Психологическое сопровождение в развитии общей одаренности детей старшего дошкольного возраста - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий... 1 15.59kb.
Практическая работа по сопровождению детей раннего возраста строится... 1 65.16kb.
Гендерный подход в физическом воспитании детей старшего дошкольного... 1 184.59kb.
Музыкально-литературное развлечение для детей старшего дошкольного... 1 31.53kb.
А что рисовать? 1 103.56kb.
Квалификационная 2 667.86kb.
Научно-теоретические основы развития музыкальных способностей детей... 1 157.56kb.
Н. А. Одинокова старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики... 1 65.42kb.
Вгостиклогосказк е 1 118.04kb.
Учебно-тематический план особенности социализации детей дошкольного... 1 34.64kb.
Семинар-практикум в г. Набережные Челны «Нейропсихологическое сопровождение... 1 31.88kb.
На правах рукописи Шамина Наталья Петровна формирование 1 363.09kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Психологическое сопровождение в развитии общей одаренности детей старшего дошкольного - страница №1/1

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В РАЗВИТИИ ОБЩЕЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ВАЖОВА М. А., педагог - психолог,

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 89 г.Томск



В известной книге итальянского писателя и педагога Дж. Родари «Грамматика фантазии» есть слова: «..если мы хотим научиться думать, то, прежде всего, должны научиться придумывать.,»[6], и это действительно так, когда мы говорим о детской одаренности. История развития общей одаренности достаточно широка и используется в изучении активно с XX века. Начинали ее изучение в теории и практике многие зарубежные психологи Е.П. Торренс, Д.Гилфорд, А. Бине, где каждый из ученых внес свой неоспоримый вклад в теме развития детского потенциала личности. Это дало возможность представлять одаренность как неспецифическую сущность интеллекта, а существование человеческих возможностей, поддающихся развитию. К числу наиболее популярных моделей одаренности относится теория сочетания Д. Рензулли, где выражение исключительного мышления состоит из наличия творческости, мотивации достижения успеха и интеллектуальных способностей ребенка. Многие психологи склонны считать, что важной характеристикой потенциала одаренности следует считать мотивацию, как проявления настойчивости в обладании знанием, или наличия интеллекта выше среднего уровня, но с точки зрения современной психологии наличие каждого компонента этой концепции является существенным носителем информации в теме исключительного мышления.

Тема развития одаренности является одной из приоритетных форм развития нашего ДОУ. Поэтому вопрос психологического сопровождения является значимым в развитии индивидуальных возможностей личности каждого ребенка, способности нетрадиционно мыслить, продуктивно отражать свой творческий потенциал. За основу развития общей одаренности детей старшего возраста нами используется модель теории сочетания Рензулли, как форма накопления качественного динамического объема ИМ (исключительного мышления), [авт.]. Используя, опыт литературных источников и собственную показательную базу оценок за последние три года, разработаны комплексные занятия по программе детской одаренности, авторов А. Савенкова, О. Дьяченко, Л. Субботиной, которые хорошо формируют виды мышления, креативность, генерализацию идей. Также на базе дошкольного учреждения используется форма коллективного и специального обучения детей, которая проходит в течение учебного года после предварительной возрастной диагностики. Это предполагает специфику обучения, как в готовых группах (группах одаренного вида, где дети имеют уже показательный уровень выше среднего и обладают наличием творческости и проявлением настойчивости к задаче), так и в группах комбинированного вида (группах общего наполнения, где у детей выражен один из пунктов концепции Рензулли, либо он отсутствует совсем). Немецкий ученый К.Лихтенберг считал, что «каждый человек может быть гениальным хотя бы раз в год», опровергая тем самым биологическую подоплеку наследия некоего таланта, и формируя практический замысел к решающей роли воспитания в формировании человека [5]. А французский педагог С.Френе заметил, что «занятия должны быть не только полезными, индивидуальными и коллективными, но и свободными и планируемыми... »[5]. В этом случае очень хорошо проходят занятия нетрадиционного плана, или как их принято называть, интегрированные занятия. Где хорошо совмещается переключаемость с одного вида деятельности на другой, например, начало занятия проходит в игровой тренинговой форме, середина занятия в выполнении точных интеллектуальных задач, а окончание занятия проводится в исполнении проективной методики под музыкальное сопровождение. Результативность таких занятий чрезвычайно высока, так как помогает детям многофункционально изучить предлагаемый материал, испытать необходимую долю эмоциональных переживаний, проявить творческую позицию в решении поставленной задачи. Развитие творческого или креативного потенциала является важнейшим акцентом в развитии детской одаренности, поскольку творчество многогранно и составляет сложный психический процесс, связанный не только со способностями, но и с фактом интересов детей. А любое творчество неразделимо с понятием воображения, поэтому стимулирование этого параметра в процессе одаренности является центральной задачей, потому что без создания собственных открытий, нет обогащения опытом, нет поглощения новых знаний, нет собственного суждения понимания жизни. В значительной степени воображение хорошо развивает блок упражнений и игр из серии «неоконченные рассказы», «три краски», «рифмоплет», «бином» и т.д. Промежуточным диагностическим срезом может служить ТТМ (тест творческого мышления) Е.П.Торренса, который включает в себя многоуровневое изучение креативности, дивергентного мышления, вербально - изобразительного праксиса. Тест творческого мышления предполагает наличия различных вариантов и модификаций. В настоящее время есть адаптированные тесты Н.Щербо, А. Симановского, Т. Барышевой и др., классический вариант теста Торренса состоит из заданий причинно - следственных связей, заданий на усовершенствование формы, пиктограммы, диагностики чувствования стиля и формы, фантастический образ и автопортрет. Блок интеллектуально - развивающих занятий содержат в себе: логические задачи по приведению подобного, исключение лишнего, правильность утверждений, нахождении закономерности, задачи на объемно - пространственное решение, задачи на конвергентное мышление, латеральное мышление Э. Боно «шесть шляп».

В начале и середине учебного года педагог - психолог и педагоги составляют карту оценки общей одаренности детей старшего возраста по А. Савенкову. Карта содержит девять характеристик, обычно наблюдаемых у детей: любознательность, сверхчувствительность к проблемам, способность к прогнозированию, словарный запас, способность к оценке, изобретательность, способность к анализу, настойчивость, требовательность к достижению результатов. Полезно если подобную карту в начале года заполнят родители, что даст более полное представление спектра способностей ребенка. Но работа с родителями продолжается в течение года, на сегодняшний день существует организованная форма практического клуба по интересам. Когда речь идет о развитии творческого потенциала ребенком многие родители испытывают неоднозначные переживания, и именно для них «небезразличных» к будущему ребенка существует наш «клуб успешного родителя». Здесь решаются вопросы не только освещающие тему одаренности детей, здесь существует большее, это понимание ценностного отношения к любому этапу развития личности ребенка, совершенствование себя, как родителей, понимание значимости и ценности семейных отношений. Платон считал, что «очевидное приходит через познание обыденного», а значит через стремление к единой целостности в развитии одаренности и исключительности наших детей, есть общий результат, результат многих людей.

В заключении хотелось бы отметить, что получая спектр занятий на развитие специальных способностей, наши дети за последние четыре года стали номинантами фестиваля интеллектуальных малышей, который проводится не только на базе детского сада, но и имеет общегородское образовательное значение. А имея возможность творческого выражения в дополнительных секциях фольклорного пения и хореографического танца, дети часто отмечены участием в различных конкурсах и смотрах широкого профиля.

Есть мудрые слова поэта Е.Евтушенко: «Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы, как истории планет: У каждой все особое, свое, и нет планет, похожих на нее», которые замечательно характеризуют тему одаренности периода детства. Неспособных, бесталанных детей нет, есть способности детей, которые нуждаются в поддержке к раскрытию, которые не сразу определимы и заметны. А создание творческой среды, обогащение мира детей новыми формами обучения, поддержание их индивидуальности и неповторимости, способностей личного выражения в развитии исключительного мышления - есть необходимая задача психологического сопровождения.



ЛИТЕРАТУРА

  1. Айзенк Г. Проверь свои способности, Москва, 1972.

  2. Де Боно Э. Развитие мышления. Три пятидневных курса, Минск, 1997.

  3. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника, Москва, 2008.

  4. Как воспитать в ребенке творческую личность?/ под. ред. Барышевой Т.А, Шекалова В. А, Ростов-на-Дону, 2004.

  5. Савенков А.И. Ваш ребенок талантлив, Ярославль, 2002.

  6. Страунинг А.М, Страунинг М. А. Игры по развитию творческого воображения по книге Д. Родари «Грамматика фантазии», Ростов-на-Дону,

1993.

  1. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей, Ярославль, 1996.