Промышленного района г. О. Самара «наука, творчество, интеллект» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Участники разработки стратегии комплексного развития городского округа... 1 74.22kb.
Проект стратегии комплексного развития городского округа Самара на... 1 169.12kb.
Содержание дисциплины лекционный курс 1 23.93kb.
Искусственный интеллект с алгоритмами нейрокибернетики 1 100.98kb.
Возрождение и развитие промышленного района 1 218.13kb.
Техническое задание к лоту «Приобретение новогодних подарков детям... 1 10.17kb.
Техническое задание к лоту «Приобретение новогодних подарков детям... 1 9.53kb.
Техническое задание к лоту «Приобретение новогодних подарков детям... 1 10.14kb.
Высокие татры интеллект-лагерь 1 43.69kb.
Викторина. Геральдика это: а наука о печатях; б наука о монетах; 1 15.83kb.
Русское устное народное творчество 2 518.35kb.
Загадка: На дне, / где тихо и темно, / лежит усатое бревно 1 22.95kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Промышленного района г. О. Самара «наука, творчество, интеллект» - страница №1/1

ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

ПРОМЫШЛЕННОГО РАЙОНА Г.О.САМАРА

«НАУКА, ТВОРЧЕСТВО, ИНТЕЛЛЕКТ»

Секция «Естественнонаучная (5-8 классы)»



Валеологическая оценка

санитарно-экологической обстановки

в школе

Автор: Шабанкова Алена,

ученица 7 «Г» класса

МБОУ СОШ № 102 г.о. Самара
Научный руководитель: Баженова Елена Менделевна,

учитель биологии высшей категории


Самара, 2013



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………............

3







ГЛАВА I. Качество среды в классных комнатах…………………………………
ГЛАВА II. Методика и результаты исследований…..……………………………

4
6







ВЫВОДЫ……………………………………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………

13
14


ВВЕДЕНИЕ
Человек от рождения имеет неотъемлемые права на жизнь, свободу и стремление к счастью. Свои права на жизнь, отдых, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, он реализует в процессе жизнедеятельности. Они гарантированы Конституцией Российской Федерации.

Человек находится в теснейшей связи со всеми элементами среды обитания в процессе своей деятельности. Интерес к среде своего обитания был свойственен человеку всегда. И это понятно, так как от качества этой среды зависело не только благополучие семьи, рода, племени, но и само его существование.

Мы часто говорим о неблагополучии окружающей среды, считая, что главная опасность исходит от загрязненного атмосферного воздуха, воды, почвы, продуктов питания. В помещении человек проводит 80-90% своего времени [6]. Помещение (рабочее или жилое) - это не только укрытие от неблагоприятных воздействий природы, но и мощный фактор, воздействующий на человека и в значительной степени определяющий состояние его здоровья. В последние годы появилось множество сообщений о так называемом синдроме больных зданий, т.е. зданий, у обитателей которых наблюдаются признаки ухудшения здоровья: головные боли, умственное переутомление, увеличение числа простудных заболеваний, раздражение слизистых оболочек глаза, носа и глотки, сухость кожи и слизистых, тошнота, головокружение [6].

Школьники ежедневно 5-6 ч проводят в учебных помещениях [6]. Поэтому нас заинтересовала проблема подготовленности школьных помещений к выполнению своего предназначения – служить основным рабочим помещением школы. Большинство причин ухудшения здоровья детей по мере их обучения в школе носит не только субъективный, но и объективный характер. Воздушно-тепловой режим, режим освещения, размеров классных комнат и школьной мебели, цветовая гамма школьных кабинетов, продолжительность учебного дня и учебной недели – это те моменты школьной жизни, которые в первую очередь оказывают влияние на здоровье школьников.

Перед нами стояла цель: провести комплексную оценку основных параметров и оборудования кабинетов школы и расписания учащихся 7 Г класса в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:



  1. Изучить факторы, влияющие на различные аспекты здоровья ребенка во время обучения в школе;

  2. Проанализировать регламентирующие устройство классных помещений и расписания документы;

  3. Овладеть методами валеологической оценки основных параметров классной комнаты и ее оборудования;

  4. Исследовать санитарно-экологическую обстановку в школе, соотнести полученные данные с нормативными;

  5. Предположить, соответствует ли санитарно-экологическая обстановка школы гигиеническим требованиям и составить рекомендации по улучшению санитарно-экологического состояния школьных кабинетов.



ГЛАВА I. КАЧЕСТВО СРЕДЫ В КЛАССНЫХ КОМНАТАХ
Классная комната – одно из основных рабочих помещений школы. В разных кабинетах учитель и группа учащихся (класс) проводят по 5-6 часов в день. От качества среды в учебных помещениях во многом зависит самочувствие, работоспособность, состояние здоровья школьников и учителей.

Попадая в помещение, человек оценивает его по ряду параметров. Одним из первых экологических факторов воздействия на человека является визуальная среда, которая может поддаваться как оценке, так и корректировке. Цветовая гамма, освещенность, расположение отдельных предметов интерьера, оформление стен, озеленение – все это создает благоприятную или неблагоприятную визуальную среду.

Спустя несколько минут субъективной оценке подвергаются параметры микроклимата помещения – тепловое состояние среды, зависящее от температуры, влажности, скорости движения воздуха. Благоприятный микроклимат – это одно из необходимых условий комфортного самочувствия и продуктивной работы. Качество воздуха в рабочем помещении влияет, прежде всего, на работу мозга и зависит от концентрации разнообразных химических веществ и частиц, которые образуются в процессе жизнедеятельности людей, в результате разрушения натуральных и синтетических материалов или попадают в помещение с улицы.

Характер внутреннего оборудования помещения зависит от его предназначения. Если речь идет о рабочем помещении, его обустройство должно основываться на санитарно-гигиенических нормах, предписываемых СанПиНами («Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.2821-10», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 29.12.2010 года, действующие с 1 сентября 2003 года) [4].



Визуальная среда

Постоянная визуальная среда – ее видимые элементы, их взаимное расположение, цветовое решение оказывает значительное воздействие не только на орган зрения, но и на человека в целом, вызывая как чисто физиологический ответ, так и психическую реакцию. В настоящее время увеличилась до 80% доля визуального общения с неприродными объектами, требующими особого отношения. Эти изменения напрямую касаются и образовательной среды школы [8].

Отрицательно на состояние здоровья человека может влиять гомогенная визуальная среда. В ней либо совсем отсутствуют видимые элементы, либо число их резко снижено. Длительное пребывание в такой среде ведет к ощущению «зрительного голода» и выраженному психологическому дискомфорту. Кроме огромных однотонно окрашенных поверхностей стен гомогенную среду могут создавать облицовка стен однотонными, в том числе и полированными плитами, кафельные покрытия, особенно белого цвета, сливающиеся с потолком, полированные стенки. Гомогенизации среды способствует также плохая освещенность [2].

Агрессивная видимая среда – окружающая среда, в которой человек одновременно видит большое число одинаковых элементов. В этом случае трудно отделить один зрительный элемент от другого, возникает эффект «ряби в глазах». Созданию подобной среды в помещениях могут служить следующие формы отделки: кирпичная кладка с четко обозначенным швом (или подобные обои), дырчатые плиты, кафельная и другие контрастные мелкие отделочные плитки, деревянные рейки, обои и занавески с ярким рисунком [2]. Агрессивное визуальное поле может создать даже неудачно выбранная одежда учителя (в контрастную полоску, в горошек и т.п.)

Созданию благоприятной визуальной среды способствует также разумная и гигиенически обоснованная организация рабочего кабинета в классной комнате, предполагающая наличие некоторых обязательных зон: рабочая зона учащихся, рабочая зона учителя, дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, зона для индивидуальных занятий и возможной активной деятельности.



Микроклимат

Физические свойства воздуха оказывают существенное влияние на температурный режим организма, его самочувствие, на функциональную активность органов и систем, и, в конечном итоге, на работоспособность человека [2].

Основные составляющие микроклимата – температура, влажность воздуха – активно воздействуют на тепловой обмен организма [9]. Оценить параметры микроклимата можно субъективно по самочувствию в данном помещении. Однако основной критерий, характеризующий их – это санитарно-гигиеническое нормирование.

Важен также вентиляционный режим помещения, влияющий напрямую на создание микроклимата в помещении. Он позволяет относительно стабилизировать в течение дня уровень химического и бактериального загрязнения, что обеспечивает благоприятное протекание физиологических процессов в организме учащихся и снижает утомляемость.

Еще одним немаловажным фактором для создания благоприятного микроклимата является естественная и искусственная освещенность помещения. Естественный дневной свет – важный экологический фактор, поддерживающий иммунитет человека и бактерицидную обстановку в кабинете, поэтому гигиенические нормативы должны строго выполняться.

Получение сведений о своей рабочей среде – необходимое условие ее изменения, улучшения.



ГЛАВА II. МЕТОДИКА И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Для выполнения комплексной оценки основных параметров и оборудования кабинетов в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и современными данными визуального восприятия окружающей среды нами были выбраны рабочие кабинеты, в которых обучаются учащиеся 7 Г класса МБОУ школы № 102 с углубленным изучением отдельных предметов г.о. Самара.



Экологическая оценка кабинетов проводилась с использованием следующих методов: измерение параметров помещения (фото 1, 2, 3), метода визуальной оценки интерьера и рабочих зон, расчетных методов оценки естественной и искусственной освещенности, приборных методов оценки параметров микроклимата (термометр, гигрометр, определение коэффициента аэрации по площади вентиляционных отверстий). Для оценки соответствия санитарно-гигиеническим нормам использовались «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.2821-10», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 29.12.2010 года и действующие с 1 сентября 2011 года [4, 8].

dscn3437

Фото 1. Измерение параметров помещения (фото Баженовой Е.М.)
dscn3438

Фото 2. Измерение параметров помещения (фото Баженовой Е.М.)
dscn3440

Фото 3. Измерение параметров помещения (фото Баженовой Е.М.)
Размеры школьной мебели, классных комнат существенно влияют на здоровье школьников. Неправильная, патологическая осанка формируется в результате комплекса причин, где не последнее место отводится мебели и кабинетам. Нарушение осанки в виде увеличения естественных изгибов позвоночника, появления боковых искривлений, асимметрии плечевого пояса не только обезображивает фигуру, но и затрудняет работу сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, ухудшает обмен веществ и снижает работоспособность.
Таблица 1

Размеры учебных комнат


Показатели


Норма

Русский язык

Математика

История

География

Биология

Физика

Музыка

Изобразительное искусство

Длина помещения

8-9 м

8,6 м

8,7 м

9,0 м

11,3 м

12,0 м

11,6 м

5,8 м

5,8 м

Ширина помещения

5,7-6,2 м

7,2 м

6,0 м

6,0 м

6,8 м

6,0 м

6,1 м

3 м

6 м

Площадь помещения

50 м

62 м

52,2 м

54 м

77 м

72 м

70 м

7,4 м

34,8 м

Площадь на одного ученика

1,25-2,5 м

2 м

1,74 м

1,8 м

2,56 м

2,4 м

2,3 м

0,58 м

1,16 м


Таблица 2

Школьная мебель


Показатели

Норма (м)

Русский язык

Математика

История

География

Биология

Физика

Музыка

Расстояние от первой парты до доски

Не менее 2,4

2,5 м

1,25 м

2 м

2.6 м

3.6 м

2.6 м

____

Расстояние от последней парты до доски

8,6

7,1 м

6,7 м

6 м

6.7 м

8.4 м

8.4 м

5,8 м

Расстояние от первого ряда до наружной стены

0,5-0,7

85 см

50 см

30 см

50 см

40 см

50 см

90 см

Расстояние между рядами

Не менее 0,6

65 см

67 см

80 см

60 см

70 см

65 см

____

Цвета могут воздействовать на человека по-разному:



  • красный - возбуждающий, горячий, вызывает условный рефлекс, направленный на самозащиту;

  • желтый - теплый, веселый, располагает к хорошему настроению;

  • коричневый - согревает, бодрит, стимулирует к активной деятельности;

  • синий - свеж, прозрачен, легок, воздушен, уменьшает физическое напряжение, регулирует ритм дыхания;

  • белый - холодный, однообразный, вызывает апатию;

  • черный - мрачный, тяжелый, резко ухудшает настроение.

Отсутствие разнообразных художественных элементов создает проблему «зрительного голода»  «Зрительный голод» создает агрессивную среду  Агрессивная видимая среда, приводит человека в состояние беспричинного озлобления и ведет к росту правонарушений.
Таблица 3

Гигиенические характеристики внутренней отделки классной комнаты

Кабинет

Окраска стен

Окраска

полов

Окраска

мебели

Доска

Шторы

Русский язык

Белые+

Коричневые



Коричневые

Желтая

Зеленая

Белые

Математика

Зеленые+

Коричневые



Коричневые

Желтая

Зеленая

Белые

История

Бежевые

Коричневые

Желтая

Зеленая

Белые

География

Голубые

Коричневые

Желтая

Зеленая

Белые

Биология

Зеленые

Коричневые

Желтая

Зеленая

Белые

Физика

Голубые

Коричневые

Желтая

Зеленая

Белые

Музыка

Желтые+

Зеленые


Коричневые

Желтая

Зеленая

Белые

Изобразительное искусство

Голубые+

Коричневые



Коричневые

Желтая

Зеленая

Белые

Оптимальные условия воздушной среды являются важным фактором сохранения здоровья человека. Неблагоприятные изменения воздуха могут вызвать значительные нарушения в организме: перегревание или переохлаждение тела, гипоксию, возникновение инфекционных и других заболеваний, снижение работоспособности.


Измерение и оценка параметров микроклимата

Параметр

микроклимата

Методика определения

Полученные

результаты

Температура воздуха

Показания термометра были снята на высоте 1,5 м от пола в трех точках по диагонали: на расстоянии 0,2 м от наружной стены, в центре помещения и на расстоянии 0,25 м от внутреннего угла комнаты. Термометр устанавливался на 15 мин в каждой точке. Измерение повторялось три раза, и выводилась средняя величина.

Средняя температура в помещениях составляет 18,5ºС, что соответствует нормам

Влажность

воздуха


Измерение относительной влажности воздуха проводилось с помощью гигрометра психрометрического ВИТ-1.

Относительная влажность воздуха составляет 48%, что соответствует нормам

Коэффициент аэрации

Были осмотрены все вентиляционные отверстия. С помощью листка бумаги определили их действие. Коэффициент аэрации определялся по площади всех вентиляционных отверстий и площади пола

КА = Sво/Sп = 0,06 Это соответствует норме (не менее 0,02)

Наличие

комнатных

растений


Визуальный осмотр и подсчет (фото 4, 5)

Всего в кабинетах определено более 80 видов комнатных растений. Все они располагаются на специальных подставках или в подвесных кашпо в проемах стен, что соответствует нормам




dscn3439

dscn3443

Фото 4, 5. Определение комнатных растений (фото Баженовой Е.М.)

Наличие в классах растений способствует увеличению полезной ионизации и влажности воздуха. Выделяя воду через листья, растения увлажняют воздух. Большинство из них возвращает в окружающую среду до 90% влаги, используя на свои нужды лишь 10 процентов. В процессе фотосинтеза растения выделяют в воздух кислород, поддерживая достаточное его содержание в воздухе помещений. Например, одна 1,5-метровая Шеффлера поглощает в сутки около 10 л углекислого газа, выделяя в 2-3 раза больше кислорода. Загрязнения обезвреживают не только листья, но и земля в горшках. И чем больше она взрыхлена, тем лучше очищается воздух.
Таблица 6

Полезные комнатные растения

Растения, выделяющие фитонцидные

и эфироносные масла



Герань (пеларгония), лимон, мирт, лаванда, розмарин.

Растения, поглощающие вредные вещества из воздуха


Хлорофитум, диффенбахия, драцена,

спатифиллюм, сансивьерия, алое, пеперомия.



Растения, увеличивающие полезную ионизацию и влажность воздуха

Нефролепис, фатсия, циперус, спарманния


Определение естественной и искусственной освещенности

Световой коэффициент [1] определялся с учетом площади всех окон и площади помещений:

СК = S ок/S п = 0,26 (средняя величина по кабинетам)

Указанный световой коэффициент соответствует нормам (не менее 0,25)

Коэффициент искусственной освещенности [1] определялся по совокупной мощности ламп накаливания, освещающих кабинеты, в том числе и около доски, а также общей площади помещения:

КИО = W об/S п = 34,5 Вт/кв.м (средняя величина по кабинетам)

Указанный коэффициент искусственной освещенности ниже установленной нормы – не менее 40 Вт/кв.м.

Для оценки расписания уроков были использованы санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10, зарегистрированные в Минюсте России 03.03.2011 г., и утвержденные Главным санитарным врачом РФ 29.12.2010 г., а также «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Правильно составленное расписание в очень высокой степени способствует сохранению работоспособности на протяжении учебного дня и, как следствие, высокую продуктивность работы школы. Если анализировать дневную динамику работоспособности, то 1-й урок не очень продуктивный, так как падает на фазу врабатывания. 2-й и 3-й уроки соответствуют периоду оптимальной устойчивой работоспособности и продуктивности. 4-й урок более или менее продуктивен, зато 5-е и особенно 6-е уроки оказываются или малопродуктивными, или совсем непродуктивными.

При анализе недельной динамики работоспособности школьников учеными установлено, что самым малопродуктивным днем является понедельник, а наиболее продуктивными – вторник и (или) среда. Уровень умственной работоспособности нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.



Используя шкалу трудности (Сивков, 1988), были составлены графики сложности расписания и график недельной нагрузки, обучающихся 7 Г класса.

Учебный предмет Балл

  1. математика 11

  2. иностранный язык 10

  3. физика, химия 9

  4. история 8

  5. русский язык, литература 7

  6. естествознание, география 6

  7. физкультура 5

  8. труд 4

  9. черчение 3

  10. ИЗО 2

  11. музыка 1



График недельной нагрузки 7 класса




ВЫВОДЫ


  1. В размерах учебных комнат и школьной мебели наблюдаются незначительные отклонения от нормы (СанПиН 2.4.2.2821-10). В классных комнатах преобладают парты и стулья под номерами 5 – 6 (по ГОСТам 11015-93 и 11016-93), что не соответствует нормативным требованиям (Таблица 3).

  2. В цветовой гамме кабинетов преобладают теплые, бодрящие, веселые, свежие тона, благоприятно влияющие на самочувствие школьников и уменьшающие физическое напряжение.

  3. В воздушно – тепловом режиме школы наблюдаются незначительные отклонения от нормативных показателей.

  4. Школьные кабинеты и коридор имеют очень богатый растительный интерьер, что способствует полезной ионизации воздуха и повышению работоспособности учащихся. Из полезных растений в школе встречаются в большом количестве: герань (пеларгония), хлорофитум, диффенбахия, сансивьерия, драцена, лимон, нефролепис, спатифиллюм, циперус.

  5. Анализ графиков умственной работоспособности учащихся показал, что расписание уроков составлено с учетом санитарных требований (СанПиН 2.4.2.2821-10, п. 10).

Таким образом, проведенное исследование и полученные результаты полностью подтверждают выдвинутую гипотезу. Санитарно – экологическая обстановка в школе, имеет высокую степень соответствия организации учебного режима учреждения гигиеническим требованиям, что позитивно сказывается на умственном, физическом и эмоциональном состоянии школьников.

Практические рекомендации: провести подобные исследования для всех классов школы, создать ученические валеологические комиссии для проведения данной работы.

ЛИТЕРАТУРА


  1. Алексеев С.В., Беккер А.М. Изучаем экологию – экспериментально. Практикум по экологической оценке состояния окружающей среды. – Спб., 1993

  2. Ашимхина Т.Я. Школьный экологический мониторинг: Учебно-методическое пособие. – М.: Агар, 2000

  3. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: Учебное пособие для учащихся. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2006

  4. Великанова Л. К.. «Физиолого-гигиенические критерии рациональной организации учебно-воспитательного процесса в школе». – Новосибирск, издательство Новосибирского государственного университета, 1993

  5. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.2821-10

  6. Зверев А.Т. Экология. Практикум. 7-9 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Издательство Оникс, 2007

  7. Зверев А.Т. Экология. 7-9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Издательство Оникс, 2007

  8. Небел Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир. В 2 томах / Пер. с англ. – М.: Мир, 1993

  9. Хессайон Д. Г. Все о комнатных растениях. — М.: Кладезь, 1996.

  10. Шклярова О.А. Изучение экологического состояния школы (практическая работа) // Биология в школе. – 1990. - № 3