровый зачет.

Проверка конспектов практических занятий;



Проверка рефератов и письменных текстов докладов

5


История развития гравюры в Златоусте. Роль и место произведений оружейного искусства ЗОФ на фоне общероссийского и мирового развития культуры и искусства.

Изучение тем и проблем, не выносимых на лекции

Написание тематических докладов, рефератов и эссе на проблемные темы;


4

Изучение и конспектирование монографий, сайт Gravures.ru

Куликовских С.Н. Златоустовская школа авторского холодного украшенного оружия. Становление и развитие (1815-1860 гг.) / Под ред. Д.и.н.. д. иск., проф. Н.П. Парфентьева. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2006. – С. 3-74.



Итоговый семестровый зачет.

Проверка конспектов практических занятий;



Проверка рефератов и письменных текстов докладов

6


Развитие гравюры в условиях оружейного производства XIX в. Роль ученых - металлур-гов. Сложение первого коллектива художников-гравёров и основ Златоустовской школы художественного металла.

Изучение тем и проблем, не выносимых на лекции

Написание тематических докладов, рефератов и эссе на проблемные темы;


3

Изучение и конспектирование монографий, сайт Gravures.ru

Куликовских С.Н. Златоустовская школа авторского холодного украшенного оружия. Становление и развитие (1815-1860 гг.) / Под ред. Д.и.н.. д. иск., проф. Н.П. Парфентьева. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2006. – С. 75-142.



Итоговый семестровый зачет.

Проверка конспектов практических занятий;



Проверка рефератов и письменных текстов докладов

7


Развитие гравюры на стали в условиях оборонного предприятия. Предметы ширпотреба. Утрата прикладного характера гравюры. Особенности стиля, декора изделий. Подарочные изделия.

Изучение тем и проблем, не выносимых на лекции

3

Изучение и конспектирование монографий, сайт Gravures.ru

Куликовских С.Н. Златоустовская школа авторского холодного украшенного оружия. Становление и развитие (1815-1860 гг.) / Под ред. Д.и.н.. д. иск., проф. Н.П. Парфентьева. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2006. – С. 143-190.



Итоговый семестровый зачет.

Проверка конспектов практических занятий;



Проверка рефератов и письменных текстов докладов

9

Художественный металл Златоуста 1990- нач. XXI в. Обращение к классическим основам Златоустовской школы. Традиции и новаторство.

Изучение тем и проблем, не выносимых на лекции

Написание тематических докладов, рефератов и эссе на проблемные темы;


3

Изучение и конспектирование монографий, сайт Gravures.ru


Итоговый семестровый зачет.

Проверка конспектов практических занятий;



Проверка рефератов и письменных текстов докладов

10

Изделия мастеров Златоустовской гравюры на стали на отечественных и зарубежных выставках XIX – начала ХХI вв.

Изучение тем и проблем, не выносимых на лекции

3

Изучение и конспектирование монографий, сайт Gravures.ru


Итоговый семестровый зачет.

Проверка конспектов практических занятий;



Проверка рефератов и письменных текстов докладов




    1. Контроль самостоятельной работы студентов




Формы управления самостоятельной работой студента и формы контроля СРС (например, консультации по выполнению курсового проекта)

Кол-во часов

Консультации по выполнению практических заданий,

по подготовке к зачету



4









6. Образовательные технологии, используемые в учебном процессе данной дисциплины (рекомендации преподавателю)
6.1. Интерактивные формы обучения

Интерактивные формы обучения, применяемые при проведении практический занятий, лабораторных работ и семинаров

Краткое описание и примеры использования в темах и разделах, место проведения

компьютерная симуляция




деловая или ролевая игра




разбор конкретных ситуаций




Тренинг




Встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций

Встречи-лекции специалиста-технолога художественной обработки металла

мастер-классы экспертов и специалистов

Встречи-лекции специалиста-технолога художественной обработки металла

Другое (возможность ввести название)





6.2. Инновационные способы и методы, используемые в образовательном процессе



Наименование

Краткое описание и примеры использования в темах и разделах

1.

Использование информационных ресурсов и баз данных

Использование информационных ресурсов Интернет

2.

Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий

Использование DVD

- Гравюра. 5000 шедевров.

- Орнамент

CDR

- Энциклопедия классического зарубежного искусства


3.

Ориентация содержания на лучшие отечественные аналоги образовательных программ




4.

Применение предпринимательских идей в содержании курса




5.

Использование проблемно- ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук

Использование искусствоведческого анализа при изучении произведений гравюры



6.

Применение активных методов обучения, «контекстного» и «на основе опыта»

Обзор отечественных и зарубежных разработок по

7.

Использование методов, основанных на изучении практики (case studies)

Использование материалов преддипломной практики

8.

Использование проектно-организованных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических задач




9.

Другие






7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Примерная тематика докладов, рефератов и презентаций

  1. Кранах – один из создателей пейзажного жанра в гравюре

  2. Графическое искусство А. Дюрера

  3. Гравюры Гольбейна

  4. Техника меццотинто

  5. Декоративные возможности кьяроскуро

  6. «Большие пейзажи» Питера Брейгеля Старшего

  7. Творческая манера Луки Лейденского

  8. Древний Рим в офортах Пиранези

  9. Династия живописцев, графиков и гравёров Тьеполо

10. Достижения французского офорта в жанре портрета

11. Цветная японская ксилография 18 в.

12. Каллиграфия в японской гравюре

13. Творческая судьба гравёра Евграфа Чемесова

14. «Световые задачи» офортов И. Шишкина

15. Цветные ксилографии А. Остроумовой-Лебедевой

16. Язык гравюры Натальи Гончаровой

17. Философия художественного языка офортов В. Серова



18. Гравюры В. Фаворского

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля

занятие № 1

  1. Какие виды искусства вам известны?

  2. Дайте им характеристику

  3. Что такое графика?

  4. К какому виду искусств она относится?

  5. Какие черты отличают рисунок и гравюру?

  6. Каковы причины зарождения совершенно нового вида искусства в Европе?

  7. Как совершенствование технологии производства какого материала оказало влияние на развитие гравюры?

  8. Каково происхождение понятия «гравюра»?

  9. Каким образом развитие гравюры способствовало распространению знаний?

  10. Как совершенствовалась технология гравюры, ее виды и стилистические особенности?


занятие № 2

  1. Каким образом и какие ремесла средневековой Европы способствовали возникновению гравюры как вида изобразительного искусства?

  2. Каким особым свойством, отличающим ее от других видов изобразительного искусства, обладает гравюра?

  3. Что является целью всего творческого процесса гравёра?

  4. Как вы понимаете мысль о том, что гравюра с самого своего возникновения «заговорила на особом языке»?

  5. Какие специфические средства, резко отличающие ее от рисунка, применяет гравюра ?

  6. Какие черты характеризуют демократичность гравюры?

  7. Какие основные элементы лежат в основе каждого гравюрного листа?

  8. Охарактеризуйте основные виды гравюры

  9. В чем специфика и отличие резцовой гравюры и ксилографии?

  10. Какая новая техника гравюры появляется в эпоху Возрождения?


занятие № 3

  1. Почему в истории немецкого искусства 15 в. гравюра заняла особое место?

  2. Причины интенсивного развития гравюры в Германии 15–16 вв.?

  3. В чем проявилось утилитарное назначение немецкой гравюры?

  4. Докажите, что в немецкой резцовой гравюре религиозная тема существовала параллельно со светской.

  5. Дайте характеристику двум основным школам гравюры 15 в. в Германии

  6. Творчество каких мастеров представляет собой три основные стадии развития резцовой гравюры на меди в Германии 15 в.?

  7. Назовите основные сюжеты в творчестве Мастера игральных карт.

  8. Каковы особенности гравюры Мастера E.S.?

  9. Докажите, что образный строй гравюр Мастера E.S, еще сильно связан с традициями средневековья

  10. Почему творчество Мартина Шонгауэра свидетельствует о том, что гравюра становится детищем живописцев?


занятие № 4

  1. Какое место ксилография занимала в искусстве Нидерландов в 15 в.?

  2. В чем проявился прикладной характре ксилографии?

  3. Охарактеризуйте первые сюжеты ксилографий-иллюстраций

  4. Каково значение иллюстраций к «Апокалипсису» и «Ars moriendi» в формировании устойчивой системы художественных приемов и профессионального мастерства гравёров?

  5. Как проявляются средневековые традиции в «народных листах»?

  6. Почему иллюстрации к «Рассуждению о рыцаре» можно отнести к подлинным произведениям Северного Возрождения?

  7. В чем проявилась оригинальность творчества мастеров резцовой гравюры в Нидерландах?

  8. Какое влияние оказало искусство 15 в. на формирование графики последующего периода?

  9. Каков вклад в развитие гравюры крупнейшего нидерландского живописца Луки Лейденского?

  10. Что такое репродукционная графика?

  11. Охарактеризуйте творчество величайшего нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего.


занятие № 5

  1. Каким образом происхождение гравюры на меди связано с техникой «ниелло»?

  2. Каково участие великих мастеров итальянского Возрождения Боттичелли и Поллайоло на развитие искусства гравюры на меди?

  3. Раскройте достижения Поллайоло в формировании нового гравировального стиля

  4. Что такое тарокки?

  5. В чем проявился их воспитательный характер ?

  6. Охарактеризуйте творческую манеру Андреа Мантенья

  7. Раскройте мифологическое содержание гравюрных листов гравёра

  8. Докажите, что в 16 в. художественным центром Италии становится Рим.

  9. Каким образом Раймонди положил начало репродукционной технике гравюры?

  10. Какие сведения о гравёрах и гравюре эпохи Возрождения содержит труд Дж. Вазари?

  11. Охарактеризуйте творчество Тициана.

  12. Какие новые техники открыла эпоха Возрождения?


занятие № 6

  1. Чем знаменита доска Прота?

  2. Каким образом церковь способствовала и поддерживала развитие искусства гравюры во Франции?

  3. Почему французская гравюра до 16 в. оставалась в пределах народного творчества?

  4. Охарактеризуйте творчество клейн-мастеров

  5. Каким образом распространение светской образованности содействовало развитию ксилографии?

  6. Как можно охарактеризовать деятельность гравёров школы Фонтенбло?

  7. Как шло развитие жанров во французской гравюре?

  8. Почему французские мастера оценили художественные возможности офорта?

  9. В чем проявилось новаторство Ж.Калло?

  10. Как творчество Ж.Калло связано с научными открытиями 17в.?

следующая страница >>