Психологическое исследование эмоционально-волевой и личностных сфер ребенка - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Основная часть. Психология умственно отсталого ребенка Особенности... 1 163.24kb.
Психологическое развитие ребенка 1 386.8kb.
Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных... 1 128.09kb.
Психологическое тестирование в помощь преподавателю и куратору 1 97.74kb.
Психологическое тестирование при подборе персонала 1 96.59kb.
Курсовая работа по дисциплине «Психологическое консультирование» 1 18.61kb.
Методические рекомендации по использованию программы Тематическое... 3 602.11kb.
Математический конструктив мыльной пленки в масштабируемом рельефе 1 55kb.
Примерный перечень тем для выпускных квалификационных работ по специальности... 1 53.1kb.
Соционика, ментология и психология личности” №2/2007 с. 56-69 Шлаина В. 1 310.85kb.
Жизнетворчество и научная деятельность 1 77.07kb.
Неуспешность в обучении: природные и социальные факторы и пути коррекции М. 1 59.37kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Психологическое исследование эмоционально-волевой и личностных сфер ребенка - страница №1/1

Московский Государственный Открытый

Педагогический Университет им. М. Шолохова
Дефектологический факультет
Логопедия

Практическая работа на тему:

«Психологическое исследование эмоционально-волевой и

личностных сфер ребенка»

Выполнила студентка 3 курса

Заморина М.А.

Москва - 2004
Анамнез:
Бесхлебнов Андрей Андреевич

25.01.1998 г.р.



Родители:

Мама: Бесхлебнова Альбина Георгиевна

Папа: Бесхлебнов Андрей Юрьевич
Беременность протекала легко; роды в срок, быстрые, но не стремительные; к груди приложили сразу. Шкала Апгар – 9 баллов. Выписан из роддома на 4 день.

Раннее развитие: речь и моторика развивались соответственно возрастным нормам.

До 3 лет почти не болел. Вообще болеет мало.

В 1 год был обнаружен врожденный порок сердца и астигматизм глаз.

Внешний вид ребенка: очень худой, вообще мало ест, часто отказывается от еды, лицо бледное, вид усталый.

В семье имеет место быть плохая наследственность: у старшего двоюродного брата выражен шизоидный тип личности, склонность к аутизму; папа страдает алкоголизмом с подросткового возраста; у дедушки в 60 лет проявилась шизофрения.

Речевые нарушения: у логопеда не наблюдался, хотя отмечаются нарушения некоторых звуков (Ш, Щ, С, Р) и гиперсолевация.
Психологический портрет
Мальчик охотно вступает в контакт. Доброжелателен. Общителен со старшими, однако не общается с детьми своего возраста – ему трудно вступить с ними в контакт, но он и не пытается этого делать. Охотно общается на эмоционально-значимые темы. Однако на выполнение заданий недостаточно мотивирован. К заданиям равнодушен, не проявляет интереса (хочет играть в игрушки). Утомляем, работоспособность (темп) снижена. Отмечается недостаточная сформированность произвольной организационной деятельности. Отвлекаем, отмечаются трудности включения в задание.

Эмоционально лабилен. Настроение неустойчивое, быстро возбуждается, раздражается при неудачах в выполнении заданий (когда не получилось нарисовать семью – начал кидаться машинками в стену).

Мальчик центрирован на себе. Бывает замкнутым (может часами сидеть в комнате и собирать конструктор) – ему проще быть одному. Очень упрямый, но вместе с тем, наблюдается также повышенная обидчивость.


Методика Рене Жиля.
При выполнении заданий ребенок легко отвлекался, трудно переходил от одного задания к другому. Задание выполнялось только после повторного объяснения, при использовании наводящих вопросов.

На основании исследования по методике Рене Жиля можно выявить некоторые особенности поведения ребенка. У мальчика выражена реакция на фрустрацию, отгороженность. Анализ результатов теста показывает следующие поведенческие характеристики: реакция на фрустрацию проявляется в основном в виде чрезмерной обиды, вследствие чего проявляется отгороженность.

В отношениях с родственниками проявляется отчуждённость, отгороженность, однако анализ результатов и индивидуальная беседа с ребенком показывают, что он более эмоционально привязан к старшим сестре и брату. Также отмечаются выраженные трудности в общении со своими сверстниками.

Вследствие того, что мальчик является старшим дошкольником (6,5 лет), у него проявляется выраженная любознательность, но, как таковой, мотивации к обучению нет из-за недостаточного уровня сформированности произвольной деятельности.

Ребенок очень замкнут, не склонен к общению в группах людей, проявляется отгороженность, отчужденность от внешнего мира.

Ребенок избегает (в большинстве случаев) конфликтных ситуаций.


Из всего выше перечисленного можно сделать вывод:

  • у ребенка отмечается скрытая агрессия на внешний мир (в частности на родственников);

  • уровень социализации недостаточно развит;

  • ребенок замкнут, предпочитает узкий круг общения, избегает многолюдные места, предпочитает одиночество.



Рисуночные тесты:
Рисунки, которые сделал Андрей, производят неприятное впечатление, особенно рисунок пиратов и дома.
Рисунок «Пираты»:
Рисунок расположен не на всем листе, а только на левой его половине, что является признаком робости и неуверенности в себе, и действительно, ребенок очень стеснялся, был робким и очень неуверенным. Рисунок выглядит угрожающе, т.к. сделан в черных тонах. Эти факторы говорят о том, что у ребенка присутствует депрессия. Также на рисунке присутствуют пушки, пистолеты и череп, что говорит об агрессии ребенка. Линии на всех рисунках Андрея выполнены с очень сильным нажимом, что опять же говорит о скрытой агрессии. Самое неприятное впечатление на рисунках производят пустые глаза у людей. Такие глаза встречаются на рисунках у детей с астенией, депрессией или наличием страхов. Тела пиратов изображены просто прямыми линиями.

Комментарии ребенка: «Я люблю только пиратов и больше ничего! Никаких животных, никаких растений!»

Методика «Дом – Дерево – Человек»
Ребенок сразу нарисовал на одной листе дом, дерево и человека и отказался рисовать их отдельно.

На рисунке изображен Андрей, его дом (дача) и дерево. Рисунок производит странное впечатление, т.к. в окне дома нарисован танк. Рисунок расположен на всем пространстве листа. Человек, который изображен на этом рисунке, характерен схематичным изображением тела и отсутствием некоторых элементов, у него опять же присутствуют пустые глаза. На голове у человека шляпа, но от шляпы в сторону нарисована антенна. Тело человека изображено прямоугольной формы – такие элементы встречаются у интравертных детей с высоким уровнем своеобразия, оригинальности и с трудностями в сфере общения. Заостренные пальцы, нарисованные с сильным нажимом говорят о скрытой агрессии.

Линии на рисунке проведены с сильным нажимом и с многократным проведением – это говорит о тревожности, недостаточной уверенности в себе.

Также некоторые элементы на этом рисунке раскрашены небрежной размашистой штриховкой, выходящей за рамки контура рисунка – такое типично для ситуативного уровня тревожности.



Методика «2 Дома»
Ребенку были даны два одинаковых нарисованных домика, и попросили разукрасить один (слева) так, чтобы ему очень нравилось, чтобы было очень красиво. Ребенок очень увлекся этим заданием и разукрасил домик. Штриховка размашистая, очень сильный нажим карандаша. После чего был задан вопрос: «Посели всю свою большую семью в эти два домика. Где все будут жить?» Ребенок, не задумываясь, ответил, что в красивом он будет жить один, а в некрасивом - все остальные. На вопрос «почему?» - ничего не ответил.

Этот тест говорит о том, что у ребенка присутствует скрытые агрессия и негативизм по отношению к родителям, стремление избавится от чрезмерной опеки.




Социограмма «Моя семья»
Мальчик нарисовал членов своей семьи и себя в виде маленьких кружков синего цвета. Кружки расположены во всей плоскости круга. Все кружки имеют приблизительно одинаковый размер и мало чем отличаются. Мама изображена в виде самого маленького кружка и находится далеко от самого ребенка. Рядом с мальчиком находится сестра, что опять же подтверждает его отстраненность от родителей и наибольшую близость к сестре. Кружок, который изображает его самого почти самый большой из всех. Круги, изображающие маму и папу находятся недалеко друг от друга, но все же на расстоянии. Разукрашивать и рисовать разными цветами не захотел. Весь рисунок выполнен в одном цвете – синем. Это может говорить о том, что у ребенка депрессия.
Методика «Лесенка»
Мальчик нарисовал себя во главе лестницы, а на следующей ступеньке нарисовал маму с папой. Но после этого сказал, что у него ничего не получилось. Сначала ребенок расстроился, застеснялся, а потом начал кидаться машинками в стену. Поэтому по нарисованному почти ничего нельзя сказать. Единственное, что сразу бросается в глаза – это опять же пустые глаза у людей, как и на рисунке «Пираты».


Результаты обследование и вывод:
Если говорить обо всех проведенных тестах в целом, то можно сделать многозначительные выводы. Ребенок интравертирован и находится в состоянии сильной депрессии. Судя по рисункам, у мальчика есть скрытая агрессия по отношению к родителям (методика «2 Дома»), а также нет сильной привязанности к матери, что обычно характерно для детей такого возраста (6 лет).

Возможно, что его чем-то обидели родители или в доме произошли какие-то события. Отец у мальчика страдает алкоголизмом, это может быть объяснением поведения Андрея, т.к. в доме происходят скандалы у родителей на фоне папиного заболевания. Мальчик все это видит и очень переживает. Мама Андрея очень из-за этого комплексует и поэтому ребенок находится под ее гиперопекой. Также уместно говорить и о грубой наследственности, о которой было упомянуто выше. К сожалению, невозможно точно сказать о состоянии ребенка. Являются ли следствием патологии результаты проведенных тестов или просто это состояние ребенка в такой атмосфере дома. Только опытный психолог и психоневролог смогут дать на это ответ, поэтому могу только дать Андрею и его родителям некоторые рекомендации.



Рекомендации:
1.Ребенку рекомендуются занятия с психологом;

2. консультация детского психоневролога,



3. Игротерапия.