Программы наименование дисциплины: «Социология молодежи» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины Социология молодежи Направление подготовки... 1 194.44kb.
Наименование дисциплины: «Социология труда» Рекомендуется для направления... 1 106.23kb.
Наименование дисциплины: Социология образования Рекомендуется для... 1 92.04kb.
Программа дисциплины «Социология молодежи» 4 454.86kb.
Перечень вопросов для оценки качества освоения дисциплины «Социология... 1 13.25kb.
Социология молодежи В. Семенова Вводные замечания 1 370.27kb.
Программы наименование дисциплины 1 104.74kb.
Наименование дисциплины: «Социология семьи и гендерная социология» 1 148.37kb.
«Социология религии» Аннотация программы учебной дисциплины для направления... 1 20.74kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В. Социология образования 1 276.34kb.
Социология молодежи 1 70.03kb.
Программа «Социально-гуманитарные проблемы физической культуры и... 1 230.39kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программы наименование дисциплины: «Социология молодежи» - страница №1/1

АННОТАЦИЯ

ПРОГРАММЫ

 

Наименование дисциплины:

«Социология молодежи»

 

 Рекомендуется для направления подготовки

 040100 Социология


Квалификация (степень) выпускника    «бакалавр»
 1. Цели и задачи дисциплины: Цель спецкурса – формирование системы знаний по теориям и методическим подходам к изучению молодёжи в рамках отраслевой социологии.

Задачи спецкурса:

  • дать представления о сущности молодёжи как социально-демографической группы, с точки зрения её роли и места в общественном воспроизводстве.

  • изложить основные социальные проблемы, возникающие в связи с положением молодёжи в социальной структуре общества, с особенностями её сознания и поведения;

  • обеспечить необходимые знания о методах социологического исследования социальных проблем молодежи;

  • дать представление об основных направлениях и формах реализации молодёжной политики государства и роли социологической информации для принятия долгосрочных проектов и программ.


 

2. Место дисциплины  в структуре ООП:

Предлагаемый курс опирается на теоретические знания по общественным и гуманитарным дисциплинам, полученные студентами на первом-четвертом годах обучения, и ориентирован на сознательное освоение социологических теорий молодежи и специфических методов и техник исследования ювенальных групп.

  В основу курса положен междисциплинарный проблемный подход и  системный принцип изложения.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:



  •  Процесс изучения дисциплины  направлен на формирование следующих компетенций:

способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук (основные положения социологии) при решении профессиональных задач при решении профессиональных задач (ОК-9);

    способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-10);

способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1);

    способность участвовать в разработке основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей (ПК-6);

способность использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности (ПК-10);



В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать основные функции социологии молодежи, современные социально-правовые и социально-экономические проблемы российского общества, связанные с возрастной стратификацией, основные методы и направления исследований молодежных групп и молодежных субкультур;

Уметь определять специфику научно-исследовательской и социально-проектной работы с молодежными социально-возрастными группами, находить, анализировать и представлять аналитическую информацию о процессах в молодежной среде и в сфере молодежной политики.

Владеть следующим практическим навыкам:



  • организовать социологического исследования в предметном поле социологии молодежи,

  • уметь получить информацию от различных ювенальных групп,

  • представлять результаты аналитической работы в устной и письменной формах, с использованием визуальных средств презентации.



4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

 

Всего часов / зачетных единиц

Семестры

 

 

7



 

 

 

Аудиторные занятия (всего)

26/2

26/2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекции

10

10

 

 

 

Практические занятия (ПЗ)

 

 

 

 

 

Семинары (С)

16

16

 

 

 

Лабораторные работы (ЛР)

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа  (всего)

46

46

 

 

 

В том числе:

 

 

 

 

 

Курсовой проект (работа)

 

 

 

 

 

Расчетно-графические работы

 

 

 

 

 

Реферат

 8

 8

 

 

 

Другие виды самостоятельной работы

 38

 38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

Зачет

 

 

 

 

 

72

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

 

Тема 1. Место молодежи в социально-возрастной стратификации общества



Тема 2. Молодежь как объект социологического исследования

Тема 3. Социальное развитие молодежи.

Тема 4. Методы и процедуры социологических исследований ювенальных групп

Тема 5. Молодёжная политика: взаимодействие государства, политических партий и общественных объединений


Семинар:1. Возраст как объект научного исследования.

Семинар 2. Молодежь как объект социологического исследования

Семинар 3. Социальное развитие молодежи.

Семинар 4.Особенности сознания и поведения молодежных групп в современном российском обществе (труд, потребление, политика, досуг)

Семинар 5. Девиации в молодежной среде.

Семинар 6.  Молодежные субкультуры.

Семинар 7. Методы и процедуры социологических

исследований ювенальных групп

Семинар 8. Молодёжная политика: взаимодействие государства, политических партий и общественных объединений
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми  

      (последующими) дисциплинами

 


№ п/п

Наименование обеспечиваемых  (последую-щих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

 

 

 

 

1.

«Электоральная социология»

+







+

+

 

 

 

 

2.

«Социальная политика»

+

+

+

+

+




 

 

 

3.

«Социальная психология»

 

+

+

+







 

 

 

4.

«Социология конфликта»

+




 

 

+

 

 

 

 

5.

«Современные технологии маркетинговых исследований»

+

+




+




 

 

 

 

























 

 

 

























 

 

 

 

5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.


Лаб.

зан.


Семин.

СРС

Все-го

1.

Место молодежи в социально-возрастной стратификации общества

 2

 

 

 2

 

4

2.

Молодежь как объект социологического исследования

 2

 

 

4

 

6

3.

Социальное развитие молодежи.

2

 

 

 4

 

6

4.

Методы и процедуры социологических исследований ювенальных групп

2

 


 

 

 4

 

6

5.

Молодёжная политика: взаимодействие государства, политических партий и общественных объединений

2

 

 

 2

 

4

 

6. Лабораторный практикум

Нет


 

7. Примерная тематика курсовых проектов (работ) и рефератов

  1. 1. Основные этапы становления социологии молодежи

  2. Основные социологические теории, объясняющие девиацию в молодежной среде

  3. Гендерные особенности социальных установок молодежи

  4. Основные элементы молодежной субкультуры

  5. Молодёжная политика: сущность и типология

  6. Молодежь как объект и субъект процесса смены поколений

  7. Социальная стратификация внутри молодежного возраста

  8. Критерии социального развития молодежи

  9. Функции молодежной субкультуры

 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература.


  1. Социология молодежи. М.: Гардарики, 2007 г. 336 с.

  2. Социология молодежи. Энциклопедический словарь. Под общ.ред Ю.А.Зубок. М.: Academia, 2008. 665 с.

  3. Тощенко Ж.Т. Социология: Общ.курс: Учеб. пособие для студентов вузов / Жан Терентьевич Тощенко . - 2-е изд., доп. и перераб.. - М.: Юрайт, 2004. - 527 с. Глава 4 «Социология молодежи».

 б) дополнительная литература.

  1. Манько Ю.В., Оганян К.М. Социология молодежи. М.:Петрополис, 2008. 316 с.

  2. Левикова С.И. Молодежная субкультура. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. 608 с.

  3. Тезаурус социологии: тематический словарь-справочник / под.ред Ж.Т.Тощенко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. Раздел. Майорова-Щеглова С.Н. Социология молодежи С.303-306.

в) программное обеспечение. Каждому обучающемуся обеспечен доступ к необходимому программному обеспечению.

 

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Компьютер, проектор, программное обеспечение.



 

10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Форма текущего контроля – работа студента на семинарских занятиях. За работу на занятиях студентам проставляются баллы. Форма промежуточной аттестации – письменная (домашняя) работа  в конце семестра. Итоговая форма контроля  - зачет.



 

Разработчики:        

РГГУ Кафедра прикладной социологии                 д.с.н., проф. Майорова-Щеглова С.Н.

 

 

Эксперты:



ГОУ ВПО «Саратовский государственный

социально-экономический университет»

д.с.н., доцент Климова С.В.

ГОУ ВПО МО "Международный университет природы, общества

и человека "Дубна"



д.с.н., доцент, зам.зав. каф. социальной работы Солнышкина М.Г.

доктор социологических наук, доцена