Птица счастья Виктории Токаревой - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Семинар «Тантра искусство любить» 1 90.12kb.
14 декабря 2011 г. Оркестровая студия Школы-Интерната №16. Концерт 1 19.54kb.
Наследование гемофилии у потомков королевы Виктории 1 38.68kb.
Реферат на тему: " Улучшение программных систем" студентки 5 курса... 1 250.47kb.
Составление задач на сложение и вычитание по одному рисунку 1 45.62kb.
Урок в 5 классе «С натуральными числами в «Мир животных» 1 36.17kb.
В 1998 году в нашем интернате архиепископом Костромским и Галицким... 1 211.96kb.
Инфекционный бронхит (семейство Coronaviridae) 1 29.77kb.
Секреты семейного счастья 37 13219.84kb.
Хищная ли та птица, про которую я знал, что она хищная, но мне сказали... 1 17.89kb.
Урок (2 часа) " Проблема народного счастья в поэме Н. А. Некрасова... 1 12.42kb.
Табак и алкоголь 1 254.14kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Птица счастья Виктории Токаревой - страница №1/1


Птица счастья Виктории Токаревой: http://tlt.poetree.ru/news/ptica_schastja_viktorii_tokarevoj/2012-09-06-1467

20 ноября 2012 года исполняется 75 лет российской писательнице В. Токаревой
"Мне кажется, Бог придумал человека для счастья, а уже люди портят всё сами".

В. Токарева
Виктория Токарева - лауреат IV Российского кинофестиваля "Литература и кино" (1998). В 2000 году на Каннском кинофестивале ей был вручён приз "За вклад в литературу и кино"
Она - член Русского Пен-Центра, лауреат премии Москва-Пенне (1997). Награждена орденом "Знак Почёта" (1987). Живёт и работает в Москве. 
Виктория Токарева - едва ли не единственный известный ещё с советских времён автор, чьи книги - и сегодняшние и прежние - регулярно издаются большими тиражами не только в России, но и за её пределами - в Италии, Англии, Франции, Германии, Китае.
Токарева начала работать с различными советскими кинорежиссёрами с  60-х годов. Среди известных работ - «Сто грамм для храбрости» (1976), «Перед экзаменом» (1977), «Талисман» (1983). 
А три фильма - «Джентльмены удачи» (1971, сценарий совместно с Георгием Данелия), «Мимино» (1977, сценарий совместно с Ревазом Габриадзе и Георгием Данелия) и «Шла собака по роялю» (1978) — были чрезвычайно успешными, в особенности «Мимино», который получил Государственную премию 1978 года и золотую медаль на Московском международном кинофестивале в 1977 году. 
По её сценариям снято более 20 кино- и телефильмов, многие из которых вошли в "золотой фонд" отечественного кинематографа, и среди них - "Совсем пропащий" и  "Шляпа"
Сама Виктория Самойловна очень гордится своей короткометражкой "Поговорим на моём языке", роли в которой сыграли Лия Ахеджакова и Ролан Быков.
Она, нимало не смущаясь, созналась в передаче "На ночь глядя",  что не читала ни "Божественной комедии", ни "Дон Кихота". Она  не умеет водить машину и не знает иностранных языков. А  первая дублёнка появилась у неё только в 37 лет. 
У неё есть свой ангел- хранитель, самый настоящий, и он зорко приглядывает: кто её любит, у тех всё в порядке. А кто ей портит жизнь, очень быстро слетает с работы.
Она всегда пишет очень хорошей ручкой на очень хорошей бумаге. Для неё компьютер - это техника, а всякая техника есть прослойка между человеком и Богом. А её, по мнению писательницы, быть не должно! 
«Сначала нечто идет из космоса в мозги (именно так!) через темя, а потом это должно перетечь на кончик пера. Взаимодействие пера с бумагой и даёт результат. А когда такого взаимодействия нет, получается другая литература». 

Кстати, у неё есть на даче ручка с золотым пером, которую писательница никому не позволяет взять в руки, потому что она суеверная и опасается, что человек, который возьмёт эту ручку, может заразить её своей бездарностью. 
Виктория Самойловна  рассказывает о себе: «Моя бабка Ульяна строила дома на Украине, и вот эти гены мне передались: я обожаю строить. Но писать у нас не писал никто, это для нашего рода было как-то слишком круто; я - единственная. И когда вышел мой первый рассказ, моя мать позвонила мне и спросила: кто за тебя пишет? Они не могли поверить, что я вот так пригодилась...»
Она любит слушать Чайковского, Шопена и Рахманинова. А на вопрос «Вам чего-нибудь не хватает для полного счастья?» отвечает: 
«Мне хватает всего, но есть лишнее — это возраст и вес. Когда человек здоров, то жизнь сама по себе тоже приносит удовольствие. Вот я, например, обожаю просыпаться утром и смотреть в окно. Никогда не устану смотреть. У меня очень красивая комната. Я её сама построила. Это как иллюстрация к «Маше и Медведю». Такая трогательная полусказка. 
Мне нравится  омывать лицо холодной водой, мне нравится садиться к столу, чтобы домработница  под морду мне подставляла изумительную кашку из кукурузы. А потом я знаю, что пойду работать и это ожидание, предвкушение работы — так сладостно. А потом я сажусь за любимый письменный стол, и жизнь продолжается.... Желание быть услышанным — пусковая кнопка всякого творца».
В. Токарева обожает путешествовать «по заграницам», а своей любимой солнечной Италии она посвятила повесть «Сентиментальное путешествие». И там описала случай, как в группе «советских» один парень сбежал. Сбежал очень для всех неожиданно. Особенно для самой Токаревой. 
Он за ней откровенно ухаживал, при всех, не стесняясь, и при «зорком глазе», в том числе! Так был «увлечён» ею, что никому и в голову не могло прийти, что он готовит побег.  А он  разработал эту тактику, чтобы всем замазать глаза, никто и подумать не мог, что ЭТОТ сбежит! Обманул всех и, конечно же, «бедную» Викторию. Не был он в неё влюблен, просто использовал в корыстных целях!
Ещё писательница уверена: нет ничего особенно ужасного в том, что у мужчин случаются романы на стороне. Важно, чтобы это не проникало в дом и не рушило семью. Потому что из её многолетних наблюдений явствует: второй брак ещё может быть лучше первого (особенно если женились молодыми, по глупости и для самоутверждения), но третий, четвертый, пятый - это уже деградация. Каждый следующий выбор хуже предыдущего.
Был в её жизни роман, который она переживала очень сильно. Его героем был режиссёр Георгий Данелия. Соперницей - гражданская жена Данелия актриса Любовь Соколова. Об этом треугольнике много судачили в своё время. Особенно после фильма «Мимино», над которым Токарева и Данелия работали вместе (как и над многими другими). В общем, посудачили и забыли. 
Георгий Николаевич остался в семье. А несколько лет спустя вдруг ушел от Соколовой к третьей - юной студентке ВГИКа Галине…  
Видимо, эта история засела ржавым гвоздём в сердце писательницы. И недавно Виктория Самойловна решила вырвать этот «гвоздь»: написала автобиографическую повесть «Дерево на крыше» - очень откровенную, искреннюю, «раздевающую» всех и вся.

«Эмоции - вечная величина, они не меняются», - утверждает Виктория Токарева,  написавшая множество книг о хитросплетениях отношений мужчин и женщин, поэтому её можно смело назвать «рентгенологом человеческих душ». 
«Русская Франсуаза Саган» – говорят про неё некоторые. И действительно, проза Токаревой словно заряжена энергией любви. 
«Если в сердце нет любви, человек мёртв. Живым он только притворяется» – такова философия ее творчества.
Сама о себе она говорит: «Я - полукровка, но для меня вопрос отъезда никогда не стоял по одной причине: жить надо дома».
А на вопрос, бывала ли она в Израиле, писательница отвечает:

"Не один раз. И всегда, когда я туда приезжаю, я прихожу в полное отчаяние. Потому что это какая-то южная, чуждая мне страна, где нет ни культуры, ни архитектуры, ничего. Поэтому наши потихоньку возвращаются оттуда". 

            

Она уверена: для женщины красота необходима. Без нее ей и ни туда, и ни сюда. Все женщины красивы по-своему. Некрасивых женщин очень мало. Есть женщины, которые сами себе неинтересны. Вот они некрасивы. А если женщина сама себе интересна, то она всегда красива.
Жизнь и судьба
Виктория Самойловна (Самуиловна) Токарева  родилась в Ленинграде 20 ноября 1937 года в семье инженера. Во время войны семья Токаревых была эвакуирована на Урал, позже вернулась в родной город.
Любовь к литературе проявилась уже в 13 лет, когда её мать читала ей рассказ Чехова «Скрипка Ротшильда». Правда, в юности девушка мечтала стать актрисой: ей так хотелось сниматься в кино! Она  даже поступала в школу-студию МХАТ. И гораздо позже уже с присущим ей юмором рассказывала о своей незадавшейся актёрской стезе:
- Меня, представьте, снимали, дважды. И оба раза это была трагедия. В первый раз - когда мне было двадцать лет. Я, как все, мечтала быть актрисой и попала в фильм "Суд сумасшедших" - один эпизод. Я там играла на рояле. 
На премьеру я созвала всех коллег, всех подруг и всю квартиру. Но я не знала, что при монтаже эту мою девушку с роялем вырезали - она не вписалась в сюжет. И когда зажегся свет, на меня в недоумении обернулось столько народу, что я решила раз и навсегда: отныне я сама хозяйка своей судьбы. Никогда ни от кого не надо зависеть. Напишу себе роль и сыграю. И написала - в "Джентльменах удачи".

- Какую?!
- Большую, важную роль. Помните - там идёт вся эта троица во главе с Леоновым, все переодеты в женщин, и Крамаров пристаёт к девушке, идущей впереди? Он её спрашивает: "Как вас зовут?" - "Таня". - "А меня - Федя". "Ну и дура", - говорит она. Вот эту девушку я написала для себя, очень уж мне хотелось в кино. 
Я пришла на съёмки. Ночной Калининский проспект. Я в любимой меховой кепке из серебристой норки, редкая вещь. И вдруг ко мне подходит ассистент режиссёра и просит эту кепку - для актрисы, которую, оказывается, уже заранее вызвали на роль Тани. Я, конечно, не смогла возразить и только смотрела, как уплывает от меня эта кепка. Это уплывала моя актёрская судьба…»

Были в юности мечты и другого плана: Виктории хотелось помогать людям, их лечить и спасать от болезней и смерти, но – не срослось: на экзамене в медицинский будущая знаменитая писательница получила тройку…  по сочинению!
Судьба распорядилась иначе: она четыре года училась по классу фортепиано сначала в музыкальном училище, а затем — в Ленинградской Государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова.

Виктория довольно рано вышла замуж. 


Как-то в одном из интервью её спросили: «Вы очень рано вышли замуж и всю жизнь вместе с мужем?"
- Да. Мне было 18, и я влюбилась. Чего думать! Я жила в Ленинграде. А он туда приехал в командировку к нашей знакомой, и эта знакомая сказала маме: «Пускай твоя дочка в театр его сводит...» И вот мы увидели друг друга... 
Ой, какой он был красивый! Когда он поднял на меня свои синие, огромные глаза... А у него еще были брюки-дудочки. И ботинки, «на манке» это называется... такой каучук... Я даже не поверила своим глазам! Такая роскошь! Ботинки «на манке», большие глаза... Тарзанистый такой... Любовь с первого взгляда!
- А у него тоже? Он тоже с первого взгляда?
- Может быть. Я в ранней молодости себе очень нравилась. Не знаю, была ли я красивой, но я всегда на себя смотрела. Когда шла по улице, я смотрела на отражение в витринах. А когда сидела дома, я всегда поворачивала шею и смотрела в зеркало. Ну, мне было 18 лет. Я, наверное, была готова к любви. Природа в молодости даёт шансы... 
Вот я его увидела, обомлела и вышла замуж. А если бы ещё там подождала лет пять - семь, уже стала бы перебирать. Я бы уже перестала быть глупой… Мне однажды очень хорошо сказал один знакомый: «У тебя такой прочный брак, потому что у вас с мужем совпадают недостатки». Достоинства, они совпадают во всех случаях, как первая группа крови с любой другой группой. А вот когда совпадают недостатки, вот это и есть залог долгой жизни.

Со своим мужем Виктором они вместе уже больше 50 лет. Она поняла главное: старость надо готовить смолоду. 
«Смею думать, я вовремя это поняла. Один мой друг говорил: "Ты глупая". Другой: "Ты трусиха". Не думаю, что эти умные и смелые очень счастливы сейчас. А трусливая и глупая, я всегда держалась за свой дом, свой аэродром».
Писательница щедро делится с нами секретом долгой супружеской жизни: «Очень простое объяснение. Мой муж очень любит нашу дочь. А она очень любит его. А что касается меня, то я всегда считала, что детей должен растить родной папа, а не чужой дядя. У ребенка должна быть полная семья, тогда он вырастет счастливым человеком. Уже есть и внуки – Петр и Катюша, и даже маленький правнук Илюшенька...
А что касается любовных отношений на стороне, я обрывала их всегда сразу. Это очень больно, но тянуть хуже. И потом, всегда можно найти другого кавалера…»

            



Она говорит иногда парадоксальные вещи: «Человек, на мой взгляд, не создан для моногамии, он - полигамное животное. Конечно, можно несколько раз и любить сильно. Не скажу, что десять-двадцать, но три-четыре – запросто». 
И добавляет: «Но трясти цветами в осеннем возрасте - жалко, бессмысленно и глупо».
После замужества Виктория Токарева переехала в Москву. Работала в детской музыкальной школе учительницей пения и тогда же начала писать прозу, ибо преподавание музыки – это была ну совершенно не её планида! Позже она работала редактором на киностудии "Мосфильм".  
В 1962 году Токарева поступила во Всесоюзный государственный институт кинематографии на сценарный факультет, который благополучно окончила в 1967 году.

На второй год обучения в институте Токарева опубликовала свой первый короткий рассказ «День без вранья», он сразу же был замечен, и  автору предложили сделать сценарий для фильма. И в 1968 году на экраны вышла картина "Урок литературы". 
Интересный факт: после опубликования рассказа ей звонила и писала письма вся страна. Было среди них и письмо от зэка, который прислал ей собственный рассказ. Там описывался случай на лесоповале - зэки валили дерево, а над ними кружилась бедная ласточка, которой они порушили гнездо. Рассказ был очень пронзительный, со слезой, а в конце сообщалось, что автор его сидит за двойное убийство. И подпись: «такой-то, он же Глыба, он же Солженицын»... 
Так Виктория Токарева нашла свой путь, и с тех пор занимается любимым делом. Её произведения время от времени появлялись в ведущих литературных журналах и газетах -  "Юность" и "Новый мир", «Молодая гвардия, «Неделя», «Литературная газета». В 1969 году была опубликована её первая книга  "О том, чего не было", объединившая как ранее печатавшиеся, так и новые повести и рассказы. 
"У Виктории Токаревой нет плохих рассказов, - писал Юрий Нагибин после выхода в свет уже её первой книги "О том, чего не было". - У неё есть только хорошие, очень хорошие и блестящие".
С детства её любимыми писателями были Куприн, Алексей Толстой и Чехов. Они-то и оказали на девушку влияние как на писательницу,  а из современных писателей она особо выделяет Владимира Войновича и Сергея Довлатова. Её «ввёл» в большую литературу сам мэтр - Константин Михайлович Симонов, любезно согласившийся написать «доброе напутствие» начинающей писательнице.
В 1971 году её приняли в Союз писателей СССР. На городском материале, от лица женщины, мягко и с юмором она говорила о самых серьёзных проблемах своего поколения. В её рассказах и повестях, которые создавались в то время, когда общественное официально котировалось выше личного, находилось место всему: любви, дружбе, боли, грусти, нежности, одиночеству и ещё очень многому, без чего невозможна жизнь каждого человека.
Почти все произведения Виктории Токаревой сразу же становились бестселлерами. Наиболее очевидно это выразилось в "издательском буме Токаревой" в 1990-е годы, когда писательница вошла в число 10 самых издаваемых в России авторов. Перу Виктории Токаревой принадлежат книги  "Летающие качели", "Ничего особенного", "Сказать - не сказать", "Своя правда", "Казино", «Лавина» и многие другие.
Виктория Самойловна рассказывает: «У меня однажды был один смешной случай в Узбекистане. После выступления за сценой председатель колхоза, подавая мне норковую шубу, сказал: «Пойдем ко мне в гарем». А мне тогда было 40 лет. Я говорю: «Зачем тебе старая женщина?» Он: «Женщина, которая приносит в дом доход, ценится так же, как молодая».
А вообще - что есть слава в нашем бренном мире? Сама писательница вспоминает такой случай из своей жизни: 
«Однажды я стояла на пляже — это было на берегу Мертвого моря, и старая еврейка меня спросила: "Вы из Ашдода?" Я говорю: "Нет". — "Из Беэр-Шевы?" — "Нет, я из Москвы". — "Как? Из Москвы сюда? И сколько же вы платили?.. О, как дорого. У вас, наверное, хороший бизнес". Я говорю: "Да. Ничего". — "А что вы делаете, простите?" — "Книжки пишу". — "Про что?" — "Про людей". — "Так вы писатель? А как ваша фамилия?" Я говорю: "Токарева". И тогда все, кто был рядом, поднялись с лежаков и захлопали. И я заплакала...»
Писательница признаётся: 
«Раньше думала - выйти замуж за иностранца - карьера женская. Потом поняла - это драма, настоящая трагедия». 
А на вопрос «Как она относится к творчеству молодых писателей?» отвечает: «Молодые писатели ломают многие стереотипы. По их мнению, уже можно обойтись и без сюжетной последовательности, мол, это всё в прошлом, можно заканчивать историю, совершено никак не связав её с предыдущим повествованием. Есть выражение «в огороде бузина,  а в Киеве дядька». Раньше это был недостаток, а сейчас это может быть творческий метод. Я еще так не пробовала, но – попробую». 
О творчестве и о себе
Творчество Виктории Токаревой часто сравнивается с А. П. Чеховым. Известный сценарист, она  и сама признаёт, что произведения великого автора оказали на неё значительное влияние.
Разнообразны отзывы критики о творчестве В.С. Токаревой. Некоторые российские литературоведы считают Токареву просто ещё одной женской писательницей, а зарубежные критики считают Викторию Самойловну неженской писательницей и не менее талантливой, чем другие российские писательницы, среди которых Людмила Улицкая, Татьяна Толстая и Людмила Петрушевская.

В чём же секрет её успеха? 


Талант, оптимизм, юмор и доброта - вот основные составляющие творчества Виктории Токаревой. Ф. Феллини, прочитав книгу Токаревой, переведённую на итальянский язык, заметил: "Какое доброе дарование. Она воспринимает жизнь не как испытание, а как благо". 
Японский критик Мокико Ояма так писал о её творчестве: 
"Виктория Токарева не торопится и говорит шёпотом читателям, как говорит шёпотом себе. Поэтому, когда мы читаем её произведения, мы повторяем шаги героя. События, которые происходят вокруг героя, мы   переживаем на собственном опыте, как будто наши глаза поставлены в его лицо и высота его глаз та же, что и высота глаз читателя". 
А немецкий критик Х. Шлаффер выделил главную особенность творчества писательницы: "Истории Токаревой так же одинаковы, прозаичны и однотонны, как сама жизнь, если воспринимать её как повседневность, и так же увлекательны, как повседневность, если хочешь узнать её строй, её основу". 
В её рассказах нет назидательности, но они поучительны, в них происходят события нереальные, фантастические и вполне правдоподобные вместе с тем. Виктория Токарева склоняет читателя к непокорству привычкам, покою, инерции. Она не требует от своих героев невозможного, но хочет, чтобы каждый человек жил в полную меру своих сил.
Её перу принадлежат такие афоризмы, как: 
«Красота меняет настроение», 
«Никогда не страдай при женщине. Вот придёшь домой и страдай, сколько хочешь», 
«Страх за ребенка — это больше, чем страх за собственную жизнь. Это — страх за своё бессмертие», «Мы, русские, умеем жить плохо - научились», 
«Любой праздник, даже плохонький, лучше самых прекрасных будней» - и ещё многие-многие другие.
Токарева знает: для того, чтобы писать, нужно быть уверенным, что это нужно не только тебе, а кому-то ещё. 
Она говорит: «Меня обычно спрашивают: где вы берёте сюжеты? Я говорю так: беру в окружающей действительности, но обрабатываю головой. То есть пишу не всё, что вижу. Я создаю нечто из той истории, которую могу наблюдать. Писатель - он немножечко проповедник. Но чтобы пастве не было скучно, надо писать интересно. Ведь что такое творчество писательское? Это инстинкт передачи информации».
Она – счастливая женщина, и сама признаётся в этом: 
«В профессии у меня всё складывалось. Когда началась перестройка и рассыпались все издательства, меня купили в Швейцарии. Причем они за мной гонялись, отлавливали. Мне один парень из ВААПа - это такая организация авторских прав - помог. Он сказал: "Тебя ищет такое-то издательство". 
Я ответила: "Дай им мой телефон". И он дал. Без ухаживаний - просто хороший парень. И они приехали ко мне домой - девчонки-красавицы-редакторши. Как они были одеты! Боже, какие они были красивые! Просто небожительницы какие-то. И они меня перекупили. 
За мной американцы гонялись. Вообще, когда я приехала на ярмарку в Париж (я совершенно не вру вам и не хвастаюсь - это так и было), я сама выбирала издательство, а они вокруг меня стояли, как гончие псы. Мечтали приобрести… Я замужем за своей профессией - она меня кормит, одевает, развлекает, дает мне людей». 

Она влюблена в своих внуков и правнука, гордится красавицей-дочерью Наташей, которая закончила сценарный факультет ВГИКа, а потом училась в колледже психоанализа; она была замужем за Валерием Тодоровским, сыном знаменитого режиссёра Петра Тодоровского
А теперь Наталья, как и мама, пишет сценарии к фильмам  и сериалам, в частности, по произведениям Александры Марининой («Каменская»).
Однажды Виктории Самойловне  задали вопрос: «Каким принципам должен следовать человек, чтобы жизнь ему казалась прекрасной и удивительной?» 
И знаменитая писательница, подумав, ответила: «Когда человек ложится спать, то всё, что он нажил — деньги, ключи от недвижимости, от дачи, машины, он оставляет в ящичке стола или в кармане пиджака. А ложится он спать с тремя составляющими - это здоровье, совесть и любовь. И эти составляющие и есть основное содержание человеческой жизни. И я бы прибавила к этому детей, потому что лично я очень люблю эту сторону жизни».
Многие строчки её рассказов и повестей обладают внутренней притягательностью: нет фраз лишних, нет фраз бессмысленных - каждая из них - самоценна и рождает в воображении яркие и запоминающиеся образы. 
В её творчестве найдётся место всему: любви, дружбе, боли, грусти, нежности, одиночеству и ещё очень многому, без чего невозможна жизнь каждого человека...
Литература:
1. Зорин А. Недорогое ощущение какого-то отражения жизни // Знамя. -1992. - №10. -  Стр. 199-200.

2. Последний этаж: Сборник современной прозы. - Москва, 1989. - Стр. 198-210.

3. Токарева В. Сборник произведений в 3-х тт. - Москва, 1994.

4. Токарева В. Хэппи Энд. - М, 1995,  - 509 с.

5. Топоров В. Так кто же прав? // Звезда.- 1993. - №4. - Стр. 191-195.

6. Хрестоматия по литературе для 10-11 классов. - Астрахань, 1994. - Стр. 601.



7. Чупринин С. Два мнения // Литературная газета.  - 1989. - №6. - Стр.4.
6.09.12 Материал подготовила Наталья Куличенко,

заведующая отделом искусств Национальной научной библиотеки РСО-Алания