Психолого – педагогические проблемы профессиональной подготовки кадров полиции дореволюционной России и зарубежных стран - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины конституционное право зарубежных стран... 3 876.79kb.
Направление подготовки: 050100 Педагогическое образование. История. 1 80.62kb.
Контактный телефон 1 49.56kb.
Исследование проблем профессиональной подготовки и рационального... 1 82.06kb.
Учебное пособие по дисциплине «Музыкальная литература зарубежных... 1 194.87kb.
Психолого-педагогические условия развития автономии личности в процессе... 1 406.58kb.
Конструирование содержания профессиональной подготовки учительских... 1 148.45kb.
Универсальная модель профессиональной подготовки творческих кадров... 3 781.83kb.
Приема иностранных граждан 1 302.23kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История государства и... 1 219.7kb.
Тематика комплексных междисциплинарных курсовых работ «Экономика... 1 30.98kb.
Программа дисциплины «Уголовная политология» 4 746.74kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Психолого – педагогические проблемы профессиональной подготовки кадров полиции дореволюционной - страница №1/1

Психолого – педагогические проблемы профессиональной подготовки кадров полиции дореволюционной России и зарубежных стран.

Содержание


Исправления просьба вносить в присланный файл, - он был дооформлен


Все исправления в тексте работы.Введение

Полиция - неотъемлемая часть любого государства и, как справедливо отмечал Ф. Энгельс, "так же стара, как и государство". У каждого народа, создавшего национальную государственность, неизбежно возникает потребность в особом аппарате, призванном осуществлять борьбу с правонарушениями. Такие аппараты, существовавшие во всех странах со времен античности, и являлись прообразом полиции в сегодняшнем ее понимании. Однако в современном значении этот термин стал использоваться относительно недавно. Он происходит от греческого слова "politeia" ("polis" - город) - так Аристотель именовал городское, или государственное управление. В таком же смысле он перешел в латинский язык в форме "politia" и широко применялся в официальном и научном лексиконе Рима и Византии.

В конце XIV столетия его начали активно употреблять во Франции и Германии. Французским словом "police" и немецким "polizei" вплоть до XVIII в. обозначалась вся совокупность дел светского управления. Затем термин "полиция" приобрел более ограниченный смысл. Под ним стали понимать правительственную деятельность, направленную на обеспечение общественного порядка - "репрессию в области безопасности и регламентацию в области благосостояния".

Ни одно государство в мире - ни самое либеральное, ни сверхтоталитарное - не может обойтись без полиции. Преступность существовала всегда, и любое общество нуждалось и всегда будет нуждаться в органах, призванных охранять порядок, имущество, жизнь и безопасность граждан.

В нашей работе мы хотели бы вернуться к истории, рассмотреть данные органы в разрезе современности, определить возможности использования исторического опыта в современных условиях; проанализировать с помощью каких форм и методов осуществлялась профессиональная подготовка кадров полиции России и зарубежных стран в исследуемый период.

Актуальность работы - ?

Цель - ?

Задачи - ?

Предмет - ?

Объект - ?

Структура работы - ?


  1. Подготовка и воспитание кадров полиции дореволюционной России

До конца второго десятилетия XVIII века в Росии не было регулярных полицейских органов Лишь Петр I положил начало создания постоянных органов полиции. Именно по его указу 25 мая 1718 года в Санкт- Петербурге учреждается должность генерал – полицмейстера («главного судьи», «главного в полиции») с подчинением последнему полицейской канцелярии.[4, с.8]

В это время сказывалась острая нехватка квалифицированных чиновников. Гражданская служба мало поощрялась правительством, полиция к тому же не была популярна в народе.

С 1719 года для чинов полиции была введена особая форма (василькового цвета кафтаны и короткие штаны с красными обшлагами и зеленые камзолы). В эти времена на вооружении полиции находились алебарды, шпаги и фузеи со штыками [4, с. 15].

Все полицейские служащие при поступлении на должность приносили присягу на верность царю и стране. Они клялись в способствовании полезным для царя делам, предотвращении от него беды и убытка, строгого соблюдения тайны, исполнения законов. После произношения клятвы, присягавший целовал Евангелие и крест.

К 1721 году весь персонал полиции Петербурга не превышал 100 человек, что крайне недостаточно для такого большого города. Поэтому все мужчины податных сословий, достигшие 20 – летнего возраста, привлекались для исполнения полицейских функций. Разумеется эта полицейская повинность не была эффективной.

В 1722 году была организована регулярная полиция в Москве, и только лишь к 1763 году были утверждены полные штаты полиции в столицах. Общая численность персонала Главной полицмейстерской канцелярии ( и всей полиции Петербурга) была установлена в 318 человек. Персонал московской полиции был определен в 432 человека. Данная расхожесть в численности полиции столиц объяснялась тем, что правительство прежде всего заботилось о порядке и безопасности в месте своего пребывания, а чаще всего царская семья находилась в Москве. [5, с.47]

Главная полицмейстерская канцелярия («Главная полиция») в своем наказе для уложенной комиссии (1767 г.) попыталась поднять роль и значение «директора или начальника полиции», но не нашла поддержки.

Следующим важным шагом в работе с кадрами стала разработка и принятие 8 апреля 1782 года «Устава благочиния или полицейского», в котором определялись органы полицейского управления, их примерные штаты, ранг должностных лиц и порядок определения их в должности, а также регламентировался порядок учреждения полицейских органов, их деятельность, определялись требования к лицам, назначаемых на полицейские должности.[5, с. 53]

Острый недостаток образованных людей и опытных чиновников вынуждал правительство занижать требования к ним, то есть на эти должности не устанавливался образовательный ценз, хотя в Уставе прописывалось изучение законодательства должностными лицами полиции. По Уставу, непосредственное обеспечение порядка и безопасности возлагалось на квартального надзирателя, что не всегда было рационально.

В первой половине XIX века проявляется тенденция к централизации и дальнейшему усилению полиции. В 1802 году была проведена реформа центральных органов управления, а 8 сентября этого же года было создано Министерство внутренних дел. Данное министерство руководило деятельностью губернаторов, которым в свою очередь была подчинена на местах полиция. К сожаленью, централизованная система полиции в то время так и не была создана. Указами 1803 и 1808 годов в комплектование кадров полиции были внесены важные новшества. По сути дела с этого времени можно вести речь об отборе кадров в полицию с учетом как их желания работать в этой сфере, так и наличия для этого необходимых качеств. Самой актуальной проблемой в то время было некомплект кадров и их высокая текучесть. Одной из причин этому служило низкий уровень материального обеспечения служащих полиции, так как довольствие им платилось из общей казны. Попытки уменьшения дефицита кадров за счет разового увеличения численности полицейских так же не дал желаемого результата.

За весь период существования Министерства полиции (1811 – 1819 гг.) действенных мер для укрепления полицейских кадров принято не было. Позитивные начинания ( прием на службу в полицию людей с университетским образованием, составление аттестации на сотрудника и др.) распространялись только на служащих центрального аппарата и не могли повлиять на состояние кадров полиции в целом. Массовое направление в полицию отставных офицеров и нижних воинских чинов также не решило проблемы кадров.

Во времена правления императора Николая I были приняты меры по организации общей и профессиональной подготовки сотрудников полиции. В 1838 году унтер – офицерам полиции Санкт-Петербурга представляется возможность после сдачи соответствующего экзамена получить первый классный чин. Право на сдачу экзамена предоставлялось при безупречной службе унтер-офицера. Экзаменующийся должен был показать знание «Краткого катехизиса», то есть основных положений и норм морали христианского учения, умение бегло и грамотно читать и писать, выполнять арифметические действия. Он обязан был знать инструкции для квартального надзирателя, правила ведения служебной переписки и статистического учета правонарушений, а также «порядок, соблюдаемый при отыскании людей, укрывающихся от полиции», и «правила первоначальных следственных действий». Порядок отбора кандидатур и программа экзаменов для полицейских унтер-офицеров были утверждены императором. Не сдавший экзамен в первый раз имел право на вторую попытку. Сдача экзамена третий раз запрещалась. Для улучшения деятельности столичной полиции и повышения престижа должности полицейского на службу в санкт-петербургскую полицию были приглашены выпускники привилегированного, одного из лучших учебных заведений страны, Училища правоведения.

Иными словами, государство стало уделять больше внимания подготовке кадров полиции и стало напрямую связывать уровень образованности сотрудника полиции с продвижением его по службе, что необходимо, на наш взгляд, взять на вооружение в подготовке кадров органов внутренних дел современной России.

Уже в конце XVIII – в начале XIX века были определены штаты полиции в пятидесяти городах России, в остальных городах общественный порядок обеспечивался командами, комплектуемыми из вольнонаемных служителей и обывателей. Укрепление кадров полиции тормозилось также отсутствием необходимых средств.

В 1858 – 1859 гг. в ходе начала реформы полиции высказывалось предложение об изменении порядка комплектования органов полиции с целью улучшения качественных показателей личного состава, а также освобождения полиции от хозяйственной функции и лишении ее права проведения следствия по уголовным делам. Основные направления полицейской реформы были определены царским указом от 2 июля 1858 года, в котором содержалось категорическое требование: единственной формой комплектования кадров полиции должно стать «назначение правительства». Но реализация данного указа затянулась, поскольку данные меры неразрывно были связаны с экономическими и социальными реформами, с перестройкой всей правоохранительной системы. Отмена крепостного права, развитие промышленности и рост городов – вот те причины, побудившие правительство реформировать всю полицейскую систему. Одной из крупных реформ полиции была произведена правительством в 60 – 80 гг. XIX века. С помощью этой реформы был введен принцип комплектования полиции по «вольному найму» взамен системы направления на службу в полицию солдат и унтер – офицеров армии, признанных негодными к строевой службе. Поступающий на службу предоставлял положительные отзывы – рекомендации с мест прежней службы. Основным требованием к полицейскому становится профессионализм, нравственные качества и развитое правосознание.

В 1880 году Министерство внутренних дел объединило под своим началом политическую и общую полицию. Управление всеми видами полиции сосредотачивалось в Департаменте полиции. Эта реорганизация полностью соответствовала потребностям государства в централизованной и дееспособной полиции, создавало предпосылки для выработки единой кадровой политики, требования к кадрам полиции, нормативно – правового закрепления порядка прохождения службы полицейскими служащими.

В 1881 году при сенатской ревизии нескольких губерний был отмечен низкий уровень образования большинства полицейских чиновников и отсутствие надлежащей служебной подготовки. Необходимость улучшения профессиональной, правовой подготовки полицейских сознавалась и ими самими, особенно чинами исполнительной полиции «среднего» звена. Это обуславливалось как общим ростом преступности, так и изменениями в социальном составе преступников, среди которых все чаще встречались «люди образованные, даже с университетским образованием», умевшие более тонко и изощренно совершать преступления и заметать следы.

Важность подготовки руководителей полицейских подразделений и служб определялось и тем, что они и сами вели занятия на различных курсах и в школах, а также в их функции входило непосредственно обучать своих подчиненных. В 1908 году был принят закон о создании уголовно – сыскных отделений. Ставился вопрос о создании школ для подготовки полицмейстеров и их помощников.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что уже к началу XX века в Москве и Санкт – Петербурге сложилась стройная система отбора и подготовки кадров, позволяющая готовить для обеих столиц достаточно квалифицированных исполнительных чиновников полиции среднего звена. Вместе с тем, отсутствие единого подхода к первоначальной подготовке и невозможность по финансовым соображениям создать большое количество школ полицейского резерва приводили к значительному контрасту в уровне подготовке полицейских Российской Империи. Система профессиональной подготовки полицейских по-прежнему финансировалась в недостаточном объеме. Лишь в 1913 году правительство выделило 250 тысяч рублей на устройство и содержание подготовительных курсов и школ, а также на выдачу денежных пособий, готовящимся к службе в полиции.

Низкий профессиональный уровень полицейских правительство пыталось компенсировать нравственным воспитанием. Профессионально – нравственное воспитание велось на протяжении всей службы и обеспечивало нахождение в рядах полиции преданных режиму сотрудников.

Определенные меры для исправления существовавших в работе с кадрами полиции серьезных недостатков были приняты незадолго до Февральской революции. В ходе проведения реформы полиции, оставшейся незавершенной, Николай II 30 октября 1916 года утвердил положение «Об усилении полиции в 50 – ти губерниях Империи и об улучшении служебного и материального положения полицейских чинов», которым вводился образовательный ценз. Однако указанные меры явно опоздали и уже не могли быть реализованы.

В ходе Февральской революции старый полицейский аппрат был полностью уничтожен. Временное правительство из-за чрезмерно политизированного подхода не использовало в достаточно широком масштабе кадры полиции. В состав милиции входили служащие, студенты, гимназисты не имевшие никакой профессиональной подготовки. В результате деятельность милиции была полностью дезорганизована, а в ряде мест она перестала существовать.

Выводы по параграфу-?


  1. Психолого – педагогические проблемы организации и деятельности служб полиции за рубежом

Ответом на данный вопрос может послужить опыт обучения полицейской этике в странах Европы. Система обучения и организации деятельности сотрудников полиции во многих странах Европы включало в себя основные моменты психологической подготовки кадров. Ответом на данный вопрос может послужить опыт обучения полицейской этике в странах Европы.

Так программы обучения методам разрешения конфликтов должны были быть направлены на вооружение полицейского знаниями и навыками в области психологии межличностных отношений, вербальных и невербальных методов общения, методов проведения опросов и бесед, аномального поведения, разрешения конфликтов и снятия стрессов. Методика обучения должна включать в себя лекции, дискуссии, смоделированное вмешательство в сочетании с видеозаписью и последующей демонстрацией процесса вмешательства. При изучении методов разрешения конфликтов приобретались навыки психологического общения с жертвами насилия, с психически больными людьми.

Цели обучения полицейской этике в третьем тысячелетии тесно связаны с изменением целей и особенностей деятельности полицейских организаций в условиях их интеграции и решении общих задач по борьбе с мировой преступностью, в условиях применения новых коммуникативных технологий и стирания границ между странами во всех областях жизни. Изменение подхода к полицейской деятельности в современной Европе, ориентация ее не на подавление, запрещение и карательные санкции, а на служение гражданам, требует от каждого сотрудника полиции и, в первую очередь от руководящих кадров полиции, изменения отношения к полицейской этике и ее внедрению в практику профессиональной подготовки офицеров полиции.

В ряде стран, особенно это касается стран Восточной Европы, данная педагогическая проблема связана с коренной реорганизацией полицейских служб, изменением их функций. Полиция превращается из государственной структуры, направленной строго на противодействие нарушению законов, в организацию, служащую населению в широком смысле, постоянно контактирующую с ним. Поэтому офицеры полиции нуждаются в глубоких этических знаниях и овладении прочными навыками этического поведения.

В полицейских вузах Европы этика в настоящее время рассматривается на основе системного подхода, то есть во взаимосвязи с остальными компонентами деятельности полицейской организации, включающей в себя и профессиональную подготовку кадров. Руководители и преподаватели полицейских вузов Европы, в основе своей, придерживаются концепции постоянного и непрерывного обучения этике в процессе профессионального обучения сотрудников полиции на всех этапах их обучения и профессиональной карьеры.

Полицейская этика в европейских полицейских вузах включена в большинство курсов на всех этапах обучения: начальном, пролонгированном и в специализированном обучении. Полицейская этика преподается на всех ступенях профессиональной подготовки полицейских: начальная подготовка, дальнейшее обучение и обучение руководства и управления полицией. Она входит в программу обучения как отдельный предмет. В некоторых странах имеется план действий по общенациональному внедрению норм полицейской этики в деятельность правоохранительных органов.

В Европе организация обучения полицейской этике в целом не носит признаков сколько-нибудь заметной стандартизации, и в каждой стране и в каждом отдельном учебном заведении осуществляется по-разному. В рамках единой Европы отсутствует единая педагогическая модель обучения полицейской этике.

Среди полицейских вузов можно выделить те, в которых обучение этике выделяется в отдельный предмет в программе обучения и проводится отдельно от других предметов профессиональной подготовки. Этическое образование в высших учебных заведениях полиции осуществляется путем получения полицейскими знаний, как по «общей этике», так и по «полицейской этике», причем соотношение между этими двумя областями обучения различное в разных странах.

Во многих европейских высших учебных заведениях полиции принят подход, который интегрирует этические принципы и методики профессионального обучения сотрудников полиции в единый процесс. Это в основном касается тех стран, в которых нет отдельного предмета, посвященного полицейской этике (Австрия, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Хорватия, Великобритания, Словакия и др.), но в педагогическом процессе при профессиональной подготовке офицеров полиции все предметы наполнены этическим содержанием. Преподавание этики происходит в процессе преподавания других предметов профессиональной подготовки, что соответствует принципу целостности педагогического процесса, включающего в себя воспитание, обучение и развитие субъектов этого процесса.

Отсутствие отдельного предмета полицейской этики в программе полицейского вуза не всегда может свидетельствовать о том, что в академии или колледже полиции для введения такого предмета в программу недостаточно педагогических ресурсов (материальных, финансовых, кадровых и др.).

Среди особенностей современного этапа профессионального воспитания руководящих кадров полиции Европы можно отметить следующие:

– в содержании обучения полицейской этике особое внимание уделяется правам человека и сотрудничеству с рядом правозащитных организаций как европейских, так и международных;

– в ряде полицейских академий и колледжей, обучение полицейской этике проходит в рамках обучения менеджменту, что обусловливает специфику преподавания данной дисциплины в контексте управленческих знаний и навыков;

– в преподавании этики стал важным такой компонент обучения как учет работы полиции в мультиэтническом обществе.

– в настоящее время в связи с широким распространением компьютерных технологий и Интернета появилась возможность осуществлять дистанционное обучение офицеров полиции и, в частности, дистанционно обучать их полицейской этике (Испания, Италия, Норвегия, Швеция, Финляндия).



Выводы по параграфу-?

Расставьте ссылки, в этом параграфе нет ни одной!


  1. Возможности использования положительного опыта психолого- педагогической подготовки кадров полиции царской России и зарубежных стран в обучении и воспитании сотрудников ОВД России на современном этапе

Использование позитивного зарубежного опыта воспитательной работы с персоналом правоохранительных органов начинается с соотнесения данного опыта с реальными условиями, в которых он будет внедряться. Этот опыт и эти условия важно представить как две системы и выяснить — насколько они соотносимы по социально-экономическим и правовым условиям воспитательной работы, социально-педагогическим и профессионально-педагогическим характеристикам, целям и задачам воспитания, конкретным условиям, в которых проводится воспитательная работа, менталитету сотрудников, педагогической подготовленности самих воспитателей. Естественно, что полное совпадение невозможно. Так, при всем различии в условиях правоохранительной деятельности, опыт наставничества над молодыми сотрудниками в полиции и ФБР США может представить для нас немалый интерес, так как на уровне конкретных воспитательных задач, методов здесь есть немало общего.

Важнейшим правилом выступает анализ соответствия целей воспитательной работы у зарубежных «авторов опыта» и у нас, тех, кто его внедряет. Нередко одни и те же по форме воспитательные мероприятия имеют несколько различную целевую подоплеку. Так, у нас, «подтянутость в строевом отношении» выступает часто лишь дисциплинарным требованием. В полиции Великобритании и США, говоря нашими словами «подтянутость в строевом отношении», т.е. то, как полицейский носит свою форму и атрибутику, да и самой форме и атрибутике уделяется значительное внимание еще и как важному элементу профессиональной эстетики, даже этики (уважение к форме — уважение к своей службе), значимому фактору социально-педагогического воздействия на граждан, в том числе — через поддержание определенной традиции в форменной одежде как выражение уважения к традициям правоохранительной деятельности .

Очень важно при анализе и использовании зарубежного опыта придерживаться правила информационной достаточности. Корректность действий полицейских на улице при обращении к гражданам обоснована законодательными нормами взаимоотношений граждан и полиции, когда и гражданин, и полицейский четко знают свои права и обязанности в различных ситуациях. Разъяснению правил взаимоотношений полиции и граждан, кстати, уделяют значительное внимание и время СМИ Великобритании, Германии, США, Франции и ряда других стран.

Одним из важных моментов при информировании о зарубежном опыте служит объяснение, что в ряде развитых зарубежных стран наряду с высоким уровнем социальной и экономической защищенности сотрудников, к ним предъявляются нередко более высокие требования, вплоть до норм личной жизни, а санкции за служебные нарушения (тем более — нарушение закона) нередко куда более строгие, чем в нашей стране. Так, в ряде стран полицейский, уволенный «по отрицательным мотивам», даже если он не предстал перед судом, как правило, не имеет возможности устроиться на какую-либо престижную или высокооплачиваемую работу.

Специфическим правилом анализа зарубежного опыта является правило «адекватности (соответствия) понятий», и заключается он в том, что воспитательные процесс в отечественной литературе и за рубежом отражается нередко различной системой понятий. Вопрос об адекватности понятий важен еще и потому, что мы знакомимся с зарубежным опытом, чаще всего, по переводам иностранных источников и документов. Чтобы сделать точный перевод необходимо не только хорошо знать соответствующий язык, но владеть специальной терминологией, быть знакомым с отечественной и зарубежной правоохранительной практикой. И, к сожалению, неадекватность понятий является нередкой причиной не только недопонимания сущности зарубежного опыта («у них полицейских учат, а не воспитывают»).

Следующее правило использования зарубежного опыта можно сформулировать как правило неизбежности доказательства. Любая инновация, в особенности — инновация в сфере воспитательной работы, где скопилось немало устаревших представлений и стереотипов (например — ориентация на «педагогику мероприятий»), зачастую может встретить внутреннее сопротивление сотрудников. Инновация требует отказа от привычного, дополнительных усилий, не всегда сразу дает желаемый эффект.

И, наконец, как весьма специфическое правило можно сформулировать правило разумного не использования зарубежного опыта. В настоящее время устанавливается достаточно взвешенное отношение к зарубежному опыту воспитания личного состава органов внутренних дел. Однако, представление о зарубежном опыте как определенном престижном «бренде» еще продолжает существовать. В демократическом обществе милиция (полиция) все более превращается из властного общественного института в милицейскую (полицейскую) службу, выполняющую общественный заказ населения. Поэтому для сотрудников недостаточно одного лишь четкого выполнения требований, содержащихся в соответствующих профессиональных кодексах. Необходимо более свободное и самостоятельное применение общечеловеческих этических законов и правил, которое требует от сотрудников милиции (полиции) высокой степени нравственной воспитанности.

В последние годы, прошедшие со дня принятия Европейского кодекса полицейской этики в Европе возросло понимание важности проблемы обучения этике в высших учебных заведениях полиции и поиска новых педагогических подходов к решению воспитательных задач. Государства Европы придают большое значение полноценному и результативному обучению этике на всех уровнях и этапах обучения сотрудников полиции и, особенно, на уровне обучения полицейских кадров высшего звена. Во многих полицейских вузах в программу обучения входит предмет «полицейская этика» или сходные с ним по тематике предметы, что свидетельствует о понимании важности данной проблемы.

В силу ряда объективных факторов за последние несколько лет внимание к педагогическому обеспечению обучения этике значительно выросло. В Европейском кодексе полицейской этики практически отсутствуют рекомендации, относящиеся к сфере этической подготовки, нравственного формирования полицейских кадров на стадии их обучения. Действительно, нельзя ни приказать, ни научить быть нравственным. Полезно вспомнить, что нравственное воспитание имеет три уровня: изучение нравственных норм и принципов, превращение знаний в убеждения (чем постоянно на практике занимаются руководители, работники воспитательного аппарата и служебный коллектив), творческое применение полученных знаний и приобретенных убеждений в практической служебной деятельности.

Таким образом, поиск новых эффективных педагогических технологий в области профессионального воспитания кадров правоохранительных органов, осуществляемый в ходе расширяющегося сотрудничества с полицейскими подразделениями Европы, невозможен без систематизации и структурирования их педагогического опыта в данной области, использование которого поможет формировать корректные морально-этические установки сотрудников полиции, влиять на профиль профессионального поведения и, способствовать повышению эффективности и результативности служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Выводы по параграфу-?

Ссылки-?
Заключение
Анализируя данную тему, мы замечаем, в условиях резкого изменения социально-политической обстановки, значительного роста преступности и развития терроризма, правительство сосредоточило свои усилия на централизации и милитаризации полиции, уделяя особое внимание специализации полицейских органов и профессиональной подготовке полицейских чинов. В начале XX в. и после первой русской революции правительство предпринимает попытки реформировать полицию. Полицейская реформа тормозилась как в высших кругах, так и представителями местной администрации.

Низкое материальное обеспечение полиции, и как следствие, отсутствие тщательного отбора и специальной подготовки, мелочная регламентация обязанностей полиции с одной стороны, и особый порядок ответственности полицейских за свои неправомерные действия - с другой, сдерживали развитие полиции, приводили к тому, что полиция не пользовалась поддержкой населения. Правительство шло, прежде всего, по пути увеличения общей численности полиции, которая к началу 1917 года, была доведена до 145 тысяч человек, отчего страдала профессиональная подготовка полицейских кадров.

Анализ материалов и документов свидетельствует о том, что в Российской империи существовала система подготовки кадров, которая, в большей степени, была ориентирована на формирование полицейского корпуса Санкт-Петербурга и Москвы, готовя для них достаточно квалифицированных чиновников полиции среднего звена. При этом основной упор делался на офицерские кадры и на отставных нижних чинов армии и флота. Вместе с тем отсутствие единого подхода к первоначальной подготовке и финансовая невозможность создать большее количество школ полицейского резерва, приводили к значительному контрасту в уровне подготовки полицейских Российской империи. Отсутствовало централизованное руководство подготовкой и обучением кадров. Это приводило к невозможности обобщения того положительного опыта, который накапливался на местах. Не существовало научного исследования и обоснования профессиональной подготовки. Различные виды полицейских сил (жандармерия, уголовный сыск и т.д.) нуждались в разработке специальных программ подготовки и создании профильных учебных заведений, что не мог в полной мере обеспечить резерв.

Кроме того, на профессиональную подготовку полиции оказали влияние такие факторы как отсутствие общего полицейского устава, должного единства в полицейском устройстве и планомерности в распределении между чиновниками полицейских обязанностей, в некоторых случаях отсутствие служебного ценза, надлежащей устойчивости в служебном положении, малочисленность состава полиции, материальная необеспеченность чинов полиции, обремененность полицейских служащих прямыми обязанностями, а также не имевшим отношения к службе. Необходимо отметить, что процессу закрепления знаний, полученных в ходе обучения полицейскими чиновниками общей полиции, уделялось достаточно времени. Практической деятельности отводилось до половины учебного времени. В то же время количество времени, отведенного на теоретическую подготовку кадров политической полиции, было значительно меньше, чем требовалось.

В связи с тем, что в этот период на полицию возлагались большие задачи, существовала прямая зависимость между ее деятельностью и подготовкой кадрового аппарата полиции. Не случайно проект преобразования полицейских органов 1913 г. значительное место уделил устройству полицейских курсов и школ. Изучив исторический опыт и имея свой, можно увидеть и ошибки и достоинства предшественников. Обращение к историческому опыту может способствовать совершенствованию профессионализма сотрудников органов внутренних дел, возрождению и формированию традиций корпоративной этики, необходимых для «профессиональной устойчивости» сотрудников, повышения их престижа в обществе.

В качестве источника ценного опыта могут выступать нормативно-правовые акты, регулирующие процесс профессиональной подготовки полицейских кадров в странах Европы. Изучение и внедрение их отдельных положений, после корректировки в соответствии с реалиями времени, может представлять значительный интерес в области кадрового обеспечения, способного эффективно решать правоохранительные задачи, поставленные перед МВД обществом и государством.


Практическое задание
На основании следующих характеристик определить акцентуации характера сотрудника ОВД.

  1. Может совсем «забыть» о том, чего не желает знать. Способен лгать, не осознавая, что лжет. Сознательная же ложь чаще всего сопровождается угрызением совести, боязнью разоблачения, смущением. Дружелюбен в беседе. Хитер на выдумки. Но эту хитрость легко разоблачить. Живет моментом. Способен к перевоплощению. Двуличен в общении. Подхалим. Подчеркнуто вежлив в поведении.

  2. Не забывает оскорблений, злопамятен, мстителен. Чувствителен, болезненно обидчив. Эгоистичен, честолюбив, самоуверен. Подозрителен. Склонен к навязчивым идеям. Ему важен престиж занимаемой должности. Упрям. Любит похвалы.

На основании следующих характеристик определить акцентуации характера сотрудника ОВД.
Решение:

  1. Может совсем «забыть» о том, чего не желает знать. Способен лгать, не осознавая, что лжет. Сознательная же ложь чаще всего сопровождается угрызением совести, боязнью разоблачения, смущением. Дружелюбен в беседе. Хитер на выдумки. Но эту хитрость легко разоблачить. Живет моментом. Способен к перевоплощению. Двуличен в общении. Подхалим. Подчеркнуто вежлив в поведении. (Демонстративный тип основные черты которого, эгоцентричен, жаждет признания, поддержки, сочувствия, стремится постоянно быть в центре внимания. Эта тенденция реализуется в оригинальности, демонстрации своего превосходства, нарочитых преувеличениях, расцвечивании своих переживаний, позерстве, поступках рассчитанных на внешний эффект. Эмоции ярки, выразительны в проявлениях, но неустойчивы и не глубоки. В группе претендует на роль лидера или на исключительное положение, пытается возвыситься над окружающими, пуская «пыль в глаза». Увлечения обычно экстравагантные и не требующие упорного труда. Характеризуется повышенной пособностью к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Склонен к ФАНТАЗЕРСТВУ, ЛЖИВОСТИ И ПРИТВОРСТВУ,направленным на приукрашивание своей персоны, к авантюризму, артистизму, позерству. Он демонстрирует высокую приспосабливаемость к людям, эмоциональную лабильность (легкую смену настроений) при отсутствии действительно глубоких чувств,склонен к интригам(при внешней мягкости манеры общения).




  1. Не забывает оскорблений, злопамятен, мстителен. Чувствителен, болезненно обидчив. Эгоистичен, честолюбив, самоуверен. Подозрителен. Склонен к навязчивым идеям. Ему важен престиж занимаемой должности. Упрям. Любит похвалы. (Застревающий тип, основными чертами которого являются умеренная общительность, занудство, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Настороженность и недоверчивость к людям, чувствителен у обидам и огорчениям, уязвим, подозрителен, отличается мстительностью, долго переживает происшедшее. Заносчив, Инициатор к  конфликтам. Склонность к аффектам. Длительное время переживает одни и те же чувства, настойчивый, упрямый, противится изменениям, трудно переключается на что-то новое в деятельности. Интересы постоянные и односторонние. Проявляет повышенное самомнение и себялюбие, недовольство недостаточным признанием его достоинств и заслуг. Озабочен своим престижем. Стремится превзойти других, выдвинуться в лидеры. Отличается повышенной чувствительностью к действительным и мнимым несправедливостям, что в сочетании с тенденцией к самоутверждению порождает бдительное отношение к окружающим, склонность к обдумыванию их действий, недоверчив, возможно, злопамятен. )

Список использованной литературы




  1. Борисов А.А. Министерство внутренних дел и Министерство полиции России (1802 г. – октябрь 1917 г.) //История органов внутренних дел России. Выпуск 1: Сборник научных трудов. – М.: ВНИИ МВД России, 1990. С. 4-26.

  2. История органов внутренних дел: Учебник /Под ред. Р.С. Мулукаева. – М.: Академия управления МВД России, 2004.

  3. Крылов Б. С. Организация профессиональной подготовки сотрудника полиции зарубежных стран /,

  4. Основы организации воспитательной работы с личным составом в органах внутренних дел: Учебное пособие / Под общ. ред. В. Я. Кикотя. — М.: ЦОКР МВД России, 2008.

  5. Полиция и милиция России: страницы истории /Борисов А.В., Дугин А.И., Малыгин А.Я. и др. - М.: Наука, 1995.

  6. Полиция России. Документы и материалы (1718 – 1917 гг.). //Сост.: Малыгин А.Я., Мулукаев Р.С., Сизиков М.И. и др. – Саратов: Сарат. юрид. Ин-т МВД РФ, 2002.

  7. Психология и педагогика в деятельности сотрудника органов внутренних дел: Учебное пособие в 2-х частях/ Под ред. Ю.В. Наумкина. – М., 1995, Ч. 2, стр. 51 – 53.

  8. Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудника органов внутренних дел: Учебное пособие в 5-и частях / Под ред. А.Ф. Дунаева, А.С. Батышева. – М., 1992, Ч. 5, стр. 3 – 55.

  9. Сизиков М.И. История полиции России (1718 – 1917 гг.). / М.И. Сизиков // Библиотечка сотрудника ОВД, Выпуск 2. – М., 1992, стр. 1 – 56.

  10. Сизиков М.И. История полиции России (1718-1917). Вып.1 Становление и развитие общей регулярной полиции в России XVIII века. - М., 1992.

  11. Сизиков М.И. История полиции России. Становление и развитие регулярной полиции в России 18-го века / М.И. Сизиков // Библиотечка сотрудника ОВД, Выпуск 1. – М., 1992, стр. 3 – 68.

  12. Сизиков М.И., Борисов А.В., Скрипилев А.Е. История полиции России (1718-1917). Вып.2 Полиция Российской империи XVIII - нач. ХХ вв. - М., 1992.