Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 19. 00. 01 Общая психология, психология личности, история психологи - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа вступительного экзамена по специальности 19. 00. 05 «Социальная... 1 266.27kb.
Программа кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 01 – общая... 1 321.31kb.
Психологические компоненты инновационного потенциала профессионала 2 446.46kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 19. 1 246.21kb.
Родился: 27 мая 1879, Меккесхайм, Германия; скончался 1 18.2kb.
Агрессивность в структуре личности: интегративный подход 19. 1 398.77kb.
Личностная автономия как предмет психологического исследования 19. 1 277.45kb.
Восприятие и изображение третьего пространственного измерения 19. 2 690.26kb.
2005 год дементий людмила Ивановна 1 53.98kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 05. 1 40.11kb.
Вопросы государственного экзамена по направлению «лингвистика» 1 22.37kb.
Лекции №3, №4 08. 09. 2009. Основные школы психологии мышления 1 87.69kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 19. 00. 01 Общая - страница №1/1



Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования Московской области



«Международный университет природы, общества и человека «Дубна»


У Т В Е Р Ж Д А Ю

Ректор
______________Д.В. Фурсаев
_____”___________20____ г.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру

по специальности
19.00.01 — Общая психология, психология личности, история психологии

Разработана:

Кафедра психологии

(наименование кафедры)
Заведующий кафедрой:

Н.А. Сахарова


_____________________

(подпись)


Дубна, 2013

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ

Тема 1. Предмет психологии. Психология в системе естественных и общественных научных дисциплин. Специфика психологического знания. Психика и отражение. Психическое отражение как субъективный образ объективного мира. Ориентирующая и регулирующая функции психики. Сознание и бессознательное.

Тема 2. Основные этапы развития представлений о предмете психологии. Развитие психологии в рамках философии. Материалистические и идеалистические направления изучения психики в истории психологии.

Тема 3. Отрасли психологии и задачи психологической практики. Общая психология, социальная психология, возрастная и педагогическая психология, психология труда и инженерная психология, психология спорта, психология религии, психология искусства, юридическая психология, клиническая психология, психофизиология, зоопсихология. Взаимосвязь теоретических и прикладных задач психологии. Место психологии в решении задач профессионального образования и нравственного воспитания личности. Значение психологического знания для экономики, развития культуры и охраны здоровья людей.

Тема 4. Методы психологии. Интроспекция как метод исследования психики. Объективные методы исследования формирования и функционирования психических процессов. Наблюдение, беседа, анализ продуктов человеческой деятельности как методы психологии. Естественный и лабораторный эксперимент. Методы измерения психических процессов. Диагностические тесты. Сравнительно-генетический метод. Формирование и моделирование психических процессов как метод исследования. Сравнительно-патологический метод. Анализ отдельных случаев (клинический метод). Применение математических методов и технических средств в психологическом исследовании.

Тема 5. Общее понятие о деятельности. Предметность деятельности. Внешняя и внутренняя деятельность. Ориентировочная и исполнительская деятельность, индивидуальная и совместная, творческая и нетворческая. Субъект деятельности. Мотивы и цели деятельности. Деятельность и психические процессы. Взаимопереходы составляющих деятельности.

Тема 6. Действие как единица человеческой деятельности. Понятие об ориентировочной основе действия. Внутренние, умственные действия. Процессы целеобразования. Способы (операции) выполнения действия Преобразование действий в операции. Относительная самостоятельность операций, их переносы из одних действий в другие. Умственные операции. Уровни построения движений. Понятие о координации движений (Н. А. Бернштейн). Развитие движений. Понятие о психомоторике.

Тема 7. Поиск критериев психики в истории психологии. Субъективные и объективные критерии наличия психики.

Тема 8. Врожденное и индивидуально-изменчивое поведение. Понятия инстинкта, научения и интеллекта у животных. Рефлекторная теория поведения. Современные подходы к изучению поведения животных.

Тема 9. Общественно-историческая природа психики человека. Переход к историческому развитию человечества. Общественное производство как способ жизни человека. Структура деятельности человека. Понятия индивида, субъекта, личности, индивидуальности. Проблема соотношения биологического, психического и социального в человеке.

Тема 10. Уровни отражения у человека. Происхождение и развитие сознания. Сознание и неосознаваемые психические процессы. Понятие установки (Д. Н. Узнадзе). Соотношение осознаваемых и неосознаваемых процессов в регуляции деятельности. Проблема сознания в психологии и философии. Общественное и индивидуальное сознание.

Тема 11. Развитие психики человека в онтогенезе. Понятие общественно-исторического опыта. Закрепление достижений человечества в материальных и духовных продуктах деятельности людей. Язык как особое средство хранения и передачи общественно-исторического опыта Характеристика процесса присвоения. Понятие интериоризации как перехода совместноразделенной деятельности ребенка и взрослого во внутреннюю деятельность. Формирование высших психических функций.


РАЗДЕЛ II. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Тема 1. Общие представления о восприятии. Основные феномены восприятия. Основные свойства ощущений. Классификация ощущений.

Тема 2. Основные подходы и теории восприятия. Общая характеристика двух основных подходов к изучению восприятия: объектно- и субьектно-ориентированный подходы. Теории, относящиеся к объектно-ориентированному подходу: структуралистская теория Э. Титченера, гештальттеория, экологическая теория Дж. Гибсона. Теории, относящиеся к субъектно-ориентированному подходу: теория бессознательных умозаключений Г. Гельмгольца, теория перцептивных гипотез Дж. Брунера, теория перцептивного цикла У. Найссера.

Тема 3. Развитие восприятия. Проблема врожденного и приобретенного в развитии восприятия. Основные экспериментальные ситуации исследования данной проблемы: Роль двигательной активности в развитии ощущений и восприятий. Экспериментальные исследования А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца. Природа перцептивных действий.

Тема 4. Основные направления экспериментальных исследований ключевых феноменов восприятия. Исследование сенсорных качеств (ощущений). Психофизика Г. Фехнера. Пороги ощущений. Закон Бугера-Вебера. Теория обнаружения сигналов. Развитие психофизики от Г. Фехнера до Дж. Гибсона. Исследование субъективных шкал. Восприятие формы, третьего измерения и движения. Исследования восприятия формы в гештальтпсихологии. Законы перцептивной организации. Феноменальные характеристики фигуры и фона. Признаки удаленности и глубины. Кросскультурные исследования восприятия. Особенности восприятия двумерных изображений в отдельных культурах. Исследование установок в восприятии.

Тема 5. Общие представления о внимании Многозначность определения внимания. Виды внимания. Непроизвольное (первичное) внимание. Произвольное (вторичное) внимание. Развитие средств в организации произвольного внимания.

Тема 6. Основные свойства внимания и их экспериментальные исследования. Объем внимания. Концентрация, устойчивость, колебания внимания. Переключение и распределение внимания. Внимание и сознание. Критика моторных теорий внимания.

Тема 7. Внимание и деятельность. Структура деятельности и внимание. Связь внимания о механизмами регуляции и организации деятельности. Внимание как действие контроля (П. Я. Гальперин). Автоматические и сознательно контролируемые процессы.

Тема 8. Развитие внимания. Стадии развития внимания. Пути развития высших форм внимания. Обучение и внимание. Рассеянность и способы ее преодоления. Планомерное, поэтапное формирование внимательности школьников. Исследование нарушения внимания в клинике и его значение.

Тема 9. Общие представления о памяти. Виды памяти. Непроизвольная и произвольная память. Экспериментальные методы исследования непроизвольного запоминания. Анализ соотношения произвольного и непроизвольного запоминания в работах А. Н. Леонтьева, А. А. Смирнова и П. И. Зинченко.

Тема 10. Основные факты и закономерности психологии памяти. Влияние характера материала. Роль упражнения. Влияние уровня научения на память. Роль установок, мотивации и эмоциональных реакций. Забывание и реминисценция. Изменение памяти во времени. Основные принципы организации памяти человека. Роль ассоциаций в процессах памяти человека. Навыки и память.

Тема 11. Теории памяти. Память как совокупность процессов приема, трансформации и хранения информации. Уровневая организация процессов памяти. Использование средств как специфический принцип организации человеческой памяти (П Жане, Л.С.Выготский) Память и деятельность.

Тема 12. Развитие памяти. Основные генетически различные формы функционирования памяти. Пути развития генетически различных форм памяти.
РАЗДЕЛ III. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ. ВОЛЯ. ВООБРАЖЕНИЕ

Тема 1. Понятие о мышлении Мышление и познание. Мышление и предметно-практическая деятельность. Роль мышления в регуляции предметно-практической деятельности. Мышление как самостоятельная деятельность.

Тема 2. Методы исследований мышления. Наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности, беседа в изучении мышления. Методы и методики изучения мышления. Формирующий эксперимент и исследование природы умственных действий. Основные качества умственного действия и условия его формирования. Типы ориентировочно-исследовательской деятельности.

Тема 3. Виды мышления. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Особенности теоретического и эмпирического мышления. Аутистическое, эгоцентрическое и реалистическое мышление. Творческое и нетворческое мышление. Индивидуальные особенности и типы мышления.

Тема 4. Мышление и речь. Генетические корни мышления и речи. Речевое мышление как единство мышления и речи. Специфика психологического изучения понятий «Методика двойной стимуляции» и выделения функциональных эквивалентов понятия. Основные линии формирования понятий; описание комплексов, псевдопонятий, потенциальных и истинных понятий. Сравнение научных и житейских понятий и путей их развития. Разнообразие экспериментальных методик изучения понятийной сферы. Стратегии образования понятий.

Тема 5. Принцип развития в психологии мышления. Развитие мышления в филогенезе. Основные направления исследований мышления животных. Развитие мышления в антропогенезе. Первобытное мышление. Кросскультурные исследования мышления. Основные стадии развития мышления в онтогенезе.

Тема 6. Теоретические подходы к изучению мышления.

Тема 7. Психологический анализ речи. Виды и функции речи. Теории порождения и восприятия речи. Развитие речи в онтогенезе.

Тема 8. Теоретические подходы к изучению воли. Проблема воли в философии. Свобода как осознанная необходимость. Психологические теории воли. Функции воли в различных подходах.

Тема 9. Экспериментальные исследования воли и произвольности.

Тема 10. Развитие воли в норме и патологии.

Тема 11. Теоретические подходы к исследованию воображения. Виды воображения. Роль воображения в процессах деятельности. Экспериментальное изучение воображения.

Тема 12. Развитие воображения в норме и патологии.
РАЗДЕЛ IV. ПСИХОЛОГИЯ МОТИВАЦИИ, ЭМОЦИЙ, ЛИЧНОСТИ

Тема 1. История и современное состояние психологии мотивационных процессов. Основные проблемы и понятия психологии мотивации. Потребность. Историческая природа потребностей человека. Мотив как результат опредмечивания потребностей. Актуальное и потенциальное состояние потребностей. Мотивы и установки. Потребности и эмоции.

Тема 2. Основные подходы к изучению мотивации. Специфика исследования мотивации в бихевиоризме, психоанализе, гештальтпсихологии, гуманистической психологии, современной позитивистской психологии: основные понятия, принципы, представления о механизмах, методы исследования. Проблема мотивации в психологии деятельности.

Тема 3. Развитие мотивационной сферы человека. Специфика мотивационной сферы человека. Социальная детерминированность и опосредствованность интеллектом мотивации человека. Основные этапы развития мотивационной сферы человека. Понятия ведущей деятельности и ведущей мотивации. Смена ведущей мотивации и кризисы детского возраста (Д. Б. Эльконин). Механизм «сдвига мотива на цель». Виды полимотивации деятельности. Мотивационная сфера личности. Иерархическое строение мотивационной сферы личности.

Тема 4. Влияние мотивации на продуктивность и качество деятельности. Проблема стресса. Понятие оптимума мотивации. Закон Йеркса-Додсона. Мотивация отдельных видов деятельности.

Тема 5. Общая характеристика психологии эмоций. Состояние психологии эмоций. Основные проблемы психологии эмоций. Проблема критерия эмоционального. Функции эмоций. Специфика психического отражения в эмоциях.

Тема 6. Развитие представлений об эмоциях в истории психологии. Основные тенденции в интерпретации эмоций, их характеристика. Физиологические теории эмоций. Современные зарубежные концепции эмоций. Развитие представлений об эмоциях в советской психологии.

Тема 7. Разновидности эмоциональных явлений. Возможные основания классификации эмоций. Отличительные признаки аффекта. Ситуативные эмоции как регулятор деятельности. Эмоциональные состояния, их экспериментальное изучение. Выражение эмоций.

Тема 8. Методологические основы анализа понятий личности. Многозначность понятия личности в современной психологии. Структурный и генетический аспекты анализа личности. Предварительные представления о структуре личности. Личность как «система мотивов». Личность как «самосознание». Личность как способность к творческим проявлениям. Личность как способность к нравственному деянию. Представления о генезисе и движущих силах развития личности. Индивид и личность.

Тема 9. Социальные условия и движущие силы развития личности. Понятие социальной ситуации развития личности (Л. С. Выготский, Б. Н. Ананьев, Л. И. Божович). Роль социализации в формировании личности. Интериоризация как механизм социализации (П. Жане, Л. С. Выготский). Стадии процесса социализации, институты социализации. Понятие о росте, формировании и развитии. Развитие как спонтанный процесс. Объективный и субъективный подходы к выделению движущих сил развития личности. Активность субъекта как движущая сила развития личности в рамках деятельностного подхода (А. Н. Леонтьев, С. Л.Рубинштейн). Периодизация развития личности.

Тема 10. Структура личности. Принцип анализа по «элементам» и принцип анализа по «единицам» как общие принципы структурирования психических образований (Л. С. Выготский). Выделение единиц как способ анализа структуры личности. Факторный подход к структуре личности. Основные характеристики когнитивистского подхода к структуре личности. Представления о структуре личности в психоанализе.

Тема 11. Методы экспериментального исследования личности. Личностный смысл и смысловое образование. Методы экспериментального анализа смыслового образования: прямые (основанные на реальных поступках) и проективные (основанные на вербальном материале). Возникновение прямых методов исследования личности в опытах К Левина и его сотрудников. Принцип проекции и основные проективные методы. Клинические и социально-психологические методы воздействия на личность.

Тема 12. Исследование личности в различных психологических направлениях. Структура личности в классическом психоанализе З.Фрейда. Развитие этих представлений в психологии К. Г. Юнга. Модификация идей классического психоанализа в теориях А. Адлера, Э. Фромма, Г. Салливена, К. Хорни. Эпигенетическая теория личности Э. Эриксона. Тенденции к самоактуализации и самореализации как движущая сила развития личности в теориях А. Маслоу и Г. Олпорта. Тенденция к поиску смысла жизни и самосозиданию как движущая сила развития личности (В. Франкл, К. Роджерс). Развитие личности как субъекта нравственного действия (Ж. Пиаже, Л. Колберг).

Тема 13. Личность и индивидуальность Понятие индивидуальности. Индивидуальное и всеобщее. Подходы к изучению индивидуального характера. Клинический подход к изучению индивидуального характера. Акцентуированная черта как основа классификации характеров в концепции К. Леонгарда. Типология характеров в работах П.Б.Ганнушкина и А. Е. Личко. Аналитический подход к типологии характеров (А. Ф. Лазурский). Характер и темперамент. Понятие о способностях. Общие и специальные способности (взгляды Б.М.Теплова, А. Н. Леонтьева, В. В. Давыдова).


Рекомендуемая литература:

  1. Введение в психологию: Хрестоматия. – М., 1999.

  2. Внимание: Хрестоматия. – М., 1976.

  3. Выготский, Л.С. Лекции по психологии / Л.С. Выготский. – СПб., 1997.

  4. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М., 1996.

  5. Выготский, Л.С. Психология развития как феномен культуры / Л.С. Выготский. – М., 1996.

  6. Выготский, Л.С. Этюды по истории поведения / Л.С. Выготский, А.Р. Лурия. – М., 1993.

  7. Гальперин, П.Я. Психология как объективная наука / П.Я. Гальперин. – М., 1998.

  8. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 1996.

  9. Зейгарник, Б.В. Психология личности: норма и патология / Б.В. Зейгарник. – М., 1998.

  10. Истории психологии: Хрестоматия. – М., 1980.

  11. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М., 1975.

  12. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. – М., 2000.

  13. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М., 1981.

  14. Лурия, А.Р. Об истории развития познавательных процессов / А.Р. Лурия. – М., 1974.

  15. Ощущение и восприятие: Хрестоматия. – М., 1975.

  16. Пиаже Ж. Экспериментальная психология / Ж. Пиаже, П. Фресс. – М., 1970.

  17. Психология индивидуальных различий: Тексты. – М., 1982.

  18. Психология личности: в 2-х т. / Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара, 1999.

  19. Психология личности: Тексты. – М., 1982.

  20. Психология мышления: Хрестоматия. – М., 1981.

  21. Психология ощущений и восприятия. – М., 1999.

  22. Психология памяти. – М., 1998.

  23. Психология эмоций: Тексты. – М., 1984.

  24. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб., 1998.

  25. Субъект деятельности // Общая психология: Хрестоматия. – Выпуск 2. – М., 1998.

  26. Субъект познания // Общая психология: Хрестоматия. – Выпуск 3. – М., 1998.

  27. Тихомиров, О.К. Психология мышления / О.К. Тихомиров. – М., 1984.

  28. Ярошевский, М.Г. Краткий курс истории психологии / М.Г. Ярошевский. – М., 1995.