Психология: Учеб./ Под ред. А. А. Крылова. М.: Изд-во М. А. Захаров, 2001. 584 с - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Психология: Учеб./ Под ред. А. А. Крылова. М.: Изд-во М. А. Захаров, 2001. 584 с - страница №1/1

Психология: Учеб./ Под ред. А.А. Крылова. – М.: Изд-во М.А. Захаров, 2001. – 584 с.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ 4

Глава 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС 11

§ 1.1. СТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ 11

§ 1.2. О СТАНОВЛЕНИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 16

Глава 2. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ 21

§ 2.1. ИДЕЯ ЦЕЛОСТНОСТИ И СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА 21

§ 2.2. ЧЕЛОВЕК И КУЛЬТУРА 24

§ 2.3. ПРОЦЕСС КУЛЬТУРАЦИИ 27

Глава 3. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 32

§ 3.1. НЕЙРОН КАК СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ 32

§ 3.2. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОРФОЛОГИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ 35

§ 3.3. МЕХАНИЗМЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ 42

§ 3.4. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ В ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 46

Глава 4. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ 51

§ 4.1. ВОСПРИЯТИЕ 51

§ 4.2. БОДРСТВОВАНИЕ. ВНИМАНИЕ 53

§ 4.3. НАУЧЕНИЕ. ПАМЯТЬ 55

§ 4.4. ЭМОЦИИ 60

§ 4.5. РЕЧЬ. МЫШЛЕНИЕ 62

§ 4.6. ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТЕМПЕРАМЕНТ 66

§ 4.7. ПОВЕДЕНИЕ 68

Глава 5. ПСИХОФИЗИКА 72

§ 5.1. ПСИХОФИЗИКА И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ 72

§ 5.2. ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ И ПОРОГИ ЧУВСТВИТЕЛЫЮСТИ 76

§ 5.3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ 84

§ 5.4. ОТ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ ДО ОБЩИХ ИЗМЕРЕНИЙ В ПСИХОЛОГИИ 89

§ 5.5. ПСИХОФИЗИКА В ПРАКТИКЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 92

Глава 6. СОЗНАНИЕ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ 94

§ 6.1. ЗАГАДКИ СОЗНАНИЯ 94

§ 6.2. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ 99

§ 6.3. КАК ЧЕЛОВЕК ВОСПРИНИМАЕТ МИР 102

§ 6.4. КАК ЧЕЛОВЕК ВСПОМИНАЕТ 112

§ 6.5. КАК ЧЕЛОВЕК ПОНИМАЕТ 121

§ 6.6. КАК ЧЕЛОВЕК РЕШАЕТ ЗАДАЧИ 124

§ 6.7. ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕК ОСОЗНАЕТ 129

Глава 7. РЕЧЬ И МЬППЛЕНИЕ 134

§ 7.1. РЕЧЬ, ЯЗЫК, ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ 134

§ 7.2. РЕЧЕВЫЕ МЕХАНИЗМЫ. ВИДЫ И ФУНКЦИИ РЕЧИ 137

§ 7.3. ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 146

§ 7.4. ДОПОНЯТИЙНЫЙ И ПОНЯТИЙНЫЙ ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ 150

§ 7.5. МЫШЛЕНИЕ КАК ВЫСШИЙ ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС. ИНТЕЛЛЕКТ 157

§ 7.6. СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ 161

Глава 8. ПСИХИЧЕСКИЙ СКЛАД ЛИЧНОСТИ 165

§ 8.1. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ 165

§ 8.2. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ И ХАРАКТЕР 170

§ 8.3. ТЕМПЕРАМЕНТ 174

§ 8.4. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ 176

§ 8.5. КАЧЕСТВА УМА 182

§ 8.6. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ 186

§ 8.7. ПОТРЕБНОСТИ И МОТИВЫ ЛИЧНОСТИ 188

§ 8.8. ПРЕОБЛАДАЮЩИЕ ИНТЕРЕСЫ 195

Глава 9. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ 199

§ 9.1. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРОЯВЛЕНИЙ 199

§ 9.2. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДЕНЦЕВ 202

§9.3. ВЫСШИЕ ЧУВСТВА 206

§ 9.4. РАСПОЗНАВАНИЕ ЭМОЦИЙ ПО ВЫРАЖЕНИЮ ЛИЦА 209

Глава 10. ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА 213

§ 10.1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ 213

§ 10.2. ПЕРИОД РАННЕГО ДЕТСТВА 217

§ 10.3. ПЕРИОД ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА 221



§ 10.4. ШКОЛЬНЫЙ И ЮНОШЕСКИЙ ПЕРИОДЫ 224

§ 10.5. АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ - ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ 231

§ 10.6. ГЕРОНТОГЕНЕ3 235

§ 10.7. ПОТЕНЦИАЛЫ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ 239

Глава 11. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ 241

§ 11.1. ЧТО ТАКОЕ "СОЦИАЛИЗАЦИЯ"? 241

§ 11.2. Я-КОНЦЕПЦИЯ 243

§ 11.3. РАЗВИТИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ 247

§ 11.4. СЕМЬЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ 252

Глава 12. ЛИЧНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН 256

§ 12.1. ЦЕННОСТНО-НОРМАТИВНАЯ СИСТЕМА ЛИЧНОСТИ 256

§ 12.2. СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ 265

§ 12.3. СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЕ 268

Глава 13. СОЦИАЛИЗАЦИЯ В СРЕДЕ СВЕРСТНИКОВ: ТРАДИЦИИ ДЕТСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ 274

§ 13.1. ЧТО ТАКОЕ "ДЕТСКАЯ СУБКУЛЬТУРА"? 274

§ 13.2. ОСВОЕНИЕ НАВЫКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ЛЮДЬМИ В ИГРОВОМ ОБЩЕНИИ ДЕТЕЙ 276

§ 13.3. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ В ДЕТСКОМ СООБЩЕСТВЕ 281

Глава 14. УСЛОВИЯ ЛИЧНОСТНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ 283

§ 14.1. ПОНЯТИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ 283

§ 14.2. СИЛА "Я" И САМОУВАЖЕНИЕ 283

§ 14.3. ПОТЕНЦИАЛ ЛИДЕРСТВА 286

§ 14.4. ВОСПРИЯТИЕ ВНЕШНЕГО ОБЛИКА ЧЕЛОВЕКА 287

§ 14.5. КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ 291

§ 14.6. ВЫБОР СУБЪЕКТИВНО-ОПТИМАЛЬНОГО ЖИЗНЕННОГО ПУТИ 294

§ 14.7. УСЛОВНО-КОМПЕНСАТОРНЫЕ ПУТИ ВСАМОРЕАЛИЗАЦИИ 298

Глава 15. ЛИЧНОСТЬ В ГРУППЕ 301

§ 15.1. СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ ЛИЧНОСТИ 301

§ 15.2. ВЫПОЛНЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ 306

§ 15.3. ВЗАИМОВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ 310

§ 15.4. ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ НА ЛИЧНОСТЬ 312

§ 15.5. РЕФЕРЕНТНЫЕ ГРУППЫ И ЛИЧНОСТЬ 317

Глава 16. ПСИХОЛОГИЯ ГРУПП 319

§ 16.1. ВИДЫ ГРУПП И ИХ ФУНКЦИИ 319

§ 16.2. РАЗМЕР ГРУППЫ И ЕЕ СТРУКТУРА 322

§ 16.3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ В ГРУППЕ 325

§ 16.4. ГРУППОВОЙ ПОДХОД К ПРИНЯТИЮ РЕШЕНИЙ 327

§ 16.5. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ГРУППЫ 331

Глава 17. МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ 336

§ 17.1. ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ 336

§ 17.2. ВЗАИМНОЕ ВЛИЯНИЕ ЛЮДЕЙ В ПРОЦЕССЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ 339

§ 17.3. ПОЗНАНИЕ В ПРОЦЕССЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ 348

§ 17.4. ТИПИЧНЫЕ ТРУДНОСТИ И ТЕХНИКА МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ 349

Глава 18. КРИЗИСЫ И КОНФЛИКТЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 356

§ 18.1. КРИТИЧЕСКИЕ ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ: СТРЕСС, КОНФЛИКТ, КРИЗИС 356

§ 18.2. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ И ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ 360

§ 18.3. ПРОТИВОРЕЧИЯ И КРИЗИСЫ КАК ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 363

Глава 19. ЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ 366

§ 19.1. ЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ 366

§ 19.2. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ 369

§ 19.3. КОНСТРУКТИВНОЕ ПРЕОДОЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ И КРИЗИСОВ 372

Глава 20. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ 375

§ 20.1. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ И ИХ РАЗВИТИЕ 375

§ 20.2. СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ 379

§ 20.3. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СЛОЖНЫХ СИТУАЦИЯХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 382

Глава 21. САМОКОНТРОЛЬ ЧЕЛОВЕКА 385

§ 21.1. СОСТАВ, ФУНКЦИЯ И ВИДЫ САМОКОНТРОЛЯ ЧЕЛОВЕКА 385

§ 21.2. САМОКОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ 388

§ 21.3. ФОРМИРОВАНИЕ САМОКОНТРОЛЯ 393

Глава 22. ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЛИЧНОСТИ 399

§ 22.1. ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ 399

§ 22.2. ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И НЕВРОЗЫ 411

§ 22.3. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ЗАЩИТЫ 413

§ 22.4 РАЗВИТИЕ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 417

Глава 23. ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ ПРИ АНОМАЛИЯХ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 423

§ 23.1. О ПСИХИЧЕСКОЙ НОРМЕ И ПАТОЛОГИЯХ 423

§ 23.2. ПРИЧИНЫ АНОМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ. ПРИНЦИПЫ ДИАГНОСТИКИ 426

§ 23.3. НЕВРОТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ 432

Глава 24. ПОГРАНИЧНЫЕ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА 435

§ 24.1. ПРЕДБОЛЕЗНЕННОЕ СОСТОЯНИЕ 435

§ 24.2. ПРЕНЕВРОТИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ. НЕВРОТИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ 436

§ 24.3. НАЧАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ

ЗАБОЛЕВАНИЙ 438

Глава 25. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ 442

§ 25.1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС 442

§ 25.2. ПАТОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ 443

§ 25.3. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ 448

§ 25.4. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ 452

Глава 26. ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ 454

§ 26.1. КРИТЕРИИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ 454

§ 26.2. САМОУПРАВЛЕНИЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ 457

§ 26.3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ДОЛГОЛЕТИЯ 461

Глава 27. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, АДАПТАЦИЯ 463

§ 27.1. ПОДГОТОВКА К ТРУДУ, АДАПТАЦИЯ ВНУТРЕННИХ УСЛОВИЙ И ВНУТРЕННИХ СРЕДСТВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 463

§ 27.2. АДАПТАЦИЯ ВНЕШНИХ СРЕДСТВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 466

§ 27.3. ОПТИМИЗИРУЮЩАЯ АДАПТАЦИЯ ВНЕШНИХ УСЛОВИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 469

§ 27.4. ЗАЩИТНАЯ АДАПТАЦИЯ ВНЕШНИХ УСЛОВИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 472

§ 27.5. ДИНАМИКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ 477

Глава 28. НАДЕЖНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 484

§ 28.1. ПРОБЛЕМА НАДЕЖНОСТИ 484

§ 28.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ НАДЕЖНОСТИ 486

§ 28.3. НАДЕЖНОСТЬ ЛИЧНОСТИ 492

§ 28.4. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 494

Глава 29. РЕЗЕРВЫ ПСИХИКИ 497

§ 29.1. РЕАЛЬНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ 497

§ 29.2. РЕЗЕРВЫ В РАЗВИТИИ 500

§ 29.3. РЕЗЕРВЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 503

§ 29.4. ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ РЕЗЕРВОВ 506

§ 29.5. АКТИВИЗАЦИЯ КОМПЕНСАТОРНЫХ МЕХАНИЗМОВ 507

§ 29.6. АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА 510

Глава 30. ПСИХОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА 515

§ 30.1. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 515

§ 30.2. ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА И ПОДГОТОВКА МЕНЕДЖЕРОВ 517

§ 30.3. УПРАВЛЕНИЕ МОТИВАЦИЕЙ 520

§ 30.4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА 523

§ 30.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ДОЛГОЛЕТИЕ МЕНЕДЖЕРА 525

Глава 31. ЧЕЛОВЕК В ПОЛИТИКЕ 528

§ 31.1. ПСИХОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 528

§ 31.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА В ПОЛИТИКЕ 531

§ 31.3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА В ПОЛИТИКЕ 533

Глава 32. ПСИХОЛОГИЯ МАССОВИДНЫХ ЯВЛЕНИЙ 535

§ 32.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПОЛИТИЧЕСКИХ МАССОВИДНЫХ ЯВЛЕНИЙ 535

§ 32.2. ХАРАКТЕРИСТИКА МАССОВИДНЫХ ЯВЛЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮПЩХПОЛИТИКУ 537

§ 32.3. ХАРАКТЕРИСТИКА МАССОВИДНЫХ ЯВЛЕНИЙ, ФОРМИРУЮЩИХ ПОЛИТИКУ 540

§ 32.4. ПСИХОЛОГИЯ СОВОКУПНОСТЕЙ ЛЮДЕЙ, ПОВИНУЮЩИХСЯ ПОЛИТИКЕ 542

§ 32.5. ПСИХОЛОГИЯ ГРУПП ЛЮДЕЙ, РАСПРОСТРАНЯЮЩИХ ПОЛИТИКУ 544

Глава 33. ЧЕЛОВЕК В ЭКОНОМИКЕ 547

§ 33.1. ЧЕЛОВЕК - ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ 547

§ 33.2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ 549

§ 33.3. ПСИХОЛОГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 552

§ 33.4. ПСИХОЛОГИЯ ДЕНЕГ 555

§ 33.5. ЭКОНОМИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ 559

Глава 34. ЧЕЛОВЕК В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ 563

§ 34.1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ 563

§ 34.2. МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ 564

§ 34.3. ПСИХОЛОГИЯ ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 567



§ 34.4. ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 571

ЛИТЕРАТУРА 576