Рабочая программа дисциплины человеко-машинное взаимодействие - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Перечень экзаменационных вопросов по дисциплине «Человеко-машинное... 1 24.36kb.
Вопросы к зачету по дисциплине: 1 730 «Человеко-машинное взаимодействие» 1 30.63kb.
Человеко-машинное взаимодействие 1 55.21kb.
Вопросы к экзамену по курсу «Человеко-машинное взаимодействие» 1 15kb.
Методические указания к лабораторным работам и курсовому проекту... 9 1101.56kb.
Человеко-компьютерное взаимодействие (hci) 2 677.42kb.
Рабочая программа, программа дисциплины история российско-китайских... 2 505.66kb.
Рабочая программа дисциплины Специальность 030501. 65 «Юриспруденция» 5 1108.03kb.
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 02 1 344.28kb.
Рабочая программа дисциплины 1 154.92kb.
Рабочая программа дисциплины «архитектура ЭВМ и систем» 3 335.83kb.
Вопросы к зачету по дисциплине: 1 730 «Человеко-машинное взаимодействие» 1 30.63kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Рабочая программа дисциплины человеко-машинное взаимодействие - страница №1/1



Министерство образования Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный электротехнический

университет “ЛЭТИ”


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА




дисциплины


ЧЕЛОВЕКО-МАШИННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Для подготовки дипломированных специалистов по направлению 654600–“ ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКАпо специальности 220400 “ Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем ”.



Санкт-Петербург


2001

Санкт-Петербургский государственный электротехнический


университет “ЛЭТИ”

“УТВЕРЖДАЮ”


Проректор по учебной работе

проф. ___________ Ушаков В.Н.

“_____”_______________2001 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



дисциплины


ЧЕЛОВЕКО-МАШИННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Для подготовки дипломированных специалистов по направлению 654600 – “ ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКАпо специальности 220400 -“ Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем”.


Факультет компьютерных технологий и информатики

Кафедра математического обеспечения и применения ЭВМ


Курс – 5

Семестр – 9




Лекции

48 ч.




Экзамен

9 семестр

Курсовое проектирование

16 ч.







9 семестр




Аудиторные занятия

64 ч.







Самостоятельные занятия

76 ч.




Всего часов

140 ч.








Санкт-Петербург


2001

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры математического обеспечения и применения ЭВМ

“____”_______________2001 г., протокол №______.

Рабочая программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом по направлению 654600 – “ ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКАпо специальности 220400 -“ Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем”.

Рабочая программа согласована с рабочими программами изученных ранее дисциплин:

1) Математика

2) Объектно-ориентированное программирование

3) Компьютерная графика

Рабочая программа одобрена методической комиссией Факультета компьютерных технологий и информатики “____”_____________2001г.
Цели и задачи дисциплины

Человеко-машинное взаимодействие - дисциплина, имеющая дело с разработкой, развитием и применением интерактивных компьютерных систем с точки зрения требований пользователя, а также с изучением явлений их окружающих. Этот курс предназначен для программистов и пользователей и обеспечивает изучение компьютерных технологий с акцентом на разработку и развитие пользовательского интерфейса.

Человеко-машинное взаимодействие – это дисциплина, объединяющая знания в областях: психологии познания, проектирования программного обеспечения и компьютерных систем, социологии и организации бизнеса, эргономики и системного анализа, управления процессами и промышленного дизайна. Внедрение компьютеров практически во все стороны жизни требует от современного специалиста в области компьютерных технологий умения разработать или адаптировать пользовательский интерфейс под широкий класс пользователей, обеспечить эффективное использование компьютерных систем в разных приложениях.
Требования к уровню освоению содержания дисциплины

В результате изучения курса студенты должны:



  • знать особенности восприятия информации человеком, устройства и режимы диалога, вопросы компьютерного представления и визуализации информации, парадигмы и принципы взаимодействия человека с компьютерной средой, критерии оценки полезности диалоговых систем,

  • уметь построить и описать взаимодействие с компьютерной средой в заданной проблемной области, пользоваться библиотеками элементов управления диалогом, программами поддержки разработки пользовательских интерфейсов, создать среду, описать события и реализовать интерактивную систему по заданию преподавателя,

  • иметь представление о тенденциях развития пользовательских интерфейсов новых компьютерных технологий и методах повышения полезности разрабатываемых и используемых программных систем.

Содержание рабочей программы



1. Введение в проблему человеко-машинного взаимодействия.

1.1. Человек: информационные каналы, память, мышление и принятие решений, психология.


1.2. Компьютерные среды: устройства ввода-вывода, текстовый и графический режимы, гипертекст, печать и сканирование, управление памятью, 2, 2,5 и 3D графика, устройства позиционирования и указания, моделирование визуальной среды, мультимедиа и распознавание речи и визуальных образов.
1.3. Взаимодействие: модели взаимодействия, фреймы и окна, уровень абстракции и стили взаимодействия, контекст и протоколы взаимодействия, эргономика.
2. Проектирование пользовательских интерфейсов.
2.1. Используемые парадигмы и принципы: анализ и описание использования информации в процессе работы (AIU), моделирование вариантов использования и генерация требований к проектированию пользовательских интерфейсов (UIM).
2.2. Среда взаимодействия: Мультимедиа среды – компьютерная поддержка вещания, видео по требованию, интерактивное телевидение, компьютерная телефония. Гипермедиа среды – интернет и интранет, WWW, электронные учебники, электронная коммерция. Управление процессами - документооборот, управление системами и обучение. Базы данных - справочные системы, хранилища данных, электронные библиотеки и т.д. Объектно-ориентированные среды - компьютерный дизайн, системы автоматизации проектирования. Имитационное и математическое моделирование - системы автоматизации научных исследований по областям знаний, виртуальные миры.
2.3. Принципы использования: организация доступа к информации, использование средств телекоммуникаций, развивающие и деловые игры, подготовка документов, управление процессами, проектирование систем и программных продуктов, исследование имитационных и поведенческих моделей.
2.4. Процесс проектирования: жизненный цикл программ, правила проектирования, проектирование полезности, проектирование по прототипу, рациональное проектирование.
2.5. Модель пользователя: модели мышления, целевые установки, языки описания предметной области, обратная связь и отображение информации, моделирование объектов, поведение в виртуальной среде, математическое моделирование, разумные ограничения.
2.6. Анализ задач и модель среды: особенности метода анализа задач, декомпозиция задач и дерево решений, логистика, поиск в открытых системах, модель сущность-связь и запросы к базе данных, отображение структур, процессов, объектов в системах поддержки принятия решений.
2.7. Описание и проектирование диалога: нотации для проектирования диалога: граф диалога, нотации, использующие диаграммы, описание диалога с использованием сетей Петри, текстовый диалог, описание режимов и виртуальных устройств графического диалога, семантика диалога, сообщения и события, объектно-ориентированная парадигма.
2.8. Создание модели интерактивной системы: использование стандартных формализмов, модели взаимодействия, анализ состояний и событий, действия и проработка сообщений об их результатах.
2.9. Поддержка разработки: элементы управления в многооконных интерфейсах, программирование реакции на действия пользователя, использование библиотек и наборов инструментов, инструментальные среды программирования графического диалога.
2.10. Оценка функционирования: цели и стили оценивания, оценка на этапе проектирования, формальные методы анализа диалога на тупики, оценка реализации, оценка времени реакции, целостность диалога, комплексирование методов оценки, оценка полезности.
2.11. Помощь пользователю и его обучение: требования к системам помощи, помощь при указании на объект, гипертекстовая документация, системы интеллектуальной помощи, обучающие системы, проектирование систем помощи.
3. Проблемы и тенденции развития человеко-машинного интерфейса.
3.1. Визуализация данных: визуальный интерфейс для систем поддержки принятия решений, OLAP-технологии.
3.2. Системы поддержки работы в группе: групповая работа в локальных и глобальных сетях, системы семинаров, работа с фреймами и мультидоступ, вопросы синхронизации группового взаимодействия.
3.3. Мультимедиа среды и мультисенсорные системы: речевой интерфейс, звуковые сигналы, распознавание текстов, анимация и видеофрагменты, распознавание жестов, компьютерное зрение.
3.4. Системы виртуальной реальности: язык виртуальной реальности (VRML), функции браузеров и поведение в виртуальной среде, виртуальные многопользовательские среды.


Цели и содержание курсовой работы

и его ориентировочная трудоемкость


Цель курсовой работы: Законченное поэтапное решение содержательной задачи (постановка задачи, спецификация, выбор структур данных и разработка алгоритма, программная реализация, тестирование).

Типы заданий содержательно ориентированы на разработку и реализацию алгоритмов и программ, предназначенных для использования в системе графического диалога.

Ориентировочная трудоемкость - 16 часов самостоятельной работы и консультаций с преподавателем.
Расчет учебных часов по видам занятий


№ п/п

Раздел дисциплины

Лек-ции

Ауд. заня-тия

Сам. рабо-та

Всего

Семе-стр

1

Введение в проблему человеко-машинного взаимодействия.
















1.1

Человек.

2

2

2

4

9

1.2

Компьютер

2

2

2

4

9

1.3

Взаимодействие

2

2

2

4

9

2

Проектирование пользовательских интерфейсов.
















2.1

Используемые парадигмы и принципы:

2

2

2

4

9

2.2

Среда взаимодействия:

4

4(2)

8

12

9

2.3

Принципы использования:

2

2

2

4

9

2.4

Процесс проектирования:

2

2

4

6

9

2.5

Модель пользователя:

2

2(2)

2

6

9

2.6

Анализ задач и модель среды:

2

2

4

6

9

2.7

Описание и проектирование диалога:

4

4

6

10

9

2.8

Создание модели интерактивной системы:

2

2(2)

2

6

9

2.9

Поддержка разработки:

2

2

2

4

9

2.10

Оценка функционирования:

2

2

4

6

9

2.11

Помощь пользователю и его обучение:

2

2

4

6

9

3

Проблемы и тенденции развития человеко-машинного интерфейса.
















3.1

Визуализация данных:

4

4(4)

8

16

9

3.2

Системы поддержки работы в группе:

4

4(2)

6

10

9

3.3

Мультимедиа среды и мультисенсорные системы:

4

4(2)

6

10

9

3.4

Системы виртуальной реальности:

4

4(2)

6

10

9




Курсовое проектирование



















Итого:

48

16

76

140




*

Примечание 1: В графе аудиторные занятия указаны отдельно (в круглых скобках) часы, используемые для подготовки к выполнению задания по курсовой работе (см. также примечание к пункту “Перечень аудиторных занятий по курсовому проектированию”).

ЛИТЕРАТУРА
Основная




Название, библиографическое описание

Л

Кп

(р)


К-во экз. в библ. (на кафедре)

Гриф

1.*

Гилой В. Интерактивная машинная графика: Структуры данных Пер. с англ.-М.:Мир.1981.-384 с.ил.

9

9

13

МВ и ССО СССР

2.*

Фоли Дж..Ван Дэм А.Основы интерактивной машинной графики. в 2 книгах., Том 1-2,-М.:Мир. 1985

9

9

Т1:89 экз

Т2:91 экз



МВ и ССО СССР

3

Белов А.А., А.Ю.Первицкий. Графические диалоговые системы : Учеб. пособие/, ЛЭТИ им. В.И.Ульянова (Ленина). -Л.: ЛЭТИ, 1987.

9

9

Уч 75

Ф 5





  • Примечание. Книги, указанные в пп.1-5, являются переводами с английского (по этой причине формально не являются учебными пособиями), имеют учебный характер, написаны авторитетными специалистами в данной области и соответствуют по содержанию общей направленности данной дисциплины.



Дополнительная




Название, библиографическое описание

К-во экз. в библ. (на кафедре)

1.

Титтел Э., Сандерс К., Скот Ч., Вольф П. Создание VRML миров – пер. с англ. – К.: Издательская группа BHV,1997.

Библ 0

2

Е.В.Шишкин, А.В.Боресков. Компьютерная графика. Динамика реалистического изображения. - 1995

Уч 0

Ф 2


3.

Прэтт У. Цифровая обработка изображений. В 2-х кн. Пер. с англ.-М.::Мир,1982.

Кн 1:10

Кн 2: 10


4.

А.В.Фролов, Г.В. Фролов. Графический интерфейс GDI в MS WINDOWS. – М. Диалог-МИФИ, 1994

Уч 0

Ф 1


5.

Приписнов Д.Ю. Моделирование в 3D Studio MAX 3.0 – СПб.: БХВ – Санкт-Петербург, 2000.

Уч 0

Ф 0


6

Сайты Интернет www.uidesign.net , www.web3d.org и сайты фирм-производителей программного обеспечения.





Автор:




к.т.н., доцент

А.Ю.Первицкий













Рецензент




Ктн., доцент

Ю.Т.Лячек







Зав. кафедрой Математического обеспечения

и применения ЭВМ






Д.т.н., профессор

А.Р.Лисс







Декан факультета Компьютерных технологий

и информатики






Д.т.н., профессор

И.В.Герасимов



















Зав. отделом учебной литературы

О.Н.Смирнова







Председатель методической комиссии

факультета Компьютерных технологий



и информатики

к.т.н., доцент

Л.А.Чугунов







Руководитель методического отдела,




к.т.н., доцент

Л.А.Марасина