Психология Курс лекций - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Курс лекций Красноярск, 2007 Сенашов, В. И 3 992.09kb.
Курс лекций по дисциплине Общая энергетика для специальностей 6 2868.2kb.
Курс лекций для специальностей: 1-25. 01. 08 «Бухгалтерский учет... 7 2542.66kb.
Курс лекций Минск 2007 (075. 8) Ббк 65. 01 37 4487.72kb.
К курсу «Психология родительства» Курс входит в профессиональный... 1 37.85kb.
Название курса «История психологии». Данный курс реализуется в рамках... 1 102.28kb.
Курс лекций по политологии тема 1 предмет политологии. Политология... 7 2665.02kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «психология семьи» для студентов... 1 124.12kb.
Курс лекций «Проблемы безопасности в информационных технологиях» 30 4715.93kb.
Программа курса пояснительная записка курс «Социальная психология... 1 124.95kb.
Курс лекций. М.: Гоу впо «вгна минфина России» 5 858.83kb.
Вопрос n организационное поведение оформилось как область научного... 1 140.88kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Психология Курс лекций - страница №1/2



Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Департамент научно-технологической политики и образования

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Красноярский государственный аграрный университет»

Хакасский филиал







Психология




Курс лекций




Абакан 2011




Содержание



Модуль 1. Введение в психологию и педагогику 3

Модуль 2. Познавательные процессы 4

Модуль 3. Основы обучения 13

Модуль 4. Индивидуальные свойства личности 20





Модуль 1. Введение в психологию и педагогику



План:

1. Психологические знания в античности.

2. Психология в средние века.

3. Умозрительная психология 17 в.

4. Зарождение эмпирической психологии.18 в.

5. Психология как самостоятельная наука. 19 в.

6. Возникновение психологии в России.

7. Бихевиоризм.

8. Когнитивная психология.

9. Гештальтпсихология.

10. Психоанализ

11. Гуманистическая психология.

12. Отечественная психологическая мысль в 20 веке.

13. Предмет педагогики

14. Отрасли педагогики

15. Основные этапы развития педагогической науки


1. Психологические знания в античности
Первые представления о психике были связаны с анимизмом (от латинского «анима»- душа, дух)- древнейшими взглядами, согласно которым у всего на свете есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.

Согласно древнегреческому философу Платону(427-347гг. до н.э.), душа у человека существует ещё до её соединения с телом. Она является образом и истечением мировой души. Душевные явления Платон подразделяет на разум, мужество (волю) и вожделения (мотивацию). Разум находится в голове, мужество - в груди, вожделение - в брюшной полости. Их гармоническое единство даёт целостность душевной жизни человека. По Платону существуют следующие чувства: гнев, страх, желание, печаль, любовь, ревность, зависть.

Аристотель(384-322 гг.). Согласно учению Аристотеля душа бестелесна, она – форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Движущей силой поведения человека является стремление, связанное с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувственные восприятия составляют начало познания. Сохранение и воспроизведение ощущений даёт память. Благодаря мышлению составляются общие понятия, суждения, умозаключения. Особой формой интеллектуальной активности является нус (разум), который даётся извне в виде божественного разума.
2. Психология в средние века
Средние века характеризуются усилением влияния церкви на все стороны жизни общества, в том числе и на науку. Поэтому анимистическую трактовку души Платоном и Аристотелем связывают с христианским пониманием сущности человека. Душа является божественным началом и поэтому изучение её подчиняется задачам богословия. Лишь внешняя сторона души, обращённая к материальному миру, может обсуждаться человеком. Внутренние, величайшие таинства души доступны только религиозному пониманию. В средние века были осмыслены многие стороны душевной жизни личности, которая находится в поиске высшего смысла и нравственных идеалов. А также накапливается материал об анатомо-физиологических особенностях человеческого организма как одной из основ психики. Следует отметить деятельность арабских мыслителей Авиценны и Аверроэса (11-12 вв.). Немецкие мыслители Р. Гоклениус и О. Кассман ввели термин «психология» (1590 г.)
3. Умозрительная психология 17 века
С 17 века начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Делаются попытки осмыслить душевный мир человека с общефилософских позиций без необходимой экспериментальной базы. Р.Декарт(1596-1650)приходит к выводу о различии между душой человека и его телом. Однако душа способна производить в теле движения. Это противоречивое учение породило психофизическую проблему: как связаны в человеке психические и телесные процессы? Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения. Её центральной идеей является рефлекс как закономерный двигательный ответ организма на внешнее раздражение. Декарт также даёт определение сознанию. Это знание субъекта о том, что происходит в нём, когда он мыслит.

Попытку вновь соединить душу и тело человека предпринял голландский философ Спиноза(1632-1677).Он считал, что духовное начало есть одно из проявлений протяжённой субстанции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами.

Немецкий философ Г.Лейбниц(1646-1716) ввёл понятие о бессознательной психике. В душе человека идёт скрытая работа психических сил - бесчисленных «малых перцепций» (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти. Лейбниц пытался представить связь между психическим и физическим в человеке не как взаимодействие, а как соответствие «предустановленной гармонии», созданной благодаря божественной мудрости.
4. Зарождение эмпирической психологии. 18 век.
Термин «эмпирическая психология» введён немецким философом 18 века Х. Вольфом для обозначения направления в психологии. Его основной принцип - наблюдение за конкретными психическими явлениями, их классификация, установление закономерной связи между ними, проверяемой на опыте. Этот принцип стал основой учения родоначальника эмпирической психологии, английского философа Дж. Локка (1632 – 1704). Душу человека Локк рассматривает как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая её с чистой доской. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь. Наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т.е. образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввёл понятие ассоциации – связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечёт за собой появление другого.

Основателем ассоциативной психологии в 18 веке стал английский врач и священник Д. Гартли (1705 – 1757). По Гартли, психический мир человека складывается постепенно в результате усложнения « первичных элементов» (чувствований) посредством их ассоциации.


5. Психология как самостоятельная наука. 19 век.
Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60 – х годах 19 в. Оно было связано с созданием специальных научно- исследовательских учреждений – психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной науки явилась физиологическая психология немецкого учёного В. Вундта (1832- 1920). Он создал первую в мире психологическую лабораторию. Он полагал, что в области сознания действует особая психическая причинность, которая подлежит научному объективному исследованию.

Последователем Вундта является американский психолог Э. Титченер (1867- 1927), основатель и лидер структурной психологии. В её основе лежит идея элементов сознания (ощущений, образов, чувств) и структурных отношений. Структура, по Титченеру, выявляется с помощью интроспекции- наблюдения субъекта за актами собственного сознания.


6. Возникновение психологии в России
Основоположником отечественной психологии считается И. М. Сеченов (1829 – 1905). В своей книге « Рефлексы головного мозга» (1836) он подводит физиологическую базу под основные психологические процессы. Их схема такая же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью- движением, поступком, речью. Сеченов предпринял попытку «вырвать» психологию из круга внутреннего мира человека. Но при этом была недооценена специфика психической реальности в сравнении с её физиологической основой, не учтена роль культурно исторических факторов в становлении и развитии психики человека.

Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г. И. Челпанову(1862- 1936). Его главная заслуга – создание в России психологического института (1912). Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В. М. Бехтерев (1857-1927). И.П. Павлов (1849-1936) изучал условнорефлекторные связи в деятельности организма. Его работы плодотворно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности, но собственной психологической концепции И. П. Павлов не создал.


7. Бихевиоризм
Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) или психология поведения, появился в США в начале 20 века. Его экспериментальной предпосылкой стали исследования поведения животных, проведённые Эдуардом Торндайком(1874 – 1949). Многие выводы этих исследований были учтены при объяснении поведения людей. По мнению Э. Торндайка, «всё поведение человека слагается из безусловных реакций, данных в наследственном опыте, помноженных на те новые условные связи, которые даны в личном опыте». В 1913 году Джон Бродес Уотсон сформулировал основные принципы поведенческой психологии. Он считает, что основная задача бихевиоризма заключается в накоплении наблюдений над поведением с таким расчётом, чтобы можно было сказать наперёд, какая будет реакция человека на соответствующую ситуацию (стимул). Отсюда схема анализа S – R (стимул – реакция). Представители т. н. необихевиоризма Э. Толмен, К. Холл, Б. Скиннер пришли к выводу, что связи между стимулами и поведенческими реакциями не являются прямыми. Они опосредованы «промежуточными переменными» - знаниями, контролирующим механизмом и пр. Идеи бихевиоризма оказали плодотворное влияние на лингвистику, антропологию, социологию.
8. Когнитивная психология
Представители данного направления считают, что поведение человека определяется не только воздействием на него условий внешней среды, но и его мыслительными способностями. Решающую роль в поведении субъекта они отводят знаниям (от лат. Cognito – знание). Идеи когнитивной психологии были обоснованы в трудах У. Нейсера, Дж. Келли, Дж. Роттера, А. Бандуры. Для них центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта. Они считают, что знания человека организованы в определённые понятийные схемы, в рамках которых он мыслит и действует. Основное понятие когнитивной психологии – «схема». Она представляет собой имеющийся в голове человека план сбора и программу переработки информации. Система понятийных схем, формирующаяся в процессе сознательного взаимодействия человека с внешней природой и социальной средой, определяет его широкие альтернативные возможности в выборе своих поступков. Когнитивной психологией были выявлены важнейшие свойства, присущие познавательной деятельности: избирательность, определяемость средой, неполнота познавательных схем и др.
9. Гештальтпсихология
Это направление развивает идеи когнитивной психологии, главным образом идею об организованном характере человеческого сознания и мышления. Представители гештальтпсихологии, прежде всего немецкие психологи Макс Вертгеймер (1880 – 1943) и Вольфганг Кёллер (1887 – 1967), главное внимание обращают на внутреннюю психическую деятельность человека. Немецкое слово Gestalt означает форму, вид, образ. В психологии понятие «гештальт» употребляется в смысле «организованного целого», свойства которого не сводятся к сумме свойств его частей. Указывается на целостный и организованный характер восприятия человеком мира, образов других людей и их поведения. Построение сложного психического образа происходит в инсайте – особом психическом акте мгновенного схватывания структуры объекта. По мнению В. Кёллера, этот процесс обнаруживает ограниченность концепции проб и ошибок и доказывает, что во многих случаях имеет место целостное и достаточно точное восприятие и осознание человеком явлений внешнего мира и характера его отношений с другими людьми. Заслуги гештальтпсихологии состоят в разработке понятия психологического образа, в утверждении системного подхода к психическим явлениям.
10. Психоанализ
Большое влияние на исследования в области психологии личности, её поведения и межличностного общения оказал психоанализ австрийского учёного Зигмунда Фрейда (1856 – 1939).Опираясь на научные данные и анализ собственного опыта врача-психиатра, Фрейд пришёл к выводу, что на поведение человека оказывают влияние не только его рациональное мышление, но и иррациональные проявления его психики. Причём доминируют бессознательные, иррациональные элементы его психики, разного рода психические импульсы и влечения, направленные на удовлетворение инстинктов человека, прежде всего это инстинкт самосохранения и половой инстинкт. По утверждению Фрейда, исходящие из полового инстинкта влечения человека под воздействием моральных, религиозных и других ограничений и запретов вытесняются в область бессознательного. Однако они продолжают действовать без ведома человека. Вытесненное влечение продолжает стремиться к полному удовлетворению. Отсюда проблема «неосознанных побуждений», которые воздействуют на поведение людей. В своей работе «Я и Оно» Фрейд так характеризует взаимодействие основных элементов психики человека – предсознательного («Я»), « Сверх – Я» и бессознательного («Оно»). «Оно» - это место сосредоточения влечения к самосохранению, сексуальных влечений и влечения к смерти, к разрушению. «Оно» составляет движущую силу поведения, источник психической энергии, мощное мотивационное начало. «Я» - это вторичный, поверхностный слой душевного аппарата, именуемый обычно сознанием. Его основная функция – соизмерять вышеназванные влечения с требованиями социальной сферы в интересах самосохранения индивидуума. Систему требований «Я» к «Оно» составляет «Сверх – Я»- внутренний «надзиратель», «критик», источник нравственного самоограничения личности, Данный слой психики формируется большей частью бессознательно в процессе воспитания, прежде всего в семье, и проявляется в виде совести.

Большое значение для понимания мотивов поведения человека имеет учение Фрейда о способах психической защиты, которые избавляют человека от чрезмерных психических волнений, возникающих под влиянием разных обстоятельств. К таким способам относятся вытеснение в область бессознательного неприемлемой информации либо её отрицание, рационализация как нахождение неприемлемого объяснения своим поступкам, идентификация, т. е. бессознательный перенос на себя желаемых качеств, присущих другому человеку.

Последователи З. Фрейда, прежде всего А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм, В. Райх, Г. Маркузе обосновывали влияние на формирование и поведение человека не только психофизиологических, но и социальных факторов.
11. Гуманистическая психология
Важные проблемы функционирования сознания личности решаются представителями гуманистической психологии. Главное внимание они уделяют изучению не внешних факторов поведения личности, а её внутреннего мира. Они исходят из того, что в основе поведения личности лежат не какие-то проявления бессознательного, а её вполне осознанные мотивы. Её важнейшие представители Г. Оллпорт, Г. А. Мюррей, Г. Мэрфи, К. Роджерс, А. Маслоу предметом психологических исследований считают здоровую творческую личность. Целью такой личности является самоосуществление, самоактуализация, рост конструктивного начала человеческого «Я». Человек открыт миру, наделён потенциями к непрерывному развитию и самореализации. Любовь, творчество, рост, высшие ценности, смысл – именно эти и близкие им понятия характеризуют базисные потребности человека. А потребности являются побудительными силами деятельности и поведения людей. В соответствии с этими представлениями гуманистическая психология разрабатывает рецепты психического благополучия личности.
12. Отечественная психологическая мысль в 20 веке
Значительный вклад в развитие психологии 20 в. Внесли наши учёные Л. С. Выготский (1896 – 1934), А. Н. Леонтьев (1903 – 1979), А. Р. Лурия (1902 – 1977), П. Я. Гальперин (1902 – 1988). Л. С. Выготский ввёл понятие о высших психических функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание) как специфически человеческой, социально-обусловленной форме психики, а также заложил основы культурно – исторической концепции психического развития человека. Названные функции сначала существуют как формы внешней деятельности, и лишь позже как полностью внутренний процесс. Они происходят из форм речевого общения между людьми и опосредованы знаками языка. Система знаков определяет поведение в большей степени, чем окружающая природа, поскольку знак, символ содержит в свёрнутом виде программу поведения. Высшие психические функции развиваются в процессе научения, т. е. совместной деятельности взрослого и ребёнка.

А. Н. Леонтьев провёл цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций как процесс «вращивания» высших форм орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики человека.

А. Р. Лурия особое внимание уделял проблемам мозговой локализации высших психических функций и их нарушений. Он явился одним из создателей новой области психологической науки – нейропсихологии.

П. Я. Гальперин рассматривал психические процессы как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях. Сама психика в историческом плане возникает лишь в ситуации подвижной жизни для ориентировки на основе образа и осуществляется с помощью действий в плане этого образа. П. Я. Гальперин – автор концепции поэтапного формирования умственных действий (образов, понятий). Практическая реализация этой концепции позволяет существенно повысить эффективность обучения.


13. Предмет педагогики
Каждое поколение людей решает три важные задачи: 1-освоить опыт предыдущих поколений, 2 – обогатить и приумножить этот опыт, 3 – передать его следующему поколению. Прогресс человечества стал возможен лишь потому. Что каждое новое поколение овладевало опытом предков, обогащало его и передавало его своим потомкам.

Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда, называется педагогикой.

В Древней Греции педагогом назывался раб, приставленный к ученику, сопровождавший его в школу, прислуживающий ему на занятиях и вне их. Греческое слово «пейдагогос» («пейда»- ребёнок, «гогес» - вести) можно перевести как «детоводитель», «детовожатый». То есть, «педагогика» в буквальном переводе с греческого означает – детовождение.

Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение.



Развитие человека – это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовка её к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова – систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира.

Образование – процесс и результат усвоения определённой системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают, в основном, в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Но в последнее время всё возрастающую роль играет самообразование, т. е. приобретение знаний самостоятельно.

Обучение – это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Деятельность преподавателя называется преподаванием, а деятельность учащихся – учением. Поэтому обучение другими словами – это преподавание и учение, взятые в единстве.

Итак, педагогика – это наука о закономерностях воспитании, образования и обучения.



Предмет педагогики – процесс направленного развития и формирования личности в условиях её обучения, образования, воспитания.
14. Отрасли педагогики
В результате развития науки, техники и культуры происходит дифференциация знаний и специализация наук. В педагогической науке процесс дифференциации и специализации особенно заметен. Педагогика, зародившаяся в недрах философии как её часть, имеет в наше время большое число ответвлений, которые развиваются как её отрасли. Эти отрасли определяются особенностями объекта воспитания: возрастом, профессией, психофизиологическими данными и пр.

Можно выделить следующие основные отрасли педагогики:



Общая педагогика – изучает и формирует принципы, формы и методы обучения и воспитания, которые являются общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений. Эта отрасль исследует фундаментальные законы обучения и воспитания. Составными частями общей педагогики являются: теория воспитания, теория обучения (дидактика) и теория организации и управления в системе образования.

Дошкольная педагогика – изучает закономерности воспитания детей дошкольного возраста.

Педагогика общеобразовательной школы – исследует содержание, формы и методы обучения и воспитания школьников.

Специальная педагогика (дефектология) – наука об особенностях развития и закономерностях обучения и воспитания аномальных детей, имеющих физические или психические недостатки. В зависимости от вида дефекта выделяют такие её направления: сурдопедагогика – изучает закономерности обучения и воспитания глухих; тифлопедагогика – слепых и слабовидящих детей; олигофренопедагогика – умственно отсталых детей; логопедагогика – разрабатывает вопросы исправления речи детей и подростков.

Педагогика профессионально – технического и средне- специального образования изучает и разрабатывает вопросы обучения и воспитания учащихся ПТУ и средних специальных учебных заведений.

Исправительно – трудовая педагогика занимается вопросами перевоспитания правонарушителей всех возрастов.

Военная педагогика изучает особенности воспитания воинов.

Педагогика высшей школы разрабатывает вопросы обучения и воспитания студентов вузов.

Значительное место в системе педагогических знаний занимает история педагогики, раскрывающая историю развития теории и практики обучения и воспитания в разные исторические эпохи, разных стран и народов.

Связь педагогики с другими науками.

Педагогика, являясь самостоятельной и достаточно научной дисциплиной, не может развиваться обособленно от других наук. Важную методологическую роль в процессе разработки педагогической теории выполняет философия, помогая определить исходные позиции при исследовании педагогических явлений. Особенно большое значение для решения конкретных вопросов обучения и воспитания, разработки режимов труда и отдыха имеет психология, и в первую очередь возрастная и педагогическая психология, которая изучает закономерности психических процессов детей в зависимости от возраста, в условиях обучения и воспитания. Тесные связи существуют также между педагогикой и школьной гигиеной, изучающей и определяющей санитарно- гигиенические условия жизни учащихся. Социология, которая изучает общество как сложную целостную систему, даёт педагогике большой фактический материал для более рациональной организации процесса обучения и воспитания.

Педагогика имеет тесные связи и с другими отраслями научного знания - анатомией и физиологией человека, этнографией, математикой, кибернетикой и др. Формы связи педагогики с другими науками весьма разнообразны: это заимствование научных идей (например, кибернетической идеи управления), использование данных, полученных другими науками (данные физиологии о работоспособности учащихся), и т. д.

Параллельно с развитием педагогики и в тесной связи с ней развивались и вычленялись в отдельную отрасль педагогических знаний методики преподавания отдельных учебных предметов. Важнейшая задача методики - разработка содержания форм и методов изучения этих предметов. А также популяризация опыта работы лучших педагогов, повышение эффективности педагогического процесса и качества знаний учащихся, использование методов, терминов и понятий других наук. Следует сказать, что педагогика использует материалы смежных наук на основе строгого отбора, тщательно анализируя условия и границы их применимости.


15. Основные этапы развития педагогической науки
Воспитание как целенаправленный процесс берёт своё начало с периода разделения труда. К этому времени относится и зарождение профессии педагога, учителя. Целью и содержанием воспитания первобытнообщинного строя было развитие трудовых навыков, верность интересам рода без учёта интересов отдельной личности, сообщение знаний о традициях, обычаях, нормах поведения данного рода и племени. Видное место в первобытнообщинном воспитании занимали игры, имитирующие различные виды труда – охоту, рыбную ловлю и др. Нужно отметить, что физические наказания как средство воспитательного воздействия у большинства племён отсутствовали или применялись крайне редко.

Впервые зачатки образования появились в странах Древнего Востока (Индия, Китай, Ассирия, Вавилон и др.). Наибольшее распространение в этих странах получили 3 типа школ: жреческие, дворцовые и военные. Жреческие школы создавались при храмах и готовили служителей культа. Дворцовые школы готовили писцов- чиновников для нужд административно- хозяйственного управления. Военные школы готовили военачальников.

Наиболее широким и многопредметным было содержание образования в жреческих школах. Например, в Вавилоне жрецов, кроме письма и счёта, обучали праву, астрологии, медицине, религиозным дисциплинам. Обучение длилось около 10 лет и было очень дорогим, недоступным для детей простых людей. Обучать своих сыновей (девочек обычно не учили) могли только знатные чиновники и богатые работорговцы. В школах царила палочная дисциплина, занятия продолжались с раннего утра до позднего вечера.

Подлинного расцвета педагогическая мысль и педагогическая практика достигли в Древней Греции и Риме. В Древней Греции выделялись 2 системы воспитания: спартанская и афинская. Главной была общественная система воспитания. Дети рабовладельцев (а образование было привилегией рабовладельцев) с 7 до 15 лет учились вне семьи чтению, письму, счёту. Огромное внимание уделялось военно - физической подготовке. В возрасте 15- 20 лет юные спартанцы получали музыкальное образование (хоровое пение), не прекращая усиленную физическую подготовку. Особое внимание в спартанских школах уделяли умению метко и кратко отвечать на заданные вопросы. Этим искусством, по преданию, особенно отличались жители Лаконии, одной из областей Спарты, отсюда пошло выражение « лаконичный стиль». В возрасте 20 лет юноши подвергались итоговым испытаниям, главным из которых было испытание на выносливость: их публично секли у алтаря Артемиды. Выдержав испытание, они получали оружие и становились полноправными спартанцами, начинали принимать участие в систематических избиениях рабов, чтобы держать их в постоянном страхе.

Спартанская система воспитания применялась и для девушек, правда, в облегчённом и укороченном варианте. Кроме традиционных (домоводство, уход за детьми, музицирование), существовала специальная система военно- физических упражнений для девушек. Чтобы их будущие дети были здоровыми и крепкими, они должны были позаботиться об укреплении своего здоровья путём соответствующих тренировок: бег, прыжки, борьба, метание диска и копья.

Некоторые принципы спартанского воспитания – выносливость, непритязательность, скромность - пережили века и присутствуют в современной жизни, особенно в военных учебных заведениях.

Более передовой была афинская система воспитания. Дети в Афинах до 7 лет находились на домашнем воспитании. Воспитание девочек этой сферой и ограничивалось. Мальчики с 7 лет обучались в частных и платных школах. В школе грамматиста они обучались основам грамоты, затем занимались музыкой, пением, декламацией в школе кифариста. В 12-16 лет подростки занимались гимнастикой и пятиборьем (бег, борьба, прыжки, метание копья и диска) в школе палистра. Юноши из знатных семей с 16-18 лет продолжали образование в гимназиях, где изучали философию, литературу, политику. Самый высокий уровень образования давала эфибия, куда поступали юноши в 18-20 лет. Здесь они продолжали изучать политику, законы Афинского государства и проходили профессиональную военную подготовку. Окончание эфибии означало, что её выпускники стали полноправными гражданами Афин. Образование было очень дорогим и отличалось полным презрением к физическому труду. Риторская школа Квинтилиана одной из первых получила статус государственного учебного заведения. Квинтилиан придерживался принципов ненасильственной гуманистической педагогики. Он применял в своей практике 3 метода обучения и воспитания: подражание, наставление и упражнение. Квинтилиан был убеждён, что школьное образование имеет больше достоинств, чем домашнее. Его главный научный труд «Наставление в ораторском искусстве» считается первым среди научных трудов по педагогике.

Средние века в сфере образования и воспитания – это эпоха господства церкви. В странах Востока школа отражала господствующие там религиозные идеологию и мировоззрение (индуизм, буддизм, ислам). В Западной Европе существовали такие типы школ: приходские (при церковном приходе), монастырские (при монастырях), соборные или кафедральные (при епископских резиденциях). Во всех этих школах дети 7- 15 лет обучались основам грамоты, религиозным догматам, пению молитв и псалмов.

Развитие ремёсел и торговли в 13- 14 вв. привели к появлению цеховых школ, в которых дети ремесленников получали начальное образование. Обучение ремеслу проходило либо в семье ремесленника, либо в процессе цехового ученичества. В гильдейских школах (создавались объединениями купцов) учились дети состоятельных родителей. Обучение имело практическую направленность. Среди феодалов господствовала т.н. рыцарская система воспитания, основу которой составляли «семь рыцарских добродетелей»: верховая езда, плавание, владение копьём, фехтование, умение охотиться, играть в шахматы, заниматься стихосложением или играть на музыкальном инструменте. В данной системе воспитания ценились только сила и ловкость и презирались все виды труда, в т. ч. и умственный.

Педагогика эпохи Возрождения придавала большое значение стимулированию интереса учащихся к знаниям и стремилась превратить учение в радостный и интересный процесс для детей. В этих целях широко использовалась наглядность всех видов: игры, экскурсии, уроки среди живой природы. Наиболее полно педагогические идеи Возрождения выразил Ян Амос Коменский (1592- 1670)- великий чешский педагог. В своём главном труде «Великая дидактика» он призывал «учить всех - всему», начинать обучение на родном языке. Я. А. Коменский обосновал принцип сообразности образования и воспитания природе вообще и природе ребёнка - в частности. Образование, по Коменскому, только тогда имеет ценность, когда благотворно действует на нравственность учеников. Я. А. Коменский ввёл классно-урочную систему обучения. Возросший интерес к культуре античного мира породил новый тип общего среднего образования - «классический». Получить его можно было в гимназии. Здесь изучались латинский и греческий языки, античная литература и искусство.

В 18-начале 19 вв. в гимназиях расширились такие дисциплины, как математика, родной язык, история, география, естествознание, наука. В России государственные гимназии были созданы по уставу 1804 г. Вплоть до Октябрьской революции 1917 г. Гимназия в России - основной тип учебных заведений общего среднего образования.

В 19 веке наряду с классической средней школой широкое развитие получают реальные и профессиональные школы, призванные удовлетворять потребности растущего производства и торговли. Первые реальные школы возникли в России и Германии в начале 18 в. Самым первым в мире учебным заведением реального образования была открытая в Москве 14 января 1702 г. по указу Петра Первого школа математических и навигационных наук. Она готовила специалистов военного и морского дела.

В 20 веке светское среднее образование развитых зарубежных стран представлено тремя типами школ: 1- обязательная средняя школа. Классы в ней многочисленны(25-40 чел.), зарплата учителя невысокая и финансирование недостаточное, т. е. низкий уровень материально- технического обеспечения. Эта школа постоянно реформируется. 2- частные платные школы. Они отличаются высоким уровнем материально- технического обеспечения. Высокая зарплата учителей позволяет на основе конкурсного отбора привлечь к работе лучших педагогов. 3- государственные школы для одарённых детей. Они финансируются государством, но по более высоким нормам. Пропуском в эти школы является талант, победы на различных конкурсах и олимпиадах. Количество таких школ ограничено.

Важной частью образования в зарубежных странах стали церковные школы.

В России после Октябрьской революции 1917 г. вся система народного образования была кардинально преобразована. Школа стала бесплатной, общедоступной независимо от национальности, пола, социального и имущественного положения. Школа была провозглашена светской, т. е. независимой от церкви. В 1936 году Советский Союз стал страной грамотности. Подлинным триумфом советского образования стали успехи в атомной и ракетно- космической областях. Однако школа и образование в СССР функционировали в условиях жёсткого партийного диктата. Целые науки и научные направления оказывались под запретом (генетика, кибернетика). Поэтому интеллигенция была оппозиционно настроена по отношению к режиму и приветствовала его крушение.

Современная школа имеет множество проблем, которым можно посвятить не одну лекцию. Прежде всего - низкая зарплата учителей и низкий уровень финансирования общеобразовательных школ.



следующая страница >>