страница 1
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Психология (профиль: ) 040400. 62 Социальная работа - страница №1/1
ПРОГРАММА вступительных испытаний по направлениям подготовки Института психологии 1.1 Дополнительное вступительное испытание для лиц, имеющих среднее профессиональное образование (СПО) и высшее профессиональное образование (ВПО), проводится в форме собеседования. 1.2 Собеседование является обязательным вступительным испытанием для всех абитуриентов, подавших документы на объявленные направления подготовки и имеющих соответствующие дипломы СПО (приложение 1). 1.3 Собеседование проводится в два этапа: 1.3.1 профессионально-психологическое тестирование – в письменной форме; 1.3.2 профессионально-психологическая беседа – в устной форме. 1.4 Собеседование проводится в день подачи документов в приемную комиссию. 1.5 Собеседование проводится предметной комиссией, в составе: 1.5.1 председатель комиссии: ответственный секретарь приемной комиссии; 1.5.2 член комиссии: представитель выпускающей кафедры из числа ППС; 1.5.3 член комиссии: технический секретарь (психометрист). 1.6 Результаты собеседования утверждаются протоколом приемной комиссии. 1.7 Результаты вступительных испытаний объявляются в форме списка рекомендованных к поступлению по объявленным направлениям подготовки. 2.1 Цель дополнительных вступительных испытаний (собеседования) – определение степени соответствия квалификационных, профессиональных, деловых и личностных качеств абитуриентов направлениям подготовки Института психологии. 2.2 Профессионально-психологическое тестирование проводится письменно в форме ответов на заданные утверждения или выбора стратегии решения ситуативных задач. 2.3 Тестовые задания состоят из 3 блоков заданий: 2.3.1 задания на выявление социально-психологических качеств; 2.3.2 задания на выявление профессиональных качеств (преимущественно, социально-ориентированных); 2.3.3 задания на выявление профессиональных и учебных мотивов. 2.4 Общее количество тестовых заданий – не более 60. Расчетное время выполнения тестовых заданий – 1 час. 2.5 Профессионально-психологическая беседа проводится устно в форме стандартизированного интервью. Для беседы обязательно заполнение протокола и его утверждение подписью абитуриента и членов комиссии. Общее время беседы – не более 30 минут. 2.6 Вопросы беседы должны быть направлены на выявление квалификационных, профессиональных и личностных характеристик абитуриентов. 2.7 Общая сумма баллов, получаемых абитуриентом по тестированию и беседе, не должна превышать 100 баллов. Нижняя граница допускаемых баллов – 25 баллов. для поступающих на очно-заочную форму обучения по направлениям: «Социальная работа» (профиль «Психосоциальная работа с населением») и «Психология» Института психологии
Максимальная сумма баллов 100. Минимальная сумма баллов 30. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СОБЕСЕДОВАНИЯ по направлению «Организация работы с молодёжью» (профиль «Социально-психологическая работа с молодёжью») Задания на выявления социально-психологических качеств Выявление и оценка коммуникативных и организационных способностей (методика «КОС – 1») В профессиях, которые по своему содержанию связаны с активными взаимодействиями человека с другими людьми, в качестве стержневых выступают коммуникативные и организаторские способности, без которых не может быть обеспечен успех в работе. Коммуникативные и организаторские способности являются важными факторами для достижения успеха в профессии типа «человек-человек». Методика «КОС-1» базируется на принципе отражения и оценки испытуемым некоторых особенностей своего поведения в различных ситуациях. Избраны ситуации, знакомые испытуемому по его личному опыту. Поэтому оценка ситуации и поведения в ее условиях основывается на воспроизведении испытуемым своего реального поведения и реального, пережитого в его опыте отношения. Исходя из этого принципа, создан проективный опросник, позволяющий выявить устойчивые показатели коммуникативных и организаторских склонностей. Особенность проективного метода состоит в том, что испытуемый как бы проецирует свои свойства, особенности своего поведения в ситуации, предложенную консультантом. Возможность проявления коммуникативных и организаторских склонностей заложены в соответствующих группах вопросов, совокупность которых представлена в бланке «КОС-1» «Лист вопросов». Спектр вопросов в нем настолько широк, что по результатам ответов испытуемого появляется возможность выявить качественные особенности его коммуникативных и организаторских склонностей. При построении вопросника были учтены также различные формы отношения опрашиваемых к вопросам. Дело в том, что одни испытуемые могут быть более склонны к утвердительным ответам, другие - к отрицательным. Поэтому вопросы в бланке построены так, чтобы утвердительный ответ на один вопрос имел такое же смысловое значение, что и отрицательный ответ на другой вопрос. В программу изучения коммуникативных склонностей введены вопросы следующего содержания: а) проявляет ли учащийся стремление к общению, много ли у него друзей; б) любит ли находиться в кругу друзей или предпочитает одиночество; в) быстро ли привыкает к новым лицам, к новому коллективу; г) насколько быстро реагирует на просьбы друзей, знакомых; д) любит ли общественную работу, выступает ли на собраниях; е) легко ли устанавливает контакты с незнакомыми людьми; ж) легко ли ему даются выступления в аудитории слушателей; В соответствии с этим разработано 20 специальных вопросов, реального поведения и реального, пережитого в его опыте отношения. а) быстрота ориентации в сложных ситуациях; б) находчивость, настойчивость, требовательность; в) склонность к организаторской деятельности; г) самостоятельность, самокритичность; д) выдержка; е) отношение к общественной работе, общительность; Ответы на вопросы испытуемый заносит в специальный «Лист ответов», в котором фиксируются также анкетные данные испытуемого и результаты его работы. Для количественной обработки данных консультант использует «Дешифраторы», в которых поставлены «идеальные ответы», в максимальной степени отражающие коммуникативные и организаторские склонности. Обработка материалов испытания крайне проста и проводится следующим образом. С помощью дешифраторов, которые накладываются поочередно на «Лист ответов», подсчитывается количество совпадающих с дешифратором ответов по каждому разделу методики. Оценочный коэффициент (К) коммуникативных и организаторских склонностей выражается отношением количества совпадающих ответов по каждому разделу к максимально возможному числу совпадений (20). При этом удобно использовать простую формулу: где К – величина оценочного коэффициента; n – количество совпадающих с дешифратором ответов. Показатели, полученные по этой методике, могут варьировать от 0 до 1. показатели, близкие к 1, свидетельствуют о высоком уровне проявления коммуникативных и организаторских склонностей, близкие же к 0 – о низком уровне. Оценочный коэффициент (К) – это первичная количественная характеристика материалов испытания. Для качественной стандартизации результатов испытания используются шкалы оценок, в которых тому или иному диапазону количественных показателей «К» соответствует определенная оценка. Дешифраторы К
О
Задания на выявления профессиональных качеств (преимущественно, социально-ориентированных) Кто вами руководит: лидер или администратор? Испытуемым предлагается дифференцировать в таблице профессиональные качества присущие лидеру и администратору. Обработка результатов: достаточным считается правильное заполнение таблицы на 80 %, т.е. совпадение с таблицей правильных ответов от 16 до 18 ответов. Правильный ответ приведен в таблице:
Задания на выявления профессиональных и учебных мотивов Задание 1. Испытуемым предлагается выбрать из предложенных ситуаций, те, которые имеют педагогическое значение К ситуациям, имеющим педагогическое значение, можно отнести : Суждения под номерами: 1, 2, 3, 4, 5, 8, 10, 13, 15, 18, 20, 21, 22, 26. Достаточным считается правильный выбор от 11 до 14 ответов, где 11 правильных выборов соответствует 3 баллам, 12 – 4 баллам, 13-14 – 5 баллам. Ситуация №1. «Ну, ты молодец! Ты смотри, как хорошо вырос. Вот и нашелся у меня в классе помощник. Ты мне будешь помогать готовить наглядность к урокам?». «Буду», - буркнул ученик. На перемене учительница подозвала его к себе и объяснила обязанности помощника учителя. И самым ценным было то, что этот ученик не только больше не нарушал дисциплину на уроке истории, но и стал заниматься с большим интересом. Уроки истории он учил всегда. Она не стала кричать и ругаться, а просто сказала, что в спирт она добавила вещество, от которого человек через несколько минут может скончаться. Ученик, выпивший спирт, сознался. Ситуация №3. Учитель спокойно ответил: «Зачем завтра? У меня 5000 р. У тебя сдача есть?» Задание 3. Выбрать ответы на суждения, описывающие человека как биологическое явление, социальное, душевное и духовное явление. Оценка: соответствие всем правильным ответам приравнивается 5 баллам, 80% - 4баллам, 70 % - 3 баллам. Правильные ответы: - биологическое явление Свободен от биологических потребностей прямохождение особое устройство гортани, губ и носа значительная представленность нервной системы в руках(ладони, пальцы) Имеет дедушек и бабушек Регулирует свое поведение на основе норм, ценностей, санкций и ролей Может быть членом различных групп(коллективов) Имеют продолжительное детство Способен быть личностью - душевное явление Наличие и приоритет действий во внутреннем плане (оперирование образами предметов и явлений) рефлексия самопознание собственных внутренних психических актов и состояний феномен сознания как система знаний, отношений к знаниям и переживание знаний Осознание смысла жизни Наличие высших нравственных чувств и ценностей Совесть, достоинство и ответственность Задание 4. Анализ ситуации. Характеристика поведения ребенка и взрослого. Правильный вариант ответа: Демократический тип воспитания, по принципу «Первый среди равных», который строится на доверии, уверенность в правильности суждений, действий и поступков ребенка. Признается право на автономию ребенка, основная задача в координации самостоятельных действий ребенка и оказание помощи при обращении. Оценка: соответствие ответа правильному приравнивается к 5 баллам. Подведение итогов вступительного испытания По положению абитуриент должен набрать максимально100 баллов. Проходными считаются баллы от 70 до 100 баллов. Итоговая таблица максимальных показателей по заданиям вступительных испытаний:
Приложение 1. Инструкция: Вам надо очень внимательно проследить за тем, чтобы номер вопроса и номер клетки, куда вы записали свой ответ, совпадали. Заполняя «Лист ответов», имейте в виду, что вопросы коротки и не могут содержать всех необходимых подробностей. Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует много времени затрачивать на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, что на некоторые вопросы вам будет трудно ответить. Давайте посмотрим на правила ответов при таком вопросе: «Правда ли, что вам не нравится заниматься математикой?» Если вам действительно не нравится заниматься математикой, то вы сначала для себя ответьте на вопрос так: «Да, то, правда». Следовательно, в «Листе ответов» вы поставите «+». Но если вам нравится заниматься, то на вопрос «Правда ли что вам не нравится заниматься математикой?» вы ответите отрицательно: «Нет, неправда». В таком случае в «Листе ответов» поставьте «-». Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо благоприятное впечатление своими ответами. Свободно выражайте свое мнение. Плохих или хороших ответов здесь нет. Постарайтесь ответить на все вопросы. Лист вопросов
Лист ответов
Приложение 2. Инструкция: составьте таблицу различий между лидером и администратором.
Лист ответов
Приложение 3. 2. Ситуации выбора; 3. Ситуации успеха; 4. Конфликтные ситуации; 5. Проблемные учебные ситуации, ситуации решения проблемных учебных задач; 6. Ситуации риска; 7. Ситуации критики и самокритики; 8. ситуации помощи и взаимопомощи; 9. ситуации угрозы наказания; 10. Ситуации самооценки; 11. Ситуации общения; 12. Ситуации подчинения; 13. Ситуации убеждения; 14. Ситуации обвинений и выдержки; 15. Ситуации быстрого переключения в работе и общении; 16. Ситуации соревнования и соперничества; 17. Ситуации сопереживания; 18. Ситуации проявления невнимания; 19. Ситуации ограничения; 20. Игровые ситуации; 21. Ситуации ответственных решений; 22. Ситуации освоения новых способов деятельности; 23. Ситуации выражения веры и доверия; 24. Ситуации предъявления требований; 25. Тренинговые ситуации; 26. Ситуации расхолаживания дисциплины и дезорганизации. Приложение 4. Инструкция. Вам предлагается ряд заданий по применению правил при определении педагогической ситуации, способов воздействия на личность учащегося в конфликтных ситуациях, ….. Определите способ воздействия на личность школьника в конфликтной ситуации. Ситуация №1. Молодая учительница истории пришла впервые в 5-й класс. Она вошла, ребята, молча, ее приветствовали. Лишь за последней партой продолжал в полный голос разговаривать с соседом по парте высоченный детина, нисколько не обращая внимания на новую учительницу. Учительница, правда, была наслышана, что класс есть второгодники-переростки, но она никак не могла предположить, что один из них может быть на две головы выше своих сверстников. Решив навести порядок в классе убежденная в том, что это ученик из другого класса, зашедший к товарищу, учительница сказала: «А ты что здесь делаешь? Разве ты не слышал звонка? Иди-ка в свой класс быстренько!». «Никуда я не пойду, - басом ответил высокий, - я и есть в своем классе». Несколько смутившись, но тут, же оценив ситуации, учительница воскликнула… Ситуация №2. Ученик 10-го класса на перемене слил спирт из спиртовки и выпил его. Учительница химии, придя на урок, увидела пустую спиртовку… Ситуация №3. Учительница туда отобрала у учеников теннисную ракетку, потому что ни ушли с урока труда без спроса, не закончив работу, и стали играть в настольный теннис. В классе ученик попросил вернуть ракетку, потому что она даже не его, а взята у товарища, но учитель не возвратил. Тогда обозлены ученик при всех крикнул: «Ну тогда, завтра 10 000 т.р. отдали!»… Приложение 5. Инструкция. Выберите из указанных суждений те, которые описывают человека как: биологическое явление, социальное, душевное и духовное явление. Лист ответа: - биологическое явление - социальное явление - душевное явление - духовное явление Суждения:
Приложение 6. Инструкция. Проанализируйте ситуацию и ответьте на вопрос: «Какой тип воспитания, на ваш взгляд, просматривается в данной ситуации?», «О каких особенностях поведения родителя, и о каком характере складывающихся отношении с ребенком говорит эта ситуация?» Ребенок (плачет): Машинка, машинка! Где моя машинка? Родитель: Тебе нужна твоя машинка, но ты не можешь ее найти? Ребенок (бегает по комнате, заглядывает под диван). Родитель: Машинки там нет. Ребенок: Где моя машинка? Родитель: Может быть, твоя машинка в шкафу среди игрушек завалялась? Ребенок (бежит к шкафу с игрушками, все разбрасывает, но машинку там не находит и опять выразительно смотрит на родителей). Родитель (молчит и делает паузу, давая возможность ребенку проявить инициативу в поиске). Ребенок (побежал на кухню и под столом находит свою машинку): Вот она! Родитель: Молодец! Ты сам нашел свою машинку. |
|