Программы дисциплины «Профессиональная этика журналиста» Цели и задачи дисциплины - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программы дисциплины «Введение в литературоведение» ( Б5), 032700. 1 39.37kb.
Программы учебной дисциплины «Кинокритика». Цели и задачи дисциплины 1 25.32kb.
Программа курса «Профессиональная этика журналиста» 1 90.91kb.
Реферат по теме профессиональная этика журналиста «Пределы вторжения... 1 167.5kb.
Программы наименование дисциплины: «Социология молодежи» 1 92.42kb.
Программы дисциплины «История отечественной журналистики» Цели и... 1 58.86kb.
Абстрактная алгебра Цели и задачи освоения дисциплины. Целями изучения... 1 14.37kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности... 1 223.18kb.
Программы дисциплины «Основы теории коммуникации» Цели и задачи дисциплины 1 50.57kb.
Программа дисциплины сдм. 11 Историческая мысль в контексте различных... 1 131.03kb.
Программа наименование дисциплины история религии 1 127.58kb.
Рекомендации по написанию контрольной работы 1 89.16kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программы дисциплины «Профессиональная этика журналиста» Цели и задачи дисциплины - страница №1/1

Аннотация программы дисциплины

«Профессиональная этика журналиста»


1. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины – формирование у студентов знаний, умений и навыков в сфере профессиональной этики журналиста. Под профессиональной этикой журналиста в данном курсе понимается совокупность ценностей, норм и правил, включенных в состав основных регуляторов профессиональной деятельности журналиста.

Задачи: изучение истории становления и развития профессиональной этики журналиста в Западной Европе, США и России; осмысление значения и роли профессиональной этики в системе профессиональной деятельности журналиста; изучение методов и способов общественного и корпоративного контроля за соблюдением журналистами этических стандартов; приобретение навыков этического анализа профессионального поведения в сложных ситуациях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.3. Профессиональный цикл. Базовая часть» ФГОС по направлению подготовки 031300 – журналистика.

К входным знаниям, необходимым для её изучения относятся: понимание студентами общих закономерностей и механизмов коммуникативной деятельности; сущности, роли и функций журналистики в современном обществе, её гуманистической миссии и принципов; роли аудитории, важности учета её характеристик, механизмов восприятия и влияния массовой информации, особенностей коллективной редакционной работы как профессионально-творческой, особенностей взаимоотношений с людьми как источниками информации и героями публикаций (предшествующие дисциплины «Введение в специальность», «Основы теории журналистики», «Основы журналистской деятельности»). В свою очередь курс «Профессиональная этика журналиста» является одним из базовых для профессионально-творческих практикумов, дисциплин начальной профилизации по средствам массовой информации, их типам, видам, а также тематической, изучения курса «Основы паблик рилешнз», прохождения производственных практик, в ходе которых студенты учатся руководствоваться нормами этики в журналистской работе.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, руководствоваться ими в профессиональной деятельности (ОК-1);

способность видеть и реализовать перспективу своего культурно-нравственного и профессионального развития, расширять кругозор, обновлять знания, готовность к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность к саморефлексии, осмысливанию своего социального и профессионального опыта (ОК-8);

способность основываться на базовых знаниях в области общегуманитарных наук (философия, культурология, история) в процессе формирования своего мировоззрения, понимать проблемы взаимоотношений общества и человека, взаимосвязь свободы и ответственности, значение нравственного и ценностного выбора, расширять свой кругозор в контексте полученного культурологического знания; умение использовать гуманитарные знания в своей социальной и профессиональной деятельности (ОК-13);

понимание значения этических ориентиров и регуляторов журналистской деятельности, знание основных российских и международных документов по профессиональной этике (ПК-12);

собирать необходимую информацию (работать с источниками информации, применять разные методы), осуществлять ее проверку, селекцию и анализ (ПК-40);

участвовать в коллективном анализе деятельности СМИ и анализировать результаты собственной работы (профессиональная рефлексия) (ПК-47);

организовывать интерактивное общение со своей аудиторией в разных формах, устанавливать коммуникативно-информационные связи, используя различные медийные средства и новейшие технологии (ПК-55).

Требования к уровню освоения содержания курса:

В результате изучения дисциплины специалист должен знать:

1) что такое профессиональная мораль и как она действует;

2) в чем сущность профессиональной этики как науки о профессиональной морали и какова ее роль в саморегулировании журналистского сообщества;

3) каково содержание фундаментальных профессионально-этических представлений журналистского сообщества (профессиональный долг, профессиональная ответственность, профессиональная совесть, профессиональная честь, профессиональное достоинство);

4) каковы основные профессионально-этические принципы и нормы, регламентирующие деятельность СМИ и журналиста;

5) каковы основные профессионально-этические проблемы, возникающие в практике российского журналистского сообщества в настоящий период.

Основной критерий освоения пройденного материала - способность студента применять полученные знания на практике, при разрешении сложных профессионально нравственных ситуаций. В соответствии с этим специалист-журналист должен уметь:

1) видеть при принятии решений в процессе профессионального по ведения существующие альтернативы и выбирать вариант поведения, сориентированный на моральные ценности журналистского сообщества;

2) владеть навыками самостоятельной профессионально-нравственной ориентации в процессе работы, свидетельствующих о достаточном уровне профессионально-этической зрелости;

3) освоить принципы и методику поиска оптимальных этических решений в затруднительных ситуациях, с которыми сталкивается журналист в повседневной практике.



4. Объем дисциплины и виды учебной работы

4 семестр: 18 ч. – лекций, 18 ч. – практич., 36 ч. – СРС, 36 ч. – экз., ЗЕТ – 3.

Вид аттестации – экзамен.

Содержание дисциплины

Раздел 1. Профессиональная этика как наука и проблема практики.

Вводная лекция. Предмет и основные понятия курса.

Механизм действия профессиональной морали.

Раздел 2. Состояние профессиональной этики как науки в настоящий момент.

Базовые профессионально-этические принципы журналистики

Профессионально-этические нормы журналистского поведения

Этические нормы при сборе и распространении информации

Раздел 3. Социальная действительность как источник этических коллизий в профессиональной деятельности журналистов.

Профессионально-этические затруднения в журналистике и способы их разрешения.

Становление саморегулирования журналистского сообщества в России

5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) Основная литература:


  1. Авраамов Д. Профессиональная этика журналиста. — М., 2004.

  2. Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста. – М., 2000.

  3. Правовые и этические нормы в журналистике / Составитель Е. П. Прохоров. – М., 2007.

б) программное и коммуникационное обеспечение

Учебная дисциплина обеспечена учебно-методической документацией и материалами. Рекомендуемая к занятиям литература имеется в наличии в библиотеке СахГУ. С содержанием учебной дисциплины, программой и необходимыми текстовыми материалами студенты могут познакомиться на интернет-сайте СахГУ.


Информационное обеспечение дисциплины:

Ресурсы сети Интернет по профессиональной этике журналиста



  1. http://www.medialaw.ru/selfreg/13/index.htm (тексты всех кодексов этики)

  2. http://www.i-u.ru - Библиотека РГИУ

  3. http://library.cjes.ru - Библиотека Центра экстремальной журналистики

  4. http://media.utmn.ru/library - Библиотека отделения журналистики ТюмГУ

  5. http://www.auditorium.ru – Портал auditorium.ru.

  6. http://evartist.narod.ru – EVARTIST (Сетевая библиотека работающего журналиста)

  7. http://ihtik.lib.ru - Библиотека Ихтика

и т.д.

в) материально-техническое обеспечение дисциплины

Компьютерный класс, оргтехника, доступ к сети интернет. Специальное программное обеспечение курса не требуется. Используются интернет-браузеры и текстовые редакторы (предпочтительнее «Opera 11.01» и «Microsoft Office Word 2007»).



Аннотация составлена старшим преподавателем кафедры журналистики

Зиновьевой Н. В.